Лекция по Истории России 2 курс "СССР в 1945-1953 годы. Особенности политического режима . Ужесточение внутренней политики."
план-конспект занятия
Цель: выявить итоги и политические последствия Второй мировой войны. Активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал. Развивать чувство патриотизма, неразрывной связи исторического прошлого с современностью.
Задачи: выявить основные итоги второй мировой войны
- выявить цели и направления внешней политики государств после войны;
- способствовать развитию навыков работы с исторической картой, учебником, документами, умений обобщать и систематизировать материал.
- учить делать выводы по пройденному историческому материалу;
- воспитывать чувство патриотизма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
СССР в 1945-1953 годы.
Особенности политического режима .
Ужесточение внутренней политики.
Цель: выявить итоги и политические последствия Второй мировой войны. Активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал. Развивать чувство патриотизма, неразрывной связи исторического прошлого с современностью.
Задачи: выявить основные итоги второй мировой войны
- выявить цели и направления внешней политики государств после войны;
- способствовать развитию навыков работы с исторической картой, учебником, документами, умений обобщать и систематизировать материал.
- учить делать выводы по пройденному историческому материалу;
- воспитывать чувство патриотизма.
План:
- Структура высших органов власти и управления.
- Единовластие И. В. Сталина.
- Перестановки и репрессии в высшем руководстве.
- Государственный аппарат.
- Методы поддержания социальной стабильности.
- Послевоенные идеологические кампании.
- Восстановление и развитие системы образования.
- Развитие науки.
- Основные тенденции развития искусства.
Структура высших органов власти и управления.
Победа в войне укрепила политическую систему, сложившуюся в СССР в предвоенные годы. Основными элементами системы были высшие органы власти во главе с И. В. Сталиным, партийногосударственные учреждения, управляющие страной, а также различные организации, обеспечивающие мобилизацию социально-политической активности советских граждан. По Конституции, политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся всех уровней — от сельских до Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР считался высшим органом власти. Его депутаты избирались прямым голосованием раз в четыре года. После перерыва, связанного с войной, в 1946 г., а затем в 1950 г. были проведены очередные выборы в Верховный Совет. Прерогативой Верховного Совета, согласно Конституции, было формирование правительства. В марте 1946 г. Верховный Совет не только утвердил новый состав правительства СССР, но и изменил его название.
Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров, что соответствовало названию правительства Российской империи. Этот символический отказ от терминологии революционной эпохи историки связывают с общим идеологическим поворотом в пользу традиционных российских ценностей, происходившим в послевоенные годы. Однако такие переименования не меняли политическую систему. Основные решения, определявшие развитие страны, как и прежде, принимались Сталиным.
Единовластие И. В. Сталина.
Формально Сталин занимал посты секретаря ЦК ВКП(б) и председателя Совета министров СССР. Фактически он обладал неограниченной властью диктатора. Роль совещательных органов при нём выполняли руководящие группы, в состав которых входили члены Политбюро, ближайшие соратники вождя. Состав таких групп менялся, хотя в основе оставался стабильным. В годы войны сложилась так называемая руководящая «пятёрка». Помимо Сталина, в её состав входили члены Политбюро и заместители председателя СНК СССР В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия и А. И. Микоян. В 1945 и 1946 гг. Сталин подверг членов «пятёрки» различным наказаниям. Одновременно он включил в руководящую группу бывшего секретаря Ленинградского обкома партии А. А. Жданова, переведённого в Москву в качестве руководителя Секретариата ЦК ВКП(б), а также председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского. В последующие годы Сталин выдвинул на ведущие роли секретаря Московского обкома партии Н. С. Хрущёва и заместителя председателя Совета министров СССР Н. А. Булганина. Руководящая группа, которая в зависимости от состава называлась «шестёркой», «семёркой», «восьмёркой», «девяткой», фактически заменяла такие формальные органы власти, как Политбюро и Совет министров. Она собиралась в кабинете Сталина в Кремле или на его даче и решала важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Советский плакат 1950 г. Объясните смысл плаката.
Перестановки и репрессии в высшем руководстве.
Для консолидации власти Сталин постоянно проводил перестановки в руководящей группе. Имели место и репрессии против некоторых соратников вождя. В 1949 г. было сфабриковано «ленинградское дело». По ложным обвинениям были арестованы Н. А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов и многие руководители Ленинградской области, в разное время работавшие с А. А. Ждановым, умершим в 1948 г. После допросов и пыток в сентябре 1950 г. Вознесенского, Кузнецова и ряд других руководителей на закрытом суде приговорили к расстрелу. В 1949 г. Сталин лишил своих старых соратников В. М. Молотова и А. И. Микояна должностей министров иностранных дел и внешней торговли, хотя и оставил их членами руководящей группы.
