Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного дню освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков (12 февраля)
методическая разработка
Методическая разработка представляет сценарий патриотического мероприятия ко Дню освобождения Краснодара (12 февраля 1943 г.) для студентов музыкального колледжа.
Ключевые моменты:
- Формат: вечер-реквием с историческими докладами, стихами и музыкальными номерами.
- Цель: через историю и искусство воспитать уважение к подвигу защитников города.
- Основное содержание: оккупация, сопротивление, освобождение, память.
- Аудитория: студенты 1-2 курсов.
Особенность: сочетание краеведческого материала с творческими выступлениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков (12 февраля)
1. Пояснительная записка.
Тематическое направление: Патриотическое, историко-краеведческое воспитание.
Актуальность данной разработки:
Патриотическое воспитание молодежи на примере героической истории родного края является важнейшей государственной задачей. Краснодар (в годы войны – Екатеринодар) пережил тяжелейшие 6 месяцев оккупации (9 августа 1942 г. – 12 февраля 1943 г.), став первым освобожденным областным центром СССР. Обращение к трагическим и героическим страницам истории города:
• Способствует формированию уважения к подвигу предков и исторической памяти.
• Укрепляет чувство гордости за свою малую Родину, ее стойкость и мужество.
Противодействует попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны.
• Особенно значимо для студентов творческих специальностей, чья эмоциональная восприимчивость позволяет глубоко прочувствовать тему и выразить ее через искусство.
Целевая аудитория: Студенты 1-2 курсов Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова.
Роль и место воспитательного проекта:
Мероприятие приурочено к памятной дате – 12 февраля. Оно интегрирует историко-краеведческий материал с музыкальным компонентом, что соответствует специфике учебного заведения. Является важным элементом системы патриотического и гражданского воспитания в колледже.
Цель и задачи воспитательного мероприятия:
• Цель: Формирование патриотических чувств, исторической памяти и гордости за подвиг жителей Краснодара и воинов-освободителей через призму истории и музыки.
• Задачи:
• Расширить знания студентов о периоде оккупации и освобождении Краснодара.
• Показать мужество и стойкость защитников города, трагедию мирных жителей (включая историю о душегубках).
• Пробудить интерес к изучению военной истории родного города и края.
• Воспитать чувство уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
• Способствовать эмоционально-ценностному восприятию темы через исторические свидетельства и музыкальные произведения.
• Развивать навыки публичного выступления и творческого осмысления исторического материала.
Форма проведения: Тематический вечер-реквием с элементами музыкально-литературной композиции.
Педагогическая технология, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов:
• Технологии: Личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные.
• Методы: Рассказ, беседа, демонстрация, выразительное чтение, музыкальное исполнение.
• Приёмы: Показ мультимедийной презентации (фото, документы, карты), включение аудиозаписей (свидетельства очевидцев, фрагменты сводок Информбюро), выступления студентов с историческими справками и докладами, музыкальные номера (соло, ансамбли, хор), чтение стихов кубанских поэтов о войне, минута молчания, рефлексия.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
• Технические: Компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор и экран (или интерактивная доска), звукоусилительная аппаратура (колонки, микрофоны), доступ в интернет.
• Информационные: Исторические материалы (фотохроника, документы, карты боевых действий за Краснодар, воспоминания очевидцев), тексты стихов, ноты музыкальных произведений.
• Человеческие: Ведущие (2 чел.), чтецы (2-3 чел.), студенты-музыканты (исполнители), ответственный за презентацию, технический специалист.
Рекомендации по использованию методической разработки:
Разработка предназначена для использования советником директора по воспитательной работе, кураторами учебных групп и преподавателями общественных дисциплин музыкальных колледжей и училищ Краснодарского края при проведении тематических классных часов, вечеров памяти, мероприятий в рамках месячника оборонно-массовой работы (январь-февраль). Может быть адаптирована для разных курсов.
2. Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия:
1. Определение темы и цели: Четкая формулировка в соответствии с памятной датой.
2. Разработка сценария: Написание текстов для ведущих, подбор исторических материалов, стихов, музыкальных произведений. Распределение ролей.
3. Сбор материалов: Работа с архивами (онлайн и офлайн), музеями (особенно КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына), краеведческой литературой, ресурсами «Память народа», подбор фото, видео, аудио материалов. Акцент на местные события и героев.
4. Создание мультимедийной презентации: Визуализация ключевых моментов (карты, фото разрушений, портреты героев, документы).
5. Подготовка участников:
• Репетиции ведущих и чтецов.
