Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного дню Победы (9 мая)
методическая разработка
Методическая разработка посвящена проведению музыкально-литературного мероприятия ко Дню Победы (9 мая) для студентов музыкального колледжа.
Ключевые моменты:
- Формат: музыкально-литературная композиция с исполнением песен военных лет, докладами об их истории и чтением стихов.
- Цель: через песни Великой Отечественной войны воспитать патриотизм и сохранить историческую память.
- Основное содержание: история создания и роль песен ("Священная война", "Катюша", "День Победы" и др.), их значение для фронта и тыла.
- Аудитория: студенты 1-4 курсов музыкального колледжа.
Особенность: сочетание исторического материала с профессиональным исполнением песен, что усиливает эмоциональное воздействие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню Победы (9 мая)
1. Пояснительная записка.
Тематическое направление: Патриотическое воспитание, историко-культурное просвещение.
Актуальность данной разработки:
Песни Великой Отечественной войны – уникальное явление в отечественной культуре. Они были мощным оружием в борьбе с врагом, источником силы и надежды для солдат и тружеников тыла, летописью народного подвига. В условиях современных вызовов исторической памяти, обращение к этим песням:
• Обеспечивает эмоционально-личностное восприятие событий войны молодым поколением.
• Формирует уважение к героическому прошлому страны через доступный и близкий молодежи язык музыки.
• Сохраняет культурное наследие и традиции национальной песенной культуры.
• Особенно актуально в стенах музыкального колледжа, где студенты могут не только узнать историю песен, но и профессионально их исполнить, прочувствовав их глубину.
Целевая аудитория: Студенты 1-4 курсов Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова.
Роль и место воспитательного проекта:
Мероприятие приурочено к празднованию Дня Победы. Оно является важной частью патриотического воспитания в колледже, интегрируя исторический контекст, литературное слово и музыкальное исполнительство. Способствует формированию гражданской позиции и чувства сопричастности к великой истории.
Цель и задачи воспитательного мероприятия:
• Цель: Формирование патриотических чувств и исторической памяти у студентов через осмысление роли и значения песен периода Великой Отечественной войны.
• Задачи:
• Познакомить студентов с историей создания и судьбой известных песен военных лет.
• Раскрыть роль песни как духовного оружия, источника силы и летописи народного подвига.
• Развивать исполнительские навыки студентов в контексте передачи эмоционального содержания военных песен.
• Воспитывать уважение к ветеранам, труженикам тыла и памяти павших.
• Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и эмпатии.
Форма проведения: Музыкально-литературная композиция.
Педагогическая технология, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов:
• Технологии: Личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, технологии сотрудничества.
• Методы: Рассказ, беседа, демонстрация, выразительное чтение, музыкальное исполнение.
• Приёмы: Показ мультимедийной презентации (фото, плакаты, нотные автографы, кадры хроники), включение аудиозаписей (архивные записи песен, голоса дикторов), выступления студентов с историческими справками о песнях, музыкальные номера (сольное, ансамблевое, хоровое пение, инструментальное исполнение), чтение стихов военных лет и воспоминаний, элементы театрализации.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
• Технические: Компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор и экран (или интерактивная доска), звукоусилительная аппаратура (колонки, микрофоны), доступ в интернет.
• Информационные: Исторические материалы о песнях ВОВ (книги, статьи, документальные фильмы, архивы), тексты песен и стихов, ноты, аудио- и видеозаписи (архивные и современные).
• Человеческие: Ведущие (2 чел.), чтецы (2-3 чел.), студенты-исполнители (вокалисты, инструменталисты, хор), концертмейстер(ы), ответственный за презентацию и звук, преподаватели-консультанты по специальностям.
Рекомендации по использованию методической разработки:
Разработка предназначена для использования советником директора по воспитательной работе, кураторами, преподавателями музыкально-теоретических дисциплин и специальных дисциплин в музыкальных учебных заведениях при подготовке мероприятий ко Дню Победы, в рамках месячника патриотической работы, на тематических классных часах. Может быть адаптирована для разных возрастных групп студентов.
2. Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия:
1. Определение темы и цели: Четкая формулировка в связи с Днем Победы.
2. Разработка сценария: Написание текстов для ведущих, подбор песен и стихов, исторических материалов о них. Создание логической структуры (хронология войны через песни, тематические блоки). Распределение ролей.
3. Сбор материалов: Поиск информации об истории создания песен, их авторах, первых исполнителях, интересных фактах. Подбор фото-, видео-, аудиоматериалов. Анализ текстов песен.
