Педагогический проект «Больничная клоунада»
проект

Самарина Лариса Михайловна

«Больничная клоунада» - это добровольная профессиональная и творческая деятельность, направленная на психологическую реабилитацию детей (и их родителей), находящихся в больнице, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, средствами клоунады и игротерапии, и поэтому одним из направлений внеурочной деятельности в плане  волонтерства и добровольчества в колледже  стал образовательный проект «Больничная клоунада».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГПОУ «Мариинский педагогический колледж

имени императрицы Марии Александровны»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«БОЛЬНИЧНАЯ КЛОУНАДА»

                                                                                       

                                                                                   

                                                                                    Автор проекта:

 Самарина Лариса Михайловна,

                                                      преподаватель

                                             общепрофессиональных дисциплин

Мариинск, 2018

Актуальность проекта:

Госпитализация ребенка в больничное учреждение — острое травмирующее событие, которое может привести к развитию кризиса, как у ребенка, так и его родителей. Дети, находящиеся в условиях стационара, подвержены состояниям подавленности и депрессии, что негативно сказывается на процессах лечения и выздоровления.

Врачи и медицинский персонал по причине собственной загруженности лечебным процессом просто не в силах помочь им в сложившейся ситуации в полной мере.

Одной из технологий, направленных на профилактику кризисных состояний при госпитализации детей, является больничная клоунада —динамично развивающееся направление социальной работы, адаптированное на реабилитацию ребенка в больничном учреждении.

«Больничная клоунада» - это добровольная профессиональная и творческая деятельность, направленная на психологическую реабилитацию детей (и их родителей), находящихся в больнице, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, средствами клоунады и игротерапии, и поэтому одним из направлений внеурочной деятельности в плане  волонтерства и добровольчества в колледже  стал образовательный проект «Больничная клоунада».

Реализация данного проекта  позволит повысить мотивацию ребенка на лечение и борьбу с болезнью, стабилизировать положительное эмоциональное состояние у родителей, болеющих детей, а для волонтеров, данный вид деятельности будет содействовать формированию компонентов общих компетенций (ОК 3 «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; ОК 6 «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями»).

                        Цель проекта:

Создание и развитие волонтерского движения в колледже по направлению «Больничная клоунада» на базе МУЗ «Центральная городская больница» города Мариинска и Мариинского района для регулярного посещения детей, находящихся на длительном стационарном лечении.

Задачи:

  1. Разработать методическое обеспечение проекта  для отбора и подготовки добровольцев;

2. Организовать обучение волонтеров для реализации проекта;

3. Содействовать формированию компонентов общих компетенций (ОК 3 «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; ОК 6 «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями») у  участников проекта;

4. Вызвать положительные  эмоции   у больных детей, поддерживая мотивацию ребенка на лечение и борьбу с болезнью.

Новизна проекта: локальный  уровень новизны. 

Участники проекта:

- студенты 1-4 курса ГПОУ «Мариинский педагогический колледж имени императрицы Марии Александровны»;

- администрация образовательного учреждения;

- родители обучающихся;

- педагогические работники.

         Сроки реализации проекта: апрель 2017 г. - апрель 2018 г.

Мероприятия по реализации проекта

Таблица 1- План мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Срок исполнения

Исполнитель

I этап - Подготовительный

1.1

Вовлечение желающих в ряды волонтеров проекта:

Проведение отбора, собеседования и анкетирование кандидатов-волонтеров, которые должны соответствовать критериям отбора: артистизм, коммуникабельность, стрессоустойчивость, открытость; (Приложение 1)

 

Определение этапов и направлений взаимодействия участников проекта;

апрель 2017 г. – июнь 2017 г.

- активисты (участники) проекта;

- педагогические работники;

II этап – Основной

2.1

Обучение участников проекта проходит по следующим направлениям:

Знакомство с проектом, предоставление теоретической информации о специфике работы больничных клоунов;

 

Обучение команды добровольцев: в форме практических занятий с элементами тренинга, с включением теоретического материала, интерактивных форм обучения (обучение актерскому мастерству, клоунаде, основам театрального грима, анимации, цирковому искусству, поиск внутреннего образа белого или рыжего клоуна, контактная импровизация, музыкально-ритмические основы работы клоуна), с приглашением руководителя театра «Желтое окошко» г. Мариинска;

Творческие мастер-классы по моделированию фигур из шаров, обучение фокусам; (Приложение 2)

Познавательные лекции в области медицины и психологии, лекции о специфике работы в учреждении здравоохранения, а также об особенностях детей, находящихся на длительном лечении в стационаре больниц, о возрастных отличиях детей, правилах посещения больницы – с приглашением специалистов в данной области;

Волонтерами проводится работа по привлечению спонсоров - организаций и индивидуальных предпринимателей г. Мариинска и Мариинского района. Данные мероприятия  направлены  на сбор канцтоваров (карандаши, альбомы, краски, детские раскраски, воздушные шары, мыльные пузыри), детских книг, необходимых для больных детей;

На этом этапе каждый активист проекта работает над созданием собственного образа клоуна, изготавливаются костюмы, подбирается реквизит (детали костюма легко комплектуются друг с другом и могут использоваться любым членом команды клоунов-добровольцев).

