урок по обществознанию (элективный курс) "Процесс стереотипизации и этнические стереотипы"
план-конспект урока на тему

Белых Наталья Васильевна

Цели урока:

  • Объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать стереотипы межличностного восприятия;
  • развивать у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, развивать коммуникативные навыки;
  •  развивать языковую догадку
  • способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, активизации размышлений обучающихся о значимости стереотипов в общении с людьми.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Утро в сосновом лесу» картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого

Слайд 3

Типы обществ

Слайд 4

Эффект стереотипизации и этнические стереотипы

Слайд 5

1 5 4 3 2 6

Слайд 6

«Стереотип» – это устойчивый образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. «Стереотип» – (греч.) « стереос » означает «твердый», а « топос » – «отпечаток» - «твёрдый отпечаток».

Слайд 7

видео

Слайд 8

5 4 3 2 6

Слайд 9

Стереотипы восприятия внешности Человек в очках – умный, ботаник Люди с большим лбом – умные Тонкогубый и худой – злой Полный – добряк Рыжий - бесстыжий

Слайд 10

Гендерные стереотипы Все женщины истеричные особы Мужчины не плачут Женщины не умеют парковаться Принятие решений – мужское дело Женщина не должна первая говорить о своих чувствах

Слайд 11

Возрастные стереотипы Все подростки – «трудные» Пожилые люди – консерваторы Все дети «чисты душой» Молодые люди страдают легкомысленностью Старики ворчуны

Слайд 12

Профессиональные стереотипы Дворник неизменно матерится Домохозяйки любят сериалы Начальник всегда прав Программист всегда сидит за компьютером

Слайд 14

5 4 3 6

Слайд 15

Стереотипы и их роль в процессе восприятия + - Упрощают процесс восприятия Не всегда дают точную информацию Ускоряют процесс познания Способствуют возникновению предубеждений Помогают ориентироваться в социальной среде Живучесть стереотипов

Слайд 16

5 4 6

Слайд 17

Этнический стереотип - устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы. особенностях внешнего облика черты характера, темперамента поведение сильные и слабые стороны возможности специфика взаимодействия с ними и мн. др.

Слайд 18

свободные замкнуты в общении богатые духовно патриотичные многострадальная нация красивые гостеприимные читающие трудолюбивые вежливые артистичные исполнительные творческие

Слайд 19

темпераментные педантичные пунктуальные наглые высокомерные

Слайд 20

консервативные интеллигентные пунктуальные аккуратные

Слайд 21

5 6

Слайд 23

Выводы ученых по изучению этнических стереотипов Русским людям присущ автостереотип с комплексом положительных оценок В некоторой степени русским людям присущ этноцентризм Выявлено наличие негативных гетеростереотипов по отношению к американцам Выявлен положительный гетеростереотип по отношению к англичанам

Слайд 24

6

Слайд 25

В международном праве следует выделить следующие основные нормативно-правовые акты в той или иной мере раскрывающие принципы толерантности. 1.Декларация принципов толерантности 2.Международный пакт о гражданских и политических правах 3.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 4.Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 5.Конвенция о правах ребенка 6.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 7.Декларация о расе и расовых предрассудках 8.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 9.Всеобщая декларация прав человека

Слайд 26

В российской практике нормативного регулирования толерантности и профилактики экстремизма можно выделить следующие основные нормативно-правовые акты. Статья 29 Конституции Российской Федерации Статья 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства Конституция РФ Федеральный закон от 25.07.2002 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» Указ Президента РФ от 19.12.2012 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» ….

Слайд 27

Как бороться с этническими стереотипами (предрассудками)? Не идти на поводу у стереотипов Изучение второго, третьего, четвертого иностранного языков Знакомство с литературой и искусством других наций Общение в сети интернет с представителями других национальностей ….

Слайд 29

Тема: Эффект стереотипизации и этнические стереотипы Автостереотипы - это представление членов конкретной этнической группы о самих себе. Автостереотипы , как правило, представляют комплекс положительных оценок. Этноцентризм - сознательное и бессознательное предпочтение своего народа и своей культуры перед чужими. Гетеростереотипы - это образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе. Могут быть как позитивные, так и негативные. В международном праве следует выделить следующие основные нормативно-правовые акты раскрывающие принципы толерантности 1.Декларация принципов толерантности 2.Международный пакт о гражданских и политических правах 3.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 4.Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 5.Конвенция о правах ребенка 6.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 7.Декларация о расе и расовых предрассудках 8.Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 9.Всеобщая декларация прав человека Как бороться с этническими стереотипами и предрассудками 1. Не идти на поводу у стереотипов 2. Изучать второй, третий, четвертый иностранные языки 3. Знакомиться с литературой и искусством других наций 4. Общаться в сети интернет с представителями других национальностей 5. Продолжи сам…



Предварительный просмотр:

Таблица

J:\стереотип\snhamerik.gifJ:\стереотип\snhanglez.gifJ:\стереотип\snhruss.gif



Предварительный просмотр:

Тема: Эффект стереотипизации и этнические стереотипы

Стереотип - это устойчивый образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. 