• Разучивание музыкальных номеров с солистами, ансамбли, хором (под руководством преподавателей специальных дисциплин).
• Подготовка докладов студентами (на основе предоставленных материалов).
6. Техническая подготовка: Проверка и настройка оборудования (проектор, звук, интернет-соединение).
7. Оформление зала/аудитории: Возможно использование символики (георгиевские ленты, копии знамен), выставка книг/фотографий по теме.
Сценарий проведения воспитательного мероприятия:
(Звучит тихая, скорбная музыка. На экране – кадры довоенного Краснодара, мирной жизни. Музыка постепенно сходит на нет.)
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые студенты, преподаватели! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить страшные и героические страницы истории нашего города. Страницы, написанные кровью, мужеством и слезами в далеком 1943 году. Сегодня мы говорим о дне, который навсегда вошел в летопись Краснодара – 12 февраля, День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Ведущий 2: Лето 1942 года. Враг рвется к нефти Кавказа. После тяжелых оборонительных боев 9 августа фашисты ворвались в Краснодар. Начались долгие 186 дней оккупации. Шесть месяцев бесправия, страха, голода и невиданных зверств. Город превратился в арену жесточайшего террора.
(На экране – фото оккупированного Краснодара, немецких патрулей. Звучит отрывок из воспоминаний очевидца (аудиозапись).)
Ведущий 1: Мирных жителей расстреливали за малейшее подозрение в связи с партизанами, за укрывательство коммунистов или евреев, просто за неповиновение. Но самым страшным символом краснодарской трагедии стали «душегубки» – машины смерти, в которых были замучены тысячи ни в чем не повинных людей: стариков, женщин, детей...
Ведущий 2: Однако Краснодар не сдался! В городе и его окрестностях действовали подпольные группы и партизанские отряды. Рискуя жизнью, они собирали разведданные, распространяли листовки, совершали диверсии. Их имена должны помнить потомки: братья Игнатовы, Володя Головатый, Женя Попова...
Студент 1 (Доклад): (Кратко о подвиге подпольщиков, например, о группе Жени Поповой): "Молодая комсомолка Евгения Попова... [Описание состава группы, их действий: сбор оружия, распространение листовок с правдивыми сводками Совинформбюро (важно!), попытка поджога здания гестапо. Арест, пытки, казнь в январе 1943 г. Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени]." Их подвиг – пример бесстрашия и верности Родине.
(На экране – портреты подпольщиков, партизан. Звучит отрывок партизанской песни («Шумел сурово брянский лес» или местная) в инструментальном исполнении студента колледжа (гитара, баян, фортепиано).)
Ведущий 1: Зима 1943 года. Началось долгожданное контрнаступление советских войск на Северном Кавказе. Операция по освобождению Краснодара, получившая кодовое название «Море», стала частью грандиозной битвы за Кавказ. Наши войска с севера и востока неудержимо теснили врага.
(На экране – карта наступления советских войск на Краснодар (январь-февраль 1943 г.).)
Ведущий 2: Ожесточенные бои шли на подступах к городу. Особенно тяжелыми были бои за станицу Пашковскую (ныне микрорайон Краснодара) и на подступах к железнодорожному вокзалу. Фашисты, отступая, минировали здания, взрывали мосты, пытались превратить город в руины.
Студент 2 (Доклад): (О боях за освобождение, например, о подвиге танкистов): "В ночь с 11 на 12 февраля передовые части 46-й армии и 18-й десантной армии начали штурм города... [Описание уличных боев, трудностей (мины, засады). Можно упомянуть подвиг экипажа танка Т-34 ст. лейтенанта Белого, первым ворвавшегося в центр города]. К утру 12 февраля Краснодар был полностью очищен от захватчиков!"
(На экране – фото освобожденного Краснодара: разрушенные здания, жители встречают советских солдат, знамя Победы над зданием крайкома партии (ныне здание администрации). Звучит фрагмент торжественной, победной музыки.)
Ведущий 1: Утром 12 февраля 1943 года в Москве прозвучал победный салют. Это был первый салют в истории Великой Отечественной войны, салют в честь освобождения столицы Кубани – Краснодара! Радость освобождения была омрачена картиной чудовищных разрушений и осознанием масштабов трагедии.
Ведущий 2: За время оккупации город был разрушен почти на 80%. Фашисты уничтожили заводы, электростанцию, водопровод, театры, школы, больницы. Они замучили и убили более 13 тысяч мирных жителей. Но город выстоял! Началось его трудное возрождение из руин.
