Учебная дисциплина "Психология общения"
учебно-методический материал

Орлова Светлана Васильевна

Практическая работа № 1 "Психология общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практическая работа № 1144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1

 «Применение и разработка методов исследования общения»

Цели:

- систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний о методах исследований в психологии общения: составление и апробация анкетного опроса;

- освоение общих компетенций.

Умения и навыки: формулирования гипотез, составления инструкции к анкете, формулирования вопросов к анкете, проведения апробации анкеты; выбора и применения адекватных методов психологии общения в исследовании.

Оборудования и наглядные пособия: протокол объективности вопросов (таблица 1.2), пример выполнения заданий; список используемой и рекомендуемой литературы; методические указания по организации и проведению практических занятий по дисциплине «Психология общения».

Количество часов – 2 часа.

Краткие теоретические сведения

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способная воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Под надежностью имеется в виду такое качество метода исследования, которое позволяет получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Надежность – это точность к помехоустойчивости.

Под валидность имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии к тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Валидность (действительный, пригодный) – это понятие указывающее, что метод измеряет и насколько хорошо он это делает (т.е. обосновывает).

Тремя наиболее важными характеристиками научного метода являются контролируемость, операциональное определение и повторяемость.

Контролируемость. Контроль, пожалуй, наиболее важный элемент научной методологии, так он позволяет идентифицировать причины и следствия наблюдений. Контроль необходим для того, чтобы дать однозначные ответы на вопросы, исключив одновременное влияние многих переменных, и тем самым выделить причину явления.

Операциональное определение – это такое определение, которое описывает явления в терминах операций или шагов, используемых для его измерения. Операциональное определение необходимо для того, чтобы сократить неопределенность смысла.

Повторяемость. Для того чтобы быть повторяемыми, результаты должны быть надежными, то есть при повторении исследования будет получен тот же результат.

Научный метод отличается от других методов познания одним важным свойством, он включает обязательную обратную связь, т.е. самокорректировку. Эта корректировка подтверждает и контролирует деятельность и выводы исследователя.

Переменная – это параметр, используемый для описания реального явления. Например, исследователь может принять количество деталей, сделанных рабочими в течение недели, за меру индивидуальной продуктивности рабочих.

Гипотеза - это предположение о причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменной или предварительное объяснение взаимосвязи двух или более переменных. Гипотезы – это предсказание. Будучи подтвержденной фактами, гипотеза может стать источником прямых действий. Например: усиление личного участия главного техника повышает производительность.

Подтверждение приведенной выше гипотезы должно привести к следующему выводу: если вы хотите повысить индивидуальную производительность в рабочем подразделении, увеличьте уровень участия в работе главного техника.

Переменная заинтересованности – это событие или явление, упомянутое в гипотезе, которое указывает на то, что намерен объяснить исследователь.

В уже рассмотренном нами случае индивидуальная производительность была зависимой переменной интереса. Ученые, занимающиеся психологией общения, психологий труда и др., часто пытаются определить, какие же факторы позволяют предсказать повышение производительности.

Независимая переменная – это событие или явление, которое, согласно предположению, высказанному в гипотезе, воздействует на одно или более событий и явлений, являющихся зависимыми переменными. В случае индивидуальной производительности личное участие главного техника  является независимой переменной.

Промежуточная переменная – это событие или явление, обеспечивающее связь, посредством которой независимая переменная оказывает влияние на зависимую.

Например, была высказана гипотеза о том, что личное участие главного техника (независимая переменная) повышает чувство удовлетворения рабочего (промежуточная переменная) и, следовательно, повышает производительность (зависимая переменная).

Модератор-переменная – это событие или явление, систематические вариации которого меняют взаимоотношения между независимой переменной и зависимой переменной. Взаимоотношения между этими двумя переменными, например, различаются в зависимости от соотношения высокий/низкий, молодой/старый, мужчина/женщина в модераторе-переменной.

Давайте снова рассмотрим уже упоминавшийся пример гипотезы индивидуальной производительности, которая утверждает, что личное участие главного техника ведет к повышению продуктивности. Может оказаться и так, что эта взаимосвязь наблюдается лишь тогда, когда рабочие чувствуют, что это участие является реальным или законным (модератор-переменная). Точно так же может оказаться, что личное участие главного техника ведет к повышению производительности рабочих в Канаде, но не в Бразилии, - в этом случае модератором-переменной является страна.

Причинность – это предположение о том, что изменения независимой переменной вызывают изменения зависимой переменной. В психологии общения такое предположение очень трудно доказать.

