Учебная дисциплина "Психология общения"
учебно-методический материал

Орлова Светлана Васильевна

Материалы лекций по учебной дисциплине "Психология общения", раздел 3. Помогут студентам изучить, а преподавателям организовать изучение дисциплины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении

Тема 3.1. Сущностные особенности роли

Цель: ознакомление с сущностными особенностями социального статуса, социальной роли, их основными характеристиками, видами;

- способствование освоению общих компетенций.

Обучающийся должен:

знать:

  • понятие «социальный статус», его особенности;
  • виды социальных статусов, статусный набор, ситуации несовпадения статусов;
  • понятие «роль», её сущностные особенности;
  • основные характеристики роли;
  • виды ролей и их особенности;
  • понятие и особенности «ролевого веера»

План

  1.  Понятие «социальный статус», виды статусов, статусный набор, ситуации несовпадения статусов.
  2.  Понятие «роль», сущность и особенности.
  3.  Основные характеристики роли.
  4.  Виды ролей и «ролевой веер».

5. Самостоятельная работа № 5 – 2 часа.

  1.  Понятие «социальный статус», виды статусов,

статусный набор, ситуации несовпадения статусов

Содержание и уровень отношения человека с миром чрезвычайно многообразны.

Для любого общества (не только человеческого) характерны социальная стратификация и социальная дифференциация.

Понятие социальная стратификация – предполагает рассмотрение общества по вертикали – в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Такая иерархия позволяет обществу стимулировать одни виды деятельности, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе, называют социальной дифференциацией.

Социальная дифференциация свойственна любому обществу.

Социальная стратификация и социальная дифференциация означают неравенство и неравномерное распределение материальных благ, т.е. фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров.

Итак, социальная стратификация и социальная дифференциация – это расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в - доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном и ином престиже (основы понимания заложены М. Вебером).

Таким образом, с момента возникновения человеческого общества, начиная с первобытного, было различие между вождем (высшими слоями) и рядовыми членами общины (низшими слоями).

Общество всегда было устроено так, что в нем обязательно были и есть лидеры и исполнители, уважаемые и презираемые. В зависимости от этого распределяются права и обязанности, поощрения и привилегии. Практика показывает, что без такой иерархии невозможны эффективное взаимодействие людей и достижение результатов деятельности.

Еще на заре своей истории люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое зависит от социального происхождения, этнической принадлежности, уровня образования, должности, профессиональной принадлежности, богатства, иногда силе и др.

Занятие разными по значимости видами деятельности лежит в основе существующих неравенств, что обусловливает неодинаковый доступ к власти, деньгам и т.п.

Немецкий социолог Макс Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и социальное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение М. Вебер назвал социальным статусом.

Существует множество определений понятия «социальный статус», познакомимся с некоторыми из них:

Социальный статус (от латинского status – положение, состояние) – это соотносительная позиция (положение) индивида или группы, определяемая рядом признаков, специфичных для данной системы, чаще социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии.

Социальный статус – это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии.

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом.

Или (самое краткое определение)

Социальный статус – это положение гражданина.

Таким образом, статус является отражением иерархической структуры группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Статусная характеристика зависит не только от самого субъекта, но и от социальной группы, в которую он входит, и сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциональными (на основе соглашения), т.е. формальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

ВОПРОС: От чего зависит социальный статус, от каких качеств и факторов?

НАПРИМЕР, у кур иерархический (социальный) ранг (статус) особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Если доминантная курица может клевать всех остальных, то особь, находящаяся на самом низу этого иерархического ряда, напротив, получает клевки от всех остальных птиц.

У большинства млекопитающих самый высокий ранг (статус) занимает самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство.

Например, у приматов иерархическая организация сообщества связана с размерами тела и превосходством в силе. Если животное добилось доминирования, оно будет стремиться сохранить его, демонстрируя свое превосходство заносчивым и самоуверенным видом и важной походкой. Такое поведение появляется всякий раз, как только подчиненные животные начинают нервничать и волноваться. Только доминирующая особь может целиком посвятить себя своим занятиям: остальные животные  значительную часть времени проводят, наблюдая за вожаком, а когда тот перемещается, они спешат изменить и свое местоположение.

Таким образом, в сообществе животных самый высокий статус чаще всего занимает: наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь – вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписанными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

В человеческом социальном обществе статус определяется и иными качествами и факторами.

ВОПРОС: Как вам кажется, от чего зависит социальный статус человека, от каких качеств и факторов?

ОТВЕТ: Выявлено, что в современном обществе, социальный статус человека, в большей степени зависит от следующих факторов и качеств:

1) доступ к власти;

2) материальное положение;

3) образование;

4) профессия и квалификация;

5) престиж;

6) связи с «нужными людьми» и др.

