Учебная дисциплина "Психология общения"
учебно-методический материал

Орлова Светлана Васильевна

Практическая работа № 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практическая работа № 2275 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2

«Диагностика профессиональных склонностей»

Цели:

- определение профессиональных склонностей, ведущего типа мотивации в процессе выбора профессии, влияние характера упражнений на выработку навыка;

- освоение общих компетенций.

Умения и навыки: овладение навыками диагностики, определения профессиональных склонностей; ведущего типа мотивации в процессе выбора профессии, мотивов профессиональной деятельности; использование влияния характера упражнений на выработку навыка.

Оборудования и наглядные пособия: список суждений к методике ДДО, ключ и бланк  испытуемого к методике ДДО; список суждений, школа оценок к методике «Мотивы выбора профессии»; список суждений к тесту Д.Голланда, ключ к тесту Д.Голланда, интерпретация; опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности, утверждения и ключ к опроснику; бумага в клетку, карандаш; список используемой и рекомендуемой литературы; методические указания по организации и проведению практических занятий по дисциплине «Психология общения».

Количество часов – 2 часа.

Краткие теоретические сведения

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2 - 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15 % увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: индивидуальными особенностями человека, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии. Помочь человеку правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Профессиональная ориентация – руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.

Существует множество теорий профориентации, отцом которой по праву считают Френка Парсона. В основе его теории лежат три фактора:

1 – индивидуальные способности и особенности, возможности, умения, интересы человека;

2 – особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку;

3 – правильное соотнесение между собой 1-го и 2-го факторов.

Конкретная проблематика психологического обеспечения профессиональной деятельности главным образом сосредоточена на решении задач: профессионального отбора, профессиональной ориентации работников; профессионального обучения; изменения средств и условий труда в соответствии с возможностями человека.

В каждой из этих областей достигнуты определенные успехи. Так, например, обобщенные оценки свидетельствуют о возможности повышения качества труда оператора за счет оптимизации процессов и средств деятельности на 22 – 220%, профессионального психологического отбора на 21 – 83%, совершенствование средств и методов обучения на 17 – 63%, рационализации рабочей нагрузки на 5 – 44%, управления функциональным состоянием на 20 – 100%.

Проблема психологической классификации профессий обусловлена в первую очередь сложностью определения профессиональной пригодности людей к каждой отдельной профессии, общее количество которых доходит до нескольких тысяч. Анализ различных классификаций показывает, что самым распространенным для них основанием выступает общий характер деятельности, проявляющийся в особенностях предмета, целей, условий, операционного состава и т.п. Вторым (по частоте использования в качестве основания для классификации) признаком оказывается уровень сложности труда, его ответственности.

В наиболее обобщенном и комплексном виде подход, основанных на оценке общего характера деятельности, реализуется в выделении отдельных профессиональных областей в качестве классификационных единиц. В целом, подобные классификации не имеют особого психологического обоснования и практически ничем не отличаются от перечней профессий, приводимых в различных тарифных и квалификационных справочниках. В основе оцениваемого отношения к той или иной профессии лежит личный опыт участия обследуемых в реальной деятельности или косвенное знакомство с ней, а это в свою очередь, существенно ограничивает круг рассматриваемых профессий.

Эти недостатки в определенной мере преодолеваются в классификациях, учитывающих психологические свойства человека. Так, Климов Е.А. по различию в предмете труда выделил профессии типа: «человек – техника», «человек- человек», человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».  Схожую классификацию предложил Джон Голланд (Холланд), который разделил профессии на практические, социальные, предпринимательские, конвенциальные (канцелярская служба, тренерская работа), исследовательские, художественные. Общий характер этих классификаций определяется их производностью от перечня основных первичных потребностей человека – материальных, социальных, познавательных и эстетических.

Психологические классификации строятся либо, исходя из особенностей направленности личности и специальных способностей, либо уровня развития общих способностей. Нельзя отдать предпочтение какому-либо одному из приведенных подходов над другим, так как их адекватность определяется тем, к каким именно психологическим особенностям специалиста профессия предъявляет повышенные требования. Поэтому целесообразно объединить оба вида классификации, разделив профессии на установочные, если они предъявляют повышенные требования к направленности и специальным способностям, и функциональные, если наибольшее значение для них имеют общие способности.

