3.2. Открытый урок № 2 «Монголо-татарское нашествие на Русь»
материал

Монгуш Елена Чечен-ооловна

 3.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)

 

Экспертный лист оценивания, протокол посещения и разработка открытого урока "Монголо-татарское нашествие на Русь" для студентов первого курса на базе основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3.2 Открытый урок по теме:  «Монголо-татарское нашествие на Русь»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

3.2 Открытый урок по теме:  «Монголо-татарское нашествие на Русь»

Автономная некоммерческая образовательная  организация

«Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации»

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Монголо-татарское  нашествие на Русь».

специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Составитель: Монгуш Елена Чечен-ооловна, преподаватель АНОО ПО «Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации» по учебному предмету история.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА: комбинированный с элементами самостоятельной работы, работы с документами, картой , учебником, с использованием ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, практический.

Формы обучения: опрос, беседа, практика.

ЦЕЛЬ УРОКА: вспомнить с  учащимися образование монгольского государства, познакомить с устройством монгольского войска, ходом монгольского нашествия на Русь, с причинами первых поражений.

Средства обучения:

Технические: компьютер.

Информационно-коммуникативные: презентация.

Структура урока:

1)Организационный момент (2 мин)

2)Объяснение хода урока (3 мин)

3)Повторение пройденного материала (15мин)

4)Рассмотрение новой темы (показ презентации (25мин)

5)Самостоятельная  работа в группах (27мин)

6)Закрепление изученного материала (тест)5 мин

7)Выставление оценок и домашнее задание (5мин)

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

I Образовательные:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;

2) познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Кал

2) познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Калка 1223 г.

3) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .

II. Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

3) развивать умения определять и объяснять термины: курултай, нойоны, ханы, нукеры, монголо-татары, Золотая Орда.

4) развить навыки умения составлять хронологическую таблицу.

III. Воспитательные:

Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование:    энциклопедии, мультимедийный проектор, , портреты Петра I, Г.К. Жукова, М.И. Кутузова, Е. Пугачева.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: курултай, нойоны, ханы, багатуры, монголо-татары, Золотая Орда.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мультимедиа проектор, учебник, раздаточный материал, изображение Чингисхана и Батыя, карта в учебнике.

  I. Проверка домашнего задания

Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы:

1) Расскажите об образовании монгольского государства.

2)Дайте определение «феодальная раздробленность».

3)Назовите основные причины раздробленности Руси.

4)Раскройте положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности.

 Преподаватель: Период феодальной раздробленности сопровождается упадком политического  и военного могущества Руси, чем и воспользовались монголо-татары. Итак тема урока :

Монголо-татарское  нашествие на Русь.

Тема на доске. Записываем ее в тетрадь.

Изучение нового материала ( постановка целей):

Учитель: Подумайте и скажите, на какие вопросы вам бы хотелось получить ответы по данной теме?

Учащиеся задают вопросы, преподаватель  формулирует план урока:

1.     Образование Монгольской империи. Занятия и войско монголов. 2.    Первая встреча. Трагедия на Калке.

3.     Нашествие Батыя на Русь.   

 

Итак, приступим к поиску ответов на поставленные вопросы.

I. Рассказ учащегося    об образовании монгольского государства, занятии.

В 12-13 веках монгольские племена занимали территории современных Монголии и Бурятии. Земледелием почти не занимались. Главной ценностью были стада и пастбища. В этот период появляются родоплеменная знать - НОЙОНЫ и наследственные правители - ХАНЫ.

Учитель продолжил тему урока. Образование монгольского государства связано с деятельностью предводителя одного из монгольских племен - Темучина. В 1206 году на КУРУЛТАЕ ( собрании знати) он был избран верховным правителем и принял имя ЧИНГИСХАН ( ок 1155-1227). После прихода к власти Чингисхана монголы, практически не зная поражений, за короткий срок подчинили огромные территории, включая Монголию, Северный Китай, Центральную Азию. В Закавказье, разгромили Грузинское царство, ворвались в Крым, захватили Судак, а затем вплотную подошли к местам обитания наших соседей - половцев. На Руси, видимо, не сразу осознали со сколь грозным и беспощадным противником им пришлось столкнуться. Но на княжеском съезде в Киеве было решено собираться в поход, многие князья на призыв не откликнулись.

