Урок – закрепление по теме « Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных » .
план-конспект урока

Вершинина Надежда Николаевна

Урок в 7 классе по теме "Правописание Н и НН в причастиях о  отглагольных прилагательных ".Закрепление знаний, умений и навыков по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 7 классе80.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

                                                       Вершинина Надежда Николаевна

                                                                МБОУ « Лицей  №41 г. Владивостока»

Дата: 21 . 11. 2023

Класс: 7 «Б»

Урок – закрепление   по  теме « Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных » .

Цели урока:

1.систематизировать знание учащихся  теме "Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных";

2. закрепить знания о правописании НН и Н в  суффиксах причасти суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;

3. отработать  навыки распознавания  омонимичных причастиями и отглагольными прилагательными.

4.развивать творческие способности  учащихся и прививать   любви к русскому языку.

 Задачи урока:  

1.систематизация  знаний   правописания -н- и -нн- в причастиях и отглагольных формах;

2. закрепление умения правописания -н- и –нн- в причастиях;

3. формирование умения различать отглагольные прилагательные;   4.формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия     и правильно писать –н- и –нн- в суффиксах;

5. развитие познавательного интереса к предмету

Ход урока

 1.0ргмомент. Цели и задачи урока.

 - Сегодня на уроке мы  обобщим полученные сведения о правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

2. Актуализация знаний. ( запись на доске)

-Найди «четвёртое лишнее» и объясните  свой выбор:

( работа по рядам, к доске приглашают 3 человек, остальные ученики  записывают свой вариант, графически обозначают орфограмму )

1.ряд

2.ряд

3.ряд

бешеный

мощеный

ветреный ( прилагательное отыменное)

соленый

жжёный  ( кофе)( от .прилагательное)

соленные ( мамой огурцы)

испечённый калач

фаршированный мясом баклажан

Выращенные

Замороженные

протоптанные

купленные( нет приставки)

Выводы: ( предполагаемый ответ)

Для того чтобы правильно написать суффикс нн/н-  в причастиях и отглагольных прилагательных , надо :

- уметь распознавать части речи;

- уметь определять способ образования слова;

-  уметь разбирать слова по составу , видеть приставки и суффиксы, кроме нн/н;

- знать правила  и слова- исключения.

3.Систематизация знаний  по теме «Правописание одной и двух букв в н в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях »

Заполнить таблицу .( Теория, правило) .Дополнить таблицу примерами :

Отреза…ые , законче….а ( вовремя статья)    , трениров….ые  ,беш..ый (зверь), купле…ые (книги),несея..ые (семена), жела..ый ,посажё…ый отец,  жаре….ая в сметане картошка.( выполняет каждый ученик)

Правописание –НН

Правописание –Н-

1.Есть ..

Исключения: клеваный

1

2.

2

3.

Исключение: раненый

3

4.Есть ..

4. Исключения:

ПрощЁное воскресенье .( религиозный праздник)

5 .Исключения: священный, нежданный…

  Проверка . (Примерный ответ)

4. Запишите предложения. Почему разное написание слов  «изысканны» и « изысканы» в предложениях ?( Работа у доски двух учеников)

1)На приеме у губернатора блюда были изыска….ы.

2)На учёбу студента средства были изыска…ы родителями в кратчайший срок.

( В первом предложении  слово « изысканны» является  отглагольным прилагательным, оно употреблено в краткой  форма, а во втором- причастие в краткой форме, поэтому пишем одну -н-)

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?( Ответы двух учеников, работа по таблице)

изысканны

Изысканы( искать)

Вопросы

значение

от чего зависит

Замена

Есть зависимое слово, вступают в однородные отношения

 

5. Закрепление изученного.   

Задание 1.Тест .Укажите, где пишется -н-  ,  - нн  ( прохождение  теста по  QR коду ). https://forms.gle/3iDnR9R63zyssw3E7

 Задание 2.Напротив каждого слова поставьте знак «+» в соответствующей строке графы ( колонки).

-Н-

слова

-НН-

1.масле……ый(блин)

2.зажжё_ый (факел)

3.нежда_ые (вести)

4.дистиллирова..…ая вода

5.броше..ый (камень)

6.сыгра…а прекрасно (роль)

7.посеребрё…ая посуда

8.некраше…ый(пол)

9.писа..ые-переписа..ый бумаги.

