Лекция по истории России 2 курс "Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. Внутренняя политика России на Северном Кавказе."
план-конспект занятия
Цель: оценить изменение геостратегического положения России после распада СССР на постсоветском пространстве.
Задачи: сформировать умение «переносить» приобретённые и систематизированные знания в новую ситуацию; развивать интерес к актуальным проблемам истории страны; научить аргументировано представлять свою позицию по изучаемым проблемам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
Внутренняя политика России на Северном Кавказе.
Цель: оценить изменение геостратегического положения России после распада СССР на постсоветском пространстве.
Задачи: сформировать умение «переносить» приобретённые и систематизированные знания в новую ситуацию; развивать интерес к актуальным проблемам истории страны; научить аргументировано представлять свою позицию по изучаемым проблемам.
План:
- Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
- Внутренняя политика России на Северном Кавказе.
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
8 декабря 1991 г. были подписаны Беловежские соглашения (Беларусь, Вискули), где говорилось о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик как «субъекта международного права и геополитической реальности» и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Документ подписали от имени России, Беларуси и Украины соответственно Б. Н. Ельцин, С. С. Шушкевич, Л. М. Кравчук. Впоследствии законодатели большинства бывших союзных республик утвердили Соглашение о создании СНГ и протокол к нему. Так закончился советский период в истории страны.
На пространстве СНГ противоречиво сочетаются процессы интеграции и дезинтеграции. В результате внутри Содружества образовалось как бы два лагеря: один выступает за более тесное сближение, другой противится дальнейшей интеграции, соглашаясь на сотрудничество лишь в отдельных областях. Под «зонтиком» СНГ стали создаваться субрегиональные организации, интересы которых не всегда совпадают с общими интересами Содружества. Так, в 1997 г. была создана организация ГУАМ в составе Азербайджана, Грузии, Молдавии, Украины, а впоследствии (на короткое время) и Узбекистана, позиция этой организации по ряду вопросов не соответствовала концептуальным документам СНГ. В 2005 г. из постоянных членов Содружества в ассоциированные перешел Туркменистан, в 2009 г. из него вышла Грузия. Кризис на Украине усилил линию разграничения сил в СНГ, заставил одних еще теснее сплотиться, других — дистанцироваться от курса на дальнейшую интеграцию, третьих — усилить движение в сторону Запада.
С начала нынешнего века Российская Федерация стала наращивать усилия по созданию на постсоветском пространстве интеграционных группировок различного профиля. В 2000 г. было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана (приостановил участие в 2006—2008 гг.). В 2003 г. вступила в силу Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданная на основе Договора о коллективной безопасности (1992 г.).
В 2010 г. состоялся Таможенный союз (ТС) между Россией, Белоруссией и Казахстаном, впоследствии ставший основой Единого экономического пространстве (ЕЭП).
С 2015 г. действует Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия. Основными целями ЕАЭС являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; формирование единого рынка товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики[2]. Евразийский экономический союз по состоянию на 2016 г. объединил страны с населением 180 млн человек и совокупным ВВП в 2,2 трлн долларов.
Евразийский экономический союз демонстрирует устойчивость и определенную привлекательность. Подписано соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, идут консультации о формировании такой же зоны с Египтом, Индией, Израилем, Новой Зеландией и рядом других стран. Можно предположить, что в перспективе союз будет расширяться, но главное сейчас — углубление интеграции, выполнение уже принятых решений.
В 2015 г. подписано совместное заявление руководителей России и Китая о сопряжении проектов евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Смысл нового Шелкового пути, инициированного КНР, — создание транспортных коридоров в направлении Европы, которые должны пройти через страны Центральной и Западной Азии, а также по территории России, для того чтобы обеспечить торговлю между Китаем и странами Евросоюза наиболее коротким путем. Проект ЭПШП, его взаимодействие с ЕАЭС нуждается в дальнейшей экономической и юридической проработке, но в перспективе может привести к созданию общей зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом, центральноазиатскими странами и Китаем.
На пути реинтеграции на постсоветском пространстве дальше других продвинулось такое субрегиональное объединение, как Союзное государство Российская Федерация — Республика Беларусь.
