Варианты для промежуточной аттестации в 11 классе по русскому языку
тест
Два варианта (тестовая часть) для промежуточной аттестации по русскому языку в 11 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 92.75 КБ |
Предварительный просмотр:
14.05.2024 Промежуточная аттестационная работа по русскому языку для 11 класса
(контрольная работа)
Пояснительная записка
Промежуточная аттестационная работа в форме контрольной работы составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку и соответствует учебным возможностям учащихся данного уровня обучения и возраста.
Контрольно-измерительные материалы (КИМы) для 11 класса взяты из учебника «ЕГЭ. Русскийязык: 11 класс» / Сост. Р.А. Дощинский. – М.:Экзамен, 2023. –175 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
Цель:выявить уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по русскому языку за курс 11 класса.
Задачи:
Проверить:
- владение пунктуационными навыками по темам: знаки препинания при вводных словах, при однородных членах, в сложных предложениях с разными видами связи, при обособленных членах предложения;
- владение орфографическими навыками: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов глагольных форм, правописание корней, правописание паронимов, умение определять ошибку в образовании форм слова, грамматические ошибки, правописание приставок, слитное\раздельное написание слов;
- морфологические навыки: разряды местоимений, частиц, союзов.
- речевые навыки: умение выполнять речеведческий анализ предложенных текстов.
Задание составлено для индивидуальных вариантов и позволяет проконтролировать уровень освоения учащимися материала по всем разделам и подготовку учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по орфографии, лексике, морфологии, синтаксису и работе с текстом (в данной работе выполняются задания части 1-26). Работа рассчитана на 1 урок (45 минут)
Критерии оценивания
Задания 1-26 требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. За каждое верное выполненное задание части начисляется от 1 балла, за задание 8 начисляется 2, за задание 26 – 3 балла соответственно. Максимальное количество баллов –29
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил 90-100 % заданий
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил 70-89 % заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено 50-69 % заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Ключи к вариантам:
1Вариант: 1) в целях / с целью, 2)15, 3)34, 4)235, 5)ванну, 6)оказало, 7)тюлем, 8)28751, 9)123, 10)125, 11)25, 12)125. 13)1235, 14)14, 15)2, 16)235, 17)1345, 18)3467, 19)2346, 20)24567, 21)12467, 22)62198, 23)34, 24)23, 25) рыданияпричитания, 26)4750
2 Вариант:1)которые,2)45, 3)2345, 4)35, 5)дипломанты, 6)обратного, 7)Обгрызенное, 8)95628, 9)24, 10)45, 11)135, 12)45, 13)45, 14)14, 15)5, 16)345. 17)134, 18)34, 19)1456, 20)124, 21)78, 22) 47931, 23)235, 24)124, 25)Оккупацию, 26)12
№ задания | Тема | Кодификатор |
1 | Проводить лингвистический анализучебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов | 1.4 |
2 | Осуществлять речевой самоконтроль;оценивать письменные высказывания сточки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | 1.2 |
3 | Орфоэпические нормы | 9.1 |
4 | Лексические нормы | 9.2 |
5 | Грамматические нормы | 9.3-9.4 |
6 | Правописание корней | 6.5 |
7 | Правописание приставок | 6.6 |
8 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 6.10 |
9 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | 6.11 |
10 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | 6.16 |
11 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 6.8 |
12 | Знаки препинания в простом осложненном предложении | 7.2 |
13 | Знаки препинания при обособленных определениях | 7.3 |
14 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 7.4 |
15 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 7.8 |
16 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 7.12 |
17 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 7.13 |
18 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | 8.1 |
19 | Стили и функционально-смысловые типы речи | 8.3 |
20 | Средства связи предложений в тексте | 8.2 |
21 | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | 8.4 |
22 | Пунктуационный анализ текста | 7.19 |
Вариант 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
- Зритель обязан занять место согласно приобретённому билету. Во время нахождения в театре зрители обязаны бережно относиться к имуществу театра, соблюдать общественный порядок и правила противопожарной безопасности.
- Начало детских спектаклей в 11:00 в будние дни и в 12:00 в выходные дни, начало вечерних спектаклей в 19:00 в будние дни и в 16:00, 18:00 в выходные и праздничные дни.
- Вход зрителей в театр, работа персонала и буфета начинается за 30 минут до начала спектакля. Вход в зрительный зал — после первого звонка (за 15 минут до начала представления). После третьего звонка вход в зрительный зал осуществляется только через первую по ходу дверь. Необходимо занять место, предложенное билетёром, а в антракте пересесть на место, указанное в билете.