Правомерность такого заключения в определенной мере подтверждает классификация К.М.Гуревича. К профессиям одного типа он отнес виды деятельности, предъявляющие такие требования, которым могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами (абсолютная пригодность). Требования профессий другого типа к человеку таковы, что с ними может справиться каждый человек, не имеющий каких-либо существенных недостатков развития индивидуальных качеств (относительная пригодность).

В ходе профессиографического исследования определение показателей (критериев) успешности профессиональной деятельности проводится с целью: экспериментальной проверки, выделенные в результате психологического анализа профессионально важных качеств, определения прогностичности методик профотбора, оценки общей эффективности профотбора и распределения кадров. Для различных видов деятельности характерен свой набор показателей успешности. Так, при изучении деятельности преимущественно операторской, с четко определенной целью и предметом труда, строго регламентированной структурой действий и операций, чаще и полезней используются прямые параметры деятельности (именно к данному типу относится деятельность техника, а при изучении специальностей, связанных с управлением, воспитанием и обслуживанием людей – оценки, основанные на субъективном мнении.

Основной целью профессионального отбора является обеспечение максимального соответствия индивидуальных характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим и специфическим требованиям, которые предъявляет к нему тот или иной вид деятельности. В самом общем виде профессиональный отбор можно определить как научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. Профессиональный отбор является важнейшим элементом обеспечения эффективной деятельности, но не всегда обязательным элементом. Его необходимость определяется двумя обстоятельствами: существованием устойчивых различий в уровне эффективности выполнения одной и той же деятельности разными исполнителями (наличие отсева) и (или) высокой стоимостью и трудоемкостью профессионального обучения по данной специальности. Обычно выделяют: медицинский, образовательный, социальный и психологический отбор. При психологическом отборе устанавливают соответствие между психологическими особенностями человека и успешностью профессиональной деятельности.

Система профессионального психологического отбора включает следующие элементы: критерии профессиональной пригодности; методы определения профессиональной пригодности; организационные и вспомогательные требования и процедуры, обеспечивающие выполнение мероприятий отбора. Под профессиональной пригодностью понимается совокупность психологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения приемлемой эффективности в той или другой профессии.

Профессиональная мотивация обучающихся. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация — это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации, колледжах, вузах.

Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).

Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнанно, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.

Для оценки возможностей профессиональной психологической диагностики целесообразно дать краткий обзор наиболее известных методик определения направленности, способностей, общеличностных особенностей. Оценка профессиональной направленности обычно производится с помощью вопросников. Дифференциальный диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова направлен на диагностику склонностей к различным типам профессиональных занятий и содержит 20 пар утверждений. Интересы и склонности человека являются важными факторами, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Склонность отражает положительное внутреннее мотивирующее отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонностей составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными становятся не только достигаемые в ней результаты, но и содержание деятельности, в том числе и ее предмет. Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к какой менее. Полученные баллы указывают только направление, а не величину оцениваемого признака. Мир профессий делится на пять больших групп (человек – природа, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек – художественный образ), в соответствии с ведущим, главным предметом труда.

Опросник Голланда оценивает интерес к практическим, исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским, преимущественно канцелярская и «бумажная работа» профессиям. Кроме указанных опросников в практике используются и множество других методик, определяющих способности, обще личностные особенности и другие особенности.

При проведении профессиональной диагностики, которая направлена на диагностику и оценку психологических индивидуальных особенностей человека и прогнозирование их динамики в зависимости от условий и требований профессиональной трудовой деятельности, используют разнообразные психодиагностические методики[1]. Любой выбор профессии, как уже было сказано выше, можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: индивидуальными особенностями человека, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии. Помочь человеку правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Наиболее широкое распространение психодиагностические методы нашли в профессиональном отборе и распределении персонала в различных видах трудовой деятельности, протекающих в сложных условиях и требующей от индивида длительного физического и нервного напряжения. Применяются также пакеты автоматизированных тестов и методик, составляюшие психодиагнстические комплексы (системы). Целый ряд таких комплексов, реализованных на IBM  PC, разработаны лабораторией социально-психологических исследований ОНУТЦ  ПАО «Газпром» и используются работниками кадровых служб предприйтий и объединений газовой отрасли, не имеющими багового психологического образования.

