Свобода и ответственность личности
проект

Все мы знаем, что человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Некоторые ученые рассматривают личность как меру социальности того или иного индивида, говоря, что человек является личностью, если воплощает в себе социально значимые черты и особенности общественной среды, в которой он развивается. Люди становятся личностями в процессе социализации. В личности выделяется не социальное и типичное, а напротив – уникальное, индивидуально особенное.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoboda_i_otvetstvennost_lichnosti.docx119.67 КБ
PDF icon svoboda_i_otvetstvennost_lichnosti.pdf229.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области
«Иркутский региональный колледж педагогического образования»
(ГБПОУ ИО ИРКПО)



                                                       Кафедра/ДЦК

                                             Индивидуальный проект
                                              (учебное исследование)
                                       По дисциплине Обществознание

                          По теме «Свобода и ответственность личности»

                                                            Выполнила: Борисова Юлия Игоревна

                                                            Студентка группы: М-119/2

                                                            Специальность: Музыкальное образование

                                                           Руководитель: Семенова Юлия Ивановна

                                                                Оценка___________________________

                                                                «_____»________________2020г.

                                                                 ____________________________

                                                                Руководитель

                                                                Ф.И.О.

                                                                «_____»_________________г.

                                            Иркутск

                                                2020


Оглавление


            

  • Пояснительная записка                                                 стр. 3-4
  • Проектная часть                                                             стр. 5- 11      
  • Заключение                                                                    стр. 12
  • Список  Интернет-сайтов                                             стр. 13
  • Приложения                                                                   стр.  14-17


Пояснительная записка.

Все мы знаем, что человек не рождается личностью, а становится ею, обретая свою сущность в процессе общественной жизни. Некоторые ученые рассматривают личность как меру социальности того или иного индивида, говоря, что человек является личностью, если воплощает в себе социально значимые черты и особенности общественной среды, в которой он развивается. Люди становятся личностями в процессе социализации. В личности выделяется не социальное и типичное, а напротив – уникальное, индивидуально особенное.  В понятии личность человек характеризуется как целостное существо в единстве его социально значимых и индивидуально-особенных свойств. Это не только объект общественных отношений, но и субъект, воздействующий на окружающую среду, коллектив. Личность отличается многофункциональностью. Человек выполняет социальную и конкретную роль. Социальная роль предполагает особое социальное положение и не всегда зависит от воли индивида, но роль конкретная, то есть предпринимаемые шаги, целиком находится под контролем личности. Воспитание и образование являются важнейшими формами общения и передачи социального опыта, социализации личности. Воспитание имеет ценностный аспект, формирует человека посредством придания смысла окружающей действительности. Образование же – обеспечение личности знаниями. По этой причине образованность и воспитанность – не одно и то же, и могут как сочетаться в личности, так и присутствовать в разных пропорциях.  В последние годы возрастающее воздействие на духовный мир личности оказывает массовая культура. Она рассчитана на стандартизацию социальных качеств индивидов. С помощью технических средств она значительно оттеснила влияние умной книги и театра. Она вторгается в глубины человеческого духа, такие как понимание греха и совести.  Люди не свободны в выборе объективных условий своей деятельности, однако у них есть свобода воли и свобода действия. Свобода личности развивается с развитием общества. Подлинная свобода личности реализуется в развитом обществе тогда, когда каждая отдельная личность будет согласовывать свои цели с интересами остальных составляющих общество людей. Экзистенциалисты считают, что человек «приговорен» к свободе. Свобода – основание бытия и не имеет другой цели, кроме самой себя. Люди обречены быть свободными и по этой причине ответственны за свой выбор. Подлинно свободной личностью может быть только духовно самостоятельный человек, такой человек, который всегда ответственен перед собой и другими людьми за свой выбор. «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее» (Б. Шоу) Ответственность служит своеобразной мерой, отделяющей свободу от произвола, так как свобода базируется на морали и праве.
Распространение свободы и принятие ответственности в обществе, обуславливает актуальность выбранной темы.