Работа с новыми понятиями: ( записываем в тетрадь, так же -1206 год).

Постановка проблемы:

Итак, в чем же причины монгольских побед? И почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием? На этот вопрос вы попробуете ответить самостоятельно.

 II. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Задание:

Используя документ и материалы учебника параграф19,  презентации изучите вопрос об устройстве монгольского и русского войска и ответьте на вопрос:

В чем причины монгольских побед? Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием?

Вот как о монгольской армии писал

Плано Каприни в «Истории монголов»(середина XIII в.):

 Плано Каприни - итальянец, посланник папы римского, первым из европейцев, посетивший Монгольскую империю и оставивший описание своего путешествия.

Войско было организовано по азиатской десятичной системе. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тумены или тьмы), во главе которых стояли десятники, сотники, тысяцкие и темники. Тумэны объединялись в конные армии численностью до 100 000 человек.

Главной причиной побед монголов являлось превосходство их армии, прекрасно организованной и обученной. Монголы сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло покрывать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение. Вот как о монгольской армии писал Плано Каприни в «Истории монголов»(середина XIII в.):

«I. Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее, все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках.

III. Надо знать, что всякий раз, как они завидят врагов, они идут на них, и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду…»

У Китая степняками были заимствованы осадные орудия, с помощью которых завоеватели могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Перед предполагаемыми

военными действиями шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника.

Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в завоевываемых государствах, что и было сделано на Руси. Именно благодаря этой стратегии им удавалось сохранить свое влияние в захваченных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы с подтверждением из документа:

В ответах должно прозвучать о хорошо вооруженном и маневренном войске монголов, о железной дисциплине и о том, что русские князья, раздираемые междоусобицами не смогли сплотиться против сильного врага. Отметить так же плохо вооруженное и малочисленное, по сравнению с монголами, русское войско.

 

III. Первая встреча русских князей с монгольским войском. Битва на р. Калка 1223 году.

 

Учащимся демонстрируется видеоматериал из серии " История государство Российского Н.М. Карамзина" - Битва на Калке 1223 год. 67 серия.

Задание:

Выписать : год, место и исход сражения.

Данные записываем в тетрадь:

31 мая 1223 год

р. Калка

поражение русского и половецкого войск.

 

Далее пробуем вместе назвать причины поражения.

не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, некоторые князья вообще не приняли участие в битве.

бегство половцев.

маневренная конница и хорошо вооруженное, жестокое войско монголов.

 Студент  подводит итог: одержав победу, монголы не рискнули идти в глубь русских земель - они пришли пока с целью разведки. Но ослабленные после битвы на Калке, они потерпели на Волге ряд поражений и вернулись в степи. На Руси решили, что они ушли навсегда, и поэтому никаких оборонительных мероприятий князья не предприняли. Монголы же получили важные сведения о ситуации в русских землях и через 14 лет вновь напомнили о себе.

Внук Чингисхана хан Батый, выполняя завещание великого деда ( покорить весь мир) отправился в поход на русские земли.

Как и в какой последовательности это происходило вы вспомните, составив хронологическую таблицу у себя в тетради, опираясь на знания, полученные ранее. Для этого откройте стр. 83-85 учебника, а так же используйте карту на стр. 82. Приступайте. ( Либо домашнее задание, в зависимости от оставшегося времени).

-Сделаем физразминку (5мин)

 

Учащиеся называют в хронологической последованности русские земли, покоренные Батыем.

декабрь 1237 - Рязанское княжество.( Евпатий Коловрат)

февраль 1237 - Владимир и еще 14 городов.

4.03.1238 - битва на р. Сить, поражение русской рати.

1238 - г. Торжок

1238 - Козельск ( злой город)

весной - осенью 1239 - Переяславское и Черниговское княжества

6.12. 1240 - взят Киев

1241 - Владимиро-Волынское и Галицкое княжества

Учитель подводит итог: итак, Батый покорил и разорил большую часть русских земель, кроме того вторгся в Венгрию, Польшу и Чехию, но дальше в Европу не пошел и в 1242 году вернулся на Нижнюю Волгу.