Договор о создании Союзного государства и Программа действий по его реализации были подписаны в Москве 9 декабря 1999 г. президентами двух стран. Приоритетом совместных действий являются экономика, социальная, гуманитарная, оборонная сферы. Союзное государство выступает драйвером интеграции и одновременно площадкой, где апробируются принципы и формы взаимодействия постсоветских государств. В отличие от других структур, где интеграция осуществляется главным образом в экономической сфере, Союзное государство нацелено на интеграцию во всех областях.
Экономики двух стран взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. При этом Россия в лице Беларуси имеет партнера с высокоразвитой индустрией и налаженным сельским хозяйством. В советский период республика, занимая менее 1 % территории СССР, производила более 4% общего национального дохода страны. Если в постсоветский период в Российской Федерации преобладает сырьевой экспорт, то в Республике Беларусь главенствует автомобильная, тракторная, электронная, нефтеперерабатывающая, машиностроительная, химическая промышленость, ориентированные в основном на внешние рынки. В отличие от России, ни одно из крупных предприятий Беларуси в постсоветские годы не было ликвидировано.
Доминирующая роль в российско-белорусских экономических отношениях принадлежит топливно-энергетической сфере. Беларусь более чем на 80% зависит от внешних энергоносителей, потребности в которых в основном удовлетворяет Россия. Республика является потребителем российской нефти, которой снабжаются два крупнейших нефтеперерабатывающих завода страны. В республику в значительных количествах и по льготной цене поставляется российский газ, одновременно Беларусь выступает его транзитером в Европу. Осуществляется ряд крупных совместных инвестиционных проектов, главный из них — строительство Белорусской (Островецкой) атомной электростанции, первый блок которой должен войти в строй в 2018 г.
Последовательно развиваются связи в гуманитарной сфере. У обеих стран много общего в истории и культуре. Русский язык в Беларуси является государственным, наряду с белорусским. Русские и белорусы очень близки ментально, президент А. Г. Лукашенко неоднократно, хотя и с некоторым гонором, высказывался, что белорусы — это те же русские, но со знаком качества.
Налажено оборонное и военно-техническое сотрудничество двух стран. На регулярной основе проводятся совместные командно-штабные, оперативные и оперативно-стратегические учения, осуществляется комплекс мер по обеспечению безопасности внешней границы Союзного государства. Тесное взаимодействие в оборонной сфере имеет исключительно большое стратегическое и военно-политическое значение.
В конечном счете Беларусь — единственный военно-политический союзник на западных рубежах, щит между Российской Федерацией и НАТО. В свою очередь, Россия для Беларуси — гарант военной безопасности республики, прикрывающий ее «ядерным зонтиком», средствами противовоздушной и противоракетной обороны.
Если Беларусь является одним из наиболее спокойных и стабильных постсоветских государств, то иная картина в соседней стране — Украине. Революционное возбуждение здесь ощущалось с момента обретения независимости и проявлялось то в «оранжевой революции» и других протестных акциях, то в смене курса при каждом новом президенте страны.
В ноябре 2013 г. в Вильнюсе на саммите «Восточное партнерство» руководство Украины отказалось стать ассоциированным членом Евросоюза. В ответ на это в Киеве был организован Евромайдан — многотысячная акция протеста, участники которой первоначально требовали взять курс на евроинтеграцию. Власть недооценила протестный потенциал людей, посчитав, что майдан — привычное проявление политической жизни государства. К тому же в руководстве и в силовых структурах не было единства в отношении ответных действий: сторонники наведения порядка требовали решительных шагов, оппортунисты колебались, то пытаясь применить силу, то отзывая свои приказы об этом. Вторая линия в поведении властей стала доминирующей и, как оказалось, роковой для нее.
Президент Украины В. Янукович в драматические события зимы 2014 г. сдавал одну позицию за другой. Почувствовав его нерешительность, оппозиция радикализируется, тон в ней стали задавать ультранационалисты, которые спровоцировали вооруженные столкновения, приведшие к гибели более сотни человек. 21 февраля 2014 г. при посредничестве Германии, Франции и Польши президент Украины подписал с оппозицией соглашение об урегулировании политического кризиса в стране, предполагающее конституционную реформу и досрочные президентские выборы. Тем не менее давление усиливается, и В. Янукович, опасаясь за свою жизнь, бежит из страны. Власть в Украине переходит к верхушке оппозиции, которая совершила государственный переворот.
