Лекция по истории России 2 курс "Россия и международные экономические организации."
план-конспект занятия
Рассматриваем Международный валютный фонд как важный механизм поддержания финансово-экономической стабильности в мире. После погашения своих обязательств перед Фондом в 2005 году Россия перешла в категорию стран-доноров программ МВФ.
Вместе с тем в современных условиях по-прежнему крайне актуальной остается необходимость приведения международной финансовой архитектуры в соответствие с реальным соотношением сил и интересов в мировой экономике, что подразумевает более широкое представительство развивающихся стран в капитале и руководящих органах международных финансовых институтов. В этой связи выступаем за скорейшее завершение согласования формулы расчет квот стран-членов МВФ в рамках их 15 общего пересмотра и пополнения капитала данного финансового института.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия и международные экономические организации
Россия и Международный валютный фонд
Рассматриваем Международный валютный фонд как важный механизм поддержания финансово-экономической стабильности в мире. После погашения своих обязательств перед Фондом в 2005 году Россия перешла в категорию стран-доноров программ МВФ.
Вместе с тем в современных условиях по-прежнему крайне актуальной остается необходимость приведения международной финансовой архитектуры в соответствие с реальным соотношением сил и интересов в мировой экономике, что подразумевает более широкое представительство развивающихся стран в капитале и руководящих органах международных финансовых институтов. В этой связи выступаем за скорейшее завершение согласования формулы расчет квот стран-членов МВФ в рамках их 15 общего пересмотра и пополнения капитала данного финансового института.
Всемирная торговая организация
1. Многосторонняя торговая система (МТС) является для России безусловной фундаментальной основой современной мировой торговли, а ВТО остается ее институциональной базой и наиболее авторитетной площадкой для решения актуальных торгово-экономических проблем.
2. С тревогой отмечаем, что ВТО сейчас переживает серьезный кризис, связанный с параличом многосторонних торговых переговоров, взаимными претензиями в части исполнения обязательств, ситуацией вокруг Органа по разрешению споров, ставящей под вопрос дееспособность всей арбитражной функции Организации.
3. Определенным вызовом для многосторонней торговой системы становятся попытки отдельных ее участников внести элемент политизации в деятельность ВТО. Все более отчетливо сегодня проявляются попытки недобросовестного использования Организации в целях получения торговых, конкурентных и иных преимуществ.
4. Констатируем рост числа неоправданных протекционистских барьеров в мировой экономике, в том числе широкое применение их скрытых форм в виде политически мотивированных односторонних санкций. Такие меры наносят ущерб всем участникам глобальной торговли, затрагивают ее основы, ведут к дальнейшей фрагментации и созданию новых искусственных разделительных линий.
5. Убеждены в необходимости безотлагательного решения назревших проблем, в том числе посредством актуализации текущей переговорной повестки и корректировки работы ВТО в соответствии с сегодняшними реалиями. В основе Организации, разумеется, должны сохраняться принципы недискриминации, открытости, взаимного учета и уважения интересов, а также особенностей развития тех или иных членов ВТО. Принципиально важно, чтобы механизмы ВТО не использовались отдельными странами в целях экономического и политического давления на других участников торговли.
Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Россия заинтересована в расширении взаимодействия с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Рассматриваем его в качестве важного элемента, способствующего дальнейшей модернизации российской экономики, внедрению в нашей стране апробированных международных стандартов.
ОЭСР обладает признанным в мире экспертно-аналитическим потенциалом в сферах экономики, финансов, транспортных связей и др. В этой связи придаем большое значение участию представителей российских ведомств в работе комитетов и рабочих групп ОЭСР, в первую очередь тех, в которых мы имеем статус «ассоциированных членов» и «участников».
Россия и Форум экспортеров газа (ФСЭГ)
Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) – международная межправительственная организация со штаб-квартирой в г.Доха (Катар), объединяющая 12 государств-поставщиков природного газа (помимо России – Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея). Статус наблюдателей имеют: Азербайджан, Ирак, Нидерланды, Норвегия, Оман и Перу. На государства-члены Форума приходится 65% доказанных запасов и 45% мирового экспорта газа.
Основные цели организации: обеспечение суверенных прав стран-членов на собственные запасы природного газа и возможность самостоятельно планировать и обеспечивать экологически устойчивую, бережную и эффективную разработку и использование газа, обмен опытом, мнениями и информацией по ключевым аспектам развития газовой промышленности.