Для демонстрации причинной связи необходимо представить три типа доказательств:

  1. переменные должны показать наличие взаимосвязи или корреляции;
  2. одна переменная должна предшествовать другой во времени;
  3. другие причинные факторы должны отсутствовать.

Так, если мы отметим, что имеет место и личное участие главного техника, и повышение производительности, то между этими явлениями существует ассоциация. Если затем мы сможем показать, что повышение степени участия предшествует росту производительности, а остальные факторы, например новое программное обеспечение, никаким образом не являются причиной этого роста, то мы можем сделать заключение о том, что личное участие, возможно, обусловливает производительность.

Научное мышление исключительно важно для специалистов и ученых, занимающихся психологией общения, как и других наук, в силу следующих причин:

1) процесс сбора данных проводится систематически и при наличии контроля;

2) предлагаемые объяснения подвергаются тщательной проверке;

3) принимаются только те объяснения, которые подлежат научной верификации.

Научный метод является ключевой частью научной основы психологии общения и включает в себя восемь этапов:

  1. Постановка задачи или определение проблемы.
  2. Предварительный анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов, способных решить выделенную проблему.
  3. Формулирование гипотезы.
  4. Планирование и организация исследования.
  5. Анализ и обобщение полученных результатов.
  6. Проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов и окончательная формулировка новых фактов или взаимосвязей.
  7. Объяснение (решение) проблемы и прогнозирование ее дальнейшего развития.
  8. Составление отчета об исследовании.

В силу различных проблем (прежде всего, недостатка времени) иногда применяют «сокращенный» вариант научного исследования, предполагающий пять этапов:

1. Формулировка проблемы.

2. План исследования.

3. Измерение переменных (организация исследования).

4. Анализ данных.

5. Выводы.

Осуществляя научное исследование необходимо придерживаться этических моментов.

Они затрагивают права четырех сторон, участвующих в исследованиях:

- общества – права на информацию, права на получение  объективных результатов, права на частную жизнь;

- субъектов – право выбирать участвовать в исследованиях или нет,  право на безопасность, право на получение информации;

- клиентов – права на получение высококачественного исследования, права на соблюдение конфиденциальности;

- исследователей – право ожидать этичного поведения от клиента и право ожидать этичного поведения от субъекта.

Все права, должны быть доведены до сведения всех заинтересованных сторон, и соблюдаться ими.

Акцент на практическом использовании. Психология общения делает основной упор на практическом применении изучаемых вопросов, что реально может изменить эффективность организаций и работающих в них людей. Зависимыми переменными, которые изучают исследователи, являются, например, эффективность общения, межличностных отношений, выполнение заданий, удовлетворенность и увлеченность работой, прогулы и текучесть кадров, конфликты.

Психология общения не утверждает наличия какого-то единственного, «самого лучшего» и универсального способа общения, признавая, что на практике нужно применять способ в соответствии с каждой конкретной ситуацией. Используя вероятностный подход, исследователи пытаются определить, как лучше всего рассматривать различные ситуации и справляться с ними. Известно, и то, что прекрасно работает в одних условиях, может оказаться непригодным в других. К иным важным случайным переменным, которые рассмотрены в данной дисциплине, относятся: окружающая среда, технология, задача, структура и люди.

Методы психологии общения представляют собой совокупность способов и приемов исследования, конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Методы психологии общения являются в известной мере междисциплинарными и применяются в других науках, например в социологии, психологии, педагогике, их отраслях и др. Развитие и совершенствование методов психологии общения происходит неравномерно, что определяет трудность их систематизации.

Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и методы ее обработки. Однако существуют и другие классификации методов.

Каждая группа методов, как и каждый конкретный метод, имеют свои особенности, достоинства и недостатки.

Наиболее популярными и применимыми методами исследований психологии общения, как и всех отраслей психологии, являются методы – наблюдение, опрос (его разновидность анкетирование), эксперимент. Методы анкетирование и эксперимент будут являться предметом нашего рассмотрения и отработки навыков на практической работе.

Метод опроса. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Достоинства метода опросов: 1) дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным способом; 2) может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.

Недостатки метода опросов: субъективность данных.

Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки: устный, письменный, свободный опросы; беседа, также может быть устной и письменной; интервьюирование, может быть индивидуальное, групповое, массовое, стандартизированное, полустандартизированное (или смешанное) и др.

Самым популярным и применяемым методом опроса, является анкетирование.

Анкетирование – метод, с помощью которого исследователь (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследований.