Выбор тестов для диагностирования конкретной категории работников, является решающим фактором в обеспечении достоверности оценки тех или иных качеств и свойств личности, затруднен, помимо всего прочего, наличием большого массива разнообразных тестов, с одной стороны, и широкого спектра личностных показателей, с другой стороны, оценив которые можно судить о пригодности человека к определенной деятельности.

Высокий уровень профессионального мастерства, работа без аварий находятся в прямой зависимости от того, насколько выбранная профессия соответствует уровню психофизиологических возможностей, особенностей организма каждого индивида, его интересов, склонностей, потребностей, знаний, умений и навыков.

Для оценки профессиональных и личностных качеств работников в ПАО «Газпром» разработан и используется целый ряд автоматизированных психодиагностических комплексов (систем), разработанные в лаборатории социально-психологических исследований отраслевого научно-исследовательского учебно-тренажерного центра (ОНУТЦ) ПАО «Газпром». Методика ДДО Е.А.Климова, которая более подробно будет рассмотрена ниже, входит в большинство данных автоматизированных психодиагностических комплексов.

Исследование обрабатываются (протоколируется, рассчитываются и др.) по предложенным образцам каждой методики. Содержание протокола (расчета и др.) зависит от целей исследования. Обработка результатов каждой методики должна включать их количественный (констатирующий) и качественный анализы.

При количественном анализе проводится подсчет показателей – временных, количественных и т.д. При качественном анализе фактического материала следует разложить полученные данные на составные элементы, показав их взаимодействие, сравнить с данными, которые принимаются за эталон, установить уровни изучаемого психического процесса или явления, возрастную динамику, а также взаимосвязь (корреляцию) между отдельными показателями изучаемого явления; сделать выводы.

Выводы составляются в произвольной форме, по возможности, должны быть краткими, без излишней детализации. В тексте выводов следует избегать резких оценочных выражений, ни в коем случае не должен производить впечатление приговора.


Пример обработки результатов и выводов по практической работе № 2

«Изучение профессиональных склонностей»

1-ый этап «Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова»

  1. После того как испытуемый ответил на предложенные вопросы, занесем полученные данные в таблицу 2.1.

Таблица 2.1

Сводные результаты по ДДО Климова

Группы профессий

Человек-природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек –

знаковая система

Человек – художественный образ

1

2

3

4

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

7

2

4

3

 

Выводы. На основании полученных результатов, определена ведущая группа профессий системы человек - техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, техника и т.п.

Можно сделать предположение, что выбранная профессия респондента, например, техника, соответствует его профессиональным склонностям.

2-й этап: тест Джона Голланда по определению типа личности

После того как испытуемый ответил на вопросы, занесем данные в таблицу 2.2.

Таблица 2.2

Сводные результаты по тесту Д.Голланда

Реалисти-

ческий тип

Интеллекту-

альный тип

Социальный

тип

Конвенциона-льный тип

Предприимчивый тип

Артистический тип

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

∑ = 13

∑ = 10

∑ = 8

∑ = 4

∑ = 9

∑ = 6

Выводы. На основании полученных результатов, определен тип личности – реалистичный (13 баллов), люди данного типа не социальны, ориентированы на настоящее, эмоционально стабильны, занимающиеся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдают предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, техник, электрик, инженер, агроном и т.д.

По результатам видно, что у данного человека, также достаточно сильно проявляется интеллектуальный тип (10 баллов). Человек данного типа – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

Таким образом, вновь делаем предположение, что выбранная профессия респондента, например, техника, соответствует его профессиональным склонностям.

3-й этап: методика «Мотивы выбора профессии»

1. Отвечаем на предложенный список утверждений и заносим данные в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Список суждений (утверждений)

 к методике «Мотивы выбора профессии» и ответы на них

№ пп

Утверждения

Оценка

Тип мотивации

1.

Требует общения с разными людьми.

5

И

2.

Нравиться родителям.

3

-

3.

Предполагает высокое чувство ответственности.

3

С

4.

Требует переезда на новое место жительства.

1

+

5.

Соответствует моим способностям.

5

И

6.

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием.

2

-

7.

Дает возможность приносить пользу людям.

4

С

8.

Способствует умственному и физическому развитию.

4

И

9.

Является высокооплачиваемой.

4

+

10.

Позволяет работать близко от дома.

1

+

11.

Является престижной.

3

-

12.

Дает возможности для роста профессионального мастерства.

