Учебная программа+ УМК
рабочая программа

Учебно-методические материалы по учебной дисциплине ОП.02. Психология созданы  Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon op.02_psihologiya.pdf502.28 КБ
Файл prakticheskie_do.docx1.71 МБ
Файл srs_doshkolnoe_obrazovanie.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

Учебно-методические материалы по учебной дисциплине

ОП.02 Психология

для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Составитель:

 Гиль Е.А., Бронникова М.В.

Психология. Учебно-методические материалы. / Гиль Е.А., Бронникова М.В. – Братск: ГБПОУ Иркутской области «Братский педагогический колледж», 2022. - с.

Сборник учебно-методических материалов содержит разработки для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации. Сборник  предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (очной и заочной формы обучения), а также для самостоятельного изучения. Материалы могут быть использованы педагогами для повышения квалификации.

Уважаемый студент!

Учебно-методические материалы по учебной дисциплине ОП.02. Психология созданы  Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

Приступая к изучению учебной дисциплины ОП.02. Психология Вы должны внимательно изучить вначале рабочую программу, общие и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы по изучению курса, далее список рекомендованной основной и вспомогательной литературы, интернет-ресурсы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

Наличие положительной оценки по практическим и самостоятельным работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на занятии по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

Содержание контроля результатов освоения дисциплины разработано на основе содержания теоретического блока, практических занятий, заданий для самостоятельного изучения.

По  итогам изучения дисциплины проводится итоговый вид контроля в виде экзамена. 

Если в ходе изучения дисциплины, у Вас возникают трудности или Вы пропустили занятия, то Вы всегда можете получить консультацию у преподавателя.        

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять знания по психологии при решении педагогических задач;
  • выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
  • основы психологии личности;
  • закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
  • возрастную периодизацию;
  • возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
  • особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
  • групповую динамику;
  • понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • основы психологии творчества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и

результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности

и отдельных занятий.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику,

интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных

мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших

школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного

учреждения, работающих с классом.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и

образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа  деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,

рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в

области начального общего образования.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ    РАБОТА

Тема: Психика как совокупность психических явлений, предмет, объект, развитие психологии как науки. Методы психологического исследования

Самостоятельная работа студента:  подготовить сообщение: «Отрасли психологии».                 

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Ответить на вопросы и осуществить в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических теорий. Описать словесно схему «Отрасли психологии» (по В.Г. Крысько).

 

Ответить на вопросы:

Какая отрасль психологии является фундаментальной?

На какие группы можно разделить отрасли современной психологии?

 

Форма представления: сообщение «Отрасли психологии».                 

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Тема: Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности

Самостоятельная работа студента: подготовить реферат по теме «Структура личности по З. Фрейду, А.В.Петровскому»

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу по данной теме и изучить требования к написанию реферата (структура, план, основная часть, литература). Рассмотрите основные принципы и положения психологических теорий личности. Опишите теорию личности классика отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейна,  охарактеризуйте понятие «личность» согласно основным зарубежным теоретическим подходам - психодинамическому направлению по З. Фрейду.

Форма представления: реферат по теме «Структура личности по З. Фрейду, А.В.Петровскому»

 

Рекомендуемая литература:

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1999.
  2. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. – с.178 – 198.
  3. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. – Ростов н/Д. – 1993.
  4. http://www.alleng.ru/d/psy/psy088.htm
  5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rogov/index.php
  6. http://www.psychology.ru/Library

   

Тема: Внимание. Виды внимания, его свойства и качества. Расстройства внимания

Самостоятельная работа студента:  Подбор упражнений на развитие всех видов и свойств внимания

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Внимание нужно развивать с самого детства и на протяжении всей жизни. Тем самым человек продолжает совершенствоваться и дает себе дополнительный рост. Чтобы этот рост не прекращался, подбери лучшие упражнения на развитие внимания.

Вспомни, какие виды внимания существуют, подбери для развития каждого вида внимания упражнение или игру

Форма представления: картотека упражнений на развитие видов внимания

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Тема: Память, представления памяти. Виды памяти. Процесс памяти.