Анкета – метод опроса, предполагает получение и анализ информации на предварительно сформулированные вопросы, соответствующие цели исследования.

Достоинства:

  1. Помогает исследовать одновременно большие группы людей.
  2. Возможно применение методов количественной обработки.

Недостатки:

  1. Затруднено выявление эмоционально-личностных особенностей.
  2. Отсутствие непосредственных контактов, которые сказываются на объективности полученной информации.

Структура анкеты:

Анкета включает 3 части:

  1. Инструкция к анкете и ее основные компоненты:

а) обращение;

б) доступное сообщение о цели;

в) мотивирование;

г) указания на способ заполнения;

д) как будут использоваться результаты;

е) гарантия конфиденциальности.

  1. Основная часть анкеты. Вопросник.
  2. Демографическая «просим указать о себе» (пол, возраст, место жительства, состав семьи и т.д.).

Центральная часть анкеты  - вопросник:

Выделяют несколько типов вопросов:

1-ый тип – по критерию содержания, где выделяют 2-е подгруппы:

а) вопросы на мнения, знания, факты;

б) вопросы на мотивацию о ценах отношений, эта группа чаще всего сопровождается искажениями.

2-ой тип – вопросы по форме, где выделяют несколько подгрупп:

1-й критерий – степень свободы ответов на вопросы:

а) открытые,  ответ на который, не регламентируется (т.е. свободно).

Пример: Что повлияло на выбор профессии?

Трудности:

  • трудно, сложно количественно обработать.

Достоинства:

  • такие вопросы хорошо подходят, на стадии пробных исследований.

б) закрытые, на них ответы регламентируются, предлагают варианты для выбора.

Пример: Нравится профессия? Да, нет.

В) полузакрытые вопросы.

Пример: Выберите ответ, с которым согласны, или впишите свой.

2-ой критерий – по соотношению содержания вопроса и цели исследования:

а) прямой – содержание и цель вопроса совпадают.

Пример: Нравится профессия менеджера?

Б) косвенный – цель вопроса и цель исследования, не совпадают.

Пример: Согласны ли Вы, с утверждением, сто профессия менеджера самая лучшая?

Разновидность косвенного вопроса – вопросы проективного типа.

3-й тип вопросов – это вопросы контрольного типа, их цель проверить искренность ответов:

  1. вопросы, содержащие заведомо ложный факт;
  2. вопрос с одной целью, но по разному сформулированный и стоящий в разных местах анкеты;
  3. вопросы по типу шкалы лжи.

Структура 2-ой части анкеты:

Она включает 3 блока вопросов:

1-ая часть – вопросы на факты, события. В этой части отсутствуют эмоционально-личностные вопросы.

Пример: Как ты учишься в колледже?

2-ая часть – вопросы более сложные, на выявление мотивов, оценок, отношений.

3-я часть – вопросы контрольного типа, закрытые и минимум открытых вопросов.

Организация анкетного исследования:

  1. Определение темы, проблемы, формулировка гипотезы.
  2. Составление вопросника.
  3. Апробация анкеты.
  4. Проведение анкетного вопроса.
  5. Обработка результатов.
  6. Анализ и истолкование полученных результатов.


Пример выполнения заданий

Метод анкетного опроса как метод психологии общения

1. Гипотеза: можно предположить, что обучающиеся ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» отрицательно относятся к наркотикам, не употребляют их и осуждают, тех людей, которые их употребляют.

2-3. Составим инструкцию и 10 вопросов анкетного опроса на тему: «Как обучающиеся ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» относятся к проблемам наркомании», используя 3-х значимые ответы («да», «нет», «не знаю» или «не уверен» и т.д.).

АНКЕТА

«Как обучающиеся ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»

относятся к проблемам наркомании»

Добрый день! ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» проводит исследование, целью которого является выявление подверженности обучающихся колледжа к наркомании. В связи с этим, мы просим Вас ответить на несколько вопросов. Полученные данные будут использованы в научно-исследовательских целях, сам опрос является анонимным, заполнить анкету несложно. Внимательно прочтите вопрос и обведите кружком букву ответа, соответствующего Вашему мнению. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

  1. Знаете ли Вы, что такое наркотик?

а) «да»;          

б) «не точно»;        

в) «нет».

  1. Известно ли Вам влияние наркотиков на организм?

а) «да»;          

б) «не точно»;        

в) «нет».

  1. Достаточно ли для Вас полученной информации по проблемам наркомании, ВИЧ, СПИДе?

а) «да»;          

б) «не точно»;        

в) «нет».