4

С

13.

Единство возможная в сложившихся обстоятельствах.

1

-

14.

Позволяет реализовать способности к руководящей работе.

4

С

15.

Является привлекательной.

5

И

16.

Близка к любимому предмету.

3

+

17.

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других.

3

С

18.

Избрана моими друзьями.

1

-

19.

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы.

5

+

20.

Дает большие возможности проявить творчество

5

И

  1.  Подсчитаем результаты:

С = 3 + 4 + 4 +4 + 3 = 18                    « + » = 1 + 4 + 1 + 3 + 5 = 14

И = 5 + 5 + 4 + 5 + 5 = 24                   « - » = 3 + 2 + 3 + 1 + 1 = 10

После обработки полученных данных, можно определить ведущий тип мотивации.

Выводы:  По результатам полученных данных, можно сделать вывод, что ведущим типом мотивации является внутренняя положительная мотивация, можно предположить, что на выбор испытуемого профессии техника повлияли такие факторы, как: её общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа; возможность общения, руководства другими людьми, а также материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

Известно, что внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому можно предположить, что данный человек будет трудиться с удовольствием, без внешнего давления.

4-й этап: Изучение ведущих мотивов

профессиональной деятельности

  1. В ключе опросника (таблица 2.4), который является также и опросным листом,  отыскали соответствующие ответы и отметили их, выделяя другим цветом (зеленым).

Таблица 2.4

Опросный лист (ключ к опроснику)

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

9в

10б

13в

14а

14б

11а

13а

13б

15а

15б

15в

14в

1

∑ = 1

∑ = 1

∑ = 0

∑ = 1

∑ = 2

∑ = 0

∑ 1общ = 5

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

10в

16в

12б

17б

17в

16а

16б

18б

17а

18в

18а

2

∑ = 2

∑ = 0

∑ = 0

∑ = 1

∑ = 1

∑ = 1

∑ 2общ = 5

3.1

3.2

3.3

3.4

12а

19в

11б

19б

20а

3

∑ = 1

∑ = 2

∑ = 1

∑ = 2

∑ 3общ = 6

4.1

4.2

4.3

4.4

10а

12б

19а

11в

20в

20б

4

∑ = 1

∑ = 1

∑ = 2

∑ = 0

∑ 4общ = 4

  1. Подсчитываем результаты. Та как в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество, для их сравнения абсолютные суммы (∑)  баллов первой и второй групп умножим на 2, а третьей и четвертой на 3.

∑ 1общ = 5 * 2 = 10

∑ 2общ = 5 * 2 = 10

∑ 3общ = 6 * 3 = 18

∑ 4общ = 4 * 3 = 12

После сравнительного анализа делаем вывод о ведущих мотивах профессиональной деятельности личности.

Выводы:  По результатам сравнительного анализа, мы видим, что наибольший вес 18 баллов для испытуемого имеют мотивы самоутверждения в труде (∑ 3общ = 18), вторым по значимости являются мотивы профессионального мастерства (∑ 4общ = 12), а мотивы собственно труда и мотивы социальной значимости труда (∑ 1 и 2общ = 10) для испытуемого имеют менее выраженный характер и значение.

5-й этап: эксперимент «Навыки»

  1. После проведения 3-х серий эксперимента занесем полученные данные в таблицу 2.5.

Таблица 2.5

Сводные результаты 3-х серий эксперимента

Номер ошибки

Результаты серий

1

2

3

1

2

3

4

5

7

7

9

8

8

9

10

10

9

10

9,5

10

10

10

10

Итого:

39

48

49,5

Средний показатель

7,8

9,6

9,9

2. Сравним результаты всех серий. Результаты 3-ей серии лучше 2-х других серий.

Выводы. Результаты 3-ей серии лучше (длина линии 9,9 мм) 2-х других серий, можно сделать вывод, что навык выработан, т.к. приближен к эталону (длина линии 10 мм). В 3-ей серии эксперимента навык вырабатывался, путем контроля за действиями самого испытуемого, отсюда можно сделать вывод, что наилучшим образом у данного испытуемого вырабатывается навык, когда он сам контролирует свои действия, что является положительным и необходимым качеством для личности техника.

Общий вывод по практической работе. На основании полученных результатов, с помощью ДДО Е.А.Климова, была определена ведущая группа профессий системы «человек – техника» и сделано заключение, что профессия техник, входит в данную систему.

