Статья на тему: "Специфика преподавания иностранного языка в учреждениях СПО в социальном и профессиональном контексте"
статья

Бондарь Ирина Николаевна

Обучение иностранному языку в системе СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bondar_in.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Bondar,  SPECIFICITY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

IN INSTITUTIONS OF SPE IN THE SOCIAL AND PROFESSIONAL CONTEXT The article shows the design results of the author for the successful motivation of students in learning the English language. Special attention is paid to preparation for professional competitions and establishing a trust parity the relationship of teacher and student in the learning process.  Shown the circumstances development of internal motivation to study.

Key words: professional training, training for professional competitions, learning a foreign language, the development of intrinsic motivation for teaching student of secondary professional education.

Бондарь И.Н., преподаватель СПб ГБП ОУ «Ижорский колледж», Санкт-Петербург, E-mail: bondar0408@yandex.ru 

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО В СОЦИАЛЬНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

В статье показаны результаты разработок автора для успешной мотивации обучающихся в изучении английского языка. Особое внимание обращено на подготовку к профессиональным конкурсам и установку доверительных паритетных взаимоотношений педагога и обучающегося в учебном процессе. Показаны условия развития внутренней мотивации к учению.

Ключевые слова: профессиональное обучение, подготовка к профессиональным конкурсам, изучение иностранного языка, развитие внутренней мотивации к учению обучающегося среднего профессионального образования

Иностранный язык – предмет, изучение которого формирует у обучающихся способность к коммуникации, познавательную и речевую активность, повышает уровень культурной и морально-этической компетентностей.

Применение иностранного языка в профессиональной деятельности – это не новая реальность в профессиональном и образовательном пространстве, а всё более значимая сфера для всех участников образовательного процесса, и в том числе для работодателя.

Так, например, владение основами делового английского и международной терминологией (как правило, англоязычного происхождения) для выпускника учреждения среднего профессионального образовательного образования (далее – СПО) как квалифицированного рабочего, особо актуально в условиях требований чемпионата World Skills. Так, в техническом задании отборочного тура, например, есть следующая формулировка: «Часть информации будет представлена на английском языке». Знания по иностранному языку также необходимы для прохождения процедуры аудита на производстве / фирме [4,8].

Совершенно очевидно, что задача преподавателя заключается в кропотливой подготовке оптимальных условий для курса иностранного языка в профессиональной деятельности, начиная от разработки рабочей программы дисциплины по конкретной специальности с обоснованным содержанием и тематикой, и, если потребуется, корректировкой индивидуального образовательного маршрута конкретного обучающегося, заканчивая применением эффективных современных технологий в обучении.

Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от учащихся школ, студенты СПО должны быть более мотивированы к изучению иностранного языка, так как их практическое владение, например, английским в профессиональной деятельности нацелено на индивидуальную траекторию потребности пополнить кадровый резерв руководящих кадров.

Осознание важности обучения в целом, и тем более, изучения английского языка, не сразу приходит к обучающимся уровня СПО. Причина этому – возрастные психологические особенности. Для психики подросткового возраста характерна несформированность мотивационной сферы [2]. Влияние «гаджетов», а также виртуального общения в сети Интернет создают множество направлений развития мотиваций, неподконтрольных ни родителям, ни преподавателям. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к развитию мотивов к обучению подростка. Особенно важно в отношении изучения «чужого» языка обеспечить отношения взаимопонимания между педагогом и студентом.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучающегося [3,5,9]. Некоторыми условиями для внутреннего мотивирования процесса учения могут быть:

1. Предоставление свободы выбора. Подросток должен иметь возможность выбора учебного заведения, специальности, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора создает ситуацию, где обучающийся испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А, выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие ощутимого для подростка внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Такая тактика ослабления внешнего давления повышает развитие внутренней мотивации, создавая ощущение свободы выбора и позволяет действовать в соответствии с внутренними интересами и образовательными запросами.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации учащегося об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего самоконтроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является отрицательным мотиватором.

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений обучающегося. Результаты обучения необходимо соотносить с  потребностям обучаемого, чтобы они были значимыми для него. По мере взросления формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути.

Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более естественным и непротиворечивым.

4. Занятие следует организовать так, чтобы подростку было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одногруппниками. В группе необходимо создавать атмосферу сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость – вот что является основными переживаниями обучающегося в процессе обучения, мотивирующими его к продуктивному обучению.

5. Для психологически грамотной организации мотивации учебы важна ориентация педагога при обучении на индивидуальные стандарты достижений студентов. Хайнц Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности [12]. Их роль выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает для себя сам обучающийся. Но такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и педагог. Он может быть ориентирован на усредненные общественно-ориентированные абсолютные нормы  или на индивидуально относительные нормы.