- Вход в зрительный зал в верхней одежде и головном уборе запрещён. В зрительном зале, как и в здании театра в целом, созданы комфортные условия для получения услуги, в частности рабочая система вентиляции, кондиционирования и рабочая система отопления в зимний период.
- Вход в зрительный зал с напитками и едой запрещён.
- В соответствии с ч. IV ГК РФ спектакли театра являются интеллектуальной собственностью театра и постановщиков. <…> обеспечения охраны авторских прав фото-, кино-, видео-, телесъёмки, любые виды аудиозаписи спектаклей или их фрагментов без специального разрешения администрации театра запрещены.
1.Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот предлог.
2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1)ЗАНЯТЬ. Поместиться, расположиться где-н.; вступить куда-н., овладев чем-н. З. квартиру. З. крепость.
2)НАЧАЛО. мн. Способы, методы осуществления чего-н. На общественных началах.
3)ПРАЗДНИЧНЫЙ. Радостный, счастливый и весёлый. П. вид. Праздничное настроение.
4)РАБОТА. Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.
5)УСЛОВИЕ. мн. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- Использование типичных для научного стиля эмоционально окрашенных слов (бережно, комфортные, интеллектуальной) и метонимий (работа персонала, разрешение администрации) говорит о стремлении автора вызвать у читателя отклик, пригласить к диалогу.
- Жанр текста — должностная инструкция, поэтому его адресат — квалифицированный специалист в театральной сфере.
- Требование точности обусловливает использование усложнённых грамматических конструкций, включающих ряды однородных членов, уточнения, обособленные согласованные определения.
- Строгость, официальность тона текста подчёркивается использованием слов со значением долженствования (обязан, необходимо), также наблюдается абсолютное преобладание имён существительных и прилагательных при незначительном использовании глаголов.
- Композиция текста соответствует цели высказывания: каждый пункт посвящён одному тезису, пункты располагаются в порядке уменьшения требований исполнения.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов: 1)отклЮченный; 2)красИвее; 3)кУхонный; 4)брАлась; 5)наделИт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово: 1) Она налила травяной отвар в изящную фарфоровую чашку и ЦАРСТВЕННЫМ жестом протянула её мне.
2) Для того чтобы наполнить чугунную ВАННУЮ тёплой водой, нужно было включить газовую колонку.
3)Это было в полном смысле слова каждодневное самопожертвование, ОТДАЧА любимому делу всех своих сил, души и сердца.
4)Современное производство хохломских изделий представляет собой высокую механизацию: в Семёнове имеются токарный и столярный, грунтовочный, ЛАКИРОВОЧНЫЙ цеха и цех росписи.
5)Весёлая ПРОДЕЛКА, казавшаяся ей такой очаровательной ещё несколько минут назад, обернулась чем-то дурным и страшным.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка: Модест Мусоргский, новатор, чьё творчество произвело воздействие на всю мировую музыкальную культуру, входил в кружок «Новая русская музыкальная школа», участники которого стремились к воплощению национальной идеи в творчестве.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
его МУЧИТ совесть; охапка ПОЛЕНЬЕВ; затянутые ТЮЛЬЮ окна; с ЧЕТЫРЬМЯ друзьями; воспользоваться АЭРОЗОЛЕМ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В)ошибка в построении предложения с однородными членами Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом | ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та
же буква . Запишите номера ответов.
- об..тать (в пустыне), расст..лающийся, гиг..енический
- зам..реть (от испуга), м..роприятие, д..баты
- обр..мление, впеч..тлительный, нак..лить (утюг)
- экстр..мальный, чемп..он, д..спетчерская
- оз..рной (малыш), св..товство, обог..щаться
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- нес..ёмный, из..ятие, противов..ездной (щит)
- пр..терпеть (изменения), пр..даваться (размышлениям), пр..следовать
- о..дышаться, о..сюда, по..толкнуть
- без..дейный, под..скивать (квартиру), дез..нформатор
- и..царапать, ..гинуть, бе..снежная (зима)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и
та же буква. Запишите номера ответов.
