Урок
учебно-методический материал

Заблоцкая Анна Борисовна

Предварительный просмотр:

Искусство спора. Правила ведения спора.

Цель:

  • Познакомить обучающихся разновидностями дискуссии, правилами ведения цивилизованного спора;
  • Формировать умения и навыки по корректному ведению спора, руководствуясь этическими нормами;
  • Совершенствовать коммуникативные умения и навыки;
  • Воспитывать культуру речевого этикета;
  • Совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Оборудование: учебные тексты, презентация по теме, проектор, ПК, для практической работы карточка 1, 2.

Тип урока:  применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

♦ Дайте максимальное количество определентий речи собеседников в следующих ситуациях:

• на экзамене;

• на параде;

• в суде (истец, ответчик, судья);

• в домашней обстановке; в дружеском кругу.

        Обратите внимание на то, что неадекватное восприятие речи во многом зависит от неправильно поставленного голоса, тона говорящего и неумения внимательно слушать собеседника.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Кто был самым первым спорщиком на Земле? Кто решил противопоставить своё мнение решению общества? Когда произошёл первый в мире спор? Вряд ли историки смогут ответить на эти вопросы с точностью. Человеку всегда было присуще спорить… «О вкусах не спорят? Но вся жизнь и есть спор о вкусах!»— так говаривал Фридрих Вильгельм Ницше, немецкий философ и поэт XIX века. Можно привести множество примеров исторических споров, начиная с вопросов, что было раньше — яйцо или курица, что первично — дух или материя, существует ли вечный двигатель. Кто и о чём спорит, давно уже неважно. Важно только одно — кто и как

Оказывают давление, и потому споры были и будут всегда. Однако вести спокойную дискуссию или превратить разговор в спор с переходом на личности — выбор участников действия. Зависит он от общей культуры, этикета, темперамента, целей и выдержки спорщиков. В современном мире существуют правила ведения цивилизованных споров.

IV. Работа над культурой и развитием речи обучающихся

1. лекция педагога:

(Обучающиеся конспектируют основные положения лекции педагога.)

— История сохранила до наших дней легенду жизни великого спорщика Сократа, у которого были последователи и ученики. Учение Сократа сделало переворот в философии — великий гений предложил отойти от рассмотрения природы и мира и обратиться к сущности человека, его роли. Своих учеников философ приводил к знаниям с помощью диалога, развивая культуру дискуссии. Модный жанр тех лет «апология» помог его последователям Платону, Лисию и Ксенофонту отстаивать и продвигать в жизнь учение и правое дело Сократа. Антисократовское направление противопоставило свою идею — «обвинение, обвинительные речи». В первое же десятилетие после смерти великого древнегреческого философа эту литературную форму использовал ритор, писатель Поликрат.

        Спор — словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает своё мнение.

Виды споров по социальному признаку

• Дискуссия — публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, совместный поиск истины.

• Диспут — публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора.

• Дебаты, или прения — обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций.

• Полемика — открытая конфронтация, жёсткое противоборство идей и их носителей — личностей, партий, идейных течений и т. п., когда, по выражению китайцев, губы, как мечи, а языки, как копья. Типична для политической сферы, особенно для идеологии.

        В любом споре необходимо соблюдать основные законы логики. Их всего четыре.

Законы логики

Y Закон тождества. Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же содержание. Нельзя ни смещать, ни сужать, ни расширять понятие, если только это не вызвано особой необходимостью, в последнем случае это надо чётко оговорить и обосновать. Тогда вместо случайной или намеренной подмены исходного понятия мы получим его правомерное развитие или уточнение.

Y Закон противоречия. Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными.

Y Закон исключённого третьего. Истинно или само высказывание, или его прямое и полное отрицание, именуемое также широким, или общим антитезисом.

Y Закон достаточного основания. Всякая мысль должна обосновываться мыслями, истинность которых неопровержимо доказана.


