техкарта растения старшая группа интеграция
рабочая программа
Технологическая карта интегрированного занятия «Таинственный мир растений»
ФИО обучающегося: Богатырева Алина Сергеевна
Образовательные области: познавательное, художественно – эстетическое, социально - коммуникативное
Тема занятия: «Таинственный мир растений»
Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель занятия: формирование у детей целостного представления о разнообразии растений через познавательную, художественную и коммуникативную деятельность
Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):
1)Образовательные:
- Уточнить знания о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод)
- Продолжать формировать навыки наблюдения и простейших исследований
2)Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, внимание, мышление, речь
- Развивать мелкую моторику во время рисования
- Развивать коммуникативные навыки в совместной деятельности
3)Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к творческой деятельности
- Воспитывать бережное отношение к природе
Дополнительные задачи (игровая и дидактическая задачи; задача по экспериментальной деятельности):
1)Игровая: научить детей распознавать растения по описанию в игровой форме
2)Дидактическая: систематизировать знания детей о частях растения и их функциях
3)Экспериментальная деятельность: познакомить детей с процессом передвижения воды в растении через наблюдение за опытом
Словарная работа: корень, лист, цветок, плод, дерево, кустарник, трава, эксперимент, опыт
Планируемый результат занятия: дети знают части растения и умеют их называть; умеют делать простейшие выводы на основе наблюдений за экспериментом; проявляют творческую инициативу в художественной деятельности.
Подготовительная работа: подготовка интерактивной игры с использованием средств ИКТ, оформление уголка природы и занятия по окружающему миру, рисованию, подбор и подготовка материалов (гербарий с частями растений, изображения различных растений – цветы, кустарники, деревья, трава; доска, белые цветы – хризантемы/гвоздики, прозрачные стаканчики, вода, пищевой краситель, лупы, ножницы, клеенка, салфетки, ИКТ, фоновая музыка – звуки природы, альбомные листы, карандаши цветные, фломастеры, картотека загадок о растениях, игрушки одуванчика и ромашки), беседы о важности сохранения природы.
№ | Этапы интегрированного занятия |
Задачи этапа | Содержание деятельности педагога | Методы, формы, приемы
| Предполагаемая деятельность детей | Материалы и оборудование | Планируемые результаты |
1 | Организационно– мотивационный этап | Вовлечь детей в образовательную ситуацию, сформировать положительный эмоциональный настрой, мотивировать к предстоящей деятельности | Приветствует детей, предлагает отгадать загадку о природе. -Ребята, вы уже много знаете о мире, давайте попробуем отгадать чем же сегодня мы займемся: Всё, что нас окружает, Но не люди и не здания: Леса, поля, животные, Облака и океаны. (природа)
Стоит в поле у дорожки На одной тонкой ножке. Жёлтый глазок, белые реснички — Называется... (одуванчик)
Летом — в огороде, среди травы, Скромно прячется у земли… Белые звёздочки — душистые головки. (ромашка)
Сообщает, что сегодня они отправляются в путешествие в "Мир растений".
-Что же такое одуванчик и ромашка? (цветы) -А цветы это что? (растения) - Верно, предлагаю сегодня нам отправиться в путешествие с Ромашкой и Одуванчиком в их чудесный «Мир растений»! | Словесные, игровые: загадки, постановка вопроса, введение персонажей, сюрпризный момент Форма: фронтальная | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, проявляют интерес к загадкам, участвуют в их отгадывании, высказывают свои предположения о теме занятия. включаются в игровую ситуацию. | Карточки с загадками, мягкие игрушки «Ромашка» и «Одуванчик», фоновая музыка природы картинки с изображением ромашки и одуванчика. | Дети активизируют имеющиеся знания о растениях, проявляют познавательный интерес и эмоциональный отклик, мотивируются на дальнейшую деятельность |
2 | Основной этап |
| |||||
2.1 | Этап постановки проблемы
