Статья к открытому уроку в честь юбилея Ф.М. Достоевского
статья

Беленькая Лариса Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_2_1.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Фёдор Достоевский один из самых значимых деятелей русской литературы, его произведения известны по всему миру, и они по праву считаются классикой.
Фёдор Михайлович затрагивает в своих произведениях не только социальные, но и психологические, философские, религиозные и научные проблемы, а вопросы, которые задаёт читателю писатель до сих пор ставят нас в тупик.

Неудивительно, что сейчас, пьесы по романам Достоевского не просто популярны, а невероятно востребованы в обществе. Сколько бы спектаклей театры не давали, билеты будут скуплены, даже в такое непростое время. Некоторые же театры получили свою известность именно после показа одного из произведений Фёдора Михайловича на их сцене.

"Театр — это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры — миссионеры. Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сцена... Так говорил А.П.Чехов о театре.

Первый спектакль по творчеству Федора Достоевского поставили в 1883 году в Театре Корша. Это была инсценировка нескольких эпизодов из романа «Преступление и наказание». Шесть лет спустя, в 1889-м, произведение перенесли на театральную сцену целиком. Спектакль «Преступление и наказание» шел тогда в Театре Литературно-художественного общества в Петербурге, а главную роль в нем играл Павел Орленев. 

Но я хочу вам рассказать о постановках, которые играют в наше время. И вот лишь некоторые из них.

  1. Театр “Мастерская”
  1. “Петруша, сын ли ты мой или нет?” по мотивам романа “Бесы”

Младший Верховенский – Пётр, Петруша, Петрушка, бродячий шут без роду без племени, мелкий интриган, злой хитроумный ловкач, обманщик простачков, потешающийся над результатами своих проделок. Петрушу принимают с почестями и пафосом, а он и рад развлекаться на таком благодатном поле, развлекаться жестоко и порой кроваво, уничтожая все, хоть как-то обозначающее его прошлое. Роман Достоевского – всеобъемлющая злая сатира, насмешка над пустотой идеологических выкриков, необоснованными претензиями, ничтожностью мысли. В пустом пространстве сцены Роман Габриа распахивает перед зрителями балаган, обращая страшное – в смешное, демонов – в паяцев, монстров – в карикатуры. Актёрам даны преувеличенно комический грим, пародийно экстравагантная пластика, нарочитые интонации, гротесковые мизансцены. Театрализация мира, реальности, бытия – таков в спектакле способ прочтения текста Достоевского, неожиданный и смелый взгляд на русского классика.

Идеология романа – только среда, в которой развивается страшный и вечный конфликт отца и сына: отца-инфантила, отказавшегося от ответственности за беспомощного ребенка, и сына-монстра, выросшего без любви, семьи и дома. Бесы здесь – не предвестники революции, а орудие одного человека в борьбе с другими. В борьбе со всеми. Вопрос – «Как это произошло, как сложилась именно такая личность, где корни зла?» – спектакль Романа Габриа задаёт каждому зрителю. И на него нет единственно возможного ответа.

Режиссёр- Роман Габриа

Актёры -

Степан Трофимович Верховенский

Арсений Семёнов 1

Антон Лаврентьевич, друг Степана Трофимовича

Ксения Морозова 3

Пётр Степанович Верховенский, сын Степана Трофимовича

Марина Даминева, Алексей Ведерников, Илья Колецкий, Глеб Савчук 2

  1. “Преступление и наказание. Девять дней Родиона Раскольникова”

Андрей Гаврюшкин решает сложный роман «Преступление и наказание» в формате моноспектакля. Сосредотачивая внимание на нескольких днях жизни Родиона Раскольникова, режиссёр предлагает нам посмотреть на стремительно разворачивающийся сюжет глазами главного героя. История одного убийства превращается в историю гибели души. Поиск себя, поиск Бога, поиск истины – это то, что на самом деле занимает бедного студента Раскольникова, а вместе с ним и авторов спектакля.

Монолог Раскольникова – рассказ-откровение, рассказ-исповедь. На наших глазах герой проходит путь от рождения безумной идеи до раскаяния в самом её появлении. Мечущийся между светом и тьмой, окруженный зеркалами, множащими его кошмар, Раскольников пытается постичь тайну бытия, обуздать собственную судьбу – и проигрывает самому себе.

Режиссёр- Андрей Гаврюшкин

Актёры - Фёдор Климов

  1. Учебный театр «На моховой»

“Сон молодого человека” шутка по мотивам повести “Дядюшкин сон”

Провинциальный город, терзания героев, которые сталкиваются с выбором – казалось бы, знакомые темы Ф.М. Достоевского. Но как по-новому они зазвучат в исполнении студентов курса Арвида Зеланда.

