Урок
учебно-методический материал

Заблоцкая Анна Борисовна

Уроки по русскому языку, литературе, культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок18.53 КБ
Файл glagol.pptx134.61 КБ

Предварительный просмотр:

План урока теоретического обучения

 Дата проведения: 27 октябра 2021г.                                                                                        

  1. Группы: 116
  2. Специальность: Поварское и кондитерское дело.
  3. Преподаватель: Заблоцкая А.Б.
  4. Предмет (дисциплина): русский язык.

Тема урока: «Глагол» 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме.

Методы: словесный (беседа), наглядный, практический

Средства обучения: вербальные (устное и печатное слово), наглядные (раздаточный материал), технические (экранно-звуковые).

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

2. Развитие и закрепление познавательных компетенций.

3. Развитие умения самоконтроля, навыка работы в подгруппе.

4. работа самостоятельно

5. Воспитание нравственных качеств личности.

6. Воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

экран, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, листы самооценки, записи на доске.

Ход урока:

Набор модулей урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Средства обучения и контроля

1.Организационный момент

2 мин

5 мин

Приветствие.  

Деление группы.

Целевая установка:

1.Задание: Оцените высказывание и сформулируйте тему и цель урока

Приветствие.  

Делятся на подгруппы

Настраиваются на  урок.

Ответ:

По критериям оценивают (задание)

Устное слово.

Презентация.

( слайд )

2.Актуализация внимания студентов

3 мин

Открывает слайд, озвучивает

Пишут тему и задачи урока.

Презентация

( слайд 2-3)

3.Повторение морфологических признаков глагола

8 мин

 (3мин)

(5мин)

10 мин

3 мин

5 мин

3 мин

  1. Задание: Сбор банка данных о глаголе (вносит в таблицу оценки)

-Этап 1

-Этап 2

Работа по разбору теоретического материала.

Графический диктант (диктует педагог)

Исправьте ошибки в употреблении глагола

Слушают. Смотрят. Советуются в группе, оценивают друг друга

Советуются в группе, оценивают друг друга

Смотрят, записывают в тетрадь, отвечают на вопросы

Отмечают в таблице, оценивают работу др.др

Выписывают слова, оценивают работу др.др

Презентация.

Раздаточный материал

Таблица

4.Обобщение и систематизация материала (закрепление опорных знаний)

2 мин

35 мин

Выписывают предложения, выполняют морфологический разбор

Практическая работа по закреплению материала (тект с орфограммами, морф.разбор слов)

Смотрят. Выписывают, разбирают

 

Презентация.

 (слайд)

Опорные карты

5.Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

1- 2 мин

 Озвучиваются оценки по подгруппам. Выставляются оценки за урок.

Сообщается домашнее задание.

(тест)

 Слушают. Участвуют в прениях

Устное слово.

6.Рефлексия

1 мин.

Положительное, отрицательное на уроке.

Слушают. Заполняют карту самооценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Глагол – самая огнепышущая , самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» А. Югов

Слайд 2

Цели урока: Цель урока: Повторить и обобщить материал по теме “Глагол” (что обозначает, какими категориями обладает. Правописание глагола. Морфологические признаки глагола). Задачи урока : – Систематизировать знания обучающихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять морфологический разбор; – Развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление; – Воспитывать любовь к родному языку.

Слайд 3

Задание 2 « Собрать банк данных о глаголе» - 8 мин. 1 э т а п: 3 мин Подумайте и запишите: Что такое глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, какими категориями обладает?

Слайд 4

Ответ 1 этап Глаго́л — самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (Начальная форма глагола – инфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это неизменяемая форма).

Слайд 5

« Собрать банк данных о глаголе» 2 э т а п: 5 мин Перечислите морфологические признаки глагола: Постоянные Непостоянные

Слайд 6

постоянные 1вид (совершенный, несовершенный); 2возвратность (невозвратный, возвратный); 3переходность (переходный, непереходный); 4спряжение .

Слайд 7

Постоянные ( вид (совершенный, совершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение ) Вид глагола – глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Читать, бежать, смеяться, литься. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Прочитать, убежать, засмеяться, вылиться.

Слайд 8

Возвратность – в русском языке противопоставлены: невозвратные глаголы (не имеют постфикса - ся ); Мыть, решить, беречь. возвратные глаголы (имеют постфикс - ся ). Мыться, решиться, беречься. Переходность – в русском языке есть переходные и непереходные глаголы. Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Читать (кого? что?) книгу ; писать (кого? что?) письмо ; качать (кого? что?) ребёнка, люльку. Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога (нельзя: ссориться – кого? что?; летать – кого? что?). Все возвратные глаголы непереходные. Мыться, решиться, беречься. Постоянные ( вид (совершенный, совершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение )

Слайд 9

1наклонение ; 2время (в изъявительном наклонении); 3число ; 4лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); 5род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). Непостоянные

Слайд 10

Непостоянные (наклонение, время, число, лицо, род) Наклонение – глагол может употребляться в формах трёх наклонений (изъявительного, условного, повелительного). а) В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Я читал , я читаю , я буду читать . б) В условном наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях. Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её. Форма условного наклонения включает глагол в форме прошедшего времени и частицу бы…Ср.: Если вы дадите мне эту книгу, я бы прочитал её; Если вы дадите мне эту книгу, я прочитал бы её. Глагол в форме условного наклонения изменяется по числам и родам (в единственном числе). Он имел бы; она имела бы; оно имело бы; они имели бы. В условном наклонении глагол не имеет времени и не изменяется по временам. В условном наклонении используется только форма прошедшего времени ! По лицам не изменяется глагол.