10.посажё..ый отец

Ответы

6.Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я приобрел…

я научился…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

7.Подведение итогов .

8.. Задание на дом

Параграф 26, упр.163.( обозначить орфограмму  + объяснить графически )

Приложение

Задание №3

Правописание –НН

Правописание –Н-

1.Есть ..

Исключения: клеваный

1

2.

2

3.

Исключение: раненый

3

4.Есть ..

4. Исключения:

ПрощЁное воскресенье .( религиозный праздник)

5 .Исключения: священный, нежданный

Задание № 4

изысканны

изысканы( искать)

Вопросы

значение

от чего зависит

Замена

Есть зависимое слово, вступают в однородные отношения

Задание № 5.2.

Задание 2.Напротив каждого слова поставьте знак «+» в соответствующей строке графы ( колонки).

-Н-

слова

-НН-

1.масл……ый(блин)

2.зажжё_ый (факел)

3.нежда_ые (вести)

4.дистиллирова..…ая вода

5.брош..ый (камень)

6.сыгра…а прекрасно (роль)

7.посеребр…ая посуда

8.некраше…ый(пол)

9.писа..ые-переписа..ый бумаги.

10.посаже..ый отец

Карточки для контроля

Правописание –НН

Правописание –Н-

1.Есть суф.- ова-,-ирова-  маринованные, тренированный

Исключения: клеваный, жеваный, кованый

1Есть приставка не-

некошеная

2.Есть приставка, кроме не-

Исхоженные

2 От глагола несов.в.

Мороженый-морозить(что делать?) ношеНый-переношеНый,

3.Образовано от глагола сов.в. : решенная

Исключение: раненый

3 В кратких страдательных причастиях:

4.У причастия есть зависимое слово

Писанный акварелью холст

4. Исключения: посаженый отец, смышленый малыш, приданое невесты

ПрощЁное воскресенье .( религиозный праздник)

5 .Исключения: священный, нежданный ,медленный, желанный,  нечаянный, невиданный, неслыханный,

изысканны

Изысканы( искать)

Вопросы

значение

от чего зависит

1(каковы?)

 переносное  

от сущ.

1.(каковы ?) ,

прямое

от сущ.

Замена

Есть зависимое слово, вступают в однородные отношения

2.Утонченный ,изящный

3.Есть еще однородные прилагательные

2.Изыскали, нашли

3.Есть зависимое слово

1. Грибы подавле..ы в корзине.

2. Дети  были  подавле…ы и унылы.
3. Сумма собра..а по копеечке.

4. Речь стройна и собра…а.

5. Документы  утеря..ы в поездке.

6. Даша  рассея….а .

7. Публика избалова….а гастролёрами.

8.Лицо девушки было взволнова….о.

1. Грибы подавлены в корзине.

2. Дети  были  подавленны и унылы.
3. Сумма собрана по копеечке.

4. Речь стройна и собранна.

5. Документы  утеряны в поездке.

6. Даша  рассеянна.

7. Публика избалована гастролёрами.

8.Лицо девушки было взволнованно.

-Н-

слова

-НН-

+

1.масле……ый(блин)

2.зажжё_ый (факел)

+

3.нежда_ые (вести)

+

4.дистиллирова..…ая вода

+

+

5.броше..ый (камень)

6.сыгра…а прекрасно (роль)

+

7.посеребрё…ая посуда

+

+

8.некраше…ый(пол)

+

9.писа..ые-переписа..ый бумаги.

+

10.посаже..ый отец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний правописание разделительного Ъ и Ь

В данном материале даны задания для самостоятельной работы, которая проверит умения правильно расставлять Ъ и Ь знаки в словах. Так же повторение правил правописания Ъ и Ь знака....

Урок русского языка "Правописание наречий с приставками", 4 класс

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Разработка урока закрепления в 5 классе по теме: "Повторение формул".

Тема урока: Повторение Формул.Цель урока: повторить формулы пути (времени, скорости), площади прямоугольника и квадрата, периметра прямоугольника и квадрата, объёма прямоугольного параллелепипеда...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Тест по русскому языку для 7 класса на тему «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

Данный тест предназначен для учащихся 7 классов и направлен на проверку знания различий между причастиями и отглагольными прилагательными, особенно в отношении употребления букв "н" и "...

Конспект урока на тему:«Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже».

Урок русского языка в 4 классеТема урока:«Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже».( К учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»  4 класс)Предмет...