техкарта растения старшая группа интеграция
рабочая программа

Алина С.

Технологическая карта интегрированного занятия «Таинственный мир растений»

ФИО обучающегося: Богатырева Алина Сергеевна

Образовательные области: познавательное, художественно – эстетическое, социально - коммуникативное

Тема занятия: «Таинственный мир растений»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: формирование у детей целостного представления о разнообразии растений через познавательную, художественную и коммуникативную деятельность

Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):

1)Образовательные:

  • Уточнить знания о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод)
  • Продолжать формировать навыки наблюдения и простейших исследований

2)Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, речь
  • Развивать мелкую моторику во время рисования
  • Развивать коммуникативные навыки в совместной деятельности

3)Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к творческой деятельности
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Дополнительные задачи        (игровая     и        дидактическая    задачи;       задача         по экспериментальной деятельности):

1)Игровая: научить детей распознавать растения по описанию в игровой форме

2)Дидактическая: систематизировать знания детей о частях растения и их функциях

3)Экспериментальная деятельность: познакомить детей с процессом передвижения воды в растении через наблюдение за опытом

Словарная работа: корень, лист, цветок, плод, дерево, кустарник, трава, эксперимент, опыт

Планируемый результат занятия: дети знают части растения и умеют их называть; умеют делать простейшие выводы на основе наблюдений за экспериментом; проявляют творческую инициативу в художественной деятельности.

Подготовительная работа: подготовка интерактивной игры с использованием средств ИКТ, оформление уголка природы и занятия по окружающему миру, рисованию, подбор и подготовка материалов (гербарий с частями растений, изображения различных растений – цветы, кустарники, деревья, трава; доска, белые цветы – хризантемы/гвоздики, прозрачные стаканчики, вода, пищевой краситель, лупы, ножницы, клеенка, салфетки, ИКТ, фоновая музыка – звуки природы, альбомные листы, карандаши цветные, фломастеры, картотека загадок о растениях, игрушки одуванчика и ромашки), беседы о важности сохранения природы.

 

Этапы интегрированного занятия

 

Задачи этапа

Содержание деятельности

педагога

Методы, формы, приемы

 

Предполагаемая деятельность детей

Материалы и

оборудование

Планируемые результаты

1

Организационно–

мотивационный этап

Вовлечь детей в образовательную ситуацию, сформировать положительный эмоциональный настрой, мотивировать к предстоящей деятельности

Приветствует детей, предлагает отгадать загадку о природе.

-Ребята, вы уже много знаете о мире, давайте попробуем отгадать чем же сегодня мы займемся:

Всё, что нас окружает,

Но не люди и не здания:

Леса, поля, животные,

Облака и океаны. (природа)

 

Стоит в поле у дорожки

На одной тонкой ножке.

Жёлтый глазок, белые реснички —

Называется... (одуванчик)

 

Летом — в огороде, среди травы,

Скромно прячется у земли…

Белые звёздочки — душистые головки. (ромашка)

 

 Сообщает, что сегодня они отправляются в путешествие в "Мир растений".

 

-Что же такое одуванчик и ромашка? (цветы)

-А цветы это что? (растения)

- Верно, предлагаю сегодня нам отправиться в путешествие с Ромашкой и Одуванчиком в их чудесный «Мир растений»!

Словесные, игровые: загадки, постановка вопроса, введение персонажей, сюрпризный момент

Форма: фронтальная

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, проявляют интерес к загадкам, участвуют в их отгадывании, высказывают свои предположения о теме занятия. включаются в игровую ситуацию.

Карточки с загадками, мягкие игрушки «Ромашка» и «Одуванчик», фоновая музыка природы картинки с изображением ромашки и одуванчика.

Дети активизируют имеющиеся знания о растениях, проявляют познавательный интерес и эмоциональный отклик, мотивируются на дальнейшую деятельность

2

Основной этап

 

2.1

Этап постановки проблемы

 

Активизировать мыслительную деятельность, заинтересовать экспериментальной деятельностью

Задаёт вопросы:

-Ребята, а как питаются растения?

- Что нужно растениям для жизни?

-Как растение «пьёт» воду?»

предлагает детям выдвинуть предположения.

-Сегодня мы с Одуванчиком узнаем, как же растения все-таки пьют воду!

Словесный: постановка вопросов, выдвижение предположений

Форма: фронтальная

Слушают вопросы воспитателя. Высказывают свои гипотезы и предположения («Наверное, корнями», «Через землю», «Стебель помогает»). Проявляют интерес к теме опыта. Участвуют в обсуждении, рассуждают, слушают мнения товарищей.

