Повторение. Основные тенденции литературы 18-19 веков
методическая разработка

Сизинцева Марина Анатольевна

Методическая разработка урока по дисциплине ОДБ.02 "Литература"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края                                          Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский лицей профессионального образования»

Методическая разработка урока по дисциплине ОДБ.02 «Литература»

Тема урока: «Повторение. Основные тенденции литературы ХVIII – ХIХ вв.»

Автор: Сизинцева Марина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы.

с. Смоленское 2021

Литературная игра по произведениям русских классиков «СВОЯ ИГРА»

Вид деятельности: урок - игра

Цель воспитания в соответствии с концептуальными основами воспитания: формирование осознанного интереса к русской литературе как к учебному предмету.

Цели:

  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся в процессе игровой командной деятельности;
  • воспитывать интерес к литературе как учебному предмету;
  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  1. ориентироваться в своих знаниях;
  1. находить ответы на поставленные вопросы;
  2. делать обобщения и выводы;
  1. планировать свою деятельность в соответствии с целью урока;                                                                
  1. слушать и понимать речь других;
  1. оформлять свои мысли в устной форме;
  1. договариваться о правилах работы в группе;
  1. устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  2. определять правила работы в парах и группах.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                          
  1. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  2. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Оборудование: презентация, экран, жетоны

Технологии: ИКТ, игровые технологии, технологии сотрудничества.

Ведущий метод: метод мозгового штурма.

Логические операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, умозаключение.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: развивать наблюдательность, внимание, формировать культуру общения.

Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.

Познавательные: использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; производить поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами и условиями общения.

Предметные: актуализировать и систематизировать знания по курсу литературы; знать содержание, проблематику, композицию, жанровое своеобразие изученных произведений, теорию литературы; анализировать иллюстрации к художественным произведениям.

Предварительная подготовка: повторение материала по темам: «Русская литература 19 века», «Древнерусская литература».

        Ход игры:

  1. Организационный момент

Учитель:                                                                                                Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературном соревновании «Своя игра». Один умный человек сказал: “Дорогу осилит идущий”. Пусть эти слова будут девизом нашего праздника.

Представляю вам членов жюри.

Каждая игра имеет свои правила. Послушайте, пожалуйста, как мы будем играть сегодня (объяснения условий игры):

Правила игры:

  1. Играющие делятся на  две команды. Участники  по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
  2. Сектора игрового квадрата делятся по уровням сложности: 100, 200, 300, 400, 500
  3. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
  4. Игровое поле разделено на 25 секторов разной тематики:
  • 5 секторов – «Из истории русской литературы»
  • 5  секторов – «А. С. Пушкин»
  • 5  секторов – «М. Ю. Лермонтов»
  • 5  секторов – «Н. В. Гоголь»
  • 5 секторов – «Древнерусская литература»
  1. Основная часть

Из истории русской литературы 100

Кто из русских писателей был в юности «пожалован» Екатериной II в пажи, а затем стал ярым врагом самодержавия?

Ответы детей: А. Н. Радищев

Из истории русской литературы 200

Назовите известного русского поэта, бесстрашного партизана и организатора партизанской борьбы в период Отечественной войны 1812 года?

Ответы детей: Денис Давыдов

Из истории русской литературы 300

Какое литературное произведение начинается картиной святочного гадания?

        Ответы детей: баллада Жуковского «Светлана»

Из истории русской литературы 400

Перу какого поэта принадлежит стихотворение, начинающееся словами:
«Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…»?  

        Ответы детей: А. А. Фету

Из истории русской литературы 500

Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь»

Ответы детей: Н. С. Лесков

А. С. Пушкин 100                              Где состоялась дуэль Пушкина и Дантеса?

Ответы детей: Дуэль состоялась на Чёрной речке. В 1937 году на месте дуэли был открыт обелиск.

                                                  А. С. Пушкин 200                             

Какой  эпиграф выбрал А.С. Пушкин к повести «Капитанская дочка»?

Ответы детей: «Береги честь смолоду»

                                              А. С. Пушкин 300                             

Кому из своих друзей-декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь?

Ответы детей: И. И. Пущину

                                              А. С. Пушкин 400                             

В связи с чем и когда Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью? Каково содержание надписи?

Ответы детей: В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя»

                                           А. С. Пушкин 500                             

Назовите шесть произведений Пушкина, в которых имя главной героини Мария.

Ответы детей: Маша Троекурова «Дубровский»,
Маша Миронова «Капитанская дочка»,
Мария «Бахчисарайский фонтан»,
Мария «Полтава»,
Маша «Выстрел»,
Марья Гавриловна
«Метель»

М. Ю. Лермонтов 100
Кому посвящены ранние юношеские стихи Лермонтова?

      1. Я не достоин, может быть,

         Твоей любви: не мне судить;

           Но ты обманом наградила

           Мои надежды и мечты,

           И я всегда скажу, что ты

           Несправедливо поступила.

        2. Мы случайно сведены судьбою,

            Мы себя нашли один в другом,

            И душа сдружилася с душою,

            Хоть пути не кончить им вдвоём!