Тема: «Свобода и ответственность личности»

Актуальность :  Актуальность данной темы обусловлена тем, что право на свободу должен иметь каждый , как и возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона,  не нарушая прав и свободу других людей, не забывая брать при этом на себя ответственность.

 Предмет проектирования: Плакат.

 Цель: Доказать , что личность в праве иметь свободу и нести ответственность за свои действия.

 Задачи:  

  • Определить понятие свободы и ответственности, и рассмотреть их виды.

  •  Рассмотреть влияние свободы и ответственности в современном мире.

  • Проанализировать научную литературу, словари и уточнить понятия "Свобода" и "Ответственность", изучить их функции и историю.

  • Сбор информации и создание опроса.

Методы: сбор и анализ  информации, социологический опрос.

Тип проекта – информационный.













Проектная часть

Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми. При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих. Существует множество различных определений свободы.
Свобода личности (лат. Liberum arbitrium, также гражданская свобода) — это конституционно-правовая категория, гражданские права, возможность выбора гражданам страны образа жизни, деятельности и т. п. Степень свободы личности отличается в разных странах. Также гражданские свободы — это отрицательные и положительные полномочия физических лиц, как индивидуальные, так и коллективные. Свободы выражают независимость индивида от власти государства в определенных действиях и определяют границы государственного вмешательства в сферу личности.
К свободе личности относятся те права и свободы, которые действуют на граждан государства или другого гражданского общества, одной категории людей (часто эти права являются основными). Эта категория отличается от прав человека, законы которых в демократических государствах относятся ко всем людям, включая иностранцев. Свобода личности включает: свободу совести, свободу вероисповедания, свободу СМИ, свободу слова и может включать: право на неприкосновенность частной жизни, право на равенство, право на судебную защиту и право на жизнь.
Первым документом, в которой упоминалась свобода личности, была английская Великая хартия вольностей, написанная в 1215 году. Её материал был основан на более ранних документах и манускриптах, например, Хартии вольностей (12 век). Также первыми были документы French Droits civiques и Bürgerrechte), законы в которых действовали только на тех, кто имел недвижимое имущество в городе, платил налоги и способствовал защите города. Городское или внутригосударственное право уже давно является основой для получения гражданства в государстве, как это происходит сегодня, например, в Швейцарии.

В США и в европейских странах в 19-м веке, гражданские свободы были утверждены только для белых и мужчин.
Исторически, свободы преимущественно принадлежат к первому поколению прав человека (XVII — XVIII в.в.)
Сейчас в гражданских свободах накладываются ограничения на вмешательство государства в частную жизнь граждан. Историческое развитие концепции гражданских свобод уделяло особое внимание и заботу порядку и свободному доступу граждан к процессу принятия решений в обществе, большому участию людей в жизни общества и устранению политических и правовых препятствий.