Правила ведения цивилизованного спора:

1) Необходимо с самого начала установить предмет спора, выдвинуть чёткие суждения по нему — тезисы — и далее без особых причин не менять ни предмета, ни тезисов.

2) Установить общее и различное в тезисах и первое исключить из предмета спора — сузить до необходимого предела пункты разногласий.

3) Условиться об однозначном понимании терминов и единых критериях оценки рассматриваемых явлений.

4) Договориться о цели спора: поиск истины, обращение в свою веру, пропаганда своих идей или нахождение компромисса.

5) Отчётливо представлять, насколько достижим ожидаемый вами результат в споре с данным противником и не стремиться к невозможному.

2. Ознакомление с теоретическим материалом по теме урока (карточка 1)

3. Творческая работа: «Практикум начинающего оратора» (в парах)

        Представьте, что вы — участники спора о телесериалах. Какую позицию вы займёте: защитника или противника сериалов? Как ваша позиция повлияет на содержание речи?

4. Практическая работа: ролевая дискуссия-спор

На предложенные темы (в группах)

Задание для 1-й группы. Может ли интернет повлиять на социальную активность молодёжи?

Задание для 2-й группы. Какие экологические проблемы современности нужно решать в первую очередь?

Задание для 3-й группы. Современная семья— это высшая государственная ценность? Как решить проблемы молодой семьи?

Комментарий к ведению дискуссии.

Участники дискуссии-спора должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей.

Инициатор — захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала.

Спорщик — встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.

Соглашатель — выражает своё согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему.

Оригинал — как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения.

Организатор — стремится к тому, чтобы выступили все участники, задаёт уточняющие вопросы.

Молчун — всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.

Деструктор — всё время нарушает плавное течение дискуссии (роняет вещи, не вовремя хихикает…).

Выступления должны быть краткими и содержать один аргумент.

V.  Подведение итогов урока

1. Беседа с использованием интерактивного приёма

«микрофон»

♦ В чём сходство и различие понятий «диспут», «дискуссия», «полемика», «спор»?

♦ Сформулируйте правила ведения диалога-спора.

♦ Назовите приёмы, используемые в споре.

2. Заключительное слово учителя

— Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» предлагает очень интересные суждения: «В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей правоте. В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, Вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что Вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будете чувствовать себя прекрасно, а он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчён Вашей победой, а ведь человек, которого убедили против его воли, не отречётся от своего мнения и поневоле. Вы можете дать понять человеку, что он не прав взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если Вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли Вы его тем самым согласиться с Вами? Никогда! Ибо Вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить своё мнение. Это вызов. Это порождает у Вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с Вами прежде, чем Вы начали спор».

VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) задание по карточке 2. (Перешли на личности, оскорбляли друг друга, применяли силу). Если бы Буратино знал, как себя вести, то, наверное он смог бы добиться желаемого результата..

Итог: учащиеся знают виды спора; владеют психологическими принципами спора; руководствуются этическими нормами ведения спора; применяют приёмы составления различных видов речей и ведения спора, способы аргументации, особенности монологической и диалогической формы речей, специфику различных стилей речи и форм их использования на практике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Искусство спора. Правила ведения спора» Культура речи Челябинск, 2020 ЧГКИПиТ Заблоцкая А.Б.

Слайд 2

Пока слово не произнесено, оно- узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнес его. Древняя мудрость

Слайд 3

немецкий мыслитель , классический филолог , композитор , создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше ( нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали , религии , культуры и общественно - политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни . Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

Слайд 4

469 г. до н. э. , Афины — 399 г. до н. э. , там же) — древнегреческий философ , учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Сокра́т « Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами … , но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам » ( Ксенофонт , « Воспоминания о Сократе » ).

