Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 03 «Административное право» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
учебно-методический материал

Верещагина Ирина Васильевна

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Административное право» составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО и предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.   

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы включают в себя:

  • пояснительную записку;
  • основную часть методических рекомендаций по организации и выполнению самостоятельной работы, которая содержит наименование тем изучаемой дисциплины; вид внеаудиторной работы; задание;
  • критерии оценивания отдельных видов самостоятельной работы;
  • список использованных источников;
  • приложение, в котором содержатся методические рекомендации по выполнению отдельных видов самостоятельной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

Методические рекомендации

по организации и выполнению самостоятельной работы студентов

по дисциплине ОП. 03 «Административное право»        

для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Хабаровск, 2022 г.

Рассмотрено                                        Утверждено

на заседании ПЦК                                на заседании НМС КГБ ПОУ ХТЭТ

правовых дисциплин                              от «____» ________2022 г.

от «____» __________2022 г                        протокол №_______

протокол №______________                        Заместитель директора по НМР

Председатель ПЦК                                 _____________/Т.В. Кириленко/

_____________ /Сёмкина Е.Н.

Организация–разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждением «Хабаровский торгово-экономический техникум»

Разработчик:

Верещагина И. В., преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ

Рецензенты:

Светикова К. В., преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ

Пинчук С. В., И.О. Председателя НО Хабаровская краевая коллегия адвокатов «V & M»  

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов разработаны на основе рабочей программы по дисциплине «Административное право» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.


 СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1. Пояснительная записка

4

  1. 2. Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы

6

  1. 3. Критерии оценивания                                                                              

9

  1. 4. Заключение

11

  1. 5. Список использованных источников

12

  1. 6. Приложение

14

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Административное право» составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО и предназначены для организации самостоятельной работы обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.         

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы включают в себя:

  • пояснительную записку;
  • основную часть методических рекомендаций по организации и выполнению самостоятельной работы, которая содержит наименование тем изучаемой дисциплины; вид внеаудиторной работы; задание;
  • критерии оценивания отдельных видов самостоятельной работы;
  • список использованных источников;
  • приложение, в котором содержатся методические рекомендации по выполнению отдельных видов самостоятельной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью обеспечения усвоения знаний и освоения умений, формирования профессиональных и развития общих компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС CПO.

Рабочей программой по учебной дисциплине «Административное право» предусматриваются следующие виды        заданий        для внеаудиторной самостоятельной        работы: подготовка сообщений, работа с нормативными правовыми документами (актами).

Выполнение самостоятельной работы может быть направлено на достижение следующих целей:

- закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе обучения: подготовка сообщений;

- сформировать умение эффективно применять на практике полученные теоретические знания: работа с нормативными правовыми документами (актами).

Одной из основных задач самостоятельной работы является не только освоение студентами теоретических знаний, полученных ими во время обучения, но и формирование умения использовать приобретённые знания на практике, а также наработка навыков исследовательской работы во время поиска новой информации.

Общими критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

•        уровень освоения учебного материала;

•        обоснованность и четкость изложения материала;

•        умение        обучающихся        использовать        теоретические        знания        при выполнении практических заданий;

•        оформление материала в соответствии с требованиями.

Формой аттестации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является «зачёт». «Зачёт» по внеаудиторной самостоятельной работе является допуском к промежуточной аттестации по дисциплине «Административное право». Неудовлетворительное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы влечёт «незачёт» и является основанием для не аттестации обучающегося по данной учебной дисциплине.

Выполнение обучающимися различных видов самостоятельной работы развивает у них творческий подход к решению задач учебного и профессионального уровня; формирует потребность в самоорганизации, повышает качество учебного процесса в целом; способствует развитию у студентов ответственности и организованности, профессиональному росту в будущем.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Понятие административного права

Самостоятельная работа № 1

Вид самостоятельной работы: подготовка сообщений - 3 часа.

Задание: подобрать, изучить, проанализировать материал и подготовить одно сообщение в рамках темы практического занятия «Особенности административного права как отрасли права».

 Сообщение может быть подготовлено на одну из тем:

«Государственное управление и исполнительная власть: понятие и соотношение»;

«Основные черты административно-правовых отношений»;

«Принципы административного права»;

«Административно-правовые нормы».

Рекомендации по подготовке сообщения (доклада) см. в Приложении

 № 1.

Тема 2. Понятие и система субъектов административного права

Самостоятельная работа № 2

Вид самостоятельной работы: работа с нормативными правовыми актами- 4 часа.

Задание: изучив и проанализировав нормы Конституции РФ, ФКЗ от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве РФ», Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022), Указа Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», составьте 2 схемы «Федеральные органы исполнительной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ». Раскройте порядок формирования и компетенцию этих органов.