| Активизировать мыслительную деятельность, заинтересовать экспериментальной деятельностью | Задаёт вопросы: -Ребята, а как питаются растения? - Что нужно растениям для жизни? -Как растение «пьёт» воду?» предлагает детям выдвинуть предположения. -Сегодня мы с Одуванчиком узнаем, как же растения все-таки пьют воду! | Словесный: постановка вопросов, выдвижение предположений Форма: фронтальная | Слушают вопросы воспитателя. Высказывают свои гипотезы и предположения («Наверное, корнями», «Через землю», «Стебель помогает»). Проявляют интерес к теме опыта. Участвуют в обсуждении, рассуждают, слушают мнения товарищей. | игрушка "Одуванчик" (для игровой мотивации). Наглядные картинки с изображением растения с подписанными частями | Дети формулируют простейшие гипотезы на основе имеющихся знаний. Развивают умение высказывать собственные суждения. Активизируется познавательный интерес к процессам, происходящим в природе. Формируется установка на дальнейшую исследовательскую деятельность. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом
| Уточнить знания о строении растений | Показывает гербарий, картинки, рассказывает о частях растения. — Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Это гербарий. Гербарий — это как книга про растения. В ней собраны разные части растений, чтобы мы могли их рассмотреть и узнать побольше. Хотите со мной изучить одно растение? — Вот перед нами растение. У него есть несколько важных частей. Давайте вместе разберёмся, какие. — Это корень. Он находится под землёй. Корень помогает растению держаться крепко-крепко в земле, не падать. А ещё он «пьёт» воду и полезные вещества из почвы. Без корня растение не сможет жить. — А вот это — стебель. Он как трубочка внутри растения. Стебель помогает воде подниматься вверх, к листочкам и цветочкам. Представьте, как будто у растения есть соломинка для воды! — Теперь посмотрим на лист. Лист нужен растению, чтобы дышать. И ещё лист делает еду для растения с помощью солнечного света. Какой умный листок! — А это — цветок. Он красивый и ароматный. Цветок привлекает насекомых, которые помогают растению делать семена. Но не все растения цветут, например, у хвойных деревьев вместо цветов — шишки. — После цветка может появиться плод. В плодах прячутся семена. Из семян могут вырасти новые растения. Например, яблоко — это плод, а внутри него семена. — Так из каких же частей состоит большинство растений? (Слушаю ответы детей.)
— Да, правильно! У растения есть корень, стебель, лист, цветок и плод. Каждая часть играет свою важную роль. — А теперь давайте проверим, как вы запомнили эти части. Посмотрите на эту картинку и скажите: где здесь корень? А где стебель? Что помогает растению дышать? Кто найдёт плод? (Повторение частей растения) | Словесный, наглядный: постановка вопросов, объяснение, указание, похвала, демонстрация Форма: фронтальная, индивидуальная | Слушают объяснение воспитателя, рассматривают гербарий и картинки. Отвечают на вопросы, повторяют названия частей растения. Участвуют в обсуждении функций каждой части растения. Находят и показывают части растения на наглядном материале. Задают уточняющие вопросы («А у кактуса есть листья?», «Как семена попадают в землю?»). | Гербарий с частями растений (лист, стебель, цветок, плод, корень). Картинки или плакаты с изображением растения с подписанными частями. Иллюстрации различных растений (цветы, деревья, травы, кусты). Растение (в прозрачном горшке) Лупа (для рассматривания- доска с элементами растения | Дети знают названия и назначение основных частей растения. Умеют находить и называть части растения на картинках и на самом растении. Активизирован словарный запас (корень, стебель, лист, цветок, плод). Развивается связная речь, внимание, умение слушать и запоминать информацию. Формируется интерес к устройству живой природы. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Научить детей проводить простой эксперимент «Как вода поднимается по стеблю?», наблюдать за изменениями, делать выводы | Объясняет последовательность проведения опыта: дети опускают белый цветок в окрашенную воду и наблюдают за изменением цвета лепестков. (Педагог проводит эксперимент «Как вода поднимается по стеблю?») — Ребята, помните, мы говорили о том, как растение получает воду? Сегодня мы сами проверим, как это происходит. Мы проведём небольшой опыт, чтобы увидеть, как вода путешествует внутри растения. — Это белый цветок. Его стебель пустой внутри, как трубочка. Сейчас мы опустим его в окрашенную воду и понаблюдаем, что будет происходить. Может быть, вода сможет подняться вверх по стеблю и дойти до лепестков? — Хотите попробовать провести такой опыт самим? — Аккуратно возьмите цветок, осторожно опустите стебель в воду. Теперь нам нужно немного подождать и понаблюдать. — Посмотрите внимательно! Что вы видите? Лепестки стали другого цвета? Какого? (Предлагаю рассмотреть стебель через лупу или разрезать его аккуратно ножницами): — Видите, как в стебле проходит окрашенная вода? Это значит, что вода действительно поднимается внутри растения по стеблю вверх — к листьям и цветкам! — Значит, стебель