- миндал..вый, засухоустойч..вый
- (наказать) хитр..ца, врем..чко
- заступнич..ство, посчастлив..лось
- продл..вать, беззастенч..во (обманывать)
- выкорч..вывать (пни), жж..нный (на открытом огне)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
- вывал..нный (наружу), ненавид..вший
- ссор..щийся (из-за мелочей), быстропорт..щийся
- незыбл..мый, лицемер..шь
- внемл..щий (советам), дав..щий (груз)
- венч..нный (на царство), замолч..нный (факт)
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1)Пример демонстрирует (НЕ)ЗАВИСИМОСТЬ видового значения от падежа, а зависимость того и другого от лексического значения глагола быть.
2)Оглядываясь и как бы раздумывая, тигрица медленно шла по манежу, и взгляд её (НЕ)СУЛИЛ ничего доброго.
3)Когда выйдешь на улицу, слышно, как, (НЕ)УМОЛКАЯ, с чеканным клёкотом бежит вода в арыке.
4)Он вдруг понял, что сосед не столько злобен и безнравствен, сколько (НЕ)ДАЛЁК и плохо воспитан.
5)Поразительное чувство равенства с любым собеседником — будь он академик, учитель, студент или даже нисколько (НЕ)ПРИЧАСТНЫЙ к языковедению человек — оставалось у него всегда.
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся
СЛИТНО. Запишите номера ответов.
- ЧТО(БЫ) не было лишнего шума, туристам пришлось идти к горе (ПО)ОДИНОЧКЕ.
- Всё смешалось в этой (БЕЗ)УМОЛКУ звучащей песне: грусть, мужество, безвкусие, знание войны, и вечная тоска (ПО)ИСТИНЕ, и то настоящее искусство, которое может родиться только в тепле человеческой груди.
- У Маруси были диваны и пуфики В(ВИДЕ) львов, крокодилов, черепах, медведей, кроликов и коров, на которых она (ПО)ОЧЕРЕДИ играла и спала.
- (В)ВИДУ ограниченности жилой площади служебный кабинет отца был перегорожен (ПО)ПОЛАМ ситцевой занавеской.
- Я ТО(ЖЕ) могу сказать «поехать на материк», имея (В)ВИДУ, что мы живём на его кромке, у воды, чем и отличаемся от настоящих «континенталов».
15. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Подхватившись спросонья, я с неслыха(1)ой дерзостью оттолкнул незва(2)ого гостя, спустил скова(3)ые судорогой ноги с расшата(4)ой койки, нащупал на полу броше(5)ую железяку и только потом разлепил заспа(6)ые глаза и вгляделся во взъероше(7)ого человека, стоявшего у входа в кубрик и казавшегося огромным и мешковатым в рассея(8)ом свете, сочившемся из открытого настежь люка.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- На открытые клюквенные и моховые болота садились пролётные гуси.
- Стояла ветреная погода и лишь горячее солнце да распустившаяся листва деревьев и кустарников свидетельствовали о начале лета.
- На хорошо убранном просторном дворе привязаны на цепь две молчаливые не обращающие внимания на прохожих собаки.
- Машина способна пройти также по оврагам и по горам и по воде.
- Подслеповатые жирные барсуки были тигрице по вкусу и ловить их не составляло для неё ни малейшего труда.
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Утолив жажду снегом (1) с наступлением вечера тигрица сделала широкий круг по лесу (2) и (3) убедившись в безопасности (4) перешла через заросший ивняком ключ (5) устроившись на ночь (6) в брошенном старой свиньёй «гнезде».
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Сон был детский, далёкий, такой, что во сне ему стало себя жалко: будто (1) тётка Аглая ему, спящему, подсунула под затылок свою прохладную руку, будто (2) тянет его немножко за ухо и шепчет, низко склонившись над ним: — Да проснись же, длинношеее! Вставай (3) Володька! Ой (4) миленький (5) мой (6) вставай! Пора просыпаться (7) моя (8) деточка…
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если мы взлетим над городом (1) и заложим стремительный вираж к стрелке Васильевского острова (2) где высятся Ростральные колонны (3) то с сожалением заметим (4) что между ними и Невой (5) ещё достаточно свободного места (6) чтобы поставить супердоходный дом с видом на Петропавловку (7) и арку Троицкого моста одновременно.