игрушка "Одуванчик" (для игровой мотивации). Наглядные картинки с изображением растения с подписанными частями

Дети формулируют простейшие гипотезы на основе имеющихся знаний. Развивают умение высказывать собственные суждения. Активизируется познавательный интерес к процессам, происходящим в природе. Формируется установка на дальнейшую исследовательскую деятельность.

2.2

Этап ознакомления с материалом

 

Уточнить знания о строении растений

Показывает гербарий, картинки, рассказывает о частях растения.

— Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Это гербарий. Гербарий — это как книга про растения. В ней собраны разные части растений, чтобы мы могли их рассмотреть и узнать побольше. Хотите со мной изучить одно растение?

— Вот перед нами растение. У него есть несколько важных частей. Давайте вместе разберёмся, какие.

— Это корень. Он находится под землёй. Корень помогает растению держаться крепко-крепко в земле, не падать. А ещё он «пьёт» воду и полезные вещества из почвы. Без корня растение не сможет жить.

— А вот это — стебель. Он как трубочка внутри растения. Стебель помогает воде подниматься вверх, к листочкам и цветочкам. Представьте, как будто у растения есть соломинка для воды!

— Теперь посмотрим на лист. Лист нужен растению, чтобы дышать. И ещё лист делает еду для растения с помощью солнечного света. Какой умный листок!

— А это — цветок. Он красивый и ароматный. Цветок привлекает насекомых, которые помогают растению делать семена. Но не все растения цветут, например, у хвойных деревьев вместо цветов — шишки.

— После цветка может появиться плод. В плодах прячутся семена. Из семян могут вырасти новые растения. Например, яблоко — это плод, а внутри него семена.

— Так из каких же частей состоит большинство растений?

(Слушаю ответы детей.)

 

— Да, правильно! У растения есть корень, стебель, лист, цветок и плод. Каждая часть играет свою важную роль.

— А теперь давайте проверим, как вы запомнили эти части. Посмотрите на эту картинку и скажите: где здесь корень? А где стебель? Что помогает растению дышать? Кто найдёт плод? (Повторение частей растения)

Словесный, наглядный: постановка вопросов, объяснение, указание, похвала, демонстрация

Форма: фронтальная, индивидуальная

Слушают объяснение воспитателя, рассматривают гербарий и картинки. Отвечают на вопросы, повторяют названия частей растения. Участвуют в обсуждении функций каждой части растения. Находят и показывают части растения на наглядном материале. Задают уточняющие вопросы («А у кактуса есть листья?», «Как семена попадают в землю?»).

Гербарий с частями растений (лист, стебель, цветок, плод, корень). Картинки или плакаты с изображением растения с подписанными частями. Иллюстрации различных растений (цветы, деревья, травы, кусты).

Растение (в прозрачном горшке)

Лупа (для рассматривания- доска с элементами растения

Дети знают названия и назначение основных частей растения. Умеют находить и называть части растения на картинках и на самом растении. Активизирован словарный запас (корень, стебель, лист, цветок, плод). Развивается связная речь, внимание, умение слушать и запоминать информацию. Формируется интерес к устройству живой природы.

2.3

Этап практического решения проблемы

Научить детей проводить простой эксперимент «Как вода поднимается по стеблю?», наблюдать за изменениями, делать выводы

Объясняет последовательность проведения опыта: дети опускают белый цветок в окрашенную воду и наблюдают за изменением цвета лепестков.

(Педагог проводит эксперимент «Как вода поднимается по стеблю?»)

— Ребята, помните, мы говорили о том, как растение получает воду? Сегодня мы сами проверим, как это происходит. Мы проведём небольшой опыт, чтобы увидеть, как вода путешествует внутри растения.

— Это белый цветок. Его стебель пустой внутри, как трубочка. Сейчас мы опустим его в окрашенную воду и понаблюдаем, что будет происходить. Может быть, вода сможет подняться вверх по стеблю и дойти до лепестков?

— Хотите попробовать провести такой опыт самим?

— Аккуратно возьмите цветок, осторожно опустите стебель в воду. Теперь нам нужно немного подождать и понаблюдать.

— Посмотрите внимательно! Что вы видите? Лепестки стали другого цвета? Какого?

(Предлагаю рассмотреть стебель через лупу или разрезать его аккуратно ножницами):

— Видите, как в стебле проходит окрашенная вода? Это значит, что вода действительно поднимается внутри растения по стеблю вверх — к листьям и цветкам!

— Значит, стебель работает как трубочка — он помогает растению получать воду из земли. Без этого растение бы не смогло жить.

