Статья "Пути повышения эффективности на уроках истории в современных условиях". Опубликовано на сайте Инфоурок
статья

Ракшаева Цырма Жамсарановна

https://infourok.ru/statya-puti-povysheniya-effekt...

Цель исторического образования рассматривается как «формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Изучение национально-исторического явления рассматривается как цель преподавания, и как средство формирования личности. Для организации деятельности преподаватель: переструктурируя от общего простого к сложному частному, методически отрабатывает содержание, подбирает методы обучения,  активно применяет современные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_povysheniya_effekt.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Ракшаева Цырма Жамсарановна

Преподаватель истории и обществознания

ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

«Пути повышения эффективности урока истории в современных условиях»

 Аннотация: Цель исторического образования рассматривается как «формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России. Изучение национально-исторического явления рассматривается как цель преподавания, и как средство формирования личности. Для организации деятельности преподаватель: переструктурируя от общего простого к сложному частному, методически отрабатывает содержание, подбирает методы обучения,  активно применяет современные технологии

  Сегодня требования «Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования СПО обусловлены необходимостью постоянного обновления содержания профессионального образования и обучения с учетом требований рынка труда, экономики, мировых стандартов, развития отраслевых и внедрения цифровых технологий, в том числе с учетом развития практико-ориентированных форм подготовки кадров» [1]. Изменения в подготовке квалифицированных специалистов возможны при дальнейшем совершенствовании преподавания дисциплин.  История является частью обязательной предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОП СПО с учетом профессиональной направленности. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы (утвержденной протоколом Минпросвещения России № ПК-1 вн от 23.10.2020), обеспечивает формирование целостного представления о непрерывном развитии исторического процесса.  Общеобразовательная дисциплина «История» изучается в организациях СПО на уровне среднего общего образования и направлена на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов.      

  Цель исторического образования рассматривается как «формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России»[2]. Для её достижения осуществляется отбор содержания, максимальное использование материалов, личностно значимых для обучающихся. Изучение национально-исторического явления рассматривается как цель преподавания, и как средство формирования личности. Для организации деятельности преподаватель:

-        переструктурируя от общего простого к сложному частному, методически отрабатывает содержание.

-        подбирает методы обучения.

-          активно применяет современные технологии

   Современные информационные технологии активно входят в содержание российского образования. Их внедрение в учебную  практику  позволяет решать важные задачи обучения и воспитания. Формы аудиторной работы  включают в себя лекции, семинары, практикумы, коллоквиумы, консультации, проведение оценочных работ, зачетов, мастер-классов, моделирование исторических ситуаций, создание игровых ситуаций,  различных видов дискуссий, круглых столов, конференций. На практических занятиях студенты, используя современные средства «поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии»   осуществляют с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивают полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.  Из потребностей общества исходят цель системы образования и требования к занятию. Развивающая система (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, И. С. Якиманской) определяет акцент целей:

•        развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

•        максимально выявить, инициировать, использовать, окультурить, индивидуальный (субъектный) опыт каждого;

•        помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства;

 Задача преподавателя - создание максимальных условий для развития, саморазвития личности студента.

 Эффективно осуществляется данная работа в групповой форме, которая обеспечивает формирование универсальных учебных действий.                Цель занятия должна быть диагностичной и конкретной. Она направлена на результат, но важен процесс деятельности, формирование знаний, умений, навыков - это не цель, а средства достижения цели обучения.                    

На практике деятельностный подход сегодня противопоставляется традиционным методам и результатам обучения. Он предполагает изменение формы организации процесса обучения: от освоения студентами предметной информации к ее самостоятельному поиску- приоритет формирования способов учебной деятельности над формированием системы знаний, предметных умений. Работая над учебным материалом, студенты выполняют групповое задание: распределяют роли, обсуждают материал и сопоставляют результаты. Так в совместной работе не только осваивают содержание, но и способы деятельности. Постановка учебной задачи активнее включает в деятельность[3].

 Решая поставленную проблему, они развертывают учебные действия (т.е. частные действия). Затем организуется собственно самостоятельная работа, основанная на моделировании (текстовое, графическое, предметное и т.д.). Работа с текстом - полилог, активным участником которого станет каждый обучающийся. Создание на уроке истории атмосферы совместной познавательной деятельности преподавателя и студентов пробуждает интерес к работе с первоисточником, документом.

Только в результате систематической аналитической и диагностической работы возможно совершенствование занятия.