Согласно Уставу Форум имеет 3 управляющих органа: Министерская встреча, Исполнительный совет и Секретариат. Министерская встреча является руководящим органом и проводится раз в год, определяет общую политику Форума, назначает его Генерального секретаря (срок пребывания – 2 года), утверждает бюджет, принимает поправки в Устав, утверждает состав Исполсовета. Кроме того, с 2011 года раз в два года проводятся саммиты на высшем уровне.
В рамках Форума создан также Технический и экономический совет.
Генеральный секретарь организации – Ю.П.Сентюрин (гражданин России, избран в ходе 19-й Министерской встречи ФСЭГ в Москве 4 октября 2017 г., вступление в должность – с 1 января 2018 г.).
В июле 2010 г. ФСЭГ разработал концепцию «Глобальной газовой инициативы» (ГГИ), включающую создание Международного института газа, начал PR-кампании по продвижению природного газа на рынки, разработку модели спроса и предложения газа, учреждение фонда для финансирования этой деятельности.
За время существования Форума состоялось 19 министерских встреч и
4 саммита.
В фокусе внимания участников состоявшегося 24 ноября 2017 г. в
г.Санта-Крус (Боливия) 4-го саммита ФСЭГ были задачи продвижения природного газа как экономически эффективного и экологически чистого вида топлива, углубления диалога между поставщиками и потребителями газа, а также сотрудничества стран-экспортеров «голубого топлива», в том числе в сфере внедрения новых технологий в газовой отрасли.
В итоговой Декларации Форума закреплены положения о суверенитете государств над природными ресурсами и их праве самим определять политику в сфере добычи и реализации газа; зафиксирована необходимость максимального использования потенциала природного газа для реализации Целей устойчивого развития «Повестки-2030» и Парижского соглашения по климату. Лидеры стран-членов Форума выразили глубокую озабоченность попытками экстерриториального применения законодательства, а также единодушно выступили против принятия в обход ООН экономических санкций в газовой сфере. Подтверждена необходимость обеспечения безопасности спроса и предложения на энергорынках, справедливых цен на сырье, значение долгосрочных контрактов для сохранения инвестиционной привлекательности газовой отрасли.
5-й саммит ФСЭГ пройдет в 2019 г. в Экваториальной Гвинее.
Взаимодействие России и ОПЕК
ОПЕК – международная межправительственная организация, создана нефтедобывающими странами в 1960 г. В настоящее время ее членами являются: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Ливия, Катар, Кувейт, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Эквадор и Экваториальная Гвинея. На долю этих стран приходится до 80% разведанных запасов нефти и около 35% ее добычи.
Основными задачами организации являются координация политики в области экспорта нефти, поиски путей поддержания выгодного странам ОПЕК уровня цен на мировом рынке, обеспечение поставок странам потребителям, повышение инвестиций в нефтяную промышленность.
Воздействие на конъюнктуру мирового рынка нефти осуществляется путем установления суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, его корректировки с учетом положения на мировом рынке, распределения общего лимита между странами-членами и контроля за соблюдением квот.
Руководящим органом ОПЕК является конференция государств-членов этой организации, которая созывается на регулярной основе, как правило, на уровне министров нефти и энергетики.
Роль главного исполнительного органа ОПЕК выполняет постоянно действующий международный секретариат со штаб квартирой в Вене, возглавляемый Генеральным секретарем (избирается сроком на три года). C 1 августа 2016 г. этот пост занимает представитель Нигерии – Мохаммад Сануси Баркиндо.
Россия как одна из ведущих нефтедобывающих стран выступает за тесное сотрудничество с ОПЕК. Взаимодействие осуществляется по линии созданного механизма консультаций на уровне Координаторов (Министр энергетики Российской Федерации – Генеральный секретарь ОПЕК). Развиваются и такие формы взаимодействия с ОПЕК как заседания экспертов высокого уровня, совместные круглые столы, семинары и конференции.
С 2015 г. российские представители участвуют в новом формате сотрудничества – многосторонних консультациях опековских экспертов со своими коллегами из других стран.