Слайд 5

Что такое спор ? “ Спор— состоит из доказательств. Один доказывает, что такая–то мысль верна, другой — что она ошибочна. Та мысль, для обоснования истины и ложности которой строится доказательство, называется тезисом доказательства. Вокруг нее должно вращаться все доказательство. Она — конечная цель наших усилий” . Спор , — доказательство истинности чего–либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание чего–либо и опровергает мнение противника. Несомненно , что конечная цель многих споров заключается в установлении истины и доказательство служит одним из важных, но не единственных средств ее обоснования. Ведь сколько людей, столько и мнений…

Слайд 6

Спор является древнейшей формой диалога, в ходе которого каждая из сторон стремится убедить другую в обоснованности или истинности своей позиции, точки зрения или мнения по обсуждаемому вопросу, когда не существует единого мнения по его решению. Искусство ведения спора, названное эристикой, сформировалось в античной Греции и представляло собой набор полезных рекомендаций, советов и приемов, с помощью которых можно было убедить оппонента и слушателей в истинности или справедливости своего мнения по спорному вопросу. В качестве средств убеждения использовались при этом не только фактические и логические доводы, но также психологические, нравственные, политические, стилистические, ораторские и иные приемы и методы воздействия. Поэтому первоначально эристика развивалась в теснейшем контакте с риторикой, которую в античную эпоху рассматривали как искусство убеждения и ораторского мастерства. Немного из истории…

Слайд 7

Анализ приемов защиты своей позиции и опровержения мнений оппонента, допускаемых им непреднамеренных и преднамеренных логических ошибок, или софизмов, различных психологических уловок, затрудняющих спор, изучение наиболее типичных приемов и способов нечестных споров — все это можно почерпнуть из эристики как искусства, ориентированного, наряду с риторикой, на убеждение людей. Именно с такой позиции подходит к эристике известный немецкий философ А.Шопенгауэр, который в своей концепции эристической диалектики рассматривает приемы ведения спора, однако, он, наряду с честными способами аргументации, защищает и нечестные приемы. Для него, как и позднейших античных риториков –софистов, цель спора заключается в победе над оппонентом любой ценой. Об этом красноречиво говорит уже сам заголовок его работы “Эристика, или искусство побеждать в спорах” Искусство побеждать в спорах

Слайд 8

Спор — словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает своё мнение.

Слайд 9

• Дискуссия — публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, совместный поиск истины. • Диспут — публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора. • Дебаты, или прения — обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций. • Полемика — открытая конфронтация, жёсткое противоборство идей и их носителей — личностей, партий, идейных течений и т. п., когда, по выражению китайцев, губы, как мечи, а языки, как копья. Типична для политической сферы, особенно для идеологии. Виды споров по социальному признаку:

Слайд 10

Y Закон тождества. Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же содержание. Нельзя ни смещать, ни сужать, ни расширять понятие, если только это не вызвано особой необходимостью, в последнем случае это надо чётко оговорить и обосновать. Тогда вместо случайной или намеренной подмены исходного понятия мы получим его правомерное развитие или уточнение. Y Закон противоречия . Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Y Закон исключённого третьего . Истинно или само высказывание, или его прямое и полное отрицание, именуемое также широким, или общим антитезисом. Y Закон достаточного основания . Всякая мысль должна обосновываться мыслями, истинность которых неопровержимо доказана. Законы логики

Слайд 11

1) Необходимо с самого начала установить предмет спора, выдвинуть чёткие суждения по нему — тезисы — и далее без особых причин не менять ни предмета, ни тезисов. 2) Установить общее и различное в тезисах и первое исключить из предмета спора — сузить до необходимого предела пункты разногласий. 3) Условиться об однозначном понимании терминов и единых критериях оценки рассматриваемых явлений. 4) Договориться о цели спора: поиск истины, обращение в свою веру, пропаганда своих идей или нахождение компромисса. 5) Отчётливо представлять, насколько достижим ожидаемый вами результат в споре с данным противником и не стремиться к невозможному.(219 Правила ведения цивилизованного спора:

Слайд 12

Культура публичного спора может рассматриваться с этической, с речевой и с этико-речевой позиций. При этом формируются требования к культуре поведения (в том числе и речевого), запреты и рекомендации. Например, вступающий в спор должен обладать целым рядом положительных качеств. Их отсутствие или наличие у партнеров во многом определяет культуру спора. Как же спорить ?