Анализируя каждый этап, каждый компонент занятия, преподаватель выявляет достижение его цели, решение поставленных задач, оценивает деятельность учащихся.

   Ставя цель занятия, преследуем развитие способностей личности каждого. Из этого вытекают дидактические задачи: образовательные (изучить для достижения цели, выявление особенностей), развивающие (развиваем какие-то способности, например, интеллектуальные;) воспитывающие (воспитываем какие-то ценностные отношения).

Современное занятие состоит из  следующих компонентов:

I. Вводно-мотивационный этап

II.Операционно-содержательный этап

III. Рефлексивно-оценочный этап

                                            содержание

                                            методы

 ЦЕЛЬ   Д преподавателя                        Д студента     Р

                                            средства        

                                               формы

Эффективно применение проблемного обучения, в котором сочетается системная, самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, направленная на формирование научного мировоззрения, познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения, в т.ч. творческих способностей в ходе освоения научных понятий способов действий.

Проблемная организация учебного материала осуществляется в следующих формах:

-        проблемный вопрос

-        проблемная задача

-        проблемные задания

-        проблемная ситуация

На занятии «Холодная война»  студенты сами выявляют проблемы  и разрешают выдвинутую задачу. Частично - поисковый, исследовательский методы позволяют активизировать деятельность учащихся.

На занятии по теме «Экономические реформы 1965 года в СССР»  выявляют причины и итоги реформ, их незавершенный характер. Работают над историческими документами, публикациями в средствах массовой информации и изучают мнения историков и учёных; данная работа учит вырабатывать собственное мнение, развивает критическое мышление.

Одним из эффективных приемов обучения является прием рассуждения, который помогает вывести причинно - следственные связи изучаемого, вовлекая в активную познавательную деятельность. Он применяется на дискуссионных занятиях, при сопоставлении разных точек зрения.

Важным средством обучения является беседа, так как в основе занятий истории лежит совместное постижение исторических процессов преподавателем и студентами, их активный диалог. М. Бахтин писал: «Диалог - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение: «Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться».

Диалог, партнерство, сотрудничество лежит в основе личностно - ориентированного обучения. Доктор психологических наук, профессор И. Якиманская во главу угла личностно ориентированного обучения ставит личность ребенка, его самобытность, самоценность, субъектный опыт. На занятии в диалоге «обучающийся — преподаватель»,  «обучающийся – группа» максимально используется субъектный опыт участников. Исхода из содержания, учитель выбирает форму занятия: академическую, индивидуальную, групповую; коллективный или дифференцированный способ обучения.

Общегрупповая форма обучения позволяет достичь цели общим участием всех, формированием устойчивых познавательных интересов. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех обучающихся группы и их общее развитие в учении. Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого. Наиболее оптимальна групповая работа обучающихся, при которой группа делится на несколько подгрупп, выполняющих одинаковые или различные задания. В зависимости от этого различают единую и дифференцированную групповую работу, причем и в этом и в другом случае она тесно и неразрывно связана с фронтальной и индивидуальной работой учащихся. Исследования (X. И. Лийметс и др.) показали, что оптимальный состав групп -5-7 человек. Комплектуются группы из обучающихся, имеющих примерно одинаковые возможности и одинаковый темп работы. Состав подгрупп непостоянный и определяется самими студентами. Опыт показывает, что студенты учатся в подгруппах постоянно выражать свои мысли, прислушиваться к мнению других, отстаивать свою позицию. Подводя итоги работы, представители подгрупп высказывают свое решение проблемы, задачи, но высказывается и тот, кто не согласен с мнением других. Обоснованно и аргументировано учатся отстаивать свое мнение. Как и при индивидуальном обучении, в подгруппах организуется самостоятельная работа обучающихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает студентов к коллективным методам работы: диалогу, полилогу. Индивидуальная форма работы  позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого студента, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Личностно ориентированное обучение  выдвигает следующие тезисы:

-  обучающийся не становится субъектом, а является им изначально, как носитель субъектного опыта.

-  учение - самостоятельный, индивидуальный, личностно - значимый, а потому очень действенный источник развития.

- «вектор развития» строится от студента к определению индивидуального педагогического воздействия, способствующего его развитию.

