Лекция по истории России 2 курс "Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе."
план-конспект занятия
Цель: Познакомить обучающихся с перспективными направлениями и основными проблемами развития РФ на современном этапе.
Задачи: Формировать у обучающихся умение логически излагать свою точку зрения; формировать умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон; продолжить формировать у обучающихся активной гражданской позиции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
Цель: Познакомить обучающихся с перспективными направлениями и основными проблемами развития РФ на современном этапе.
Задачи: Формировать у обучающихся умение логически излагать свою точку зрения; формировать умение делать сравнительный анализ, оценивать события и явления с позиций разных сторон; продолжить формировать у обучающихся активной гражданской позиции.
План:
- Национальные проекты как инструмент государственной социальной политики в РФ
- Демографические проблемы современной России.
- Приоритеты государственной политики в посланиях Президента России Федеральному собранию.
- Основные тезисы послания Президента Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года.
Социо-культурные, социально-экономические и иные вызовы современности актуализируют проблему создания таких социальных условий жизнедеятельности людей, которые бы, с одной стороны, отвечали их запросам, с другой – обеспечивали стабильность и устойчивое развитие социальной структуры современного общества.
В связи с этим национальные проекты призваны решить подобные задачи и определить будущую проекцию социально-экономического развития России. Исследователи раскрывают перспективы реализации национальных проектов в контексте социокультурных и социально-экономических проблем современной России.
Национальные проекты как инструмент государственной социальной политики в РФ
Основные направления государственной социальной политики на период до 2024 г. Национальные проекты помогают России перейти в новый цикл развития. Они должны отвечать интересам общества, решать проблемы и предугадывать их. Президент РФ в Послании Федеральному собранию 2019 г. выделил 12 направлений. Среди них есть приоритетные, на которые идет большая часть выделенного бюджета. Это обусловлено основными потребностями граждан: здравоохранение, образование, жилье, агропромышленный комплекс, дороги. Большое внимание уделено детям, молодым и многодетным семьям, пенсионерам, больным.
Всего выделено 25,7 трлн руб., срок реализации – шесть лет; таковы основные данные по перспективам реализации национальных проектов.
В условиях рыночных механизмов хозяйствования особую значимость приобретают шаги, направленные на сохранение, с одной стороны, высоких темпов социально-экономического развития, с другой – обеспечения достойного уровня жизни населения страны. Поэтому государственная социальная политика ориентирована на удовлетворение потребностей граждан и на обеспечение защиты от неблагоприятных социокультурных и иных факторов.
Тенденции последних лет актуализируют проблему социальной поляризации российского общества и, как следствие, задачу минимизации социального неравенства. На эту цель и были направлены национальные проекты. В нынешней ситуации в качестве результатов выступает повышение уровня социального положения граждан РФ. Высокий уровень ожидания от результатов проектов просматривается через призму их бюджетов. По словам В.В. Путина, у государства есть финансовые ресурсы на то, чтобы повысить благосостояние граждан. При этом не будет всплеска инфляции и нарушения баланса финансов.
Одним из важных направлений социальной политики является поддержка семей. Демографические показатели падают – снижается рождаемость. Россия занимает первое место по территории, но численность населения при этом сокращается. Малое число жителей на такой территории может повлиять на ее целостность. На рубеже 2000-х годов страна смогла преодолеть данную проблему и замедлить уменьшение численности населения. На 2023–2024 гг. стоит задача: обеспечивать семьи и детей всем необходимым сейчас, что значит заботиться о будущем и увеличивать потенциал страны в целом. Дети и их родители получат поддержку, хорошее образование. А главное – повысится уровень благосостояния граждан.
Проблема демографии связана и с бедностью. 19 лет назад за ее чертой находилось 40 миллионов человек, сейчас – в два раза меньше. Причем данные официальные, а на деле же число тех, кто ежедневно экономит на необходимом: еде, одежде и лекарствах, – больше. Государство помогает найти работу, повысить квалификацию, предоставляет немалые средства на организацию хозяйства. Такой социальный контракт за пять лет сможет помочь 9 млн человек. Голодающих по непредвиденным обстоятельствам в стране много. Кто-то потерял работу, заболел, а долги платить надо.
«Ипотечные каникулы» позволили бы отсрочить выплату и сохранить единственное жилье. Но проект «Демография» требует финансовой доработки. Проект коснется всех регионов, включая самые отдаленные территории. Но, как отметил президент РФ, важно не только обеспечить охват, но и добиться адресности. Необходимо разобраться в проблеме каждой семьи и каждого обратившегося за помощью гражданина.