Уровни статусной позиции человека:

  1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе и т.п.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;
  2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации (расслоения) общества.

Человек в разных группах может занимать и разные статусы.

Существует большое разнообразие классификаций статусов.

Виды (классификация) социальных статусов:

  1. Главный (ключевой) – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для большинства людей должность или иерархический ранг.
  2. Личный – положение, которое человек занимает в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
  3. Социальный – положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых. Представляясь незнакомым людям, каждый из нас называет, прежде всего, место работы, социальное положение, национальность и возраст. Для знакомых людей важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.
  4. Предписанный или прирожденный – это статус, в котором человек рожден, приобретается автоматически и не зависит от усилий, стремлений и особенностей человека.

Таковыми особенностями считаются только три: пол, национальность, раса (иногда в данную группу включают еще и социальный класс). Сюда относят также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, зять, теща и т.п.

Также есть такой термин, как аскрипция - получение человеком социального и личного статуса за счет родственных связей, пола, возраста и/или других внешних, не контролируемых человеком факторов.

  1. Достигаемый или приобретенный – это статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению. Достигнутые статусы разделяют на определяемые: а) должностью (директор, заведующий и т.п.); б) званиями (генерал, народный артист и т.п.); в) ученой степень (доктор наук и т.п.); г) профессиональной принадлежностью (мастер спорта и т.п.).
  2. Смешанный статус. Он обладает чертами и предписанного и достигаемого.

Пример смешанного статуса: в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал на хлеб, то теперь целиком зависит от помощи родных, государства. О каком статусе идет речь? Достигаемым назвать его затруднительно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом по рождению. Он стал инвалидом из-за стечения обстоятельств, которые находились вне его контроля.

  1. Высокий, средний, низкий – лидер, независимый, аутсайдер.

(аутсайдер – от англ. outsider - посторонний, отстающий, самый неавторитетный в группе).

  1. Основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, предписанные, достигнутые, личные).
  2. Неосновные статусы – обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Статус как культурный феномен обладает соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями, а также статус проявляется: во внешности, в особенности одежды, манере  говорить, ходить и прочее. Каждый статус характеризуется определенным образом жизни – устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности, т.е. привычками, традициями и стереотипами поведения.

С понятием социального статуса связаны и другие понятия – «престиж» и «авторитет».

Престиж (от франц. – влияние, уважение, которыми пользуется кто-либо) – это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

Понятием «авторитет» (от лат. – власть, влияние) также обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Он основывается на согласии и означает уважение к личности или общности, доверие к ним.

Таким образом, престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, а авторитетным – конкретный человек.

Основные элементы статуса:

1) статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус;

2) статусные права - это то, что человек может делать; 

3) статусные обязанности - это то, что человек вынужден делать, исходя из социального статуса, вне зависимости от того, нравится ему это или нет;

4) статусный диапазон – это  рамки, в которых варьируется поведение, и осуществляются права;

5) статусные символы – это внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов и идентифицировать их (например: униформа и другая одежда, различная атрибутика и т.д.); 

6) статусный образ - статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает понятие имиджа и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом;

7) статусная идентификация указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом;

8) статусное видение мира - замечено, что человек смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом – с тем, который он считает главным.

ДОКАЗАНО: экспериментально выявлено, что люди, имеющие более высокий статус, рассматривают себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе. Обратное понимание, и отношение к людям более низкого статуса.

Сходным образом исполнение роли (статуса) подчиненного может вызывать эффект подавления. Выявлено, что исполнение роли подчиненного подрывает самостоятельность.

ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ. 

Группа биологов из Великобритании и США под руководством профессора Тима Спектора провела исследование и пришла к выводу - низкий социальный статус существенно снижает биологический возраст человека. Доказательством тому послужил анализ структуры ДНК полутора тысяч добровольцев.

В своей работе учёные проанализировали теломеры – области на концах хромосом. Это важные кусочки ДНК, чья функция связана с процессами старения. Эти белковые структуры находятся на концах ДНК, защищая её от повреждений. Со временем теломеры укорачиваются, делая молекулу более чувствительной к повреждениям. Именно поэтому они и могут использоваться в качестве возрастных индикаторов.

Как предположили исследователи, стресс, связанный с социально-экономическими проблемами, может быть одной из причин старения человека. В своём исследовании учёные обнаружили что, в частности, у женщин в возрасте около 46 лет наблюдалось различие в размерах теломер. Сравнивая ДНК представительниц самых обеспеченных и самых проблемных социальных групп, биологи обнаружили, что разница соответствовала семи годам.