В ходе прошедшей 10 декабря 2016 г. в Вене встречи стран-участниц ОПЕК и 11-ти нефтедобывающих стран было подписано Соглашение по сокращению объемов добычи нефти, а также учрежден Мониторинговый комитет по отслеживанию выполнения обязательств, состоящий из 5 стран (Алжир, Кувейт, Венесуэла и представители двух нефтедобывающих стран-нечленов ОПЕК – Россия и Оман). Под эгидой Министерского мониторингового комитета учрежден Совместный технический комитет, который работает на ежемесячной основе и формирует отчеты по исполнению Соглашения.
На Министерской встрече 30 ноября 2017 г. принято решение о продлении действия Соглашения до конца 2018 года. На последнем заседании совместного Министерского мониторингового комитета 21 января с.г. в Маскате (Оман) констатировано, что в том числе благодаря высокому уровню исполнения Соглашения в 2017 г. (в среднем 107%) с января 2017 г. с рынка ушло 774 млн барр. нефти.
Всемирный экономический (Давосский) форум
Всемирный экономический форум (ВЭФ, Давосский форум) основан в 1971 году в качестве международной неправительственной организации. Его членами являются около тысячи крупных компаний и организаций из более чем 50 стран мира (из России порядка 20 структур). Штаб-квартира находится в Женеве, Швейцария. Основателем Форума является профессор Клаус Шваб (Klaus SCHWAB). С 2017 года президентом ВЭФ стал Бёрге Бренде. Постоянный исполнительный орган - Совет директоров.
Всемирный экономический форум ставит перед собой задачу оказывать содействие мировому сообществу в решении вопросов экономического развития, расширении международного торгово-экономического сотрудничества. С этой целью организуются встречи, конференции, симпозиумы с участием членов Форума и приглашенных гостей из числа политиков, бизнесменов, ученых и журналистов. Испытанной формой работы являются «круглые столы» либо «мозговые атаки», предусматривающие неформальный обмен мнениями по наиболее актуальным вопросам. Итоговых документов по завершении таких мероприятий обычно не принимается. Ключевым мероприятием форума является ежегодная встреча в Давосе, на которой члены ВЭФ обсуждают ключевые проблемы мировой экономики. На эти встречи приглашаются ведущие государственные и политические деятели, представители международных организаций, а также научных и деловых кругов различных стран.
Между Российской Федерацией и Давосским форумом сложилось в целом неплохое взаимодействие. С начала 90-х годов высокие представители от России регулярно участвуют в ежегодных встречах ВЭФ.
48-я ежегодная сессия Форума состоялась 23-26 января 2018 года. Российскую делегацию на данном мероприятии возглавил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворкович.
После трехлетнего перерыва на Давосском форуме при поддержке «Росконгресса» возобновил работу «Русский дом» - официальная российская резиденция и площадка для продвижения российских инициатив. В 2018 году на его площадке проведены тематические секции, «круглые столы» и двусторонние встречи по актуальным вопросам социально-экономического развития России (энергетика, промышленное производство, информационные технологии), мероприятия по популяризации Петербургского международного экономического форума-2018 и Чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ)
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) – главное международное экономическое мероприятие года в России, проводимое традиционно летом в Санкт-Петербурге для обсуждения актуальных вопросов развития российской и мировой экономики и широкого круга международных проблем.
Форум проводится с 1997 года, начиная с 2006 года – под патронатом Президента Российской Федерации, и ежегодно собирает более 5000 российских и зарубежных участников, в числе которых – главы государств и правительств, министры, политики, парламентские лидеры, руководители международных организаций, «капитаны» мирового бизнеса, главы российских регионов, ведущие представители научно-академических кругов, СМИ, гражданского общества, авторитетные фигуры из различных сфер жизни.
До 2006 года Форум проводился под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств при содействии Правительства Российской Федерации и участии Европейского банка реконструкции и развития. С 2006 г. организация и проведение Форума была возложена на Минэкономразвития России. Указом Президента Российской Федерации № 65 от 22 января 2008 г. был образован Организационный комитет по подготовке и проведению Петербургского международного экономического форума (Оргкомитет ПМЭФ), который возглавил Министр экономического развития Российской Федерации. С 2014 года председателем Оргкомитета Форума является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э.Приходько. Организационно-логистические вопросы проведения заседаний ПМЭФ курируются некоммерческой организацией Фонд «Росконгресс» (бывший Фонд «Петербургский международный экономический форум»). В состав Оргкомитета ПМЭФ входит заместитель Министра иностранных дел России В.А.Небензя.
