Бинарный урок по русскому языку и математике для студентов 1 курса
методическая разработка

 Чурсанова Карина Акифовна

Разработка посвящена теме "Имя числительное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.11.2022.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЕХОВО - ЗУЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

_____________ Е.Б.Купцова

«____» ____________ 20___ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

(ОТКРЫТОГО УРОКА, УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ)

БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК, ПД.01 МАТЕМАТИКА

(ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ, МДК, УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ)

«Число есть слово»

(ТЕМА)

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

(КОД, ПРОФЕССИЯ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ)

 

Дата проведения:

15.11.2023

Группа 31

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании ЦК преподавателей

преподавателей и мастеров п/о профессионального цикла

Председатель ЦК ____________ Е.А. Цымбалов

«__» __________2023 г

2023 г.


Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………3

2. Основная часть…………………………………………….…4

3. Заключение……………………………………………….….16

Пояснительная записка

Актуальность методической разработки открытого бинарного урока «Число есть слово» состоит в том, что данное мероприятие способствует повышению уровня развития обучающихся в области русского языка и математики.

Данный урок проводится в рамках предметной недели математики на 1 курсе групп СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Материал данного открытого урока может быть использован в деятельности обучающегося и преподавателя как на уроках в группах СПО первого года обучения по специальностям, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.

Применяемые методы развивают у обучающихся произвольное внимание, память, логическое мышление через зрительное и слуховое внимание.


Основная часть

Тема: «Число есть слово»

На изучение темы отводится 45 минут.

Цель: развитие познавательной и творческой активности обучающихся на уроках русского языка и математики

Задачи:

Обучающие:

- побудить интерес к русскому языку и математике

- содействовать развитию общего кругозора обучающихся;

- закрепить правила склонения числительных при решении математических заданий;

 - читать и выполнять математические задания, правильно проговаривая числительные;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний на разных урока.

Развивающие:

- способствовать развитию интеллекта, логического мышления и творческих способностей обучающихся;

- способствовать развитию речи студентов на межпредметной основе.

Воспитательные:

- способствовать формированию уверенности, настойчивости, целеустремленности в достижении жизненных и профессиональных целей, взаимопомощи и ответственности за результаты команды.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Литература, история

Тип урока: обобщение полученных знаний

Вид урока: урок-деловая игра

Основные виды работы:

- фронтальная

-индивидуальная

- групповая

Методы:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- взаимодействие преподавателя с обучающимися

- частично-поисковый

- исследовательский

Технологии:

- ИКТ

- диалоговая

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование положительной мотивации к обучению

- развитие интереса к русскому языку и математике

 - формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить, рассуждать, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать вывод)

Оборудование:

- ноутбук

- проектор

- презентация

План урока:

  1. Орг.момент  2 мин.
  2. Актуализация 3 мин.
  3. Изучение нового материала 30 мин.
  4. Подведение итогов урока 2 мин.
  5. Рефлексия 3 мин.

Ход урока .

Приветствие, проверка обучающихся.

Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели! У нас с вами сегодня не совсем обычный урок, не удивляйтесь, что мы пришли сегодня вдвоём.  Две дисциплины: русский язык и математика являются основными в учебном процессе. Несмотря на то, что, казалось бы, такие разные, они тесно связаны друг с другом при изучении разных тем.

Преподаватель математики:

 Староста группы скажите, пожалуйста, сколько человек сегодня отсутствует на уроке?

Сколько в нашей группе студентов?

Сколько уроков бывает у вас каждый день?

Сколько минут продолжается каждый урок?

Какие слова вы использовали в своих ответах?

Что вы можете о них сказать?

Это имена числительные.

Преподаватель русского языка:

Итак, сегодня на уроке мы с вами знакомимся с частью речи – имя числительное.

 Запишем тему урока «Число есть слово» в тетрадях.

Наш родной язык имеет особую значимость. Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще в повседневной жизни. Сегодня вам будет предоставлена редкая возможность проверить «алгебру гармонией». Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания. Поэт и литературный критик Петр Андреевич Вяземский писал: «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас». А К.Г. Паустовский заметил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». 

Преподаватель математики: Ещё Пифагор говорил: «Миром управляют числа». А гениальный французский учёный Жюль-Анри Пуанкаре утверждал, что «жизнь украшается двумя вещами: занятиями математикой и её преподаванием». Поэтому математика, по моему мнению, – самая важная наука.

Преподаватель русского языка: А вот мое мнение, что важнее - русский язык! Вот видите, сколько разных мнений! В конце урока мы и попытаемся ответить на наш главный вопрос, так что же важнее- русский язык или математика?»

Актуализация полученных знаний

Преподаватель русского языка:

Перед вами слова: пятерка, пятак, пять, впятером, пятый.

Это слова разных частей речи. Нужно определить, какие из данных слов не относятся к числительным, дать определение числительного

Числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при  счете, отвечает на вопросы сколько? какой? который?

Преподаватель математики: К данному правилу можно добавить правило-помощник: «Числительное – это число, которое можно вставить в ряд натуральных чисел»

 Преподаватель русского языка: С помощью этого правила мы определили числительные, но надо вспомнить и о разрядах.

