Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного дню освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков (12 февраля)
методическая разработка

Герман Сергеевич Онищенко

 

Методическая разработка представляет сценарий патриотического мероприятия ко Дню освобождения Краснодара (12 февраля 1943 г.) для студентов музыкального колледжа.  

 

Ключевые моменты:

- Формат: вечер-реквием с историческими докладами, стихами и музыкальными номерами.  

- Цель: через историю и искусство воспитать уважение к подвигу защитников города.  

- Основное содержание: оккупация, сопротивление, освобождение, память.  

- Аудитория: студенты 1-2 курсов.  

 

Особенность: сочетание краеведческого материала с творческими выступлениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков (12 февраля)

1. Пояснительная записка.

Тематическое направление: Патриотическое, историко-краеведческое воспитание.

Актуальность данной разработки:

Патриотическое воспитание молодежи на примере героической истории родного края является важнейшей государственной задачей. Краснодар (в годы войны – Екатеринодар) пережил тяжелейшие 6 месяцев оккупации (9 августа 1942 г. – 12 февраля 1943 г.), став первым освобожденным областным центром СССР. Обращение к трагическим и героическим страницам истории города:

• Способствует формированию уважения к подвигу предков и исторической памяти.

• Укрепляет чувство гордости за свою малую Родину, ее стойкость и мужество.

Противодействует попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.

• Особенно значимо для студентов творческих специальностей, чья эмоциональная восприимчивость позволяет глубоко прочувствовать тему и выразить ее через искусство.

Целевая аудитория: Студенты 1-2 курсов Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова.

Роль и место воспитательного проекта:

Мероприятие приурочено к памятной дате – 12 февраля. Оно интегрирует историко-краеведческий материал с музыкальным компонентом, что соответствует специфике учебного заведения. Является важным элементом системы патриотического и гражданского воспитания в колледже.

Цель и задачи воспитательного мероприятия:

Цель: Формирование патриотических чувств, исторической памяти и гордости за подвиг жителей Краснодара и воинов-освободителей через призму истории и музыки.

Задачи:

• Расширить знания студентов о периоде оккупации и освобождении Краснодара.

• Показать мужество и стойкость защитников города, трагедию мирных жителей (включая историю о душегубках).

• Пробудить интерес к изучению военной истории родного города и края.

• Воспитать чувство уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.

• Способствовать эмоционально-ценностному восприятию темы через исторические свидетельства и музыкальные произведения.

• Развивать навыки публичного выступления и творческого осмысления исторического материала.

Форма проведения: Тематический вечер-реквием с элементами музыкально-литературной композиции.

Педагогическая технология, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов:

Технологии: Личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные.

Методы: Рассказ, беседа, демонстрация, выразительное чтение, музыкальное исполнение.

Приёмы: Показ мультимедийной презентации (фото, документы, карты), включение аудиозаписей (свидетельства очевидцев, фрагменты сводок Информбюро), выступления студентов с историческими справками и докладами, музыкальные номера (соло, ансамбли, хор), чтение стихов кубанских поэтов о войне, минута молчания, рефлексия.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Технические: Компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор и экран (или интерактивная доска), звукоусилительная аппаратура (колонки, микрофоны), доступ в интернет.

Информационные: Исторические материалы (фотохроника, документы, карты боевых действий за Краснодар, воспоминания очевидцев), тексты стихов, ноты музыкальных произведений.

Человеческие: Ведущие (2 чел.), чтецы (2-3 чел.), студенты-музыканты (исполнители), ответственный за презентацию, технический специалист.

Рекомендации по использованию методической разработки:

Разработка предназначена для использования советником директора по воспитательной работе, кураторами учебных групп и преподавателями общественных дисциплин музыкальных колледжей и училищ Краснодарского края при проведении тематических классных часов, вечеров памяти, мероприятий в рамках месячника оборонно-массовой работы (январь-февраль). Может быть адаптирована для разных курсов.

2. Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия:

1. Определение темы и цели: Четкая формулировка в соответствии с памятной датой.

2. Разработка сценария: Написание текстов для ведущих, подбор исторических материалов, стихов, музыкальных произведений. Распределение ролей.

3. Сбор материалов: Работа с архивами (онлайн и офлайн), музеями (особенно КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына), краеведческой литературой, ресурсами «Память народа», подбор фото, видео, аудио материалов. Акцент на местные события и героев.

4. Создание мультимедийной презентации: Визуализация ключевых моментов (карты, фото разрушений, портреты героев, документы).

5. Подготовка участников:

• Репетиции ведущих и чтецов.

