Практические занятия по ОУД.02 Литература
методическая разработка

Калабаева Мария Ивановна

     Составлены на основе требований ФГОС СОО с учетом требований ФГОС СПО и примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия

«Атяшевский аграрный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических работ

по дисциплине ОУД.02  Литература

2024

     Составлены на основе требований ФГОС СОО с учетом требований ФГОС СПО и примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»

Разработчик : Калабаева М.И., преподаватель общеобразовательных дисциплин

Практическое занятие № 1

(2 часа)

1.

Тема занятия

Тема 1.1.  А. С. Пушкин как национальный гений и символ.

2.

Содержание темы

Пушкин – национальный поэт. Основные темы лирики. Чтение и анализ стихотворений А. С. Пушкина: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю»,  «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»,  «Пророк», «Поэту», «Поэт»,  «Осень», «Когда по улицам задумчив я брожу…».  Пушкин и герои его произведений в музыке, живописи, театре, кино. Работа с информационными ресурсами: подготовка в группах сообщений различного формата.

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Почему Пушкина считают национальным поэтом?»

или

Подготовьте сообщение «Пушкин и герои его произведений в музыке, живописи, театре, кино».

2.Прочитайте рекомендованные стихотворения А. С. Пушкина, подготовьте наизусть одно стихотворение по выбору и проанализируйте его.

Практическое занятие № 2

(2 часа)

1.

Тема занятия

Тема 1.2. Тема одиночества человека в творчестве М. Ю. Лермонтова.

2.

Содержание темы

Основные темы поэзии М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Чтение и анализ стихотворений М. Лермонтова: «Дума»,  «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»),  «Молитва» («В минуту жизни трудную…»),  «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»),  «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик»,  «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…», «Одиночество»,  «Мой Демон», «Когда волнуется желтеющая …», «Я не унижусь пред тобой…», «Она не гордой красотой…»,  «Желание», «Пророк», «Воздушный корабль», «Последнее новоселье».

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте рекомендованные стихотворения М. Ю. Лермонтова, подготовьте наизусть одно стихотворение по выбору и проанализируйте его.

2. Подготовьте письменный ответ на вопрос: «Чем вас привлекает лирический герой поэзии Лермонтова?».

Практическое занятие № 3

(2 часа)

Профессионально-ориентированное содержание

1.

Тема занятия

«Дело мастера боится»

2.

Содержание темы

«Что значит быть мастером своего дела?» Анализ высказываний писателей о мастерстве; групповая работа с информационными ресурсами: поиск информации о мастерах своего дела (в избранной профессии), подготовка сообщений. Участие в дискуссии «Что значит быть мастером своего дела?»

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09,

ПК 5.6.

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6

Цели

1) обогащение представления о выбранной профессии/специальности; знакомство с иллюстрированными специализированными журналами по профессии/специальности и способами работы с разного вида журнальным материалом и материалом из других источников;

2) формирование основ саморазвития в соответствии с общечеловеческими ценностями, готовности и способности к самостоятельной профессиональной деятельности;

3) совершенствование навыков аналитической работы с разного вида журнальными и газетными материалами; развитие умений разделять информацию на основную и дополнительную, анализировать, делать ее обзор, строить устное высказывание-описание своей будущей профессии; общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

7.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

8.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Чтение высказываний о профессиональном мастерстве:

1) «Одно из самых захватывающих зрелищ на свете — смотреть, как работает Мастер, и не суть важно, чем именно он занимается. Пишет картину, рубит мясо, чистит ботинки — не имеет значения. Когда человек выполняет дело, ради которого родился на свет, он великолепен».  (Борис Акунин)

2) «Как будто грамотность только в том, чтобы знать буквы алфавита и уметь что-нибудь прочитать и что-нибудь нацарапать на бумаге. Ведь было полно умельцев, мастеров своего дела. Разве столяр-краснодеревшик, изучивший все тонкости дерева, разве чеканщик по серебру, разве плотник, умевший срубить Кижи, разве пчеловод, изучивший все повадки пчел, разве иконописец, овладевший мастерством живописи, разве травник (травница), проникший в тайны трав, разве даже печник или горшечник, один из них складывающий печи с прекрасной тягой и прекрасно удерживающие тепло, а другой обжигающий горшки со звоном почти что фарфора, — разве все они были безграмотны в своем деле, если они были мастера высокого класса?»

(В. Солоухин)

3) Да, виден мастер даже в пустяке,

И мерка для него ― хороший вкус.

(В. Меркурьева)

2.Беседа по вопросам:

- Как вы понимаете высказывания?

 - Почему «мастер виден даже в пустяке»?

- Что общего в трех разных высказываниях о мастерстве?

- Чем отличаются эти высказывания по     стилистической окраске, сообщаемой информации?

- Каким видится мастер и мастерство в этих цитатах?

3. Групповая работа с информационными ресурсами:

- Найдите информацию и подготовьте сообщения разного формата: видеороликов, текстов разных жанров и др. – о выдающихся людях, достигших высоких результатов и мастерства в избранной профессии, и о способах мемориализации (сохранения памяти о них): памятники, музеи, мемориальные доски, топонимы и названия в честь них, фильмы, книги о них и др.)