В сложившейся ситуации бесспорна провокационная роль Запада. Он подталкивал и вдохновлял «цветные революции» на постсоветском пространстве, вовлекая одних в свои оборонные и экономические структуры, манил обещаниями других, демонизируя Россию и ссоря с ней третьих.
Как реакция на антироссийскую политику Киева явились события в Крыму и воссоединение его с Россией, а также самопровозглашение Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР).
Власти Украины организовали «антитеррористическую операцию» против ДНР и ЛНР, которая привела к большим жертвам, разрушению некогда развитых промышленных центров, росту взаимной ненависти. Усилиями «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия, Франция) был согласован комплекс мер (Минские соглашения), направленных на прекращение огня в Донецкой и Луганской областях Украины и последующее урегулирование ситуации. Однако ряд важных пунктов соглашения, особенно касающихся политических вопросов, не выполнялись, прежде всего по вине Киева. Перспективы разрешения конфликта весьма туманны и, похоже, отдаляются.
От дальнейших событий на Украине и вокруг нее во многом зависит ситуация в Республике Молдова. В 2014 г. она подписала договор об ассоциации с Евросоюзом и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Активная и влиятельная часть политической элиты добивается вхождения Молдовы в состав Румынии, хотя против объединения большинство граждан страны. В Молдове многие руководители — граждане Румынии, в правительстве румынские советники. В случае, если Республика Молдова будет поглощена Румынией, с большой долей вероятности можно предположить, что Приднестровская Молдавская Республика окончательно выйдет из состава Молдовы. Подобный сценарий не исключен и применительно к Гагаузской автономии в составе Молдовы. В республике высок протестный потенциал людей, выступающих против зашкаливающей в органах власти коррупции, бедности подавляющей части населения. Судя по опросам, больше половины граждан
за сохранение независимости своего государства и развитие связей с Россией.
В ноябре 2016 г. в Молдавии состоялись прямые президентские выборы, победу на них одержал лидер Партии социалистов Игорь Додон. В ходе предвыборной компании и позже он выступал за нормализацию отношений с Россией, сближение с Евразийским экономическим союзом и урегулирование ситуации с Приднестровьем. Показательно, что свой первый зарубежный визит в качестве президента И. Додон совершил в Россию. Во время встречи с В.В. Путиным он сделал несколько многообещающих заявлений, направленных на сотрудничество Молдовы с Россией и разрешение прежних проблем во взаимоотношениях.
Российская Федерация ведет активную внешнеполитическую деятельность в Кавказском или шире — Кавказско-Каспийском регионе. В советский период это направление играло важную, но не главенствующую роль во внешнеполитических планах государства. Ситуация существенно изменилась в последнюю четверть века. Кавказско-Каспийский регион являет собой кладовую природных ресурсов, углеводородов прежде всего.
К тому же Кавказ (включая Северный Кавказ), с точки зрения геополитики рассматривается нашими оппонентами как уязвимое, мягкое подбрьюшье России. Новые государства Закавказья в разной степени ориентируются на Россию, Запад и южных соседей. В этом же регионе находятся три из четырех международно непризнанных постсоветских государств.
Постсоветские государства Южного Кавказа — Азербайджан, Армения, Грузия, несмотря на географическое соседство, различны по своей истории, культуре, религии, геополитической ориентации. Наиболее быстро развивается Азербайджан, что обусловлено большими запасами нефти и сопутствующего газа. Во внешней политике государство следует принципу многовекторности, поддерживая при этом отношения стратегического союзничества с Турцией. Во время визита в Турцию (1994 г.) первого президента Азербайджана Г. Алиева была использована формула «одна нация, два государства», которая является философией внешней политики страны и сегодня.
Азербайджан является лидером среди государств Южного Кавказа и Центральной Азии по количеству русскоязычных СМИ, в республике действует более 50 русскоязычных печатных изданий и несколько информационных агентств. В вузах страны на русском языке обучается свыше 15 тыс. студентов, около 6 тыс. граждан Азербайджана проходит обучение в высших учебных заведениях России.
