Методическая разработка урока с профессиональной составляющей по учебному предмету Истории
методическая разработка

Меренкова Оксана Юрьевна

План-конспект открытого урока

по учебному предмету  История

Тема урока «Основные категории клиентов социальных служб в Российской Федерации»

 

Тип занятия: урок изучения нового материала

Группа №9 (1 курс)

Специальность: 39.02.01 Социальная работа

Дата проведения: 16.12.2022

Цель: сформировать представление у  обучающихся об основных категориях клиентов социальных служб в Российской Федерации на современном этапе истории, имеющих  право на социальное обеспечение, познакомить обучающихся с понятием социальное государство, социальное обеспечение, клиенты социальных служб, субъекты административной опеки.

 

Задачи: 

образовательные: изучить основные категории клиентов социальных служб в Российской Федерации, подвести обучающихся к пониманию особенностей социального государства на современном этапе истории.

 

развивающие: формирование умений применять приемы сравнения, обобщения, выделять главное, продолжить развивать умение работать в группе, с таблицами, преобразовывать аналитические данные в текстовую информацию, рассуждать, делать выводы, способствовать формированию информационной культуры

 

воспитательные: воспитывать чувства гордости за избранную профессию, личной ответственности за общее дело, умения работать в коллективе и принимать коллективные решения при выполнении заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.met_._raz_uroka.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  

Самарской области 

«Обшаровский государственный техникум им. В. И. Суркова»

Методическая разработка урока  с профессиональной составляющей

по учебному предмету Истории  

Тема урока «Основные категории клиентов социальных служб в Российской Федерации»

                                                               Преподаватель:  Меренкова Оксана  Юрьевна

План-конспект открытого урока

по учебному предмету  История

Тема урока «Основные категории клиентов социальных служб в Российской Федерации»

Тип занятия: урок изучения нового материала

Группа №9 (1 курс)

Специальность: 39.02.01 Социальная работа

Дата проведения: 16.12.2022

Цель: сформировать представление у  обучающихся об основных категориях клиентов социальных служб в Российской Федерации на современном этапе истории, имеющих  право на социальное обеспечение, познакомить обучающихся с понятием социальное государство, социальное обеспечение, клиенты социальных служб, субъекты административной опеки.

Задачи: 

образовательные: изучить основные категории клиентов социальных служб в Российской Федерации, подвести обучающихся к пониманию особенностей социального государства на современном этапе истории.

развивающие: формирование умений применять приемы сравнения, обобщения, выделять главное, продолжить развивать умение работать в группе, с таблицами, преобразовывать аналитические данные в текстовую информацию, рассуждать, делать выводы, способствовать формированию информационной культуры

воспитательные: воспитывать чувства гордости за избранную профессию, личной ответственности за общее дело, умения работать в коллективе и принимать коллективные решения при выполнении заданий.

Методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

1. проблемный

2. наглядный

3. поисковый

4. исследовательский

5. словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу

6. методы контроля, самоконтроля  и взаимоконтроля.

Оборудование:

  • учебник  
  • компьютер, проектор, мультимедиа презентация
  • раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Вербальное сообщение (приветствие обучающихся, фиксирование отсутствующих, проверка готовности обучающихся  к уроку, проверка домашнего задания.)
  2. Актуализация знаний, мотивация  учебной деятельности обучающихся.  Обозначение  цели  и задачей урока, выявление  профессиональной  актуальность темы.

Задания:

1.Перед вами документ (приложение № 1). Прочитайте его.

2.Что это за документ? (ответы обучающихся: II глава Конституции РФ).

3.О чем идет речь в данном документе? (ответы обучающихся: о социальных правах:

  • Право на труд (ст.37)
  • Право на отдых (ст. 37)
  • Право на материнство и детство (ст. 38)
  • Право на социальное обеспечение (ст.39)
  • Право на жилище (ст.40)
  • Право на охрану здоровья и социальную помощь (ст. 41)

Вопрос:

1.О чем говорит тот факт, что Конституция РФ гарантирует социальные права? (примерные ответы обучающихся : РФ,  является социальным государством).

2.Что такое «социальное государство»?

