Методическая разработка урока по обществознанию
план-конспект урока по теме

Тимкова  Ирина Николаевна

Урок по обществознанию на тему "Социальная структура России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Новочебоксарский  политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

VIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

 «Мой лучший урок»

Направление – гуманитарное

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

«СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИИ: БЛЕСК И НИЩЕТА»

Разработала:

Никифорова И.Н. преподаватель

истории и обществознания.

АУ СПО «НПТ» Минобразования Чувашии

г.Новочебоксарск, ул.Советская, 3

Контакты: 8 (352) 73 87 30

Электронный  адрес  info@npth.ru

Новочебоксарск - 2013 год

Тема: Социальная структура России.

Цели урока

Образовательные: содействие формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений.

 Задачи:

  1. раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний;
  2.  выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;

Развивающие: Развитие  учебно-познавательных    компетенций.

Задачи:

  1. закрепить навыки работы с документами и литературой;
  2. развитие умений анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения;

Воспитательные: Формирование четкой гражданско-правовой позиции.

Задачи:

  1. дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
  2. помочь осознать учащимся свою собственную социальную позицию.

Термины и понятия: социальная дифференциация, ее виды, стратификация общества, социальная мобильность, социальные лифты, социальное неравенство, класс, страта, социальная роль, социальный статус.

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное закрепление учебного материала.

Технология:  кейс-технология, ИКТ

Методы и приемы обучения:

  • Словесные (объяснение, рассказ, эвристическая беседа с элементами диспута, мозговой штурм)
  • Наглядные (демонстрация, раздаточный материал, презентация)
  • Практические (работа с литературой,  проблемные ситуации, тесты)

Оснащение занятия:

  1. Оборудование: ПК, колонки, мультимедиа-проектор, экран.
  2. Дидактический и раздаточный материал: 

- учебник - Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10 – 11 классов. Под редакцией Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю

- раздаточный материал

  1. Цифровые, видео- и аудиоматериалы: 

- мультимедиа - презентация;

- мотивационный ролик

Этапы урока: 

I. Организационный момент  – (5 мин.)

1.1. Мотивация.

1.2. Актуализация опорных знаний (просмотр видеоролика)

II этап. Объяснение нового материала (10 мин)

2.1. Эвристическая беседа

2.2. Организация деятельности учащихся: работа в группах.

III. Этап закрепления учебного материала.(20 мин)

3.1. Работа с документами: индивидуальная работа

3.2. Работа с документами в малых группах.

IV. Подведение итогов урока (10 мин).

3.1. Проверка степени усвоения материала.

3.2. Оценка деятельности учащихся и преподавателя.

3.4.  Домашнее задание

3.5. Рефлексия

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих. Мотивация к восприятию нового материала. (Просмотр видеоролика)

Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают учителя.

II этап. Объяснение нового материала

Вступительное слово учителя:  О чем видеоролик? Какие у вас возникли ассоциации? Равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения. (Метод «мозговой штурм)

Преподаватель обобщает  ответы учащихся, сообщает цель урока, обращает внимание учащихся на базовые понятия.

Преподаватель: «Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями.

Ставится цель урока, ее задачи перед учащимися. Слайд 2, 3

 История социальной структуры российского общества. Слайд 5-8

В ходе объяснения учитель обращает на понятия и просит их записать учеников в тетради.

Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей(слайд 9).

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.) (слайд 10)

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.(слайд 11)

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти (слайд 12).

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса (слайд 13).

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд 14).

Слайд № 9. Социальная структура общества в 2008 г.

Задание.1.

 Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.

Один из учеников пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

Задание 2. Работа в группах:

Приложение 1. (для всех)

Приложение 2.(1 группа)

Приложение 3.(2 группа)

Задание для всех: (Метод «синтез идей»

Почему одни люди богатые, а  другие – бедные?

Слайд 17-19

Ученики слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят примеры.

Ученики могут высказывать свои точки зрения по поводу неравенства в современном обществе.

.

Ученик составляет модель социальной структуры России на доске, а остальные записывают в своих тетрадях.

Учащиеся в группах  работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Руководители групп выступают, затем участники другой группы задают вопросы.

Учащиеся в конце предлагают свои версии ответов на вопрос.

III этап.

Этап закрепления материала.

Что нового вы узнали сегодня? ,(Метод  «Микрофон», метод «Пресс»

Задание Работа для всех (Приложение 4)

Написание синквейна по теме.

Учащиеся отвечают самостоятельно на вопрос, предлагают свои синквейны.

Работа с документами, ответы на вопросы.

IV этап. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги и просит учащихся самостоятельно сделать вывод.

Вывод:

В условиях современного общества от вас  самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.

Дом. Задание: Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме “Семья в современном мире”.

Самооценка учащимися своей работы на уроке. Оценка ответов учеников учителем.

Учащиеся делают вывод.

 

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по обществознанию «Политические партии и партийные системы»

Данная методическая разработка урока направленна на формирование  у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека...

"Судебные и несудебные способы защиты прав и свобод граждан". Методическая разработка урока теоретического обучения по учебной дисциплине «Обществознание».

Данный урок относится к разделу: «Право». Содержание урока направлено на освоение обучающимися знаний о внутригосударственных способах и средствах защиты конституционных прав и свобод граждан, овладен...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Коррупция как социальное явление"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока или внеклассного воспитательного мероприятия по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся....