Варианты для промежуточной аттестации в 11 классе по русскому языку
тест

Прокопьева Лариса Александровна

Два варианта (тестовая часть) для промежуточной аттестации по русскому языку в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_kl_rus.docx92.75 КБ

Предварительный просмотр:

14.05.2024        Промежуточная аттестационная работа по русскому языку для 11 класса

(контрольная работа)

Пояснительная записка

Промежуточная аттестационная  работа в форме контрольной работы составлена на основании Федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку и соответствует учебным возможностям учащихся данного уровня обучения и возраста.             

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 11 класса взяты из учебника «ЕГЭ. Русскийязык: 11 класс» / Сост. Р.А. Дощинский. – М.:Экзамен, 2023. –175 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

Цель:выявить уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по русскому языку за курс 11 класса.

Задачи: 

Проверить:

  • владение пунктуационными навыками по темам: знаки препинания при вводных словах, при однородных членах, в сложных предложениях с разными видами связи, при обособленных членах предложения;
  • владение орфографическими навыками: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов глагольных форм, правописание корней, правописание паронимов, умение определять ошибку в образовании форм слова, грамматические ошибки, правописание приставок, слитное\раздельное написание слов;
  • морфологические навыки: разряды местоимений, частиц, союзов.
  • речевые навыки: умение выполнять речеведческий анализ предложенных текстов.

Задание составлено для индивидуальных вариантов и позволяет проконтролировать уровень освоения учащимися  материала по всем разделам и подготовку учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по орфографии, лексике, морфологии, синтаксису и работе с текстом (в данной работе выполняются задания части 1-26). Работа рассчитана на 1 урок (45 минут)

Критерии оценивания

Задания 1-26  требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. За каждое верное выполненное задание части начисляется от 1 балла, за задание 8 начисляется 2, за задание 26 – 3 балла соответственно. Максимальное количество баллов –29

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил 90-100 % заданий

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил 70-89 % заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено 50-69 % заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Ключи к вариантам:

1Вариант: 1) в целях / с целью, 2)15, 3)34, 4)235, 5)ванну, 6)оказало, 7)тюлем, 8)28751, 9)123, 10)125, 11)25, 12)125. 13)1235, 14)14, 15)2, 16)235, 17)1345, 18)3467, 19)2346, 20)24567, 21)12467, 22)62198,   23)34, 24)23, 25) рыданияпричитания, 26)4750

2 Вариант:1)которые,2)45, 3)2345, 4)35, 5)дипломанты, 6)обратного, 7)Обгрызенное, 8)95628, 9)24, 10)45, 11)135, 12)45, 13)45, 14)14, 15)5, 16)345. 17)134, 18)34, 19)1456, 20)124, 21)78, 22) 47931, 23)235, 24)124, 25)Оккупацию, 26)12

№ задания

Тема

Кодификатор

1

Проводить  лингвистический  анализучебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов

1.4

2

Осуществлять  речевой  самоконтроль;оценивать письменные высказывания сточки зрения языкового оформления,

эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

1.2

3

Орфоэпические нормы

9.1

4

Лексические нормы

9.2

5

Грамматические нормы

9.3-9.4

6

Правописание корней

6.5

7

Правописание приставок

6.6

8

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

6.10

9

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

6.11

10

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

6.16

11

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

6.8

12

Знаки препинания в простом осложненном предложении

7.2

13

Знаки препинания при обособленных определениях

7.3

14

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

7.4

15

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения

7.8

16

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

7.12

17

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

7.13

18

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная

целостность текста

8.1

19

Стили и функционально-смысловые типы речи

8.3

20

Средства связи предложений в тексте

8.2

21

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели,

адресата и ситуации общения

8.4

22

Пунктуационный анализ текста

7.19

Вариант 1                              Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