Центральными темами Форума являются обсуждение путей экономического развития России и стран СНГ, их участие в мировых интеграционных процессах. На площадке ПМЭФ обсуждаются наиболее острые и актуальные проблемы глобальной и российской экономики, в том числе перспективы мирового экономического роста в условиях глобализации, проведение социальных и экономических реформ, вопросы инновационно-технологического развития, отраслевые и региональные экономические проблемы, пути наращивания международного и регионального сотрудничества. На заседаниях Форума представляются инвестиционные возможности федеральных округов Российской Федерации. Проводятся презентации зарубежных государств-гостей Форума.
В последние годы ПМЭФ превратился из важного внутрироссийского события в авторитетное и представительное мероприятие, получившее международное признание. Этому способствовал, в частности, объективный рост политического влияния России в мире и укрепление позиций отечественного бизнеса в международных экономических делах. Формат ПМЭФ все активнее используется для проведения двусторонних встреч руководства страны, глав федеральных ведомств Российской Федерации со своими зарубежными партнерами.
Большой международный резонанс, в том числе благодаря активной политико-дипломатической поддержке МИД России, получил юбилейный XX Петербургский международный экономический форум, прошедший под девизом «На пороге новой экономической реальности» 16-18 июня 2016 года. По оценкам большинства наблюдателей, общеполитические и коммерческие итоги Форума оказались рекордными за всю двадцатилетнюю историю этого мероприятия.
В Форуме участвовало более 12 тысяч человек из 130 стран мира. На Форум прибыли высокие делегации Италии, Казахстана, Гвинеи, Мальты. Присутствовали министры из более чем 30 государств, руководители 11 международных организаций, включая ООН, Европейский Союз, Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН), Всемирный почтовый союз, Агентство по ядерной энергии ОЭСР, Всемирную туристскую организацию, Новый банк развития БРИКС, Евразийскую экономическую комиссию, СНГ. На церемонии открытия выступили генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и председатель Европейской комиссии Ж.-К. Юнкер. Участие в ПМЭФ-2016 – впервые после введения Евросоюзом антироссийских санкций – ряда крупных фигур, представляющих европейский политический истэблишмент, сигнализировало о подвижках в Европе, в том числе с учетом антисанкционных настроений европейского бизнеса, в вопросе отмены ограничительных мер против России.
На ПМЭФ-2016 были представлены 1300 компаний, из которых 880 – на уровне главных исполнительных директоров, в том числе «Ройял Датч Шелл», «Бритиш Петролеум», «Эксон Мобил», «Тоталь», «Алибаба», «ЭНИ» и другие. Подписано 332 соглашения. Общая стоимость заключенных контрактов, только из числа тех, которые не являются коммерческой тайной, составила более 1 трлн.руб., что более чем втрое больше, чем в 2015 году.
В ходе Форума было проведено более 300 мероприятий, из них более 100 – в рамках его официального сегмента. Состоялись Деловые форумы БРИКС и ШОС, Форум «Деловой двадцатки», заседание международного дискуссионного клуба «Валдай», вручение премий «Глобальная энергия» и «Премия развития», саммит энергетических компаний, десятки тематических панельных дискуссий. Большой интерес участников вызвали проведенные в рамках Форума деловые круглые столы по развитию экономического сотрудничества России с Латинской Америкой, Северной Америкой, Африкой, Италией, Швейцарией, Индией, Японией, Германией, Великобританией, Бангладеш. Впервые была организована конференция, посвященная экономическому развитию Арктики. Мероприятия Форума освещали журналисты 2170 информационных агентств из 39 стран мира.
Итоги ХХ ПМЭФ наглядно продемонстрировали, что за свою двадцатилетнюю историю Форум прочно закрепил за собой статус важнейшего международного политико-экономического мероприятия года в России. Он подтвердил свою востребованность в качестве признанной во всем мире авторитетной площадки для неформального диалога бизнеса и власти, установления доверительных деловых контактов, открытого и откровенного обмена мнениями между представителями политической и деловой элиты, научного и гражданского сообщества, СМИ различных стран по насущным проблемам мировой экономики и политики. Интерес к Форуму растет из года в год, в том числе со стороны стран АТР, Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки.
ПМЭФ последних лет убедительно показали всю тщетность попыток политически и экономически изолировать Россию, исключить ее из глобальных процессов хозяйственного взаимодействия и международного экономического партнерства.
