Морфемика. Морфемный состав слова.
план-конспект занятия

План - конспект урока по теме "Морфемика. Морфемный состав слова. Морфемный разбор слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfmika._morfemnyy_sostav_sova.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГПОУ ТО «НСК»

Дата: 2 марта 2021

Группа: ЭГС – 20

Преподаватель: Помочтова Е.Н.

Предмет:  Русский язык

Тема:  Морфемика.  Морфемный разбор слова.

Тип занятия: комбинированный

Цели:

  • повторить и углубить знания по теме «Морфемика»;
  • совершенствовать навык морфемного разбора слов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать практические навыки анализа состава слова;
  • научить практически использовать полученные знания;
  • воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.

Задачи:

  • повторить и систематизировать сведения по морфемике;
  • вести подготовку к экзамену;
  • развивать аналитическое мышление, память, коммуникативные способности;
  • воспитывать серьёзное отношение к истории слова, целеустремлённость в познавательной деятельности.
  • развивать способность участвовать в общении, правильно излагать свои мысли в устной форме, владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Методы обучения: словесный, практический, репрдуктивный, элементы эвристического, самостоятельная работа студентов.

Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник, карточки, печатный раздаточный материал, фильм, .

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели занятия

III. Повторение

1. Теория

Дать толкование терминам с примерами: лксикология, лексика, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы

2. Практические задания (работа над орфографией)

а. Замените все слова из предложения синонимами:

Доктор прописал пациенту инъекции.

Разъяренная вьюга замела тропинки.

б. Диктант «Наоборот» (заменить антонимами):

Рассвет – закат, закончить – начать, исчезнуть – появиться, диалог – монолог, горизонтальный – вертикальный, оптимист – пессимист, приятны – неприятный.

IV. Подготовка к экзамену

Закрепить навык грамматических разборов

В высоком зимнем3 небе загораются2  яркие1  звезды.4

V. Новый материал

1. Актуализация знаний (беседа)

Всё на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, дома – из кирпичиков или бревен, предложения – из слов. А слова в свою очередь тоже состоят из своего «строительного материала» – морфем. И наша цель – подробно исследовать те самые «кирпичики», из которых построено слово. Для того чтобы начать работу, мы должны повторить то, что знаем, вспомнить то, что забыли.

–  Что мы знаем о составе слова?

2. Ответим на следующие вопросы:

  1. Как называется раздел науки о языке, изучающий части слова?
  2. Что такое морфема?
  3. Из каких морфем может состоять слово?
  4. Из каких морфем может состоять основа слова?
  5. Для чего служат приставки и суффиксы?
  6. Для чего служит окончание?
  7. Что такое однокоренные слова?
  8. Чем отличается форма одного и того же слова от однокоренных слов?
  9. Каков порядок морфемного разбора слов?
  1. Работа с учебником

Ознакомление с теоретическим материалом по теме

4. Работа с раздаточным материалом (Приложение 1)

5. Тренировочные упражнения

а. упражнение 68 (приложение 1)

б. упражнение 109 (учебник)

6.  Развитие речи (связь с профессией).

У однокоренных слов меняется лексическое значение, а у форм слова меняется только грамматическое значение. Форма слова – это изменение одного и того же слова (дом – дому, домом, дома). Однокоренные слова – это слова, разные по своему лексическому значению, с одним корнем (дом – домовой, домовитый).

Подобрать цепочку однокоренных слов к слову «СВАРЩИК». С однокоренными словами составить текст: сварщик, сваривал, сваривать, сварены, сварочные, сваренные, сваривший, сварщица.

VI. Рефлексия

  • Чем занимались на занятии?
  • Что нового узнали?
  • Что вызвало трудности?
  • Что показалось самым простым?
  • Расскажите о порядке морфемного разбора слова.

VII. Итоги занятия. Оценки

VIII. Самостоятельная работа по вариантам (Приложение 2)

IX. Это интересно (Просмотр фильма по теме занятия)

Приложение 1

Ответим на следующие вопросы:

  1. Как называется раздел науки о языке, изучающий части слова?
  2. Что такое морфема?
  3. Из каких морфем может состоять слово?
  4. Из каких морфем может состоять основа слова?
  5. Для чего служат приставки и суффиксы?
  6. Для чего служит окончание?
  7. Что такое однокоренные слова?
  8. Чем отличается форма одного и того же слова от однокоренных слов?
  9. Каков порядок морфемного разбора слов?

Приложение 2

Самостоятельная работа

Вариант – 1

Произвести морфемный разбор слов:

Футболист, находишься, влетел, бесчисленный, водяная, подъезд, приготовим, шоссе, сладковатое, каменщик, разбросишь, верхушка, узелочек, проехал, наговорили, село.

Самостоятельная работа

Вариант – 2

Произвести морфемный разбор слов:

Дождёшься, полетела, теннисист, бесправный, трудовой, подход, привязал, жюри, сероватое, стекольщик, раскусишь, опушка, клочочек, прогнал, подобрали, колено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по дисциплине "Культура речи" по теме "Состав слова. Словообразование"

Проверочный тест по теме "Состав слова. Словообразование"...

Тест "Состав слова"

Предлагаю тест для индивидуальной работы по теме Состав слова 2 класс...

ЗНАЧЕНИЕ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ СПО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

При подготовке будущих специалистов в области медицины большое значение, несомненно, является изучение латинского языка. Изучение латыни необходимо не для устного общения, а для того чтобы правильно о...

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

"Морфемика. Состав слова"

Совершенствовать умение разбирать слово по составу, производить  синтаксический разбор предложения....

Технологическая карта урока по теме: Повторяем фонетику и состав слова".

Технологическая карта урокаПредмет: русский язык.Класс:3 «В».Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова».Тип урока: урок систематизации и обобщения.Цель урока: обобщение и ...

Урок по русскому языку в 3 классе «Состав слова»

Тема урока: Состав слова. Закрепление.Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият АбдулхаликовнаТип урока: урок закрепления.Основные цели:      1....