Близки позиции России и Азербайджана в вопросе о правовом статусе Каспийского моря. В советское время Каспий практически был внутренним водоемом в границах СССР, и лишь на юге это море-озеро омывало берега Ирана. Сейчас пять прикаспийских государств — Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения, Иран — ищут развязки в вопросе о разделе Каспия и его общем пользовании. В 2014 г. в Астрахани состоялся саммит глав государств «прикаспийской пятерки», который назвали прорывным. Закреплен один из основополагающих принципов безопасности в регионе: право пребывания вооруженных сил на Каспийском море имеют исключительно прибрежные страны.
С Республикой Армения Россию связывают давние узы дружбы. Нынешние отношения двух стран можно определить как союзническое партнерство. Основополагающими документами для взаимодействия двух государств являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 г. и подписанная 26 сентября 2000 г. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI в. В 2015 г. Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. Россия является ключевым внешнеэкономическим партнером республики и главным иностранным инвестором.
В сложившейся геополитической ситуации Российская Федерация — практически единственная страна, способная оказать Армении всестороннюю поддержку и гарантировать безопасность армянского народа. Армия республики вооружена российским оружием, юридически оформлено пребывание российской военной базы в Гюмри сроком до 2044 г. Армянские вооруженные силы участвуют в несении боевого дежурства в рамках объединенной системы ПВО стран Содружества. Сформирована объединенная российско-армянская войсковая группировка. Пограничное управление ФСБ России совместно с Арменией осуществляет охрану рубежей страны с Ираном и Турцией.
Из-за Нагорного Карабаха остаются напряженными отношения между Арменией и Азербайджаном. Позиция России исходит из того, что Армения и Азербайджан являются стратегическими партнерами Российской Федерации, война между ними недопустима, искать решение проблемы надо не на поле боя, а на площадках политико-дипломатических переговоров.
Сложные отношения у России с Грузией. Уже первый ее президент 3. Гамсахурдия в начале 1990-х гг. взял курс на разрыв с Российской Федерацией. Неровностью отличалось взаимодействие двух стран во времена президентства в Грузии Э.А. Шеварднадзе[6]. Военно-политическая авантюра грузинского президента М. Саакашвили, развязавшего в августе 2008 г. «пятидневную войну» между Грузией и Россией, привела к разрыву отношений между странами и образованию новых государств — Южной Осетии и Абхазии. В 2009 г. Грузия вышла из СНГ, через четыре года подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом, не скрывает своего стремления вступить в НАТО. В начале нынешнего десятилетия наметились некоторые подвижки в плане нормализации отношений между Россией и Грузией, но затем процесс опять был заморожен по причине, как заявляют в Тбилиси, заключения договоров Российской Федерации с Южной Осетией и Абхазией.
В ноябре 2014 г. в Сочи был подписан российско-абхазский Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Документ очерчивает новый контур военной и экономической политики двух стран.
В марте 2015 г. подписан Договор между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о союзничестве и интеграции, рассчитанный сроком на 25 лет с возможностью его продления на десятилетние периоды. Суть договора заключается в формировании общего пространства обороны и безопасности, свободного пересечения границы, упрощения процедуры получения российского гражданства и его социальной составляющей.
Для национальных интересов России большое значение имеет Центрально-Азиатский регион. В советские времена это пространство называлось Средняя Азия и Казахстан.
Для государств Центральной Азии свойственна неравномерность социально-экономического развития, неодинаковая степень интегрированности в глобальные и региональные структуры, разный уровень демократии и авторитарности их политических систем. Примером успешного и динамичного развития является Казахстан. За четверть века независимого существования в стране многократно вырос ВВП на душу населения, экспорт, золотовалютные резервы. Проводя разностороннюю внешнюю политику, руководство Казахстана подчеркивает особые стратегические отношения с Россией. Республика активно поддерживает инициативы Российской Федерации по развитию многостороннего сотрудничества на пространстве Евразии, входит в состав СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. Астана выступает наиболее значимым союзником Москвы в Центральной Азии и не играет в антироссийские игры, которые ей пытаются навязать. Из всех центральноазиатских республик в Казахстане проживает самое большое число этнических русских, по состоянию на 2015 г. — 3 млн 666 тыс. человек, что составляет 21% населения республики[7].