Разряды числительных

1.Количественные (целые, дробные, собирательные)

2.Порядковые

Задание № 1

   Студентам предлагается текст (Ксерокопии лежат на столах студентов), его надо прочитать, правильно произнося числительные.

Текст

   На протяжении 20 (двадцати) лет в 17 (семнадцатом) веке в разных странах, разными людьми был создан новый вычислительный аппарат на основе таблиц логарифмов. Таблицы десятичных логарифмов появились в 1620 (в тысяча шестьсот двадцатом) году. Они были составлены профессором Кембриджского университета Генри Бригсом. Эти таблицы содержали логарифмы чисел от 1 (одного) до 20000 (двадцати тысяч) и от 90000 (девяноста тысяч) до 100000 (ста тысяч). Продолжил работу голландский математик Андриан Влакк, который в 1628 (тысяча шестьсот двадцать восьмом) году издал свои таблиц логарифмов чисел от 1 (одного) до 100000 (ста тысяч). В России таблицы логарифмов впервые появились около 1700 (тысяча семисотого) года. Нынешние обучающиеся в возрасте 16-17 (шестнадцати-семнадцати) лет изучают логарифмы на уроках математики.

(Показ презентации)

1.Простые количественные числительные от 5 до 30 склоняются как существительные 3-го склонения.

И.п. тридцать

Р.п.  тридцати

Д.п.  тридцати

П.п.  о тридцати

2.У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части:

И.п. пятьдесят

Р.п. пятидесяти

Д.п. пятидесяти

В.п.пятьдесят

Т.п.пятьюдесятью

П.п. о пятидесяти

3.У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит:

Пятьсот семьдесят пять – (чего?) пятисот семидесяти пяти.

4.При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе.

И.п. три целых пять десятых

Р.п. трех целых пяти десятых

Д.п. трем целым пяти десятым

В.п. три целых пять десятых

Т.п. тремя целыми пятью десятыми

П.п. о трех целых пяти десятых

5.У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово:

И.п. две тысячи второй год

Р.п. две тысячи второго года

Д.п. две тысячи второму году

П.п. две тысячи втором году

Задание № 2

Преподаватель математики:

Решим устно задачу (просит прочитать  студента  условие задания № 2 с соблюдением всех правил грамматики, которое  находится на карточке на столе)

Найти число, квадрат которого в произведении с 256 дает 1024 (в произведении с двумястами пятьюдесятью шестью дает тысяча двадцать четыре) Ответ: 2

- Что было сложнее: решить или прочитать? Почему?

Ответ: конечно произнести, т.к. при произношении имён числительных  мы часто не соблюдаем правила.

Задание №3.

Преподаватель  математики: 

  В  задании №3   вы должны сделать запись и решить пример (на слайде).

а) Вычислите: «корень 5 степени из произведения чисел 32 и 784  равен»? (Ответ: 8)

б)  Вычислите  произведение чисел  шести сот двадцати пяти в степени  одна вторая  и  одной двадцать пятой?

 (Ответ :1)

Выполняют  в тетрадях , один обучающийся решает у доски.

2. Решить уравнение: Из корня  квадратного   из произведения чисел  сорока девяти и  четырех вычесть    два икс  приравнять к тридцати восьми. (Ответ:  -5)

Преподаватель русского языка:

Задание №4.

Выбрать правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.

С (пятистами, пятьюстами) рублями в кармане.

Над (одной тысячей, тысячью, тысячей) домов.

О (пятистах, пятьюстах) жителях.

В (ста, стах) метрах.

Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) комнатами.

Разотрите масло с (двумястами, двухстами) граммами сахара.

Три (первые, первых) урока он прогулял.

Задание №5

-  Дано дробное числительное  2,4   просклоняйте его письменно.

И.п. две целых четыре десятых

Р.п. двух целых четырех десятых

Д.п. двум целым четырем десятым

В.п. две целых четыре десятых

Т.п. двумя целыми четырьмя десятыми

П.п. о двух целых четырех десятых

Задание №6

Преподаватель русского языка :

А сейчас проявите творчество и выразите свое отношение к изучаемой теме – напишите синквейн.

Что такое синквейн?

Синквейн – это средство творческого самовыражения. Это пятистрочный стих, который придумали французы. Говорят, что в переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач».

Правила написания этого «чуда» такие:

1 строчка – существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

2 строчка – два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нем.

3 строчка – три глагола, действия, которые производит существительное.

4 строчка – фраза из четырех слов, передающая ваше отношение к существительному.

5 строчка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Ключевые слова, связанные с темой нашего урока: «МАТЕМАТИКА» и «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Весна,                                                                      Учитель,

Солнечная, долгожданная                                     Добрый, мудрый

Волнует, радует, будоражит.                                 Учит, переживает, надеется.

Весною все люди красивы .                                   Понимает проблемы своих учеников.

Любовь!                                                                    Наставник, друг.

Точка

Невесомая, неширокая

Лежит, находится, ограничивает.