Вторая модель работает так: педагог ставит перед каждым обучающимся индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Обучающийся  выбирает эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с педагогом в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам педагог и сам обучающийся оценивают полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют возможностям обучающегося и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием). Такой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и интерес к учению. Педагог поощряет и подкрепляет достижения обучающегося, сравнивая их не с результатами других обучающихся, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

6. Личность преподавателя и характер его отношения к подростку. Сам преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Считается также, что для успешной работы современного преподавателя положительный результат может дать специально разработанная система взаимодействия преподавателя и студентов [5]. Ключевыми позициями этой системы могут выступать:

- направленность на формирование позитивного отношения к курсу Иностранного языка в профессиональной деятельности;

- осуществление постоянной связи «преподаватель-студент-производство/мастер производственного обучения (актуальная иноязычная лексика, терминология и т.п.)»;

- оказание всесторонней (если потребуется дистанционной) помощи обучающимся на протяжении всего периода изучения курса Иностранного языка, а также при прохождении производственной практики;

- проведение тренингов и групповых занятий, посвященных реальным ситуациям, возможным диалогам, «репетициям» собеседований, анкетированию на иностранном языке и прочее;

- обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля, работы с современными источниками информации, и если потребуется, с конкретными сайтами сети Интернет, страницы которых представлены на английском языке.

Все вышеперечисленное повысит уровень информированности и профессионального владения иностранным языком, а также развитие уверенности в себе выпускника СПО в качестве востребованного молодого и перспективного специалиста. Главное для преподавателя - убедить студентов говорить на языке, читать и переводить аутентичные тексты и тексты технической направленности (ОК 4-6,8,9 ФК ГОС СПО по специальности «Технология продукции общественного питания» [1,5,7,11].) и изучать его непрерывно и грамотно.

Безусловно, в системе взаимодействия с обучающимися преподавателю также необходим арсенал дидактических средств обучения. Возможно, потребуется интеграция внутрипредметного модуля по иностранному языку, оборудованного техническими средствами обучения (ТСО) учебный кабинет и обоснованное применение разнообразных интерактивных технологий на занятиях, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) как лицензионных, так и созданных самостоятельно.

В качестве примера собственной части «багажа» средств обучению студентов коммуникации на иностранном языке можно порекомендовать к применению достаточно популярные разработанные, как правило, самим педагогом тематические пособия – методические указания студентам для выполнения заданий на уроке и в самостоятельной работе по предмету.

Каждая серия тематической методички посвящена одной теме и состоит из 10 копий ( для обучающегося) и одного экземпляра для преподавателя. Структура всех пособий-методичек единообразна, она включает следующие разделы:

  • Лексический материал;
  • Речевые образцы для развития и совершенствования разговорных навыков;
  • Различные виды заданий, упражнения и тексты;
  • Тексты для домашнего чтения с заданиями по содержанию;
  • Ситуации для составления эссе и/или диалогов;
  • Тексты/ фрагменты аудиофайлов, имеющихся у преподавателя;
  • Цитаты и мудрые мысли, пословицы, поговорки и пр.

Наибольшей популярностью часто пользуются следующие тематические методички:

  1. Russia.
  2. St.Petersburg.
  3. Traveling.
  4. English-speaking countries.
  5. Education.
  6. Personality.
  7. Family Life.
  8. Mass Media.
  9. Cinema. Theatre. Music.
  10.  Books. Literature.
  11.  Career. Jobs.
  12.  Health. Sport.
  13.  Nature. Ecology.

14. Science and technology

К подобному списку добавляются темы из курса иностранного языка в профессиональной деятельности определенной специальности и курса делового общения, например, некоторые из тем специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» могут быть:

  • On a business trip
  • Arrival
  • At the company office
  • Traditional Cuisine
  • Russian Cuisine
  • British Cuisine
  • Chinese Cuisine
  • Menu
  • Serving at Restaurant
  • Healthy Food
  • My career

Проработав и изучив материал каждой методички, обучающиеся получают большой объем полезной и интересной информации, что значительно повышает мотивацию, развивает умение выбирать, систематизировать и обрабатывать различные виды культуроведческой информации и использовать ее при решении коммуникативных, коммуникативно-познавательных и познавательно-поисковых задач.

Постоянное систематическое выполнение упражнений способствует

- развитию у студентов умений анализировать, сравнивать и обобщать языковые факты,

- формированию мышления и навыков учебно-познавательной деятельности.

