Статья по теме "Проектная деятельность на уроках иностранного языка"
статья

Водолазская Ирина Евгеньевна

В статье рассмотрен метод проектов на уроках иностранного (английского) языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»

(КГА ПОУ «ДВГГТК»)

 «Проектная деятельность

 на уроках иностранного языка»

Преподаватель                                            Водолазская И.Е.

Владивосток, 2024

Проектная деятельность на уроках английского языка

Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса.

         Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока. Использование мультимедиа на уроках английского языка – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания, так как информационно-коммуникативные технологии, являясь средством развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка, создают идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности обучающихся.

Используя мультимедийные средства, преподаватель   создаёт в классе атмосферу сотрудничества, стимулирует активность и творчество у обучающихся, формирует положительное отношение к учебной деятельности, развивает мотивацию, которая обеспечивает саморазвитие, самовоспитание личности обучающегося.

Использование таких технических средств как аудио, видео, компьютер, проектор помогает успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов образования.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является мультимедийная презентация с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком).  Такая презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы обучающихся при подготовке к уроку.

Изучение темы или раздела всегда заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы я объединяю и предлагаю своим студентам на завершающем каждую тему этапе создать мультимедийный проект.  При создании презентации у ребят появляется великолепная возможность систематизировать приобретенные знания и навыки, и применить их на практике; зарождается интерес к самостоятельной творческой работе, они осознают значимость результатов своей работы.  У учащихся формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В практике преподавания иностранного языка проектная методика нашла большое применение. Это обусловлено рядом причин, в том числе, таких как наличие поставленных проблем на каждом уроке, большое количество составления собственных монологических и диалогических высказываний, изучение страноведческого материала, анализ и сопоставление культур разных народов и стран. Метод проектов можно считать эффективным этапом в формировании критического мышления. В результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, демонстрирующий возможность и умение применять полученные результаты на практике.

В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой.  Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

На начальном этапе (организационном) очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:

- разумно определить временные рамки;

- продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

- обсудить план проекта;

- выбрать оптимальную форму презентации результатов.

         Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все студенты сразу и легко включаются в работу над проектом.  Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит основная работа преподавателя английского языка со своими студентами, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У учащихся  исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

Например, в работе над проектом "The house of my dream" – «Дом моей мечты» на начальных этапах учащиеся осваивают лексико-грамматический материал в рамках темы:  

Prepositions of place        

How to get to my place

Town, city, square, main, street

in the country/a big city/a small town

 near, not far from/far from, opposite, behind, next to

 in front of, in the middle of, on the right/left, between, at, on, in.        

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа преподавателя со студентом.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

В ходе подготовки к презентации студенты не только узнают новое, но и знакомятся с новыми лексическими единицами. Самостоятельный поиск, проработка слов при построении высказываний делают более качественным непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур.   В ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь решения сразу нескольких целей - расширить словарный запас учащихся, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника, повысить интерес к изучаемой дисциплине.

Рассмотренные образовательные технологии направлены, прежде всего, на повышение собственной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов.

Литература:

  1. Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина [Электронный ресурс] // collection.edu.ru/attach/17/11175.doc
  2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии, М., ОИЦ «Академия», 2019 – 225 с.
  3. Редько С.Г. Основы проектной деятельности: учебное пособие // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. СПБ, 2018 – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...

Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.

В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...

Статья "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИКТ"

Роль использования современных информационных технологий в преподавании иностранного языка в настоящее время чрезвычайно важна, актуальна и велика. Целью этих технологий в образовании является ус...

Статья на тему "Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС"

Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС  внедрил некоторые инновации  в структуру современного урока, где главной задачей является активизироват...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических за...