Самостоятельная работа студента: Подбор мнемических приемов  и упражнений на развитие видов памяти

Методические указания: Многие люди убеждены, что у них от природы плохая память и с этим ничего нельзя сделать. Но это утверждение можно сравнить с тем, что человеку лень сходить в фитнес-клуб, поэтому он в плохой физической форме. Нашу память, как и мышцы, можно прокачать с помощью простых упражнений, которые подойдут как взрослым, так и детям. Уже через месяц активных тренировок вы увидите заметные изменения в своей памяти.

Вспомни, какие виды памяти существуют, подбери для развития каждого вида памяти упражнение или игру

Форма представления: составления картотеки по развитию памяти

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Тема: Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Типы и виды мышления

Самостоятельная работа студента: Подбор упражнений на развитие мыслительных операций

Методические указания: Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции, которые очень важны для развития личности.

Подбери несколько упражнения для развития мышления.

Форма представления: картотека упражнений для развития мышления.

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Тема: Воля, волевое усилие, волевое действие.Этапы сложного волевого действия.

Самостоятельная работа студента: Изучение волевых качеств личности.

Методические указания: Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название ``волевые качества''. К основным, базовым волевым качествам личности, относятся :

  • целеустремленность,
  • инициативность,
  • решительность,
  • настойчивость,
  • выдержка,
  • дисциплинированность.

Используя интернет ссылки, или другую литературу  пройди тестирование по изучению основных волевых качеств личности.  Запиши результаты тестирования, проанализируй их, напиши краткую характеристику волевых качеств личности, имеющего такие результаты.

  1. тест на целеустремленность

https://testometrika.com/personality-and-temper/how-you-motivated-people/

  1. тест на инициативность

https://testometrika.com/business/how-are-you-proactive-at-work/

  1. тест на решительность

https://testometrika.com/personality-and-temper/are-you-determined/

  1. тест на настойчивость

https://testometrika.com/society/how-are-you-persistent/

  1. тест на выдержку

https://testometrika.com/diagnosis-of-abnormalities/evaluation-of-neuropsychic-stability/

  1. тест на дисциплинированность

https://pharmedu.ru/publication/test-na-disciplinirovannost-projdite-vsem-kollektivom-apteki

Форма представления: характеристика человека, опираясь на результаты диагностики его волевых качеств 

Рекомендуемая литература:

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.

2.        Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Тема: Темперамент, историческое содержание терминологии в учении о темпераменте, типы темперамента, из психологические характеристики. Характер как система отношений, черты характера, характер и темперамент.

 

Самостоятельная работа студента: подготовить сообщение «Учение о характере в истории психологии»

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Ответить на вопросы и осуществить в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций.

Рекомендуемый план сообщения:

  1. Характерология это..
  2. Физиогномика. Ее влияние на формирование характера
  3. Взгляды Аристотеля и Платона на характер человека
  4. Исследования психолога Э. Клери
  5. Вклад Э.Кречмера в развитие характерологии

Форма представления: сообщение «Учение о характере в истории психологии»

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.
  4. https://rsv.ru/blog/6-uprazhnenij-dlya-razvitiya-pamyati/
  5. igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_myshleniya.pdf
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/logicheskie-igry-i-uprazhnenija-kak-sredstvo-myslitelnyh-operacii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Тема: Предмет и задачи возрастной психологии. Возрастная периодизация.

Самостоятельная работа студента: Составление таблицы «Основные положения теорий психического развития»

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Использовать теории следующих авторов: З. Фрейд, Ж.Пиаже, Э.Эриксон

Теория

Автор

Метод

Факты

Теоретические взгляды

Сильные стороны

Слабые стороны


Форма представления: таблица «Основные положения теорий психического развития»

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Тема: особенности развития познавательной и личносто-мотивационной сферы в раннем детстве. Кризис трех лет

Самостоятельная работа студента:  Подготовка сравнительного анализа особенностей кризиса первого года жизни и  трех лет.

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу.