Несовпадение статусов. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является высоким, средним, низким. Человек, достигший высокого статуса в одной группе, может остаться неизвестным в другой.  Например, врач Х обладает высоким профессиональным статусом, но в спортивной секции по каратэ к нему относятся как к аутсайдеру (аутсайдер – от англ. outsider - посторонний, отстающий, самый неавторитетный в группе).

Несовпадение статусов – это несовпадение рангов статусов или противоречие прав и обязанностей.

Несовпадение возникает при двух обстоятельствах:

1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой группе;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Если статусы не совпадают, их можно изменить, например выравнить, создать или наоборот деградировать.

Выравнивание статусов - доведение до общего уровня проявлений различных составляющих статуса индивида в отношении различных параметров статуса: переезд в более престижный район, покупка дорогой машины и т.д.

Однако, статус можно не только достигнуть, повысить, выравнить, но и утратить, деградировать.

Деградация статуса - утрата индивидом или группой своего социального статуса и способности восстановления себя в прежнем качестве.

Статусный набор. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций.

Поэтому каждого человека можно охарактеризовать «статусным набором» (совокупностью всех статусов данного индивида). Понятие «статусный набор» ввел в науку американский социолог Роберт Мертон.

Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как – главный в группе (лидер, руководитель), «такой же как все» и т.д., или как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза и т.д. Этот набор может меняться.  Изменение статуса называется социальной мобильностью. Она бывает вертикальной (переход индивида из одной страты в другую) и горизонтальной (в рамках одной страты).

Таким образом, можно придти к выводу, что статус это не нечто застывшее, а изменчивая, мобильная позиция, которая зависит от разных факторов.

ВОПРОС 1. Как вам кажется, какой самый легкий путь (т.е. не зависящий от стараний или иных качеств человека), занятия достаточно высокого статуса в обществе?

ОТВЕТ 1 – родиться в семье богатых людей или занимающих особое положение в обществе (например, семье президента).

ВОПРОС 2. Как вам кажется, какой способ (путь) позволяет большинству людей занимать одобряемый, как минимум средний или высокой статус в обществе?

ОТВЕТ 2 – самый действенный способ (доступный большинству людей) – получить качественное, наиболее востребованное образование и профессию.

ВОПРОС 3. Какие личностные качества на современном этапе, более всего ценятся в большинстве цивилизованных обществ?

ОТВЕТ 3 - наиболее ценимыми качествами являются – высокий профессионализм, компетентность, высокая гражданская позиция, ответственность, умение взаимодействовать и общаться с другими людьми и др.

Каждый статус требует и дает возможность выполнения социальных ролей. Что такое социальная роль мы рассмотрим в следующем вопросе.

2. Понятие «роль», сущность и особенности

Межличностные отношения и особенности общения людей непосредственным образом определяются ролевыми отношениями и индивидуальными личностными характеристиками субъектов.

Общество осуществляет контроль за взаимодействием людей в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися людьми.

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность, отношения и общение с другими людьми.

В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций в зависимости от того, каковы его статус и роли.

Слово «роль» заимствовано из театра, и, так же как и там, оно означает предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию (статус).

В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е гг. ХХ века американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. По их мнению:

- роль – это «динамический аспект статуса»;

- социальная роль – это особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Существуют различные определения понятия «социальная роль»:

Социальная роль – это статус в движении, т.е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Социальная роль – это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (статусом).

Социальная роль – это образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса.

Имеется и ряд других интерпретаций определения понятия «социальная роль».

Из представленных подходов интерпретации социальных ролей видно, что социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм.

Таким образом, социальная роль определяется:

- названием;

- социальным статусом индивида;

- выполняемой функцией в системе социальных отношений;  

- ожиданиями окружающих.

Социальные роли несут функцию  закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.

Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями.

Обязанность – это то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет.

Обязанности всегда сопровождаются правами (это то, что человек может делать), например, ученик вправе ожидать, что родители не будут ему мешать делать домашнее задание, а учителя вполне понятно будут объяснять новую тему.

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, нарушение же гармонизации, приводя к доминированию только обязанностей или прав, может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена или между людьми не существует согласия относительно прав и обязанностей.

Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Таким образом, нормативная структура исполнения социальной роли состоит из:

1) описания поведения (характерного для данной роли);

2) предписания (требования к этому поведению);

3) оценка исполнения предписанной роли;

4) санкций за нарушение предписанных требований.

3. Основные характеристики роли

Американский социолог Т. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации социальных ролей. Он считал, что основными характеристиками социальной роли являются: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация (рис. 1). 

Рисунок 1 - Основные характеристики социальной роли

1. Масштаб роли - зависит от диапазона межличностных отношений (например, социальные роли супругов имеют очень большой диапазон, продавец и покупатель – диапазон взаимодействия может осуществляться только по конкретному поводу – покупки).