«Мы обречены на вечную дружбу с Россией», — эту лирическую и парадоксальную фразу президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев произнес еще в 1990-е гг. Президент страны пользуется высоким международным авторитетом, тесно взаимодействуя с Россией, вместе с тем выстраивает дружественные отношения с другими ближними и дальними соседями.
Непростая ситуация в первое десятилетие нынешнего века сложилась в Киргизии, которая за постсоветский период пережила «тюльпановую революцию», сместила двух президентов (А. А. Акаева, К. С. Бакиева), оказалась на пороге гражданской войны в 2010 г. В республике не исчезли противоречия между севером и югом страны, этническими киргизами и узбеками, разными кланами и партиями. Значительная часть политической и экономической элиты Киргизии и основная масса населения дружественно относятся к России и настроены на дальнейшее развитие отношений с ней. В 2015 г. Республика Киргизия вошла в состав Евразийского экономического союза, является членом основных региональных интеграционных структур. Укрепляется оборонное и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с Киргизией.
Таджикистан — наименьшее по площади и единственное ираноязычное (персоязычное) государство постсоветской Центральной Азии. В 1992—1997 гг. Республика Таджикистан пережила кровопролитную гражданскую войну, носившую как военно-политический, так и этнически-клановый характер.
Война унесла жизни десятков тысяч людей, экономика была разрушена, ущерб, нанесенный народному хозяйству республики, оценивается в 10 млрд долларов. Согласно данным ООН, около 1 млн жителей стали вынужденными переселенцами и более 200 тыс. — беженцами. Противостояние завершилось подписанием в Москве Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане между Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном и руководителем Объединенной таджикской оппозиции. Ядро оппозиции составляли исламистские силы, которые впоследствии образовали Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) — единственную легально действовавшую партию исламистского толка на постсоветском пространстве. В 2015 г. деятельность ПИВТ была запрещена.
Экономика Таджикистана имеет большие возможности для развития, республика располагает крупным гидроэнергетическим потенциалом, месторождениями драгоценных камней, алюминиевых руд, урана (по некоторым данным — до 16% мировых запасов). Однако недостаток инвестиций, невысокая квалификация рабочей силы, непростая ситуация с соседним Узбекистаном — все это сдерживает социально-экономическое развитие республики, порождает миграцию. Каждый третий таджик работает в России.
В основе внешней политики России по отношению к Таджикистану лежит принцип равноправия, взаимной выгоды, учета интересов друг друга. Имея в виду геополитический фактор и возможность обострения ситуации в Афганистане в связи с выводом войск западной коалиции из этой страны, Россия и Таджикистан укрепляют военное сотрудничество, на территории республики функционирует 201-я российская военная база, в задачу которой входит прикрытие таджикско-афганской границы.
Основой взаимоотношений Российской Федерации с Туркменией являются более 150 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Руководители России и Туркменистана неоднократно обменивались визитами. В экономической области отношения между двумя странами имеют положительную динамику. Туркменистан располагает доказанными запасами природного газа объемом 17,5 трлн м3 и по этому показателю делит 4—5 место в мире.
Россия активно сотрудничает с Узбекистаном, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса. РФ является основным внешнеторговым партнером Узбекистана, доля российско-узбекского товарооборота в общем торговом обороте республики на протяжении последних лет составляет порядка 30%. Во внешней политике Узбекистан стремится не примыкать ни к одной из группировок. В 2013 г. страна приостановила членство в ОДКБ, не изъявляет желания вступить в ЕАЭС, но остается членом СНГ и ШОС.
Российская Федерация в состоянии сохранить свою позицию «первой среди равных» в интеграционных процессах в рамках СНГ. В данном контексте можно выделить несколько ключевых факторов консолидации.
Во-первых, в силу своего очевидного экономического превосходства и сохраняющихся связей Россия остается важным партнером для большинства стран СНГ.
