Урорк-беседа "Воспитательная роль сказок К.Д.Ушинского, их роль в современном чтении"
классный час

Мочалова Татьяна Викторовна

               Материал был подготовлен в рамках выступления на научно – практической конференции «Великий учитель», посвященной творчеству К.Г.Ушинского.

Сказка. Детская сказка. Почему сегодня детям не рассказывают простые, интересные, понятные и со счастливым концом сказки? Может быть, потому что современному поколению нужен исключительно экшен, так похожий на современные реалии? Или, может быть, причина в родителях, считающих, что мир давно изменился и сказки не отвечают новым приоритетам жизни? Ведь сегодня есть планшеты, компьютерные игры, мультфильмы, которые вполне могут заменить устаревшие, с незначительным количеством информации сказки. Тем более большинство старинных историй, рассказанных в них, ничего общего не имеют с реалиями. Так, может быть, современным детям: детям поколения «Зет» и «Альфа» уже до школы знающим алфавит и таблицу умножения; детям, умеющим решать сложные задачи и самостоятельно принимать решения; детям, которые взрослеют сегодня на порядок раньше нежели 10-20 лет назад; детям, которые не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей, сказки, действительно, не нужны?

Так ли это?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_skazkoy._k.g.ushinskiy.docx102.35 КБ

Предварительный просмотр:

                Научно – практическая конференция «Великий учитель»         http://crpk.murom.info/wp-content/uploads/sites/23/2023/02/%D0%93%D0%9F%D0%B8%D0%9D-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%80_%D0%9D%D0%90-%D0%A1%D0%90%D0%99%D0%A2_11-300x200.jpg

        

                      Воспитание сказкой в семье.

«Воспитательная роль сказок К.Д.Ушинского,

их роль в современном чтении»

 

        Автор:

Мочалова Татьяна Викторовна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №19

        о.Муром, 2023

                Содержание

Введение    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  2

Вклад К.Д. Ушинского в научную педагогику . . . . . . . . . . . . . . . . . 2-3

Воспитательное значение сказок К.Д. Ушинского . . . . . . . . . . . . . . 4-6

Педагогическая ценность сказки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-7

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  8

«Ни один наставник не должен забывать, 

его главнейшая обязанность 

состоит в приучении воспитанников

к умственному труду и что эта 

обязанность более важна,

нежели передача самого предмета»

К. Ушинский.

Сказка. Детская сказка. Почему сегодня детям не рассказывают простые, интересные, понятные и со счастливым концом сказки? Может быть, потому что современному поколению нужен исключительно экшен, так похожий на современные реалии? Или, может быть, причина в родителях, считающих, что мир давно изменился и сказки не отвечают новым приоритетам жизни? Ведь сегодня есть планшеты, компьютерные игры, мультфильмы, которые вполне могут заменить устаревшие, с незначительным количеством информации сказки. Тем более большинство старинных историй, рассказанных в них, ничего общего не имеют с реалиями. Так, может быть, современным детям: детям поколения «Зет» и «Альфа» уже до школы знающим алфавит и таблицу умножения; детям, умеющим решать сложные задачи и самостоятельно принимать решения; детям, которые взрослеют сегодня на порядок раньше нежели 10-20 лет назад; детям, которые не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей, сказки, действительно, не нужны?

Так ли это?

Испокон веков в нашей стране образованию и воспитанию подрастающего поколения всегда уделялось особое внимание. И, говоря об эволюции образования, хочу обратить внимание и выделить выдающегося мыслителя XIX века, журналиста, сказочника, дидактика и основателя научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, родившегося 200 лет назад. Константин Дмитриевич утверждал, что каждый народ обладает собственными ценностями, которые передавая из поколения в поколение, помогают естественным образом воспитывать будущее страны. Будучи человеком разносторонне развитым, побывавшим во многих странах Европы, критически оценивая практики и системы воспитания, он утверждал, что ни одна даже самая лучшая система, не может составить конкуренцию воспитанию, созданному самим народом и, основанное на народных началах. Он считал, что именно на произведениях народного творчества и именно на родном языке должен воспитываться каждый ребенок.