июль 2017 г. – октябрь  2017 г.

- обучающиеся;

- активисты (участники) проекта;

-обучающиеся;

- педагогические работники;

- активисты (участники) проекта;

- педагогические работники;

- руководитель театра;

- администрация образовательного учреждения;

- активисты (участники) проекта;

-педагогические работники;

- медицинский работник образовательной организации;

- активисты (участники) проекта;

-педагогические работники;

- спонсоры;

- активисты (участники) проекта;

-педагогические работники;

2.2

Этапы активных выходов в больницу:

Больничные клоуны посещают больницу еженедельно, а также во всех экстренных случаях (например, поддержать ребенка перед операцией);

Проведение индивидуальных выходов по просьбе родителей, дети которых, проходят медицинское лечение в стационаре, через размещение информационного листа о деятельности больничных клоунов на посту дежурной медсестры.

Продолжаются занятия и тренинги на закрепление полученных знаний и навыков, а также обучение новым;

ноябрь 2017 г. – февраль 2018 г.

- активисты (участники) проекта;

- педагогические работники;

- медицинский персонал больницы;

- активисты (участники) проекта;

- педагогические работники;

III этап - Заключительный

3.1

Анализ и оценка  эффективности реализации Проекта:

  • Анкета родителей для сбора информации о деятельности участников проекта; (Приложение 3)
  • Рефлексия настроения «Смайлики»; (Приложение 4) 
  • Лист обратной связи от волонтеров-клоунов; (Приложение 5) 
  • Отзыв позитивного отношения работников медицинского учреж-дения к проекту; (Приложение 6)

март  2018 г. – апрель 2018 г.

- участники проекта;

- педагогические работники;

-администрация ПОО;

- медицинский персонал больницы;

- пациенты (дети);

- родители пациентов (детей);

Ресурсное обеспечение проекта:

Реализацию Проекта обеспечивают квалифицированные педагогические кадры, нормативная и методическая документация, необходимое материально-техническое оснащение.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • разработка программы  по подготовке больничных клоунов; 
  • подготовка студентов – волонтеров по направлению «Больничная клоунада»;
  • проведение серии мероприятий для посещения детей, находящихся на длительном стационарном лечении в  медицинском учреждении;
  • формирование компонентов общих компетенций (ОК 3 «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; ОК 6 «Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями») у  участников проекта;
  • формирование позитивного отношения к лечению  у ребенка и родителей;

   Перспективы реализации проекта

1. Расширение географии проекта, организация выездов с развлекательно-познавательными программами в «Социальный приют для детей» и «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района.

2. Представление опыта «Больничной клоунады» другим  профессиональным образовательным учреждениям на безвозмездной добровольной основе.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета кандидата в больничные клоуны

Пожалуйста, заполните форму, чтобы мы познакомились с Вами поближе!

  1. ФИО
  2. Дата рождения
  3. Район проживания
  4. Контактный телефон
  5. Эл.почта
  6. Ваше увлечение
  7. Укажите есть или нет у вас перечисленные ниже навыки клоунады и/или работы с детьми (если нет ни одного, ничего страшного)

                                                                                                                      (нужное выделить)

Жонглирование

Да

Нет

Моделирование из воздушных шаров        

Да

Нет

Фокусы

Да

Нет

Пантомима

Да

Нет

Музыка

Да

Нет

Вокал

Да

Нет

Танцы

Да

Нет

Театральная студия

Да

Нет

КВН

Да

Нет

Работали ли Вы в больнице?

Да

Нет

Имеете ли Вы какой – либо другой больничный опыт?

Да

Нет

  1. Кто такой клоун в Вашем представлении? (эпитеты и сравнения, какой он в Вашем понимании)

  1. График вашей учебы

 

  1. Как часто Вы готовы совершать выходы в больницу?

  1. Ваша жизненная позиция:

  1. Как вы представляете себе работу доктора-клоуна, что вы ожидаете от школы клоунов:

  1. Считаю нужным сообщить о себе:

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Содержание программы подготовки больничных клоунов

Занятие 1 «Введение в больничную клоунаду»

Цель: Знакомство, освящение теоретических основ.

