Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы технической механики и Гидравлики» профессии Слесарь по ремонту строительных машин
методическая разработка на тему

Наконечная Евгения Викторовна

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и гидравлики» предназначены для студентов по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.

В данных методических рекомендациях приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, докладами, сообщениями, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную внеаудиторную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины «Основы технической механики и гидравлики», закреплении теоретических знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГБПОУ ВО  «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и выполнению

самостоятельной работы студентов

по дисциплине

«Основы технической механики и

 Гидравлики»

Профессия: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Преподаватель: Наконечная Е.В.

Воронеж  2016


Содержание Введение………………………………………………………………………… 3

Методические рекомендации для студентов по выполнению

различных видов заданий самостоятельной работы  и показатели их оценивания ………………………………………………..…………………..5

Задания для самостоятельного выполнения по каждой теме дисциплины.........................................................................................................9

Рекомендуемая литература…………………………………………………..11


Введение

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и гидравлики» предназначены для студентов по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.

В данных методических рекомендациях приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, докладами, сообщениями, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

Методические рекомендации призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную внеаудиторную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины «Основы технической механики и гидравлики», закреплении теоретических знаний и умений.

В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен

уметь:

- читать кинематические схемы.

В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен

знать:

   - основные понятие и термины кинематики механизмов, сопротивление материалов, требования к деталям и сборочным единицам общего и специального назначения;

   - основные понятия гидростатики и гидродинамики.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям технического профиля таковы, что часть часов, отводимых на изучение дисциплины должна осуществляться студентами самостоятельно. Это способствует развитию общих компетенций студентов таких, как: организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы содержат указания для студентов по конкретным видам самостоятельной работы, показатели оценки выполнения заданий, задания различных видов по каждой теме дисциплины.

В таблице 1 приводится распределение учебной нагрузки на внеаудиторную самостоятельную работу по темам и разделам дисциплины, в соответствии с рабочей программой.

Таблица 1. Нагрузка на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.

Название раздела и темы дисциплины

Внеауди-торная нагрузка в часах

Раздел 1. Основы теоретической механики.

4

Тема 1.1. Основные понятия статики.

4

Раздел  2. Сопротивление материалов.

4

Тема 2.1. Виды деформации тел.

4

Раздел 3. Детали и механизмы машин.

10

Тема 3.1. Детали общего и специального назначения.

10

Раздел 4. Основные понятия гидростатики и гидродинамики.

6

Тема 4.1. Основные понятия гидростатики.

2

Тема 4.2. Основные понятия гидродинамики.

4

Виды самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы материаловедения»

  • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
  • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
  • Подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).
  • Выполнение практических работ.
  • Работа со справочной литературой.
  • Оформление отчетов по практическим работам, и подготовка к их защите.
  • Подготовка к дифференцированному зачёту.

Методические рекомендации для студентов

по конкретным видам самостоятельной работы:

1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы

2. Подготовка к дифференцированному зачёту

1.        Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.

2.        Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и практических занятиях на должном уровне.

4.        Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные преподавателем.

5.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

6.        Заучите «рабочие определения» основных понятий.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • обоснованность и правильность изложения ответа на вопрос преподавателя по проверяемой теме дисциплины;
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы.

3. Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе

1.        При подготовке задания используйте рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы.

2.        Внимательно прочитайте материал, по которому требуется составить конспект.

3.        Постарайтесь разобраться с непонятными, в частности новыми терминами и понятиями.

4.        Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».

5.        Составьте план конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.

6.        В соответствии с планом выпишите по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  •  краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений темы;
  • логичность изложения материала конспекта;
  • уровень понимания изученного материала.

4. Подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме

  1. Выберете тему из предложенной преподавателем тематики сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого теоретического материала.
  2. При подготовке сообщения используйте техническую литературу по выбранной теме, электронные библиотеки или другие Интернет-ресурсы.
  3. Сделайте цитаты из книг и статей по выбранной теме (обратите внимание на непонятные слова и выражения, уточните их значение в справочной литературе).
  4. Проанализируйте собранный материал и составьте план сообщения, акцентируя внимание на наиболее важных моментах.
  5. Напишите основные положения сообщения в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
  6. Перескажите текст сообщения, корректируя последовательность изложения материала.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • полнота и качественность информации по заданной теме;
  • свободное владение материалом сообщения;
  • логичность и четкость изложения материала;

5. Выполнение практических заданий

6. Работа со справочной литературой

  1. Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. Если требуется выпишите формулы из конспекта по изучаемой теме.
  2. Обратите внимание, как выполнялось аналогичное задание на занятии с помощью преподавателя.
  3. Выпишите ваш вариант задания.
  4. Выполните предложенную задачу, используя выписанные формулы и конспект лекций.
  5. В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.
  6. Проанализируйте полученный результат (сопоставив известные теоретические положения  в специальной литературе и конспекте лекций с полученным результатом). Например, после расшифровки марки или выбора марки стали для конструкции или инструмента сравните ваш результат с марочником стали или электронными справочниками, просмотрите рекомендуемую литературу по данной теме.
  7. Выполнение задания должно сопровождаться необходимыми пояснениями (теоретическим обоснованием) при необходимости ссылками на справочную и специальную литературу. Расчётные формулы приводите на отдельной строке, выделяя из текста, с указанием размерности величин. Формулы записывайте сначала в общем виде (буквенное выражение), затем подставляйте числовые значения без указания размерностей, после чего приведите конечный результат расчётной величины.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

  • грамотная запись условия задания и ее решения;
  • грамотное использование формул (при необходимости);
  • грамотное использование справочной литературы;
  • точность и правильность результатов;
  • обоснование выполнения задания.

7. Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите

  1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
  2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
  3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии.
  4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению практических работ.

Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы

  • оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
  • качественное выполнение всех этапов работы;
  • необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
  • правильное оформление выводов работы;
  • обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.

Самостоятельная работа студентов оценивается преподавателем по критериям, представленным ниже.

Критерии оценки самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов оценивается согласно следующим критериям:

Оценка «5» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, студент показывает системные и полные знания и умения по данному вопросу;
  • работа оформлена в соответствии с рекомендациями преподавателя;
  • объем работы соответствует заданному;
  • работа выполнена точно в сроки, указанные преподавателем.

Оценка «4» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, студент допускает небольшие неточности или некоторые ошибки в данном вопросе;
  • работа оформлена с неточностями в оформлении;
  • объем работы соответствует заданному или чуть меньше;
  • работа сдана в сроки, указанные преподавателем, или позже, но не более,

чем на 1-2 дня.

Оценка «3» выставляется студенту, если:

  • тематика работы соответствует заданной, но в работе отсутствуют значительные элементы по содержанию работы или тематика изложена нелогично, не четко представлено основное содержание вопроса;
  • работа оформлена с ошибками в оформлении;
  • объем работы значительно меньше заданного;
  • работа сдана с опозданием в сроках на 5-6 дней.

Оценка «2» выставляется студенту, если:

  • не раскрыта основная тема работы;
  • работа оформлена не в соответствии с требованиями преподавателя;
  • объем работы не соответствует заданному;
  • работа сдана с опозданием в сроках больше 7 дней.

Задания для самостоятельной работы студентов

Раздел 1. Основы теоретической механики

Тема 1.1 Основные понятия статики

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения по основным понятим статики.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите на темы: «Основные понятия статики», «Плоская система сил», «Простейшие движения твердого тела».

Раздел 2. Сопротивление материалов

Тема 2.1 Виды деформации тел

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о видах деформации тел.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите на темы: «Растяжение и сжатие», «Сдвиг».

Раздел 3. Детали и механизмы машин

Тема 3.1 Детали общего и специального назначения.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения о деталях общего и специального назначения.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите на темы: «Основные понятия о механизмах и машинах», «Сварные соединения», «Резьбовые соединения», «Общие сведения о механических передачах», «Фрикционные передачи», «Зубчатые передачи», «Червячные передачи».

Раздел 4. Основные понятия гидростатики и гидродинамики

Тема 4.1 Основные понятия гидростатики.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения об основных понятиях гидростатики.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Тема 4.2 Основные понятия гидродинамики.

Цель: закрепить и обобщить теоретические знания и практические умения об основных понятиях гидродинамики.

Задание:

  1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

  1. Подготовка к зачету: повторение конспектов тем за весь курс изучения дисциплины.

Рекомендуемая литература

Основные источники:

  1. Л.И. Вереина Техническая механика - М: Высшая школа, 2014
  2. Н.В. Беляев Сопротивление материалов - Изд. центр Академия, 2012

Дополнительные источники: 

  1. В.Н. Сапрыкин Техническая механика: Учебник, - М: ЗКСМО, 2008.
  2. Д.Н. Решетов Детали машин, - М: Выс. шк., 2014
  3. И.В. Мещерский Сборник задач по теоретической механики, -                                         М:   Машиностроение, 2011
  4. А.А. Уманский Сборник задач по сопротивлению материалов, -

                                             М: Высшая  школа,  2013 г.                                    

  1. С.И. Тимофеев Детали машин – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  2. Техническая механика (Электронный ресурс). – Режим доступа:         http://www.ostemex.ru/, свободный. – Загл. С экрана.
  3. Техническая механика (Электронный ресурс). – Режим доступа:         http://ftk-bsuir.narod.ru/texmeh.html, свободный. – Загл. С экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ профессии Сварщик

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).В данных методических ре...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ 03.01 профессии Слесарь по ремонту строительных машин

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по  ПМ.03 Выполнение сварки и резки средней сложности деталей предназначены для студентов по профессии Слесарь по ремонту строитель...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы материаловедения» профессии Сварщик

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы материаловедения» предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизи...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов - Электроника и электротехника

Для студентов специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и автоматики...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 01 «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория государства и права» составлены в соответствии с рабочей программой ФГО...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 03 «Административное право» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Административное право» составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СП...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Основы технической механики и слесарных работ

Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся  в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и слесарных работ».Настоящие методические указа...