Ушинский был одним из первых педагогов, рассматривающих учебный процесс как процесс увлекательный, направленный в первую очередь на воспитание нравственности. Изучая вклад Константина Дмитриевича в научную педагогику, нельзя обойти вниманием его педагогические сказки. Автор книг о воспитании и обучении был собирателем фольклорных сюжетов, и талантливым повествователем. В его сказках для детей и взрослых, отличающихся сильной дидактикой и педагогическим характером, читатель встречается со знакомыми персонажами, увлечённо следит за развитием действия, постепенно приобщаясь к основам нравственности и духовности.  Источником всех произведений Константина Григорьевича являлся русский фольклор: пословицы, поговорки, народные сказки и т.д. Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых и заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!

Ушинский писал для детей как самого младшего, так и дошкольного возраста. Его сказки небольшие по объему с разнообразной тематикой, приближенной к детской жизни, позволяют и сегодня развивать кругозор, быть понятными и интересными читателям. Язык каждой сказки близок к народному, сам сюжет познавателен и занимателен – это и делает их доступными детскому восприятию.

Так какие же они, сказки для воспитания?

Возьмем к примеру сказку «Жалобы зайки». Но, прежде чем поговорить о ней, попробуем ответить на следующие вопросы:

  • Заяц, как он выглядит?
  • Кто на него охотится?
  • Где обычно прячутся эти животные?
  • Как он спускается с горки?
  • Умеет ли кролик рыть норки? А заяц умеет? И т.д.

И, если мы не знаем ответы на все этих вопросы, откуда узнает ответы на них ребенок? Да, можно найти ответы в детской энциклопедии. А можно найти ответы и узнать что-то новое из познавательной сказки К.Д. Ушинского «Жалобы зайки». Уверена, такой вариант будет намного интереснее для маленьких детей.

А из сказки «Лиса Патрикеевна» ребёнок может узнать почти всё об этом животном. Как она выглядит, двигается, как и какие норы роет.

А как показать ребенку, что никогда не стоит торопиться там, где можно подождать, что «поспешишь – людей насмешишь»? Прочитав ему сказку «Умей обождать», в которой курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее.  На примере этой сказки и её главного героя – петушка, который не слушался и попадал в беду, можно показать, что когда родители или взрослые люди что-то не разрешают, на это всегда есть веские причины.

О том, как все устроено в семье, как должны быть распределены роли между её членами, помогут легко и доступно рассказать сказки «Козел» и «Петушок с семьей». Ребята узнают почему ни с кем не надо ссорится и жить мирно.

А сказка «Слепая лошадь»? О предательстве. О том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину, и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать ребенку о том, что стоит всегда стараться сдерживать свои обещания и не бросать слов на ветер. На примере этого сюжета можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

На примере же очень короткой сказки «Ветер и солнце» о том, как поспорили Ветер и Солнце за звание самого сильного, решив проверить свою силу на человеке и снять с него дорожный плащ, можно рассказать и показать детям, что с помощью ласки и доброты люди могут добиться гораздо больше, чем силой и гневом. Так, ветер, трепавший одежду путника, ничего сделать не смог – человек только крепче сжимал руками одежду. А Солнце ласково пригревшее человека, согрело его, и он сам снял плащ.

О важности компромисса и умения достигать согласие, выслушивая и уступая, осознанно отказываясь от некоторых своих интересов, учит известная сказка о двух козликах-упрямцах. Никто не хотел уступить при переходе по бревну через речку. В результате оба упали в неё. Мораль сказки «Два козлика» понятна даже маленькому ребёнку: кто-то всегда должен уступить первым, а упрямство – плохое качество, которое может привести к беде и катастрофе.