Подумай: А.С. Пушкин о походе Батыя на Русь писал: Европа спасена, " растерзанной и издыхающей Россией".

? Как вы понимаете эти слова?

IV. Рефлексия:

Выполнение небольшой проверочной работы.

Учащимся раздается тестирование. Проверочная работа по теме: Образование Монгольского государства.

Монгольское нашествие на Русь.

Когда было образовано Монгольское государство?

а) 1206

б) 1115

в) 1210

Кто объединил под своей властью монгольские племена?

__________________________________

Нойоны - это

Ханы - это

Когда русские впервые встретились с монголами?

а) 31. 05. 1223.

б) 12.04. 1226

в) 25.03.1215.

Где впервые произошла битва?

_____________________________

7.Назовите исход этой битвы?

V. Итоги урока, домашняя работа

Преподаватель подводит итог, ставит оценки, задает домашнее задание.

Домашнее задание: учить записи в тетрадях, дополнительная литература, приготовить доклады о Чингисхане, Батые.  



Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия: «Монголо-татарское  нашествие на Русь».

Специальность

Юристы

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

ОГСЭ.

литература

ОДБ. 04. История

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК.2.1. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни.

ПК.2.4.Информационно-коммуникативное отношение к миру.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями

ПК.2.2 Совершенствовать  духовно-нравственные качества личности, воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к предмету, культурам других народов.

ПК.2.5 Умение работать с разыми источниками информации.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ПК 2.3Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

ПК.2.6.Формировать основы ЗОЖ

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Требования к результатам

освоения

дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1 Самостоятельно выражать свои мысли

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

У2 Разбираться с основных понятиях и терминах

Владение навыками познавательной деятельности.

У3    Агументированно определять вывод

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

Наименование темы

Монголо-татарское нашествие на Русь.

2часа

Уровень освоения

1-ознакомительный

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению нового материала

Формы и методы обучения

Словесные: опрос, беседа, практика. Наглядные: портреты исторических деятелей, компьютерные иллюстрации

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2.3Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

ПК.2.6.Формировать основы ЗОЖ

ОК1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Требования к результатам

освоения

дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1 Самостоятельно выражать свои мысли

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

У2 Разбираться с основных понятиях и терминах

Владение навыками познавательной деятельности.

У3    Агументированно определять вывод

Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

Наименование темы

Монголо-татарское нашествие на Русь.

2часа

Уровень освоения

1-ознакомительный

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению нового материала

Формы и методы обучения

Словесные: опрос, беседа, практика. Наглядные: портреты исторических деятелей, компьютерные иллюстрации

Образовательные технологии

Здоровьесберегающая технология обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная технология

Цели учебного занятия

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

1.Научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;

2.Познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Калка 1223г.

3.Определить и четко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении с монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.

1.Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду; 2.Учиться анализировать проблемную ситуацию; 3.Развивать умения определять и объяснять термины; курултай, нойоны, ханы, нукеры, монголо-татары, Золотая Орда; 4.Развивать  навыки умения составлять хронологическую таблицу.

.1.Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

2.Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

Вид занятия

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы

Формы организации

учебного занятия

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Место проведения

учебного занятия

Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации

учебная аудитория № 29

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

темы учебного занятия

Устные и письменные опросы, анализ практических навыков

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Материально-техническое обеспечение

Основная литература:

Дополнительная

литература:

Электронно-информационные:

Учебно-наглядные пособия: карты, плакаты по разделам дисциплины.

Специализированная мебель: доска аудиторная, стойка-кафедра. стол и стул преподавателя. подставка под ТСО, стол и стулья аудиторные, стойка компьютерная, телевизор.

«7. Торкунов А.В. История 1,2,3ч. М.: 2020

10.Ходяков М.В. Новейшая история России (1914-2015гг.) .-М.:2020

В.В. Артёмов, Ю.И. Лубченков История Отечества с древнейших времён до наших дней. ОИЦ « Академия»– М., 2015.

