Исследовательская работа "Роль семьи и общеобразовательного учреждения в процессе воспитания современного пятиклассника"
опыты и эксперименты по теме

Микульская Альбина Игоревна

Представленный документ является частью дипломной работы "РОЛЬ СЕМЬИ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЯТИКЛАССНИКА", а именно ее практическое исследование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx270.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО  ВЫЯВЛЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ К СЕМЬЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

1. Диагностика отношения обучающихся пятых классов к своей семье и общеобразовательному учреждению; диагностика родителей по восприятию ребенком своей семьи и отношения родителей к общеобразовательному учреждению

2. Практическая работа с обучающимися пятых классов и родителями по созданию положительного отношения к семье и общеобразовательному учреждению  

3. Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики пятиклассников и родителей. Составление методических рекомендаций, ориентированных на бесконфликтное взаимодействие родителей и общеобразовательного учреждения

Кто же осуществляет в большей степени формирование и развитие наиболее важных качеств личности подрастающего человека – воспитание в семье или влияние социальных факторов, к примеру, школы. Споры и дискуссии на эту тему ведутся уже не одно десятилетие.  И на самом деле, дать однозначный ответ нельзя, ввиду того, что процесс воспитания и индивидуальные особенности самих детей различны. Поэтому семья и школа – две наиболее значимые сферы жизни ребенка.

Актуальность исследования. Сегодня остро встаёт вопрос о роли семьи и роли общеобразовательных учреждений в воспитании детей. Несомненно, все больше уделяется внимания проблемам и особенностям воспитания детей. Я.А. Коменский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане.

Рассмотрением данной проблемы в разное время занимались такие учёные, как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Д. Локк, и др.

Еще с древних времен считается, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. На вопрос о том, что является добродетелью, существует не одно мнение: у Платона – это воспитание ума, воли и чувств, у Аристотеля – воспитание мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Я.А.  Коменский считал, что воспитание необходимо направлять на интеллектуальное, нравственное и религиозное воспитание [6]. Английский философ и педагог Дж. Локк видел первостепенной целью воспитания – формирование джентльмена, человека, «умеющего, вести свои дела мудро и предусмотрительно» [9]. Ж. Ж. Руссо считал, что воспитание должно развивать общечеловеческие ценности, а задача воспитания состоит в создании человека.  «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — соглашаюсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». [15, с.6] И.Г. Песталоцци целью воспитания ставил развитие природных талантов и одаренности человека, усовершенствуя их, тем самым предоставляя «гармоничное развитие человека» [12].

Воспитывая человека, можно достичь многого, но кардинально поменять его нельзя. На каждом воспитание отражается в большей или меньшей степени.

Семья – это основная база воспитания ребенка. Обусловлено это тем, что ребенок именно в семье проводит большую часть своей жизни, поэтому именно она закладывает фундаментальные основы личности ребенка.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве [13].

Ребенок именно в семье приобретает свой первый жизненный опыт, подражает окружающему его миру и адаптируется к различным ситуациям. Поэтому пример родителей должен носить не просто словесный характер, но и подкрепляться очевидными примерами, тем самым подтверждая сказанное и выполненное.

 Немаловажна роль школы в воспитании ребенка – второго по важности социально значимого института после семьи. Взаимные действия учителей и родителей оказывают существенное влияние на эффективность и успешность учебного и воспитательного процесса ребенка.

Ввиду того, что нами исследуются пятиклассники, а это уже подростки, возраст которых 11-12 лет, необходимо учитывать их психологические особенности.

Главное желание в развитии обучающегося - перенаправленность общения с взрослых (родителей, учителей) на сверстников.

Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. В этот период общение становится одним из самых значимых информационных каналов. Это время формирования навыков социального взаимодействия, одновременно подросток учится и повиноваться, и бороться за свои права. Общение неизменно связано с эмоциями, поэтому оно дает подростку чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Подростковое общение содержит в себе две противоречивые потребности: желание принадлежать к группе и в тоже время быть изолированным (подросток хочет быть наедине с собой, у него создается свой внутренний мир). Каждый обучающийся стремится подражать сверстникам, чтобы не отличаться от них, хотя все же ощущает себя уникальной личностью. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение настолько завораживает подростков, что они забрасывают уроки и домашние обязанности. Отношения с близкими взрослыми, бывшие очень эмоциональными в ранние годы, приобретает другой характер. Подросток имеет теперь «свои» дела и планы, а секретами делится с друзьями, а не с родителями. Дружбы для подроста столь значима, что право на эту дружбу может отстаиваться в очень решительной форме, а комментарии о достоинствах или недостатках друзей воспринимаются особенно нетерпимо и бурно.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь [19].

В науке и в практике существуют определенные противоречия, чья роль (семьи или общеобразовательного учреждения) является наиболее значимой в воспитании пятиклассников. С учетом данного противоречия и была выбрана данная тема нашего исследования, в котором мы попытаемся все же выявить, кто оказывает наибольшее воздействие в процессе воспитания пятиклассника.

Целью исследования является выявление преобладающей роли (семьи или общеобразовательного учреждения) в процессе воспитании современного пятиклассника, а также составление методических рекомендаций, ориентированных на бесконфликтное взаимодействие родителей и общеобразовательного учреждения.

Исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 45 станицы Северской муниципального образования Северского район Краснодарского края. Для проведения исследования мы привлекли 60 респондентов, из которых 30 обучающихся и 30 родителей. Отбор пятиклассников осуществлялся в случайном порядке по десять человек из трех пятых классов. Родители, привлеченные к исследованию, являлись родителями выбранных нами пятиклассников.

Исследование нацелено на то, чтобы доказать, что роль семьи и общеобразовательного учреждения являются наиболее значимыми в процессе воспитания современных пятиклассников. Исходя из этого, была выдвинута гипотеза о равнозначности семьи и школы.

Практическая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Исследование проводилось методом письменных анкетирований как учащихся, так и родителей. Вопросы были составлены таким образом, чтобы выявить, какова роль семьи в жизни школьника и как он относится к школе, а так же, какова роль семьи в жизни школьника, по мнению родителей. Кроме этого был проведен тест для родителей «Методика изучения уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения». Выбор методик осуществлялся в соответствии с целью исследования и с учетом возраста испытуемых.

Перед респондентами была изложена суть проводимого исследования. Далее, чтобы исключить недопонимание, им была предоставлена возможность задать вопросы для выявления непонятных слов и выражений в анкетах, тестах и опросниках.

Также с родителями была проведена беседа в форме мини-лекции «Семейное и школьное воспитание, возрастные особенности пятиклассников», целью которой было повышение имиджа школы, ее значимости и влияния на детей; показать родителям важность обоих институтов в жизни ребенка, разъяснить функции и задачи каждого, а также обратить внимание на непростой подростковый период ребенка и помочь родителям осознать важность данного возраста и правильно реагировать на все его проявления.

Первая часть исследования констатирующая, проводилась с респондентами, в количестве 60 человек (30 родителей и 30 пятиклассников). Целью данной работы было получение первичных данных по проблеме исследования.

2.1 Диагностика отношения обучающихся пятых классов к своей семье и общеобразовательному учреждению; диагностика родителей по восприятию ребенком своей семьи и отношения родителей к общеобразовательному учреждению. 

Исследование обучающихся проводилось анонимно в трех разных пятых классах одного общеобразовательного учреждения.

На первом этапе исследования испытуемым предлагалось анкетирование на определение роли семьи в жизни школьника.

Анкета состояла из 8 вопросов с вариантами ответов. После систематизирования и анализа полученных данных была создана гистограмма самых высоких показателей восприятия пятиклассниками своей семьи (см. рис.1)

Рисунок 1. Восприятие пятиклассниками своей семьи

Согласно гистограмме можно определить, что отношения между семьями и детьми вполне доверительные, а атмосфера благоприятная. Пятиклассники ищут общения не только в кругу друзей и одноклассников, но и дома. Кроме этого обучающиеся не имеют секретов от родителей, что говорит о доверительных отношениях, и не ощущают себя одинокими, при этом во время анкетирования был сделан акцент, на одиночество в обществе родителей. Практически половина респондентов желала бы в будущем иметь семью, похожу на семью родителей. Многие пятиклассники дали ответ «не знаю», устно аргументируя это тем, что им «рано об этом думать», а были и такие, кто вообще не планирует заводить семью.

Вторым этапом исследования школьников стала диагностика отношения учащихся к общеобразовательному учреждению с помощью опросника «Отношение к школе».

Опросник состоял из 8 вопросов, большинство из которых предполагали ответы «да» или «нет». Лишь в двух вопросах необходимо было сделать определенный выбор из перечня предложенных вариантов. Проанализировав результаты опросника, было составлено несколько гистограмм (см. рис.2-5)

Рисунок 2 Отношение к школе

Согласно графику (см. рис. 2) можно наблюдать, что учащиеся очень положительно относятся к школе и происходящим в ней процессам обучения и воспитания. Приятен тот факт, что большинство испытуемых готовы обратиться за советом к руководителю школы по трудному для них вопросу. Что же касается последнего вопроса о возможности остаться дома, если бы учитель это позволил, то и раньше и в наше время ответ на этот вопрос одинаковый. Свобода действий, встреча с одноклассниками и друзьями, такими важными в этот период, в неформальной обстановке, безусловно, прельщают пятиклассников, поэтому неудивительно, что большинство предпочтут остаться дома, а не идти в школу.

Коммуникация с окружающими, а в школе это руководство, учителя и одноклассники – неизбежный фактор в процессе обучения пятиклассников.  Поэтому после проведенного опроса, на вопрос об удовлетворенности стилем взаимоотношений в школе, был сделан особый акцент (см. рис 3).

Рисунок 3  Удовлетворенность стилем взаимоотношений в школе

Сравнивая ответы, полученные по данному вопросу, самый высокий показатель удовлетворенности стилем взаимоотношений учащихся – с руководителями школы. Это может быть аргументировано тем, что общение с руководителями школы осуществляется значительно меньше, чем с другими ее участниками.

Следующее сравнение, которое привлекает не меньшее внимание –

 взаимоотношение с одноклассниками. В школе удовлетворенность теми или иными людьми и процессами может носить коллективный характер, что же касается взаимоотношений с одноклассниками тут все сугубо индивидуально, и конечно, успешное общение благополучно складывается на всем процессе и обучения и воспитания. На нашем графике уровень удовлетворенности учащихся стилем взаимоотношений с одноклассниками достаточно высок, что, несомненно, говорит о благоприятной атмосфере в классе и в общении со сверстниками.

Стиль взаимоотношений учителей и пятиклассников играет немаловажную роль в образовательном и воспитательном развитии личности. Индивидуальны дети, индивидуальны учителя, каждый человек по-своему неповторим.  График удовлетворенности стиля взаимоотношений обучающихся и учителей показывает, что больше половины испытуемых одобрительно расценивают свои отношения с учителями. Но существует другая часть учащихся, которые по определенным причинам придерживаются иного мнения. По словам испытуемых, есть учителя несправедливо оценивающие, неинтересно преподающие, слишком требовательные или наоборот, а есть те, о ком отзываются с большой любовью и уважением, на уроки которых спешат, те, с кем «просто нравится поболтать». Всегда были и будут взаимные симпатии и антипатии у школьников к учителям, главное чтобы это не сказывалось отрицательно на учебной и воспитательной деятельности.

Следующий вопрос был ориентирован то, чьего мнения больше всего придерживается пятиклассник. По результатам ответов была составлена гистограмма (см. рис. 4).

