Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Элементарная теория музыки, гармония» Специальность 53.02.01. «Музыкальное образование»
методическая разработка на тему

Копылова Е.Н.

Данное пособие для студентов колледжей педагогических специальностей с музыкальным уклоном. Помощь по выполнению самостоятельных заданий по предмету "Элементарная теория музыки, гармония"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Валуйский колледж»

 

        

Методические рекомендации по организации и выполнению

самостоятельных работ

по дисциплине

 «Элементарная теория музыки, гармония»

Специальность 53.02.01. «Музыкальное образование»

Разработал: Копылова Е.Н

г. Валуйки

Содержание.

Пояснительная записка…………………………………………………………………………3

График проведения самостоятельных работ…………………………………………………..3

Самостоятельные  занятия № 1,2,3…………………………………………………………….4

Самостоятельные занятия № 4,5,6,7,8…………………………………………………………5

Самостоятельные  занятия № 9,10,11,12,13,14………………………………………………..7

Самостоятельные занятия № 15,16,17…………………………………………………………8

Самостоятельные  занятия № 18,19,20,21,22…………………………………………………10

Самостоятельные  занятия № 23,24,25,26…………………………………………………….12

Самостоятельные занятия № 27,28……………………………………………………………13

 Пояснительная записка.

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельных занятий учебной дисциплины «Элементарная теория музыки, гармония» по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» разработаны в соответствии с Положением о самостоятельных занятиях в ОГАПОУ «Валуйский  колледж»  для студентов музыкального отделения.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий, которая ставит целью обеспечить успешное усвоение материала и овладение всеми необходимыми навыками. Самостоятельная работа – процесс, направляемый и контролируемый преподавателем.  

Основными видами самостоятельной работы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» являются практические задания для работы в классе.  

Например, анализ мелодий, звукорядов и периодов, их игра (произведения из программы обучающихся и из незнакомой музыки); построение заданных цифровок, определение интервалов в цепочках, игра последовательностей; анализ музыкальных произведений, построение периодов, цепочек аккордов и д.т. Предусматриваются творческие задания и задания в игровой форме.

Педагог должен следить за доступностью, объемом и формой заданий, равномерным распределением затрачиваемого на их выполнение времени в течение недели, а также обеспечить четкий и постоянный контроль за их выполнением.

   

График проведения самостоятельных работ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1,2,3

Построение периода с проходящими квартсекстаккордами.

3

4,5,6,7,8

 Гармонический анализ произведений из репертуара основного инструмента.

5

 9,10,11,12,13,14

  Подбор аккомпанемента к произведениям детского репертуара с применением II ступени.

6

15,16,17

 Гармонизация периода с прерванной каденцией.

3

18,19,20,21,22

 Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением субдоминантсептаккорда и трезвучием II ступени.

5

23,24,25,26

 Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением септаккорда  VII ступени и его обращений.

4

27,28

Анализ произведений композиторов-классиков.     

2

Самостоятельные  занятия № 1,2,3

Тема: Построение периода с проходящими квартсекстаккордами.  

Цели: - закрепить навык гармонизации периода с применением проходящих квартсекстаккордов;

- в ходе самостоятельной работы совершенствовать умения гармонизации периода с применением проходящих квартсекстаккордов;

- закрепить алгоритм действия при гармонизации периода. 

Содержание заданий:

Задание: построить период с применением проходящих квартсекстаккордов.

Инструкция: Для построения периода с применением проходящих квартсекстаккордов необходимо:

  1. Записать последовательность гармонических функций в тетради.
  2. Выбрать тональность периода.
  3. Записать басовую линию периода.
  4. Построить 1 предложение.
  5. Проиграть на инструменте, проверить правильность написания.
  6.  Построить 2 предложение.
  7. Проиграть на инструменте, проверить правильность написания.
  8. Сыграть отдельно мелодию, проследить за ее развитием.
  9. Сыграть весь период, проверить правильность движения голосов.

Требования к результатам работы:

  1. Запись в нотной тетради периода.