А история педагогической сказки «Как аукнется, так и откликнется» раскрывает довольно важную житейскую мудрость: «Люди будут относиться к тебе так же, как относишься к ним ты». В этой сказке на примере двух героев – Лисы и Журавля – представлены отношения «друзей», которые нельзя назвать настоящей и искренней дружбой. Лиса, пригласив в гости Журавля, пренебрегла всеми правилами гостеприимства и дружеских отношений.  Журавль в свою очередь, оскорблённый её поступком, решил отплатить той же монетой. И, пригласив, её так же в гости, не дал и шанса попробовать угощение. Он справедливо ответил ей точно таким же поступком. На этом у них дружба и закончилась. Эта сказочная история показывает, какими могут быть последствия подобных поступков по отношению к окружающему тебя миру. Исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям, и показал К.Г.Ушинский, заложив его уже в само название.

А можно ли на примере сказки показать ребёнку каким хрупким бывает счастье, каким простым на вид может оказаться эта драгоценность, и как легко её утратить. Конечно, да. Это воспитательный сюжет сказки «Золотое яичко», в котором детский писатель «изменил» цепочное повествование, преобразив концовку. В его варианте сказка стала носить не ироничный, а более загадочный характер, требующий размышлений. Курочка в конце пообещала снести яичко «…не золотое – простое» [3], что подводит нас к выводу: счастье -  в простых вещах. Нужно быть благодарным и беречь то, что есть, смотреть на вещи и окружающий нас мир проще, не придавая большой значимости тому, что этого не заслуживают. «Золотое яичко» доказывает, что К.Д.Ушинский в русских народных сказках видел куда более глубокий философский смысл, чем может показаться на первый взгляд. Педагог много времени уделял изучению философского мировоззренческого представления – антропоцентризму. Именно поэтому, большинство сказок в его пересказах теряли «детскость» и преобразовывались в неоднозначный, противоречивый символизм.

А удивительна сказка «Спор воды с огнём»! Сюжет которой очень прост, но так актуален сегодня! Затеяли между собой спор Огонь и Вода: кто из них для мира важнее? Вода стремительна и беспощадна, огонь опасный и испепеляющий. Рассудить их должен был Ветер, что: «…носится по целому свету и знает, что в нем делается» [3]. Обе стороны начинают хвалиться друг перед другом, желая всеми силами превзойти соперника. В итоге Ветер отвечает им словами, несущими в себе истинную мудрость и смысл истории: «…поодиночке вы оба можете приносить только вред и оба одинаково бессильны на доброе дело. Силен же только тот, кто заставил вас, да и меня также повсюду бороться друг с другом и в этой борьбе служить великому делу жизни» [3]. Сказка учит читателя тому, что сила кроется в единстве и споры ни к чему не приведут, все они бессмысленны. У каждого есть свои недостатки, но если люди научатся работать сообща, будут дружелюбными и более сплоченными – это станет могущественной силой, способной преодолеть любые жизненные невзгоды. Именно этой идеи – идеи народности, единства духа и придерживался на всём пути   основоположник научной педагогики [4].

Если посмотреть внимательно с разных сторон на сказки К.Д. Ушинского, то можно увидеть, что каждая из них и сегодня соответствует данным запросам педагогического процесса, так как подстраивается под детскую психологию. Великому русскому педагогу, удалось с их помощью сохранить и передать фундаментальные истины человеческого бытия, ведь в его произведениях практически всегда есть чёткая грань между положительными и отрицательными поступками героев. Такая ясность оценок в сказке помогает ребёнку правильно усвоить её мораль, сделать полезные для себя выводы, скорректировать поведение и отношение к миру.

Души маленьких детей наивны и открыты миру, и задача нас, взрослых – помочь сделать так, чтобы их открытость и доверчивость не обернулась им во зло. Русские народные сказки - первый своеобразный «учебник» по которому ребенок учится жить. Сказка в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами и сегодня может показать жизнь окружающих людей, показать их судьбы, радости и горести, проблемы и выходы из них. За короткий срок сказка помогает «увидеть» к чему могут привести те или иные поступки, дает возможность «проиграть» жизненные ситуации без их проживания и прохождения собственных ошибок.