Слайд 13

Употребление - вежливых обращений… Выражение - согласия, одобрения, благодарности… Воспроизведение(в том числе цитирование) – слов оппонента… Спор предполагает соблюдение речевой этики:

Слайд 14

Слов и выражений - грубые, оскорбляющие, насмешливые, категоричные, прерывающие (перебивающие говорящего )... Тона - обидный, презрительный, пренебрежительный, крикливый, злой ... Аргументов - с угрозами (запугиванием), с искажением (сужением или расширением) мысли оппонента, провоцирующие резкую реакцию... В споре не должно быть:

Слайд 15

Однако реальный спор, дискуссия и полемика меньше всего похожи на демонстративные, доказательные рассуждения хотя бы потому, что и выдвигаемые в их процессе утверждения, мнения и решения, а также в особенности аргументы, или доводы, для их обоснования меняются в ходе обсуждения под влиянием критики оппонентов, да и сами доводы редко бывают исчерпывающими и достоверно истинными. А как бывает…

Слайд 16

«Практикум начинающего оратора» (в парах) Представьте, что вы — участники спора о телесериалах. Какую позицию вы займёте: защитника или противника сериалов? Как ваша позиция повлияет на содержание речи? Творческая работа:

Слайд 17

Ролевая дискуссия-спор на предложенные темы (в группах)- Задание для 1-й группы. Может ли интернет повлиять на социальную активность молодёжи? Задание для 2-й группы. Какие экологические проблемы современности нужно решать в первую очередь? Задание для 3-й группы. Современная семья— это высшая государственная ценность? Как решить проблемы молодой семьи? Практическая работа:

Слайд 18

Участники дискуссии-спора должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей. Инициатор — захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала. Спорщик — встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения. Соглашатель — выражает своё согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему. Оригинал — как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения. Организатор — стремится к тому, чтобы выступили все участники, задаёт уточняющие вопросы. Молчун — всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается. Деструктор — всё время нарушает плавное течение дискуссии (роняет вещи, не вовремя хихикает…). Выступления должны быть краткими и содержать один аргумент. Комментарий к ведению дискуссии.

Слайд 19

В чём сходство и различие понятий «диспут», «дискуссия», «полемика», «спор»? Сформулируйте правила ведения диалога-спора. Назовите приёмы, используемые в споре. Вопросы:

Слайд 20

1 Повторить теоретический материал по теме урока. 2 Выполнить (письменно) задание: Традиционно принято считать: все неприятности Буратино произошли оттого, что он не умел спорить. Но правильно вели спор другие персонажи книги? Прочитайте фрагмент сказки: - Ах, Буратино, Буратино, - проговорил сверчок,- брось баловство… Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой мухи. - Поччччему ?- спросил Буратино. -А вот увидишь, почччему ,- ответил Говорящий Сверчок… - Поччччему ?- опять спросил Буратино. -Потому, что у тебя глупая деревянная голова. Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку. Вопрос: Какие ошибки, на ваш взгляд, допустили спорящие? (ответ письменно) Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Карточка 1 «Искусство спора»

        Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре.

         К счастью, нам сегодня не приходится устанавливать законы Вселенной. Спасибо учёным древности! Но споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, ведь каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать. Вот и рождаются споры.

         Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

 

Искусство вести спор базируется на трёх простых заветах:Искусство спора

  1. расспрашивать своего оппонента;
  2. вести с ним беседу;
  3. внимательно выслушивать его доводы.

 

        Вступающий в спор человек должен знать, что его убеждения могут быть ошибочными. Поэтому во время ведения полемики важнее не доказывать свою правоту, а внимательно выслушивать и анализировать доводы оппонента.