Слайд 11

В повелительном наклонении глагол обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. (приказ: сядьте немедленно! пожелания , просьбы: принесите , пожалуйста, воды ; совета: посоветуйтесь лучше с ним… В повелительном наклонении глагол не имеет времени и не изменяется по временам . В повелительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам. У глаголов повелительного наклонения нет формы 1-го лица единственного числа (нельзя приказать самому себе или попросить самого себя). Наиболее употребительной формой повелительного наклонения является форма 2-го лица. Непостоянные (наклонение, время, число, лицо, род)

Слайд 12

Время -глаголы несовершенного вида имеют формы всех трёх времен. Читать – читаю, читал, буду читать. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени и могут использоваться только в формах прошедшего и будущего времени. Прочитать – прочитал, прочитаю. Прошедшее – до момента речи Настоящее – сейчас происходит Будущего – произойдет потом Непостоянные (наклонение, время, число, лицо, род)

Слайд 13

Спряжение Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением . Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени. В русском языке два спряжения. Лицо Единственное число Множественное число I спряжение II спряжение I спряжение II спряжение 1 лицо Я чит аю Я помн ю Мы чит а е м Мы помн и м 2 лицо Ты чита е шь Ты помн и шь Вы чита е те Вы помн и те 3 лицо Он чита е т Он помн и т Они чита ю т Они помн я т

Слайд 14

Спряжение глагола определяется по: личным окончаниям глаголов, если эти окончания ударные: гласные е, у ( ю ) – у глаголов I спряжения; гласные и, а (я) – у глаголов II спряжения; суффиксу в инфинитиве , если окончания безударные. Ко II спряжению относятся глаголы с суффиксом -и( ть ) (кроме глаголов брить, стелить, зыбиться, зиждиться ), а также 11 глаголов с суффиксами -е( ть ) и -а( ть ) : гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть (и производные от них приставочные глаголы). Остальные глаголы относятся к I спряжению : это четыре глагола на - ить ( брить, стелить, зыбиться, зиждиться ), а также глаголы с другими глагольными суффиксами ( падать, командовать, подвинуть ) или без специальных глагольных суффиксов ( бить, мыть ).

Слайд 15

В русском языке есть небольшая группа разноспрягаемых глаголов , которые спрягаются частично по I спряжению, частично – по II спряжению: хотеть, бежать, брезжить , а также производные от них приставочные глагольные ( захотеть, вбежать, забежать, забрезжить и др.) безличные глаголы - обозначают действие, которое совершается без действующего лица. Безличные глаголы являются единственным главным членом – сказуемым в односоставном безличном предложении. Смеркается; Вечерело. Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. Лицо Единственное число Множественное число Хотеть Бежать Хотеть Бежать 1 лицо Хоч у Бег у Хот им Беж им 2 лицо Хоч ешь Беж ишь Хот ите Беж ите 3 лицо Хоч ет Беж ит Хот ят Бег ут

Слайд 16

Графический диктант

Слайд 17

Графический диктант: (3мин) Мыть , строить, гаснуть , тянуть , кашлять, любить, сеять, давить, грузить, сушит.

Слайд 18

Графический диктант 1спр 2 спр 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 +

Слайд 19

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов. 1) Мой сосед броется электрической бритвой. 2) Сосед жгёт костёр уже второй день. 3) Ты не берегёшь себя. 4) Мы стригёмся в парикмахерской. 5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. 6) Они давно не плотят за свет и газ. 7) Вы хочете спать? Так ляжьте ! - В каком наклонении стоит последний глагол?

Слайд 20

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов. 1) (бреется) 2) (жжёт) 3) (бережёшь) 4) (стрижёмся) 5) (кладёт) 6) (платят) 7) (хотите, лягте) тетради передают соседу, проверяют (максимально 5 б. 1-2 ошибки -4б., 3 - 3б., остальное - 2 балла) условия на слайде.

Слайд 21

Правописание глаголов Выполните морфологический разбор глаголов. Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

Слайд 22

Правописание глаголов 1) Работа для подгрупп. Спишите 3 предложения. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Выделите глаголы и укажите их спряжение. Определите, в какой форме употреблены глаголы (наклонение, время, число, лицо или род).

Слайд 23

Любишь Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь? Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Слайд 24

Кататься Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать? Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Слайд 25

Люби Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай? Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Слайд 26

Самостоятельная работа Вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор Оценивает педагог (отдельная оценка за самостоятельную работу)

Слайд 27

Заполнение карты самооценки Выведение баллов за работы на уроке Выставление оценок

Слайд 28

Спасибо за урок!

Слайд 29

Правописание глаголов Ключ к тесту 1С 2D 3A 4D 5A 6D 7B 8 D 9C Критерии оценки тестирования: Оценка «5» - 8-9 правильных ответов Оценка «4» - 1- 6 правильных ответов Оценка «3» - 1- 5 правильных ответов Оценка «2» - менее 2-х правильных ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...