Сказка - это игра, но не компьютерная, а живая, которая сближает ребенка и его близких, помогает адаптироваться в этом непростом мире. Сказка и сегодня должна стать одним из важнейших воспитательных инструментов в арсенале современных родителей, помогая давать ответы на многие детские вопросы и решать без нотаций и нравоучений многие детские проблемы.

          Полностью разделяю мнение Константина Григорьевича Ушинского, считающего, что у каждого ребенка «должны быть свои природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимающие инстинктивно и знающие по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка» [4]. Великий русский педагог был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая их одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил сказку выше рассказов. Дети и сказка - неделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка [2].

Очень хочется верить, что даже в век компьютерных соблазнов сказки останутся неисчерпаемым источником мудрости и жизненных знаний, как и много веков назад. Поэтому от всей души желаю современным родителям обязательно вводить ребенка в этот красочный, увлекательный и поучительный мир! В мир Добрых сказок!

Список использованных источников:

  1. Взгляды Ушинского на воспитание

https://spravochnick.ru/pedagogika/vzglyady_ushinskogo_na_vospitanie/  

  1. Ушинский Константин: кратко о его педагогических идеях, реформах и судьбе. Режим доступа: https://skillbox.ru/media/education/konstantin-ushinskiy-kratko-o-ego-pedagogicheskikh-ideyakh-reformakh-i-sudbe/ 
  2. Ушинский, К.Д. Золотое яичко [Текст] /К.Д.Ушинский. Москва: Стрекоза-пресс,2002. 11 с.
  3. Ушинский, К.Д. Педагогика Избранные работы 2-е изд. [Текст] / К.Д.Ушинский. Москва: Юрайт,2019. 258 с.
  4. Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки [Текст] / К.Д.Ушинский. Москва: Махаон,2020. 128 с.  
  5. Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика. 2008. № 9. С. 20—24. 2.
  6. Кукушкин В. С. Управление образовательными системами / под ред. В. С. Кукушкина. М.: ИКЦ «Март», 2003. 464 с. 3.
  7. Селиванов Б. В. Этика. Теоретический курс авторизованного изложения. М.  Новосибирск, 2005. 4.
  8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения / Акад. пед. наук РСФСР. М.: Просвещение, 1968. 557 с. 5.
  9.  Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. : в 11 т. М. ; Л. : Изд-во АПН, 1950. Т. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические чтения по теме:«Творческое наследие К. Д. Ушинского в измерениях образования ХХI века»

          Тема педагогических чтений в Амурском педагогическом колледже была посвящена великому социальному мыслителю и великому реформатору ...

Исследовательская работа "Роль семьи и общеобразовательного учреждения в процессе воспитания современного пятиклассника"

Представленный документ является частью дипломной работы "РОЛЬ СЕМЬИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЯТИКЛАССНИКА", а именно ее практическое исследовани...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 5 и 6 классах школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: Волшебный мир сказок Шарля Перро

Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка. Задействованы учащиеся 5 и 6 класса школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.  В мероприятии отражены знан...

Педагогическая профессия и её роль в современном обществе

Педагогическая профессия и её роль в современном обществе...

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: "К.Д.Ушинский "Мороз не страшен""

Данная презентация предназначена для учащихся 2 класса, занимающихся по программе "Школа 21 века" .В ней рассказывается о авторе- К.Ушинском и идет анализ произведения "Мороз не страшен...

Консультация для воспитателей. Роль сказок в развитии ребенка.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич...

Индивидуальный проект СМЕЩЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В современном обществе появляется все больше людей, которые отказываются от гендерных стереотипов, поэтому важно понять, по каким причинам в обществе смещаются гендерные роли и насколько это ска...