Рекомендации по работе с нормативными правовыми актами см. в Приложении № 2.

Тема 4. Государственная и муниципальная служба в РФ

Самостоятельная работа № 3

Вид самостоятельной работы: подготовка        сообщений- 3 часа.

Задание: подобрать, изучить, проанализировать материал и подготовить сообщение на одну из тем:

«Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение»;

 «Государственный служащий, его права и обязанности»;

«Ограничения и запреты, связанные с государственной службой».

Рекомендации по подготовке сообщения (доклада) см. в Приложении

№ 1.

Тема 5. Административное правонарушение и административная ответственность

Самостоятельная работа № 4

Вид самостоятельной работы: работа с нормативными правовыми актами - 4 часа.

Задание: изучив и проанализировав правовые нормы, содержащиеся в  Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022) в 5, 6, 14 главах, выберите по одному составу административного правонарушения из каждой главы и раскройте их состав (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона).

Рекомендации по подготовке сообщения (доклада) см. в Приложении

№ 2.

Тема 6. Административное производство

Самостоятельная работа № 5

Вид самостоятельной работы: работа с нормативными правовыми актами - 4 часа.

Задание: изучив и проанализировав раздел 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022), выпишите стадии производства по делам об административных правонарушениях, раскрыв их особенности.

Рекомендации по работе с нормативными правовыми актами см. в Приложении № 2.

Тема 7. Административное принуждение

Самостоятельная работа № 6

Вид самостоятельной работы: подготовка сообщений - 3 часа.

Задание: подобрать, изучить, проанализировать материал и подготовить

одно сообщение в рамках темы практического занятия «Меры административного принуждения».

Рекомендуемые темы:

«Административно-предупредительные меры»;

«Административно-пресекательные меры»;

«Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

Рекомендации по подготовке сообщения (доклада) см. в Приложении

№ 1.

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ    

Критерии оценивания сообщения (доклада)

«Зачёт» ставится, если:

  • тема актуальна;
  • содержание соответствует теме;
  • материал проработан полностью; изучено и использовано более двух источников;
  • материал, излагаемый в сообщении, имеет связь с действующим законодательством;
  • материал излагается логически последовательно; наличие элементов наглядности; студент не читает текст, а свободно пересказывает подготовленный материал, уместно применяя профессиональную терминологию;
  •  студент дал полные и верные ответы на вопросы аудитории.

 «Незачёт» ставится, если:

  • содержание сообщения не соответствует теме;
  • материал не проработан, либо студент читает текст с телефона;  
  • студент не может ответить на вопросы, связанные с темой сообщения.

Критерии оценивания работы с нормативными правовыми актами

«Зачёт» ставится, если:

  • при работе с нормативными правовыми актами использованы СПС «Консультант Плюс», «Гарант»;
  • студент убедился в том, что нормативный правовой акт не утратил силу;
  • при составлении конспектов или решении задач сделаны ссылки на статьи, пункты применяемого нормативного правового акта;
  • ответ изложен логически последовательно, учтены системные связи.

«Незачёт» ставится, если:

  • применен нормативный правовой акт, утративший силу;
  • материал изложен без ссылок на статьи, пункты применяемого нормативного правового акта;  
  • нет системы и логики в изложении материала.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Административное право» позволяют студентам:

- закреплять, углублять, расширять и систематизировать знания, полученные во время аудиторных занятий;

- формировать умения и навыки самостоятельного учебного труда;

- формировать профессиональные умения;

- развивать самостоятельность мышления;

- формировать способность к самоорганизации;

- стимулировать интерес к исследовательской работе.

Основная цель методических рекомендаций - оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по учебной дисциплине «Административное право».

 Выполнение различных видов самостоятельной работы способствует формированию у обучающихся как общих, так и профессиональных компетенций. Самостоятельная работа содействует активизации познавательной деятельности студентов, развитию творческого отношения к выполняемой работе, формированию навыков самостоятельного труда, умению решать профессиональные задачи, формированию потребности к непрерывному самообразованию, совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора, приобретению опыта планирования и организации рабочего времени, формированию у будущих специалистов исследовательского творческого подхода в профессиональной деятельности.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники

1.        Административное право Российской Федерации Попов Л.Л., 2019. -  электронный учебник (Электронный ресурс). – Режим доступа: be5.biz›pravo/a037/index.html.

2.        Корякин В.М. Военно-административное право: учебник. – «Юстиция», 2019 г.

3.        Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов (под ред. В.Б. Исакова). – «Норма: ИНФРА-М», 2017 г.