4. Есть ли среди Ваших знакомых, друзей (подчеркни кто: знакомые или друзья), употребляющие наркотик?

а) «да»;          

б) «не знаю»;        

в) «нет».

  1. Курите ли Вы?

а) «да»;          

б) «иногда»;        

в) «нет».

  1. Осуждаете ли Вы людей употребляющих наркотик?

а) «да»;          

б) «не знаю»;        

в) «нет».

  1. Хотели ли  Вы сами испытать воздействие наркотика?

а) «да»;          

б) «не знаю»;        

в) «нет».

  1. Знаете ли Вы, какова ответственность перед законом за распространение наркотиков в нашей стране?

а) «да»;          

б) «не уверен»;        

в) «нет».

  1. Пробовали ли Вы какой-нибудь наркотик?

а) «да»;          

б) «не уверен»;        

в) «нет».

  1. Как Вы думаете, наркотики – это вредно для человека?

а) «да»;          

б) «не знаю»;        

в) «нет».

  1. Как Вы считаете, зависит ли уровень успеваемости обучающегося от употребления наркотиков?

а) «да»;          

б) «не знаю»;        

в) «нет».

А теперь, пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе:

  1. Ваш пол:

а) мужской;

б) женский.

2. Сколько Вам полных лет (напишите)______________________________________

3. Название отделения колледжа, на котором Вы обучаетесь (напишите)

_______________________________________________________________________

На каком курсе обучаетесь:

а) первый – второй;

б) третий-четвертый;

в) пятый-шестой.

  1. Как Вы учитесь (средний балл):

а) отлично (средний балл «4,8 – 5»);

б) удовлетворительно (средний балл «3,0 – 3,9»);

в) неудовлетворительно (средний балл «2,5 – 2,9»).

  1. Ваше материальное положение:

а) отличное (ни в чем себе не отказываю);

б) удовлетворительное (хватает на питание, но на другие вещи приходится копить);

в) плохое (едва хватает на питание).

С уважением                                                                 Администрация колледжа

4. Проведем апробацию анкеты. Для этого выберем группу экспертов в количестве 5 человек, для оценки объективности вопросов, утверждений к анкете (ими будут Крылов, Егоров, Данилов, Петров, Рябухин) (см. таблица 1.1).

2. Оценка объективности вопросов, осуществляется по следующим критериям:

а) соответствует концепту: 1 балл – соответствует; 2 балла – частично соответствует; 3 балла – не соответствует;

б) однозначность формулировки вопросов: 1 балл – однозначно; 2 балла – не совсем; 3 балла – не однозначно;

в) пригодность вариантов ответов: 1 балл – подходит; 2 балла – частично подходит; 3 балла – не подходит.

3. Обработаем, результаты и подсчитаем средний балл каждого вопроса.  

Таблица 1.1

Протокол оценки объективности вопросов,

утверждений к анкете

№ пп

Эксперты

Σ + средний балл

1

2

3

4

5

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б – 1 б

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15 б –  1 б

Итого

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

150 б –  10 б

5. Обработаем полученные данные, проведем анализ полученных результатов. На основании, полученных результатов, пилотного исследования, по результатам оценки экспертов (таблица 1.1), мы видим, что  все эксперты считают, что анкета и вопросы в ней соответствуют концепту, соответственно средний балл 1, т.к. каждый эксперт оценил этот критерий 1 баллом, всего было 5 экспертов, значит средний балл – равен 1. Однозначность  формулировки и пригодность вариантов ответов, также получили средний балл – 1.

Следовательно, можно сделать вывод, что данная анкета пригодна для проведения социально-психологического исследования.

Ход выполнения практической работы № 1:

Выполнение практической работы № 1 включает в себя 2 этапа:  

  1. Прослушайте установку на выполнение практической работы № 1, предложенную преподавателем – 5 мин.
  2. Ознакомьтесь с краткими теоретическими сведениями (метод анкетирование) и заданием. На 1-м этапе сформулируйте гипотезу анкетного опроса: «Личностные и профессиональные качества, необходимые современному технику», согласно предложенной инструкции – 15 мин.
  3. На 2-м этапе составьте анкету социально-психологического исследования по предложенной теме, соблюдая все структурные компоненты анкеты. В основной части анкеты (т.е. в вопроснике, необходимо составить 10 вопросов, используя 3-х значимые ответы (например: «да», «нет», «не знаю» или «не точно» и т.д.) – 55-60 мин.
  4. Сделайте вывод по работе.  Оформите отчет по проделанной работе и сдайте его на проверку преподавателю – 5 мин.