Сотрудничество Российской Федерации с Международной организацией труда (МОТ)
Международная организация труда (МОТ) в 2019 г. празднует свой столетний юбилей. Она занимает видное место среди специализированных учреждений ООН.
Уникальной особенностью МОТ является опора на «трипартизм»: в мероприятиях, обсуждении и принятии решений участвуют представители всех "социальных партнеров" - правительств, профсоюзов и работодателей. С российской стороны соответствующих социальных партнеров в МОТ представляют Минтруд России, Федерация независимых профсоюзов России и Российский союз промышленников и предпринимателей.
Отношения России с Международной организацией труда (МОТ) успешно развиваются, в т.ч. в рамках двусторонней Программы сотрудничества на 2017-2020 гг. 23 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Генеральным директором МОТ Г.Райдером. 11 июня 2019 г. в Женеве Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев выступил на 108-й сессии Международной конференции труда МОТ, проходившей в год 100-летия этой организации.
Полностью разделяем миссию и задачи МОТ, высоко ценим многолетнюю деятельность МОТ по подготовке конвенций и рекомендаций в области социально-трудовых отношений. Эти документы отражают передовые методы и наилучшую практику во многих ключевых областях регулирования социально-трудовой сферы. Наша страна ратифицировала 77 конвенций МОТ, включая все восемь «основополагающих» конвенций.
Сотрудничество России c Группой Всемирного банка
В настоящее время отсутствует практическое взаимодействие со структурами Группы Всемирного банка. Вместе с тем имеется позитивный опыт оказания Банком технического содействия России в сферах энергоэффективности, развития государственно-частного партнерства, в области занятости, в вопросах антикризисной политики и др. Рассчитываем на скорейшее возобновление его проектной деятельности в нашей стране.
Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС)
Рассматриваем Организацию Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) как единственную полноформатную региональную экономическую организацию в Черноморском регионе, членам которой удается совместными усилиями развивать многовекторное сотрудничество. Она состоялась как востребованная площадка, позволяющая вести предметный диалог по широкому спектру экономических вопросов. Ее наличие в регионе способствует укреплению идентичности Причерноморья, созданию институциональных условий для формирования общерегиональной экономической повестки дня. Нацелены на дальнейшее укрепление взаимодействия между странами-членами ЧЭС и повышение практической отдачи от деятельности Организации.
ЧЭС и Парламентская ассамблея ЧЭС (ПАЧЭС) являются ключевыми площадками многостороннего сотрудничества в Черноморском регионе. ПАЧЭС - важная составляющая комплексной системы учреждений Организации ЧЭС.
3. Растет востребованность усилий по деполитизации работы в ЧЭС. Убеждены в том, что ЧЭС не должна становиться ареной для политических баталий. У Организации есть четко определенный экономический профиль и ему нужно следовать. Именно в нем и состоит добавленная стоимость ЧЭС, его способность налаживать мосты и интеграционные связи.
4. Центром приложения усилий в рамках ЧЭС видим стимулирование внутрирегиональной торговли, качественное улучшение ее структуры. Здесь налицо хорошие заделы. Речь идет о двух взаимодополняющих документах - предложенных Россией Рамочных основ сотрудничества по созданию «единого окна» (Framework for BSEC Single Window Cooperation) и турецкой Региональной стратегии упрощения торговли (Regional Trade Facilitation Strategy for BSEC Region). Необходимо содействовать скорейшему их принятию.
5. Не менее важным является повышение практической отдачи от Организации и наращивание проектного сотрудничества. Именно для этого по российской инициативе и за счет нашего добровольного взноса в 1 млн долл. США в 2016 г. был создан Механизм развития проектного сотрудничества в Черноморском регионе. В портфеле Механизма - около 10-ти проектов. Продолжают поступать новые заявки на получение его средств.
О взаимодействии с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций
Позитивно расцениваем динамичное развитие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в качестве эффективной международной финансовой организации. Рассматриваем его в качестве важного элемента содействия помощи развитию в регионе операций, особенно в сфере инфраструктуры. Рассчитываем на скорейшее появление в инвестиционной программе Банка российских проектов.
О взаимодействии России с региональными банками развития
Высоко оцениваем вклад региональных банков развития (Черноморский банк торговли и развития, Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества) в повышение торгово-экономической и инвестиционной активности в странах-членах. Видим в данных структурах значительный потенциал по адаптации к текущим финансовым потребностям государств-участников, расширению их деятельности в сфере поддержки производственных проектов и предприятий, поощрения реализации региональных инфраструктурных проектов, предоставления банковских услуг в рамках государственных и частных проектов в странах-членах, включая операции в нацвалютах.
