Урок – закрепление по теме « Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных » .
план-конспект урока
Урок в 7 классе по теме "Правописание Н и НН в причастиях о отглагольных прилагательных ".Закрепление знаний, умений и навыков по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Вершинина Надежда Николаевна
МБОУ « Лицей №41 г. Владивостока»
Дата: 21 . 11. 2023
Класс: 7 «Б»
Урок – закрепление по теме « Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных » .
Цели урока:
1.систематизировать знание учащихся теме "Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных";
2. закрепить знания о правописании НН и Н в суффиксах причасти суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;
3. отработать навыки распознавания омонимичных причастиями и отглагольными прилагательными.
4.развивать творческие способности учащихся и прививать любви к русскому языку.
Задачи урока:
1.систематизация знаний правописания -н- и -нн- в причастиях и отглагольных формах;
2. закрепление умения правописания -н- и –нн- в причастиях;
3. формирование умения различать отглагольные прилагательные; 4.формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия и правильно писать –н- и –нн- в суффиксах;
5. развитие познавательного интереса к предмету
Ход урока
1.0ргмомент. Цели и задачи урока.
- Сегодня на уроке мы обобщим полученные сведения о правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
2. Актуализация знаний. ( запись на доске)
-Найди «четвёртое лишнее» и объясните свой выбор:
( работа по рядам, к доске приглашают 3 человек, остальные ученики записывают свой вариант, графически обозначают орфограмму )
1.ряд | 2.ряд | 3.ряд |
бешеный мощеный ветреный ( прилагательное отыменное) соленый | жжёный ( кофе)( от .прилагательное) соленные ( мамой огурцы) испечённый калач фаршированный мясом баклажан | Выращенные Замороженные протоптанные купленные( нет приставки) |
Выводы: ( предполагаемый ответ)
Для того чтобы правильно написать суффикс нн/н- в причастиях и отглагольных прилагательных , надо :
- уметь распознавать части речи;
- уметь определять способ образования слова;
- уметь разбирать слова по составу , видеть приставки и суффиксы, кроме нн/н;
- знать правила и слова- исключения.
3.Систематизация знаний по теме «Правописание одной и двух букв в н в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях »
Заполнить таблицу .( Теория, правило) .Дополнить таблицу примерами :
Отреза…ые , законче….а ( вовремя статья) , трениров….ые ,беш..ый (зверь), купле…ые (книги),несея..ые (семена), жела..ый ,посажё…ый отец, жаре….ая в сметане картошка.( выполняет каждый ученик)
Правописание –НН | Правописание –Н- |
1.Есть .. Исключения: клеваный | 1 |
2. | 2 |
3. Исключение: раненый | 3 |
4.Есть .. | 4. Исключения: ПрощЁное воскресенье .( религиозный праздник) |
5 .Исключения: священный, нежданный… |
Проверка . (Примерный ответ)
4. Запишите предложения. Почему разное написание слов «изысканны» и « изысканы» в предложениях ?( Работа у доски двух учеников)
1)На приеме у губернатора блюда были изыска….ы.
2)На учёбу студента средства были изыска…ы родителями в кратчайший срок.
( В первом предложении слово « изысканны» является отглагольным прилагательным, оно употреблено в краткой форма, а во втором- причастие в краткой форме, поэтому пишем одну -н-)
- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?( Ответы двух учеников, работа по таблице)
изысканны | Изысканы( искать) | |
Вопросы значение от чего зависит | ||
Замена Есть зависимое слово, вступают в однородные отношения |
5. Закрепление изученного.
Задание 1.Тест .Укажите, где пишется -н- , - нн ( прохождение теста по QR коду ). https://forms.gle/3iDnR9R63zyssw3E7
Задание 2.Напротив каждого слова поставьте знак «+» в соответствующей строке графы ( колонки).
-Н- | слова | -НН- |
1.масле……ый(блин) | ||
2.зажжё_ый (факел) | ||
3.нежда_ые (вести) | ||
4.дистиллирова..…ая вода | ||
5.броше..ый (камень) | ||
6.сыгра…а прекрасно (роль) | ||
7.посеребрё…ая посуда | ||
8.некраше…ый(пол) | ||
9.писа..ые-переписа..ый бумаги. | ||
10.посажё..ый отец |
Ответы
6.Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я приобрел…
я научился…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
7.Подведение итогов .