Практическая работа № 1

Метод анкетного опроса как метод психологии общения

Цели: 

- составление и апробация анкетного опроса;

- освоение общих компетенций.

Умения и навыки: формулирования гипотез, составления инструкции к анкете, формулирования вопросов к анкете, проведения апробации анкеты.

Оборудование и наглядные пособия:  протокол объективности вопросов (таблица 1.2), пример выполнения заданий (1-ый этап) «Метод анкетного опроса как метод психологии общения».

Инструкция и задания:

  1. Сформулируйте гипотезу анкетного опроса на тему: «Личностные и профессиональные качества, необходимые современному технику».
  2. Составьте инструкцию к анкете (см. выше – инструкция к анкете и ее основные компоненты).
  3. Составьте 10 вопросов к анкете. Используйте 3-х значимые ответы (например: «да», «нет», «не знаю» или «не точно» и т.д.).
  4. Проведите апробацию анкеты.
  5. Обработайте данные, сделайте анализ и интерпретируйте полученные результаты.

Для того, чтобы качественнее выполнить задание, напомним некоторые важные моменты.

Этапы составления анкеты (вопросника):

1.Определение конструкта (содержания в соответствии с темой исследования), описание этого конструкта.

2. Выбор нужного типа вопросов (открытые, закрытые, основные, наводящие, контрольно-уточняющие и т.д.). Как правило, необходимо выбирать какие-нибудь одни, из существующих.

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов (в нашем случае 10 вопросов).

Требования к вопросам:

  1. В основе каждого вопроса должна быть только одна мысль.
  2. Избегать многозначных понятий, не общеупотребительных значений и слов, формулировок, которые знакомые лишь ограниченному кругу лиц.
  3. Если вопрос содержит предлагаемые ответы, то ответ также не должен содержать более одной мысли.
  4. Желательно, чтобы ответ имел свой номер или букву.
  5. Можно после предложенных ответов оставлять свободный ответ или написать: Другое ли Ваше мнение?
  6. Из анкеты в обязательном порядке исключаются вопросы, на которые менее 10% или более 90% ответов «да» или «нет», или на которые более 50% ответили «не знаю».
  7. До 14 лет в вопросах можно обращаться на «ты» (для младших школьников только на «ты»), после 14 лет только на «вы».
  8. Обязательно пробное (пилотное) обследование.

Апробация анкеты:

1. Выбрать группу экспертов в количестве 3-5 человек, для оценки объективности вопросов, утверждений к анкете (в качестве экспертов будут являться обучающиеся Вашей группы).

2. Оценка объективности вопросов, осуществляется по следующим критериям:

а) соответствует концепту (т.е. теме): 1 балл – соответствует; 2 балла – частично соответствует; 3 балла – не соответствует;

б) однозначность формулировки вопросов: 1 балл – однозначно; 2 балла – не совсем; 3 балла – не однозначно;

в) пригодность вариантов ответов: 1 балл – подходит; 2 балла – частично подходит; 3 балла – не подходит.

3. Подсчитать средний балл каждого вопроса.  Из анкеты в обязательном порядке исключаются вопросы, на которые менее 10% или более 90% ответов «да» или «нет», или на которые более 50% ответили «не знаю». Если вопросы хотя бы в 20% случаев, оцениваются как частично соответствующие концепту, а также если имеются 2 ошибки и более, то ее следует признать не пригодной для использования.

Таблица 1.2

Протокол оценка объективности вопросов,

утверждений к анкете

№ пп

Эксперты

Σ + средний балл

1

2

3

4

5

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

4. Обработайте данные, сделайте анализ и интерпретируйте полученные результаты.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое метод научного исследования, валидность и надежность метода?
  2. Охарактеризуйте 3-и наиболее важные характеристики научного метода: контролируемость, операциональное определение и повторяемость.
  3. Какие этапы включает в себя научный метод?
  4. Каких этических моментов необходимо придерживаться, осуществляя научное исследование?
  5. Каково предназначение гипотезы в социально-психологических исследованиях? Для чего осуществляется проверка гипотезы?
  6. Охарактеризуйте сущность метода анкетного опроса, его достоинства и недостатки.
  7. Какова структура анкеты?
  8. Какие критерии лежат в основе типов вопросов в анкете?
  9. Из каких этапов состоит организация анкетного исследования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

План учебного занятия по теме - Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Цели- Изучение психологических особенностей личности;- Этическое воспитание студентов;- Научно-психологическая подготовка студентов к последующему углубленному изучению психологии на этапе вузовско...