С помощью теста Д.Голланда определен тип личности – реалистичный, с качествами интеллектуального и также получено подтверждение, что одна из рекомендуемых профессий является профессия техника. Таким образом, результаты методик полностью совпадают.

По результатам полученных данных с помощью методики «Мотивы выбора профессии», определен ведущий тип мотивации - внутренняя положительная мотивация. Известно, что внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому можно предположить, что данный человек будет трудиться с удовольствием, без внешнего давления.

С помощью четвертой методики «Изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности» выявлено, что самыми значимыми для испытуемого являются мотивы самоутверждения в труде, вторым по значимости являются мотивы профессионального мастерства.

По результатам эксперимента «Навыки», можно сделать предположение, что наилучшим образом у данного испытуемого вырабатывается навык, когда он сам контролирует свои действия, что является положительным и необходимым качеством для личности техника.

Обобщив полученные данные, можно сделать предположение, что выбранная испытуемым профессия – техник, соответствует его профессиональным склонностям.


Ход выполнения практической работы № 2:

Выполнение практической работы № 2 включает в себя 5 этапов:  

  1. На первом этапе используется методика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова», с помощью которой, можно определить к какой из перечисленных пяти групп профессий, человек  имеется склонность.  Ответьте на вопросы методики и занесите полученные данные в таблицу (см. таблица 2.6) согласно предложенной инструкции. Обработайте и интерпретируйте данные. На 1-ый этап отводится – 25 мин.
  2. На втором этапе применяется тест Джона Голланда, позволяющий определить профессиональную направленность личности. Ответьте на предложенный список суждений и занесите данные в таблицу (см. таблица 2.7) согласно предложенной инструкции.  Обработайте данные с помощью ключа (таблица 2.8) и интерпретируйте данные. На 2-й этап отводится – 20 мин.
  3. На третьем этапе используется методика «Мотивы выбора профессии», позволяющая определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии. Ответьте на предложенный список утверждений и занесите данные в таблицу (см. таблица 2.9) согласно предложенной инструкции.  Обработайте и интерпретируйте данные. На 3-й этап отводится – 15 мин.
  4. На четвертом этапе применяется «Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности», позволяющая изучить мотивы профессиональной деятельности. Согласно предложенной инструкции, ответьте на вопросы утверждений. Обработайте с помощью ключа (таблица 2.10) полученные результаты, проанализируйте и интерпретируйте их. На 4-й этап отводится – 15 мин.
  5. На пятом этапе  проводится эксперимент «Навыки», позволяющий выяснить, как влияет характер упражнений на выработку навыка (индивидуального).  Проведите 3 серии экспериментов и занесите данные в таблицу (см. таблица 2.11) согласно предложенной инструкции.  Сравните результаты всех серий. Сделайте вывод. На 5-й этап отводится – 10 мин.
  6. Сделайте вывод по всем этапам работы.  Оформите отчет по проделанной работе и сдайте его на проверку преподавателю – 5 мин.

1-й этап: «Дифференциально-диагностический

опросник Е.А.Климова»

Цель: определить к какой, из перечисленных пяти групп профессий, человек  имеется склонность.

Умения и навыки: овладение навыками диагностики, определения профессиональных склонностей человека.

Оборудования и наглядные пособия: тест-опросник ДДО Е.А.Климова, список суждений к методике ДДО, ключ и бланк испытуемого.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения, Вы можете выполнять любую работу. Но, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы Вы предпочли?

В каждой из 20 пар выберите только одну возможность и отметьте значком «+» в индивидуальном бланке для ответов (таблица 2.6).

Список суждений к методике ДДО

1а. Ухаживать за животными.                  

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным людям,  лечить их.              

2б. Составлять таблицы, схемы,  программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием,   развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги

6а. Выращивать молодняк - животных какой-либо породы.                

6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.              

7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транспортным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.)

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время  экскурсии и т.д.

8б. Художественно оформлять выставки витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.

9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.                                

10б. Выполнять расчёты, вычисления.

11а. Выводить новые сорта растений.                

11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.        

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, проводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.        

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.        

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

20а. Вести борьбу с болезнями растений,        с вредителями леса, сада.        

20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телефакс и т.п.).