  1. Заполните сравнительную характеристику кризисов первого года и трех лет
  2. Напишите рекомендации для родителей «Что делать в период кризиса 1 года и 3 лет?»

Основные отличия кризисов 1 и 3 лет

Схожие черты кризисов 1 и 3 лет

Форма представления: заполнение таблицы «Кризис 1 и 3 лет», написание рекомендаций родителям

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Тема: Особенности развития познавательной и личносто-мотивационной сферы  ребенка дошкольника

Самостоятельная работа студента:  Разработка проекта книги «Мой ребенок-трехлетка»

Методические указания:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и  собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи,  песни о детях раннего возраста; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей; картинки, фотографии  с детьми; игры для детей раннего возраста);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

- высказывания о ребёнке;

- стихи, песня о данном возрасте;

- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первое открытие», «Первая шалость» или «Первые желания»), воспоминания о данном возрасте;

- дополнительная информация о данном возрасте;

- советы для родителей по воспитанию;

- игры для детей двух – трёхлеток и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

- список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

 

Форма представления: презентация проекта книги «Мой ребенок-трехлетка»

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Тема: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, ее компоненты

Самостоятельная работа студента: Подобрать методики для диагностики психологической готовности ребенка к школе.

Методические указания: выполните задание в форме краткого изложения  результатов научного исследования в письменном виде, изучив литературу и ответив на вопросы.

Перечислите по три – пять (на ваш выбор) диагностик по каждой группе с обязательным указанием названия, автора, цели, возраста и необходимых условий проведения.

 Форма представления: картотека диагностик по подготовки детей к школе

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

 

Тема: Учебная деятельность как ведущая деятельностьу младшего школьника

Самостоятельная работа студента: Подготовить сообщение « Игра в жизни младшего школьника»

Методические указания: Игра как особая форма активности занимает в жизни ребенка центральное место. Этот тезис обычно относят к дошкольному возрасту, что с точки зрения игры как ведущей деятельности правомерно. Однако и в младшем школьном возрасте, играя, ребенок решает стоящую перед ним задачу развития, свойственную уже данному возрасту.

Твоя задача в своем сообщении доказать, что в младшем школьном возрасте, игра  занимает активную позицию в жизни ребенка.

Форма представления: сообщение « Игра в жизни младшего школьника»

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.
  4. https://studme.org/88072/psihologiya/igra_zhizni_mladshego_shkolnika

Тема: Учебная деятельность как ведущая деятельностьу младшего школьника

Самостоятельная работа студента: Подготовить сообщение «Повышение мотивации к обучению в школе»

Методические указания: для выполнения этого задания, изучи рекомендуемую литературу.

В своем сообщении объясни, чем отличается внутренняя и внешняя мотивации. Причины снижения мотивации к обучению.

Проанализируй ошибки родителей, сформулируй правила поведения родителей для повышения мотивации к обучению детей

Форма представления: сообщение «Повышение мотивации к обучению в школе»

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Тема: Социальная ситуация развития в юношеском возрасте, Ведущий вид деятельности, определение жизненного пути, выбор профессии

Самостоятельная работа студента: Подготовка сообщения «Проблема выбора профессии»

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Выполнить терминологический диктант. Ответить на вопросы в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических положений;

Изучить литературу по списку для подготовки сообщения:

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 456 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – с. 321 – 327.
  4. Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. - 2009. - №1. - с. 19-26.
  5. http://www.alleng.ru/d/psy/psy088.htm

Форма представления: сообщение «Проблема выбора профессии»

Тема: Групповая динамика.

Самостоятельная работа студента: Составление рекомендаций по формированию воспитателем благоприятного психологического климата в группе ДОУ

Методические указания: Одно из условий эмоционального благополучия ребёнка – это создание позитивного психологического климата в группе ДОУ.

Воспитатель должен уметь работать и с одаренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями, и с детьми различных национальностей. То есть создать позитивный психологический климат, учитывая особенности развития детей.