                  



Предварительный просмотр:

План – конспект урока обществознания

«Процесс стереотипизации и этнические стереотипы»

Цели урока:

  • Объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать стереотипы межличностного восприятия;
  • развивать у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, развивать коммуникативные навыки;
  •  развивать языковую догадку
  • способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, активизации размышлений обучающихся о значимости стереотипов в общении с людьми.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

Привычки — это то, как привыкли Вы.

Стереотипы — это то, как привыкли все.

А Вы — вслед за ними. Потому что Вас так воспитали.

Николай Иванович Козлов. «Искусство жить с удовольствием»

        

        1. Эксперименты, подводка к теме:

        Учитель: Сегодняшний урок хочу начать с небольшой экспериментальной работы.

Эксперимент 1: Сейчас я вам буду задавать вопросы, на которые вы быстро должны отвечать, важна ваша первая реакция. Какого цвета экран? (белого), какого цвета снег? (белого), какого цвета лист А4 (белого), что пьет корова? (молоко). Корова пьет воду, дает она молоко.

Эксперимент 2: Замечательно, хочу предложить вам следующее, посмотрите внимательно на репродукцию картины, как она называется? ("Три медведя") - нет, на самом деле картина называется "Утро в сосновом лесу", картина русских художников Шишкина И., Савицкого К.

Эксперимент 3: я сейчас вам буду показывать движения, вы за мной будете их повторять, договорились? Итак, нос (показываете нос), ухо (показываете ухо), волосы (показываете волосы), глаз (показываете ухо).

        Итак, давайте проанализируем, что произошло у нас во всех трех экспериментах? Ответы детей.

        С точки зрения ученых этому есть объяснение, будем разбираться в этом вопросе.

        Но для начала вспомним, какие типы общества существуют? (традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое), постиндустриальное (информационное)). Информационное общество  - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Если в 2000 году информация увеличивалась в двое за год, то к 2010 году информация увеличивается вдвое за 2 месяца. Как наш мозг может справляться с таким объемом информации?

        2.Работа с терминологией.

        Сегодня предлагаю нам с вами поговорить на тему "Эффект стереотипизации и этнические стереотипы".

Большинство своих действий человек выполняет на автомате. Это экономит огромное количество времени и сил, так как позволяет сознанию не учувствовать в непосредственном контроле за каждым шагом.

        Наш мозг начинает укладывать полученную информацию аккуратно, на отдельные полочки, в определенные места, не сваливая все услышанное, увиденное и прочувственное в одну кучу. Как информация укладывается на жестком диске, в определенные кластеры. В этом помогает стереотипное мышление, как форма познавательного психического процесса.         Стереотип - прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь.

Слово «стереотип» пришло из типографской лексики, в которой оно использовалось в XVIII веке для обозначения формы для печати оттисков. В научный оборот понятие стереотипа было введено американским журналистом У. Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). У. Липпман назвал стереотипы «картинками в головах», спасающими человека от сложности окружающего мира.

Итак, стереотип – прочно сложившийся образец.

        Просмотр видеоролика

        Выводы 

        Отчего мы так привержены стереотипам?

Так нам проще! Человеку свойственно не тратить лишних сил, если ситуация позволяет. (Это универсальный, хорошо известный всем принцип!) 

3. Виды стереотипов поведения:

  • Стереотипы движения: человек идёт и не задумывается о контроле мышц для совершения шага; чистит зубы и не думает, как двигать зубной щёткой; водит автомобиль и крутит руль, думая о совсем ином.
  • Стереотипы общения: человек привычно отвечает рукопожатием на протянутую руку, приветствием на приветствие; знает, что ответить на вопрос «Как дела?»
  • Стереотипы мышления: как принято реагировать на конкретную ситуацию; что делать в тех или иных социальных обстоятельствах; как нужно жить и что следует делать для достижения успеха.

4. Задание. Напишите «+» и «-» стереотипов.