Ответственность – отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д. В праве объектом ответственности является закон. Идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание ответственности зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность ответственности отрицается (напр., в бихевиоризме Б.Скиннера). Свобода – одно из условий ответственности, ответственность – одно из проявлений свободы. В современных дискуссиях о свободе воли и детерминизме аналитические философы часто обсуждают моральную ответственность в смысле т.н. базовой заслуги. Имеется в виду та примитивная форма ответственности, которая предполагает, что любое действие морального агента можно оценить либо как порицаемое, либо как одобряемое, либо как нейтральное.
В этике ответственности мир принимается со всеми его недостатками, и потому приверженец такой этики уделяет особое внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за те последствия своих действий, которые должен или мог предвидеть. Как выражение моральности и основа действий ответственность отлична от убеждённости. Выделение «этики убеждения» и «этики ответственности» позволило М. Веберу разграничить два типа поведенческой ориентации. При том, что названные нормативно-поведенческие ориентации не противостоят, но взаимодополняют друг друга, между ними есть принципиальные различия. Этика убеждения – это абсолютная этика беззаветной устремлённости к совершенству; такова любая религиозная этика в её наиболее строгих определениях. Приверженец этой этики озабочен возвышенностью целей – и не берётся отвечать за характер результатов своих усилий. В этике ответственности мир принимается со всеми его недостатками, и потому её приверженец уделяет особенное внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за последствия своих действий, которые должен был бы предвидеть. Практический характер, ориентация на объективные результаты обусловливают особенную актуальность этики ответственности в рамках политической или хозяйственной деятельности.
В праве объектом ответственности является закон. Также в современной социальной теории и философии права ставится вопрос о «корпоративной ответственности», т.е. ответственности за действия, которые в их конкретности были совершены индивидами, но предопределены принадлежностью этих индивидов к институтам, организациям, государству и т.п. На этот счет существует точка зрения, опирающаяся на концепцию «первой причины» (first causes) и заключающаяся в представлении, что любые действия совершаются людьми, и они лично должны быть ответственны за их последствия. В случае, когда отрицательные последствия имеют действия (проекты) коллективных деятелей (институтов, корпораций, организаций), ответственность за них должны нести конкретные исполнители и руководители. Согласно другой точке зрения, корпоративный деятель ответствен в своих действиях как юридически признанное лицо, т.е. как такой субъект и агент, у которого есть намерения, мотивы и интересы, а также оговоренные в уставе, обусловленные заключенными договорами или взятыми обязательствами цели, права и обязанности.
Свобода – одно из условий ответственности, ответственность – одно из проявлений свободы.

Свобода и ответственность - это две стороны одной медали. Это два понятия, которые тесно переплетены между собой. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Чем больше свободы, тем больше ответственности.  Зигмунд Фрейд как-то сказал: "Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит".
Г.Л. Тульчинский: «Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот - я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода».
Виктор Франкл: "Свобода может вылиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности".

Виды свободы :

-Государственная свобода.
-Национальная свобода.
-Политическая свобода.
-Физическая свобода.
-Духовная свобода.
-Внутренняя свобода.

Виды ответственности:

-Юридическая.
-Моральная.
-Нравственная.
-Социальная.

Свобода (в общих чертах) – это возможность человека делать что-либо, руководствуясь собственными интересами и желаниями. Однако в рамках социальных отношений человек как биосоциальное существо априори не может действовать, исходя исключительно из собственных соображений, так как существуют определенные социальные нормы. Поэтому в социологии свобода понимается не как свобода действия, а скорее как свобода выбора желаемого поведения.
В таком случае ответственность подразумевается как ответственность за совершаемый выбор социального поведения. В широком смысле слова, ответственность – умение трезво оценивать свои действия и их последствия, при необходимости способность отвечать за свои слова или поступки. Ответственность можно характеризовать как средство самоконтроля. По мере того, как человек развивается в обществе, степень его ответственности усиливается. Причем с течением времени необходимость сделать выбор переходить с коллектива на конкретного индивида.
Индивидуальную ответственность - ответ за совершенный поступок или сделанный выбор совершает одно лицо. Пример: Даша разбила вазу во время игры в куклы, так как представляла, что куклы находятся в музее. Вина за разбитую вазу лежит на Даше, ровно как и ответственность за проступок. Коллективная ответственность. Пример: 9 "Б" массово прогулял урок литературы. Вина за сорванный урок лежит на целом классе.
Важно отметить, что самореализоваться в социуме в полной мере может только ответственная и свободная личность.