Умение выслушать и услышать станет главным качеством государственных служащих. Исследователи напоминают недавнюю ситуацию с пенсионерами: проиндексировали пенсии, но прибавки так почти никто и не увидел. Доход части пенсионеров оказался в 2 раза больше прожиточного минимума, и обещанные доплаты не произвели. Ситуацию исправят: государство поднимет пенсию до двух прожиточных минимумов и выплатит обещанное.
При реализации национальных проектов, необходимо учитывать ожидания населения России, их отношение к деятельности государства в сфере социальной политики. По данным социологического исследования, россияне в первую очередь ожидают выполнения проектов, которые касаются их повседневной жизни. Среди самых приоритетных направлений они выделили проекты: «Здравоохранение» (64%), «Образование» (46%), «Жилье и городская среда» (30%). Реже россияне отвечали, что слышали о программах: «Демография» (16%), «Экология» (14%), «Культура» (12%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (11%), «Наука» (11%), «Цифровая экономика» (8%).
Социальные ожидания от нацпроекта «Образование» связаны с повышением финансовой доступности образования (27%) и его качества (24%). 16% призвали отказаться от единого государственного экзамена (ЕГЭ). Каждый десятый (9%) считает, что целесообразно вернуть принципы и подходы советской системы образования (чаще об этом заявляют люди старше 55 лет).
Ожидания от проекта «Жилье и городская среда» в первую очередь связаны с повышением доступности недвижимости, предоставлением льгот отдельным группам населения: молодым семьям, пенсионерам, инвалидам. Также россияне рассчитывают на эффективное решение вопросов, касающихся благоустройства (15%), повышения качества строящегося жилья (6%), снижения цен на услуги ЖКХ (3%).
Следующее важное направление – здравоохранение. За 2019–2020 гг. будут построены 1590 врачебных амбулаторий и фельдшерских пунктов.
Особое место в национальных проектах занимают экологические проблемы. О коммунальных отходах не беспокоился никто и никогда. Мусор перерабатывали на 8–9%, и сейчас этот показатель обещают довести до 60. Строгие природоохранные стандарты коснутся многих сфер. Закон о квотировании промышленных выбросов внесут в весеннюю сессию, он поможет точно фиксировать работу по очистке атмосферы.
Демографические проблемы современной России.
Демографический фактор оказывает существенное влияние на экономику страны. Сохранится тенденция урбанизации РФ – молодежь все чаще будет покидать села и небольшие поселки в стремлении обосноваться в мегаполисах с более высоким уровнем жизни и доходов.
«Демографическая яма», в которой находится РФ в настоящее время несет в себе значительную угрозу для ее экономики. В России снижается рождаемость, в результате происходит естественная убыль населения. Росстат сообщил, что естественная убыль населения в 2019 г. стала самой высокой за последние 11 лет. По прогнозам, всплеска рождаемости в ближайшие 15 лет ждать не стоит. К 2020 г. РФ подошла с такими показателями демографии: население – 146 780 720 человек; плотность народонаселения – 8,6 человек на 1 кв. км; естественная убыль – 2 030 629; естественный прирост – 1 862 143; миграционный прирост – 228 556 (преимущественно за счет граждан Таджикистана, Казахстана и Украины); средний возраст жителей – 38,7 года; гендерное соотношение: представителей мужского пола примерно на 10 млн меньше, чем женского; продолжительность жизни мужчин – 59,8 года; продолжительность жизни женщин – 73,2 года.
Такое падение рождаемости сложилось из-за того, что сейчас значительная часть в детородном возрасте – это те, кто родился после распада СССР, в 1993 г. и позже. То есть как раз в те годы, когда наблюдались наименьшие показатели рождаемости. Они сменяют более многочисленное поколение 1980-х годов. Ситуация была бы иной, если вновь создаваемые семьи стали бы многодетными, но это нереально. Во-первых, современные россияне в среднем вступают в брак и рожают детей гораздо позже, чем старшее поколение. Во-вторых, в стране остро стоит вопрос разводов. Фактически разводами через год, два, три после регистрации заканчивается большинство браков. И хотя в России заключенных браков все же больше, чем расторгнутых, разница между этими показателями каждый год снижается. Распад семей, как известно, ведет к снижению рождаемости.
Наши сограждане – те, кто родились в 50-х и начале 60-х годов, – постепенно уходят на пенсию, т.е. выходят из категории трудоспособного населения. А значит, число трудоспособных уменьшается, а число пенсионеров, которым нужно платить пенсию, растет. Поэтому ожидаются связанные с демографическим кризисом качественные изменения социальной структуры общества. В России одной из причин, сдерживающих рост экономики, является уменьшение доли трудоспособного населения.