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После прочтения полемической статьи «Рабочий разговор» (1) я понял (2) что Лидия Корнеевна (3) именно тот человек (4) который может написать хорошую книгу о редактировании литературно- художественных произведений (5) и что (6) если она согласится (7) это будет большой удачей.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же
правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На шестой день по окончании Святок по Москве в буквальном смысле волной прокатывался ещё один праздник — Татьянин день, который отмечали студенты. (2)Начиналось празднование на Моховой улице в университетской церкви молебном во имя св. Татьяны — покровительницы Московского университета и всего студенчества, затем в присутствии высокопоставленных гостей проходил торжественный акт. (3)«Актовый зал набит битком, — писала о празднике в 1910 г. газета «Голос Москвы».
— Тут и шитые камергерские мундиры, и косоворотки, и красные ленты через плечо, и красные рубашки, выглядывающие из-под засаленных тужурок». (4)Великий князь Сергей Александрович — московский генерал-губернатор — вместе с супругой великой княгиней Елизаветой Фёдоровной каждый год приезжал на торжественное заседание. (5)Кому удастся получить цветок из букета, поднесённого от университета великой княгине, тому на экзаменах будет сопутствовать удача — такое поверье появилось у московских студентов. (6)К вечеру обычная жизнь улиц замирала, а Москва превращалась в царство молодёжи, которая с песнями спешила к ресторану «Эрмитаж» — центру веселья. (7)Студенты составляли отдельные группы, но отовсюду слышался Gaudeamus — студенческий гимн на латинском языке.
22. Предложения Изобразительные средства
А) Чудо – пуховый платок покойной матери на больных ногах. Чудо – руки бабушки, ее ворчанье и шумная ругань. (В. Астафьев) Б) Знакомые тучи! В) Она знает наизусть всего Есенина. Д) Мы работали до седьмого пота. | 1) метонимия 2) риторическое обращение 3) аллитерация 4) эпифора 5) градация 6) анафора 7) парцелляция 8) гипербола 9) сравнение |
Прочитайте текст и выполните задания 23–26.
(1)Деревня стала пустеть давно. (2)В семьдесят четвёртом году объявили, что ниже по течению реки начинают строить электростанцию, а здесь образуется водохранилище — деревня уйдёт под воду.
(3)Тогда и стали покидать её самые дальновидные, молодёжь. (4)Гибель Пылёва казалась скорой: на реке уже стояли три электростанции, их возвели ударными темпами, деревни вокруг переселяли торопливо, почти по-военному.
(5)Но с этой станцией вышло по-другому. (6)Годы шли, а окончание строительства всё откладывалось, до общего переселения не доходило. (7)Наоборот, в конце восьмидесятых стали приезжать учителя, врачи, культработники; начали восстанавливаться по району упразднённые было совхозы. (8)Но молодёжь по- прежнему в деревне не держалась — окончив школу, ехала в города…
(9)В начале девяностых строительство ГЭС и вовсе прекратилось. (10) И люди тихонько мечтали, что её так и не достроят, а то и разберут, и из Енисея снова пойдёт к ним сюда благородная рыба, всё будет как прежде… (11)Но вот лет семь назад электростанцию стали достраивать.
(12)В конце августа прозвучало твёрдое, как приказ: «Всё, выезжайте. (13)Осенью начнётся зачистка. (14)Подъём воды уже пошёл. (15)Всё!»
(16)Двадцать пятого августа причалил паром, и началась погрузка основного населения. (17)Рыдали, гладили срубы, заборы, запирали двери, надеясь, что в последний момент всё отменится и они вернутся.
(18)Погрузились — сотни три стояло на палубе, смотрело на свою деревню, — и паром медленно пополз от пристани. (19)Оставшиеся на берегу махали им, а на пароме почти все были неподвижны — не хватало сил, смелости поднять руку. (20)Окаменело стояли. (21)И лишь рыдания, причитания многих женщин повисли над рекой, раздирая души.
(22)После этого переселяющие занялись самыми упорными — одинокими стариками и старухами. (23)Тогда-то почти насильно, но заверив, что они ещё смогут вернуться, их свозили в город, показали квартиры, дали подписать документы. (24)Отвезли обратно в деревню и велели: «Собирайтесь. (25)Через две недели вывозим вещи».
(26)Вывезли. (27)Как там с ними разберутся, как поставят в квартире — Ирину Викторовну, да и других, не особенно волновало. (28)Они не представляли свою жизнь не здесь — не здесь была чёрная пустота…
(29)Дети и уже взрослые внуки давно предлагали Ирине Викторовне то забрать её к себе, то помочь с переездом. (30)Она храбрилась: «Да справлюсь». (31)Лишь в каждый приезд родных старалась побольше дать им семейной памяти. (32)Швейную машинку, на которой ещё её бабушка шила, остатки сервиза, медный ковшик для варки варенья, фотокарточки… (33)Может, дети и внуки выбрасывали это как хлам, но Ирине Викторовне хотелось верить, что у машинки, тарелок, ковшика, спиц, верблюжьего одеяла, шкатулочки с вытершимся лакированным рисунком, китайской фарфоровой кружки для запарки будут ещё долгие-долгие жизни.