Проблема свободы и ответственности

Свобода личности определяется как способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря внешней свободе для такой деятельности. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выбирает, исходя лишь из желания субъекта (волюнтаризм), а воля, которая выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью (рационализм). Поэтому марксистская формула: «Свобода есть осознанная необходимость» не устарела и сегодня. Тезис Маркса о переходе человечества от предыстории к собственно истории, из «царства необходимости в царство свободы» нацеливает на поиск сил добра и справедливости. Люди должны пользоваться свободой не в ущерб обществу, другим людям. «Свободы полной, тотальной, абсолютной, — писал замечательный русский философ И.А. Ильин, - нет и быть не может». Свобода всех и каждого, как правило, возможна лишь при условии законного ограничения личного произвола везде, где этот произвол может ущемить права и интересы другого человека и общества. В русской национальной традиции ценили не произвол и своеволие, а духовную самодисциплину. «В нынешнем образе мира, — писал Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» — полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода — лишь в одолении себя и воли своей, так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда, во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему». В социальной философии понятие свободы конкретизируется: свобода экономическая, означающая свободу от эксплуатации; свобода политическая, гарантирующая реализацию личностью своих гражданских прав в демократическом обществе; свобода духовная, связанная со свободой выбора мировоззрения, идеологии, их пропагандой. В последнюю включается свобода совести — свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, быть атеистом.
«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». И в ст. 7: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Другое дело, - как выполняются государством эти конституционные основы. Во всеобщей декларации прав человека ООН говорится о том, что «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения».
В России конца XX—начала XXI веков мы живем в пору «свободы» криминальной, экономически спекулятивной, называемой рыночной. Люди, искалеченные нищетой и социальной распущенностью, пьянством и алкоголизмом, наркотиками, зомбированные и униженные, не способны ни утверждать, ни отстоять свободу и демократию. В таких условиях личность, в которой главное — ум, честность, высокое понимание долга, — вырождается. Гражданская свобода делается несвободой. Проблема несвободы личности в философии, социологии и психологии рассматривается через понятие отчуждения, связанное, с разделением труда, частной собственностью (отчужденный труд). В экзистенциализме (философии существования) отчуждение понимается как ощущение невыносимой заброшенности человека в чуждом ему враждебном мире - «одиночество в гуще людской» (Камю, Сартр), как разрыв индивида с социальной жизнью (Хайдеггер), как общее выражение социальной психопатологии современного мира (Фромм). Отчуждение описывается как явление, порождаемое господством над людьми вещей, товарно-денежных отношений, техники и технологии, как выражение несвободы личности, имеющей разные аспекты: экономический, политический, социальный, духовный. Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется на другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются производство и потребление, политические учреждения, образование, культура, здравоохранение. Наиболее остро отчуждение личности проявляется в современной России в результате реформ. В медицине отчуждение рассматривается как диагноз болезни общества.
Если обобщить духовное состояние нашего современника, то его можно характеризовать, по мнению психологов, тремя «взрывами»: взрывом информации, взрывом перемен и взрывом эмоций. Такое состояние личности и является деструктивным, оно ведет к фрустрации (расстройству, разрушению) личности, всех общественных институтов. Это состояние кризиса, стагнации (застоя), ведущее к депрессии личности. К разрушению личности приводят отрицательные эмоции, физиологический и психологический стресс (англ. stress — давление, напряжение), возникающий в ситуациях информационных перегрузок, и эмоциональный, появляющийся в ситуациях угрозы, опасности, страха, обиды.
Развитие информационных технологий, влияющих на психику людей и разрушающих человеческое сознание, позволяет перейти к жесткому диктату над каждой отдельной личностью, использованию человека в определенных политических и других целях, в том числе преступных. Современная наука — волновая генетика — опытным путем доказала реальность словесного воздействия на человеческую генетику, как целительного, так и губительного. Вся наша личность несет в себе отпечатки услышанного и увиденного. Вторгаясь словом в генетику человека, можно изменять его личность, руководить его действиями. В медицине важно, чтобы слово с помощью технических средств не превратилось в агрессивную силу, а выполняло оздоровительную роль.
Конечно, состояние физического и духовного здоровья личности определяют и провоцируют, прежде всего, сами люди. Такие эмоции, как гнев, обида, страх, чувство унижения, оскорбленного человеческого достоинства и т.п. приводят человека к различным заболеваниям, опасным для здоровья и жизни поступкам.