В своем сообщении отразите значимость благоприятного психологического климата в группе; опиши способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в детском коллективе

Форма представления: рекомендации по формированию воспитателем благоприятного психологического климата в группе ДОУ в письменном виде

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Тема: Развитие общения на разных возрастных этапах. Роль общения в психическом развитии человека. Понятие и виды общения. Общение детей со сверстниками и взрослыми на разных возрастных этапах

 Самостоятельная работа студента: Подбор методов диагностики коммуникативных умений детей

Методические указания: В наши дни процесс формирования коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Именно коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность, позволяя учитывать позиции других людей, формируют умение слушать, вступать в диалог, выстраивать взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

Подбери несколько методов диагностики коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Форма представления: картотека методов диагностики коммуникативных умений детей

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.
  4. https://infourok.ru/diagnostika-kommunikativnih-sposobnostey-rebenka-3351849.html

Тема:  Особенности группового поведения в дошкольном и школьном возрасте

Самостоятельная работа студента: Анализ проведенного наблюдения за поведением ребенка в группе сверстников

Методические указания: Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трактуется как основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.

 Прочитайте ситуацию,  проанализируйте поведение Гриши, его особенности взаимодействия с другими детьми, используя критерии: проявление лидерских качеств, особенности общения со сверстниками, эмоциональный фон общения

«Грише 6 лет. Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша, Миша и Соня играли вместе, спрашивали совет друг у друга. Гриша старался всеми руководить. Гриша попросил изобразить знак для этого дома. После похвалы воспитателя, Гриша реагирует положительными эмоциями, говоря «Молодцы, ребята!».

Форма представления: Составление характеристики поведения ребенка со сверстниками (устно)

Тема: Понятие и причины социальной дезадаптации и девиантного поведения. Типология и причины детско-подростковой  социальной дезадаптации и девиации

Самостоятельная работа студента: Составление рекомендаций для родителей детей с девиантным поведением

Методические указания: Девиантное поведение (отклоняющее поведение, социальная девиация) – это поведение человека (группы), противоречащее утвержденным в обществе стандартам. Оно может быть рассмотрено и как сочетание поступков, которые отличаются от действий большинства других людей или не удовлетворяют социальным ожиданиям.

Подумай об особенностях поведения ребенка в подростковый период. Как складываются взаимоотношения между детьми и родителями в этот период?

Сформулируй рекомендации для родителей детей с девиантным  поведением.

Форма представления: рекомендации для родителей детей с девиантным  поведением.

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Тема: Предупреждение социальной дезадаптации и девиантного поведения детей и подростков

Самостоятельная работа студента: Подбор методов диагностики социальной дезадаптации и девиантного поведения

Методические указания: Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с определенной нормой. Девиантным называется поведение, отклоняющееся от правильной линии, от должного направления под влиянием каких-либо внешних причин.

Запишите, при помощи, каких методов можно диагностировать социальную дезадаптацию и девиантное поведение у детей подросткового возраста

Форма представления: картотека методов диагностики социальной дезадаптации и девиантного поведения

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Тема: творчество и творческая деятельность в образовательном процессе

Самостоятельная работа студента: Подготовить эссе по теме «Творчество в профессиональной деятельности педагога»

Методические указания: Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку, как и сознание, мышление, воображение.

Творчество в профессии педагога что это, и насколько оно важно для образовательного процесса?

Напиши эссе на эту тему «Творчество в профессиональной деятельности педагога»

Форма представления: эссе по теме «Творчество в профессиональной деятельности педагога»

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :        - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...

Учебная программа учебной практики

Программа по профессиональным модулям ученой практики...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...

Учебная программа дисциплины: "Основы учебно-исследовательской деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  (далее – ФГОС) по специальности: 44. 02...

Рабочая учебная программа учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей: 26.02.03 "Судовождение" 26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок" 26.02.06 "Эксплуатация судового электрообо

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисц...

Рабочая учебная программа учебной практики

Рабочая учебная программа по профессиональному циклу: учебной практики и производственной практики ПМ.01 Выполнение штукатурных работ УП 01.01/ ПП 01.01;  ПМ 03. Выполнение малярных работ УП 03.0...

Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.

07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы  содержание предмета, ф...