 Вопросы для размышления и самоконтроля:

  1. Где обычно применяются проходящие квартсекстаккорды в начале, середине или конце периода?
  2. Какие ты знаешь проходящие квартсекстаккорды?
  3. В каких последовательностях применяются проходящие квартсекстаккорды?
  4. Какие ступени должны быть в басу, чтобы применить проходящие квартсекстаккорды?
  5. Какие ступени должны быть в мелодии, чтобы применить проходящие квартсекстаккорды?

Критерии оценки и формы контроля:

Оценка  «5» отлично ставится если:

Период  гармонизован гармонически верно, соблюдены все правила движения голосов.

Оценка  «4» хорошо ставится если:

 Период гармонизован гармонически верно, есть небольшие погрешности в  движения голосов.

Оценка  «3» удовлетворительно ставится если:

Период гармонизован с небольшими погрешностями, есть неточности в движении голосов.

Оценка  «2» неудовлетворительно ставится если:

Период гармонизован неправильно, есть грубые ошибки в движении голосов.

Контроль записи в нотной тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
  2. Алексеев Б.К. Задачи по гармонии.- М.: Музыка, 1968.- 228 с.
  3. Мутли А. Сборник задач по гармонии.- 6-е изд.- М.: Музыка, 1979.- 149 с.

Самостоятельные занятия № 4,5,6,7,8

Тема:  Проанализировать  период с применением септаккорда II ступени и его обращений.

Цели:

- закрепить навык анализа периода с применением септаккорда II ступени и его обращений;

  -  в ходе самостоятельной работы совершенствовать умения анализа с применением септаккорда II ступени и его обращений;

-  осмыслить  роль и характер тех или иных средств в музыкальном произведении.        

Перечень необходимых средств обучения:  нотная тетрадь для самостоятельной работы, материал для анализа. 

Содержание заданий:

Задание:  Проанализировать  период с применением септаккорда II ступени и его обращений.

Инструкция: Для анализа периода с применением септаккорда II ступени и его обращений  необходимо:

  1. Проиграть произведение (отрывок) на инструменте.
  2. Определить стиль, жанр, эпоху написания произведения.
  3. Определить темп, размер.
  4. Охарактеризовать мелодию.
  5. Определить тональность.
  6. Разделить период на предложения.
  7. Проанализировать каденции.
  8.  Найти в построении септаккорды II ступени и его обращения.  
  9. Подписать гармонические функции в 1 предложении.
  10.  Провести гармонический анализ всего периода.
  11.  Записать в нотной тетради для самостоятельных работ гармонический анализ периода.

Требования к результатам работы:

1. Записать в нотной тетради для самостоятельных  работ гармонический анализ периода.

 Вопросы для размышления и самоконтроля:

  1. Как эпоха и стиль композитора влияют на характер произведения?
  2. Какие гармонические функции чаще встречаются в начале, середине и конце произведения?

Критерии оценки и формы контроля:

Оценка  «5» отлично ставится если:

 Гармонический анализ сделан верно, все функции определены правильно.

Оценка  «4» хорошо ставится если:

 Гармонический анализ сделан верно, есть небольшие неточности в определении функций.

Оценка  «3» удовлетворительно ставится если:

 Гармонический анализ сделан не совсем верно, есть ошибки в определении функций.

Оценка  «2» неудовлетворительно ставится если:

 Гармонический анализ сделан не верно, множество ошибок в определении функций.

Контроль записи в нотной тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
  2. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.- 5-е изд.-М.: Музыка, 1978.- 287 с.
  1. Холопов Ю. Гармонический анализ. – В 3-х частях.- Ч. I.- М.: 1996.- 96 с., нот.

Самостоятельные  занятия № 9,10,11,12,13,14

Тема:   Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением  секстаккорда и трезвучия II ступени.

Цели: - закрепить навык    подбора аккомпанемента к детской песне с применением  секстаккорда и трезвучия II ступени;

- формировать эмоционально-осознанное и деятельно-практическое отношения к игре на музыкальном инструменте;

- развивать ладо - гармонический слух у обучающихся;

- освоить простейший аккомпанемент в аккордовом и мелодическом изложении в процессе собственного пения.

Содержание заданий:

Задание: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением секстаккорда и трезвучия II ступени.