                                         

                                      Заключение

Проанализировав собранный материал, я выяснила, что имея свободу мы не должны забывать про ответственность. Каждая личность имеет право на свободу. Она в праве сама выбирать как ей жить, и как поступать в различных ситуациях.
Ответственность служит своеобразной мерой, отделяющей свободу от произвола, так как свобода базируется на морали и праве.
На основании проделанной работы я попыталась выявить возможные причины появления проблем свободы и ответственности личности :

-  Страх людей перед ответственностью.
- Невольность людей, в выборе объективных условий своей деятельности.
-  Свобода имеет законные ограничения.
-  Ущемление прав и интересов другого человека и общества.

Изучив теоретический материал, я узнала, что свобода и ответственность личности - два понятия, которые тесно переплетены между собой. Свобода не может быть без ответственности, а ответственность без свободы.
Эти два понятия
занимают важное место во всём мире.
На данный момент свобода важна для каждого из нас.
Мы должны научиться правильно ей распоряжаться, и не ущемлять права других людей, только потому что, что мы считаем это не правильным, или нам это не нравится. Если же мы хоть как-то вмешиваемся или ущемляем права других людей, мы нарушаем их личную свободу. Личность в праве сама решать какой будет её свобода и ответственность, и если она не противоречит закону, то мы не можем ей указывать какой она может и должна быть.



               Список Интернет-сайтов

1)Гражданско-правовая ответственность -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
2) Свобода личности - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
3) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01beef80ca72acb7a42e9dbe
4)Ответственность -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
5)Свобода и ответственность -
http://humanitar.ru/page/10_ch4_10
6)Виды свободы -
https://fant-usas.at.ua/publ/chelovek/vidy_svobody/4-1-0-358
7)Свобода и ответственность -
https://www.psychologos.ru/articles/view/svoboda-i-otvetstvennost
8)Человек как личность. Свобода и ответственность личности -
https://works.doklad.ru/view/yMFfeVylaBg.html
9)Свобода и ответственность личности -
https://studme.org/1522012225904/filosofiya/svoboda_otvetstvennost_lichnosti
10)Проблемы свободы и ответственности личности -
https://studfile.net/preview/5178434/page:25/
11)Проблема свободы и ответственности -
https://texts.news/filosofiya-nauki-knigi/problema-svobodyi-otvetstvennosti-15927.html
12)Проблемы свободы и ответственности личности -
https://moluch.ru/archive/121/33595/












Опрос.

1)
 Считаете ли вы себя свободным человеком? [Приложение 1]

2)Считаете ли вы себя ответственным человеком? [Приложение 2]

3)Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества

[Приложение 3]

4)Можно ли считать человека, зависящего от наркотиков и спиртных напитков, свободным человеком? [Приложение 4]

5)Может ли быть свобода без ответственности? [Приложение 5]


[Приложение 1].

   [Приложение 2].



[Приложение 3].



[Приложение 4].

[Приложение 5].



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы"

Беседа с обучающимися, нуждающимися в особом педагогическом внимании. Тема: "Личная ответственность за свои поступки. Моральная и юридическая ответственность за нарушение нравственной нормы". Дан...

Толерантность-свобода в многообразии.

презентация к класному часу...

Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по обществознанию«Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»Тема: «Права и свободы ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА».Дисциплина: «Обществознание».Вид занятия: урок.Тип ...

Свобода конкуренции для будущего России

Разработка классного часа по теме "Свобода конкуренции для будущего России", классный час проводился со студентами 2 курса СПО...

Внеклассное мероприятие по теме: «Конституция РФ о единстве прав, свобод и обязанностей гражданина РФ»

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по  теме: "Конституция РФ о единстве прав, свобод и обязанностей гражданина РФ "Конституция РФ и нормативные акты о правах человека созданы для обеспе...

Личность. Определения личности. Формирование личности. Теории личности.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как...

Открытая беседа. "Свобода и ответственность"

Подвести обучающихся к осознанию  ответственности  за собственные поступки....