О взаимодействии России с Парижским клубом
Рассматриваем Парижский клуб – неформальное объединение ведущих мировых суверенных кредиторов – как важный механизм обеспечения международного сотрудничества в разрешении долговых проблем государств. Упорядоченная реструктуризация внешнего долга наряду с реализацией соответствующих программ оздоровления национальных экономик являются важными элементами содействия развитию наименее развитых и развивающихся стран мира и полностью соответствует Целям устойчивого развития.
Кимберлийский процесс
Россия высоко оценивает деятельность Кимберлийского процесса (КП), активно участвует в его работе. Рассматриваем КП как эффективный инструмент по пресечению проникновения на мировой рынок «конфликтных» алмазов и укреплению национальных систем внутреннего контроля оборота алмазов и алмазного сырья. КП успешно выполняет свой мандат: за время его функционирования доля «конфликтных» алмазов на мировом рынке снизилась с 15 % до менее 1 %.
В качестве вице-председателя в 2019 г. и председателя в 2020 г. в Процессе намерены всецело содействовать продолжению открытого диалога между тремя сторонами КП – правительствами, отраслью и гражданским обществом – в целях совершенствования механизмов реализации Схемы сертификации Кимберлийского процесса (ССКП). Настроены на конструктивные дискуссии по ключевым темам – расширению сферы применения ССКП в соответствии с современными реалиями, а также созданию секретариата Процесса. Убеждены, что выход на консенсусные договоренности по этим и другим вопросам обеспечит динамичное развитие и рост международного авторитета Процесса.
Надеемся, что работа в формате КП также углубит обмен опытом между странами-участницами по различным аспектам оборота алмазной продукции, в том числе регламентирования оборота синтетических алмазов.
Международное бюро выставок
Организуемые Международным бюро выставок (МБВ) всемирные универсальные и специализированные выставки являются заметными и масштабными событиями, символом индустриального развития, открытой площадкой для демонстрации странами мира своих технических и технологических достижений.
Россия, как активный участник МБВ, придает большое значение международной выставочно-ярмарочной деятельности.
Успешное сотрудничество на выставочно-ярмарочном треке, в том числе по линии Бюро, будет и впредь способствовать повышению инвестиционной привлекательности нашей страны.
Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО)
Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) была создана под эгидой МОТ в 1927 г. и объединяет ведомства и учреждения, осуществляющие административное управление в области социального обеспечения. На сегодняшний день МАСО насчитывает более 320 членов из 150 стран.
Активно развиваем отношения с МАСО. В частности, поддерживаем продвижение ею концепции «нулевого травматизма», направленной на повышение безопасности, улучшение гигиены и условий труда.
Полноправными членами Организации являются Минтруд России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Международная организация по стандартизации (ISO – ИСО)
Международная организация по стандартизации (ISO – ИСО) имеет статус неправительственной организации, учрежденной в 1947 г., со штаб-квартирой в г. Женеве, Швейцария. В ее состав входят национальные агентства по стандартизации из более чем 160 государств. Результатом деятельности ИСО является публикация международных стандартов, принятых на основе консенсуса. Всего ИСО опубликовала около 22,5 тыс. международных стандартов.
Высоко ценим вклад ИСО в развитие стандартизации, международный обмен в интеллектуальной, научной, технической и экономической областях. Широко используем ее стандарты: в Российской Федерации принято более 4 тыс. стандартов, идентичных стандартам ИСО, и более 2 тыс. модифицированных стандартов ИСО.
Дальнейшему укреплению связей России с ИСО способствовала встреча Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева 5 февраля 2019 г. в Горках, Московская обл., с Президентом ИСО Дж.Уолтером и Генеральным секретарем Организации С.Мухикой.
Россия и возобновляемые источники энергии
Энергетическая политика России носит ответственный характер и нацелена на выполнение Цели 7 в области устойчивого развития.
Сейчас в международных экономических отношениях доминирует термин трансформация энергетики. Действительно, под воздействием политических решений, а также из-за появления новых технологий мировая энергетика меняется. Растёт использование возобновляемых источников энергии, повышается энергоэффективность, развиваются новые технологии.