В законченном виде запись выглядит следующим образом:

Стереотипы и их роль в процессе восприятия

«+»

«-»

Упрощают процесс восприятия

Не всегда дают точную информацию

Ускоряют процесс познания

Способствуют возникновению предубеждений

Помогают ориентироваться в социальной среде

Живучесть стереотипов

Стереотипизации не плохо и не хорошо. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии человека не происходит “сдвига” в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, тем не менее необходим, так как значительно сокращает процесс познания. Особенно легко и эффективно полагаться на стереотипы при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие. Во втором случае стереотипизация ведет к возникновению предубеждений. Если суждение строиться на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, они особенно влияют не в условиях лабораторных опытов, а в реальной жизни, когда могут нанести ущерб общению людей и их взаимоотношениям. Особенно распространены этнические стереотипы - образы типичных представителей определенной нации, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для нашей культуры). 

Когда у сороконожки спросили, с какой ноги
она ходит – она разучилась ходить.

Задание: 2. Ребята, вам нужно проанализировать диаграммы с точки зрения предложенных терминов, каким из наций присущи те или иные особенности. Не забывайте учитывать то, что исследование проводилось среди россиян.

        Шаблоны мышления – рельсы, по которым скользят наши мысли. Срыв шаблонов мышления – способ сойти с них и увидеть новые возможности. Преодоление стереотипов мышления позволяет смотреть на мир шире.

        В завершении хотим сказать, что стереотипы мышления это не хорошо и не плохо. Они есть, и они выполняют важные функции. Некоторые стереотипы приносят пользу, другие вред. Если какой-то стереотип мышления полезен Вам - пусть будет, а если вреден - от него нужно поскорее избавиться, используя вышеописанные методы борьбы со стереотипами (или какие-то свои методы, если они у Вас есть конечно).

Не бывает плохих национальностей, бывают плохие поступки люди!

Варит отлично твоя голова?

3+1 получается (2)

Заключение: Рефлексивные мишени

Задание 2: Ребята, вам нужно проанализировать диаграммы с точки зрения предложенных терминов, каким из наций присущи те или иные особенности. Не забывайте учитывать то, что исследование проводилось среди россиян. 

Автостереотипы - это представление членов конкретной этнической группы о самих себе. В данном случае объектом этнического стереотипа являются наиболее типичные представители своей этнической группы. Автостереотипы, как правило, представляют комплекс положительных оценок.

Этноцентризм - сознательное и бессознательное предпочтение своего народа и своей культуры перед чужими.         

Гетеростереотипы - это образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе. Гетеростереотипы могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

Задание 2: Ребята, вам нужно проанализировать диаграммы с точки зрения предложенных терминов, каким из наций присущи те или иные особенности. Не забывайте учитывать то, что исследование проводилось среди россиян. 

Автостереотипы - это представление членов конкретной этнической группы о самих себе. В данном случае объектом этнического стереотипа являются наиболее типичные представители своей этнической группы. Автостереотипы, как правило, представляют комплекс положительных оценок.

Этноцентризм - сознательное и бессознательное предпочтение своего народа и своей культуры перед чужими.         

Гетеростереотипы - это образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе. Гетеростереотипы могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

Задание 2: Ребята, вам нужно проанализировать диаграммы с точки зрения предложенных терминов, каким из наций присущи те или иные особенности. Не забывайте учитывать то, что исследование проводилось среди россиян. 

Автостереотипы - это представление членов конкретной этнической группы о самих себе. В данном случае объектом этнического стереотипа являются наиболее типичные представители своей этнической группы. Автостереотипы, как правило, представляют комплекс положительных оценок.

Этноцентризм - сознательное и бессознательное предпочтение своего народа и своей культуры перед чужими.         

Гетеростереотипы - это образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе. Гетеростереотипы могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

Таблица 1

+

-

Таблица 1

+

-

Таблица 1

+

-

Таблица 1

+

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 11 классе на тему "Глобализация"

Тип урока: урок совершенствования и применения теоретических знаний. Методы обучения:  объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые. Основные понятия: глобализация, миграция, ТНК, НТР, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обществознанию «Политические партии и партийные системы»

Данная методическая разработка урока направленна на формирование  у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека...

Методическая разработка урока по обществознанию

Урок по обществознанию на тему "Социальная структура России"...

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему "Культура и духовная жизнь общества"...

Урок по обществознанию "Истина и ее критерии"

Урок для учащихся 10-х классов(профильный уровень)...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Молодежь в современном обществе.  Молодежные  субкультуры....

конспект урока по обществознанию

тема урока "Социальная стратификация общества"...