Психология общения "Классификация стереотипов"
материал

Фролова Ксения Алексеевна
  1. Понятие стереотипизации.

Стереотипизация (от «стереотип») — восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов.

В психологии этот термин означает принятие события, человека при следовании своим убеждениям и опыту. При таком явлении происходит присваивание знакомых свойств характера. Это делает процесс распознавания индивида более простым, но и создаёт много трудностей. Стереотип – это восприятие, основанное на сопоставлении с внутренними идеалами. Не всегда они объективно изображают реальность.

  1. Признаки социально-перцептивных стереотипов

В ходе коммуникации люди кроме передачи определенных сведений постоянно воспринимают друг друга. В этой ситуации для понимания и оценки собеседников за основу берутся различные эталоны, которые были названы социально-перцептивные стереотипы.

В своих исследованиях ученые выделили четыре признака стереотипов:

  • Первый из них состоит в том, что стереотипы являются упрощённой формой реальности, выраженной с помощью 2-3 предложений.
  • Второй признак заключается в том, что человек чаще черпает стереотипы из определенных источников (например, в ходе общения, из средств массовой информации), а не формулирует их самостоятельно.
  • Третий признак представлен ложностью стереотипов, которая обусловлена тем, что ими человеку приписываются некоторые черты и личностные качества, которыми он якобы должен обладать лишь по причине принадлежности к соответствующей группе.
  • Четвёртый признак социально-перцептивных стереотипов представлен их устойчивостью. Его суть состоит в том, что даже при наличии явного и неопровержимого факта, подтверждающего, что стереотип не соответствует действительности, человек не может отказаться от него и утверждает, что это несоответствие является исключением из правил.
  1. Классификации стереотипов.

Есть несколько классификаций стереотипов. Согласно одной из них (В. Панферов), стереотипы делятся на три класса: антропологические, социальные, этнонациональные.

Вторая классификация (А. Реан) предлагает выделить следующие группы социально-перцептивных стереотипов:

  • антропологические (проявляются в том случае, если оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от ее антропологических признаков, т.е. от особенностей физического облика);
  • этнонациональные (проявляются тогда, когда психологическая оценка человека опосредована ее принадлежностью к той или иной нации, расе, этнической группе);
  • социально-статусные (заключаются в зависимости оценки личностных качеств индивида от его социального статуса);
  • социально-ролевые (проявляются в подчиненности оценки личностных качеств индивида его социальной роли, ролевым функциям);
  • экспрессивно-эстетические (определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека: чем более привлекательной кажется внешность человека, тем более позитивными личностными чертами ее наделяют);
  • вербально-поведенческие (связанные с зависимостью оценки личности от внешних особенностей - языка, мимики, пантомимики и др.).

Известны и другие классификации, согласно которым выделяют профессиональные(персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала), физиогномические (в основу положена связь черты внешности и личности), этнические и другие стереотипы.Наиболее исследованными и изученными являются национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют ярко выраженную связь с национальным характером. Возникающих в условиях ограниченной информации об объекте восприятия, стереотипы могут оказаться ошибочными и выполнять консервативную, иногда даже реакционную роль, формируя неправильные представления о людях и деформирующий процесс межличностного понимания и взаимодействия.

Именно поэтому определение истинности или ошибочности социальных стереотипов должно базироваться на анализе конкретных ситуаций. Речь идет о том, что любой социальный стереотип, который является истинным в одном случае, в другом - может оказаться совершенно неверным или таким, что в наименьшей степени соответствует объективной действительности, а следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon psihologiya_obshcheniya.pdf1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России....

Контрольная работа по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спортсмена» «Психологическое обеспечение спортивной деятельности».

                  Контрольная работа в виде теста по дисциплине «Психология физической культуры и спорта» по разделам: «Психология личности спо...

Стереотипы

методическая разработка урока о социокультурных различиях между Россией и Германией...

урок по обществознанию (элективный курс) "Процесс стереотипизации и этнические стереотипы"

Цели урока:Объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать стереотипы межличностного восприятия;развивать у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социаль...

Вопреки сложившимся стереотипам

Статья предназначенна для студентов,в целях общего воспитания будущего исполнителя,специалиста в музыкальной сфере....

Кубасова О. В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

     Кубасова О. В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 144 с.[[{"...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...