2. Способ получения роли - зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека (например, роль молодого человека, пожилого или старика автоматически определяются возрастом и не требуют особых усилий для их приобретения, а роль студента, академика, писатели и т.д., необходимо достигнуть или даже завоевать).

3. Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль (хирург, следователь, судья и другие).

4. Формализация роли - определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений (ГАИ), другие – неформальные, третьи – и те и другие.

5. Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего, чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

В любой группе (обществе) роли распределяются по вертикали, например в студенческой группе: классный руководитель, староста, рядовые студенты (в неформальной группой «лидер» и «рядовые члены»), и по горизонтали: «рассказчик», «ворчун», «забияка», «клоун» и т.д.

Вертикальная роль определяется выбором и статусом, чаще обладает формальностью, т.е. закрепляется документально, следовательно, предполагает четкое и обязательное выполнение конкретных функций, обязанностей, прав, выполняется осознанно и поддается контролю.

Горизонтальные роли определяются стилем поведения, личностными особенностями членов группы, т.е. закрепляется неформально, следовательно, предполагает свободное выполнение, не имеет четких обязанностей, прав, в основном выполняется на бессознательном уровне и слабо поддается контролю.

4. Виды ролей и «ролевой веер»

Существует большое разнообразие классификаций социальных ролей.

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.

Все их многообразие можно подразделить на роли:

  1. по способы усвоения роли - приписанные и достигнутые (такая же классификация, как и статусов).

К приписанным относят, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу, такие роли называются гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая различные навыки. Существуют ожидаемые наборы образцов поведения, присущего мужчинам и женщинам. Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду.

К достигнутым ролям относят те, которые относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области.

  1. по направленности - специфические (в которых взаимоотношения строятся на основе четко ограниченных целей – например, кассир – продает билеты) и диффузные (не имеют специальной направленности – например, роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка).
  2. в зависимости от отношений - социальные - это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, преподаватель и др.) и межличностные - связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый, друг и т.д.).
  3. по степени проявления - активные - обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке) и латентные – которые не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома, например мама).
  4. в зависимости от норм ожидания -  представляемые роли (система ожиданий индивида и определенных групп); субъективные (представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами); играемые (наблюдаемое поведение личности данного статуса, по отношению к лицу с другим статусом).

Человек учится ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для него лицом. Люди часто видят себя глазами других и либо начинают подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжают отстаивать свою роль.

В освоении ролевых функций выделяются три стадии:

1) имитация (повторение);

2) проигрывание (переход от одной роли к другой);

3) групповое членство (освоение определенной роли в рамках значимой для данного человека социальной группы).

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой «ролевой набор» или «ролевой веер», индивидуальный для каждого человека. Мы уже говорили, что понятие «статусный набор» ввел в науку американский социолог Роберт Мертон, ему принадлежит и понятие «ролевой набор» - совокупность ролей («ролевой веер», ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом.

То есть личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. Репертуар их "социального театра" был ограничен, и по традиции роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались из поколения в поколение. Поэтому личина (ролевая маска) срасталась с личностью, что не приносило ощущения дискомфорта – в рамках отведенной роли человек мог оставаться "самим собой".

В современном обществе существенно возросли возможности сменить амплуа, и стало просто необходимым менять роли. "Актеры", осуществляющие обыденное социальное действие, по нескольку раз в день вынуждены "перебегать с большой сцены на малую" и к тому же "подрабатывать" сразу в нескольких "театрах".

Так, работающая женщина должна выполнять самостоятельные роли в семье, на работе, в досуговой, дружеской и деловой среде и в течение дня менять амплуа матери, жены, пассажира транспорта, сотрудника, клиента сервисных организаций, потребителя товаров, хозяйки, воспитателя, собеседника и т.п., сообразуясь с правилами поведения в этих ситуациях и социальными ожиданиями других людей (родственников, коллег, знакомых и незнакомцев).

Каждая роль из ролевого набора («ролевого веера») требует особой манеры поведения.

Контрольные вопросы

  1.  Дайте определение понятия «социальный статус». В чем сущность и особенности социального статуса личности?
  2.  От каких факторов и качеств человека, в большей степени зависит его статус в современном обществе?
  3.  Охарактеризуйте основные уровни статусной позиции человека в группе.
  4.  Какие виды статусов выделяют?
  5.  Охарактеризуйте основные элементы статуса.
  6.  Каким образом, с понятием социальный статус связаны понятия «престиж» и «авторитет»? С какими другими культурными феноменами связан социальный статус?
  7.  Что такое «несовпадение статуса»? Каковы основные причины несовпадения социальных статусов?
  8.  Что такой «статусный набор»? Каковы особенности изменения и выравнивания статуса?
  9.  Дайте несколько определений понятия «социальная роль». Как чаще всего трактуется социальная роль?
  10. Каким образом определяется социальная роль? Какую основную функцию выполняют социальные роли?
  11. Какие три стадии выделяются при освоении ролевых функций?
  12. Охарактеризуйте права и обязанности социальной роли.
  13. Из каких элементов состоит нормативная структура исполнения социальной роли?
  14. Каковы основные характеристики социальной роли, предложенные американским социологом Т. Парсонсом?
  15. Каковы особенности вертикальных и горизонтальных ролей?
  16. Какие виды социальных ролей выделяют? Охарактеризуйте виды социальных ролей.
  17. Что такое «ролевой веер»?