Содержание: Знакомство участников, создание атмосферы доверия в группе. Получение знания о психологических особенностях больного ребенка, определение правил работы в больнице.

Занятие 2 «Пантомима»

Цель: Телесное раскрепощение, основы пантомимы.

Содержание: Телесно-ориентированная психотерапия, танцевально двигательная терапия, овладение навыками пантомимы.

Занятие 3 «Акробатика и жонглирование»

Цель: Обучение основам акробатики, жонглирования.

Содержание: Овладение навыками акробатики. Тренинг чувства ответственности за партнера. Овладение навыками жонглирования.

Занятие 4 «Волшебство»

Цель: Обучение основам фокусов, моделирования воздушных шаров.

Содержание: Овладение фокусами, приемами их представления, импровизации. Овладение навыками моделирования воздушных шаров, а также ознакомление с правилами их использования в больнице.

Занятие 5 «Темпоритм»

Цель: Обучение основам ритмики и режиссуры.

Содержание: Формирование необходимого темпоритма для работы в паре/команде; работа над выразительностью, динамикой и пластичностью голоса. Овладение навыками создания миниатюр.

Занятие 6 «Работа со зрителем»

Цель: Обучение основам работы аниматора, представление образа клоуна.

Содержание: Тренировка умений работы со зрителями, овладение приемами работы аниматора. Теоретические основы образа клоуна. Первые шаги к созданию собственного уникального образа клоуна, адаптация его к специфике больничной клоунады.

Занятие 7 «Первая проба»

Цель: Интеграция полученных знаний, работа в группе.

Содержание: Создание окончательного образа клоуна. Проигрывание сложных ситуаций, с которыми клоун может столкнуться в больницу, поиск путей выхода из сложившихся ситуаций. Получение опыта работы в паре, чувствование партнера.

Занятия 8-10 «Практика в больнице»

Цель: Применение полученных навыков в больнице в сопровождении опытных больничных клоунов.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Для  того чтобы оценить  эффективность работы проекта, мы разработали  анкету и  провели анонимное анкетирование  родственников  больных детей

Анкета родителей для сбора информации

о деятельности участников проекта

  1. Ваш возраст?

  1. Возраст ребенка,  находящегося на  лечении?

  1. Кем вы приходитесь больному?

  1. Часто ли ваш ребенок участвует в мероприятиях «Больничный клоун» или ему подобных, приводимых студентами?

  1. Нужен ли  взрослым больничный клоун?

  1. Как изменилось эмоциональное состояние вашего ребенка после проведения мероприятия "Больничная клоунада"?

  1. В чем на ваш взгляд заключается эффективность взаимодействия больных детей с больничными клоунами?

  1. Изменилось ли ваше эмоциональное состояние ребенка после проведения мероприятия "Больничная клоунада"?



Предварительный просмотр:

Приложение  4

Рефлексия настроения «Смайлики»

Рефлексия эмоционального состояния: дети на имеющихся заготовках (круги желтого цвета) рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению после проведение встречи с  волонтером-клоуном.


         ОТЛИЧНОЕ                             НОРМАЛЬНОЕ                          ПЛОХОЕ



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Лист обратной связи от волонтеров-клоунов

Для  того чтобы оценить  эффективность работы, мы разработали  анкету и  провели анонимное анкетирование  участников проекта (волонтеров-клоунов)

  1. Ваш возраст и пол?

  1. Как Вы думаете, всем ли под силу овладеть мастерством смехотерапии?

  1. Вы для себя уяснили, что должны уметь больничные клоуны, чтобы получить доступ к работе?

  1. Как  Вы восстанавливаете силы после выхода в больницу в роли больничного  клоуна, как на следующий день возвращаетесь к учебе?

  1. За время обучения и активных выходов в больницу получили ли вы  новые ощущения и знания?

  1. Полученный опыт работы в роли больничного клоуна может Вам пригодиться в повседневной жизни?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Профессионально-прикладная физическая подготовка в учреждении начального профессионального образования

. В настоящее время в производственной и социальной сфере трудится около 20 млн. человек с начальным профессиональным образованием - это почти 30% занятого населения России. Именно профессиональ...

Педагогический проект на тему: "Зеленый класс"

Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы. Таг...

Индивидуальный педагогический проект

Индивидуальный педагогический проект на тему:"мМоделирование профессиональной деятельности в учебном процессе"...

Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )

Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии  эмоционально-оценочной л...

Педагогический проект на тему: «Информационно-практический пример разработки проекта создания интернет-магазина».

Задачи выполнения проекта: 1. Овладеть навыками самостоятельного проведения каждого из этапов практической работы: − поиск перспективного рынка, проведение конкурентного анализа, оценка инве...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»

В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и  ведение рабочей тетради  «Записки ...