В конце 1951 г. началось «мингрельское дело», которое привело к массовым арестам в Грузии. Как считают некоторые историки, это «дело» было направлено против Л. П. Берии, который покровительствовал грузинским руководителям. После XIX съезда партии в октябре 1952 г. (на нём партия была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза — КПСС) Сталин провёл очередную перестановку в своём окружении. Главной новацией была ликвидация Политбюро и создание вместо него двух структур. Первая, формально заменившая Политбюро, называлась Президиумом ЦК КПСС. Если ранее в Политбюро избиралось 9 полноправных членов и 2 кандидата, то новый Президиум насчитывал 25 членов и 11 кандидатов. Расширение произошло за счёт более молодых и относительно неизвестных руководителей, опираясь на которых Сталин получал ещё большую свободу рук в отношении старых соратников. Не менее неожиданно Сталин предложил выделить в составе Президиума узкую руководящую группу — Бюро Президиума ЦК КПСС в составе 9 членов. При этом он заявил, что не считает возможным выдвигать в Бюро Молотова и Микояна. Более того, он публично обрушился на них с резкими обвинениями на пленуме ЦК, который состоялся сразу после XIX съезда. Какие выводы можно сделать, проанализировав кадровые перестановки в стране? В последние месяцы жизни Сталина под его руководством было организовано так называемое «дело врачей». Большую группу кремлёвских врачей объявили «вредителями», которые умертвили или готовились умертвить своих пациентов по заданию западных разведок. Поскольку среди врачей были евреи, это вызвало волну антисемитских настроений. В своей политике Сталин опирался на органы госбезопасности, контроль над которыми ни на минуту не выпускал из своих рук. Периодически в Министерстве госбезопасности проводились кадровые чистки, которыми Сталин руководил лично.
КПСС как основа советской политической системы.
К концу 1952 г. в КПСС насчитывалось около 7 млн членов и кандидатов в члены. Партийный аппарат в центре и на местах управлял всеми сферами социально-экономической жизни общества. Главным орудием контроля было монопольное право партии на назначение руководящих работников всех уровней, что обеспечивалось системой так называемой номенклатуры. Каждый партийный комитет имел свой список должностей (номенклатуру должностей), на которые он подбирал кадры. Высшие гражданские и военные руководители входили в номенклатуру ЦК, т. е. утверждались непосредственно Политбюро или Секретариатом ЦК. Осенью 1952 г. номенклатура ЦК выросла до 53 тыс. должностей. Ступенью ниже располагалась категория номенклатурных работников, которых назначали ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии. В середине 1952 г. таких руководителей насчитывалось более 350 тыс. Свою номенклатуру имели горкомы, райкомы партии.
Выдвинув на руководящие должности молодых, полностью преданных ему руководителей, Сталин больше не подвергал аппарат чисткам, как в 1930-е гг. Отдельные показательные акции, такие, как «ленинградское дело» и «мингрельское дело», были сравнительно небольшими по масштабам. Это способствовало кадровой стабилизации, формированию устойчивого слоя номенклатурных работников, связанных общими интересами и взаимной поддержкой.
Государственный аппарат.
Руководители и служащие значительного по размерам государственного аппарата осуществляли повседневное руководство страной, проводя в жизнь основные решения, принятые в центре. Огромными ресурсами распоряжались могущественные экономические министерства. Их приоритетом было строительство новых предприятий и наращивание производства. Министерства внутренних дел и государственной безопасности, прокуратура, суды обеспечивали поддержание правопорядка, а также проведение репрессий против инакомыслящих. Прокуратура наряду с органами партийного и государственного контроля проводила, кроме того, регулярную проверку деятельности государственного и хозяйственного аппарата. По материалам проверок нередко возбуждались уголовные дела против нарушителей. Важную роль в советской политической системе играли профсоюзы. Фактически они являлись элементом государственного аппарата, выполняя важные социальные функции. На профсоюзы было возложено осуществление социального страхования, прежде всего выплата пособий по временной нетрудоспособности, управление сетью домов отдыха и санаториев. Профсоюзы должны были следить за условиями труда и соблюдением правил техники безопасности. Государственная молодёжная политика, как и в предыдущие годы, проводилась в значительной степени через ВЛКСМ. Комсомол объединял миллионы молодых людей и работал под руководством партийных органов. Партия, профсоюзы, комсомол осуществляли пропагандистскую работу, проводили кампании мобилизации населения, самой известной из которых было социалистическое соревнование за лучшие трудовые достижения.
Методы поддержания социальной стабильности.