Рисунок 4 Значимое мнение для учащегося

Подростковый возраст – возраст смятений и жажды собственных решений, но, несмотря на это, существуют ситуации, когда для принятия решения нужна сторонняя помощь и поддержка, совет и мнение. Согласно нашей гистограмме, мнение родителей является главным среди прочих. Такого выбора, скорее всего, придерживаются учащиеся из благополучных семей, пятиклассники из педагогически запущенных, вероятнее всего, предпочтут мнение других лиц. Невзирая на то, что обучающиеся подражают взрослым и хотят эмансипации, практически не пускают их в свой внутренний мир и, кажется, дружбой дорожат больше, чем собственными мамой и папой, чаще всего за помощью в разрешении какой-либо ситуации и проблемы обращаются за мнением к родителям. Ведь родительская фигура все еще является для них авторитетной.

На втором месте для обучающегося – мнение учителя. Данный выбор можно аргументировать тем, что в школе немало обучающихся, воспринимающих учителя как человека, замещающего родительскую фигуру. Взрослый, опытный и уже нечужой человек, который может дать дельный совет.

На последнем месте оказалась значимость мнения одноклассников. Меньше половины испытуемых, принимая какое-либо важное решение, опирались бы на мнение одноклассников.  Такие данные можно обосновать тем, что подростковый период – время перемен и в самом подростке и в его отношении с окружающими. Сегодня этот одноклассник друг, а завтра – нет, сейчас интересует его мнение, а через час все обстоит иначе. Поэтому однозначно придерживаться мнения одноклассников подростки просто не могут. Безусловно, существуют авторитетные одноклассники, мнение которых затмевает чье-либо еще, но в этих случаях зачастую сам школьник является «слабой» и податливой личностью.

Последний вопрос  был о том, с какими чувствами обычно учащийся отправляется в школу. Респондентам были представлены шесть вариантов ответов, по результатам которых была составлена гистограмма (см. рис. 5).

Рисунок 5 Ощущения учащегося по пути в школу

Большинство респондентов, отправляясь в школу, находятся в приподнятом настроении от предстоящей встречи с товарищами. Это объясняется тем, что ведущая деятельность в этом возрасте интимно-личностное общение. Учащиеся очень много общаются и на переменах и пытаются общаться в течение урока. Однако сегодня в мире, изобилующем современными технологиями и гаджетами, личное общение значительно сократилось.

Часть школьников идут с мыслью «Поскорее бы это закончилось». Безусловно, это является показателем недоработки в семейном и школьном воспитании. Большинство учащихся желает проводить время по своему усмотрению, а не находится под контролем школы. По словам пятиклассников, многие идут в школу пообщаться, а не узнать что-то новое, и если можно было бы, они не посещали бы  школу совсем. Некоторые даже признавались, что их «мама выгоняет в школу».

Каждый человек будь он учеником или учителем индивидуален, а, следовательно, у каждого существуют свои симпатии и антипатии. Согласно нашим результатам, одни учащиеся по какой-то причине не желают встречаться с некоторыми учителями, а другие - хотят увидеть любимых учителей.

Причинами, по которым пятиклассники не желают встречаться с некоторыми учителями, могут быть неподготовленность уроков, незаинтересованность в предмете, антипатия к учителям и вообще к обучению. Учащиеся, желающие увидеть любимых учителей, испытывают к ним симпатию, даже некую привязанность. Учебная деятельность у таких школьников не всегда может быть на высоте по этим предметам, а вот отношение и уважение к любимым учителям проявляется сполна.

Среди испытуемых есть такие учащиеся, которые в школу «идут, скорее всего, по привычке» и по принуждению родителей, т.е. не понимая причин, по которым необходимо ходить в школу, получать знания, что-то писать и читать. Это большое упущение со стороны семьи и школы.

По результатам опроса выявились и такие учащиеся, «на душе у которых тревожно из-за невыученных уроков». Чем ближе школа, чем больше становится тревога, страх быть наказанным, получить неудовлетворительную отметку и запись в дневник. Подобные чувства могут привести к тому, что пятиклассник начнет пропускать уроки и окажется в рядах тех, кто не желает встречаться с некоторыми учителями.

Диагностика родителей проводилась анонимно на родительских собраниях в трех разных пятых классах одного общеобразовательного учреждения. Родители получили заранее уведомление о том, что во время родительского собрания с ними будет проведено занятие «Роль семьи и общеобразовательного учреждения в процессе воспитания современного пятиклассника».

На первом этапе исследования родителям предлагалось анкетирование  по восприятию ребенком своей семьи.

Анкета состояла из 8 вопросов с вариантами ответов. После систематизирования и анализа полученных данных была составлена гистограмма, в которой мы отразили, как и в случае с учащимися, самые высокие показатели (см. рис. 6).

Рисунок 6 Восприятие ребенком семьи, по мнению родителей

График показывает, что большинство родителей не достаточно уверены в своих детях. Практически все респонденты считают, что их дети не одиноки, хотя не известно, с какой позиции они рассматривали данный вопрос: одиночество из-за отсутствия общения с родителями (прародителями) или одиночество в связи с отсутствием братьев (сестер). Большая часть родителей также полагают, что их дети в курсе семейных проблем, что показывает верное отношение к ребенку, который также является членом семьи и вправе знать все, что в ней происходит.

Каждый ответственный родитель хотел бы стать другом своему ребенку и был бы рад, если бы отношения между ними были настолько доверительными, что исключили бы секреты. Так половина опрошенных считает, что дети доверяют им все, и секретов между ними нет.

Возможность быть собой, покой и защищенность ребенка для многих родителей, сделавших выбор в этом направлении, являются наиболее важными моментами.

Кроме этого немалая часть родителей, наивно уверенных в жажде у ребенка много и успешно учиться, полагают, что и дома ребенку хочется реализовывать свой интеллектуальный потенциал.