         Если во время монолога Вашего собеседника он затронул вопрос, по которому Вам крайне необходимо что-то уточнить, Вы можете прервать его речь, но только извинившись. Затем вкратце Вы можете перечислить свои доводы на затронутую Вашим оппонентом тему или попросить его кое-что подробнее Вам разъяснить. Конечно, перебивать, некрасиво, но, как говорил Сократ, «истина дороже». Ваш собеседник простит Вас за небольшую неучтивость, если увидит Ваше уважение к нему и искреннее желание установить истину. После того, как Вы выскажетесь, следует напомнить оппоненту, о чём он говорил до того, как Вы его перебили.

         Искусство вести спор заключается также и в умении выбирать правильный тон дискуссии. Интонация Вашего голоса во время ведения полемики может быть самой разной: решительной, нежной, уверенной, мягкой. Но при этом она ни в коем случае не должна обижать Вашего оппонента, унижать его. Невежливо повышать тон, и просто неприемлемо переходить на крик.

 Правила ведения спора:

Прежде чем вступить в полемикуИскусство спора

  • Перед тем как вступить в спор, необходимо точно установить тему полемики, её смысл и цель. Если пренебречь данным правилом, Вы потратите время впустую: поспорите ни о чём и не придёте ни к какому выводу.
  • Прежде чем начать спорить на научную тему, надо разузнать значения всех терминов, которые потенциально могут использоваться в речи Вашего оппонента. Также полезно будет уточнить понятия, о которых будет вестись речь в полемике. Соблюдение данного правила позволяет избегать нелепых ситуаций, когда спор возникает из-за того, что двое по-разному понимают значение одного и того же слова.

 

Во время спораИскусство спора

  • Необходимо осознавать, что спор – это способ поиска истины, а не «удачная» возможность выплеснуть негативные эмоции на своего противника.
  • Во время спора Вы должны чётко определять для себя, с какими доводами соперника Вы согласны, с какими – нет, и какие вызывают у Вас сомнения. При этом важно не бояться признаваться оппоненту в том, что Вы чего-то не понимаете или не знаете.
  • Ни в коем случае во время ведения спора не переходите на личности. Иначе это будет уже не полемика двух цивилизованных людей, а примитивная ссора.

Искусство спора

  • В процессе ведения спора старайтесь возвращаться к сути поднятого вопроса, иначе Вы сами можете не заметить, как отвлечётесь на посторонние темы, и данная полемика затянется надолго и закончится ничем.
  • Старайтесь не перебивать соперника тогда, когда он приводит аргументы в защиту собственной позиции. Лучше говорите по очереди.
  • Вести спор следует вежливо и сдержанно. Это покажет, что Вы воспитанный человек. Кроме того, обосновывать свою точку зрения убедительнее с помощью знаний и логики, а не посредством жестикуляции и буйства эмоций.
  • Избегайте во время ведения спора фраз типа: «Да Вам всё равно этого не понять!». Говорить так очень некрасиво (и думать, кстати, тоже).
  • Неправильно во время спора выражать своё недоверие фразой типа: «Я Вам не верю!». Грамотнее и культурнее сказать: «А вот у меня по этому поводу сложилось иное мнение».
  • Не горячитесь и не нервничайте во время спора. После каждого собственного убедительного высказывания настраивайтесь на молчаливое внимание к словам оппонента.

 

В завершение спораИскусство спора

  • Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать своё заблуждение по поводу предмета спора.
  • Если в ходе полемики была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. Ни в коем случае нельзя произносить фраз, подобных следующей: «Я же говорил, что Вы неправы!». Не понижайте самооценку своего оппонента и не заставляйте его злиться или обижаться.
  • В заключение полемики подведите итоги и огласите выводы, к которым Вы пришли вместе с Вашим собеседником.
  • Будет замечательно, если двое оппонентов после завершения дискуссии пожмут друг другу руки и выразят взаимную благодарность за хорошо проведённое время.