Информационное обеспечение обучения

(список рекомендуемой и используемой литературы)

Основные источники:

  1. Ефимова, Н. С. Психология общения : практикум по психологии, учебное пособие / Н. С. Ефимова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 192 с. (Серия: Профессиональное образование). – С.84-88, 97-98. – Текст : непосредственный.
  2. Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Смысл, 2019. – 368 с. (Серия: Учебники и практикумы). – С.180-199. – Текст : непосредственный.
  3. Панфилова, А. П. Теория и практика общения : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 288 с. (Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений СПО). – С.186-200. – Текст : непосредственный.
  4. Психология  общения.  Тайны  эффективного  взаимодействия /  Р.  Вердербер, К. Вердербер. – Санкт-Петербург ; Москва : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2019. –  416 с. – С.231-238. – Текст : непосредственный.

Дополнительные источники:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2019. – 376 с. – С.71-72, 146-148, 263-287. – Текст : непосредственный.
  2. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. Н. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2019. – 264 с. – С.99-111. – Текст : непосредственный.
  3. Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебное пособие / Н. С. Ефимова. – Москва : ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2019. – 192 с. – С.167-174. – Текст : непосредственный.
  4. Краченко, А. И. Основы социологии : учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / А. И. Кравченко. – Екатеринбург : Деловая книга, 2019. – 384 с. – С.64-77. – Текст : непосредственный.
  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д.  Майерс; перев. с англ. – Санкт- Петербург : Питер, 2019. – 688 с. – С.164-171, 256-259. – Текст : непосредственный.
  6. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 600 с. – С.40-55. – Текст : непосредственный.
  7.  Станкин, М. И. Психология общения : курс лекций / М. И. Станкин. – Москва : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2019. – 304 с. – С.167-174. – Текст : непосредственный.
  8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – 17-е изд. – Ростов на Дону : Феникс, 2019. – 672 с. – (Высшее образование). – С.607-613. – Текст : непосредственный.
  9. Фомин, Ю. А. Психология делового общения  / Ю. А. Фомин; 3-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2018. – 448 с. – С.300-309. – Текст : непосредственный.

Интернет-ресурсы:

  1. Психология общения: [сайт]. – URL: http://www.abe. com.ua/action/ open/progams_logistika?&sitemap (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  2. Психология общения: [сайт КнигоМер]. – URL: http://knigomer. ru/?p=277 (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  3. Психология: [сайт]. – URL: http://www.Psychology.ru (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http: //www.festival.1september.ru (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.



Предварительный просмотр:

Тема 3.2. Ролевые ожидания в общении

Цель: ознакомление с сущностными особенностями ролевых ожиданий и ролевого исполнения;

способствование освоению общих компетенций.

Обучающийся должен:

знать:

– понятия «ролевое ожидание», «ролевое исполнение», их особенности, влияющие факторы;

– понятие «ролевой конфликт», виды ролевых конфликтов, способы решения ролевых проблем;

– особенности взаимодействия личности и социальной роли, основные аспекты и проблемы усвоения социальной роли;

– влияние социальных норм на личность, нормативную структуру исполнения социальных ролей.

План

  1.  Понятие «ролевые ожидания», «ролевое исполнение» сущностные  особенности. Факторы, влияющие на ролевые ожидания.
  2.  Ситуации ролевых ожиданий в процессе общения и взаимодействий. Ролевой конфликт.

3. Взаимодействие личности и социальной роли. Влияние социальных норм на личность.

4. Самостоятельная работа № 6 – 2 часа.

  1.  Понятие «ролевые ожидания»,

«ролевое исполнение» сущностные  особенности

В каждом человеке, сознает он этого или нет, живет вера в чудо. Особенно сильно ожидание чуда в детстве. Ребенок живет в сказке, он искренне верит в волшебников и сам является одним из них. С возрастом мир становится предсказуемым, и в нем не остается места для чудес.

В зависимости от тех ожиданий, которые мы сами строим исходя из выбранной нами роли, и реализации этих ожиданий мы испытываем степень удовлетворенности от своей жизни.

В проявлениях светлого человеческого могущества, здоровья, радости – ничего чудесного нет, надо лишь научиться видеть положительные стороны жизни.