Обработка результатов и  выводы

В таблице 2.6 представлен ключ к методике ДДО. Здесь указаны номера суждений и выбираемые ответы, соответствующие имеющейся склонности к той или иной группе профессий. В нижнюю пустую строку ключа, который в данной методике одновременно является бланком для ответов испытуемого, после обработки записывается количество баллов, которое испытуемый получил по каждой из пяти групп профессий.

За каждый выбор испытуемый получает 1 балл. Максимальное число баллов, которое можно набрать по одной группе профессий, равно 8.

Относительная степень склонности человека к тому или иному виду (группе) профессий определяется по общему числу набранных баллов: чем оно больше, тем сильнее интерес испытуемого к данной группе профессий.

Таблица 2.6

Ключ   и  бланк  испытуемого  к методике

"Дифференциально-диагностический опросник"  (ДДО)

Группы профессий

Человек-природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек –

знаковая система

Человек – художественный образ

1

2

3

4

5

-

-

-

-

-

-

-

10а

-

-

10б

-

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

-

16б

-

17а

-

17б

18а

-

18б

-

19а

-

19б

-

20а

-

-

20б

-

Человек - природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек - техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, техника и т.п.

Человек - человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, право.

Человек - знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных систем, например лингвистика, бухгалтерский (аналитический и др.) учёт, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений  и т.п.

Человек - художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

Сделайте выводы.

2-й этап: тест Джона Голланда по определению типа личности

Цель: определить профессиональную направленность личности.

Умения и навыки: овладение навыками диагностики, определения профессиональной направленности личности.

Оборудования и наглядные пособия: тест-опросник Джона Голланда «Определение типа личности», список суждений к тесту Д.Голланда (таблица 2.7), ключ к тесту (таблица 2.8), интерпретация.

Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии (таблица 2.7). В каждой паре профессии постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий – поэт или психолог – вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41 (б) вы должны поставить знак «плюс».

Таблица 2.7

Список суждений к тесту Д.Голланда

1

а) инженер-техник

б) инженер-контролер

2

а) вязальщик

б) санитарный врач

3

а) повар

б) наборщик

4

а) фотограф

б) заведующий магазином

5

а) чертежник

б) дизайнер

6

а) философ

б) психиатр

7

а) ученый-химик

б) бухгалтер

8

а) редактор научного журнала

б) адвокат

9

а) лингвист

б) переводчик художественной литературы

10

а) педиатр

б) статистик

11

а) организатор воспитательной работы

б) председатель профсоюза

12

а) спортивный врач

б) фельетонист

13

а) нотариус

б) снабженец

14

а) перфоратор

б) карикатурист

15

а) политический деятель

б) писатель

16

а) садовник

б) метеоролог

17

а) водитель троллейбуса

б) медсестра

18

а) инженер-электрик

б) секретарь-машинистка

19

а) маляр

б) художник по металлу

20

а) биолог

б) главный врач

21

а) телеоператор

б) режиссер

22

а) гидролог

б) ревизор

23

а) зоолог

б) зоотехник

24

а) математик

б) архитектор

25

а) работник ИДН

б) счетовод

26

а) учитель

б) командир дружинников

27

а) воспитатель

б) художник по керамике

28

а) экономист

б) заведующий отделом

29

а) корректор

б) критик

30

а) завхоз

б) директор

31

а) радиоинженер

б) специалист по ядерной физике

32

а) наладчик

б) механик

33

а) агроном

б) председатель колхоза

34

а) закройщик-модельер

б) декоратор

35

а) археолог

б) эксперт

36

а) работник музея

б) консультант

37

а) ученый

б) актер

38

а) логопед

б) стенографист

39

а) врач

б) дипломат

40

а) главный бухгалтер

б) директор

41

а) поэт

б) психолог

42

а) архивариус

б) скульптор

Таблица 2.8

Ключ к тесту Д.Голланда

Реалистический

тип

Интеллектуальный тип

Социальный

тип

Конвенциальный тип

Предприимчивый тип

Артистический тип

16а

17а

18а

19а

21а

31а

32а

33а

34а

∑ =

16б

20а

22а

23а

24а

31б

35а

36а

37а

∑ =

10а

11а

12а

17б

20б

25а

26а

27а

36б

38а

39а

41б

∑ =

10б

13а

14а

18б

22б

25б

28а

29а

32б

38б

40а

42а

∑ =

11б

13б

15а

23б

26б

28б

30а

33б

35б

37б

39б

40б

∑ =

12б

14б

15б

19б

21б

24б

27б

29б

30б

34б

41а

42б

∑ =

Интерпретация:

1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, техник, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).

4. Конвенциальный (или стандартный) тип. Люди данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от  задуманного, предпочитает четко структурированную деятельность, ориентированы на социальные нормы. Характер стереотипный, конкретный, практический, обладают хорошей энергией,

Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности), выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные обычаями и обществом. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом: канцелярская служба, тренерская работа,  бухгалтер, нотариус, топограф, корректор, финансист, экономист, делопроизводитель, машинистка и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Общение в таких видах деятельности ограничено, что вполне устраивает данный тип, так как они обладают достаточно высокими исполнительными качествами.

5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

5. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.п.

Сделайте выводы.

3-й этап: методика «Мотивы выбора профессии»

Цель: определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии.

Умения и навыки: овладение навыками диагностики, определения ведущего типа мотивации в процессе выбора профессии.

Оборудование и наглядные пособия: тест-опросник «Мотивы выбора профессии», список суждений, шкала оценок.

Инструкция: ниже приведены утверждения (таблица 2.9), характеризующие любую профессию (в нашем случае – техника). Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии.

Таблица 2.9

Список суждений (утверждений)

 к методике «Мотивы выбора профессии»

№ пп

Утверждения

Оценка

Тип мотивации

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Требует общения с разными людьми.

Нравиться родителям.

Предполагает высокое чувство ответственности.

Требует переезда на новое место жительства.

Соответствует моим способностям.

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием.

Дает возможность приносить пользу людям.

Способствует умственному и физическому развитию.

Является высокооплачиваемой.

Позволяет работать близко от дома.

Является престижной.

Дает возможности для роста профессионального мастерства.

Единство возможная в сложившихся обстоятельствах.

Позволяет реализовать способности к руководящей работе.

Является привлекательной.

Близка к любимому предмету.

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других.

Избрана моими друзьями.

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы.

Дает большие возможности проявить творчество

и

-

с

+

и

-

с

и

+

+

-

с

-

с

и

+

с

-

+

и

Подсчитайте количество баллов, по каждому типу мотивации:

с =                                            и =

« +»  =                                        « - » =

Шкала оценок:

5 – очень сильно повлияло; 4 – сильно; 3 – средне; 2 – слабо; 1 – никак не повлияло.

Условные обозначения:

“и” – внутренние индивидуально значимые мотивы;

“с” – внутренние социально значимые мотивы;

“+” - внешние положительные мотивы;

“-“ - внешние отрицательные мотивы.

Интерпретация: Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы («и») выбора той или иной профессии – её общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация («с») – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д.

Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные.

К положительным мотивам («+») относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

 К отрицательным мотивам  («-») относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

        Сделайте выводы.

4-й этап: Изучение ведущих мотивов

профессиональной деятельности

Цель: изучить мотивы профессиональной деятельности.

Умения и навыки: овладение навыками диагностики, определения ведущие мотивы профессиональной деятельности личности.

Оборудование и наглядные пособия: «Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности»,  утверждения к опроснику, ключ к опроснику (таблица 2.10).

Инструкция: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Опросник для изучения ведущих мотивов

профессиональной деятельности

1.        Мне нравится:

а)        выполнять любую работу, если знаю, что мой труд не пропадет даром;

б)        учиться всему новому для того, чтобы достигнуть поставленных в жизни целей;

в)        делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.

2.        Я думаю, что:

а)        надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни;

б)        своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же;

в)        можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей.

3.        Я люблю:

а)        узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;

б)        выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;

в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.

4.        Я считаю, что:

а)        главное в любой работе - это то, что она приносит пользу окружающим;

б)        в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;

в)        в жизни главное - это постоянно учиться всему новому.

5.        Мне приятно:

а)        когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;

б)        когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе;

в)        выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.

6.        Меня привлекает:

а)        процесс приобретения новых знаний и навыков;

б)        выполнение любой работы на пределе моих возможностей;

в)        процесс той работы, которая приносит явную пользу окружающим.