 Искусство спора. Правила ведения цивилизованного спора.
Спор – словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое мнение. 
По социальному признаку выделяют следующие виды споров: 
1.                Дискуссия – публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, - совместный поиск истины. 
2.                Диспут – публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упором на ценностное значение предмета спора. 
3.                Дебаты, или прения – обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитах диссертаций. 
4.                Полемика – открытая конфронтация, жесткое противоборство идей и их носителей – личностей, партий, идейных течений и т.п., когда, по выражению китайцев, губы, как мечи, а языки, как копья. Типична для политической сферы, особенно для идеологии. 
По речевой цели споры, по классификации делятся на: 
1.                Споры для выяснения истины. 
2.                Споры для убеждения оппонента. 
3.                Споры для победы, т.е. ниспровержения оппонента при свидетелях ради их убеждения. 
4.                Споры как самоцель – своего рода спорт. 
В любом споре необходимо соблюдать основные законы логики. Их всего четыре: 
1. Закон тождества. Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же содержание. Нельзя не смещать, ни сужать, ни расширять понятие, если только это не вызвано особой необходимостью, - в последнем случае это надо четко оговорить и обосновать. Тогда вместо случайной или намеренной подмены исходного понятия мы получим его правомерное развитие или уточнение. 
2. Закон противоречия. Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинным. 
3. Закон исключенного третьего. Истинно или само высказывание, или его прямое и полное отрицание, именуемое также широким, или общим антитезисом. 
4. Закон достаточного основания. Всякая мысль должна обосновываться мыслями, истинность которых неопровержимо доказана. 
Наряду с аргументами по существу дела употребляются аргументы к человеку: аргументы к авторитету, к личности, к публике, к тщеславию, к жалости и т.д. они воздействуют не на разум, а на чувства. 
Существуют определенные правила ведения цивилизованного спора: 
1.                Необходимо с самого начала установить предмет спора, выдвинуть четкие суждения по нему – тезисы и далее без особых причин не менять ни предмета, ни тезисов. 
2.                Установить общее и розное в тезисах и первое исключить из предмета спора – сузить до необходимого предела пункты разногласий. 
3.                Условиться об однозначном понимании терминов и единых критериях оценки рассматриваемых явлений. 
4.                Договориться о цели спора: поиск истины, обращение в сою веру, пропаганда своих идей или нахождение компромисса. 
5.                Отчетливо представлять, насколько достижим ожидаемый вами результат в споре с данным противником и не стремиться к невозможному. 



Предварительный просмотр:

Карточка 2

        Традиционно принято считать: все неприятности Буратино произошли оттого,  что он не умел спорить. Но правильно вели спор другие персонажи книги? Прочитайте фрагмент сказки на карточке.

- Ах, Буратино, Буратино, - проговорил сверчок,- брось баловство… Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой мухи.

-Поччччему?- спросил Буратино.

-А вот увидишь, почччему,- ответил Говорящий Сверчок…

-Поччччему?- опять спросил Буратино.

-Потому, что у тебя глупая деревянная голова.

   Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку.

-Какие ошибки, на ваш взгляд, допустили спорящие?



Предварительный просмотр:

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.        

        Функциональные стили, во избежание путаницы с другими значениями слова «стиль», иногда называют языковыми жанрамифункциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Традиционно выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. В последнее время ряд учёных говорит о религиозном функциональном стиле, исследования которого в советское время по понятным причинам не приветствовались.

Научный стиль

        Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

        Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статьяучебная литературамонографияшкольное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Публицистический стиль

        Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьиочеркарепортажафельетонаинтервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

        Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

        Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

        Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Стилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Художественный стиль

        Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

        Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанры — эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

Функциональные стили, во избежание путаницы с другими значениями слова «стиль», иногда называют языковыми жанрамифункциональными разновидностями языка. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Традиционно выделяют пять основных разновидностей функциональных стилей речи, различающихся условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. В последнее время ряд учёных говорит о религиозном функциональном стиле, исследования которого в советское время по понятным причинам не приветствовались.