  1. Зритель обязан занять место согласно приобретённому билету. Во время нахождения в театре зрители обязаны бережно относиться к имуществу театра, соблюдать общественный порядок и правила противопожарной безопасности.
  2. Начало детских спектаклей в 11:00 в будние дни и в 12:00 в выходные дни, начало вечерних спектаклей в 19:00 в будние дни и в 16:00, 18:00 в выходные и праздничные дни.
  3. Вход зрителей в театр, работа персонала и буфета начинается за 30 минут до начала спектакля. Вход в зрительный зал — после первого звонка (за 15 минут до начала представления). После третьего звонка вход в зрительный зал осуществляется только через первую по ходу дверь. Необходимо занять место, предложенное билетёром, а в антракте пересесть на место, указанное в билете.
  4. Вход в зрительный зал в верхней одежде и головном уборе запрещён. В зрительном зале, как и в здании театра в целом, созданы комфортные условия для получения услуги, в частности рабочая система вентиляции, кондиционирования и рабочая система отопления в зимний период.
  5. Вход в зрительный зал с напитками и едой запрещён.
  6. В соответствии с ч. IV ГК РФ спектакли театра являются интеллектуальной собственностью театра и постановщиков. <…> обеспечения охраны авторских прав фото-, кино-, видео-, телесъёмки, любые виды аудиозаписи спектаклей или их фрагментов без специального разрешения администрации театра запрещены.

1.Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот предлог.

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1)ЗАНЯТЬ. Поместиться, расположиться где-н.; вступить куда-н., овладев чем-н. З. квартиру. З. крепость.

2)НАЧАЛО. мн. Способы, методы осуществления чего-н. На общественных началах.

3)ПРАЗДНИЧНЫЙ. Радостный, счастливый и весёлый. П. вид. Праздничное настроение.

4)РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.

5)УСЛОВИЕ. мн. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Использование типичных для научного стиля эмоционально окрашенных слов (бережно, комфортные, интеллектуальной) и метонимий (работа персонала, разрешение администрации) говорит о стремлении автора вызвать у читателя отклик, пригласить к диалогу.
  2. Жанр текста — должностная инструкция, поэтому его адресат — квалифицированный специалист в театральной сфере.
  3. Требование точности обусловливает использование усложнённых грамматических конструкций, включающих ряды однородных членов, уточнения, обособленные согласованные определения.
  4. Строгость, официальность тона текста подчёркивается использованием слов со значением долженствования (обязан, необходимо), также наблюдается абсолютное преобладание имён существительных и прилагательных при незначительном использовании глаголов.
  5. Композиция текста соответствует цели высказывания: каждый пункт посвящён одному тезису, пункты располагаются в порядке уменьшения требований исполнения.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов: 1)отклЮченный;   2)красИвее;  3)кУхонный;    4)брАлась;   5)наделИт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово: 1) Она налила травяной отвар в изящную фарфоровую чашку и ЦАРСТВЕННЫМ жестом протянула её мне.

2) Для того чтобы наполнить чугунную ВАННУЮ тёплой водой, нужно было включить газовую колонку.

3)Это было в полном смысле слова каждодневное самопожертвование, ОТДАЧА любимому делу всех своих сил, души и сердца.

4)Современное производство хохломских изделий представляет собой высокую механизацию: в Семёнове имеются токарный и столярный, грунтовочный, ЛАКИРОВОЧНЫЙ цеха и цех росписи.

5)Весёлая ПРОДЕЛКА, казавшаяся ей такой очаровательной ещё несколько минут назад, обернулась чем-то дурным и страшным.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка:  Модест Мусоргский, новатор, чьё творчество произвело воздействие на всю мировую музыкальную культуру, входил в кружок «Новая русская музыкальная школа», участники которого стремились к воплощению национальной идеи в творчестве.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

его МУЧИТ совесть;  охапка ПОЛЕНЬЕВ; затянутые ТЮЛЬЮ окна; с ЧЕТЫРЬМЯ друзьями;  воспользоваться АЭРОЗОЛЕМ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)ошибка        в        построении предложения        с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

          ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Перевернувшись на спину выверенным сильным движением, пружинистый прыжок позволил ему вскочить на ноги и отбежать в сторону.
  2. Андрей зацепил стол, рванувшись к двери, и на пол упала вазочка с печеньем, пролился какао из Настиной чашки, полной до краёв.
  3. Северовьетнамские подразделения проникали в страну с территории соседних Лаоса и Камбоджи, проходили через Аннамские горы и устремлялись на побережье, изобиловавшее рисом.
  4. Начальник отделения Поприщин из повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» едко пишет по этому поводу: «Велика важность надворный советник!»
  5. Через несколько десятилетий в «Воспоминаниях» автор с гордостью напишет, что за сонеты я удостоился тёплой похвалы великого мастера — поэта Вячеслава Иванова.
  6. В 1871 году К. Бестужев-Рюмин выступил на заседании Славянского благотворительного комитета с сообщением «Несколько слов по поводу поэтических воспроизведений характера Иоанна Грозного»; объектом жёсткой критики историка стала театральная премьера «Смерти Иоанна Грозного» А.К. Толстого.
  7. Доклад посвящён не столько анализу существа проблемы, сколько представляет собой отчёт департамента перед законодателями о проделанной работе.
  8. В трактате «Размышлениях о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу» французский учёный С. Карно пишет, что взгляд исследователей на возможность извлекать движение из тепла был очень узким.
  9. Академик Гиппиус рассказал, что в Великом Новгороде было найдено 13 берестяных грамот с датировкой от второй половины XII века до XV века.

      .   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та

        же буква .                      Запишите номера ответов.

  1. об..тать (в пустыне), расст..лающийся, гиг..енический
  2. зам..реть (от испуга), м..роприятие, д..баты
  3. обр..мление, впеч..тлительный, нак..лить (утюг)
  4. экстр..мальный, чемп..он, д..спетчерская
  5. оз..рной (малыш), св..товство, обог..щаться

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. нес..ёмный, из..ятие, противов..ездной (щит)
  2. пр..терпеть (изменения), пр..даваться (размышлениям), пр..следовать
  3. о..дышаться, о..сюда, по..толкнуть
  4. без..дейный, под..скивать (квартиру), дез..нформатор
  5. и..царапать, ..гинуть, бе..снежная (зима)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и

та же буква. Запишите номера ответов.

  1. миндал..вый, засухоустойч..вый
  2. (наказать) хитр..ца, врем..чко
  3. заступнич..ство, посчастлив..лось
  4. продл..вать, беззастенч..во (обманывать)
  5. выкорч..вывать (пни), жж..нный (на открытом огне)

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна    

и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. вывал..нный (наружу), ненавид..вший
  2. ссор..щийся (из-за мелочей), быстропорт..щийся
  3. незыбл..мый, лицемер..шь
  4. внемл..щий (советам), дав..щий (груз)
  5. венч..нный (на царство), замолч..нный (факт)

      Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется

  РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1)Пример демонстрирует (НЕ)ЗАВИСИМОСТЬ видового значения от падежа, а зависимость того и другого от лексического значения глагола быть.

2)Оглядываясь и как бы раздумывая, тигрица медленно шла по манежу, и взгляд её (НЕ)СУЛИЛ ничего доброго.

3)Когда выйдешь на улицу, слышно, как, (НЕ)УМОЛКАЯ, с чеканным клёкотом бежит вода в арыке.

4)Он вдруг понял, что сосед не столько злобен и безнравствен, сколько (НЕ)ДАЛЁК и плохо воспитан.

5)Поразительное чувство равенства с любым собеседником — будь он академик, учитель, студент или даже нисколько (НЕ)ПРИЧАСТНЫЙ к языковедению человек — оставалось у него всегда.

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся

СЛИТНО.   Запишите номера ответов.

  1. ЧТО(БЫ) не было лишнего шума, туристам пришлось идти к горе (ПО)ОДИНОЧКЕ.
  2. Всё смешалось в этой (БЕЗ)УМОЛКУ звучащей песне: грусть, мужество, безвкусие, знание войны, и вечная тоска (ПО)ИСТИНЕ, и то настоящее искусство, которое может родиться только в тепле человеческой груди.
  3. У Маруси были диваны и пуфики В(ВИДЕ) львов, крокодилов, черепах, медведей, кроликов и коров, на которых она (ПО)ОЧЕРЕДИ играла и спала.
  4. (В)ВИДУ ограниченности жилой площади служебный кабинет отца был перегорожен (ПО)ПОЛАМ ситцевой занавеской.
  5. Я ТО(ЖЕ) могу сказать «поехать на материк», имея (В)ВИДУ, что мы живём на его кромке, у воды, чем и отличаемся от настоящих «континенталов».

15. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Подхватившись спросонья, я с неслыха(1)ой дерзостью оттолкнул незва(2)ого гостя, спустил скова(3)ые судорогой ноги с расшата(4)ой койки, нащупал на полу броше(5)ую железяку и только потом разлепил заспа(6)ые глаза и вгляделся во взъероше(7)ого человека, стоявшего у входа в кубрик и казавшегося огромным и мешковатым в рассея(8)ом свете, сочившемся из открытого настежь люка.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. На открытые клюквенные и моховые болота садились пролётные гуси.
  2. Стояла ветреная погода и лишь горячее солнце да распустившаяся листва деревьев и кустарников свидетельствовали о начале лета.
  3. На хорошо убранном просторном дворе привязаны на цепь две молчаливые не обращающие внимания на прохожих собаки.
  4. Машина способна пройти также по оврагам и по горам и по воде.
  5. Подслеповатые жирные барсуки были тигрице по вкусу и ловить их не составляло для неё ни малейшего труда.

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в

предложении    должны стоять запятые.

Утолив жажду снегом (1) с наступлением вечера тигрица сделала широкий круг по лесу (2) и (3) убедившись в безопасности (4) перешла через заросший ивняком ключ (5) устроившись на ночь (6) в брошенном старой свиньёй «гнезде».

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Сон был детский, далёкий, такой, что во сне ему стало себя жалко: будто (1) тётка Аглая ему, спящему, подсунула под затылок свою прохладную руку, будто (2) тянет его немножко за ухо и шепчет, низко склонившись над ним: — Да проснись же, длинношеее! Вставай (3) Володька! Ой (4) миленький (5) мой (6) вставай! Пора просыпаться (7) моя (8) деточка…

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если мы взлетим над городом (1) и заложим стремительный вираж к стрелке Васильевского острова (2) где высятся Ростральные колонны (3) то с сожалением заметим (4) что между ними и Невой (5) ещё достаточно свободного места (6) чтобы поставить супердоходный дом с видом на Петропавловку (7) и арку Троицкого моста одновременно.

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После прочтения полемической статьи «Рабочий разговор» (1) я понял (2) что Лидия Корнеевна (3) именно тот человек (4) который может написать хорошую книгу о редактировании литературно- художественных произведений (5) и что (6) если она согласится (7) это будет большой удачей.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же

правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На шестой день по окончании Святок по Москве в буквальном смысле волной прокатывался ещё один праздник — Татьянин день, который отмечали студенты. (2)Начиналось празднование на Моховой улице в университетской церкви молебном во имя св. Татьяны — покровительницы Московского университета и всего студенчества, затем в присутствии высокопоставленных гостей проходил торжественный акт. (3)«Актовый зал набит битком, — писала о празднике в 1910 г. газета «Голос Москвы».

— Тут и шитые камергерские мундиры, и косоворотки, и красные ленты через плечо, и красные рубашки, выглядывающие из-под засаленных тужурок». (4)Великий князь Сергей Александрович — московский генерал-губернатор — вместе с супругой великой княгиней Елизаветой Фёдоровной каждый год приезжал на торжественное заседание. (5)Кому удастся получить цветок из букета, поднесённого от университета великой княгине, тому на экзаменах будет сопутствовать удача — такое поверье появилось у московских студентов. (6)К вечеру обычная жизнь улиц замирала, а Москва превращалась в царство молодёжи, которая с песнями спешила к ресторану «Эрмитаж» — центру веселья. (7)Студенты составляли отдельные группы, но отовсюду слышался Gaudeamus — студенческий гимн на латинском языке.