Приведем известную притчу. За одним монахом гнался тигр. Убегая, монах оказался на краю обрыва. Он стал спускаться по лиане и увидел внизу другого тигра. Вдобавок лиану стала подгрызать мышка. И вдруг монах увидел спелую ягодку земляники. Протянул руку и съел самую вкусную ягоду в жизни. Монаху удалось спастись, иначе бы мы не узнали эту историю.

Мы подошли к ключевой идее, сегодняшнего урока – переименования или смены масок «ролей».

Старая маска (роль) монаха звучала примерно так: «Я тот, которому грозит неминуемая гибель», а новое имя (роль или маска): «Я тот, который ест ягодку земляники».

Таким образом, понятие «социальная роль» включается в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении, как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

В любом случае социальная роль имеет два аспекта проявления: «ролевое ожидание» и «ролевое исполнение».

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения в соответствии с данным статусом (типичное поведение для представителей данного статуса).

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов; и в том и в другом случае они определяются статусом человека.

Ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания, определенные запреты и ряд менее точно определенных ожиданий. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным.

Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения. Однако бывает так, что та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Часто это обусловлено не только индивидуальными особенностями данного человека, но главным образом его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться со стороны других ее членов как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах, подвержены изменениям. Так, бывший ученик, вырастая до уровня высококвалифицированного рабочего, прекращает свое пребывание в роли «козла отпущения», приобретая другую неофициальную роль как следствие его нового, более высокого социального статуса.

Ролевое исполнение – это фактическое поведение человека, имеющего определенный социальный статус.

Ролевое ожидание и ролевое исполнение стремятся к совпадению, но этого никогда не происходит, так как люди отличаются не только положением в обществе, но и личными качествами (темпераментом, характером, силой волей, эмоциями и др.).

Хотя, как мы уже сказали, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения, каждый из них имеет большое значение в поведении личности.

Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Нередко для того, чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли личности на данный момент, прибегают к ролевым символам (например, униформа, знаки отличия у военных, строгие вечерние платья или фраки) подчеркивающие официальный характер какой-либо ситуации.

Место социального взаимодействия каких-либо индивидов также обладает характеристикой ролевого знака. Например, менеджеры часто ведут себя совершенно различным образом на месте своей работы и вне его, даже имея дело с одним и тем же лицом. Изменение местоположения используется ими порой для того, чтобы показать соответствующее изменение их роли, скажем, переход от роли начальника к роли друга.

  1.  Ситуации ролевых ожиданий в процессе

общения и взаимодействий. Ролевой конфликт

Мы уже говорили, что каждая роль требует особой манеры поведения.

Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем предписываемым ими требованиями. Поэтому, каждый индивид в ходе социализации сам вырабатывает представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных ролей и статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

Виды ролевых конфликтов:

  1. внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или одной социальной роли;
  2. внутриролевой возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;
  3. личностно-ролевой – причиной являются несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
  4. инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.

Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями – родитель и ребенок, муж и жена, руководитель и подчиненный и т.п. Для улучшения взаимопонимания может оказаться полезной инверсия ролей. Проблема большинства человеческих непониманий (например, разводов, споров и др.) состоит в том, что люди уделяют больше внимания собственным излияниям, а не тому, чтобы точно ответить на вопросы собеседника.

Одним из приемов, способствующих взаимопониманию, является способ «поменяться ролями». Например, спорящим людям можно предложить поменяться ролями, - каждый из собеседников при этом должен отстаивать позицию оппонента.

Есть и другой способ: можно попросить каждую из  сторон пересказать точку зрения другой (до тех пор, пока оппонент не согласится, что пересказ адекватен).

3. Взаимодействие личности и социальной роли.

Влияние социальных норм на личность

Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена, т.к. не только личность со своими особенностями влияет на весь ход выполнения той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее «Я-концепцию» (теория самого себя).

Есть основания полагать, что продолжительное выполнение индивидом какой-либо роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности маскировке других. Это особенно хорошо заметно на примере профессиональных ролей (имеется ряд отечественных исследований, показывающих, как свойства личности, сформировавшиеся в процессе выполнения ею профессиональной роли, становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности данной личности и вводят термин «профессиональный характер» и «профессиональный тип личности»).

Влияние социальной роли на развитие личности велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является.

Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Освоение социальной роли может кардинально повлиять на человека. В психотерапии существует соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль. В основе имаготерапии лежит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни.

Развивающаяся личность вносит в исполнение социальной роли индивидуальное своеобразие. Это происходит не только за счет специфики характера, темперамента, личностных особенностей. Ролевое самоуправление всегда определяется и внутренней структурой психики экстериоризацией, сложившейся под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека. Амбивалентность экстериоризации и интериоризации выступает в качестве движущей силы, своеобразным источником активности человека при реализации им любой социальной функции.