Интересным оказался тот факт, что на вопрос захочет ли ребенок в будущем такую семью как у родителей, мнения разделились не просто на «да» или «нет», а многие родители оказались неуверенными в однозначном выборе своего ребенка, и практически половина опрошенных дали ответ «не знаю». Данный выбор может говорить о том, что родители сами не уверенны в идеальности своей семьи, которая могла бы стать достойным образцом для их ребенка.

Вторым этапом исследования родителей стала диагностика их отношения к общеобразовательному учреждению с помощью теста «Методика изучения уровня удовлетворенности родителей работой общеобразовательного учреждения», разработанная Андреевым А.А.    

Тест состоял из 15 утверждений, предполагающих оценку по четырехбалльной шкале.

Обработка результатов. Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления, где в числителе указывается общая сумма баллов всех ответов родителей (1184), а в знаменателе произведение количества родителей (30) на общее количество ответов (15).

Тогда 1184:(30*15)=2,6. Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой, где У > 3 – высокий уровень удовлетворенности, У от 2 до 3 – средний уровень удовлетворенности, У < 2 – низкий уровень удовлетворенности. Таким образом, мы установили, что при коэффициенте 2,6 уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения соответствует среднему.

Так же после анализа полученных ответов, была составлена сводная таблица удовлетворенности каждого родителя работой общеобразовательного учреждения (см. таблица 1).

Таблица 1

Уровень удовлетворенности родителей

работой общеобразовательного учреждения

Процент удовлетворенности

Количество родителей

Уровень удовлетворенности

1

2,3

2

Средний

2

2,4

1

Средний

3

2,46

4

Средний

4

2,53

1

Средний

5

2,6

2

Средний

6

2,66

4

Средний

7

2,73

4

Средний

8

2,8

6

Средний

9

2,86

2

Средний

10

2,93

4

Средний

Таким образом, мы выявили, что у 100% родителей диагностируется средний уровень удовлетворенности.

В завершение первичной диагностики мы провели сравнительный анализ обучающихся и родителей по отношению к семье и общеобразовательному учреждению.

В результате диагностики пятиклассников на определение роли семьи в жизни школьника и диагностики родителей по восприятию обучающимся своей семьи были сделаны определенные выводы.

При сравнении гистограмм 1 и 6 хорошо заметны сходства и различия в восприятии семьи обучающимися и родителями. В семьях испытуемых взаимоотношения между родителями и детьми складываются доброжелательно, очевидно, что существует взаимопонимание и многие родители являются образцами для подражания. Родители интересуются жизнью своих детей, хотя в некоторых вопросах испытывают затруднения. Обучающиеся стараются доверять своим родителям и желают с ними общения.

Безусловно, отвечая на вопросы анкеты, каждый, в зависимости от своей роли, отдавал предпочтение тому, что хотел бы видеть в другом, то, чего не хватает самому. Родитель, желая успехов и хорошего образования своему ребенку, в вопросе, что наиболее значимо для ребенка, выбирает ответом реализацию интеллектуального потенциала, забывая, что в пятом классе, в подростковом возрасте, общение с друзьями в значительной мере преобладает над учебной деятельностью. Поэтому в отличие от родителей, пятиклассники отвечали на этот вопрос, выбирая друзей.

Данный анализ показал, что роль семьи, общение в ней имеет большое значение для обучающихся.

В результате диагностики отношения пятиклассников и родителей  к общеобразовательному учреждению также были сделаны определенные выводы.

Среди опрошенных родителей не оказалось тех, кто не доволен общеобразовательным учреждением, в котором обучается их ребенок (дети), и, к сожалению, не оказалось тех, кто в высшей мере оценивал бы ее работу. Составленная таблица проиллюстрировала среднюю степень удовлетворенности общеобразовательным учреждением.

Анализ отношения пятиклассников к школе был более углубленным, чтобы показать насколько общеобразовательное учреждение значимо в процессе не только обучения, но и воспитания гармоничной всесторонне развитой личности.

Практически всем обучающимся нравится школа, устраивают организационные моменты, происходящие в ней, в том числе и уровень обучения. Больше половины респондентов довольны стилем общения с руководством школы и учителями и готовы обратиться к ним за советом, что в целом доказывает доверительное отношение к школе.

Не зависимо от возраста, каждый человек испытывает определенные эмоции, отправляясь на работу или учебу. По результатам наших исследований наибольшее количество обучающихся отправляются в школу в приподнятом настроении, одни в ожидании встречи с товарищами, другие – с любимыми учителями. Данный факт показывает, что школа является посредником в реализации потребности общения у обучающихся в подростковый период. Конечно, существуют пятиклассники, не желающие идти по определенным причинам в школу, встречаться с какими-то учителями, переживающие из-за невыученных уроков и т.д. Согласно проведенному исследованию, доля таких обучающихся среди наших респондентов невелика.

2.2 Практическая работа с обучающимися пятых классов и родителями по созданию положительного отношения к семье и общеобразовательному учреждению.  

Вторая часть исследования формирующая, проводилась с респондентами, в количестве 30 человек (15 родителей и 15 пятиклассников), выбранных в случайном порядке. Цель данного этапа – способствовать развитию благоприятной атмосферы в семье, а также повышение имиджа школы, ее значимости наравне с семьей в глазах всех участвующих респондентов.

Работа с учащимися проводилась в форме классных часов и бесед по темам: «Моя семья – мое богатство!», «Моя семья – мой талисман» и «Зачем я хожу в школу».

Классные часы были рассчитаны на то, чтобы показать значимость семьи в формировании личности обучающегося, и значимости семьи в жизни каждого человека в целом. В работе с пятиклассниками мы старались сформировать позитивные представления о семье, понятия семейных ценностей, воспитывать культуру межличностных отношений, помочь научиться решать конфликтные ситуации в семье, а также развивать интерес, любознательность и положительные эмоции. Обучающиеся активно участвовали в беседе, озвучивая свои предположения на тот или иной вопрос. С удовольствием рассказывали о своих семьях и традициях, о том, как их семьи предпочитают проводить свободное время, какие любимые кулинарные традиции существуют в их семье. В завершении классного часа пятиклассники вместе с нами сделали вывод, что класс, в котором они обучаются, также является их семьей.