22.   Предложения                                                                          Изобразительные средства

А) Чудо – пуховый платок покойной матери на больных ногах. Чудо – руки бабушки, ее ворчанье и шумная ругань. (В. Астафьев)

Б) Знакомые тучи!
Как вы живете?
Кому вы намерены
Нынче грозить? (М. Светлов)

В) Она знает наизусть всего Есенина
Г) Раскрытые глаза смотрели в небо; выражение их было такое, как будто Дерсу что-то забыл и теперь силился вспомнить.  (В. Арсеньев) 

Д) Мы работали до седьмого пота. 

1) метонимия

2) риторическое обращение

3) аллитерация

4) эпифора

5) градация

6) анафора

7) парцелляция

8) гипербола

9) сравнение

Прочитайте текст и выполните задания 23–26.

(1)Деревня стала пустеть давно. (2)В семьдесят четвёртом году объявили, что ниже по течению реки начинают строить электростанцию, а здесь образуется водохранилище — деревня уйдёт под воду.

(3)Тогда и стали покидать её самые дальновидные, молодёжь. (4)Гибель Пылёва казалась скорой: на реке уже стояли три электростанции, их возвели ударными темпами, деревни вокруг переселяли торопливо, почти по-военному.

(5)Но с этой станцией вышло по-другому. (6)Годы шли, а окончание строительства всё откладывалось, до общего переселения не доходило. (7)Наоборот, в конце восьмидесятых стали приезжать учителя, врачи, культработники; начали восстанавливаться по району упразднённые было совхозы. (8)Но молодёжь по- прежнему в деревне не держалась — окончив школу, ехала в города…

(9)В начале девяностых строительство ГЭС и вовсе прекратилось. (10) И люди тихонько мечтали, что её так и не достроят, а то и разберут, и из Енисея снова пойдёт к ним сюда благородная рыба, всё будет как прежде… (11)Но вот лет семь назад электростанцию стали достраивать.

(12)В конце августа прозвучало твёрдое, как приказ: «Всё, выезжайте. (13)Осенью начнётся зачистка. (14)Подъём воды уже пошёл. (15)Всё!»

(16)Двадцать пятого августа причалил паром, и началась погрузка основного населения. (17)Рыдали, гладили срубы, заборы, запирали двери, надеясь, что в последний момент всё отменится и они вернутся.

(18)Погрузились — сотни три стояло на палубе, смотрело на свою деревню, — и паром медленно пополз от пристани. (19)Оставшиеся на берегу махали им, а на пароме почти все были неподвижны — не хватало сил, смелости поднять руку. (20)Окаменело стояли. (21)И лишь рыдания, причитания многих женщин повисли над рекой, раздирая души.

(22)После этого переселяющие занялись самыми упорными — одинокими стариками и старухами. (23)Тогда-то почти насильно, но заверив, что они ещё смогут вернуться, их свозили в город, показали квартиры, дали подписать документы. (24)Отвезли обратно в деревню и велели: «Собирайтесь. (25)Через две недели вывозим вещи».

(26)Вывезли. (27)Как там с ними разберутся, как поставят в квартире — Ирину Викторовну, да и других, не особенно волновало. (28)Они не представляли свою жизнь не здесь — не здесь была чёрная пустота…

(29)Дети и уже взрослые внуки давно предлагали Ирине Викторовне то забрать её к себе, то помочь с переездом. (30)Она храбрилась: «Да справлюсь». (31)Лишь в каждый приезд родных старалась побольше дать им семейной памяти. (32)Швейную машинку, на которой ещё её бабушка шила, остатки сервиза, медный ковшик для варки варенья, фотокарточки… (33)Может, дети и внуки выбрасывали это как хлам, но Ирине Викторовне хотелось верить, что у машинки, тарелок, ковшика, спиц, верблюжьего одеяла, шкатулочки с вытершимся лакированным рисунком, китайской фарфоровой кружки для запарки будут ещё долгие-долгие жизни.

(34)Ещё две недели после вывоза вещей провела она в пустой огромной избе. (35)То есть не совсем пустой: многое приходилось оставлять. (36)Куда всё в однокомнатную? (37)Многое оставалось, но уюта в избе уже не было. (38)Изба словно сердилась на хозяйку. (39)Двери заскрипели и как-то разом просели, стали открываться и закрываться с трудом; от печки вдруг отпал большой кусок обмазки, обнажив темно- красные кирпичи; одна половица стала так прогибаться, что ступать на неё было страшно.