Инструкция:  Для подбора аккомпанемента к детской песне с применением секстаккорда и трезвучия II ступени необходимо:

  1. Проиграть на инструменте мелодию песни.
  2. Проанализировать движение мелодии, жанр и характер  песни.
  3. Определить тональность.
  4. Построить в нотной тетради основные аккорды в тональности песни: T, S, D,  SII,SII6.
  5. Сделать гармонический анализ мелодии по тактам.
  6. Подписать под мелодией песни гармонические функции аккомпанемента.
  7. Проиграть на инструменте полученный аккомпанемент.
  8. Исправить ошибки.
  9. Играть и петь детскую песню с аккомпанементом, без остановок в характере.

Требования к результатам работы:

1. Игра с пением детской песни с аккомпанементом в умеренном темпе, без остановок.

 Вопросы для размышления и самоконтроля:

  1. Как часто в аккомпанементе можно применить SII,SII6?
  2.  Где чаще всего применяется SII,SII6  в начале, середине или конце предложения?

Критерии оценки и формы контроля:

Оценка  «5» отлично ставится если:

Песня с аккомпанементом исполнена в умеренном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, жанр и характер.

Оценка  «4» хорошо ставится если:

 Песня с аккомпанементом исполнена в более медленном  темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, но не прослеживается  характер произведения.

Оценка  «3» удовлетворительно ставится если:

 Песня с аккомпанементом исполнена в медленном темпе, с остановками, есть ошибки в  гармонизации.

Оценка  «2» неудовлетворительно ставится если:

Аккомпанемент песни подобран с грубыми ошибками, студент испытывает трудности при исполнении песни.

Контроль правильности исполнения произведения.

Список рекомендуемой литературы:

1.Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.

2. Http://relaxdance.narod.ru/ Chapter 1/1htm

3.Http://saoucka.ru/dokument 12554.html

Самостоятельные занятия № 15,16,17

Тема:  Гармонизация периода с прерванной каденцией.  

Цели: - закрепить навык  гармонизации  периода с прерванной каденцией;

 - совершенствовать алгоритм действий по гармонизации мелодии и баса;

Содержание заданий:

Задание №1: гармонизовать мелодию с применением  прерванной каденции.

Инструкция: Для гармонизации мелодии с применением прерванной каденции   необходимо:

  1. Проиграть мелодию на электрооргане.
  2. Определить тональность.
  3. Разделить период на предложения.
  4. Проанализировать мелодию.
  5. Найти и подписать возможные  трезвучия VI ступени  в 1 предложении.
  6. Найти и подписать возможные   трезвучия VI ступени  во 2 предложении.
  7. Подписать оставшиеся гармонические функции в 1 предложении.
  8. Подписать оставшиеся  гармонические функции во 2 предложении.
  9. Гармонизовать 1 предложение.
  10. Гармонизовать 2 предложение.
  11. Проиграть гармонизованный период  на электрооргане, проверить движение голосов и правильность выполнения задачи.

Задание №2: гармонизовать бас с применением трезвучия VI ступени.

Инструкция: Для гармонизации баса с применением трезвучия VI ступени  необходимо:

  1. Проиграть бас на электрооргане.
  2. Определить тональность.
  3. Разделить период на предложения.
  4. Проанализировать движение баса.
  5. Найти и подписать возможные   трезвучия VI ступени в 1 предложении.
  6. Найти и подписать возможные   трезвучия VI ступени  во 2 предложении.
  7.  Подписать оставшиеся гармонические функции в 1 предложении.
  8. Подписать оставшиеся  гармонические функции во 2 предложении.
  9. Гармонизовать 1 предложение.
  10. Гармонизовать 2 предложение.
  11. Проиграть гармонизованный период  на электрооргане, проверить движение голосов и правильность выполнения задачи.

Требования к результатам работы:

1.Запись в нотной тетради гармонизованной мелодии.

2.Запись в нотной тетради гармонизованного баса.

Вопросы для размышления и самоконтроля:

  1. Чем приготавливается трезвучие VI ступени?
  2. Какие функции может заменять  трезвучие VI ступени?
  3. Что такое прерванная каденция?

Критерии оценки и формы контроля:

Оценка  «5» отлично ставится если:

Мелодия и бас гармонизованы гармонически верно, соблюдены все правила движения голосов.