( примерные ответы обучающихся : согласно Ст. 7 п. 1.  Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

3.Что мы понимаем под «достойной жизнью и свободным развитием человека»?( примерные ответы обучающихся:  согласно Ст. 7 п. 2. в Российской Федерации

  • охраняются труд и здоровье людей,
  • устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
  • обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
  • развивается система социальных служб,
  • устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
  1. Создание проблемной ситуации.  Формулирование проблемы.  Целеполагание. Организация познавательной деятельности

Работа в группах с таблицей. Проанализируйте данные социологического опроса населения м.р. Приволжский «Изменился ли уровень жизни вашей семьи за период с января 2021 по март 2022 г?» (приложение № 2). Какие можно сделать выводы на основе этих данных? (ответы обучающихся).

Выводы:

  1. почти у половины опрошенных семей уровень жизни не изменился – 90
  2. семей, у которых увеличился доход примерно столько же сколько семей, чьи доходы сократились из-за уменьшения зарплаты и потери работы - 27/30
  3. почти у половины опрошенных семей уровень жизни снизился - 110
  4. у 10% опрошенных уровень жизни снизился из-за увеличившихся расходов (образование детей, кредит, покупка недвижимости) – 20
  5. одинаковое количество семей, у которых увеличились  расходы из-за оформления кредита в банке  и покупки недвижимости – 9/8
  6. одинаковое количество семей, у которых уровень жизни сократился из-за повышения цен и увеличившихся расходов на образование детей – 12/12
  7. у 75% семей, у которых изменился уровень жизни, он снизился – 82
  8. у 25% семей, у которых изменился уровень жизни, он повысился - 28

Вопросы:

  1. Если уровень жизни семьи или отдельных категорий граждан ниже установленной нормы, как они могут защитить свои права – право на достойную жизнь, к кому они могут обратиться за помощью?
  • Федеральная государственная служба  занятости населения
  • Пенсионный фонд
  • ГКУ СО  "Комплексный центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа "
  • Управление социальной защиты населения по муниципальному району Приволжский Самарской области .
  1. О каких учреждениях мы упомянули? (ответы обучающихся: социальные  учреждения)
  2. Какая основная у них функция? (ответы обучающихся социальная защита населения)
  3. Из всего выше сказанного, какую проблему урока мы можем сформулировать? (Какие категории граждан  могут быть  клиентами социальных служб в РФ?).

  1. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

В современном обществе есть разные категории граждан, которые нуждаются в социальной защите со стороны государства. Ст. 39 КРФ такую защиту гарантирует и называет ее правом на социальное обеспечение. Что такое «социальное обеспечение»?

Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей пожилых людей, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных.

Социальная помощь оказывается только в случае, если для этого есть законные основания. Финансирование программ социальной защиты осуществляется за счет специальных фондов и из бюджета государства. Условия и порядок предоставления  социальной помощи устанавливается в законодательном порядке.

Клиент социальных служб – это  гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги

К субъектам  административной опеки: следует отнести: безработных; инвалидов; вынужденных переселенцев; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов и участников Великой Отечественной войны, других боевых действий; ветеранов труда и военной службы; представителей некоторых иных категорий граждан.

Примеры:

Социальное учреждение - Федеральная государственная служба  занятости населения

Нормативно-правовые акты - Закон «О занятости населения в РФ»

Социальная помощь:

-оказание содействия в получении подходящей работы или приобретении новой специальности (квалификации)

-выплата пособия по безработице

Социальное учреждение - Пенсионный фонд РФ

Нормативно-правовые акты - Закон «О трудовых пенсиях в РФ»

Социальная помощь:

выплата:

-трудовой пенсии по старости (мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 лет)

-досрочной трудовой пенсии (работа на ж/д транспорте, под землей, в горячих цехах, учителей и т.д.)

Нормативно-правовые акты - Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

Социальная помощь:

выплата пенсии:

-федеральным государственным служащим,

-участникам ВОВ,

-детям-инвалидам до 18 лет,

-детям, потерявшим одного или двух родителей,

-лица, проходившие военную службу, службу в ОВД, пожарной охране и т.д.