4. Дискуссия «Что значит быть мастером своего дела?»

-  Кто такой мастер?

- Какие качества / условия необходимы, чтобы стать мастером своего дела?

- Кого называют «ремесленником» и почему (два значения слова)?

- Есть ли разница между крепким профессионалом и мастером своего дела, если есть, то в чем она заключается?

- Всегда ли требуется быть истинным мастером или для решения конкретных профессиональных задач иногда достаточно быть хорошим «ремесленником»?

- Всегда ли «талантливый человек талантлив во всем»?

- На кого из представленных мастеров дела, хотелось бы равняться?

5.Сформулируйте и запишите свою «формулу мастерства» (что каждому из вас поможет стать мастером своего дела). Презентуйте ее.

6.Составьте развернутый ответ на вопрос: «Как я вижу    траекторию своего профессионального развития?»

Практическое занятие № 4

(2 часа)

1.

Тема занятия

2.1. Драматургия А.Н. Островского в театре. Судьба женщины в XIX веке и ее отражение в драмах А. Н. Островского (1823—1886).

2.

Содержание темы

Подготовка информационной заметки о положении женщины мещанского сословия в обществе в середине 19 века (воспитание, доступ к образованию, работе, социальные роли и др.) в связи с судьбой героини пьесы Катерины («Гроза»)

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка письменных работ, письменная работа

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовьте информационную заметку о положении женщины мещанского сословия в обществе в середине 19 века (воспитание, доступ к образованию, работе, социальные роли и др.) и проанализируйте, насколько судьба героини пьесы Катерины («Гроза») типична и вписывается в этот контекст. Результаты представьте в виде текста информационной заметки или презентации.

или

2. Прочитайте избранные эпизоды пьесы и подготовьте информационную заметку о случившемся с Катериной «Происшествие в Калинове», в которой отражены только происходившие события.

Практическое занятие № 5

(2 часа)

1.

Тема занятия

2.2. Илья Ильич Обломов как вневременной тип и одна из граней национального характера

2.

Содержание темы

Работа с избранными эпизодами из романа (чтение и обсуждение). Составить словарик непонятных и устаревших слов. Составить «Портрет Ильи Ильича Обломова в интерьере» по описанию в романе и своим впечатлениям, (реализация на выбор ученика: текстовое /цитатное описание). Сочинение «Что от Обломова есть во мне?»

Типы занятия

практическое

3.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

4.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

Индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы.

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте избранные эпизоды из романа. Составьте «Портрет Ильи Ильича Обломова в интерьере» по описанию в романе и своим впечатлениям (текстовое /цитатное описание)

или

2. Напишите сочинение «Что от Обломова есть во мне?»

Практическое занятие № 6

(2 часа)

1.

Тема занятия

2.3. Новый герой, «отрицающий всё», в романе И. С. Тургенева (1818 — 1883) «Отцы и дети»

2.

Содержание темы

Творческая история, смысл названия. «Отцы» (Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы) и молодое поколение, специфика конфликта. Вечные темы в спорах «отцов и детей». Нигилизм и нигилисты.

Составление цитатных портретов Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Устная характеристика персонажей. Устный ответ на вопросы: «Почему Базарова можно назвать нигилистом? Насколько актуален конфликт поколений для разных эпох и какие вопросы чаще других вызывают разногласия в спорах отцов и детей? Какие «вечные темы» становятся предметом спора Павла Петровича и Базарова?».

Письменная работа по роману «Отцы и дети»: «Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?» или  «Проблема отцов и детей в романе».

Типы занятия

Практическое

3.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

Индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы.

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Составьте цитатные портреты Базарова и Павла Петровича с опорой на текст, найдя в тексте описание внешности Базарова, описание Павла Петровича; затем дайте характеристику каждому персонажу своими словами и объясните, в чем проявляется противопоставление двух персонажей, на какие детали обращает внимание читателя автор?

2. Ответьте на вопросы: Почему Базарова можно назвать нигилистом? Насколько актуален конфликт поколений для разных эпох и какие вопросы чаще других вызывают разногласия в спорах отцов и детей? Какие «вечные темы» становятся предметом спора Павла Петровича и Базарова? О чем спорят нынешние «отцы и дети», есть ли похожие темы в их дискуссиях? Чья позиция вам ближе и почему?

3. Письменная работа по роману «Отцы и дети»: «Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?» или  «Проблема отцов и детей в романе».

Практическое занятие № 7

(2 часа)

Профессионально-ориентированное содержание

1.

Тема занятия

«Ты профессией астронома метростроевца не удивишь!..» (М. Светлов)

2.

Содержание темы

Стереотипы, связанные с той или иной профессией, представления о будущей профессии. Социальный рейтинг и социальная значимость получаемой профессии, представления о ее востребованности и престижности (по материалам СМИ, электронным источникам, свидетельствам профессионалов отрасли); правда и заблуждения, связанные с восприятием получаемой профессии. Подготовка сообщений разного формата о стереотипах, заблуждениях, неверных представлениях, связанных в обществе с получаемой профессией и ее социальной значимостью.

