Проблема изучения сложного предложения с разными видами связи
методическая разработка

Бочкова Ирина Валерьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова

Проблема изучения сложного предложения с разными видами связи

   Методическая разработка посвящена проблеме изучения сложного предложения с разными видами связи и расширения знаний по культуре речи учащихся.

  Сложное предложение - одна из основных тем курса русского языка в девятом классе, которая представляет для учащихся наибольшую трудность. Избранный автором подход в изучении сложного предложения позволяет сложный для учащихся материал сделать доступным. Знания и умения, полученные учащимися в этом разделе, помогут в дальнейшем изучить структуру сложного предложения правильно расставлять знаки препинания в нём.

  Она поможет ему в разработке уроков по темам « Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», « Бессоюзное предложение»,« Сложное предложение с различными видами связи».

  Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем.Практика работы показывает, что задания на определение типа сложного предложения, его границ, количества грамматических основ вызывают большие затруднения у обучающихся. Разрешение трудностей создавшейся ситуации вижу через лингвистический анализ предложения и индивидуально-дифференцированную работу с учащимися

Знакомство со структурой предложения начинается еще в начальной школе. Там ученик получает основное синтаксическое понятие - «грамматическая основа предложения».

  Для усвоения синтаксических понятий на основе изучения взаимосвязи их признаков необходимы методы и подходы, обеспечивающие успех в обучении. Одним из таких подходов считаю спиральный, который дает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, а структурная схема позволяет использовать объяснительно-иллюстративный и исследовательский методы. Это позволяет словесный материал предложения сжать с помощью графических обозначений в схему с указанием осложняющего компонента простого предложения в составе сложного, что серьезным образом повышает пунктуационную грамотность и без особого труда позволяет запомнить теоретические сведения.

  Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений.

  Итак, синтаксису в современной лингвистике уделяется огромное значение, многие взгляды на вопросы синтаксиса, его места в грамматике, языке и речи, классификации синтаксических единиц пересматриваются. Хочется так же, чтобы и в технологии преподавания русского языка вопросам синтаксиса уделялось не менее внимания.

Выделяются следующие синтаксические единицы «объекты» синтаксиса: словосочетание, предложение и сложное предложение.

  Традиционное для русской синтаксической науки понимание синтаксических объектов характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложным предложением называется синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, связанные между собой синтаксической связью.                                                          

   Сложное предложение отличается от простого, прежде всего характером образующих его компонентов. Компонентами, образующими простое предложение, являются определённые классы словоформ или лексически не заменяемые словоформы. Таким образом, синтаксическая природа компонентов простого предложения радикально отличается от синтаксической природы образуемого ими синтаксического построения.

  Сложное предложение состоит из компонентов, которые в большей или меньшей степени обладают свойствами простых предложений и, таким образом, по своей синтаксической природе не противостоят так резко образуемому ими целому – сложному предложению.

Общность синтаксической природы компонентов и образуемого ими целого сближает сложное предложение со словосочетанием, которое выполняет ту же функцию, что и его компоненты – слова или словоформы – и по своей синтаксической природе не противостоит им.

Обязательным и конструирующим признаком компонентов сложного предложения является то, что они обладают категорией предикативности, соответственно, предикативными единицами.

Структурная схема сложного предложения включает следующие четыре класса необходимых характеристик:

1) потенциальный количественный состав сложного предложения (или открытость/ закрытость его структуры);

2) синтаксическая связь между компонентами и средства её выражения;

3) порядок компонентов, т.е. их расположение относительно друг друга;

4) особенности семантического наполнения, строения и лексического состава компонентов.

   Всё сказанное позволяет определить сложное предложение как сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения.

   Разнообразие взглядов в филологии делает задачу методистов сложной: необходимо выбрать наиболее походящее научное понятие (и современное, и общепризнанное), и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы. Поэтому существует несколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» в школе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении.

  Сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств  связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции): интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи). Синтаксические упражнения, которые включают в себя работу, как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это:

-отграничение одних синтаксических структур от других;

-определение структуры данной синтаксической единицы;

-нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

-составление схем предложений;

-составление предложений по схемам;

-составление предложений указанной структуры;

-полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений. Основная цель методики преподавание русского языка – освоение учениками общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.

На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащимися предложений с использованием всех союзов, приведённых в таблице.

 Типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание:

 а) пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами;

 б) постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение;

в) речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом
«многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы;

 г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической необходимости) повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов и обозначающих последовательность действий».

Знакомство со сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении со сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительной связью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения». Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов.

При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока». Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений.

  Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том, что при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложениях  распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно.

  Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление к ним схем содействуют и развитию логического мышления.

  На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся).

  В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования». Так же Текучёв даёт подробное описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью».

  Как в простом предложении член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном, каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение.

В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения». Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме).

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу практического применения некоторых приёмов и упражнений по изучению темы «Сложное предложение». Так, в частности, известный советский методист Текучёв А.В. предлагает при изучении предложений с различными видами связи разбирать удачные и не удачные конструкции сложных предложений, используя собственные сочинения учеников.