Родионов П. Г. «История отечества», мультимедийный учебник;

Г.К.Селезнев «Политическая история современной России 1991-2015», М-           2016.;

В. О. Ключевский « Курс лекций по русской истории», М-2015;

«Всемирная история», энциклопедия под ред. В. М. Макаревича, М-2015;

«Пензенская энциклопедия», под ред. К. Д. Вишневского, М-2015;

«Всемирная история» современная школьная энциклопедия, под ред. В. Д. Пономарёва, М-2015;

«Энциклопедия русской культуры» под ред. Т. Ниловой, М-2015;

9.Торкунов А.В. История 1,2,3части. М.: 2020

10.Ходяков М.В. Новейшая история России (1914-2015гг.) .-М.:2020

1.http:www. hist. msu.ru/ER/Eteх/PICT/feudal.htm-Библиотека исторического факультета МГУ.

2.http:// www.bibliotekar.ru- электронная библиотека нехудожественной литературы по русской им мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.

http://biograf-book,narod.ru-избранные – биографии: биографическая литература СССР.

Планируемые образователь-ные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать причины и последовательность монголо-татарского ига.

Формирования познавательных действий, определяющих умение выделять тип заданий и способы выполнения: основных мыслительных операций в процессе слушания, выполнения работ, говорения.

Осваивать новые социально-исторические роли.

Технология проведения

Структура учебного занятия

Этапы занятия

(мин)

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

Профессиональные компетенции

Знать

Уметь

Практический опыт

1.Организационный момент. Отметка готовности к уроку.(2мин)

Сообщение темы урока.

Сообщение целей урока (3 мин)

Повторение пройденной темы (15мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к проведению занятия

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

Ориентироваться монголо-татарском нашествии.

Воспринимать

полученную информацию

Формировать

эмоциональное

отношение к

учебной деятельности

3.Изучение нового материала (25мин)

Самостоятельная работа (27мин)

Обеспечить обучающихся информацией о порядке проведения занятия.

Озвучивает инструктаж перед проведением занятия.

Основные направления эпохи дворцовых переворотов

Анализировать полученную информацию

ОК1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии ,проявлять интерес

Обеспечения

восприятия,

осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий

Транслирование и передача новой информации,

координирование

групповой деятельности учащихся

Методы и формы заполнения таблицы

Проверка таблицы, умение объяснять выполненное задание

ОК3,ПК 2.3.

4.Закрепеление

полученных знаний. Контроль и оценка занятия. Подведение итогов занятия. (5мин).

Закрепить и проверить усвоенный материал. Систематизация

и обобщение знаний и умений.

Организовать коллективную взаимопроверку.

Что усвоено и что подлежит самостоятельному

усвоению.

Аргументировать свой ответ и дать оценку своей деятельности на уроке.

ОК7. Брать на себя ответственность за членов команды (подчиненных),за результат выполнения.

5.Рефлексия учебной деятельности (5мин)

Организовать рефлексию обучающихся по поводу психоэмоционального состояния,

мотиваций, взаимодействия с преподавателем и студентами.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Способы анализа учебной деятельности

Высказывать свое мнение ,умение делать вывод формулирует конечный результат своей деятельности

Анализ полученных знаний и умений, оценка личностной удовлетворенности

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин)

Закрепление изученного материала

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Технологический процесс теоретической, технической подготовки   к подходу

Анализ полученных з и умений,

суметь  произвести информацию

ОК3,ОК1,ПК 2.3.,ПК 2.1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

монголо-татарское иго; вторжение крестоносцев

Презентация к  уроку по истории России...

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

тестовая работа "Монголо-татарское нашествие на Русь"

материал можно использовать для проверки знаний обучающихся в 6 классе. Включает в себя период с начала XII века до конца XV века, связанный с отношениями между Русью и Ордой....

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

Открытый урок на тему: "Изготовление ручки для изделий хозяйственного назначения (лопата, грабли, молоток)"

Данный открытый урок предназаначен для повторения и обобщения знаний учащихся о приемах обработки древесины на примере изготовления изделий хозяйственного назначения....