Беседа о школе заключалась в том, чтобы каждый учащийся сумел выявить и осознать причины, по которым важно ходить в школу. Определение этих причин проходило в игровой форме, а также посредством просмотра ролика «Зачем мы ходим в школу». Пятиклассники много общались друг с другом, высказывали и аргументировали свои точки зрения.

Работа с родителями состояла из четырех встреч: две из них были ориентированы на семью, и две – на общеобразовательное учреждение.

В первую очередь родителям была представлена лекция «Типология семьи и семейного воспитания» (ПРИЛОЖЕНИЕ 8). В ходе данной лекции рассказывалось о типологии семьи:

семьи, как социального института, скрепленного системой власти (патриархальная, матриархальная, эгалитарная);

традиционных семьях, детоцентрических семьях, супружеских семьях;

семьях в зависимости от состава (нуклеарная, расширенная нуклеарная семья, неполная, функционально неполная, искаженная).

Также обсуждались стили семейного воспитания (авторитарный, демократический, попустительский, хаотический, опекающий), типологии причин семейного неблагополучия и роли детей в негармоничной семье (любимчик, бэби, хулиган, вундеркинд, козел отпущения, судья, примиритель). Родителям была предоставлена возможность обсудить трудные ситуации собственные и на примерах предложенных. В завершении лекции были обсуждены правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину, а также модель социально благополучной семьи.

Проведение родительского собрания «Мой дом – моя семья», было нацелено на то, чтобы дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей-подростков, расширить их психологические знания и помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье. В ходе собрания разбирались различные житейские ситуации, и осуществлялся коллективный поиск выхода из них, кроме этого обсуждались принципы отношений родителей с детьми, которые впоследствии были представлены родителям в качестве памятки на будущее.

Беседа с родителями по теме «Роль семьи и общеобразовательного учреждения в формировании интереса к учению» была направлена на повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей. Родители были ознакомлены с нормативно-правовыми документами. В процессе нашей встречи мы пытались содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание и образование детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

Заключительное родительское собрание «Семья и общеобразовательное учреждение: грани сотрудничества» было проведено, чтобы осуществить поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах пятиклассника. Нашей задачей было поспособствовать тому, чтобы у родителей сформировалось понимание необходимости тесного сотрудничества семьи со школой и вызвать у них интерес к совместной работе со школой по различным направлениям.

После работы с пятиклассниками и родителями было проведено повторное анкетирование всех респондентов. Получив все необходимые данные, мы проанализировали их, составили новые гистограммы и таблицу уровня удовлетворенности родителями работы общеобразовательного учреждения.

2.3 Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики пятиклассников и родителей. Составление методических рекомендаций, ориентированных на бесконфликтное взаимодействие родителей и общеобразовательного учреждения

Третья часть исследования контрольная, проводилась со всеми респондентами (60 человек). Цель данного этапа состояла в том, чтобы выявить изменения в отношении семьи и общеобразовательного учреждения у обучающихся пятого класса и родителей, а также составить методические рекомендации, ориентированные на бесконфликтное взаимодействие родителей и общеобразовательного учреждения.

По результатам первичной и повторной диагностики отношений обучающихся в пятых классах к семье была составлена сравнительная гистограмма (см. рис. 7).

Рисунок 7 Динамика изменений в отношении семьи у пятиклассников в сравнении

На графике заметны изменения, произошедшие после проведения работы с учащимися. Согласно новым данным снизилось количество секретов в семье, а уровень доверия – вырос. Превалирующую роль стали играть такие показатели как отсутствие одиночества и радость общения в кругу семьи.

Сравнительная диагностика отношения обучающихся к школе также состоит из нескольких гистограмм (см. рис. 8-11).

Первая гистограмма (см. рис. 8) является сравнительной диагностикой первичного и повторного анкетирования обучающихся в пятом классе по их отношению к школе.

Рисунок 8 Положительная динамика ответов обучающихся по отношению к школе

Гистограмма показывает, что отношение пятиклассников к школе, после проведенной с ними работы, значительно улучшилось. Возросла симпатия к школе, уровню обучения в ней, доверие к руководству школы также имеет незначительный рост. Несмотря на весомую положительную динамику, уменьшилось количество обучающихся, которым нравится режим школы, и незначительно увеличилось число желающих не идти в школу. В целом, данная гистограмма выявляет положительную тенденцию в отношении пятиклассников к общеобразовательному учреждению.

Следующая гистограмма (см. рис. 9) иллюстрирует нарастание удовлетворенности обучающихся стилем взаимоотношений со всеми участниками общеобразовательного учреждения.

Рисунок 9 Динамика удовлетворенности обучающихся стилем взаимоотношений в школе

Особенно заметен прогресс в отношении учителей, где процент респондентов, удовлетворенных стилем взаимоотношений с ними, существенно вырос.

Несомненно, работа, проводимая с пятиклассниками, оказала на них в той или иной степени влияние. Анализируя первичные и повторные данные вопроса ощущений пятиклассников по пути в школу, гистограмма (см. рис. 10) демонстрирует изменения во всех вариантах ответов.      

Рисунок 10 Динамика ощущений обучающихся по пути в школу

Количество респондентов, настроение которых приподнятое от предстоящей встречи с товарищами в школе, возросло, а тех, кто идет с мыслью «Поскорее бы это закончилось» или не хочет встречаться с некоторыми учителями, существенно уменьшилось. В тоже время незначительно увеличилось количество пятиклассников, которые идут в школу по привычке, или на душе которых тревога из-за невыученных уроков. Таким образом, данный вопрос отражает у кого-то положительную динамику,  а у кого-то, к сожалению, отрицательную.  