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09,

ПК 5.6.

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6

Цели

1) способствовать расширению кругозора учащихся и формирование у них критического отношения к социальным стереотипам о разных профессиях;

2) совершенствование умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

3) развитие навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

4) совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

7.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

8.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Демонстрация слайдов с фото победителей Всероссийского чемпионата по разным профессиям и беседа по вопросам:

- Как вы представляете себе будущую профессию и ее общественную значимость?

- Какие стереотипные высказывания (как негативные, так и позитивные) о разных профессиях вам известны?

- Как складывается стереотипия восприятия тех или иных профессий?

2.Чтение и анализ эпизодов из романа А. Гончарова «Обломов» (гл. 5, ч. 1).

3.Составление текста (в любом формате) в духе «ожидания/реальность»: «Как вы себе представляли обучение по профессии и каким оно оказалось на деле?»

4.Подготовить сообщение «Верные и неверные представления о моей профессии?»

 5. Дискуссия «Как люди моей профессии меняют мир к лучшему?»

- Что значит «менять мир к лучшему?»

- Какие практические дела могут менять окружающий мир к лучшему?

- Как работа по профессии может способствовать изменению мира к лучшему?

- Как я себе представляю свою будущую профессиональную деятельность и ее значение в жизни общества?

6. Составьте письменное слово в защиту своей профессии, озаглавьте текст.

https://ok.ru/avega.tour/topic/68818213639498 

Практическое занятие № 8

(2 часа)

1.

Тема занятия

2.5. Человек и его выбор в кризисной ситуации в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2.

Содержание темы

Работа с избранными эпизодами из романа «Преступление и наказание» (чтение и обсуждение). Работа в малых группах (задания по выбору): подготовка материала о биографии Ф.М. Достоевского в виде ленты времени / презентации / видеоролика, соотнесите факты личной биографии с художественным творчеством писателя; написание текста-исследования «Почему Раскольников убивает?» (В. Набоков) или текста-опровержения теории Раскольникова.

3.

Типы занятия

Практическое

4.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная; групповая, индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы.

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте избранные эпизоды из романа «Преступление и наказание».

2. Объединитесь в малые группы и выполните одно из заданий (по выбору):

2.1. Подготовьте материал о биографии Ф.М. Достоевского в виде ленты времени / презентации / видеоролика, соотнесите факты личной биографии с художественным творчеством писателя.

2.2. Прочитайте диалог Раскольникова с Порфирием Петровичем о его теории («статейке в газете») и эпизод со сном Раскольникова на каторге (о трихинах) и ответьте на вопрос, почему сон можно считать логическим завершением его теории; сравните теорию Раскольникова и признаки фашизма из статьи «Вечный фашизм» Умберто Эко, выделите общие признаки.

3. Напишите текст-исследование, отвечающий на вопрос «Почему Раскольников убивает?» (В. Набоков) или текст- опровержение теории Раскольникова, приведите не менее двух аргументов против нее.

Практическое занятие № 9

(2 часа)

     

1.

Тема занятия

2.6. Человек в поиске правды и любви в творчестве Л. Н. Толстого (1828—1910)

2.

Содержание темы

 Работа с избранными эпизодами из «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого и рассказа «Люцерн» (чтение и обсуждение). Подготовка материала о биографии Л.Н. Толстого в виде ленты времени / презентации / видеоролика. Работа с инфоресурсами: подготовка презентации / видеоролика (по выбору) об истории создания романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого. Написание эссе о любимом герое из романа «Война и мир». 

3.

Типы занятия

Практическое

4.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная; групповая, индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Прочитайте избранные эпизоды из «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого и рассказа «Люцерн» и ответьте на вопросы: Что такое доброта и сопереживание? Зачем нужны любовь к ближнему и сопереживание в жизни отдельного человека и общества в целом? Если бы вам нужно было дать определение слову «гуманизм» с опорой на текст толстовских рассказов, какие примеры из них вы бы привели, иллюстрируя это понятие?

2. Объединитесь в малые группы и выполните одно из заданий (по выбору):

2.1. Подготовьте материал о биографии Л.Н. Толстого в виде ленты времени / презентации / видеоролика и соотнесите факты личной биографии с художественным творчеством писателя.

2.2. Опираясь на дополнительные источники (в том числе электронные), подготовьте презентацию / видеоролик об истории создания романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого.

2.4. Написание эссе о любимом герое из романа «Война и мир». 

Практическое занятие № 10

(2 часа)

Профессионально-ориентированное содержание

1.

Тема занятия

«Каждый должен быть величествен в своем деле»: пути совершенствования в профессии/специальности  

2.

Содержание темы

Обобщение и систематизация знаний о профессиональном мастерстве. Знакомство с профессиональными журналами и информационными ресурсами, посвященными профессиональной деятельности

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09,

ПК 5.6.