Оценка  «4» хорошо ставится если:

Мелодия и бас гармонизованы гармонически верно, есть небольшие погрешности в  движения голосов.

Оценка  «3» удовлетворительно ставится если:

Мелодия и бас гармонизованы с небольшими погрешностями, есть неточности в движении голосов.

Оценка  «2» неудовлетворительно ставится если:

Мелодия и бас гармонизованы неправильно, есть грубые ошибки в движении голосов.

Контроль записи в нотной тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
  2. Алексеев Б.К. Задачи по гармонии.- М.: Музыка, 1968.- 228 с.
  3. Мутли А. Сборник задач по гармонии.- 6-е изд.- М.: Музыка, 1979.- 149 с.

Самостоятельные  занятия № 18,19,20,21,22

Тема:   Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением субдоминантсептаккорда и трезвучием II ступени.

Цели: - закрепить навык    подбора аккомпанемента к детской песне с применением  субдоминантсептаккорда и трезвучия II ступени;

- формировать эмоционально-осознанное и деятельно-практическое отношения к игре на музыкальном инструменте;

- развивать ладо - гармонический слух у обучающихся;

- освоить простейший аккомпанемент в аккордовом и мелодическом изложении в процессе собственного пения.

Содержание заданий:

Задание: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением субдоминантсептаккорда  и трезвучия II ступени.

Инструкция:  Для подбора аккомпанемента к детской песне с применением субдоминантсептаккорда и трезвучия II ступени необходимо:

  1. Проиграть на инструменте мелодию песни.
  2. Проанализировать движение мелодии, жанр и характер  песни.
  3. Определить тональность.
  4. Построить в нотной тетради основные аккорды в тональности песни: T, S, D,  SII, SII7.
  5. Сделать гармонический анализ мелодии по тактам.
  6. Подписать под мелодией песни гармонические функции аккомпанемента.
  7. Проиграть на инструменте полученный аккомпанемент.
  8. Исправить ошибки.
  9. Играть и петь детскую песню с аккомпанементом, без остановок в характере.

Требования к результатам работы:

1. Игра с пением детской песни с аккомпанементом в умеренном темпе, без остановок.

 Вопросы для размышления и самоконтроля:

  1. Как часто в аккомпанементе можно применить SII,SII7?
  2.  Где чаще всего применяется SII,SII7  в начале, середине или конце предложения?

Критерии оценки и формы контроля:

Оценка  «5» отлично ставится если:

Песня с аккомпанементом исполнена в умеренном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, жанр и характер.

Оценка  «4» хорошо ставится если:

 Песня с аккомпанементом исполнена в более медленном  темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, но не прослеживается  характер произведения.

Оценка  «3» удовлетворительно ставится если:

 Песня с аккомпанементом исполнена в медленном темпе, с остановками, есть ошибки в  гармонизации.

Оценка  «2» неудовлетворительно ставится если:

Аккомпанемент песни подобран с грубыми ошибками, студент испытывает трудности при исполнении песни.

Контроль правильности исполнения произведения.

Список рекомендуемой литературы:

1.Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.

2. Http://relaxdance.narod.ru/ Chapter 1/1htm

3.Http://saoucka.ru/dokument 12554.html

Самостоятельные  занятия № 23,24,25,26

Тема:    Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением септаккорда  VII ступени и его обращений.

Цели: - закрепить навык    подбора аккомпанемента к детской песне с применением септаккорда  VII ступени и его обращений;

- формировать эмоционально-осознанное и деятельно-практическое отношения к игре на музыкальном инструменте;

- развивать ладо - гармонический слух у обучающихся;

- освоить простейший аккомпанемент в аккордовом и мелодическом изложении в процессе собственного пения.

Содержание заданий:

Задание: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением.