В жизни человека освоение социальной роли – явление сложное и противоречивое. Д.А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли:

- технический - включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием;

- смысловой - связан с отношением человека к собственной роли.

Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т.е. освоить ее технически. Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль. С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей.

Возникают три проблемы усвоения социальной роли: 

1) проблема трудности усвоения роли;

2) проблема неприятия роли;

3) проблема нарушения меры в ее усвоении.

Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.

Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность: за ролью личность уже не будет видна.

Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда.

По мнению Е.А.Климова, в ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль. Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации» личности. 

Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям (например, у следователя в такой степени развиваются недоверие к людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться ему потенциальными преступниками).

Иными словами, профессиональная роль может «завладеть» личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях.

Влияние социальных норм на личность.

Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы есть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое. Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.

Нормативная структура исполнения социальных ролей:

  1. описания поведения, характерного для данной роли;
  2. предписания – требования к поведению;
  3. оценки исполнения предписанной роли;
  4. санкции за нарушение предписанных требований.

В целом, понятие социальной роли является широкоупотребительным при описании социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении относительно длительного периода времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения.

Таким образом, роль может быть рассмотрена лишь как аспект целостного поведения. В то же время усвоенная роль, несомненно, становится частью личностной структуры индивида, влияя на привычки, типичные способы поведения и даже характер человека.

ОК: Основные подходы, применяемые в ПАО «Газпром» в отношении формальных статусов и ролей.

Основной подход, применяемый в ПАО «Газпром» в отношении формальных статусов – это профессионализм и компетентность, которые должны быть подкреплены документами, прежде всего это соответствующие документы об образовании, квалификации (различные сертификаты, свидетельства и т.д.).

В Газпроме отдаются предпочтения профессионалам, творческим личностям, ответственным, инициативным, дисциплинированным, преданным (ведь в основе оплаты труда лежит не только статус (должность), квалификация, но и стаж работы в отрасли). Особое внимание уделено отраслевому профессиональному образованию в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград», который является одной из значимых структурных единиц в Газпроме. Таким образом, учиться в колледже это престижно.

Особое внимание в Газпроме уделяют работе с молодежью, в Генеральном коллективном договоре ПАО «Газпром», а, следовательно, и во всех его структурных единицах имеется раздел 7. «Работа с молодежью». Этот раздел направлен на социальную защищенность молодых Работников в организации. Сегодня во всех организациях Газпрома созданы общественные советы по работе с молодежью.

Работодатели обязаны оказывать им содействие и финансовую поддержку. Предоставлять льготы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, Работникам, совмещающим работу с успешным заочным и очно - заочным (вечерним) обучением в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, независимо от их организационно - правовых форм.

Расширять в Обществе  практику зачисления молодых Работников в резерв на замещение должностей ведущих специалистов, начальников структурных подразделений в соответствии с их профессиональными качествами.

Предоставлять преимущественное право по трудоустройству в ПАО «Газпром» и его дочерние общества окончившим с отличием образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и другое.

Вы знаете, что одна из миссий «Газпрома» - «Мечты сбываются

И если вы будите – добиваться отличных показателей в учёбе, ответственными, инициативными, дисциплинированными, старательными, творческими личностям и станете высококвалифицированными специалистами, то «Ваши мечты сбудутся, и вы будите работать в Газпроме!»

Общий ВЫВОД: таким образом, социальный статус и социальные роли могут быть рассмотрены лишь как аспекты целостного поведения личности.

В то же время усвоенная роль, несомненно, становится частью личностной структуры индивида, влияя на привычки, типичные способы поведения и даже характер человека.

Социальная роль имеет два аспекта проявления: «ролевое ожидание» и «ролевое исполнение».

Ролевое ожидание – это ожидаемая (типичная) модель поведения в соответствии с данным статусом.

Ролевое исполнение – это фактическое поведение человека, имеющего определенный социальный статус.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, т.е. не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

В зависимости от тех ожиданий, которые мы сами строим исходя из выбранной нами роли, и реализации этих ожиданий мы испытываем степень удовлетворенности от своей жизни.

Поэтому именно от усилий, стараний, способностей, желаний  и т.д. человека зависит то, как он исполняет роли и занимает (и будет занимать) те или иные статусы.

ПРИМЕР (личный опыт преподавателя): у меня есть знакомый, который называет меня «Светлана – Газпром или преподавательница» (не только меня, всех своих знакомых он ассоциирует с их деятельностью, например «Татьяна – жена милиционера» и т.д.), таким образом, в его оценке и восприятии человека, главным является организация, в которой он работает и та деятельность (должность, профессия) которую он выполняет.