Во-вторых, сближению парадоксальным образом способствует феномен «негативной селекции»: экономики стран Содружества слабо подготовлены к интеграции в рамках мирового хозяйства из-за слабой конкуренции своей продукции. Товары, выпущенные на основе устаревших технологий, могут быть востребованы только на внутреннем рынке государств — членов СНГ[8].
В-третьих, страны Содружества взаимозависимы от поставок сырья. Только несколько государств могут обеспечить свои потребности и экспортировать энергоресурсы. Остальные члены СНГ занозят из России от 80 до 100% потребляемого топлива.
В-четвертых, Россия является привлекательной для трудовых мигрантов. После распада СССР Российская Федерация стала вторым (после США) направлением по числу принимаемых мигрантов — 12,3 млн прибывших родилось за пределами России[9]. К примеру, по данным национального банка Таджикистана, объем денежных переводов в 2014 г. составил 3,9 млрд долл., или 49% ВВП страны.
В-пятых, безусловно, доминирование России в военной области, ее ядерная мощь в состоянии защитить союзников и стратегических партнеров по СНГ от внешней агрессии. На «сцепку» большинства стран Содружества работают и международные позиции Российской Федерации, являющейся постоянным членом Совета Безопасности ООН, «Большой двадцатки», БРИКС и других влиятельных международных форматов.
В-шестых, объединению способствует традиционное культурное влияние России. Русский язык, хотя и сокращает область своего распространения на постсоветском пространстве, тем не менее продолжает оставаться вторым по распространению языком в большинстве республик СНГ.
К постсоветскому пространству относятся также государства Прибалтики. Латвия, Литва, Эстония первыми вышли из состава СССР, а в 2004 г. они вступили в НАТО и были приняты в Евросоюз. Между Россией и странами Балтии остаются существенные противоречия по ряду вопросов, в частности в оценке результатов Второй мировой войны и послевоенного устройства. В Прибалтике на одну доску ставят фашистские и советский режимы, представляют СССР оккупантом, сносят памятники советской эпохи, обеляют нацистских приспешников.
Дискриминируется русскоязычное население, сохранен институт негражданства, аналогов которому нет в мире[10]. Негражданами, к примеру, в 2016 г. являлись 257 тыс. жителей Латвии или 11,8% всего населения страны. В основном это этнические русские, которые с 1991 г. не имеют гражданства ни одной страны, не обладают избирательными правами, ограничены в профессиональной деятельности.
В постсоветские годы, по существу, свернуто экономическое сотрудничество между Россией и государствами Прибалтики. Часть построенных в советские годы предприятий бездействует, в то время как многие прибалты ищут работу за границей. Во внешних делах прибалтийские страны ведут по отношению к России недружественную, подчас провокационную политику. Совместно с Польшей и некоторыми другими странами «новой Европы» они стремятся навязать членам Евросоюза свой взгляд на «экспансионистскую» Россию, противятся любым попыткам смягчения санкций против нее. После событий на Украине страны Прибалтики буквально напичканы натовским оружием, превратились в полигон для проведения военных маневров у границ Российской Федерации.
Внутренняя политика России на Северном Кавказе.
С конца 1991 г. На северном Кавказе острый характер приобрёл чеченский кризис, ставший серьёзным дестабилизирующим фактором общественно-политического развития России в 1990-е гг.
27 октября 1991 г. президентом Чеченской республики был избран боевой лётчик генерал Джохар Дудаев, который объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия и о выходе её из состава РСФСР. Чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России. Политическая борьба между ветвями власти не позволила руководству России решить чеченскую проблему в 1992-1993 гг. Самопровозглашённая Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как её субъект. Это было закреплено в Конституции РФ 1993 г. Чечня стала самым слабым звеном в цепи российской государственности. От его прочности зависела прочность Федерации.
Первая Чеченская кампания (1994-1996)
Исламский радикализм — крайнее проявление политического ислама, сторонники которого используют насильственные методы борьбы за власть.
10 августа 1994 г. на съезде сторонников Джохара Дудаева в Грозном прозвучал призыв к объявлению «священной войны» против России. 11 декабря по распоряжению Б.Ельцина в Грозный были введены федеральные войска для «восстановления конституционного порядка».