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6

Цели

1) обогащение представления о выбранной профессии/специальности; знакомство с иллюстрированными специализированными журналами по профессии/специальности и способами работы с разного вида журнальным материалом и материалом из других источников;

2) формирование основ саморазвитии в соответствии с общечеловеческими ценностями, готовности и способности к самостоятельной профессиональной деятельности;

3) совершенствование навыков аналитической работы с разного вида журнальными и газетными материалами; развитие умений разделять информацию на основную и дополнительную, анализировать, делать ее обзор, строить устное высказывание-описание своей будущей профессии; общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

7.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

8.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Работа с эпиграфами:

1). Мир стареет  в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера –

на плечах  эту землю держат

и несут на себе мастера! (Р. Рождественский)

2). Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других. (Словарь парадоксальных определений)

2.Беседа по вопросам:

– Можно ли сказать, что поэт определил профессиональную высоту, к которой должен стремиться каждый работающий человек? Обоснуйте свое мнение.

– Согласны ли вы с определением слова мастер? Можно ли принять этот парадокс в истолковании значения слова мастер?

 – Что нужно для того, чтобы человеку любой профессии/ специальности стать мастером, быть «величественным в своем деле»? Дайте развернутый ответ.

3.Представление сообщений о будущей профессии/специальности (на основе материалов из разных источников). Работа организуется по плану:

-   Представление статей (автор; название; где была напечатана; тема).

-  Что нового узнали о профессии/специальности?

♦ положительные сведения;

♦ негативные сведения.

4. Подготовьте сообщение о специализированных журналах по профессии/специальности:

– Назначение специализированных журналов по профессии/ специальности...

– Рубрикация.

– Материалы в них для молодых специалистов

5.Создание устного высказывания-рассуждения «Зачем нужно регулярно просматривать специализированный журнал …»

6.Напишите аннотацию специализированного журнала.

Практическое занятие № 11

(2 часа)

1.

Тема занятия

Тема 2.7. Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.

2.

Содержание темы

Чтение и анализ стихотворений; подготовка сообщения / презентации / ролика о тех поэтических текстах Н.А. Некрасова, которые впоследствии стали народными песнями. Работа с инфоресурсами: сообщение о легендарном сюжете об атамане Кудеяре в фольклоре и его воплощении в поэме Некрасова. Наизусть стихотворение (по выбору) и устный анализ.

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Групповая, в парах, индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте рекомендованные стихотворения.

2. Объединитесь в малые группы или парами и выполните одно из заданий (по выбору):

2.1. Запишите аудио-/ видеоролик с выразительным исполнением стихотворений / литературно-музыкальной композицией на стихи поэта.

2.2. Опираясь на дополнительные источники (в том числе электронные), подготовьте сообщение / презентацию / ролик (по выбору) о тех поэтических текстах Н.А. Некрасова, которые впоследствии стали народными песнями, ответив на вопрос, почему его тексты легко превращаются в песни.

2.3. Чтение и анализ стихотворений: образы крестьянского труда и крестьян у Некрасова, образы русского сельского пейзажа в стихах.

2.4. Дополнительно: подготовка сообщений о жизни Н. А. Некрасова.

3. Выучите наизусть стихотворение Н. А. Некрасова (по выбору из предложенного списка) и устно проанализируйте его.

Практическое занятие № 12

(2 часа)

1.

Тема занятия

Тема 2.8. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев и А.А. Фет

2.

Содержание темы

Основные темы и художественное своеобразие лирики Тютчева и Фета. Чтение и анализ стихотворений; подбор иллюстративного материала. Наизусть стихотворение (по выбору) и его анализ.

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте рекомендованные стихотворения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, подготовьте наизусть одно стихотворение по выбору и проанализируйте его.

2. Учитывая доминирующие темы и образы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, подберите иллюстрации к выбранным вами стихотворениям каждого и устно  обоснуйте свой выбор и характер иллюстраций особенностями поэзии каждого.

Практическое занятие № 13

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 2.9. Проблема ответственности человека за свою судьбу и судьбы близких ему людей в рассказах А.П. Чехова.

2.

Содержание темы

Малая проза А.П. Чехова. «Дом с мезонином». «Рассказ старшего садовника». Человек и общество. Психологизм прозы Чехова: лаконичность повествования и скрытый лиризм. Пьеса «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга: своеобразие конфликта и системы персонажей, акцент на внутренней жизни персонажей, нарушение жанровых рамок.  Речевые и портретные характеристики персонажей. Дискуссия «Как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?».

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемы образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная; групповая, индивидуальная

6.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Прочитайте рассказ «Дом с мезонином» и биографию А.П. Чехова в учебнике и дополнительных источниках, затем с опорой на сведения из биографии Чехова подготовьтесь к участию в дискуссии «На чьей стороне автор?» и ответьте на вопрос, что можно найти общего между героиней рассказа Лидой и самим писателем? Почему Лида раздражается на «господина-пейзажиста»? Что происходит в финале рассказа с рассказчиком? Можно ли назвать деятельность Лиды бессмысленной, исходя из финала рассказа?