После общения с обучающимися и повторного анкетирования мы составили сравнительную гистограмму учета мнений при принятии какого-либо решения пятиклассниками (см. рис. 11).

Рисунок 11 Динамика учета мнений при принятии какого-либо решения обучающимися

Согласно новым данным, представленных в гистограмме, существенных изменений не наблюдается. Произошел небольшой рост в отношении учета мнений родителей и одноклассников, а мнение учителя осталось без изменений.

Таким образом, мы выявили, что после проведенной работы с респондентами-пятиклассниками, в отношении семьи и школы заметен прогресс, свидетельствующий о том, что данные институты приобрели для них более высокую значимость.

По результатам первичной и повторной диагностики восприятия семьи пятиклассниками у родителей была составлена сравнительная гистограмма (см. рис. 12).

Рисунок 12 Динамика изменений в отношении восприятия семьи пятиклассниками у родителей в сравнении

Проведенная работа с респондентами-родителями положительно отразилась на их ответах по вопросам восприятия семьи пятиклассниками. Практически все варианты ответов имеют возрастающую тенденцию.

В результате диагностики было выявлено, что родители понимают необходимость у детей общения в семье, что проявилось значительным увеличением тех, кто выбрал данный ответ, а также принятие родителями того, что друзья в этом возрасте играют немалую роль в жизни их детей. Большее количество респондентов полагают, что их ребенок доволен своей семьей и хотел бы иметь в будущем семью, похожую на семью родителей. Также возросло количество ответов, связанных с тем, что дети знакомы с проблемами семьи и снизилось число секретов от семьи, что, несомненно, говорит о доверии и учете важности каждого члена семьи.

После повторного тестирования родителей на уровень удовлетворенности работой общеобразовательного учреждения была составлена таблица (см. таблица 2), отражающая изменения, которые произошли после встреч с родителями.

Таблица 2

Сравнительная динамика уровня удовлетворенности родителей

работой общеобразовательного учреждения

Первичный % удовлетворенности

Кол-во родителей

Вторичный % удовлетворенности

Кол-во родителей

Уровень удовлетворенности

1

2,3

2

2,41

1

Средний

2

2,4

1

2,44

4

Средний

3

2,46

4

2,45

5

Средний

4

2,53

1

2,7

1

Средний

5

2,6

2

2,77

4

Средний

6

2,66

4

2,87

5

Средний

7

2,73

4

2,89

3

Средний

8

2,8

6

2,91

2

Средний

9

2,86

2

2,94

4

Средний

10

2,93

4

3,01

1

Высокий

Согласно данной таблице, мы видим, что процентный показатель уровня удовлетворенности родителей работой общеобразовательного учреждения вырос, но все еще находится на среднем уровне, однако, появились предпосылки к высокому уровню удовлетворенности работой общеобразовательного учреждения в количестве одного респондента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня образованность и воспитанность – залог благополучного будущего не только одного человека, но и всей нашей страны. В связи с этим в современной системе школьного образования поставлена задача развивать гармоничную личность. Но возможно ли это осуществить только посредством школы? Безусловно, родители, семья имеют первостепенное значение в этом процессе, потому что первые свои годы жизни ребенок учится и воспитывается в семье. А вот уже в школьные годы должен сформироваться тандем – семья и школа, для реализации развития полноценно сформированной личности.

     Бесконечное число вопросов и споров возникает о том, кто осуществляет важнейшую роль в воспитании современных обучающихся. И семья и общеобразовательное учреждение ссылаются и перекладывают ответственность за воспитание друг на друга.

Исходя из этого, нами была выбрана следующая тема исследования: «Роль семьи и общеобразовательного учреждения в процессе воспитания современного пятиклассника».

Цель исследования заключалась в том, чтобы преобладающую роль  (семьи или общеобразовательного учреждения) в процессе воспитании современного пятиклассника, а также составить методические рекомендации, ориентированные на бесконфликтное взаимодействие родителей и общеобразовательного учреждения.

В соответствии с целью были определены и решались следующие задачи исследования:

Первая задача основывалась на том, чтобы исследовать психолого-педагогическую литературу для установления понятий о семейном и школьном воспитании, а так же определения особенностей взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения и возрастных особенностей обучающихся в пятом классе. Так же в этот период были подготовлены методы исследования, включающие в себя библиографический метод, анкетирование, беседы и анализ.

Решая данную задачу, было выявлено, что семейное воспитание - это сложная и многогранная система, на которую оказывают влияние такие факторы как наследственность, материальная база, статус семьи, отношение к ребенку и многие другие. Было определено что включает в себя семейное воспитание, проблемы, с которыми встречается семья, а также главные задачи семейного воспитания.

В свою очередь было разобрано понятие школьного воспитания, как организации учебной деятельности и жизни детей в школе, и выделены главные задачи школьного воспитания.

Исследуя особенности взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения, без которого невозможно воспитать самостоятельную личность, которая имеет свои суждения, свой взгляд на мир, имеет свою позицию, понимает ценность своих поступков, и выбирает личный смысл в жизни,  были определены формы взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения. К таким формам относятся родительские собрания, при этом разобрали рекомендации для их успешной реализации, индивидуальная работа с семьей, где так же выявили определенные правила посещения семьи обучающегося, и разовые занятия для родителей и учеников в школе.

Так как в работе исследовались пятиклассники, то были выявлены их возрастные особенности. Этот возраст можно охарактеризовать как очень нестабильный период (половое созревание), который создает внутренний дисбаланс у весьма чувствительного подростка. Пятиклассники жаждут свободы от опеки и контроля взрослых, а также общения со сверстниками, так как ведущей деятельностью в этом возрасте выступает интимно-личностное общение. Общение с взрослыми для пятиклассников также немаловажно. Дружба и увлечения играют особую важную роль в этом возрасте. Пытаясь самоутвердиться, подростки организуют или вступают в группы и компании.