История дома Москалёвых, чью привычную жизнь нарушает приезд князя К., представлена в спектакле не от третьего лица, как это сделано в повести. Речь пойдёт от лица влюбленного героя – Павла Мозглякова.  На первый план здесь выходят фантазии и чувства юноши, его мучения и желание идти до конца любыми способами, вплоть до плетения хитроумных интриг. Болезненное воображение увлеченного героя позволит зрителю иначе взглянуть на литературных персонажей, раскрыть в них новые черты характера и вместе с актерами пофантазировать на тему: «Ах, если бы все случилось именно так…».

В динамической смене действий и декораций легко потеряться и забыть, что является правдой, а что – вымыслом Павла. Однако это и не столь важно, ведь влюбленным героям свойственно мечтать.

Режиссёр - Арвид Зеланд

Актёры -

Павел Александрович - Александр Гресев2

Марья Александровна - Анастасия Буткова, 3

Князь - Артемий Поляков 1

  1. Александринский театр
  1. «Двойник» Петербургская поэма с зеркалами

Тема «маленького человека», раздавленного обществом и его собственными страхами и комплексами, оригинально представлена режиссером Валерием Фокиным. Чиновник Голядкин, убеждающий в начале зрительный зал, что он — такой же, как все, попадает в круговорот издевательств, устроенных его же отражением. Главным мотивом сценографии стали зеркала. В огромном зеркале отражается весь зрительный зал, ведь внутри нас также могут сидеть такие же обидчивые, закомплексованные Голядкины. Александринский театр многое значил для Достоевского. Его вдохновляли прославленные артисты, здесь ставили его произведения, он бывал здесь и молодым, и в зрелые годы. В «Двойнике» драма переплетена с музыкой, вокалом и пластикой, что создает объемный и своеобразный мир, в котором существуют герои. Отдельно следует отметить финал - такие Голядкины живут в Петербурге ли, в другом городе. Они среди нас, они такие же, как мы, и в театр тоже ходят.

Режиссёр- Валерий Фокин

Актёры -

Галина Карелина 2

Виталий Ковалнко - Яков Петрович Голядкин 1

Дмитрий Лысенков- двойник3

  1. "Преступление и наказание"

Свидригайлов- Дмитрий Лысенков 2

Порфирий Петрович- Виталий Коваленко.

Соня Мармеладова - Анна Блинова1

Александр Поламишев – именно он играет Раскольникова.3

Вечные вопросы о свободе, вере и человеческом предназначении, которые Достоевский поднимает в романе «Преступление и наказание», актуальны для всего мира. Художественный руководитель Венгерского Национального театра Аттила Виднянский обратился к творчеству известного философа, чтобы по-своему ответить на поставленные вопросы.

Сцена, герои – все те же. Родион Раскольников, отчаявшись от безденежья, решается на самый страшный грех – убийство. Вместе с пресловутой процентщицей жертвой молодого человека становится и невинная жизнь. Круг вокруг бывшего студента, а ныне убийцы, сужается, и самый страшный судья – он сам себе. Говорят, убийство разрывает душу. Раскол души и ее возрождение великолепно показано и в романе, и на сцене.

Режиссёр - Аттила Виднянский

4.МДТ — Театр Европы

«Подросток» Повесть о лишнем человеке

Тема, которую Федор Достоевский довольно иронично раскрыл в своем «Подростке», понятна человеку любой эпохи: многие люди, даже миновав период пубертата, остаются в плену инфантильных терзаний. Эта мысль легла в основу инсценировки Олега Дмитриева, который сконцентрировался на идее произведения, чтобы ясно и ярко выразить ее на сцене. Потому поклонники дословного цитирования классиков, возможно, будут возмущены дерзостью режиссерского подхода: Дмитриев раскроил оригинальный текст, отсек ненужных персонажей и лишние, по его мнению, сцены. Выразительным и минималистичным оказался и подход к оформлению сцены, что лишь подчеркнуло лаконичность постановки. Пространство напоминает лабиринт — с множеством выходов, заполненный тревожным алым и белым светом. Среди этого сюра блуждают герои спектакля во главе с оторванным от реальной жизни, но честным Аркадием Долгоруким, роль которого сыграл Олег Рязанцев.

режиссёр - Олег Дмитриев

Актёры-

Аркадий Макарович Долгорукий

Олег Рязанцев


Софья Павловна Долгорукая, его мать

Анжелика Неволина

Лизавета Макаровна Долгорукая, его сестра

Дарья Ленда

Это лишь малая часть того, что можно посмотреть на сцене театра по романам Достоевского.
Наследие, которое оставил нам Фёдор Михайлович, навсегда останется не только в мировой культуре, но и в умах следующих поколений. Вопросы, ставящие нас в тупик, получат новые ответы, но иди которые несут произведения достоевского останутся в веках.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

Методическая разработка Проведение открытого урока по дисциплине «Бухгалтерский учёт и налогообложение». Интерактивная игра – соревнование: "Сумей стать успешным бухгалтером "

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим дол...