работает как трубочка — он помогает растению получать воду из земли. Без этого растение бы не смогло жить. (Поощряю вопросы и комментарии детей, задаю наводящие вопросы): — Почему вода поднимается вверх, ведь она тяжелая? — Что было бы с растением, если бы вода не доходила до листьев? — Можем ли мы использовать этот способ, чтобы покрасить цветы в другой цвет? Напомнить детям, что такие опыты помогают нам лучше понять природу и научиться заботиться о растениях. | Наглядный, практический, словесный: наблюдение, демонстрация, эксперимент, выдвижение предположений, объяснение, указание, похвала Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная | Слушают объяснение воспитателя, внимательно наблюдают за действиями педагога. Самостоятельно выполняют опыт: берут цветок, аккуратно опускают стебель в окрашенную воду. Наблюдают за изменением цвета лепестков и стебля. Рассматривают стебель через лупу, делают выводы. Отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнения и гипотезы. Проявляют интерес к процессу, задают собственные вопросы. | Белые цветы (например, хризантемы или гвоздики) — по числу детей или на пару. Прозрачные стаканчики с водой, окрашенной пищевым красителем (разных цветов). Лупы Ножницы (для демонстрации разреза стебля, если позволяет возрастная группа). Фартуки или салфетки для защиты одежды. Поднос или подкладная бумага для организации рабочего места. | Дети узнают, как вода передвигается внутри растения. Учатся выполнять простой эксперимент под руководством взрослого. Развивают навыки наблюдения, умение делать элементарные выводы. Активизируется словарь: опыт, эксперимент, стебель, трубочка, вода, движется, поднимается. Формируется интерес к естественным явлениям и научному способу познания мира. Развивается аккуратность, осторожность при работе с водой и инструментами. |
2.4 | Этап проведения дидактической игры на ИКТ | Закрепить знания о разнообразии растений, развивать внимание и связную речь | Педагог организует игру «Угадай растение» с использованием планшета или интерактивной доски (подвести детей к ИКТ, где изображены различные растения – цветы, деревья, трава, кусты): — Ребята, давайте немного поиграем! У меня для вас есть интересная игра, которая называется «Угадай растение». Я буду вам читать описание, а вы должны выбрать правильное растение на экране. Готовы? Открываю игру. Появляется изображение: Зачитываю описание: 1 — Это растение растёт на лугу и в поле. У него белые пушистые шарики, которые легко уносит ветер. А ещё его называют «парашютиком». Что это за растение? (одуванчик) 2 — Следующее описание: это красивый цветок с белыми или розовыми лепестками. Он бывает полевой и садовый. В народе его называют «цветком невесты». Кто знает, о чём я говорю? (ромашка) 3 - Высокое-высокое, с толстым стволом и множеством веток. На ветках весной и летом растут листочки, а осенью они желтеют и падают. Живёт очень долго — сотни лет! Может быть дубом, берёзой или сосной. Кто знает, о чём я говорю? (дерево) 4 - Мелкие зелёные растения, которые растут повсюду — во дворе, на лугу, у дороги. Летом под ногами шуршат, а весной только начинают пробиваться из-под снега. Дети на них играют, животные едят их. Кто знает, о чём я говорю? (трава) 5 - Растение ниже дерева, но тоже зелёное и живое. У него много тонких веточек, но нет одного большого ствола. На нём могут расти листья, цветы или ягоды. Его любят пчёлы и птицы. Кто знает, о чём я говорю? (куст) Задать дополнительные вопросы по необходимости: — Чем отличается дерево от кустарника? — Какое растение мы можем использовать в пищу? — Какие растения лечат? В конце игры делаю вывод вместе с детьми: — Сегодня вы показали, что многое знаете о растениях. Вы умеете не только узнавать их по внешнему виду, но и по описанию. Это здорово! | Словесный, практический и наглядный методы: описание, демонстрация, игра, указание, объяснение, похвала Форма: фронтальная, индивидуальная | Слушают описание растения, анализируют признаки Высказывают предположения, выбирают нужную картинку на экране Участвуют в обсуждении, объясняют свой выбор Отвечают на дополнительные вопросы воспитателя Проявляют интерес к игре, взаимодействуют друг с другом учатся аргументировать свою точку зрения. | ИКТ с установленной игрой «Угадай растение». Картинки с изображением различных растений: ромашка, одуванчик, деревья (берёза, дуб), кусты (сирень, шиповник), травы (подорожник, мята). Звуки природы или фоновая музыка карточки с реальными объектами или игрушками для дополнительной наглядности | Дети закрепляют знания о разнообразии растений (цветы, деревья, кустарники, травы). Учатся определять растения по описанию, выделять характерные признаки Развивается внимание, память, логическое мышление. Активизируется словарный запас: растение, дерево, кустарник, трава, плод, корень, стебель, лист, цветок. Формируются навыки коммуникации, умение работать в коллективе и слушать товарищей. |