Вопрос для дискуссии: Как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?

2. Групповые задания:

- Инсценируйте одно из явлений, эпизодов, действий (по выбору) пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

или

- Подготовьте сообщения о героях пьесы «Вишневый сад».

Практическое занятие № 14

(2 часа)

Профессионально-ориентированное содержание

1.

Тема занятия

Как написать резюме, чтобы найти хорошую работу  

2.

Содержание темы

Роль профессии в положении человека в социуме. Отличие нормативных документов от видов текстов (сопоставление фрагмента из художественного текста и официальных документов). Понятие о резюме. Резюме как описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Цель резюме.  Структура резюме. Резюме действительное и резюме проектное. Работа с образцовым документом резюме. Составление своего действительного резюме  (по аналогии с образцовым текстом).

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09,

ПК 5.6.

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6

Цели

1) формирование умения написания резюме, умения  презентовать себя в резюме, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда;

2) совершенствование навыков аналитической работы с разными видами нормативных документов;

3)формирование основ саморазвития в соответствии с общечеловеческими ценностями, готовности и способности к самостоятельной профессиональной деятельности;

7.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

8.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Беседа по вопросам и составление тезисов беседы:

- Что такое резюме?

- Какова цель написания резюме?

- Какова структура резюме?

- Как презентовать себя в резюме?

2.Напишите резюме для первой работы по своей специальности без опыта работы.

Практическое занятие № 15

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 3.3. Герои М. Горького в поисках смысла жизни

2

Содержание темы

Рассказ «Старуха Изергиль». Противопоставление героя-индивидуалиста и героя-альтруиста.

Пьеса «На дне». Старик Лука и его жизненная философия. Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их трагическая конфронтация. Чтение по ролям фрагментов пьесы.

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная; групповая, индивидуальная, в паре

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1.Чтение и анализ эпизодов из «Старухи Изергиль».

2.Сравните образы Ларры и Данко. Результаты представьте в таблице.

3.Напишите эссе «В чем величие и бессмысленность жертвы Данко?»

4. Подготовьте чтение по ролям эпизода пьесы «Спор о человеке». Ответьте устно на вопрос: «Что лучше: горькая правда или утешительная ложь?»

Практическое занятие № 16

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 3.7. Драматизм судьбы поэта. С. А. Есенин

2

Содержание темы

Родина в творчестве С. Есенина. Образ родной деревни, ее судьба в ранней и поздней лирике поэта. Посвящение матери. Особая связь природы и человека. Любовная тема. Работа с поэтическими произведениями С. Есенина: выразительное чтение, чтение наизусть, анализ стихотворений. «Гой ты, Русь моя родная!», «Тебе одной плету венок…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Неуютная жидкая лунность…»; «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Письмо к матери»; «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова»; «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1. Чтение наизусть стихотворения Есенина (по выбору из предложенного списка).

2. Проанализируйте стихотворения Есенина разных лет о Родине («Тебе одной плету венок…», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Неуютная жидкая лунность…»).  

3. Прочитайте стихи С. Есенина и ответьте на вопросы:

- «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Докажите, что лирический герой прощается со своей любовью?

- «Заметался пожар голубой…». О каких поступках в своей жизни сожалеет лирический герой? К чему он готов во имя любви? Какие черты облика возлюбленной ему особенно дороги?

-  «Собаке Качалова». В чем особенность изображения любовного чувства в стихотворении?

5. Подготовьте устный развернутый ответ на вопрос «В чем красота и притягательность поэзии С. Есенина?»

Практическое занятие № 17

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 4.2. Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар»

2

Содержание темы

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899–1951) Составьте конспект мини-лекции преподавателя «Повесть «Усомнившийся Макар»: повесть как акт гражданского мужества писателя, смысл названия произведения, мотив странствия как способ раскрытия идеи повести. Анализ ключевых эпизодов повести. Работа над характеристикой героя как «сокровенного человека» (развитие понятия). Лингвистический анализ фрагментов повести с целью наблюдения над стилем и языком А. Платонова.

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная,  индивидуальная

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1.Составьте конспект мини-лекции преподавателя «Повесть «Усомнившийся Макар»: повесть как акт гражданского мужества писателя, смысл названия произведения, мотив странствия как способ раскрытия идеи повести.

2.Чтение и анализ эпизодов из повести.

3.Подготовьте характеристику героя в виде текста или цитат.  

Практическое занятие № 18

(2 часа)

Профессионально-ориентированное содержание

1.

Тема занятия

«Вроде просто найти и расставить слова»: стихи для людей моей профессии/специальности  

2.

Содержание темы

Роль поэзии в жизни человека любой профессии. Общение с поэзией как способ эстетического обогащения своей духовной сферы, постижения общечеловеческих ценностей, развитие способности к творческой деятельности. Участие в деловой игре «В издательстве», в процессе которой составляется мини-сборник стихов поэтов серебряного века для определенной аудитории – своих сверстников, людей «своей» профессии. Написание аннотации к сборнику

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09,

ПК 5.6.