Начались широкомасштабные боевые действия. Министр обороны России Павел Грачёв обещал взять Грозный в несколько дней. Однако чеченские сепаратисты встретили федеральные войска огнём из оружия, которое в 1992 г. в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Чечни. Дудаевцам было передано 18 реактивных установок «Град», 153 артиллерийских орудия, 53 бронетранспортёра и 40 тыс. автоматов Калашникова. Такой арсенал позволил создать регулярную 15-ти тысячную чеченскую армию. Началась необъявленная внутренняя «Кавказская война» между федеральным центром и мятежной Чечнёй. Это был самый продолжительный и кровопролитный конфликт на территории России. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался.
В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты встали на путь террора. В 1995-1996 гг. боевики совершили вооружённые захваты больниц с сотнями заложников в городах Будённовске (Ставропольский край) и Кизляре (Дагестан). Только в Будённовской больнице 14 июня 1995 г. боевики во главе с Басаевым захватили и 6 дней удерживали 1,5 тыс. заложников, 129 из них погибли. Премьер-министр России В.С.Черномырдин вступил по телефону в переговоры с Басаевым, в результате чего оставшиеся в живых заложники были освобождены, а отряд боевиков получил возможность беспрепятственно вернуться в Чечню. После этого в июне-июле 1995 г. прошли переговоры между представителями федеральных властей и чеченскими сепаратистами, и было подписано соглашение о прекращении огня. Однако осенью того же года боевые действия в Чечне возобновились.
В Росси росли антивоенные настроения и призывы «отпустить Чечню». Военные действия продолжались до лета 1996 г., когда удалось достичь перемирия. 27 мая 1996 г. была достигнута договорённость о прекращении военных действий.
31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) представитель руководства России (секретарь Совета безопасности РФ А.И. Лебедь) и сепаратистов (Аслан Масхадов, сменивший Д.Дудаева, уничтоженного точечным ракетным ударом 20 апреля 1996 г. в результате спецоперации федеральных сил) подписали совместное заявление («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни. Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2001 г. Так завершилась первая чеченская кампания.
Вторая Чеченская кампания (1999-2009)
В 1990-е гг. в Дагестане было немало сторонников чеченских боевиков. Летом 1999 г. в Грозном прошёл «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», где была провозглашена идея освобождения Кавказа от «российского ига». Дагестанские сепаратисты провели несколько стычек с милицией.
Они уговорили чеченцев прийти им на подмогу, уверяя, что местное население встанет на их сторону. 7 августа 1999 г. на территорию Дагестана вторглись отряды боевиков под командованием Ш. Басаева (печально известного захватом заложников в Будённовске). Был объявлен режим контртеррористической операции. Началась вторая чеченская война.
Россия предложила Чечне провести совместную операцию по ликвидации боевиков в Дагестане, но реальной помощи не получила. 12 августа «Исламская шура Дагестана» (сепаратистская организация исламских радикалистов) выпустила «Декларацию о независимости государства Дагестан».
В этот же день боевики сбили российский вертолёт. В ответ на это наши войска провели серию бомбовых ударов по позициям сепаратистов. Остатки войска Басаева удалось выбить из Дагестана уже к концу августа.
В середине сентября территория республики была взята под контроль федеральными войсками.
Ответом сепаратистов стала серия взрывов жилых домов в российских городах:
Дата | Город | Количество жертв |
04.09.1999 | Буйнакск | 64 |
09.09.1999 | Москва | 109 |
13.09.1999 | Москва | 124 |
16.09.1999 | Волгодонск | 19 |
В. В. Путин заявил, что Чечня ведёт против России открытую войну, в то время как глава Чечни Аслан Алиевич Масхадов (1951-2005) утверждал, что чеченцев в Дагестане среди воюющих нет. Тем не менее, в Чечне объявляется всеобщая мобилизация. В конце сентября, после серии бомбардировок Грозного Россия начала вводить в Чечню войска. Ещё до завершения 1999 г. они взяли большую часть территории страны под свой контроль, а в феврале 2000 г. захватили Грозный.
20 апреля 2000 г. контртеррористическая операция на Северном Кавказе официально завершилась. В начале 2001 г. с территории Чечни были выведена основная часть войск. В 2003 г. в Чечне впервые прошли президентские выборы. На них победил Ахмат-Хаджи Абдулхамидович Кадыров (1951-2004). Он погиб 9 мая 2004 г. в результате взрыва на стадионе в Грозном, где проходил парад по случаю Дня Победы.
Но война продолжалась. Остатки боевиков образовали партизанские отряды и вступали в локальные бои с российскими и чеченскими военными. Самым страшным последствием второй чеченской войны стали теракты, которые совершались на территории южных республик, в Москве и других регионах России вплоть до конца 2000-х гг. После взрывов домов в российских городах всю страну потряс взрыв на параде 9 мая 2002 г. в г. Каспийске. Жертвами стали десятки человек. В октябре того же года в театральном центре на Дубровке в Москве во время мюзикла «Норд-Ост» были захвачены заложники. Через несколько дней после неудачных переговоров с террористами российские войска провели штурм центра, во время которого погибли более 150 человек. Жертвами взрыва на рок-фестивале «Крылья» стали 15 человек, от взрыва у военного госпиталя в г. Моздоке погибли более 50 человек. Но самым жестоким, бесчеловечным, потрясшим весь мир преступлением террористов стал захват школы 1 сентября 2004 в г. Беслане. В результате погибли более 300 человек, многие из них – дети.
Режим контртеррористической операции в Чечне был отменён в 2009 г. С этого момента вторая чеченская война считается оконченной.
Итоги: стабилизация ситуации на Кавказе и избавление страны от угрозы терактов – один из главных успехов российской власти в начале 2000-х гг.
Домашнее задание:
- Почему Б.Н. Ельцин в ноябре 1991 г. ввел чрезвычайное положение в Чечено-Ингушетии? Как на это отреагировали в республике?
- С какой целью Ш. Басаев захватил заложников в Буденновске? Почему террористы смогли вернуться в Чечню? Добились ли они своих целей?
- Чем закончилась Первая чеченская война? Какие отношения установились между РФ и ЧРИ после завершения войны?
- С каких событий началась Вторая чеченская война? Какую роль сыграли взрывы жилых домов в развитии ситуации?
- Что такое «чеченизация конфликта»? Почему, по Вашему мнению, президентом новой Чечни стал именно Ахмат Кадыров?
- Чем, по Вашему мнению, были вызваны многочисленные теракты в России в начале 2000-х гг.? Какие цели преследовали террористы? Какие изменения можно отметить в отношении российских властей к террористам по сравнению с 1990-ми гг.?
- Почему в апреле 2009 г. стало возможным отменить режим контртеррористической операции на территории Чечни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по Истории России 2 курс "СССР в 1945-1953 годы. Особенности политического режима . Ужесточение внутренней политики."
Цель: выявить итоги и политические последствия Второй мировой войны. Активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, акт...
Лекция по истории России 2 курс " Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Внешняя политика СССР конца 1960-х – первой половины 1980-х гг."
Цель: познакомить учащихся с особенностями политического развития СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в.;способствовать развитию аналитического мышления обучающихся, навыков составления ...
Лекция по истории России 2 курс "Россия во второй половине 1980-х начале 1990-х годов. Перестройка в СССР (1985-1991)"
Цель: формирование понимания сущности «перестройка» (понятие, причины, особенности, основные этапы и их содержание) и ее последствий для истории современной России.Задачи: обобщить и...
Лекция по истории России 2 курс "Постсоветское пространство 1990-е годы XX века. Современная Россия: 1991-2022 гг."
Цель: формирование у обучающихся устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и...
Лекция по истории России 2 курс "Постсоветское пространство 1990-е годы XX века. Современная Россия: 1991-2022 гг."
Цель: формирование у обучающихся устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и...
Лекция по истории России 2 курс "Россия в 2000-е годы"
Цель: конкретизировать основные приоритеты внутренней и внешней политики Российской Федерации в 2000е годы. Задача: способствовать формированию чувства национальной гордости за Россию, воспитыват...
История 1 курс "Оранжевые революции на постсоветском пространстве."
Бульдозерная революция стала первым эпизодом смены власти под давлением народных протестов. Первой революцией, подходящей под определение цветной, является Бульдозерная. Она произошла в 2000 год...