(40)Изба старая, но надёжная, на века. (41)Говорят, её срубил прадед Ирины Викторовны с сыновьями больше ста лет назад. (42)Огромные бревна до сих пор вызывают уважение, и когда представляешь, как их тянули сюда из тайги без всяких тракторов, как ошкуривали, пилили ручными пилами, как закатывали друг на друга, то удивляешься тем людям, богатырям, великанам каким-то…

(43)Сюда она привела мужа, и им отвели дальнюю комнату с отдельным выходом во двор. (44)Здесь родились её пятеро детей. (45)Отсюда уезжали в огромный мир выросшие дочери и сыновья. (46)Здесь умерли её родители, а потом и брат, и жена братова, а потом и её, Ирины Викторовны, муж.

(47)И вот она одна. (48)Последняя. (49)И, похоже, пережившая эту избу. (50)Через два-три дня её сожгут. (51)Подойдёт чужой мужичок, плеснёт на зауголок бензина и бросит спичку. (52)Подождёт, убедится, что занялось, пойдёт к следующей.(По Р.В. Сенчину*)

*Роман Валерьевич Сенчин (1971 г.) — российский прозаик, литературный критик, вокалист.

23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. После войны обезлюдевшую деревню решили не восстанавливать, а на месте разрушенного поселения начали строить электростанцию.
  2. Строительство ГЭС шло долго, с трудностями и наконец было окончательно остановлено.
  3. Многие люди покидали родные места с неохотой, до последнего надеясь, что переезд в город отменится.
  4. Героиня отдавала родным некоторые вещи, которые помогли бы хранить память о деревенском доме, о прошлом семьи.
  5. Ирина Викторовна согласилась на переезд в квартиру, втайне приняв твёрдое решение остаться в деревне, никуда из неё не уезжать.

24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. Предложения 6, 7 поясняют, раскрывают содержание предложения 5
  2. Предложение 17 противопоставлено по смыслу предложению 16
  3. В предложениях 22–25 представлено описание
  4. В предложении 28 указана причина того, о чем говорится в предложении 27
  5. Предложения 47–52 содержат внутреннюю речь героини

25. Из предложений 18–21 выпишите синонимы (синонимическую пару)

26. Среди предложений 43–50 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Источники информации – это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по её назначению. В зависимости от типа интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.
Виды источников информации:
1. открытые или относительно доступные;
2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);
3. закрытые.
Источники информации могут быть:
1. знающими людьми;
2. документами;
3. средствами проводной и беспроводной 
связи.
Знающими 
лицами считаются такие люди, <...> явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации, как:
1) Эксперты, т. е. индивиды, чьи профессиональные 
контакты и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.
2) Осведомители – это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.
3) Напуганные – это люди, знающие всё, но они предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.
4) Агенты – это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств. Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.

1. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ИСТОЧНИК. То, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь. Источник света.
2) ТИП. Вроде, наподобие кого(чего)-нибудь. Устройство типа центрифуги.
3) СВЯЗЬ. Тесное общение между кем(чем)-нибудь. Дружеская связь.
4) ЛИЦО. Человек, личность. Доверенное лицо.
5) КОНТАКТ. Деловая связь, согласованность в действиях. Торгово-экономические контакты.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Сфера употребления представленного текста — повседневный разговор, обмен информацией.
2) Цель текста — доказательное изложение научного материала.
3) В тексте можно встретить термины.
4) Синтаксис текста представлен преимущественно простые и сложные предложения. Текст чётко структурирован.
5) Текст безэмоционален, позиция автора не прослеживается.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) позвОнишь       2) убрАла        3) щЁлкать        4) нАчав       5) вОвремя

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Все ДИПЛОМАТЫ конкурса примут участие в следующем туре.
  • Он, как всегда, ДЕЛОВИТ, неулыбчив, вроде серьёзной, насупленной птицы.
  • Это был клёст-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным, как два кривых КОСТЯНЫХ ножа.
  • Чтобы как-то ВОСПОЛНИТЬ недостаток движения и свежего воздуха, Лиза ходила гулять к пруду.
  • Институт ПРЕТЕРПЕЛ к тому времени реорганизацию и сокращение.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

любимые ПРОФЕССОРА           НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах           на ИХ территории           ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В) нарушение в построении предложениях несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

1) Дорожки сада, которые недавно посыпали ровным крупным гравием, мерно хрустели под ногами Ильи Александровича.