(34)Ещё две недели после вывоза вещей провела она в пустой огромной избе. (35)То есть не совсем пустой: многое приходилось оставлять. (36)Куда всё в однокомнатную? (37)Многое оставалось, но уюта в избе уже не было. (38)Изба словно сердилась на хозяйку. (39)Двери заскрипели и как-то разом просели, стали открываться и закрываться с трудом; от печки вдруг отпал большой кусок обмазки, обнажив темно- красные кирпичи; одна половица стала так прогибаться, что ступать на неё было страшно.
(40)Изба старая, но надёжная, на века. (41)Говорят, её срубил прадед Ирины Викторовны с сыновьями больше ста лет назад. (42)Огромные бревна до сих пор вызывают уважение, и когда представляешь, как их тянули сюда из тайги без всяких тракторов, как ошкуривали, пилили ручными пилами, как закатывали друг на друга, то удивляешься тем людям, богатырям, великанам каким-то…
(43)Сюда она привела мужа, и им отвели дальнюю комнату с отдельным выходом во двор. (44)Здесь родились её пятеро детей. (45)Отсюда уезжали в огромный мир выросшие дочери и сыновья. (46)Здесь умерли её родители, а потом и брат, и жена братова, а потом и её, Ирины Викторовны, муж.
(47)И вот она одна. (48)Последняя. (49)И, похоже, пережившая эту избу. (50)Через два-три дня её сожгут. (51)Подойдёт чужой мужичок, плеснёт на зауголок бензина и бросит спичку. (52)Подождёт, убедится, что занялось, пойдёт к следующей.(По Р.В. Сенчину*)
*Роман Валерьевич Сенчин (1971 г.) — российский прозаик, литературный критик, вокалист.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- После войны обезлюдевшую деревню решили не восстанавливать, а на месте разрушенного поселения начали строить электростанцию.
- Строительство ГЭС шло долго, с трудностями и наконец было окончательно остановлено.
- Многие люди покидали родные места с неохотой, до последнего надеясь, что переезд в город отменится.
- Героиня отдавала родным некоторые вещи, которые помогли бы хранить память о деревенском доме, о прошлом семьи.
- Ирина Викторовна согласилась на переезд в квартиру, втайне приняв твёрдое решение остаться в деревне, никуда из неё не уезжать.
24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
- Предложения 6, 7 поясняют, раскрывают содержание предложения 5
- Предложение 17 противопоставлено по смыслу предложению 16
- В предложениях 22–25 представлено описание
- В предложении 28 указана причина того, о чем говорится в предложении 27
- Предложения 47–52 содержат внутреннюю речь героини
25. Из предложений 18–21 выпишите синонимы (синонимическую пару)
26. Среди предложений 43–50 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Источники информации – это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по её назначению. В зависимости от типа интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.
Виды источников информации:
1. открытые или относительно доступные;
2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);
3. закрытые.
Источники информации могут быть:
1. знающими людьми;
2. документами;
3. средствами проводной и беспроводной связи.
Знающими лицами считаются такие люди, <...> явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации, как:
1) Эксперты, т. е. индивиды, чьи профессиональные контакты и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.
2) Осведомители – это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.
3) Напуганные – это люди, знающие всё, но они предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.
4) Агенты – это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств. Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.
1. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите это местоимение.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСТОЧНИК. То, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь. Источник света.
2) ТИП. Вроде, наподобие кого(чего)-нибудь. Устройство типа центрифуги.
3) СВЯЗЬ. Тесное общение между кем(чем)-нибудь. Дружеская связь.
4) ЛИЦО. Человек, личность. Доверенное лицо.
5) КОНТАКТ. Деловая связь, согласованность в действиях. Торгово-экономические контакты.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Сфера употребления представленного текста — повседневный разговор, обмен информацией.
2) Цель текста — доказательное изложение научного материала.
3) В тексте можно встретить термины.
4) Синтаксис текста представлен преимущественно простые и сложные предложения. Текст чётко структурирован.