Вторая задача заключалась в проведении первичной диагностики отношения обучающихся к своей семье и общеобразовательному учреждению, а также диагностике родителей по восприятию ребенком своей семьи и отношения родителей к общеобразовательному учреждению.

Практическое исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 45 станицы Северской муниципального образования Северского района Краснодарского края, респондентами стали 60 человек, из которых 30 обучающихся в пятых классах и 30 родителей. Отбор пятиклассников осуществлялся в случайном порядке по десять человек из трех пятых классов. Родители, привлеченные к исследованию, являлись родителями выбранных пятиклассников.

На основании проделанной нами диагностики отношения обучающихся к своей семье было определено, что пятиклассники довольны отношениями и общением со своей семьей, стараются избегать секретов, а в будущем желали бы иметь семью подобную родительской.

Отношение к школе у обучающихся носит положительный характер. Пятиклассники удовлетворены процессами обучения и воспитания в школе, а также готовы обратиться за советом к руководителю школы по трудному для них вопросу. Что касается удовлетворенности стилем общения в общеобразовательной организации, то респонденты довольны общением с руководителями школы, одноклассниками и в той или иной степени с  учителями.  

Мнение родителей для обучающихся является превалирующим над мнениями одноклассников и учителей, однако, мнение учителя возобладает над мнением одноклассников. Здесь все зависит от авторитета.

К сожалению, немногие обучающиеся идут в школу с горящими к учебе глазами. Большинство пятиклассников ожидают встречи с товарищами или любимыми учителями, многие испытывают тревогу, не выучив уроки, и с нетерпением ждут окончания учебного дня. И есть даже такие респонденты, которые ходят в школу «по привычке».

Диагностика родителей по восприятию ребенком своей семьи показала, что большинство родителей не достаточно уверены в своих детях и в самих себе. Эта неуверенность проявилась в сомнениях относительно желания ребенка в будущем иметь семью похожую на родительскую. Многие респонденты считают, что их дети в курсе семейных проблем, не одиноки и не имеют секретов от них. Родители полагают, что важнейшими моментами нахождения ребенка в семье являются возможность быть собой, покой и защищенность ребенка, а также реализация своего интеллектуального потенциала.  

Диагностика отношения респондентов к общеобразовательному учреждению показала, что родители довольны работой школы, а уровень удовлетворенности оказался средним у 100%.

Третья задача исследования – проведение дополнительной работы с обучающимися и родителями.

Решая данную задачу, мы работали с респондентами в количестве 30 человек (15 обучающихся и 15 родителей) путем проведения классных часов, бесед и лекций.

Работа с пятиклассниками осуществлялась в течение трех встреч, обсуждались значимость семьи, ее ценности и традиции, а также рассматривались причины, по которым обучающимся важно ходить в школу.

С родителями у нас состоялось четыре занятия: два родительских собрания, лекция и беседа. В работе с ними были разобраны типологии семьи и стили семейного воспитания, осуществился обмен воспитательным опытом между родителями, также было ознакомление с нормативно-правовыми документами и обсуждение сотрудничества семьи и школы.

Четвертая задача нашего исследования состояла в том, чтобы провести повторную диагностику всех обучающихся и родителей, и, проанализировав результаты, составить методические рекомендации, ориентированные на бесконфликтное взаимодействие родителей и общеобразовательного учреждения, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Для решения поставленной задачи мы провели повторное анкетирование со всеми респондентами (60 человек).

В результате сравнения первичных и повторных данных отношений обучающихся пятых классов к семье нам стало заметно, что снизилось количество секретов в семье, и выросли такие показатели как радость общения в кругу семьи, отсутствие одиночества и  уровень доверия.

 Сравнение первичного и повторного анкетирования обучающихся в пятом классе по их отношению к школе нам показало, что симпатия к общеобразовательному учреждению и процессам, происходящим в нем, возросла, несмотря на то, что пятиклассников, которые жаждут скорейшего окончания учебного дня, идущих в школу по привычке или тревожащихся из-за невыученных уроков, стало больше. Количество пятиклассников, которые в приподнятом настроении от предстоящей встречи с товарищами направляются в школу, увеличилось, а удовлетворенность в этот период такой необходимой потребности как общение обучающихся, осуществляется в полной мере. Так же сократилось число респондентов, не желающих идти в школу, а уровень удовлетворенности обучающихся стилем взаимоотношений с учителями значительно вырос, что может свидетельствовать о положительной тенденции в отношении пятиклассников к общеобразовательному учреждению.

В результате первичной и повторной диагностики восприятия семьи пятиклассниками у родителей мы наблюдали значительный прогресс. Взаимопонимание между родителями и пятиклассниками возросло, ввиду того, что родители осознали необходимость обучающихся в общении и друзьях. Родители стали увереннее в том, что их ребенок в будущем хотел бы семью подобную родительской семье. Количество секретов, в том числе утаивание семейных проблем от детей, существенно  снизилось.

Что касается уровня удовлетворенности родителями работой общеобразовательного учреждения, то он все еще находится на среднем уровне, однако, появились предпосылки к высокому уровню удовлетворенности работой общеобразовательного учреждения в количестве одного респондента.

 Методом сравнительных диагностик, мы обнаружили, что и семья и общеобразовательное учреждение являются важнейшими социальными институтами по формированию полноценной всесторонне развитой личности пятиклассника.

В ходе опытно-экспериментальных исследований нами было выявлено, что в подростковый период приоритетом для обучающихся является общение, которого они ищут и в семье, в кругу своих близких, и в школе, которая является посредником в реализации этого общения с одноклассниками, друзьями и товарищами.

В целях реализации нашей исследовательской работы с практической стороны нами были составлены методические рекомендации, ориентированные на бесконфликтное взаимодействие родителей и общеобразовательного учреждения.

Безусловно, плодотворными отношения семьи и школы станут лишь в том случае, когда они окажутся равноправными союзниками с общими целями и взглядами на обучение, развитие и воспитание обучающихся.