2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.

3) М. Б. Барклай-де-Толли был одним из военачальников, удостоенный ордена Святого Георгия за участие в войне против французов.

4) «Дама в голубом» (портрет художницы Е.М. Мартыновой) как чистый и нежный цветок, который занесли из каких-то неведомых светлых садов.

5) Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг.

6) Тщеславие и глупость высмеиваются И.А. Крыловым в басне «Вороне и лисице».

7) По приезде в город мы посетили Псковский кремль.

8) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

9)Публикация написанной Гоголем поэмы «Ганц Кюхельгартен» ещё в гимназии была встречена критикой Петербурга насмешками, после чего Гоголь сжёг все книги с этой поэмой, забрав их у книгопродавцев.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разг..вор, возр..стной, зар..сль
2) оз..рять, г..рдероб, пол..гать
3) верм..шель, сц..пление, скр..пучий
4) разув..рять, увл..каться, побл..дневший
5) рест..врация, пок..ление, библи..текарь

10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..держанный, не..дешний, ра..фасованный

2) под..рвать, пр..образ, с..блюсти

3) пр..возмочь, беспр..страстный, пр..амбула

4) супер..гра, дез..нфекция, по..грать

5) ди..гармония, чере..полосица, не..гораемый

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)абхаз..кий, белорус..кий;

2)завед..вать,  развед..вать;

3) крыш..чка, краеведч..ский,

4)услужл..вый, алюмини..вый;

5) верблюж..нок, кабач..к

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вывез..нный, застел..шь, посе..нный

2)брызн..шь, дыш..щий, ран..нный

3)движ..мый, выскоч..шь, увид..вший

4)пен..щееся (море), (полки) стр..тся,разгон..т

5)ненавид..шь, (тучи) гон..мые, застав..вший

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов:

  1. У самого спуска к реке приткнулся ничем особо (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ бревенчатый домишко.
  2. Я знаю о страдании (НЕ)ПОНАСЛЫШКЕ и никогда не позволю себе причинить боль другому человеку.
  3. Слоны должны пить (НЕ)РЕЖЕ одного раза в два дня.
  4. Они бегали по коридору (НЕ)ЗАМЕТНЫЕ, как мышки, и разговаривали друг с другом всегда шёпотом.
  5. В последнее время Макар испытывал (НЕ)ДОВЕРИЕ к бывшим товарищам, а ведь когда-то было тяжело представить, что они могут поссориться.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

  1. Он решил отдохнуть до вечера в тишине, (В)ДАЛИ от дороги, а потом ночью (ПО)ТИХОНЕЧКУ начать пробираться через болота к своим.
  2. Метров через 150 подхожу к расщелине, пролезть через которую (С)ХОДУ не удаётся, и вспоминаю, что (В)ОДИНОЧКУ в пещерах ходить не рекомендуется.
  3. Он хорошо, (ПО)ОТЦОВСКИ, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырёк его разделился (НА)ДВОЕ.
  4. Все страшно торопились на улицу, чтобы скакать на расчерченном асфальте, скакать через верёвочку (ПО)ОДИНОЧКЕ, В(ДВОЁМ) или целыми группами.
  5. Его экскурсии продолжались (В)ДВОЕ дольше обычных, и иногда туристы падали (В)ОБМОРОК от напряжения.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Упоё(1)ая славой титулова(2)ая певица неджа(3)о, негада(4)о заявила о своём

участии в фестивале и была приглаше(5)а в состав жюри.

16.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Земляникой да черникой полны наши леса!.

2) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.

4)Причастия способны как образно описать предмет или явление так и  представить его признак в динамике.

5) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Море гудело грозно (1) выделяясь из всех шумов этой тревожной (2) и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве (3) оно лежало глубоко внизу (4) далеко

белея сквозь сумрак (5) бегущими к земле (6) гривами пены. (И. Б.)

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

1)За нашей деревней расстелились широченные поля. 2)Мы направились по узкой тропинке прямо к дальней берёзовой роще: каждый год здесь можно набрать полные корзинки вкусных грибов. 3)Главное, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. 4)День выдался без дождя, а все деревья освещены яркими лучами тёплого солнца. 5)В лесу тихо и не слышно пения птиц, они готовятся кпутешествию на юг. 6)Гуляя по лесу, можно заметить, что из-под бурых и жёлтых листьев виднеются яркие шляпки сыроежек, но мы пройдём мимо. 7)Мы с ребятами заранее решили собрать только самые вкусные грибы: ароматные белые, красные подосиновики, симпатичные подберёзовики, лисички и рыжики. 8) Их можно приготовить по-разному: пожарить, посолить на зиму.

22. Предложения                                                                                Изобразительные средства

А) Андерсен знал, что можно… любить… каждую её потерянную ресницу, каждую пылинку на её платье.(К. Паустовский)

Б) Любовь словно звезда.
В) Когда избавит нас творец 
От шляпок их! чепцов! и штилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!  (А. Грибоедов)

Г) Представили? И как вы думаете: в такой ситуации Сергей мог поступить иначе? Согласитесь, что всё-таки не мог.
Д) В дымных тучках пурпур розы. (А. Фет) 

1) метафора

2) ассонанс

3) вопросно-ответная форма изложения

4) литота

5) анафора

6) риторическое обращение

7) сравнение

8) аллитерация

9) парцелляция

Прочитайте текст и выполните задания 23–26.

(1)Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки. (2)В городе ещё пахло гарью, тем звериным душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.

(3)На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. (4)Вид книг всегда волнует меня, и я зашёл в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. (5)Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. (6)Часть книг ужестояла на полках. (7)Я подошёл к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая – библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. (8)Я взял в руки одну из книг – это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

(9)– Работа нам предстоит немалая, – сказала одна из женщин, – дело в том, что по приказу гебитскомиссараОппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, – и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками машинописи: это был список подлежавших уничтожению книг. – (10)Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти всё, что подлежало уничтожению, – добавила женщина с удовлетворением, – так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

(11)Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплёты. (12)А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

(13)В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

(По В.Г. Лидину)

23.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Рассказчику удалось найти необходимую книгу, в этом ему помогли Зинаида Ивановна Валянская и Юлия Александровна Панасевич.

2)Рассказчик взял в руки учебник по экономической географии, но, перелистав её, обнаружил, что титул учебника не соответствовал содержанию.

3) Зинаида Ивановна Валянская и Юлия Александровна Панасевич спасли целую районную библиотеку.

4) Немцы ещё не были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли  их автомашины, бронетранспортёры и танки.

5) ГебитскомиссарОппа приказал уничтожить все книги по прилагаемому списку.

24.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1) В предложениях 7—8 содержится повествование.

2)Предложения 1-2 содержат описание.

3) В предложениях 9-10 представлено рассуждение.

4) Предложение 13 представляет собой вывод всего текста.

5) В предложениях 11—12 содержится описание.

25. Из предложений 5–8 выпишите слово со значением «Занятие вооруженными силами государства не принадлежащей ему территории»

26. Среди предложений 9—13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности  030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГО...

Промежуточный контроль по ОДБ.01 Русский язык (110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства)

Тестовое задание по русскому языку в рамках промежуточной аттестации для обучающихся по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Иностранный язык в профессиональной деятельности (дифференцированный зачет)

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП. 09. Иностранный язык в профессиональной деяте...

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. 4 класс.урок русского языка.

Совершенствование умений распознавать падежи имён существительных. Развитие творческого, образного мышления, коммуникативных навыков....

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"

Программа  составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного  стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...

КОС для проведения промежуточной аттестации по ОГСЭ.03.Иностранный язык (английский) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по ОГСЭ.03.Иностранный язык(английский) 35.02.07 Механизация с/х...