4. Создание мультимедийной презентации: Визуальное сопровождение выступлений (фото композиторов, поэтов, военных корреспондентов, плакаты, ноты, кадры кинохроники, соответствующие содержанию песен).
5. Подготовка участников:
• Репетиции ведущих и чтецов (работа над выразительностью, эмоциональностью).
• Разучивание песен и инструментальных произведений студентами под руководством преподавателей (работа над стилем, смысловой подачей, ансамблем).
• Подготовка студенческих докладов (кратких рассказов) об истории конкретных песен.
• Репетиции сводные (сводка всех элементов: слово, музыка, видео).
6. Техническая подготовка: Проверка и настройка оборудования (проектор, экран, звук, микрофоны). Подготовка аудио- и видеороликов.
7. Оформление зала/аудитории: Создание соответствующей атмосферы (георгиевские ленты, копии военных плакатов, тематическая выставка книг/нот, возможно, элементы сценического оформления).
Сценарий проведения воспитательного мероприятия:
(Зал затемнен. На экране – кадр: разорванное колючей проволокой небо или дорога войны. Звучит запись голоса Левитана: "Внимание, говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну...". Затем первые такты "Священной войны" А. Александрова (в записи оркестра или хора). Музыка нарастает, свет постепенно прибавляется.)
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые ветераны, преподаватели, студенты! Сегодняшняя наша встреча – не просто концерт. Это путешествие во времени, в суровые годы Великой Отечественной войны. Путешествие, где нашим проводником станут... песни.
Ведущий 2: Да, именно песни. Те самые, что рождались в окопах и землянках, в партизанских отрядах и на заводах, песни, которые шли с солдатом в бой и согревали его в короткие минуты затишья. Они стали настоящим оружием Победы, летописью народного подвига, голосом эпохи.
(На экране – фото А. Александрова и В. Лебедева-Кумача. Музыка "Священной войны" стихает.)
Студент 1 (Доклад): "Священная война". 24 июня 1941 года, на третий день войны, в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача. Они начинались словами: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!». Композитор Александр Александров написал к ним музыку буквально за несколько часов. Уже 26 июня песня впервые прозвучала на Белорусском вокзале Москвы перед бойцами, уезжавшими на фронт. Она потрясла всех. Песня стала музыкальным символом всенародного сопротивления врагу.
(Звучит первый куплет "Священной войны" в исполнении хора колледжа. После окончания – плавный переход к следующему блоку.)
Ведущий 1: Песни рождались везде: на фронте и в тылу. Одни были суровы и грозны, как набат, другие – лиричны, полны тоски по дому и веры в возвращение. Они помогали выжить, сохранить человечность.
(На экране – фото М. Блантера, М. Исаковского, кадры военных лет с почтальонами.)
Ведущий 2: Одна из самых пронзительных лирических песен войны – "Катюша". Написанная еще в 1938 году Матвеем Блантером на стихи Михаила Исаковского, она обрела новую, невероятную популярность в военные годы. Имя "Катюша" стало ласковым прозвищем грозных реактивных минометов, а сама песня – символом верности и любви, которая ждет бойца дома.
(Исполняется песня "Катюша". Вариант: солист(ка) или ансамбль, возможно с аккомпанементом баяна/гитары для создания нужного колорита.)
Студент 2 (Доклад): "В землянке". Зимой 1942 года военный корреспондент Алексей Сурков написал жене письмо в стихах, полное тоски по дому и теплу семейного очага. Строки "Бьется в тесной печурке огонь..." стали известны его другу, композитору Константину Листову. Он написал к ним музыку. Песня мгновенно разлетелась по всем фронтам. Ее пели в землянках и окопах, она стала гимном фронтовой дружбы и любви.
(Исполняется песня "В землянке". Солист или мужской ансамбль, камерно.)
Ведущий 1: Шли тяжелые бои. Но песня не умолкала. Она поднимала дух бойцов перед атакой ("На солнечной поляночке", "Смуглянка"), скрашивала тяготы походной жизни ("Валенки"), звала к мести ("Ой, туманы мои, растуманы").
(На экране – фото Н. Богословского, В. Агатова, кадр: темная улица, фонарь.)
Ведущий 2: А в 1943 году на экраны вышел фильм "Два бойца", и вся страна запела "Темную ночь". Никита Богословский написал музыку за одну ночь прямо на съемочной площадке, Владимир Агатов – стихи. Песня, спетая Марком Бернесом, стала невероятно популярной. Ее пели о любви, о доме, о том светлом, что ждало солдата после войны.