-  студент ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Данная система обучения позволяет строить процесс обучения, основываясь на субъектном опыте каждого. На деловой игре распределяют роли по желанию, возможностям. В роли противников-сторонников разных точек зрения, исторических процессов развивают свои возможности, учатся критически осмысливать точки зрения . Здесь максимально используется субъектный опыт каждого, развиваются его способности. Для обучающихся с затруднением осуществляется индивидуальный подход. Недостаточная сформированность общеучебных умений, недостаток знаний вызывают тревожность, неуверенность студентов, нуждающихся в индивидуальном подходе. В ходе беседы с ними составляется индивидуальная программа. Индивидуальное предложение студенту Б.:

-        обобщать работы группы, озвучивать (внимательно слушать товарищей, обобщать их ответы, делать вывод)

-        записывать абстрактно - логические схемы, данные на уроке, рисовать схемы (любит рисовать).

-        выполнять индивидуальные творческие работы.

Динамика развития показывает, что к концу обучения у таких студентов формируется устойчивый интерес к учебе, развиваются память, мышление,  способности каждого. Результатом является развитое критическое мышление, метапредметные умения и личностное развитие.

Выбранные  формы, методы, средства обучения направлены на активизацию деятельности  студентов, что позволяет достичь оптимальных результатов.

   Мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии. «Когда люди общаются друг с другом ..., то, прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». (Якобсон П.М.) В контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее». Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности. Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы - Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступить предметы внешнего мира, идеи и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее аффективную и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание, удовлетворение духовной потребности. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Для формирования устойчивого мотива к учению, важно заинтересовывать содержанием работы, помочь в освоении способов деятельности, т.е. помочь в овладении необходимыми умениями.

Диагностика (Анкета по формированию на уроках ОУУН) показывает, над какими метапредметными умениями необходимо работать, преподавателю позволяет продиагностировать учебную деятельность, краткая  графическая запись состояния обученности и обучаемости конкретного обучающегося, применяемая фронтальная экспресс -  диагностика (по Марковой А.К)

          Самодиагностика преподавателя, диагностика его деятельности  осуществляется по следующим методикам:

1. Приемы оценивания профессиональной компетентности. Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя (по Марковой А.К.)

2. Программа оценки эффективности уроков учителей - экспериментаторов, ведущих углубленное изучение учебного материала (по Зверевой В.И.)

3.   Схема анализа учебного занятия .

4.   Схема анализа ЛО урока (И.С. Якиманская).

На сегодняшний день очень эффективен психологический анализ занятия. Преподаватель  на занятии включается в многообразные связи с каждым отдельным, с группой в целом, с преподаваемым материалом. В силу этого сам он, вступая в определенную связь с тем учебным предметом, содержание которого осваивается обучающимися, выступает во все новых свойствах и качествах - как преподаватель, как интересный собеседник, как исследователь. В силу новых связей, в которые он включается, из него как бы «вычерпывается» все новое содержание: предметное, личностное, интеллектуальное, деятельностное,  поведенческое.

В качестве психологических «компонентов» занятия, подлежащих психологическому анализу, прежде всего рассматриваются два активных субъекта - преподаватель и обучающийся, опосредующий их взаимосвязь учебный предмет и объединяющий все стороны процесс взаимодействия.

Поскольку занятие представляет собой целостную систему, его компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

Анализ  проводится с общепсихологических позиций основополагающего принципа отечественной психологической школы - развивающего и воспитывающего обучения. Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу студента, но в психическое развитие его личности в целом.

Центральный компонент любого занятия - организация познавательной деятельности обучающихся.

Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение.

Необходимыми условиями их продуктивной работы будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания

Успех обучения зависит «не только от внешних факторов - содержания уроков, совершенствования методики, мастерства преподавателя и т. д., но и от внутренних условий - индивидуально-психологических особенностей » (Охитина Л.Т.)

Разграничиваем 3 плана психологического анализа урока:

1.  Психологический анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности обучающегося, формированию его научного мировоззрения, нравственности в процессе обучения.

2.  Тесно соотносится с методическим разбором урока), обоснованием его целей, содержания, организации и т.д. Анализируются психологическая природа усвоения учебного материала, развитие интеллектуальной активности обучающихся в учебном процессе, соответствие приемов и способов работы возрастным и индивидуально-психологическим особенностям студента и т. д.

3.  Имеет двух адресатов: первый - это студент, его познавательно-коммуникативная потребность, условие ее формирования и развития, т.е. ученик как субъект учебной деятельности, педагогического общения с другими обучающимися, с преподавателем.

4. Предваряющий психологический анализ учебного занятия соотносится с этапом подготовки преподавателя к нему. Предварительно анализируя занятие, преподаватель осмысленно и целенаправленно использует теоретические знания из области общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии обучения учебному предмету.