(Поощряю вопросы и комментарии детей, задаю наводящие вопросы):

— Почему вода поднимается вверх, ведь она тяжелая?

— Что было бы с растением, если бы вода не доходила до листьев?

— Можем ли мы использовать этот способ, чтобы покрасить цветы в другой цвет?

Напомнить детям, что такие опыты помогают нам лучше понять природу и научиться заботиться о растениях.

Наглядный, практический, словесный: наблюдение, демонстрация, эксперимент, выдвижение предположений, объяснение, указание, похвала

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная

Слушают объяснение воспитателя, внимательно наблюдают за действиями педагога. Самостоятельно выполняют опыт: берут цветок, аккуратно опускают стебель в окрашенную воду. Наблюдают за изменением цвета лепестков и стебля. Рассматривают стебель через лупу, делают выводы. Отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнения и гипотезы. Проявляют интерес к процессу, задают собственные вопросы.

Белые цветы (например, хризантемы или гвоздики) — по числу детей или на пару.

Прозрачные стаканчики с водой, окрашенной пищевым красителем (разных цветов). Лупы

Ножницы (для демонстрации разреза стебля, если позволяет возрастная группа). Фартуки или салфетки для защиты одежды. Поднос или подкладная бумага для организации рабочего места.

Дети узнают, как вода передвигается внутри растения. Учатся выполнять простой эксперимент под руководством взрослого. Развивают навыки наблюдения, умение делать элементарные выводы. Активизируется словарь: опыт, эксперимент, стебель, трубочка, вода, движется, поднимается. Формируется интерес к естественным явлениям и научному способу познания мира. Развивается аккуратность, осторожность при работе с водой и инструментами.

2.4

Этап проведения дидактической игры на ИКТ

Закрепить знания о разнообразии растений, развивать внимание и связную речь

Педагог организует игру «Угадай растение» с использованием планшета или интерактивной доски (подвести детей к ИКТ, где изображены различные растения – цветы, деревья, трава, кусты):

— Ребята, давайте немного поиграем! У меня для вас есть интересная игра, которая называется «Угадай растение». Я буду вам читать описание, а вы должны выбрать правильное растение на экране. Готовы?

Открываю игру. Появляется изображение:

Зачитываю описание:

1 — Это растение растёт на лугу и в поле. У него белые пушистые шарики, которые легко уносит ветер. А ещё его называют «парашютиком». Что это за растение? (одуванчик)

2 — Следующее описание: это красивый цветок с белыми или розовыми лепестками. Он бывает полевой и садовый. В народе его называют «цветком невесты». Кто знает, о чём я говорю? (ромашка)

3 - Высокое-высокое, с толстым стволом и множеством веток. На ветках весной и летом растут листочки, а осенью они желтеют и падают. Живёт очень долго — сотни лет! Может быть дубом, берёзой или сосной. Кто знает, о чём я говорю? (дерево)

4 - Мелкие зелёные растения, которые растут повсюду — во дворе, на лугу, у дороги. Летом под ногами шуршат, а весной только начинают пробиваться из-под снега. Дети на них играют, животные едят их. Кто знает, о чём я говорю? (трава)

5 - Растение ниже дерева, но тоже зелёное и живое. У него много тонких веточек, но нет одного большого ствола. На нём могут расти листья, цветы или ягоды. Его любят пчёлы и птицы. Кто знает, о чём я говорю? (куст)

Задать дополнительные вопросы по необходимости:

— Чем отличается дерево от кустарника?

— Какое растение мы можем использовать в пищу?

— Какие растения лечат?

В конце игры делаю вывод вместе с детьми:

— Сегодня вы показали, что многое знаете о растениях. Вы умеете не только узнавать их по внешнему виду, но и по описанию. Это здорово!

Словесный, практический и наглядный методы: описание, демонстрация, игра, указание, объяснение, похвала

Форма: фронтальная, индивидуальная

Слушают описание растения, анализируют признаки

Высказывают предположения, выбирают нужную картинку на экране

Участвуют в обсуждении, объясняют свой выбор

Отвечают на дополнительные вопросы воспитателя

Проявляют интерес к игре, взаимодействуют друг с другом

учатся аргументировать свою точку зрения.

ИКТ с установленной игрой «Угадай растение». Картинки с изображением различных растений: ромашка, одуванчик, деревья (берёза, дуб), кусты (сирень, шиповник), травы (подорожник, мята).

Звуки природы или фоновая музыка карточки с реальными объектами или игрушками для дополнительной наглядности

Дети закрепляют знания о разнообразии растений (цветы, деревья, кустарники, травы).