Россия пристально следит за современными тенденциями и уделяет необходимое внимание развитию ВИЭ. Участвуем в работе специализированных международных структур, включая Международное агентство по возобновляемой энергии, которые продвигают использование чистых видов энергии.
Правительством Российской Федерации поставлена задача к 2024 г. увеличить до 4,5% долю возобновляемых источников энергии в общем объёме электрогенерации. Акцент, в частности, делается на передовые разработки в области ветреной и солнечной энергетики. По данным на июнь 2019 г. в России введено в эксплуатацию более 800 МВт мощности ВИЭ, из них в 2018 г. – 376 МВт. По итогам прошедших в 2018 г. двух этапов конкурсных отборов проектов ВИЭ на 2019-2023 г. определены 26 объектов ветровой генерации суммарной мощностью 853,3 МВт, 10 объектов солнечной генерации (148,5 МВТ) и 3 объекта малой гидрогенерации
(39,73 МВт).
Россия выступает за сбалансированный подход к энергетической сфере, исходя из того, что возобновляемая и традиционная энергетика должны развиваться параллельно, дополняя друг друга. Поскольку доля ископаемых источников в глобальном энергобалансе, по крайней мере, до 2040 г. составит не менее 2/3, считаем, что наряду с внедрением ВИЭ должное внимание следует уделять разработке и распространению технологий чистого использования ископаемого топлива.
Россия и ЮНКТАД
- Российская Федерация неизменно рассматривает ЮНКТАД в качестве ведущего органа в системе ООН для комплексного рассмотрения вопросов торговли и развития. Выступаем за сохранение и укрепление действующего мандата Организации.
- Статистические и аналитические издания ЮНКТАД широко используются в России как профильными государственными учреждениями, так и научно-экспертным сообществом. Важное практическое значение имеет деятельность в рабочих группах ЮНКТАД с участием экспертов из российских министерств и ведомств. Особое значение придаем обмену опытом в таких сферах, как обеспечение справедливой конкуренции, развитие цифровой торговли, инвестиционное сотрудничество.
- Под эгидой Организации успешно функционирует т.н. «Виртуальный институт», в рамках которого регулярно проводятся телеконференции, а также выездные групповые стажировки для учащихся российских вузов. Это позволяет нашим студентам непосредственно знакомиться с работой международных организаций в Женеве, узнавать о ключевых трендах мировой экономики и глубже понимать стоящие перед международным сообществом задачи в области торговли и развития.
- Сегодня одной из важных тем, имеющих глобальное измерение, является рост торгового протекционизма и расширение практики недобросовестной конкуренции, к которой мы относим применение рядом стран односторонних санкций. С учетом негативного влияния этих мер на мировую торговлю в целом призываем ЮНКТАД уделять большее внимание данному направлению в своей экспертной и аналитической работе.
Группа двадцати
«Группа двадцати» – ведущий форум крупнейших экономик. Создана в 1999 году, поднята на уровень лидеров в 2008 году на фоне глобальных финансово-экономических кризисов и утраты Западом неоспоримого первенства в мирохозяйственной системе. В рамках «двадцатки» определяются подходы к реагированию на наиболее острые вызовы и угрозы в следующих сферах: устойчивое развитие, климат, энергетика, продовольствие, цифровизация, здравоохранение, человеческий капитал, содействие экономическому росту, регулирование финансовых рынков, реформа международного налогообложения и финансовой архитектуры и др.
В «Группу двадцати» входят 19 государств и ЕС. Помимо России – Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония. Рассматривается заявка Афросоюза о получении статуса участника. Соответствующее решение может быть принято уже в этом году.
В целом расклад сил в форуме отражает текущие реалии. Вместе с тем рост влияния стран БРИКС в сравнении с «семеркой» ставит вопрос о возможной корректировке «двадцаточных» рядов за счет повышения веса незападных государств. С началом СВО на Украине в мировых СМИ звучала точка зрения о замене России в «Группе двадцати» на Польшу или Таиланд. Данный вброс поддержки не получил. Наблюдается усиление в «двадцатке» координации между членами «БРИКС плюс». Их консультации стали постоянными, ориентированными на конкретный результат.