Современные исследования психологии подростков позволяют сделать вывод о частичной неправильности такого приёма. Лучшие работы можно брать для примера, а с неудачными – следует быть осторожнее, так как ненароком можно нанести травму ещё не окрепшей психике взрослеющего человека. Указывая на ошибки, учитель должен применить всё своё чувство такта.

Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначала на примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затем открыть и прочитать учебник.

Русский язык и его правила необходимо учить, как таблицу умножения, несмотря на гуманитарность (неточность) дисциплины, на большое количество нюансов и исключений из правил. Когда понятие укорениться в голове каждого ребенка, тогда можно приступить к рассмотрению частностей. А потому не будет лишним каждому (в зависимости от количества человек в классе) повторить вслух по очереди изучаемое правило. Сначала, или если ученики не приучены к такой работе, будет казаться смешным неоднократное повторение. Но, однако, в сочетании с самостоятельной проработкой примеров можно получить хороший результат.

  Формы и методы обучения русскому языку взаимосвязаны и реализуются на практике в различных сочетаниях. В своей работе я применяю как традиционные, так и современные методы обучения русскому языку.

1.Индивидуально-дифференцированный подход - разделение учащихся на группы: сильные, средние, слабые; работа в парах.

Индивидуально-дифференцированный подход необходим в обучении учащихся, т.к. он дает возможность подобрать задания по уровню усвоенного материала. Это позволяет учащимся 1группы работать над предложениями повышенной сложности, а двум другим группам повысить уровень знаний. (См. приложение). Даже самые слабые учащиеся хотят получить индивидуальное задание и верят в то, что они с ним справятся. Таким образом, создается ситуация успеха, так необходимая для учебной мотивации, которой уже почти нет в 9 классах.

2. Репродуктивный метод заключается в выполнении учеником действий по образцу. Он решает конкретные учебные задачи и позволяет улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность.

Очень важно, чтобы учащиеся четко знали признаки предложений и по ним могли определить, о каком предложении идет речь.

Работа проводится в форме игры и заключается в том, что учитель называет признаки, а учащиеся оценивают информацию и на основе этого указывают ( или не указывают) вид предложений. Как показывает опыт, работа по оценке информации хорошо помогает учащимся усвоить признаки сложного предложения, поэтому ее следует проводить при изучении не только этого раздела, но и всех последующих, в которых рассматривается сложное предложение. К тому же эта работа вызывает большой интерес у детей как вид деятельности ученика и учителя и позволяет разнообразить урок.

3.Объяснительно-иллюстративный метод используется при изучении и закреплении нового материала. Передача содержания понятия идет через схему с последующим пояснением. Использую в своей работе структурные схемы. Считаю это оправданным, потому что ученик зрительно через анализ схем видит разницу в структуре предложения.

Правильная постановка учеником знаков препинания связана с умением его выполнять нужные операции в определенной последовательности. В своей работе при анализе предложения использую следующую схему:

1. Прочитайте предложение.

2. Найдите грамматические основы.

3. Укажите количество простых предложений в составе сложного предложения цифрами.

4. Найдите осложняющий компонент каждого предложения (если есть).

5. Определите, чем связываются простые предложения в составе сложного.

6. Составьте схему, указав осложняющие компоненты в частях предложений.

7. Дайте характеристику каждому простому предложению в составе сложного по односоставности и двусоставности , по наличию осложняющего компонента.

4. Для совершенствования учебного процесса используются компьютерные технологии. Это позволяет

-интенсифицировать формы и методы обучения;

-повысить мотивацию обучения за счет своевременного контроля вызвать интерес к изучаемому предмету.

5. Исследовательский метод заключается в самостоятельном поиске учащихся предложений к заданным схемам.

Своевременная диагностика изученности материала и анализ пробелов в обучении

позволяет провести необходимую коррекцию в знаниях, спланировав своевременно

индивидуальную работу с учащимися по восстановлению неосвоенного материала с последующим контролем.

-устная работа, которая в свою очередь разделяется на устный (ответ одного ученика у доски) и фронтальные опросы;

-письменная работа, куда входит самостоятельная работа, тест, сочинение.

Промежуточная диагностика и детальный анализ ошибок дает материал для последующей индивидуальной работы и позволяет повысить уровень усвоения изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сложных предложений

Презентация по теме "Виды сложных  предложений". Сложные предложения делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Презентация поможет при подготовке к ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения" (10-11кл.)

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме:"Бессоюзные сложные предложения"....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

урок русского языка по теме: "Сложные предложения с различными видами связи"

laquo;ЕУРАЗИЯ ГУМАНИТАРЛЫҚ ИНСТИТУТЫНЫҢ КОЛЛЕДЖІ» мекемесіУчреждение «КОЛЛЕДЖ ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА» (білім беру ұйымының атауы /наименование организации образова...

презентация к уроку "Сложные предложения с различными видами связи"

презентация к уроку "Сложные предложения с различными видами связи"...

Проверочная работа "Сложные предложения с разными видами связи. 9 класс".

Цель: проверить умение находить сложные предложения с разными видами синтаксической связи, расставлять в них знаки препинания, выполнять синтаксический разбор таких предложений....