 Учатся определять растения по описанию, выделять характерные признаки

Развивается внимание, память, логическое мышление. Активизируется словарный запас: растение, дерево, кустарник, трава, плод, корень, стебель, лист, цветок. Формируются навыки коммуникации, умение работать в коллективе и слушать товарищей.

3

Заключительный этап

Подвести итоги занятия, организовать рефлексию в ходе рисования «Мое растение»

После окончания всех этапов занятия, я приглашаю детей за столы, где уже разложены альбомные листы, карандаши:

— Ребята, мы сегодня узнали много интересного о растениях: из каких частей они состоят, как получают воду, какие бывают красивые и полезные. А теперь предлагаю вам попрощаться с Одуванчиком и Ромашкой нарисовав для них свое собственное, самое необычное растение, которое могло бы расти в сказочном лесу или даже на другой планете! Это может быть растение с разноцветными листьями, говорящим цветком, светящимся стеблем или плодами-конфетами — вы сами решаете, каким оно будет! Главное — чтобы оно было особенным и живым, как настоящие растения.

Когда дети закончат рисовать, пригласить их обсудить свои рисунки:

— Давайте посмотрим на ваши удивительные растения. Кто хочет рассказать о своём?

— Расскажи нам, как зовут твое растение? Что ты нарисовал(а)? Чем оно питается? Где растёт?

— Какие вы молодцы! Одуванчику с Ромашкой очень понравились ваши работы, они придут к нам ещё, а пока они пойдут отдыхать. Вы не только многое узнали о настоящих растениях, но и придумали свои, совсем волшебные! Сегодня мы путешествовали по тайнам мира растений, наблюдали за опытами, играли и рисовали. Теперь вы знаете, что растения — живые существа, им нужна вода, свет и забота. И самое главное — мы поняли, что все растения важны и их нужно беречь.

Словесный и практические методы: беседа, рефлексия, художественная деятельность, похвала

Форма: фронтальная, индивидуальная

Слушают задание воспитателя, проявляют интерес к творческой задаче. Самостоятельно выбирают предмет изображения (какое растение изобразить), придумывают образ своего растения

Выполняют рисунок, используя воображение и опираясь на полученные знания

После завершения работы рассказывают о своем рисунке, называют особенности своего растения. Участвуют в обсуждении, слушают рассказы других детей, задают вопросы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, гордятся своей работой.

Альбомные листы. Карандаши, фломастеры, игрушки «Одуванчик» и «Ромашка» для игрового сопровождения. Место для выставки рисунков

Дети закрепляют представления о строении и функциях растений в ходе творческого выражения

Развивают воображение, фантазию, творческие способности.

Совершенствуются навыки владения графическими материалами.

Формируют умение рассказывать о своих действиях и результатах творчества.

Развивается связная речь, расширение активного словаря. Воспитывается бережное отношение к природе и чувство ответственности за живое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_kkarta_rasteniya_gaddem.docx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе общеразвивающей направленности по теме: "Я - человек".

  Цели: познакомить детей с линией жизни человека. Образовательные задачи: Показать изменения  человека в разные возрастные периоды его жизни. Познакомить с  понятиями «ли...

Конкурс методических разработок "Времен связующая нить:урок в школьном музее" для детей дошкольного возраста по теме "Знакомство с русским гостеприимством" в старшей группе

Я, Белякова Наталья Васильевна, педагог ГБОУ СОШ №1861 "Загорье" дошкольное отделение №1 хочу вас познакомить с интерактивным занятием в музее "Куделька" в рамках окружного конкурса "Времен связующая ...

Музыкально - литературный досуг " Весення капель" квн старшие группы

Музыкально – литературный конкурс КВН «Весенняя капель» старшие группы Звучит музыка, дети выходят в центр зала ( остальные сидят) 1.Пришла весна, весна – красна. Все пробудилось ото сна! 2.Все о...

Презентация.Композиции древесно-кустарниковых растений. Декоративные группы из деревьев и кустарников в озеленении

Презентация по ПМ 01. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства. Тема: Композиции древесно-кустарниковых растений. Декоративные группы из деревьев и кустарников в озел...

Открытое НОД "Комнатные растения"(младшая группа)

Этот материал поможет воспитателям в доступной форме познакомить детей младшего дошкольного возраста с понятием "комнатное растение", с их строением и правилами ухода....

Экологический проект «Выращивание комнатных растений» (Старшая группа)

Экологический проект «Выращивание комнатных растений» (Старшая группа)...

Проект «Лекарственные растения» старшая группа

Проект«Лекарственные растения»старшая группа...