Эксперты Всемирного банка отметили, что кризис в пенсионном обеспечении можно преодолеть лишь повышением возраста выхода на пенсию, что и было сделано в январе 2019 г., когда вступил в силу закон, согласно которому началось увеличение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Число официально занятых в стране постоянно падает, а количество пенсионеров неуклонно растет. Такими темпами государство могло прийти к ситуации, когда через 20 лет число вышедших на пенсию превысило бы количество рождающихся детей. Да и сейчас можно говорить о том, что значительная часть поступлений в бюджет страны в дальнейшем идет на социальные выплаты, в том числе – пенсионные. И если ситуация не изменится, в России может наступить экономический кризис, связанный с дефицитом рабочей силы. Предстоящие демографические изменения неизбежно будут иметь многочисленные социальные и экономические последствия: смещение структуры спроса из-за изменения возрастной структуры населения.
С увеличением длительности жизни увеличивается потребность в услугах здравоохранения, а наиболее пожилым часто требуется дополнительная социальная опека.
Но наиболее важное – это не увеличение пенсионного возраста, а повышение рождаемости. Чтобы в России в будущем появились новые рабочие руки, нужно обеспечить в ближайшие годы хотя бы простое воспроизводство населения. Создается якобы тупиковая ситуация: до тех пор, пока не повысится уровень доходов и размер пособий на детей, рождаемость не увеличится. А без увеличения рождаемости невозможен рост доходов и пособий.
Но существует и другая точка зрения: низкая рождаемость почти никогда не связана с экономическими причинами, что подтверждают и специалисты, профессионально занимающиеся вопросами демографии.
Снижение рождаемости обусловлено духовными, психологическими, культурными, но никак не экономическими причинами. Любая развивающаяся экономическая система рассчитана на рост населения, если этого не происходит, то такая экономика не развивается, а если численность рабочей силы уменьшается, то и экономика страны не развивается по всем показателям. Эта проблема касается всех развитых стран мира. Поэтому государству необходимо искать пути решения вопроса низкой рождаемости и большой смертности населения. Демографическая политика России должна быть направлена на увеличение продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, регулирование внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Приоритеты государственной политики в посланиях Президента России Федеральному собранию.
Начало практике ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию было положено в 1994 г. В каждом из выступлений подводились краткие итоги уходящего года и осуществлялись прогнозы относительно будущего страны. Структура ежегодных посланий традиционно выстраивается по линии: прошлое – настоящее – будущее. Их можно охарактеризовать как форму взаимодействия президента с законодательной властью в лице Федерального собрания РФ. Заявленные президентские инициативы имеют первоочередное значение при составлении плана законопроектных работ, но «адресат» посланий видится гораздо шире, поскольку направлены они, по сути, всему многонациональному народу России. На церемонию оглашения посланий приглашаются главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы региональных общественных палат, руководители СМИ.
Послания Президента РФ имеют важнейшее политико-правовое значение, поскольку относятся к документам стратегического планирования и создают предпосылки для появления новых правовых норм в законах и подзаконных актах. Во-первых, президент обладает правом законодательной инициативы, а также осуществляет нормативное регулирование общественных отношений посредством указов. Во-вторых, палаты парламента в рамках собственной законодательной деятельности могут поднять вопрос о принятии федеральных законов, внесении в них изменений и дополнений по итогам послания Президента.
В-третьих, распространенной становится такая форма государственно-управленческой деятельности Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, как реализация поручений по итогам послания Президента России. Наконец, выполнение поставленных в послании задач можно отследить, например, с помощью механизма общественного контроля.
С 2012 г. в стране стали реализовываться «майские указы», получившие свое название исходя из месяца их принятия. В целом они представляют собой ключевые положения с начала предвыборной программы, а затем курса государственной политики избранного Президента РФ В.В. Путина. В день инаугурации 7 мая 2012 г. он подписал ряд указов, в которых были обозначены основные направления социально-экономического развития страны до 2020 г.
Национальные проекты стали эффективной формой реализации государственной политики в социально-экономической сфере. В настоящее время они определены президентом в «майском указе» 2019 г. – «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В их числе: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; производительность труда и поддержка занятости; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, а также другие приоритетные направления. Для выработки механизмов и ресурсного обеспечения достижения национальных целей был принят ряд официальных документов. Среди них приоритетные проекты: «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и др. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 г., как документы стратегического планирования, сосредоточены на выполнении данного указа, а также Послания Президента РФ Федеральному собранию.