8.. Задание на дом
Параграф 26, упр.163.( обозначить орфограмму + объяснить графически )
Приложение
Задание №3
Правописание –НН | Правописание –Н- |
1.Есть .. Исключения: клеваный | 1 |
2. | 2 |
3. Исключение: раненый | 3 |
4.Есть .. | 4. Исключения: ПрощЁное воскресенье .( религиозный праздник) |
5 .Исключения: священный, нежданный |
Задание № 4
изысканны | изысканы( искать) | |
Вопросы значение от чего зависит | ||
Замена Есть зависимое слово, вступают в однородные отношения |
Задание № 5.2.
Задание 2.Напротив каждого слова поставьте знак «+» в соответствующей строке графы ( колонки).
-Н- | слова | -НН- |
1.масл……ый(блин) | ||
2.зажжё_ый (факел) | ||
3.нежда_ые (вести) | ||
4.дистиллирова..…ая вода | ||
5.брош..ый (камень) | ||
6.сыгра…а прекрасно (роль) | ||
7.посеребр…ая посуда | ||
8.некраше…ый(пол) | ||
9.писа..ые-переписа..ый бумаги. | ||
10.посаже..ый отец |
Карточки для контроля
Правописание –НН | Правописание –Н- |
1.Есть суф.- ова-,-ирова- маринованные, тренированный Исключения: клеваный, жеваный, кованый | 1Есть приставка не- некошеная |
2.Есть приставка, кроме не- Исхоженные | 2 От глагола несов.в. Мороженый-морозить(что делать?) ношеНый-переношеНый, |
3.Образовано от глагола сов.в. : решенная Исключение: раненый | 3 В кратких страдательных причастиях: |
4.У причастия есть зависимое слово Писанный акварелью холст | 4. Исключения: посаженый отец, смышленый малыш, приданое невесты ПрощЁное воскресенье .( религиозный праздник) |
5 .Исключения: священный, нежданный ,медленный, желанный, нечаянный, невиданный, неслыханный, |
изысканны | Изысканы( искать) | |
Вопросы значение от чего зависит | 1(каковы?) переносное от сущ. | 1.(каковы ?) , прямое от сущ. |
Замена Есть зависимое слово, вступают в однородные отношения | 2.Утонченный ,изящный 3.Есть еще однородные прилагательные | 2.Изыскали, нашли 3.Есть зависимое слово |
1. Грибы подавле..ы в корзине. 2. Дети были подавле…ы и унылы. 4. Речь стройна и собра…а. 5. Документы утеря..ы в поездке. 6. Даша рассея….а . 7. Публика избалова….а гастролёрами. 8.Лицо девушки было взволнова….о. | 1. Грибы подавлены в корзине. 2. Дети были подавленны и унылы. 4. Речь стройна и собранна. 5. Документы утеряны в поездке. 6. Даша рассеянна. 7. Публика избалована гастролёрами. 8.Лицо девушки было взволнованно. |
-Н- | слова | -НН- |
+ | 1.масле……ый(блин) | |
2.зажжё_ый (факел) | + | |
3.нежда_ые (вести) | + | |
4.дистиллирова..…ая вода | + | |
+ | 5.броше..ый (камень) | |
6.сыгра…а прекрасно (роль) | + | |
7.посеребрё…ая посуда | + | |
+ | 8.некраше…ый(пол) | |
+ | 9.писа..ые-переписа..ый бумаги. | |
+ | 10.посаже..ый отец |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний правописание разделительного Ъ и Ь
В данном материале даны задания для самостоятельной работы, которая проверит умения правильно расставлять Ъ и Ь знаки в словах. Так же повторение правил правописания Ъ и Ь знака....

Урок русского языка "Правописание наречий с приставками", 4 класс
урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Разработка урока закрепления в 5 классе по теме: "Повторение формул".
Тема урока: Повторение Формул.Цель урока: повторить формулы пути (времени, скорости), площади прямоугольника и квадрата, периметра прямоугольника и квадрата, объёма прямоугольного параллелепипеда...
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Тест по русскому языку для 7 класса на тему «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
Данный тест предназначен для учащихся 7 классов и направлен на проверку знания различий между причастиями и отглагольными прилагательными, особенно в отношении употребления букв "н" и "...
Конспект урока на тему:«Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже».
Урок русского языка в 4 классеТема урока:«Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже».( К учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 4 класс)Предмет...