(Исполняется песня "Темная ночь". Солист (баритон) с минимальным аккомпанементом (фортепиано или гитара).)
Ведущий 1: Песни шли к Победе вместе с солдатами. Они звучали на улицах освобожденных городов и сел. И когда пришел долгожданный День Победы, родилась песня, которая навсегда стала его символом.
(На экране – фото Д. Тухманова, В. Харитонова, кадры Парада Победы 1945 г. и современных шествий "Бессмертный полк".)
Студент 3 (Доклад): "День Победы". Эта песня появилась только в 1975 году, к 30-летию Победы. Стихи написал фронтовик Владимир Харитонов, музыку – молодой тогда композитор Давид Тухманов. Песню поначалу не хотели брать на конкурс, считали слишком легкой, не соответствующей торжественности даты. Но после блестящего исполнения Львом Лещенко на концерте ко Дню милиции, она зазвучала на всю страну и стала поистине народным гимном 9 мая.
(Торжественно исполняется песня "День Победы". Лучше всего – всем составом участников (хор, солисты) с поддержкой инструменталистов. Зал приглашается подпевать.)
Ведущий 2: Прошли десятилетия. Сменяются поколения. Но песни военных лет не стареют. Они по-прежнему волнуют наши сердца, трогают до слез, заставляют помнить о цене Великой Победы.
(На экране – Вечный огонь, мемориалы.)
Ведущий 1: Сегодня мы спели лишь несколько страниц из великой музыкальной летописи войны. Эти песни – наша память. Память о мужестве и стойкости, о боли и утратах, о любви и надежде, о великом подвиге нашего народа.
(Звучит метроном.)
Ведущий 2: Объявляется Минута молчания в память о всех павших на фронтах Великой Отечественной войны, умерших от ран в госпиталях, замученных в концлагерях, погибших в блокаду и в тылу от голода и лишений.
(Минута молчания. Метроном.)
Ведущий 1: Пусть же звучат эти песни! Пусть их слышат наши дети и внуки! Пусть они никогда не забудут, какой ценой завоевано счастье жить под мирным небом!
(Финал. Звучит фрагмент песни "Журавли" (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова) в инструментальном исполнении (например, саксофон, труба или скрипка). На экране – летящие журавли, современные мирные пейзажи России.)
Ведущий 2: Спасибо всем участникам нашего вечера. Спасибо вам, уважаемые зрители. С праздником Великой Победы!
(Завершающая музыка нарастает и стихает. Аплодисменты.)
Рефлексия:
• Краткое обсуждение мероприятия с участниками (впечатления, что нового узнали о песнях, сложности исполнения).
• Возможность для зрителей поделиться впечатлениями, задать вопросы участникам.
• Анкета обратной связи для оценки эмоционального воздействия и познавательной ценности мероприятия (по желанию организатора).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1. Шилов В. В. «Песни, опаленные войной: Рассказы о песнях, рожденных Великой Отечественной войной». – М.: Молодая гвардия, 1985.
2. «Энциклопедия военных песен» / Авт.-сост. Ю. Е. Бирюков. – М.: Патриот, 2006.
3. «Песни победы: Сборник песен о Великой Отечественной войне». – М.: Музыка, 1985. (Или другие аналогичные нотные сборники).
4. Сайт «Победа.рф» или «История.РФ»: Разделы о культуре в годы ВОВ, истории песен. [], []
5. Портал «Культура.РФ»: Статьи, фильмы о военных песнях и их создателях. []
6. Документальные фильмы и передачи о песнях ВОВ (например, циклы «Песни Победы», «Легенды армии» о композиторах).
7. Мемуары композиторов, поэтов, исполнителей военных лет.
8. Архивы аудиозаписей: Гостелерадиофонд, сайты с военными песнями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария- праздника посвященная Дню Победы «СПАСИБО СКАЖЕМ ВЕТЕРАНАМ ЗА ТО, ЧТО РОДИНУ СПАСЛИ!»
Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая — Великая Отечественная война. Говорят...
Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»
Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....
Методическая разработка внеклассного мероприятия " Посвящение в студенты"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Посвящение в студенты"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»
Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле, посвящается дню охраны труда....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия, посвященного 23 февраля
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия, посвященного 23 февраля...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Посвящение в повара"
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Посвящение в повара» предназначена для проведения мероприятия, направленного на воспитание любви к выбранной профессии, традициям техни...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного дню освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков (12 февраля)
Методическая разработка представляет сценарий патриотического мероприятия ко Дню освобождения Краснодара (12 февраля 1943 г.) для студентов музыкального колледжа. Ключевые моменты:- ...