7.        Я уверен в том,- что:

а)        любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна;

б)        любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу;

в)        любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить;

8.        Мне нравится:

а)        быть мастером своего дела;

б)        делать что-то самому, без помощи взрослых;

в)        постоянно учиться чему-то новому.

9.        Мне интересно:

а)        учиться;

б)        делать все то, что заметно окружающим;

в)        работать.

10.        Я думаю, что:

а)        было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим;

б)        в любой работе важен результат;

в)        необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется.

11.        Мне хочется:

а)        заниматься только тем, что мне приятно;

б)        любое дело делать как можно лучше, поскольку только
таким образом можно сделать действительно хорошо;

в)        чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так
как это поможет мне в будущем.

12.        Мне интересно:

а)        когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие;

б)        когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше;

в)        делать те вещи, которые обращают на себя внимание.

13.        Я люблю:

а)        делать то, что очень всеми ценится;

б)        делать любое дело, если мне не мешают;

в)        когда мне есть чем заняться.

14.        Мне хочется:

а)        выполнять любую работу, так как мне интересен ее результат;

б)        выполнять ту работу, которая приносит пользу;

в)        выполнять ту работу, которая мне нравится.

15.        Я считаю, что:

а)        в любой работе самое интересное - это ее процесс;

б)        в любой работе самое интересное - это ее результат;

в)        в любой работе самое интересное – это то, насколько она важна для других людей.

16.        Мне приятно:

а)        учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;

б)        учиться всему новому независимо от того, насколько это нужно;

в)        учиться, поскольку нравится сам процесс учения.

17.        Меня привлекает:

а)        перспектива, которая откроется мне после окончания учебы;

б)        то, что после учебы я стану нужным человеком;

в)        в учебе то, что она полезна для меня.

18.        Я уверен в том, что:

а)        то, чему я научусь, всегда мне пригодится;

б)        мне всегда будет нравиться учиться;

в)        после учебы я стану нужным человеком.

19.        Мне нравится:

а)        когда результаты моей работы видны окружающим;

б)        когда я выполняю свою работу мастерски;

в)        когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие.

20. Мне интересно:

а)        когда я качественно выполняю порученное мне дело;

б)        делать все то, что заметно для окружающих;

в)        если все знают, что я делаю на своей работе.

Таблица 2.10

Ключ к опроснику

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

9в

10б

13в

14а

14б

11а

13а

13б

15а

15б

15в

14в

1

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

10в

16в

12б

17б

17в

16а

16б

18б

17а

18в

18а

2

3.1

3.2

3.3

3.4

12а

19в

11б

19б

20а

3

4.1

4.2

4.3

4.4

10а

12б

19а

11в

20в

20б

4

Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

  1. - мотивы собственно труда,
  2. - мотивы социальной значимости труда,
  3. - мотивы самоутверждения в труде,
  4. - мотивы профессионального мастерства.

В ключе опросника (таблица 2.10), который является также и опросным листом,  следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком.

После заполнения опросного листа подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1...2.6 и т.д.

Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.

        Сделайте выводы.

5-ий этап: эксперимент «Навыки»

Цель: выяснить, как влияет характер упражнений на выработку навыка (индивидуального).

Умения и навыки: использование влияния характера упражнений на выработку навыка.

Оборудования и наглядные пособия: эксперимент «Навыки», бумага в клетку, карандаш.

Инструкция:

1 Серия. Испытуемому завязывают глаза. Держа карандаш на весу, он должен провести линию в 9 клеток. Проделать это 5 раз.

2 Серия. Каждый раз после выполнения попытки экспериментатор сообщает испытуемому ошибки (больше на 2 клетки или меньше на 1 и т.п.).

3 Серия. Каждый раз, после того как, закрыв глаза, испытуемый нарисует линию ему разрешается, открыть глаза оценить сделанную ошибку и только после повторить попытку.

Полученные данные:

  1. Занести в следующую таблицу 2.11.

Таблица 2.11

Протокол исследования

Номер ошибки

Результаты серий

1

2

3

1

2

3

4

5

2. Сравнить результаты всех серий.

Сделайте выводы. Сделайте общий вывод по практической работе.


[1] Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

План учебного занятия по теме - Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Цели- Изучение психологических особенностей личности;- Этическое воспитание студентов;- Научно-психологическая подготовка студентов к последующему углубленному изучению психологии на этапе вузовско...