Ответы детей: 1. Наталье Фёдоровне Ивановой, дочери драматурга Ф.Ф.Иванова, в которую был безумно влюблён Лермонтов, но она предпочла ему одного из его друзей.
2. Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил её, не раз сопоставляя её с Наташей Ивановой.

М. Ю. Лермонтов 200
О каком романе Лермонтова Гоголь сказал, что «никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой», а Лев Толстой отметил, что роман произвёл на него «очень большое впечатление!?

Ответы детей: роман «Герой нашего времени»

М. Ю. Лермонтов 300
Где находится могила М. Ю. Лермонтова?

Ответы детей: Первоначально Лермонтов был захоронен в Пятигорске, но в 1842 году бабушка поэта Е.А. Арсеньева перевезла прах в Тарханы. Здесь, в фамильной часовне Арсеньевых, стоит памятник поэту. Рядом покоится прах матери, а с 1974 года и прах отца.

М. Ю. Лермонтов 400
Какое стихотворение Лермонтова было передано царю с надписью «воззвание к революции»?

Ответы детей: стихотворение «Смерть поэта»                                                                                                     М. Ю. Лермонтов 500

Какому герою Лермонтова посвящаются эти строки:

«Пройдёт стар человек – перекрестится,

Пройдёт молодец – приосанится,

Пройдёт девица – пригорюнится

А пройдут гусляры – споют песенку»?

Ответы детей: купцу Калашникову

        Н. В. Гоголь 100

Какое произведение Гоголя напоминает вам картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

Ответы детей: повесть «Тарас Бульба»

                                Н. В. Гоголь 200

Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю А. С. Пушкиным?

Ответы детей: А.С. Пушкин подсказал Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ»

                                Н. В. Гоголь 300

Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?

Ответы детей: слова принадлежат императору Николаю I

                              Н. В. Гоголь 400

Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?

Ответы детей: на зеркало неча пенять, коли рожа крива

                              Н. В. Гоголь 500

У каких двух героев Гоголя головы были похожи: у одного на редьку хвостом вниз, а у другого на редьку хвостом вверх?

Ответы детей: У Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича; «Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»

Древнерусская литература 100

Кем была составлена первая славянская азбука, какое название она получила?

Ответы детей: Братьями-славянами из г. Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица – на основе греческой азбуки (863-864 гг.)

Древнерусская литература 200

Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа?

Ответы детей: Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажжённый трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень.

Древнерусская литература 300

Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение им было посвящено?

 Ответы детей: князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как «страстотерпцев» - невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.), «Сказание о Борисе и Глебе»

Древнерусская литература 400

С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?

 Ответы детей:  «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославовича?»                                                       

Древнерусская литература 500

Какие повести XVIIвека пародировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей?

Ответы детей:  «Повесть о Шемякином суде»,  «Повесть о Ерше Ершовиче»

  1. Рефлексия  

Что мы сегодня делали?                                                                                                           Что нового узнали?                                                                                                                                              Что больше всего понравилось?                                                                                                                                        Напишите синквейн

1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна.                                                                                                         2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.                                                                                                         3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы.                                                                                                                            4 строка – фраза, несущая определённый смысл (отношение к теме).                                                                                      5 строка – заключение в форме имени существительного (синоним темы).

  1. Объявление команды-победителя и награждение команд.

Приложение 1

Список использованной литературы:

1. Л.Л. Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2003, 301 с.
2. В.А. Ильина. Литературные викторины. Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
http://www.akartinki.narod.ru/

Приложение 2: мультимедийная презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по алгебре по теме: "Обобщающее повторение основных формул тригонометрии"

Данный урок входит в тему "Основы тригонометрии". Конспект представляет собой подробную разработку урока по обобщению знаний формул тригонометрии; раскрывается прикладное значение тригонометрии в разл...

25.03.2020г. гр.836-1я пара Повторение. Основные приемы решения показательных уравнений

Цель: повторить общие подходы решения показательных уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать показательные уравнения...

25.03.2020г. гр.836-2я пара Повторение.Основные приемы решения показательных неравенств

Цель: повторить виды показательных неравенств; закрепить навыки и проверить умение решать показательные неравества, используя основные методы....

26.03.2020г. гр.836-1я пара Повторение. Основные приемы решения логарифмических уравнений

Цель: формирование знаний о разных способах решения логарифмических уравнений, умений применять их в каждой конкретной ситуации и выбирать для решения любой способ....

26.03.2020г. гр.836-2я пара. Повторение.Основные приемы решения логарифмических неравенств.

Цель: формирование знаний о разных способах решения логарифмических неравенств, умений применять их в каждой конкретной ситуации и выбирать для решения любой способ...

27.03.2020г. гр.836 Повторение. Основные приемы решения тригонометрических уравнений

Цель: изучить методы решения тригонометрических уравнений, исследовать применение их к решению уравнений повышенной сложности и задач различного содержания....

Повторение. Основные приемы решения систем уравнений

Цель: повторить основные методы решения систем уравнения....