3 | Заключительный этап | Подвести итоги занятия, организовать рефлексию в ходе рисования «Мое растение» | После окончания всех этапов занятия, я приглашаю детей за столы, где уже разложены альбомные листы, карандаши: — Ребята, мы сегодня узнали много интересного о растениях: из каких частей они состоят, как получают воду, какие бывают красивые и полезные. А теперь предлагаю вам попрощаться с Одуванчиком и Ромашкой нарисовав для них свое собственное, самое необычное растение, которое могло бы расти в сказочном лесу или даже на другой планете! Это может быть растение с разноцветными листьями, говорящим цветком, светящимся стеблем или плодами-конфетами — вы сами решаете, каким оно будет! Главное — чтобы оно было особенным и живым, как настоящие растения. Когда дети закончат рисовать, пригласить их обсудить свои рисунки: — Давайте посмотрим на ваши удивительные растения. Кто хочет рассказать о своём? — Расскажи нам, как зовут твое растение? Что ты нарисовал(а)? Чем оно питается? Где растёт? — Какие вы молодцы! Одуванчику с Ромашкой очень понравились ваши работы, они придут к нам ещё, а пока они пойдут отдыхать. Вы не только многое узнали о настоящих растениях, но и придумали свои, совсем волшебные! Сегодня мы путешествовали по тайнам мира растений, наблюдали за опытами, играли и рисовали. Теперь вы знаете, что растения — живые существа, им нужна вода, свет и забота. И самое главное — мы поняли, что все растения важны и их нужно беречь. | Словесный и практические методы: беседа, рефлексия, художественная деятельность, похвала Форма: фронтальная, индивидуальная | Слушают задание воспитателя, проявляют интерес к творческой задаче. Самостоятельно выбирают предмет изображения (какое растение изобразить), придумывают образ своего растения Выполняют рисунок, используя воображение и опираясь на полученные знания После завершения работы рассказывают о своем рисунке, называют особенности своего растения. Участвуют в обсуждении, слушают рассказы других детей, задают вопросы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, гордятся своей работой. | Альбомные листы. Карандаши, фломастеры, игрушки «Одуванчик» и «Ромашка» для игрового сопровождения. Место для выставки рисунков | Дети закрепляют представления о строении и функциях растений в ходе творческого выражения Развивают воображение, фантазию, творческие способности. Совершенствуются навыки владения графическими материалами. Формируют умение рассказывать о своих действиях и результатах творчества. Развивается связная речь, расширение активного словаря. Воспитывается бережное отношение к природе и чувство ответственности за живое. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе общеразвивающей направленности по теме: "Я - человек".
Цели: познакомить детей с линией жизни человека. Образовательные задачи: Показать изменения человека в разные возрастные периоды его жизни. Познакомить с понятиями «ли...
Конкурс методических разработок "Времен связующая нить:урок в школьном музее" для детей дошкольного возраста по теме "Знакомство с русским гостеприимством" в старшей группе
Я, Белякова Наталья Васильевна, педагог ГБОУ СОШ №1861 "Загорье" дошкольное отделение №1 хочу вас познакомить с интерактивным занятием в музее "Куделька" в рамках окружного конкурса "Времен связующая ...
Музыкально - литературный досуг " Весення капель" квн старшие группы
Музыкально – литературный конкурс КВН «Весенняя капель» старшие группы Звучит музыка, дети выходят в центр зала ( остальные сидят) 1.Пришла весна, весна – красна. Все пробудилось ото сна! 2.Все о...

Презентация.Композиции древесно-кустарниковых растений.Декоративные группы из деревьев и кустарников в озеленении
Презентация по ПМ 01. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства. Тема: Композиции древесно-кустарниковых растений.Декоративные группы из деревьев и кустарников в озел...

Открытое НОД "Комнатные растения"(младшая группа)
Этот материал поможет воспитателям в доступной форме познакомить детей младшего дошкольного возраста с понятием "комнатное растение", с их строением и правилами ухода....

Экологический проект «Выращивание комнатных растений» (Старшая группа)
Экологический проект «Выращивание комнатных растений» (Старшая группа)...