• Разучивание музыкальных номеров с солистами, ансамбли, хором (под руководством преподавателей специальных дисциплин).

• Подготовка докладов студентами (на основе предоставленных материалов).

6. Техническая подготовка: Проверка и настройка оборудования (проектор, звук, интернет-соединение).

7. Оформление зала/аудитории: Возможно использование символики (георгиевские ленты, копии знамен), выставка книг/фотографий по теме.

Сценарий проведения воспитательного мероприятия:

(Звучит тихая, скорбная музыка. На экране – кадры довоенного Краснодара, мирной жизни. Музыка постепенно сходит на нет.)

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые студенты, преподаватели! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить страшные и героические страницы истории нашего города. Страницы, написанные кровью, мужеством и слезами в далеком 1943 году. Сегодня мы говорим о дне, который навсегда вошел в летопись Краснодара – 12 февраля, День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

Ведущий 2: Лето 1942 года. Враг рвется к нефти Кавказа. После тяжелых оборонительных боев 9 августа фашисты ворвались в Краснодар. Начались долгие 186 дней оккупации. Шесть месяцев бесправия, страха, голода и невиданных зверств. Город превратился в арену жесточайшего террора.

(На экране – фото оккупированного Краснодара, немецких патрулей. Звучит отрывок из воспоминаний очевидца (аудиозапись).)

Ведущий 1: Мирных жителей расстреливали за малейшее подозрение в связи с партизанами, за укрывательство коммунистов или евреев, просто за неповиновение. Но самым страшным символом краснодарской трагедии стали «душегубки» – машины смерти, в которых были замучены тысячи ни в чем не повинных людей: стариков, женщин, детей...

Ведущий 2: Однако Краснодар не сдался! В городе и его окрестностях действовали подпольные группы и партизанские отряды. Рискуя жизнью, они собирали разведданные, распространяли листовки, совершали диверсии. Их имена должны помнить потомки: братья Игнатовы, Володя Головатый, Женя Попова...

Студент 1 (Доклад): (Кратко о подвиге подпольщиков, например, о группе Жени Поповой): "Молодая комсомолка Евгения Попова... [Описание состава группы, их действий: сбор оружия, распространение листовок с правдивыми сводками Совинформбюро (важно!), попытка поджога здания гестапо. Арест, пытки, казнь в январе 1943 г. Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени]." Их подвиг – пример бесстрашия и верности Родине.

(На экране – портреты подпольщиков, партизан. Звучит отрывок партизанской песни («Шумел сурово брянский лес» или местная) в инструментальном исполнении студента колледжа (гитара, баян, фортепиано).)

Ведущий 1: Зима 1943 года. Началось долгожданное контрнаступление советских войск на Северном Кавказе. Операция по освобождению Краснодара, получившая кодовое название «Море», стала частью грандиозной битвы за Кавказ. Наши войска с севера и востока неудержимо теснили врага.

(На экране – карта наступления советских войск на Краснодар (январь-февраль 1943 г.).)

Ведущий 2: Ожесточенные бои шли на подступах к городу. Особенно тяжелыми были бои за станицу Пашковскую (ныне микрорайон Краснодара) и на подступах к железнодорожному вокзалу. Фашисты, отступая, минировали здания, взрывали мосты, пытались превратить город в руины.

Студент 2 (Доклад): (О боях за освобождение, например, о подвиге танкистов): "В ночь с 11 на 12 февраля передовые части 46-й армии и 18-й десантной армии начали штурм города... [Описание уличных боев, трудностей (мины, засады). Можно упомянуть подвиг экипажа танка Т-34 ст. лейтенанта Белого, первым ворвавшегося в центр города]. К утру 12 февраля Краснодар был полностью очищен от захватчиков!"

(На экране – фото освобожденного Краснодара: разрушенные здания, жители встречают советских солдат, знамя Победы над зданием крайкома партии (ныне здание администрации). Звучит фрагмент торжественной, победной музыки.)

Ведущий 1: Утром 12 февраля 1943 года в Москве прозвучал победный салют. Это был первый салют в истории Великой Отечественной войны, салют в честь освобождения столицы Кубани – Краснодара! Радость освобождения была омрачена картиной чудовищных разрушений и осознанием масштабов трагедии.

Ведущий 2: За время оккупации город был разрушен почти на 80%. Фашисты уничтожили заводы, электростанцию, водопровод, театры, школы, больницы. Они замучили и убили более 13 тысяч мирных жителей. Но город выстоял! Началось его трудное возрождение из руин.