Еле заметна для меня.

Крапинка.

Итак, поэтом стать легко. Хоть и доступен будет всего один жанр, но и в нем можно дойти до совершенства!

Задание № 7

(Выполняется в виде самостоятельной работы, которая потом сдается преподавателям для выставления оценок)

Замените  цифры словами. Отметьте примеры с числительными.  

90 (дневный) переход ------------------------------------------

550 (тысячный) житель--------------------------------------

375 (квартирный) дом -----------------------------------------

1257 год ---------------------------------------------------------------------------------

285 (миллионный) народ -------------------------------------------------------------

900 (метровая) высота -------------------------------------------------------------

длиной в 3750 километров ----------------------------------------------------------

¾  территории ------------------------------------------------------------------------

1 ½  тонны ----------------------------------------------------------------------------

21 ¾  миллиона рублей ---------------------------------------------------------------

Преподаватель математики:

Задание № 8

Игра "Эксперт".

 Назначает двух экспертов. Эксперт (от лат. Ехреrtus из "опытный") - специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса.

"Эксперты" выслушивают ответы ребят, исправляют ошибки. Эксперт по речи следит за культурой речи, исправляет ошибки в произношении. Эксперт по математике исправляет ошибки в вычислениях.

В ходе игры обучающиеся решают примеры и уравнения устно. При оценке учитываются правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение.

Решить уравнения: 1.Х-5=95;      2) 3Х-250=Х;    3) ;   4).

(Если ошибка в произношении или вычислении не замечена экспертами,  преподаватели, как главные эксперты, должны немедленно ее исправить сами или обратиться с вопросом к группе:

- Какие ошибки не были замечены?

В конце игры преподаватели оценивают работу экспертов и отвечающих.

Рефлексия.

 Подведение итогов

Преподаватель читает притчу: Заспорили два школьных приятеля.  Какой предмет важнее? Математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука», - утверждал один из них. «А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики», - отвечал другой. 

 А вы как считаете (высказывания обучающихся).

Математика и русский язык как учебные предметы различны. Аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности. 

Как помогли вам сегодня на уроке знания русского языка и математики при выполнении заданий?

Какой вывод вы можете сделать на основе этого?

 Вывод: Без грамматики не выучишь и математики.

- Что вызвало затруднения?

- Что помогло их преодолеть?

- Какие знания нам необходимы и требуют постоянной тренировки на уроках математики?

- Что понравилось, а что нет?

- Какое настроение у класса?

Выставление оценок.


Заключение

Методическая разработка открытого бинарного урока по русскому языку и математике «Число есть слово» направлена на формирование и развитие учебно-познавательной компетенции обучающихся через приобщение к русскому языку и математике .

Цели урока достигнуты. Основные задачи выполнены.


Приложение 1.

Задание № 1

   Студентам  предлагается текст (Ксерокопии лежат на столах студентов), его надо прочитать, правильно произнося числительные.

Текст

   На протяжении 20 лет в 17 веке в разных странах, разными людьми был создан новый вычислительный аппарат на основе таблиц логарифмов. Таблицы десятичных логарифмов появились в 1620 году. Они были составлены профессором Кембриджского университета Генри Бригсом. Эти таблицы содержали логарифмы чисел от 1 до 20000 и от 90000 до 100000. Продолжил работу голландский математик Андриан Влакк, который в 1628 году издал свои таблиц логарифмов чисел от 1 до 100000. В России таблицы логарифмов впервые появились около 1700 года. Нынешние  обучающиеся в возрасте 16-17 лет изучают логарифмы на уроках математики.

Задание № 2

Найти число, квадрат которого в произведении с 256 дает 1024?

Приложение 2.

Задание № 7

Замените  цифры словами. Отметьте примеры с числительными.  

90  переход ------------------------------------------

550  житель--------------------------------------

375  дом -----------------------------------------

1257 год -----------------------------------------------------------------------------

285 народ ---------------------------------------------------------------------------

900    высота ----------------------------------------------------------------------

длиной в 3750 километров ------------------------------------------------------

¾  территории --------------------------------------------------------------------

1 ½  тонны -------------------------------------------------------------------------

21 ¾  миллиона рублей ---------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Разработка бинарного урока по русскому языку и обществознанию "Имя прилагательное"

Данная разработка урока поможет первокурсникам техникума пополнить свои знания об имени прилагательном с точки зрения дисциплин"Русский язык" и "Обществоведение"...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Методическая разработка урока по русскому языку для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"

Методическая разработка урока по русскому языку  для студентов 1 курса "Функционально-смысловые типы речи"...

Олимпиадные задания по предмету "Русский язык и литература" для студентов I -II курса

Задания для олимпиады составлены составлены с учётом базовых компонентов литературного образования, основных видов деятельностистудентов, их возраста. Целью олимпиады является выявление широты литерат...

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...

Открытый урок по русскому языку для обучающихся 1 курса спо

обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном. Через выполнение устных и письменных заданий выясняется уровень теоретических знаний, а также умений и навыков при...