Сегодня и для родителей и для учителей весьма значима тема бесконфликтных взаимоотношений, поэтому необходимо уметь предупреждать и урегулировать конфликтные ситуации при общении, чем меньше  конфликтов, тем качественнее процесс взаимоотношений семьи и школы, а, следовательно, и благополучие обучающегося.

Мы выделили 8 основных моментов, при учете которых достаточно велика вероятность избежать конфликтных ситуаций (см. рис. 13).

        

C:\Users\Бина\Desktop\Новая папка (2)\7-0.png

        

Рисунок 13. Способы избегания конфликтного общения между родителями и учителями 

Зачастую при общении родителей и учителей каждая сторона стремится отстоять свое собственное мнение. Однако общение становится продуктивным не из-за выяснения, чье суждение верное, а в том случае, когда происходит учет мнения каждой стороны.

В беседе между родителями и учителями случаются ситуации, когда обсуждение проблемы переходит на обсуждение личностей как обучающихся, так и взрослых, что является грубейшей ошибкой коммуникации, кроме этого положительных результатов в решении проблемы не произойдет. Поэтому необходимо сконцентрироваться на самой проблеме, а не личных качествах всех участников воспитательного процесса.

Часто в беседе с родителями учитель акцентирует внимание на том, что родители чрезмерно заняты работой или собственными увлечениями, что отражается на воспитательном процессе обучающихся. Безусловно данные замечания, в какой-то степени обоснованы, но лишь малая доля родителей после этого общения поменяет образ жизни, уволится с работы или откажется от своих интересов. Необходимо учитывать интересы и пожелания родителей. Гораздо продуктивнее предложить родителям привлечь их ребенка к собственным интересам или осуществлять совместную хозяйственно-бытовую работу по дому.

Общение родителей и учителей не всегда происходит в спокойной и дружеской атмосфере, порой та или иная сторона изначально настроены агрессивно, порой даже враждебно, но нужно помнить, что для блага обучающегося необходимо объединить усилия, став союзниками. Для этого нужно избегать противоречий, каких-либо обвинений, не воспитывать друг друга, а сотрудничать, чтобы найти решение воспитательной проблемы.

Учитель, который принимает родителей с их затруднениями в воспитании ребенка, оказывает чуткость к семье в целом, проявляет свою эмпатию, а не равнодушие, чаще получает положительную реакцию со стороны родителей, а не конфликт.

Невербальное общение между родителями и учителями, такое как улыбка,  сочувствующий или одобряющий взгляд, в каких-то моментах легкое прикосновение и т.д. играют, несомненно, важную роль в предотвращении конфликтов.

Несомненно, чтобы вызвать уважение у человека, необходимо уважать его самому, поэтому взаимоотношения родителей и учителей должны строиться на взаимном уважении и уважении обучающегося.

Каждый взрослый человек должен уметь управлять собственными эмоциями, осознавать возможность их проявления в зависимости от ситуации. Особенно важно контролировать отрицательные эмоции, такие как раздражительный тон, крик и т.д.

Следуя данным советам можно избежать многих затруднений и проблем в общении.

Итак, наше исследование достигло желаемого результата, поставленные задачи были реализованы в полной мере, достигнута поставленная цель, составлены методические рекомендации, а также подтверждена гипотеза нашего исследования о том, что роль семьи и общеобразовательного учреждения в процессе воспитания современного пятиклассника одинаково значимы. Работу можно считать завершенной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика//Учебное пособие, Питер, 2009. – 304.

Васютенкова И.В. Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно-практической конференции, СПб: ЛОИРО, 2011. – 567с.

Горленко В.П. Педагогика семьи. Возрастные аспекты семейного воспитания: практ. рук-во / В. П. Горленко; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – 48 с.

Горленко В.П. Педагогика семьи. Возрастные аспекты семейного воспитания: практ. рук-во / В. П. Горленко; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 48.

Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика, 3-е изд. Учеб.пособие, // сер. Магистр, Юрайт, 2016. – 440 с.

Коменский Я.А. «Материнская школа»//сер. Педагогика детства, Книга по Требованию, 2012, — 278 с.

Корчак Я. «Как любить ребенка», Изд-во:  АСТ, 2014. – 480 с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – С. 175 Глава 10.

Локк Дж. Мысли о воспитании, сочинения в трех томах: Т.3. — М.: Мысль, 1988. — С. 409-651.

Макаренко А.С. «Книга для родителей». – М., изд-во ИТРК, 2014. – С. 288  Глава 1.

Макаренко А.С. О воспитании молодежи. Сборник избр. педаг. произведений (4-е изд.). Москва 2001. – С. 396.

Песталоцци И.Г.. Избранные педагогические произведения в 3 томах, Просвещение, 1961. – 1896 с.

Подласый И.П. Педагогика // сер. Педагогика и воспитание, Владос, 2007. – 576 с. 

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М.,1959. – С.140-141.

Руссо Ж.Ж. «Эмиль, или о воспитании». – Калининград: Янтарный сказ, 2007 – 620 с.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы, М.: Айрис-пресс, 2005. – С. 96.

Холл С.Г.  Инстинкты и чувства в юношеском возрасте, СПб. Изд-во «Север», 2004. – С. 103.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, Педагогика, 1989, 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Оно направлено на решен...

Использование в процессе обучения и воспитания современных пед. технологий

Использование в процессе обучения и воспитания  современных пед.  технологий...

Процесс воспитания в современном мире.

В современном  мире  взгляды на содержание воспитательного процесса меняются. В основе современной идеологии воспитания лежат идеи развития человека, опирающееся на его способности и дарован...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ профильного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» на период с 2017 по 2021 годы. «Призвание - Медицина»

Программа развития профильного образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11»на период с 2017 по 2021 годы «Призвание -...

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

ПРОГРАММАПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫВ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»...