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6

Цели

1) обогащение представления о лирике серебряного века; побуждение к чтению стихотворений поэтов разных литературных направлений с целью отбора текстов для сборника стихов;

2) формирование основ саморазвития в соответствии с общечеловеческими ценностями, готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности; 3) совершенствование навыков аналитической работы с поэтическим текстом; развитие умений анализировать, создавать письменное высказывание в заданном жанре (аннотация), понимание роли поэзии в жизни человека любой профессии; общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности.

7.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

8.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Работа с эпиграфами:

1)Лежит на ладони Серебряный век,

Изыскано-чопорен рифмы побег.

Кто горлышко тонко отлил соловьям? (Е. Пчелкина).

2)Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. (О. Мандельштам).

2. Беседа по вопроса:

– Как вы понимаете смысл первого эпиграфа? Как оценивает поэтесса творчество своих предшественников?

 – Как определяет значение поэзии серебряного века один из того же поколения стихотворцев – О. Мандельштам?

–  Характеристика Мандельштама не может ни у кого вызвать сомнений. Это действительно поэты на века. Их хочется читать… Взять в руки томик и читать… А в этом томике – стихи, близкие по настроению и даже по жизненным устремлениям…  Есть ли такой единственный сборник, который бы отвечал чаяниям всех и каждого: и молодого человека и не очень, и физика и лирика?

3. Групповая работа. Деловая игра «В издательстве» (составление сборника стихов поэтов серебряного века для определенной аудитории – своих сверстников, выбравших ту же профессию).  Презентация сборников.

4.Знакомство с «правилами» создания одного из вариантов аннотации к поэтическому сборнику:

– Что такое аннотация, например, к сборнику стихов? Каково ее назначение в книге?

–  Познакомьтесь с аннотациями к нескольким книгам.

– Составьте аннотацию к «своему» сборнику стихов поэтов серебряного века. Можно опираться на следующие вопросы:

♦ О чем книга? Что составляет ее содержание? (постарайтесь кратко ответить на этот вопрос: в 2-3 предложениях).

♦ Кому рекомендуется читать ее?

5.Написание публицистического эссе «Читайте стихи!» с последующим размещением его в социальных сетях. Цель отзыва – побудить своих ровесников, людей одной профессии к чтению лирики.

Практическое занятие № 19

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 4.5.  М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».

2

Содержание темы

Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Составление конспекта мини-лекции преподавателя: роман-эпопея «Тихий Дон» - история создания, смысл названия, жанр произведения,   герои романа-эпопеи о всенародной трагедии. Работа с эпизодами из выбранных глав. Семья Мелеховых. Образ Григория Мелехова. Герой в поисках своего пути среди «хода истории». Финал романа-эпопеи.

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная,  групповая, индивидуальная

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1. Составьте конспект мини-лекции преподавателя: роман-эпопея «Тихий Дон» - история создания, смысл названия, жанр произведения,   герои романа-эпопеи о всенародной трагедии.

2. Подготовьте сообщение «Семья Мелеховых» (групповая работа).

3. Подготовьте сообщение «Образ Григория Мелехова (групповая работа).

4. Напишите эссе «Григорий Мелехов в поисках своего пути среди «хода истории» или  анализ эпизода «Финал романа-эпопеи».

        Практическое занятие № 20

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 5.1.  «Дойти до самой сути»: Б. Пастернак.

Исповедальность лирики А. Т. Твардовского

2

Содержание темы

Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). Составление конспекта лекции преподавателя «Тематическое многообразие лирики. Лирический герой поэзии». Чтение и анализ стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Про эти стихи», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво…».

Александр Трифонович Твардовский (1910–1970). Составление конспекта лекции преподавателя «Стихи неслыханной искренности и откровенности». Тема памяти и войны». Чтение и анализ стихотворений: «Дробиться рваный цоколь монумента…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда окончилась война…».

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

 1.Составление конспекта лекции преподавателя «Тематическое многообразие лирики Б. Пастернака. Лирический герой поэзии».

2. Чтение и анализ стихотворений Б. Пастернака.

3. Составление конспекта лекции преподавателя «Стихи неслыханной искренности и откровенности». Тема памяти и войны» в лирике А. Твардовского.

4. Чтение и анализ стихотворений А. Твардовского.

5. Наизусть стихотворение А. Твардовского (по выбору из предложенного списка).

        Практическое занятие № 21

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 6.1. Тема Великой Отечественной войны в литературе

2

Содержание темы

Проблема нравственного выбора на войне

В. В. Быков. Повесть «Сотников». Человек в экстремальной ситуации, на пороге смерти. Стремление к самосохранению (Рыбак) – и сохранение человеческого достоинства, духовный подвиг (Сотников). Сравнительная характеристика двух героев, двух выборов. Дискуссия «Что важнее воинский долг или человеческая жизнь?»

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1.Подготовьте анализ ключевых эпизодов из повести В. Быкова «Сотников».