Официально-деловой стиль

        Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательстваделопроизводстваадминистративно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законовприказовпостановленийхарактеристикпротоколоврасписоксправок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист,правоведдипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

        Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение . Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.

        Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

        Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Разгово́рная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Особенности: Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

        Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Например, в булочной не кажется странной фраза: «Пожалуйста, с отрубями, один».

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово).

        В разговорном стиле речи, особенно при быстром её темпе, возможна большая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются суффиксы субъективной оценки. Для усиления экспрессивности употребляется удвоение слов.

Ограничена: абстрактная лексика, иноязычные слова, книжные слова.

        В качестве примера можно привести высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

— Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

  • вопросительные и восклицательные предложения;
  • междометие разговорного стиля «черт возьми»;
  • личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Ещё один пример — Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

        Разговорные слова и фразеологизмы: вымахал (вырос), электричка (электропоезд), лексика с эмоционально-экспрессивной окраской (класс), уменьшительно-ласкательные суффиксы (серенький). суффиксы субъективной оценки: деляга, работяга, общага, секретарша, директорша, рукастый. Субстантивация , использования слов стяжения - вычерка, зачетка; усечения - комп.



Предварительный просмотр:

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э.Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтикадиалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.Socrates Louvre.jpg

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска[1] и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл[1]. Был женат на женщине по имениКсантиппа.

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей, при Делиипри Амфиполе. Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов, в том числе, сына своих друзей Перикла и Аспазии.[2] Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, поскольку считал телесную любовь лишь следствием неспособности сдерживать порывы низменной стороны человеческой души[2][3].

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд[2] (по распространённой легенде, настой цикуты, однако, судя по симптомам, это мог быть болиголов).[4]

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/Raffael_069.jpg/250px-Raffael_069.jpg

http://bits.wikimedia.org/static-1.23wmf5/skins/common/images/magnify-clip.png

Сократ и молодой Эсхин (деталь фрескиРафаэля «Афинская школа» в Ватикане

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о СократеЗащита Сократа на судеПирДомострой), и лишь в ничтожной доле в сочиненияхАристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно — бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты — лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.



Предварительный просмотр:

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche [ˈfʁiːdʁɪç ˈvɪlhɛlm ˈniːtsʃə]15 октября 1844РёккенГерманский союз — 25 августа 1900,ВеймарГерманская империя) — немецкий мыслительклассический филологкомпозитор, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм моралирелигиикультуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.Nietzsche1882.jpg

Имя при рождении:

Фридрих Вильгельм Ницше

Дата рождения:

15 октября 1844

Место рождения:

РёккенГерманский союз

Дата смерти:

25 августа 1900 (55 лет)

Место смерти:

ВеймарГерманская империя

Подданство:

Flag of Prussia 1892-1918.svg Пруссия → Flag of the German Empire.svg Германская империя

Язык(и) произведений:

немецкий

Школа/традиция:

неклассическая немецкая философия

Направление:

философия жизни

Основные интересы:

философиярелигия,культураполитика,филология

Значительные идеи:

сверхчеловек, «Бог умер»,цикличность,перспективистский субъективизмресентимент

Оказавшие влияние:

СократПлатонАристотель,ЭпикурПарменид,Древнегреческая философия,ПаскальВольтерКант,ГегельГётеШопенгауэр,ВагнерСаломеГёльдерлин,Достоевский[1]Монтень,Ларошфуко

Испытавшие влияние:

ШпенглерОртега-и-Гассет,Д’АннунциоЭвола,ХайдеггерШелерЛёвит,МаннгеймТённисЯсперс,КамюБатайЮнгерБенн,БуберДжеймс Ду́глас Мо́ррисон

Подпись:

подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...