Основные  категории граждан, которые могут быть клиентами социальных служб:

- дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшиеся жесточайшему обращению, оставшиеся без надзора (в 2004г. от рук родителей в нашей стране погибло 2 тыс. детей);

-беспризорные, подвергшиеся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита;

- дети-инвалиды;

-дети из числа беженцев;

-дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении;

- женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию;

-лица, занимающиеся проституцией;

-лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам;

-лица, отбывающие и отбывшие наказание в учреждениях системы ГУИН и спец. лечебных учреждениях;

-лица пожилого и старческого возраста;

- инвалиды;

-беженцы, вынужденные эмигранты;

-лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф;

-лица - участники боевых действий;

-лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма;

- безработные;

-лица без определенного места жительства.

(Закрепление новых знаний)

Задание: на основе материала  урока  составить и заполнить таблицу «Категории клиентов социальных служб в Российской Федерации»

Социальное

учреждение

Категория получателя социальных услуг «клиент»

Социальная помощь

………………………….

V.  Решение проблемы. Рефлексия : 

(Обобщение и систематизация. Контроль, самоконтроль и коррекция .Итоговая рефлексия)

Проблема урока: Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие категории граждан  могут быть  клиентами социальных служб в РФ?.  (ответы обучающихся, проводят самооценку полноты усвоенной информации)

Вспомним цель нашего урока: изучить основные категории клиентов социальных служб в Российской Федерации на современном этапе, имеющих  право на социальное обеспечение. Мы добились поставленной цели? (ответы обучающихся, оценивают работу друг друга, аргументируют ответы).Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание: Составить сообщение «Субъекты административной опеки в РФ»; учебник Основы социальной работы  Ханжина Е.В, 2020г  Стр. 190-196 прочитать.

Приложение к уроку  №1

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Приложение  к уроку № 2

  1. Проанализируйте данные социологического опроса населения м.р. Приволжский «Изменился ли уровень жизни вашей семьи за период с января 2021 по март 2022 г.?».
  2. Какие можно сделать выводы на основе этих данных?
  • Уровень жизни не изменился – 90
  • Повысилась зарплата, появился дополнительный доход - 24
  • Уменьшилась зарплата - 17
  • Родился ребенок - 6
  • Повышение цен на продукты, лекарства, ЖКХ - 12
  • Начали заниматься предпринимательской деятельностью - 3
  • Потеря работы (сокращение, увольнение) - 10
  • Стал неполный рабочий день - 3
  • Вышел на пенсию - 1
  • Нахождение в декретном отпуске - 1
  • Увеличились расходы на образование детей:

- Ребенок пошел в детский сад – 2

- Ребенок пошел в школу – 4

- Дети обучаются в ВУЗе – 4

- Услуги репетитора - 2

  • Оформление кредита – 9
  • Погасили кредит – 1
  • Покупка машины - 5
  • Покупка квартиры – 3
  • Начали снимать квартиру – 1
  • Начали строить дом - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета "История" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В.

Программа учебного предмета "История" для 11 класса (профильный уровень). Разработана Яшниковым Д. В....

Программа учебного предмета "История" для 5-9 классов (базовый уровень). Разработана Ризатдиновой Р. И.

Программа учебного предмета "История" для 5-9 классов (базовый уровень). Разработана Ризатдиновой Р. И....

Методическая разработка урока "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне».презентация к уроку

Интегрированный урок обществознания и истории . Разработан в 2015 году. Ориентирован на решение задач духовно-нравственного воспитания молодёжии. формирования базовых национальных ценностей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КТП общеобразовательной учебной дисциплины (учебного предмета) «ИСТОРИЯ» код, специальность: 38.02.03. Операционная деятельность в логистике

Учебная дисциплина «История» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.Учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательн...

Методические указания для студентов по выполнению практических занятий учебного предмета История

Методические  указания для студентов по выполнению практических занятий учебного предмета ОУП. 05 История  предназначены для студентов  первого курса. Методические указания являются час...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» ПО ТЕМЕ: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»

Цели методической разработки:Оказание методической помощи начинающим преподавателям;Углубление знаний учащихся;Активизация познавательной деятельности учащихся;Выявление индивидуальных способностей уч...

Актуальные вопросы преподавания учебного предмета "История" с учётом содержания профессиональных модулей (на примере специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)

29.11.2021 (Республика Крым, г. Ялта) – профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методики преподавания общеобразовательной учебной дисциплины (предмета) «История/Росси...