Текущий психологический анализ урока/ учебного занятия преподаватель проводит в конкретной педагогической ситуации его реализации. Безусловно, его эффективность во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью проекта, и тем не менее возникающая в процессе реализации конкретная педагогическая ситуация таит в себе немало неожиданного, непредвиденного. И успех в значительной степени зависит от быстроты реакции преподавателя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план учебного занятия в зависимости от ситуации. Ретроспективный психологический анализ соотносится с последним, завершающим этапом в деятельности преподавателя по организации и проведении занятия. Его роль трудно переоценить. Сопоставление проекта, плана (замысла)  с его реализацией позволяет преподавателю оценить правильность выбранных им для обоснования учебного занятия теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, наметить пути устранения слабых сторон его при сохранении и улучшении сильных, выявить отклонения от плана занятия и установить их причины. Другими словами, такой анализ позволяет преподавателю понять, в чем причина (позитивная или негативная) изменения хода занятия - сам преподаватель, студенты, ситуация. Ретроспективный анализ служит как бы стартом к следующему занятию, подготавливая его первый этап, являясь связующим звеном, которое способствует осмыслению составляемых преподавателем «цепочек» занятий. Можно утверждать, что, чем осознаннее и объективнее преподаватель разбирает своё учебное занятие, фиксируя причины своей удачи или неудачи, тем совершеннее будут планироваться  последующие занятия.

В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа уроков/ занятий (Н.Ф. Добрынин, И.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые, несомненно, способствуют объективному оцениванию занятия и его дальнейшему совершенствованию.

Обучение должно вносить изменения не только в интеллектуальную сферу студента, но и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если студент действует по собственному побуждению.

В общем плане организации и проведения занятия выделяются пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль урока, точнее, стиль деятельности преподавателя, организация познавательной деятельности студентов, их организованность, учет возрастных особенностей. Психологический анализ урока - это многостороннee и многообъектное явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент, являясь тем мощным средством, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание преподавателя, совершенствуется его педагогическое мастерство. В свою очередь, совершенствование мастерства преподавателя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогическое самосознание являются основными предпосылками и источниками постоянного повышения эффективности обучения предмету.

Сегодня особую значимость в целях повышения эффективности учебного занятия приобретает изучение индивидуальных особенностей ученика, определение его индивидуальной траектории. В  целях совершенствования занятия следует также  обеспечивать создание оптимальных учебно-материальных, школьно-гигиенических и морально-психологических условий для успешной организации деятельности студентов на уроке.

Исходя из вышеизложенного, нужно сформулировать требования к современному учебному занятию.

1.   Продуманная и четкая организация всех компонентов

2.        Осуществление деятельностного подхода в планировании и проведении занятий.          

3.        Соответствие каждого занятия принципам дидактики развивающего обучения.    

4.  Использование разнообразных методов  и приемов обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

5.  Оптимальная техническая и дидактическая оснащенность урока.

6.        Использование времени учебного занятия с максимальной продуктивностью.

7.        Гибкость структуры учебного занятия.

8.  Опережающий характер самостоятельной работы.

9. Создание благоприятных морально-психологических и санитарно-гигиенических условий.

10.  Учет субъектного опыта студента, развитие его способностей.

11. Учет индивидуальных особенностей развития студента.

Литература:

 1.Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования 

2.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

3. Современный урок в условиях реализации Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие // И.А. Пономарева; Симферополь, 2021. – 75 с.

 4.   Л.С. Выготский. Педагогическая психология.

 5. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для

учителей и руководителей образовательных учреждений, студентов лед. уч.

заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002. - 176 с.

   6. И.В. Кирова, Т.Л. Попова, А.А. Султыгова Использование деловой игры в процессе формирования профессиональных компетенций и интеллектуальной культуры современного студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1–2. С. 91–95
    7.    Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке.

    8.   Махмутов М.И. Современный урок.

    9.   Охитина Л.Г. Психологические основы урока.

   10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.

   11. Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.

12. Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.

13. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.

14. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный

15. Федеральный портал «История.РФ». - URL: https://histrf.ru (дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Исходя из стратегической цели развития Краснодарского края, заключающейся в усилении экономической роли региона, одним из основных условий  обеспечения роста конкурентоспособности Кубани является...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...

Рабочая программа по истории. Публикация на сайте Инфоурок

Рабочая программа по истории для профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин (ссылка https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-istorii-6717559.html)...

Условия повышения эффективности управления ученическим коллективом

Условия повышения эффективности управления ученическим коллективом...