Деятельность форума осуществляется на базе ротационных председательств, которые утверждаются с учетом поданных заявок. Переговорный процесс возглавляется шерпами/су-шерпами и сопровождается параллельными консультациями профильных министерств и ведомств, прежде всего – минфинов и центробанков, деловых кругов,
научно-исследовательского сообщества и других представителей негосударственного сектора. Высшей точкой диалога считается ежегодный саммит лидеров. Отраслевые приоритеты затрагивают широкий спектр прикладных тем, которые рассматриваются в специализированных рабочих группах: по торговле и инвестициям, здравоохранению, энергетике, климатической устойчивости, занятости, борьбе с коррупцией, цифровой экономике, финансовой архитектуре, развитию, инфраструктуре, уменьшению опасности бедствий и др. Экспертную поддержку «двадцатке» оказывают ООН и ее специализированные организации, (ВОЗ, ФАО, МОТ и др.), а также иные экономические экспертные структуры.
В 2023 г. председателем «Группы двадцати» является Индия. Центральное место в ее повестке заняли проблемы укрепления многосторонности и роли стран «глобального Юга» в международном управлении. Имеется в виду внести совместный вклад в укрепление энерго- и продовольственной безопасности, системы общественного здравоохранения и повышение эффективности цифровой трансформации. Саммит лидеров в этом году пройдет в Нью-Дели 9-10 сентября.
Острым вопросом остается ситуация вокруг Украины. США и их союзники стремятся осудить Россию за «агрессивную войну» против киевского режима. Единого мнения на этот счет в «двадцатке» нет. Многие дружественные нам партнеры, так или иначе, такой ультиматум отвергают.
Серия председательств стран «БРИКС плюс» в «Группе двадцати» с 2022 года – Индонезия, Индия, Бразилия (2024) и ЮАР (2025) – создает хорошие заделы для демократизации указанного форума. Россия намерена использовать эти обстоятельства для продвижения позитивной повестки дня. В наших планах: диверсификация мировой экономики, цепочек поставок и платежных механизмов, реформа международных организаций в интересах развивающихся стран, продвижение флагманских национальных проектов и площадок с российским участием (БЕП, ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС и др.).
Председательство Российской Федерации в «Группе двадцати» состоялось в 2013 г. В его рамках на качественно новый уровень в «двадцатке» были выведены такие приоритетные направления сотрудничества как энергобезопасность, борьба с неинфекционными заболеваниями, реформирование налоговой политики с целью противодействия уклонению от налогообложения.
Координацию взаимодействия России с форумом осуществляет заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации, представитель Президента Российской Федерации (шерпа) в «Группе двадцати» С.В.Лукаш. С декабря 2018 г. под ее руководством функционирует профильная Межведомственная комиссия. Внешнеполитический су-шерпа в «двадцатке» – посол по особым поручениям МИД России М.В.Бердыев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по Истории России 2 курс "СССР в 1945-1953 годах Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945-1953 годах"
Цель: повторить основные события экономического, политического, социального развития СССР, обобщить и систематизировать знания о развитии нашей страны в период с 1945 по 1953 г.г. Задачи: п...
Лекция по истории России 2 курс "Россия во второй половине 1980-х начале 1990-х годов. Перестройка в СССР (1985-1991)"
Цель: формирование понимания сущности «перестройка» (понятие, причины, особенности, основные этапы и их содержание) и ее последствий для истории современной России.Задачи: обобщить и...
Лекция по истории России 2 курс "Постсоветское пространство 1990-е годы XX века. Современная Россия: 1991-2022 гг."
Цель: формирование у обучающихся устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и...
Лекция по истории России 2 курс "Постсоветское пространство 1990-е годы XX века. Современная Россия: 1991-2022 гг."
Цель: формирование у обучающихся устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и...
Лекция по истории России 2 курс "Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. Внутренняя политика России на Северном Кавказе."
Цель: оценить изменение геостратегического положения России после распада СССР на постсоветском пространстве.Задачи: сформировать умение «переносить» приобретённые и систематизированн...
Лекция по истории России 2 курс "Россия в 2000-е годы"
Цель: конкретизировать основные приоритеты внутренней и внешней политики Российской Федерации в 2000е годы. Задача: способствовать формированию чувства национальной гордости за Россию, воспитыват...
Лекция по истории России 2 курс "Россия в мировой экономике. Экономическое развитие в 2000-е го"
На президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 г., В.В. Путин одержал убедительную победу. В годы его президентства произошли положительные изменения в экономической и социальной жизни страны. К...