Например, для меня совсем не обидно, что он так меня называет, потому, что я горжусь, что работаю в системе ПАО «Газпром».

Хочется, надеется, что и вы гордитесь, тем, что учитесь в нашем учебном заведении и ожидаете, что будите работать в Газпроме, одной из лидирующих корпораций в России.

Контрольные вопросы

  1.  Дайте определение понятиям «ролевое ожидание» и «ролевое исполнение». В чем их сущность и особенности?
  2.  Что могут включать в себя ролевые ожидания? В каких документах могут быть зафиксированы ролевые ожидания?
  3.  Для чего люди прибегают к ролевым символам? На что может влиять место социального взаимодействия?
  4.  Насколько совпадают ролевые ожидания и ролевое исполнение? К чему может привести несовпадение ролевых ожиданий и ролевого исполнения?
  5.   Что такое «ролевой конфликт»? Какие виды ролевых конфликтов вы знаете? Охарактеризуйте их.
  6. С помощью, каких способов и приемов, можно снизить или решить проблему ролевого конфликта?
  7.  К чему приводит согласованность ролевого ожидания и ролевого исполнения?
  8.  Каковы взаимодействия личности и социальной роли?
  9.  С помощью, каких методов (приемов) можно осуществлять коррекцию поведения, с целью освоения социальной роли?
  10. Охарактеризуйте технический и смысловой аспекты освоения социальной роли.
  11.  Какие основные проблемы, возникают при усвоении социальной роли?
  12. Какие факторы, показатели и уровни, выделяют при освоении социальной роли?
  13. К каким негативным последствиям может привести усвоенная роль?
  14. Каково влияние социальных норм на личность?
  15. Дайте определение понятиям «норма», «социальные нормы». Охарактеризуйте нормативную структуру исполнения социальных ролей.

Информационное обеспечение обучения

(список рекомендуемой и используемой литературы)

Основные источники:

  1. Ефимова, Н. С. Психология общения : практикум по психологии, учебное пособие / Н. С. Ефимова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 192 с. (Серия: Профессиональное образование). – С.88-99. – Текст : непосредственный.
  2. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – Ростов на Дону : Феникс, 2019. – 446 с. (Высшее образование). – С.344-370.– Текст : непосредственный.
  3. Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Смысл, 2019. – 368 с. (Серия: Учебники и практикумы). – С.183-199. – Текст : непосредственный.
  4. Панфилова, А. П. Теория и практика общения : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / А. П. Панфилова. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 288 с. (Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений СПО). – С.201-218. – Текст : непосредственный.
  5. Психология  общения.  Тайны  эффективного  взаимодействия /  Р.  Вердербер, К. Вердербер. – Санкт-Петербург ; Москва : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2019. –  416 с. – С.231-256. – Текст : непосредственный.

Дополнительные источники:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2019. – 376 с. – С.263-287. – Текст : непосредственный.
  2. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. Н. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2019. – 264 с. – С.99-111. – Текст : непосредственный.
  3. Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебное пособие / Н. С. Ефимова. – Москва : ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2019. – 192 с. – С.61-67. – Текст : непосредственный.
  4. Краченко, А. И. Основы социологии : учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / А. И. Кравченко. – Екатеринбург : Деловая книга, 2019. – 384 с. – С.64-77. – Текст : непосредственный.
  5. Занковский, А. Н. Организационная психология : учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А. Н. Занковский. – Москва : Флинта: МПСИ, 2019. – 648 с. – С.468-478. – Текст : непосредственный.
  6. Майерс, Д. Социальная психология / Д.  Майерс; перев. с англ. – Санкт- Петербург : Питер, 2019. – 688 с. – С.164-171, 256-259. – Текст : непосредственный.
  7. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 2019. – 301 с. – С.186-217. – Текст : непосредственный.
  8. Практикум по социальной психологии / под ред. И.С. Клециной. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 256 с. – С.91-97. – Текст : непосредственный.
  9. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 600 с. – С.40-55. – Текст : непосредственный.
  10. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – 17-е изд. – Ростов на Дону : Феникс, 2019. – 672 с. – (Высшее образование). – С.607-613. – Текст : непосредственный.

Интернет-ресурсы:

  1. Психология общения: [сайт]. – URL: http://www.abe. com.ua/action/ open/progams_logistika?&sitemap (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  2. Психология общения: [сайт КнигоМер]. – URL: http://knigomer. ru/?p=277 (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  3. Психология: [сайт]. – URL: http://www.Psychology.ru (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http: //www.festival.1september.ru (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

План учебного занятия по теме - Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Цели- Изучение психологических особенностей личности;- Этическое воспитание студентов;- Научно-психологическая подготовка студентов к последующему углубленному изучению психологии на этапе вузовско...