Во время беседы, которая предлагает определенную вербальную ситуацию, обучающиеся демонстрирует достаточно высокое умение общения по затрагиваемым вопросам с учетом определенных знаний в области социальных и культурных особенностей стран и народов, говорящих на английском языке. Накопительный эффект приобретает частое использование таких видов работ в группах как «учебная дискуссия», «игровое моделирование ситуаций», «дебаты и конференции», «мозговой штурм» и так далее, мотивируя обучающегося в активный процесс получения и переработки знаний.

Используя подобные собственные или наработки коллег (привлечение преподавателей специальных дисциплин также целесообразно) на своих уроках, современный педагог может проявить творчество и представить материал, используя ИКТ, например. Наглядность, подготовленная на электронных носителях (таблицы, презентации, видеоролики, образцы должностных инструкций, технологической документации и т.д.) помогает сделать урок более насыщенным и интересным, повышает качество обучения и авторитет преподавателя, особенно в работе со студентами СПО. Не секрет также, что при внедрении новой разработки предполагается качественное улучшение каких-либо параметров. Совмещать или чередовать традиции и инновации в обучении иностранному языку в профессиональной деятельности - задача не легкая, но посильная современному преподавателю при  взаимодействии с современными обучающимися.

Не стоит также отказываться от периодического анкетирования на тему преимуществ и возможных пожеланий по улучшению процесса обучения иностранному языку у самих студентов для своевременной коррекции указанного.

К ожидаемым результатам можно отнести следующее:

- повышение самостоятельности, инициативности и активности;

- отработка навыков социализации;

- развитие общих и профессиональных компетенций;

- возрастание мотивации и заинтересованности в изучении и практическом применении иностранного языка.

- развитие навыков рефлексивного обучения [6].

Надеемся, что все вышеперечисленные рекомендации окажутся интересными и полезными для преподавателей, только приступивших к обучению студентов иностранному языку как специальной дисциплины. А усовершенствованный ими процесс обучения вызовет больший интерес студентов к разнообразным урокам и неподдельное удовольствие изучения иностранного языка в профессиональной деятельности.

Библиографический список

  1. Аникеева О.Н. Особенности формирования учебной мотивации подростков https://multiurok.ru/files/osobiennosti-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-po.html [Дата обращения 19.01.2018].
  2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2012. – 387 с.
  3. Знайденко Т.И. Современный урок иностранного языка по ФГОС в системе СПО», 2017// https://infourok.ru/statya-sovremenniy-urok-inostrannogo-yazika-po-fgos-v-spo-2002030.html [Дата обращения 19.12.2017].
  4. Ирисханова К.М. Система Европейских требований к уровням владения иностранным языком: параметры описания, контроля и оценки // Вестник МГЛУ, 2012 - №15.
  5. Корнеева Л.И. Ключевые компетенции в многоуровневом образовании: языковая составляющая // Вестник УГТУ-УПИ, Серия «Экономика и образование» - 2006.
  6. Кривых С.В., Аниканов М.В., Аниканова Н.Г. Рефлексивное обучение: теория и практика,Санкт-Петербург, 2017
  7. Куляшова О. Н. Интерактивные методы обучения как средства развития учебной мотивации подростков //https://infourok.ru/motivaciya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnoe-uslovie-uspeshnogo-obucheniya-shkolnikov-1577316.html???history=0&pfid=1&sample=22&ref=0
  8. Матвеева Н.В. Доклад «Преподавание иностранного языка для специальных целей в свете развития движения WorldSkills», 2015: http://sdo.rea.ru/cde/Conference/20/viewFiles.php [Дата обращения 19.01.2018].
  9. Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьников // https://infourok.ru/motivaciya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnoe-uslovie-uspeshnogo-obucheniya-shkolnikov-1577316.html???history=0&pfid=1&sample=22&ref=0 [Дата обращения 19.01.2018].
  10. Савеницкая О. «Для чего нашим детям учить английский?», ИД «Первое сентября» Учебно-методический журнал Английский язык, 2014, №9
  11. Федеральный компонент государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089 (с изменениями на 23 июня 2015 года).
  12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 2006. – 188с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход на уроках иностранного языка в учреждениях профессионального образования

В настоящее время все учебные заведения формируют целостную систему знаний, умений, навыков, а именно: ключевые компетенции....

Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.

В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...

Использование ИКТ в преподавании иностранного языка в профессиональном училище

Описание опыта применения компьютера как инструмента для работы с информацией на уроках иностранного языка...

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ МАШИННОГО  ПЕРЕВОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09.А.02 Методика преподавания иностранного языка по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (немецкий язык) вариативная часть

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Препода...

Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»

Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...

Статья на тему «Специфика обучения студентов среднего профессионального образования сольному пению»

В статье рассматривается специфика проведения занятия по сольному пению, для студентов среднего профессионального образования. Приводится краткий план построения урока и пример упражнения на дыхание. ...