5) Текст безэмоционален, позиция автора не прослеживается.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) позвОнишь 2) убрАла 3) щЁлкать 4) нАчав 5) вОвремя
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
- Все ДИПЛОМАТЫ конкурса примут участие в следующем туре.
- Он, как всегда, ДЕЛОВИТ, неулыбчив, вроде серьёзной, насупленной птицы.
- Это был клёст-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещенным, как два кривых КОСТЯНЫХ ножа.
- Чтобы как-то ВОСПОЛНИТЬ недостаток движения и свежего воздуха, Лиза ходила гулять к пруду.
- Институт ПРЕТЕРПЕЛ к тому времени реорганизацию и сокращение.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах на ИХ территории ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм В) нарушение в построении предложениях несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
| 1) Дорожки сада, которые недавно посыпали ровным крупным гравием, мерно хрустели под ногами Ильи Александровича. 2) Весь день пони катало в зоопарке малышей. 3) М. Б. Барклай-де-Толли был одним из военачальников, удостоенный ордена Святого Георгия за участие в войне против французов. 4) «Дама в голубом» (портрет художницы Е.М. Мартыновой) как чистый и нежный цветок, который занесли из каких-то неведомых светлых садов. 5) Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг. 6) Тщеславие и глупость высмеиваются И.А. Крыловым в басне «Вороне и лисице». 7) По приезде в город мы посетили Псковский кремль. 8) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня. 9)Публикация написанной Гоголем поэмы «Ганц Кюхельгартен» ещё в гимназии была встречена критикой Петербурга насмешками, после чего Гоголь сжёг все книги с этой поэмой, забрав их у книгопродавцев. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разг..вор, возр..стной, зар..сль
2) оз..рять, г..рдероб, пол..гать
3) верм..шель, сц..пление, скр..пучий
4) разув..рять, увл..каться, побл..дневший
5) рест..врация, пок..ление, библи..текарь
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) не..держанный, не..дешний, ра..фасованный
2) под..рвать, пр..образ, с..блюсти
3) пр..возмочь, беспр..страстный, пр..амбула
4) супер..гра, дез..нфекция, по..грать
5) ди..гармония, чере..полосица, не..гораемый
11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)абхаз..кий, белорус..кий;
2)завед..вать, развед..вать;
3) крыш..чка, краеведч..ский,
4)услужл..вый, алюмини..вый;
5) верблюж..нок, кабач..к
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вывез..нный, застел..шь, посе..нный
2)брызн..шь, дыш..щий, ран..нный
3)движ..мый, выскоч..шь, увид..вший
4)пен..щееся (море), (полки) стр..тся,разгон..т
5)ненавид..шь, (тучи) гон..мые, застав..вший
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов:
- У самого спуска к реке приткнулся ничем особо (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ бревенчатый домишко.
- Я знаю о страдании (НЕ)ПОНАСЛЫШКЕ и никогда не позволю себе причинить боль другому человеку.
- Слоны должны пить (НЕ)РЕЖЕ одного раза в два дня.
- Они бегали по коридору (НЕ)ЗАМЕТНЫЕ, как мышки, и разговаривали друг с другом всегда шёпотом.
- В последнее время Макар испытывал (НЕ)ДОВЕРИЕ к бывшим товарищам, а ведь когда-то было тяжело представить, что они могут поссориться.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
- Он решил отдохнуть до вечера в тишине, (В)ДАЛИ от дороги, а потом ночью (ПО)ТИХОНЕЧКУ начать пробираться через болота к своим.
- Метров через 150 подхожу к расщелине, пролезть через которую (С)ХОДУ не удаётся, и вспоминаю, что (В)ОДИНОЧКУ в пещерах ходить не рекомендуется.
- Он хорошо, (ПО)ОТЦОВСКИ, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырёк его разделился (НА)ДВОЕ.
- Все страшно торопились на улицу, чтобы скакать на расчерченном асфальте, скакать через верёвочку (ПО)ОДИНОЧКЕ, В(ДВОЁМ) или целыми группами.
- Его экскурсии продолжались (В)ДВОЕ дольше обычных, и иногда туристы падали (В)ОБМОРОК от напряжения.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Упоё(1)ая славой титулова(2)ая певица неджа(3)о, негада(4)о заявила о своём
участии в фестивале и была приглаше(5)а в состав жюри.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Земляникой да черникой полны наши леса!.
2) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.