Ежегодные послания Президента являются основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России. Поэтому тематические блоки, связанные с социальной сферой и экономикой страны, являются в посланиях традиционными. Содержательный анализ текстов посланий Президента РФ за несколько последних лет указывает на активное включение тематики прав человека, а также создаваемых государством условий для их реализации в систему государственного целеполагания, стратегического планирования, целевого программирования и принятия важнейших политических решений. Действующий президент России проводит последовательную политику консолидации российского общества на основе традиционных ценностей. Посредством консолидации общества понятие человеческого капитала приобретает выраженный социальный смысл, что позволяет говорить о развитии социального капитала, основанного на конструктивном взаимодействии гражданского общества с государством.
Основные тезисы послания Президента Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года.
В послании Президента Федеральному собранию от 21 февраля 2023 года значительная часть выступления уделена внешнеполитической ситуации, связанной со спецоперацией на Украине.
- для обеспечения безопасности страны, защиты людей, ликвидации угрозы от украинского неонацистского режима Россией была начата специальная военная операция;
- Владимир Путин предложил создать в стране специальный государственный фонд для оказания адресной помощи семьям погибших бойцов и ветеранам специальной военной операции;
- все участники специальной военной операции, как мобилизованные, так и добровольцы, должны иметь возможность отдохнуть и навестить свои семьи. Президент РФ поручил установить регулярный отпуск на 14 дней для участников СВО;
- программа социальной газификации в России для граждан будет действовать на постоянной основе. Также принято решение распространить её на социальные объекты;
- рейтинг безработицы на историческом минимуме — 3.7%;
- Путин предложил ввести страховую гарантию добровольных пенсионных накоплений. Также он поручил застраховать долгосрочные сбережения граждан;
- президентские выборы в 2024 году состоятся в строгом соответствии с законом и соблюдением всех демократических процедур;
- Путин анонсировал рост минимального размера оплаты труда на 18,5%. Новый показатель составит 19 242 рубля;
- президент страны поручил правительству определить резервы для расширения программы жилищных сертификатов для молодых учёных;
- Россия может вернуться к традиционной системе подготовки в вузах со сроком обучения от четырёх до шести лет и с возможностью продолжить обучение в магистратуре и ординатуре;
- Путин заявил, что бизнес в стране должен работать только в российской юрисдикции. Ряд норм уголовного законодательства в экономических составах должен быть пересмотрен;
- Путин поручил представить предложения по развитию прямой поддержки лучших управленческих команд и практик в муниципалитетах;
- Россия приостанавливает своё участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях. Путин подчеркнул, что Россия не выходит из договора, а именно приостанавливает;
- Минобороны России и Росатом должны обеспечить готовность к испытанию российского ядерного оружия.
Домашнее задание:
На основании
предложенного дидактического материала составить в рабочих тетрадях развёрнутый план по изучаемым вопросам учебного занятия. На каждой странице написать свою фамилию, имя, номер группы. Фото прикрепить к отчёту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапеВ теме рассматриваются такие вопросы как : проблемы развития Российской Федерации на современном этапе; перспективные напр...
Лекция по Истории России 2 курс "СССР в 1945-1953 годах Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945-1953 годах"
Цель: повторить основные события экономического, политического, социального развития СССР, обобщить и систематизировать знания о развитии нашей страны в период с 1945 по 1953 г.г. Задачи: п...
Лекция по истории России 2 курс " «Застой» (1964-1984 гг.) Развитие СССР и его место в мире в конце 1960- начале 1980 годов."
Цель: противоречивость общественно-политической жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг., сущность процессов «застоя» в политике....
Лекция по истории России 2 курс " Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Внешняя политика СССР конца 1960-х – первой половины 1980-х гг."
Цель: познакомить учащихся с особенностями политического развития СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в.;способствовать развитию аналитического мышления обучающихся, навыков составления ...
Лекция по истории России 2 курс "Постсоветское пространство 1990-е годы XX века. Современная Россия: 1991-2022 гг."
Цель: формирование у обучающихся устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и...
Лекция по истории России 2 курс "Постсоветское пространство 1990-е годы XX века. Современная Россия: 1991-2022 гг."
Цель: формирование у обучающихся устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и...
Лекция по истории России 2 курс "Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке, экономике."
Цель: переход государства на новый уровень конкурентоспособности национальной продукции, постепенное внедрение инноваций во все области деятельности.Задачи: формировать инновационную культуру в общест...