Применение репродуктивного (наглядного) метода в обучении английскому языку
статья

Лапина Ольга Анатольевна

Обучение иностранному языку невозможно без применения оптимальных методов и использования специфических средств. Помимо того, что методы и средства обучения иностранному языку должны быть эффективными, они должны соответствовать учебно-методическому обеспечению процесса обучения, определенному федеральным государственным образовательным стандартом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_reproduktivnogo.docx152.33 КБ

Предварительный просмотр:

Применение репродуктивного (наглядного) метода в обучении английскому языку

Обучение иностранному языку невозможно без применения оптимальных методов и использования специфических средств. Помимо того, что методы и средства обучения иностранному языку должны быть эффективными, они должны соответствовать учебно-методическому обеспечению процесса обучения, определенному федеральным государственным образовательным стандартом.

Использование конкретных учебных методов и средств должно быть определено учебным планом, учебной программой, выбором УМК и учебных пособий. Существует несколько традиционных методов обучения иностранному языку, применение каждого из которых решает разные задачи в процессе обучения иностранному языку.

Применение наглядного (репродуктивного) метода эффективно на всех этапах обучения иностранному языку. Если на начальном этапе это может быть работа с карточками, куклами, постерами, играми и т.д., то для обучающихся более старшего возраста возможно использование графических средств (таблиц, схем, кроссвордов), аудио и видеоматериалов, компьютерных обучающих программ, ролевых игр и прочего. Использование репродуктивных (наглядных) методов предполагает, что материал, предлагаемый учителем на уроке, должен быть воспринят обучающимися, закреплен разными наглядными средствами и активными действиями и в итоге усвоен и воспроизведен.

В процессе применения репродуктивного метода тренируется память, и приобретаются новые знания, однако не развивается творческое мышление.

Следует заметить, что сам факт использования того или иного УМК в процессе преподавания иностранного языка является применением репродуктивно-наглядного метода, поскольку именно УМК формирует логику изучения материала, в наглядной форме его представляет, и прописывает требования к формам итоговой проверки. Все остальные методы, как бы активно и эффективно они не использовались – являются лишь вспомогательными при обучении иностранным языкам.

На разных этапах обучения английскому языку могут применяться разные способы репродуктивного (наглядного) метода.

На начальном этапе обучения английскому языку применение репродуктивного метода – обязательно, поскольку он предполагает, что для восприятия нового материала дети должны повторять лексику и грамматические структуры за педагогом сначала коллективно, а затем индивидуально, чтобы сформировать правильное произношение. Применение наглядного (репродуктивного) метода в работе с английским языком должно быть отражено в учебных материалах Student’s Book, Workbook, Language Portfolio, Picture Flashcards, Posters and so on. Материал должен прорабатываться в комплексе упражнений и заданий, развивающих умение и навык слушать, понимать и говорить на английском языке. Акцент должен быть сделан, прежде всего, на разговорную речь и пополнение запаса слов. Темы должны формировать заинтересованность обучающихся в изучении английского языка. Задача учителя – дать основной лексический материал по темам: Family, Friends, School, Room, Pets, Food, Birthday, Animals, Holidays, Toys, A working day, Tasty treats, At the zoo, Where were

Наглядные предметы, карточки, кубики, игрушки и т.д. эффективно использовать при преподавании английского языка в начальной школе. Например, для запоминания английского алфавита можно использовать ярко иллюстрированные плакаты и карточки.

Уou yesterday, Tell the tale, Days to remember, Places to go, and so on. Для

отработки лексики этих тем учитель должен предложить обучающимся составить Portfolio.
Лингвострановедческую тему учитель должен начинать с общего ознакомления с культурой Great Britain и Russia, лучше, если это будет характеристика традиций двух стран в сравнении. Интересные темы на начальном уровне изучения английского языка можно рассмотреть в теме Fun at school.

При применении наглядного метода учитель должен вводить новую лексику используя визуальные опоры и отрабатывать ее с обучающимися на упражнениях и в игровой форме. Также новая лексика успешно отрабатывается при использовании Total Physical Response в процессе прослушивания и многократного повторения песен, рифмовок и других аудиовизуальных материалов. Репродуктивно-наглядный метод предполагает, что в процессе отработки лексики на начальном этапе будут применяться Picture Flashcards. В процессе работы с аудио и визуальными материалами под контролем учителя должны отрабатываться фонетические навыки обучающихся.

Например, при работе с Picture Flashcards обучающиеся должны научиться задавать простые вопросы: Who’s this? What’s this? What colour is ...? и т.д. Итогом отработки каждой темы в начальном курсе обучения иностранному языку в рамках репродуктивного метода учитель должен провести с обучающимися рефлексивное занятие Now I know, по результатам которого он оценит, насколько успешным было усвоение изученного материала и есть ли необходимость повторной проработки материала.