        

        Дополнительные источники

  1. Артеменков В.К. Понятие и признаки нормативного правового акта Генеральной прокуратуры Российской Федерации в административном судопроизводстве // Административное право и процесс. 2020. N 10. С. 28 - 31.
  2. Буравлев Ю.М. К вопросу об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины // Административное право и процесс. 2021. N 6. С. 45 - 50.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года (с изм.) (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. ФКЗ от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве РФ» (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года (с изм.)  (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации ( часть 1-1994 года с изм.; часть 2-1996 года с изм.; часть 3-2001 года с изм.; часть 4-2006 года с изм.) (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации 2001 года (с изм.) (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  6. Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 года (с изм.) (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  7. Кодекс административного судопроизводства РФ 2015 года (с изм.) (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2002 года (с изм.) (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  9. Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 года (с изм.) (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  10.  Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  11.  Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  12.  Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Интернет-ресурсы

  1. Правовая справочная система «КонсультантПлюс» (Электронный ресурс).        – Режим доступа: http://www.consultant.ru/; http://www.consultant.ru/edu/
  2.         Ваше право (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.ist.ru/nz.asp?tab=2
  3.         Юридическая научная библиотека (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.lawlibraru.ru
  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Рекомендации по подготовке сообщения (доклада)

Сообщение (доклад) предполагает самостоятельное составление устного монолога научного стиля речи. Оптимальное время выступления 4-8 минут.

Сообщение на заданную тему – это краткое изложение в форме публичного доклада результатов самостоятельного изучения какой-либо научной проблемы, требующей авторской оценки собранного материала.

Подготовка сообщения требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:

-        изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

-        анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы сообщения (доклада) фактов, мнений разных ученых и научных положений;

-        обобщение и логическое построение материала сообщения (доклада), например, в форме развернутого плана;

-        написание текста с соблюдением требований научного стиля.

Структура сообщения (доклада) предполагает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п.

Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема сообщения (доклада).

В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

Работая над подготовкой сообщения, студенту необходимо:

1.        определить тему, цель и задачи;

2.        провести обзор научно-методической, учебно-методической литературы, а также нормативных правовых актов с последующим сокращением информации для получения краткого, сжатого, структурированного, логически последовательного изложения материала;

3.        как можно точнее отразить предмет анализа, при сохранении значимой информации, содержащейся в тексте.

Оформление сообщения (доклада)

  1. сообщение по теме может быть выполнено в тетради или напечатано;
  2. количество страниц -  4-5 страниц текста, написанного от руки; 2-3 страницы печатного текста. Шрифт: размер 14 пунктов для основного текста, 14 пунктов для всех заголовков, название Times New Roman; цвет черный. Междустрочный интервал -  1,5см.  Абзац (красная строка) - 1,25 см.  Поля: левое  - 3см, правое -  1,5см,  верхнее и нижнее – 2 см.

3.        текст должен быть доступен для понимания, переработан, все слова в тексте должны быть понятны как выступающему, так и всем обучающимся;

4.        во время выступления обучающийся должен рассказывать текст (смотреть в текст можно, если в тексте даты, сложные научные термины, фамилии ученых, ссылки на статьи нормативных правовых актов);

5.        пользоваться сотовым телефоном во время выступления не допускается;

6.        по окончании выступления обучающийся должен ответить на вопросы, которые могут возникнуть у аудитории.

Приложение № 2

Рекомендации по работе с нормативными правовыми актами

  1. При работе с нормативными правовыми актами используйте СПС «Консультант Плюс», «Гарант».
  2. Убедитесь, что нормативный правовой акт действует, и вам предложена редакция с последними изменениями, и указан порядок вступления их в силу.
  3. Составляя конспекты и решая задачи на основе нормативных правовых актов, делайте ссылки на статьи, пункты этих актов.
  4. В начале работы целесообразно ознакомиться со структурой нормативного правового акта. Это поможет понять круг вопросов, регулируемых данным нормативным правовым актом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Административное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации разработаны для оказания помощи студентам, обучающимся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при написании курсовой работы по МДК 01.01 Право ...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Элементарная теория музыки, гармония» Специальность 53.02.01. «Музыкальное образование»

Данное пособие для студентов колледжей педагогических специальностей с музыкальным уклоном. Помощь по выполнению самостоятельных заданий по предмету "Элементарная теория музыки, гармония"...

Рабочая программа по курсу "Административное право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа по курсу "Административное право" для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения....

Методические указания к практическим работам по курсу "Административное право" по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические указания к практическим работам по курсу "Административное право" по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Арбитражный процесс» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Арбитражный процесс» для специальности  40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Жилищное право» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Задачи к Методическим указаниям по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Жилищное право» для специальности  40.02.01 Право и организация социального обеспечения...