(На экране – кадры разрушений, фото восстановления города. Звучит проникновенное стихотворение кубанского поэта (например, В. Бакалдина, И. Вараввы) о войне, освобождении или памяти, читает студент.)

Музыкальный номер: Исполнение песни о Краснодаре, о войне, о памяти (например, «Краснодарская улица Красная» (с акцентом на исторические строки), «На безымянной высоте», «Журавли», «Бухенвальдский набат» или др. подходящая по смыслу). Исполняют студенты вокального отделения, хор, ансамбль.

Ведущий 1: Сегодня, спустя десятилетия, мы склоняем головы перед памятью погибших защитников и жертв оккупации Краснодара. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто пережил ужасы войны и поднял город из руин. Их подвиг бессмертен.

Ведущий 2: Память о тех событиях живет в названиях улиц (им. братьев Игнатовых, им. Володи Головатого), в мемориалах («Жертвам фашизма» у Вечного огня, памятник «Душегубка»), в музеях, в книгах и, конечно, в наших сердцах. Помнить – это наш долг перед павшими и выжившими. Помнить, чтобы ужас войны никогда не повторился.

(Звучит метроном. На экране – Вечный огонь, мемориалы.)

Ведущий 1: Объявляется Минута молчания в память о всех жертвах оккупации и павших воинах-освободителях Краснодара.

(Минута молчания. Метроном.)

Музыкальный номер: Торжественное, скорбное инструментальное произведение (например, «Памяти героев» Д. Шостаковича (фрагмент) или др.) Исполняют студенты оркестрового отделения или солист (фортепиано, скрипка, виолончель).

Ведущий 2: День освобождения Краснодара – это не просто дата в календаре. Это символ несгибаемости духа нашего народа, его любви к свободе и родной земле. Пусть наша память и наше творчество будут достойным продолжением подвига поколения победителей!

Ведущий 1: Спасибо всем участникам нашего вечера памяти. Мы призываем вас помнить историю своего города, чтить подвиг предков, посещать памятные места и музеи. Пусть музыка, которую вы создаете, всегда несет в себе свет, мир и память.

(Звучит Гимн Краснодара или другая торжественная, жизнеутверждающая музыка. На экране – современный цветущий Краснодар.)

Рефлексия:

• Краткое обсуждение мероприятия с участниками (что узнали нового, какие чувства вызвало, какие музыкальные номера были наиболее созвучны теме).

• Возможность для студентов задать вопросы.

• Анкетирование или устный опрос для оценки эффективности и сбора предложений (по желанию организатора).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:

1. Бардадым В.П. «Ратная доблесть кубанцев». – Краснодар: Советская Кубань, 1993.

2. «Краснодар в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: Сборник документов и материалов». – Краснодар: Диапазон-В, 2005.

3. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945: рассекреченные документы. Хроника событий: в 2 кн. / Адм. Краснодар. края, Упр. по делам архивов адм. Краснодар. края, Гос. архив Краснодар. края; [сост. А. М. Беляев и др.]. – 3-е изд. – Краснодар: Диапазон-В, 2018.

4. Официальный сайт КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына: Разделы об истории Кубани, Великой Отечественной войне. []

5. Портал «Память народа» (Министерство обороны РФ): Документы о боевых действиях, награждениях. []

6. Сайт «Кубань 24» или администрации Краснодара: Материалы к памятным датам. [], []

7. Стихи кубанских поэтов о войне (В. Бакалдин, И. Варавва, К. Обойщиков и др.).

8. Нотные сборники песен Великой Отечественной войны, патриотических песен о России и Кубани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Международному Дню Матери "Мама первое слово"

Данный материал представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного Международному Дню Матери, - празднику, который отмечают в разных уголках мира. В этом мероприятии учащимся пред...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «А ну-ка, девочки».

Аннотация.     Конкурсы один из несложных видов проведения воспитательных мероприятий, в которых с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание и немно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ ГЕРМАНИИ»

Интегрированное внеклассное мероприятие по географии и немецкому языку....

Методическая разработка внеклассного мероприятия " Посвящение в студенты"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Посвящение в студенты"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия, посвященного 23 февраля

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия, посвященного 23 февраля...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Посвящение в повара"

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Посвящение в повара» предназначена для проведения мероприятия, направленного на воспитание любви к выбранной профессии, традициям техни...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного дню Победы (9 мая)

Методическая разработка посвящена проведению музыкально-литературного мероприятия ко Дню Победы (9 мая) для студентов музыкального колледжа.   Ключевые моменты:  - Формат: музыкально-ли...