На среднем этапе обучения английскому языку репродуктивный (наглядный метод) применяется для того, чтобы сформировать у обучающихся системное представление о языке и отработать навыки правильного говорения, грамматического и стилистического построения высказывания на английском языке. Именно с этой целью любой УМК по английскому языку, тем более рекомендованный для реализации программ общего и среднего образования, содержит материалы наглядного и репродуктивного характера: Student’s Book, Workbook, Language Portfolio, Teacher’s Book, Picture Flashcards, Posters, Class CD, Student’s CD, DVD-video.

В процессе перехода от 5 до 9 класса постепенно меняются формы использования этого метода в процессе преподавания английского языка. Если в 5 классе происходит повторение и закрепление материала, отработанного в начальной школе или новое его освоение для тех, кто только начал изучение английского языка, то к 9 классу основной упор делается не столько на освоение новых лексико-грамматических форм, сколько на речевую деятельность. Тем не менее, лексико-грамматический материал в процессе обучения английскому языку должен отрабатываться при изучении каждой темы в виде заданий учителя Writing Skills, Vocabulary, Speaking, Grammar in Use, English in Use and so on. Все они отрабатываются в темах для изучения на уроке Staying Safe, Life and Living, Town, Community, Challenge and so on. Эти темы в той или иной форме повторяются от 5 до 9 класса. Например, в содержании занятия в 5 классе предлагается English in Use рассмотрение темы, посвященной английскому речевому этикету, то в 8–9 классе это занятие посвящено наиболее сложным языковым средствам английского языка.

Таким образом, именно использование репродуктивно-наглядного метода в сочетании с другими технологиями позволяет обучающемуся освоить английский язык в достаточной для общения форме.

В старшей школе использование репродуктивно-наглядного метода не теряет своей актуальности. Конечно, коммуникативный подход к обучению английского языка перенес некоторые акценты работы на уроке с традиционных форм работы на коммуникативные, однако для формирования целостного представления об английском языке, правильного и грамотного говорения недостаточно только играть, говорить, и соревноваться. Необходимы наглядные грамматические опоры, которые формируют структуру и фундаментальность знания английского языка и на базовом и на профильном уровне обучения. УМК по английскому языку в старшей школе должно включать те основные и дополнительные материалы, что и УМК начальной и средней школы. Помимо Student’s Book, должна быть представлена Workbook, которая поддерживает тематику и грамматико-лексический ряд учебника. Для обучающихся старших классов является обязательным составление Language Portfolio. Портфолио, представленное в учебных материалах, содержит как раз тот материал, который должен быть отражен в личном портфолио с использованием лексико-грамматического материала курса. Teacher’s Book должна содержать подробное описание и методику работы с обучающимися старшей школы по английскому языку.

Именно репродуктивно-наглядный метод диктует логику отработки материалов темы через отдельные разделы, которые должны быть рассмотрены на уроке. Разделы Grammar в старшей школе, должны содержать информацию о таких грамматических конструкциях, которые могут быть использованы в разговорной и деловой речи носителей языка. Они должны подготовить школьника к возможности понимания контекста произнесенного выражения. Listening на основе материалов, предоставленных учителем на занятии, должны формировать навык на слух понимать несложную неадаптированную речь. Pronunciation помогает обучающимся продолжать отрабатывать правильный звуковой ряд фонетики английского языка. И, наконец, один из важнейших разделов обучения английскому языку – раздел Speaking, который учителю следует включать в каждое занятие, должен быть строго контролируем преподавателем.
Репродуктивно-наглядный метод обучения английскому языку на старшей ступени обучения в школе должен включать и другие разделы – Vocabulary, Reading, Further Writing Practice, Literature section and so on.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-метода при обучении английского языка

С введением нового подхода к обучению иностранным языкам возникла необходимость появления активных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-мет...

Наглядные методы производственного обучения.

Подымается вопрос о наглядности обучения....

Проектный метод обучения английскому языку

Использование проектных методов обучения английскому языку...

Игровой метод в обучении английскому языку.

Здесь рассматривается игровой метод , как очень эффективный метод в обучении английскому языку с приведением примеров игр и рассмотрение метода с точки эффективности выполнения основных задач в обучаю...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваетя роль информационных технологий в образовательном процессе, в частности в преподавании английского языка. Приведены ссылки таких информационных технологий, как подкасты, ин...

КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вар...

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается проблема актуальности применения смешанного обучения в современном образовательном процессе, а также использование современных онлайн-платформ в рамках модели смешанного обучения в пре...