(На экране – кадры разрушений, фото восстановления города. Звучит проникновенное стихотворение кубанского поэта (например, В. Бакалдина, И. Вараввы) о войне, освобождении или памяти, читает студент.)
Музыкальный номер: Исполнение песни о Краснодаре, о войне, о памяти (например, «Краснодарская улица Красная» (с акцентом на исторические строки), «На безымянной высоте», «Журавли», «Бухенвальдский набат» или др. подходящая по смыслу). Исполняют студенты вокального отделения, хор, ансамбль.
Ведущий 1: Сегодня, спустя десятилетия, мы склоняем головы перед памятью погибших защитников и жертв оккупации Краснодара. Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто пережил ужасы войны и поднял город из руин. Их подвиг бессмертен.
Ведущий 2: Память о тех событиях живет в названиях улиц (им. братьев Игнатовых, им. Володи Головатого), в мемориалах («Жертвам фашизма» у Вечного огня, памятник «Душегубка»), в музеях, в книгах и, конечно, в наших сердцах. Помнить – это наш долг перед павшими и выжившими. Помнить, чтобы ужас войны никогда не повторился.
(Звучит метроном. На экране – Вечный огонь, мемориалы.)
Ведущий 1: Объявляется Минута молчания в память о всех жертвах оккупации и павших воинах-освободителях Краснодара.
(Минута молчания. Метроном.)
Музыкальный номер: Торжественное, скорбное инструментальное произведение (например, «Памяти героев» Д. Шостаковича (фрагмент) или др.) Исполняют студенты оркестрового отделения или солист (фортепиано, скрипка, виолончель).
Ведущий 2: День освобождения Краснодара – это не просто дата в календаре. Это символ несгибаемости духа нашего народа, его любви к свободе и родной земле. Пусть наша память и наше творчество будут достойным продолжением подвига поколения победителей!
Ведущий 1: Спасибо всем участникам нашего вечера памяти. Мы призываем вас помнить историю своего города, чтить подвиг предков, посещать памятные места и музеи. Пусть музыка, которую вы создаете, всегда несет в себе свет, мир и память.
(Звучит Гимн Краснодара или другая торжественная, жизнеутверждающая музыка. На экране – современный цветущий Краснодар.)
Рефлексия:
• Краткое обсуждение мероприятия с участниками (что узнали нового, какие чувства вызвало, какие музыкальные номера были наиболее созвучны теме).
• Возможность для студентов задать вопросы.
• Анкетирование или устный опрос для оценки эффективности и сбора предложений (по желанию организатора).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1. Бардадым В.П. «Ратная доблесть кубанцев». – Краснодар: Советская Кубань, 1993.
2. «Краснодар в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: Сборник документов и материалов». – Краснодар: Диапазон-В, 2005.
3. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945: рассекреченные документы. Хроника событий: в 2 кн. / Адм. Краснодар. края, Упр. по делам архивов адм. Краснодар. края, Гос. архив Краснодар. края; [сост. А. М. Беляев и др.]. – 3-е изд. – Краснодар: Диапазон-В, 2018.
4. Официальный сайт КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына: Разделы об истории Кубани, Великой Отечественной войне. []
5. Портал «Память народа» (Министерство обороны РФ): Документы о боевых действиях, награждениях. []
6. Сайт «Кубань 24» или администрации Краснодара: Материалы к памятным датам. [], []
7. Стихи кубанских поэтов о войне (В. Бакалдин, И. Варавва, К. Обойщиков и др.).
8. Нотные сборники песен Великой Отечественной войны, патриотических песен о России и Кубани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Международному Дню Матери "Мама первое слово"
Данный материал представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного Международному Дню Матери, - празднику, который отмечают в разных уголках мира. В этом мероприятии учащимся пред...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «А ну-ка, девочки».
Аннотация. Конкурсы один из несложных видов проведения воспитательных мероприятий, в которых с удовольствием участвуют дети. Важно лишь желание и немно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ ГЕРМАНИИ»
Интегрированное внеклассное мероприятие по географии и немецкому языку....
Методическая разработка внеклассного мероприятия " Посвящение в студенты"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Посвящение в студенты"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия, посвященного 23 февраля
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия, посвященного 23 февраля...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Посвящение в повара"
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Посвящение в повара» предназначена для проведения мероприятия, направленного на воспитание любви к выбранной профессии, традициям техни...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного дню Победы (9 мая)
Методическая разработка посвящена проведению музыкально-литературного мероприятия ко Дню Победы (9 мая) для студентов музыкального колледжа. Ключевые моменты: - Формат: музыкально-ли...