Инструкция:  Для подбора аккомпанемента к детской песне с применением септаккорда  VII ступени и его обращений необходимо:

  1. Проиграть на инструменте мелодию песни.
  2. Проанализировать движение мелодии, жанр и характер  песни.
  3. Определить тональность.
  4. Построить в нотной тетради основные аккорды в тональности песни: T, S, D, DVII7.
  5. Сделать гармонический анализ мелодии по тактам.
  6. Подписать под мелодией песни гармонические функции аккомпанемента.
  7. Проиграть на инструменте полученный аккомпанемент.
  8. Исправить ошибки.
  9. Играть и петь детскую песню с аккомпанементом, без остановок в характере.

Требования к результатам работы:

1. Игра с пением детской песни с аккомпанементом в умеренном темпе, без остановок.

 Вопросы для размышления и самоконтроля:

  1. Как часто в аккомпанементе можно применить DVII7?
  2.  Где чаще всего применяется DVII  в начале, середине или конце предложения?

Критерии оценки и формы контроля:

Оценка  «5» отлично ставится если:

Песня с аккомпанементом исполнена в умеренном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, жанр и характер.

Оценка  «4» хорошо ставится если:

 Песня с аккомпанементом исполнена в более медленном  темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, но не прослеживается  характер произведения.

Оценка  «3» удовлетворительно ставится если:

 Песня с аккомпанементом исполнена в медленном темпе, с остановками, есть ошибки в  гармонизации.

Оценка  «2» неудовлетворительно ставится если:

Аккомпанемент песни подобран с грубыми ошибками, студент испытывает трудности при исполнении песни.

Контроль правильности исполнения произведения.

Список рекомендуемой литературы:

1.Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.

2. Http://relaxdance.narod.ru/ Chapter 1/1htm

3.Http://saoucka.ru/dokument 12554.html

Самостоятельные занятия № 27,28

Тема:  Анализ произведений композиторов-классиков.   

   

Цели:

- закрепить навык анализа произведения;  

  -  в ходе самостоятельной работы совершенствовать умения анализа  классических произведений;

-  осмыслить  роль и характер тех или иных средств в музыкальном произведении.

Содержание заданий:

Задание:  Проанализировать  классическое произведение  

Инструкция: Для анализа произведения   необходимо:

  1. Проиграть произведение (отрывок) на инструменте.
  2. Определить стиль, жанр, эпоху написания произведения.
  3. Определить темп, размер.
  4. Охарактеризовать мелодию.
  5. Определить тональность.
  6. Разделить период на предложения.
  7. Проанализировать каденции.
  8. Подписать гармонические функции в 1 предложении.
  9.  Провести гармонический анализ всего периода.
  10.  Записать в нотной тетради для самостоятельных работ гармонический анализ периода.

Требования к результатам работы:

1. Записать в нотной тетради для самостоятельных  работ гармонический анализ периода.

 Вопросы для размышления и самоконтроля:

  1. Как эпоха и стиль композитора влияют на характер произведения?
  2. Какие гармонические функции чаще встречаются в начале, середине и конце произведения?

Критерии оценки и формы контроля:

Оценка  «5» отлично ставится если:

 Гармонический анализ сделан верно, все функции определены правильно.

Оценка  «4» хорошо ставится если:

 Гармонический анализ сделан верно, есть небольшие неточности в определении функций.

Оценка  «3» удовлетворительно ставится если:

 Гармонический анализ сделан не совсем верно, есть ошибки в определении функций.

Оценка  «2» неудовлетворительно ставится если:

 Гармонический анализ сделан не верно, множество ошибок в определении функций.

Контроль записи в нотной тетради.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
  2. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.- 5-е изд.-М.: Музыка, 1978.- 287 с.
  3. Холопов Ю. Гармонический анализ. – В 3-х частях.- Ч. I.- М.: 1996.- 96 с., нот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИКА

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет им...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ профессии Сварщик

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).В данных методических ре...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ 03.01 профессии Слесарь по ремонту строительных машин

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по  ПМ.03 Выполнение сварки и резки средней сложности деталей предназначены для студентов по профессии Слесарь по ремонту строитель...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы материаловедения» профессии Сварщик

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы материаловедения» предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизи...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы технической механики и Гидравлики» профессии Слесарь по ремонту строительных машин

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и гидравлики» предназначены для студентов по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонт...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 01 «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория государства и права» составлены в соответствии с рабочей программой ФГО...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 03 «Административное право» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Административное право» составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СП...