2.Ответьте на вопросы: Похожи ли судьбы Сотникова и Рыбака? Можно ли сказать, что до определенного момента они «шли одной дорогой»? Почему больной Сотников отправился вместе с Рыбаком за продуктами? В какой момент пути героев расходятся? Какова роль эпизода «В семье Демчихи»? Как ведут себя герои в плену? В чем причина падения Рыбака? В чем истоки героизма Сотникова? Как ведет себя во время казни Сотникова Рыбак? Оставляет ли писатель выход для героя?

3. Подготовиться к дискуссии «Что важнее воинский долг или человеческая жизнь?»

4.Напишите сравнительную характеристику «Герои повести В. Быкова «Сотников» в ситуации выбора».

Практическое занятие № 22

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 6.2. Тоталитарная тема в литературе второй половины

ХХ века

2

Содержание темы

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Составление конспекта лекции преподавателя «История создания повести. Лагерный мир в произведении. Образ главного героя». Чтение и анализ эпизодов из повести. Устойчивость и приспособленность   Ивана Денисовича к жутким условиям лагерной жизни. «Счастливый день» в жизни героя. Черты национального характера в образе Шухова

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1.Подготовьте анализ ключевых эпизодов из повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

2.Расскажите о «счастливом» дне Ивана Денисовича.  

3.Напишите развёрнутый ответ на вопрос: «Какие черты национального характера раскрываются в образе Шухова?»

Практическое занятие № 23

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 6.3 Социальная и нравственная проблематика в литературе второй половины ХХ века.

2

Содержание темы

Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015). Повесть «Прощание с Матерой». Народ, его история, его земля в произведении. Образы «старинных старух». Утрата нравственных ценностей молодым поколением.

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1.Подготовьте анализ ключевых эпизодов из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».

2.Подготовьте сообщение «Утрата нравственных ценностей молодым поколением».

3. Подготовьте письменные характеристики героинь повести - «старинных старух».

Практическое занятие № 24

(2 часа)

Профессионально-ориентированное содержание

1.

Тема занятия

«Говори, говори…»: диалог как средство характеристики человека    

2.

Содержание темы

Вербальные средства коммуникации в ситуациях бытового, делового и профессионального общения. Отличие профессионального диалога от делового, бытового. Стилистические группы слов. Роль диалога в профессиональной деятельности. Требования к профессиональному диалогу. Создание проблемной ситуации: нужен ли профессиональный диалог? Чтение и анализ диалогов; создание рекомендаций к составлению профессионального диалога; работа (в парах) над созданием «профессионального диалога» (в соответствии с будущей профессией/специальностью) в различных ситуациях: специалист – руководитель», «клиент – специалист», «специалист – специалист»

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09,

ПК 5.6.

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6

Цели

1) обогащение представления о шукшинских героях-«чудиках», всегда «больных» какой-то мыслью, стремящихся делать то, к чему тянется их душа; расширение представлений о способах создания комического, о роль диалогов в рассказах;

2) развитие нравственного самосознания и поведения на основе общечеловеческих ценностей; формирование готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности;

3) развитие умений строить устный диалог в направлении к своей будущей профессиональной деятельности; общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

7.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

8.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Работа с разными цитатами о диалоге:

1)«Умение вести диалог – это талант». (Ф. Стендаль)

2)«Всё в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог». (Е. Макарова)

3)«Диалог – ключ к пониманию – в разговоре…» (А. Кудашева)

2.Выстройте цитаты в определенном порядке (в порядке расширения представления о диалоге), составьте из них характеристику диалога. Мотивируйте свою логику.

3.Беседа по вопросам:

- «Диалог в политике – это прислушивание к другому и поиски компромисса. Диалог в искусстве – любование другим и превращение чужого в своё. Диалог в религии – поиски пути наверх, на высоту, где буква теряет силу», – утверждает философ Г. Померанц. А что такое, по-вашему, диалог в профессии?

– Какую роль он играет в профессиональном общении любого специалиста в разных ситуациях?

4.Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп». Фронтальная беседа:

– Охарактеризуйте тремя словами героя рассказа «Микроскоп» Андрея Ерина.

– Какая мировая проблема волнует героя? Каким образом он решил помочь в ее решении?

- Чтение по ролям эпизода «Разговор Андрея Ерина с сыном» (со слов: «Неделю, наверно, Андрей жил, как во сне» до слов: «Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда будут…»).

–  Какой вопрос волнует героя? Чем вызвана его страсть к «научным исследованиям»?

– Почему его рассуждения о микробах, которые «в кровь пролезли» и сокращают жизнь человека, его стремление «помочь» ученым выглядят чудачеством?

– Слова какой стилистической группы употребляет Ерин, рассуждая о «научной» проблеме? Выделите их маркером. Как это характеризует героя и «дело, которое он задумал»?

5.Составление характеристики профессионального диалога, создание рекомендаций к ведению профессионального диалога.

6.Знакомство с требованиями к профессиональному диалогу.

7.Напишите «профессиональный диалог» (в соответствии с будущей профессией/ специальностью): специалист – руководитель; клиент – специалист; специалист – специалист (по выбору).

        

Практическое занятие № 25

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 7.1 Лирика середины 1960-х годов XX века до начала ХХI века: проблематика и образы.  