4)Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
5) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Море гудело грозно (1) выделяясь из всех шумов этой тревожной (2) и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве (3) оно лежало глубоко внизу (4) далеко
белея сквозь сумрак (5) бегущими к земле (6) гривами пены. (И. Б.)
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Однако потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений
1)За нашей деревней расстелились широченные поля. 2)Мы направились по узкой тропинке прямо к дальней берёзовой роще: каждый год здесь можно набрать полные корзинки вкусных грибов. 3)Главное, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. 4)День выдался без дождя, а все деревья освещены яркими лучами тёплого солнца. 5)В лесу тихо и не слышно пения птиц, они готовятся кпутешествию на юг. 6)Гуляя по лесу, можно заметить, что из-под бурых и жёлтых листьев виднеются яркие шляпки сыроежек, но мы пройдём мимо. 7)Мы с ребятами заранее решили собрать только самые вкусные грибы: ароматные белые, красные подосиновики, симпатичные подберёзовики, лисички и рыжики. 8) Их можно приготовить по-разному: пожарить, посолить на зиму.
22. Предложения Изобразительные средства
А) Андерсен знал, что можно… любить… каждую её потерянную ресницу, каждую пылинку на её платье.(К. Паустовский) Б) Любовь словно звезда. Г) Представили? И как вы думаете: в такой ситуации Сергей мог поступить иначе? Согласитесь, что всё-таки не мог. | 1) метафора 2) ассонанс 3) вопросно-ответная форма изложения 4) литота 5) анафора 6) риторическое обращение 7) сравнение 8) аллитерация 9) парцелляция |
Прочитайте текст и выполните задания 23–26.
(1)Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортёры и танки. (2)В городе ещё пахло гарью, тем звериным душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.
(3)На одной из улиц сквозь разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. (4)Вид книг всегда волнует меня, и я зашёл в помещение, в котором сразу по стеллажам определил библиотеку. (5)Никого в помещении, казалось, не было, только вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. (6)Часть книг ужестояла на полках. (7)Я подошёл к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая – библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. (8)Я взял в руки одну из книг – это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
(9)– Работа нам предстоит немалая, – сказала одна из женщин, – дело в том, что по приказу гебитскомиссараОппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку, – и она достала из ящика целую пачку листков с тесными строками машинописи: это был список подлежавших уничтожению книг. – (10)Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные страницы, и нам удалось спасти почти всё, что подлежало уничтожению, – добавила женщина с удовлетворением, – так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
(11)Это было действительно так: две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожению книги другие названия или вкладывая их в другие переплёты. (12)А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
(13)В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
(По В.Г. Лидину)
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Рассказчику удалось найти необходимую книгу, в этом ему помогли Зинаида Ивановна Валянская и Юлия Александровна Панасевич.
2)Рассказчик взял в руки учебник по экономической географии, но, перелистав её, обнаружил, что титул учебника не соответствовал содержанию.
3) Зинаида Ивановна Валянская и Юлия Александровна Панасевич спасли целую районную библиотеку.
4) Немцы ещё не были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык, стояли их автомашины, бронетранспортёры и танки.
5) ГебитскомиссарОппа приказал уничтожить все книги по прилагаемому списку.
24.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 7—8 содержится повествование.
2)Предложения 1-2 содержат описание.
3) В предложениях 9-10 представлено рассуждение.
4) Предложение 13 представляет собой вывод всего текста.
5) В предложениях 11—12 содержится описание.
25. Из предложений 5–8 выпишите слово со значением «Занятие вооруженными силами государства не принадлежащей ему территории»
26. Среди предложений 9—13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности 030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГО...
Промежуточный контроль по ОДБ.01 Русский язык (110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства)
Тестовое задание по русскому языку в рамках промежуточной аттестации для обучающихся по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Иностранный язык в профессиональной деятельности (дифференцированный зачет)
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП. 09. Иностранный язык в профессиональной деяте...
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. 4 класс.урок русского языка.
Совершенствование умений распознавать падежи имён существительных. Развитие творческого, образного мышления, коммуникативных навыков....

Рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 6 класса "Загадки русского языка"
Программа составлена в соответствии с требованиями:федерального компонента государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы МБОУ «Ленинская ...

КОС для проведения промежуточной аттестации по ОГСЭ.03.Иностранный язык (английский) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по ОГСЭ.03.Иностранный язык(английский) 35.02.07 Механизация с/х...












