Специфика современного преподавания обществознания в СПО
статья

Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика современного преподавания обществознания в СПО

     Обществознание, это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Таких как: Философия. Социология. Политология. Правоведение. Экономика. Психология и др., и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.

     Основной целью изучения обществознания считаю, является освоение знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.

     Целью моего выступления является представление педагогического опыта и наблюдений как преподавателя дисциплины «Обществознание» в том числе, с учетом профессиональной направленности с использованием эффективных методов, форм, средств и технологий обучения.

В начале, я хотел бы выделить темы профессиональной направленности. Так, например, в разделе «Человек в обществе» и «Духовная культура» это:

        Виды профессиональной деятельности.

        Выбор профессии.

        Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

        Система образования в РФ. Профессиональное образование.

              В разделе «Экономика» изучаются общие основы производственной   и предпринимательской деятельности, «Рынок труда и безработица».

             В разделе «Социальная сфера»:

        Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

        Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

В разделе «Право»:

        Трудовое право и трудовые правоотношения.

        Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.

        Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.

Все эти темы позволяют подготовить основу для освоения студентами их будущей профессии или специальности, приобщить к выполнению трудовых обязанностей, освоить юридическую составляющую по организации производственной деятельности. 

     Таким образом, профессиональная направленность в преподавании общеобразовательной дисциплины «Обществознание» позволяет систематизировать знания обучающихся в одно целое, повысить познавательный интерес студентов к их будущей профессии или специальности. 
     В рамках программы дисциплины мной используются следующие образовательные технологии и методы: 

Образовательные технологии: технология интенсивного обучения, технология развития критического мышления, технология деятельностного метода, проблемное и исследовательское обучение, информационно-коммуникационные технологии.

Методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, и т.д.); наглядные методы демонстрации (видеофильмов, мультимедийных презентаций); практические работы.

     На уроках обществознания мной, чаще всего, используются активные формы обучения. Это групповая практическая работа и индивидуальная практическая работа. При этом, хочу обратить внимание, одной из приоритетных задач обществознания является обучение приемам поиска информации и работы с ней в процессе решения познавательных и практических задач различной сложности, развитие навыков делового и личного общения, самостоятельной и командной работы.

     В своей практике я часто использую активные формы учебных занятий (дебаты, деловые игры, конференции, семинары).

    Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем.

Активные методы обучения, это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Стоит назвать темы, на которых наши студенты проявляют наивысшую активность, это: глобализация, плюсы и минусы; мораль; религия; национальности; социальная стратификация; субкультуры; гражданское общество и правовое государство; партии и социальные движения; социальные нормы; права и обязанности; трудовое право и многое другое.

Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.    

В процессе обучения приёмы и методы применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения. Я выбрал те, которые хорошо зарекомендовали себя на моих занятиях.

Технологии критического мышления.

1.    Критическое мышление – способность ставить смысловые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения. Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. У студентов вырабатываются качества, необходимые для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других, отстаивать собственную точку зрения.

2.  Групповые технологии. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль. Ценность технологии- взаимное обогащение знаниями, организация совместных действий, ведущая к активизации учебно – познавательных процессов, распределение действий, коммуникация, обмен и взаимопонимание. (урок-конференция, урок-путешествие, урок-суд, интегрированный урок). При групповой работе использую различные приёмы:

- решение группами одной проблемы и выявление преимущества каждого решения

- смысловой ряд. Его я применяю в двух вариантах: дать общее понятие к определённому ряду терминов, или убрать из ряда лишнее понятие.

Примеры:

     Студенты группы получают задание - придумать ситуацию, которая бы отражала следующие отрасли права: конституционное, гражданское, административное и т.д. При выполнении данной задачи студенты могут распределиться по деловым ролям и презентовать выбранную ситуацию.

Выполнение подобного задания затрагивает как учебный, так и воспитательный аспекты.

Учебные преимущества: в ходе подготовки и реализации творческого задания оттачиваются профессиональные навыки, общественные умения. Происходит более эффективное включение студента в образовательный процесс. Воспитательный аспект данного педагогического подхода предмета – развитие у студента организационных и творческих навыков, креативного мышления, выработка умения работать в команде – создают дополнительные условия для развития социально – психологического климата.

Процесс такого рода обучения определяется также мотивами общения со студентом. Совпадающие мотивы – взаимовыгодная заинтересованность в распространении информации и ее получении – облегчают общение и процесс освоения студентом изучаемого материала. Противодействующие мотивы наоборот, препятствуют установлению диалогового общения со студентом и процесс освоения изучаемого материала происходит неэффективно.

Практический аспект применения описанных мотивов заключается в применении на занятиях приемов, позволяющих позиционировать совпадающие мотивы и сглаживать влияние противодействующих мотивов.

К примеру, студенту, который не работает на занятии, необходимо подобрать задание в соответствии с его потребностями и предложить реализовать его идею. Повышается автоматически его самооценка – это первый шаг к взаимопониманию и повышению его мотивации.

Такое совместное взаимодействие преподавателя и студента будет интересно самим студентам, будет способствовать развитию их творческих навыков, углубит и расширит объем получаемых знаний по обществознанию.

Проблемы:

Период адаптации. (1 курс)

Уплотнение материала. (2 года за 1 год)

В современном обществознании, очень остро проявляются все проблемы, с которыми студенты сталкиваются за пределами техникума, — например, это противоречие между требованиями программы и «улицей». Есть студенты, которые вовлечены в неформальные структуры, в том числе маргинальные.

Нарастает противоречие между тем, что слышат студенты, например, с экранов телевизора, читает в СМИ, видят в интернете. Я не буду говорить о том, что массовая культура — это абсолютное зло, но следует признать, что требования к образу жизни, которые навязываются стандартами массовой культуры, противоречат тем идеалам, о которых мы говорим с нашими студентами на занятиях обществознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Специфика преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения".

Обучение математике в учреждениях системы СПО, в отличие от общеобразовательной школы, включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии (специальности). ...

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ  ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "...

Современное преподавание предмета истории в рамках обучения учащихся в школах при посольствах Российской Федерации.

В данной заметке автор пытаеться освятить наиболее актуальные вопросы преподования истории в школах при посольствах РФ зарубежом.Особое внимание автор уделяет вопросу о внедрении ФГОС в школе и пробле...

Специфика преподавания английского языка для профессии НПО 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» с использованием ЭУМК»

        Мастер который знает английский, получает заметное преимущество на рынке услуг: поиск клиентов теперь не будет ограничиваться только русскоязычными заказчиками, а зн...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данная статья посвящена значимости образовательных и педагогических технологий в современном обществе....

Специфика преподавания иностранного языка в колледже.

Преподавание английского языка в учебных заведениях среднего профессионального образования вносит определенную специфику в процесс обучения....