2

Содержание темы

Составление конспекта лекции преподавателя: «Развитие традиционных тем русской лирики: тема творчества, тема любви, гражданского служения, тема войны, единство человека и природы».

Иосиф Александрович Бродский (1940–1996). Чтение и анализ стихотворений: «В деревне Бог живет по углам…»,  «Воротишься на родину. Ну что ж», «Стансы», «Postsciptum» («Как жаль, что тем, чем стала для меня…»), «Конец прекрасной эпохи», «Пятая годовщина», «Рождественская звезда». Проблемно-тематическое многообразие лирики поэта. Тема изгнанничества, одиночества, вечной разлуки, тема любви, тема памяти, христианская тема. Философские темы (жизнь и смерть, свобода настоящая и свобода мнимая).

Давид Самуилович Самойлов (Давид Самуилович Кауфман) (1920–1990). Чтение и анализ стихотворений: «Сороковые, роковые…», «Если вычеркнуть войну…»; «Мне снился сон жестокий…»; «Двор моего детства»; «Память». Тематическое разнообразие поэзии.

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная, групповая

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1.Составление конспекта лекции преподавателя: «Развитие традиционных тем русской лирики: тема творчества, тема любви, гражданского служения, тема войны, единство человека и природы».

2.Чтение и анализ стихотворений Бродского и Самойлова.  

3.Подготовить сообщения: «Тема изгнанничества, одиночества, вечной разлуки, тема любви, тема памяти, христианская тема в лирике Бродского». (групповая работа).

4.Наизусть стихотворение (по выбору)

Практическое занятие № 26

(2 часа)

1

Тема занятия

Тема 10.1 Основные тенденции развития зарубежной литературы и «культовые» имена

2

Содержание темы

Составление конспекта лекции «Зарубежная поэзия и драматургия второй половины XIX и XX века». Чтение и анализ стихотворений.

3

Тип занятия

практическое

4

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09

5

Формы организации учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная

6

Типы оценочных мероприятий

Наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

7

Задания для самостоятельного выполнения

1.Составление конспекта лекции преподавателя «Зарубежная поэзия и драматургия второй половины XIX и XX века».

2.Чтение наизусть и анализ стихотворений (по выбору).

Практическое занятие № 27

(2 часа)

Профессионально-ориентированное содержание

1.

Тема занятия

«Прогресс – это форма человеческого существования» : профессии в мире НТП.

2.

Содержание темы

Научно-технический прогресс и человечество. Зависимость цивилизации от современных технологий. Проблемы человека и общества, связанные с научно-техническим прогрессом (рассуждение с опорой на текст). Ответственность ученого за свои научные открытия. Наука – двигатель прогресса. Возможно ли остановить прогресс? Профессии в мире НТП: у всех ли профессий есть будущее. Профессии, «рожденные» НТП в последние десятилетия.

3.

Типы занятия

практическое

4.

Планируемые образовательные результаты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09,

ПК 5.6.

5.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная

6

Цели

1) обогащение представления о научно-техническом прогрессе и его влиянии на жизнь человека, общества; понимание роли художественной литературы, отражающей проблемы, связанные с НТП;

 2) формирование готовности и способности к самостоятельной творческой деятельности;

3) совершенствование навыков аналитической работы с текстом; развитие умений участвовать в дискуссии, создавать  тексты, выражающие понимание проблемы дискуссии и отношение к ней, понимать роль НТП в жизни и деятельности человека любой профессии; общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

7.

Типы оценочных мероприятий

Устный опрос, наблюдение за деятельностью студентов, проверка результатов практической работы

8.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Работ с эпиграфом:

«Уровень моих технических возможностей сейчас настолько высок, что я могу уничтожить Землю». (Никола Тесла)

2.Беседа по вопросам:

– Что вам известно об ученом Никола Тесле?

– Как следует воспринимать слова ученого? С чем они связаны? Попытайтесь истолковать их значение.

– Что вам известно о научно-техническом прогрессе? Поделитесь своим самым общим впечатлением о НТП.

– К каким материалам в процессе web-серфинга вы обращались? Имена каких ученых открыли?

– Какие источники – научно-популярные или энциклопедические – были выбраны вами для составления представления о НТП? Представьте некоторые из них.

– К роли НТП в жизни общества вы обращались и ранее, при изучении зарубежной литературы. Вспомните произведения, имя писателя.

– Почему фантастические книги писателя называют книгами-предостережениями?

3.Работа с понятиями: цивилизация, научно-технический прогресс, научно-популярная литература, нон-фикшн литература, научная и художественная фантастика 

4.Дискуссия «Влияние развития науки и техники на жизнь человека».

Вопросы для дискуссии:

- Как влияет научно-технический прогресс на человечество?

- Какова зависимость цивилизации от технологий?

- Когда прогресс может привести к трагедии?

- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?

- Что движет прогресс?

- Можно ли остановить НТП?

5.Напишите публицистическое эссе «Каким я вижу будущее своей профессии/специальности?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж

методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...

ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит

ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...