Во взаимодействии государства с населением широко использовались механизмы своеобразной советской демократии. Хотя граждане были фактически ограничены в основных политических свободах, они имели право жаловаться на злоупотребления чиновников и широко пользовались этим правом. Миллионы писем, заявлений и жалоб направлялись руководителям, включая Сталина, а также в партийные и государственные органы, в редакции газет. Изложенные в письмах факты должны были проверяться. В большинстве случаев жалобы отклонялись. Однако многие просьбы и предложения авторов писем удовлетворялись.
Такая работа государства с заявлениями граждан выполняла важные политические функции, прежде всего снижала уровень социального недовольства. Как показывают письма, тяготы повседневной жизни люди чаще всего объясняли злоупотреблениями местных чиновников, которые обманывают высших руководителей страны. Вместе с тем, как и в предыдущие годы, для поддержания социальной стабильности использовалось не только пропагандистское воздействие и поощрение политической лояльности, но и репрессии. Массовые аресты и депортации проводились в западных областях Украины, Белоруссии, в Литве, Латвии и Эстонии, где продолжалась острая вооружённая борьба. Однако в целом по СССР количество осуждённых по политическим статьям по сравнению с 1930-ми гг. существенно уменьшилось. Несмотря на это, за 1946 —1952 гг. к заключению было приговорено около 7 млн человек. Важной причиной этого было принятие указов от 4 июня 1947 г. о борьбе с хищениями государственной и личной собственности, которые предусматривали длительные сроки лишения свободы. Чрезвычайная жестокость закона вызывала тревогу даже у руководителей юстиции. В апреле 1951 г. генеральный прокурор и председатель Верховного суда СССР направили Сталину письмо, в котором говорилось: «Среди привлекаемых к уголовной ответственности по указу от 4 июня 1947 г. имеется немало лиц, совершивших впервые в своей жизни мелкие, незначительные хищения... Нередко по делам о мелких хищениях осуждаются к длительным срокам лишения свободы женщины, имеющие на иждивении малолетних детей, инвалиды Великой Отечественной войны, подростки и лица престарелого возраста». Руководители судебных органов и прокуратуры предлагали уменьшить наказания за мелкие хищения. Однако никаких серьёзных перемен не происходило. В результате в лагеря, помимо закоренелых уголовных преступников, попадало много обычных граждан, тяжесть наказания которых не соответствовала опасности их преступлений или проступков. На 1 января 1953 г. в лагерях, колониях, тюрьмах и спец-поселениях находилось 5,5 млн человек, или около 3% населения страны. Государство с трудом контролировало эту огромную систему. Для растущего числа заключённых не хватало охранников. В лагерях вспыхивали забастовки и массовые выступления. Падала производительность труда на хозяйственных объектах ГУЛАГа. Как показывают документы, руководители страны и Министерства внутренних дел всё больше осознавали необходимость изменения карательной политики и реорганизации лагерей.
Послевоенные идеологические кампании.
Важной частью «холодной войны» было идеологическое противостояние двух систем. Обе стороны обвиняли друг друга в стремлении развязать новую войну. На Западе усиливалось преследование левых сил. В СССР началась интенсивная антизападная пропаганда.
Опасаясь влияния капиталистических ценностей на советских людей (прежде всего на интеллигенцию), сталинское руководство инициировало кампанию против так называемого низкопоклонства перед современной буржуазной культурой. На практике это означало сокращение культурных и научных контактов между СССР и западными странами. Важную роль в идеологической переориентации сыграли несколько решений партии, самым известным из которых было постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», опубликованное в августе 1946 г. Резкому осуждению в этом документе было подвергнуто творчество писателя М. М. Зощенко и поэтессы А. А. Ахматовой. Их обвинили в аполитичности и враждебности к советскому строю. Обсуждение этого и других подобных постановлений вылилось в массовую кампанию проработки творческой интеллигенции. В 1947 г. возникло «дело учёных» — Н. Г. Клюевой и Г. И. Роскина, работавших в Москве над препаратами от рака. Их подвергли публичному осуждению за передачу материалов этих исследований американцам. В 1949 г. активизировалась борьба с так называемым «космополитизмом». Под удар в этой кампании попали многие учёные и представители творческих профессий, преимущественно евреи, которых несправедливо обвиняли в отсутствии патриотизма. Идеологический курс послевоенного периода, репрессии против части советской интеллигенции оказывали отрицательное влияние на развитие советской культуры и науки, способствовали распространению шовинизма и ксенофобии.
Восстановление и развитие системы образования.
В годы войны сильно пострадала материально-техническая база образования. Многие школьные и вузовские здания были разрушены. Значительную их часть использовали для военных нужд. Восстановление происходило с большими трудностями. Сохранялась введённая накануне войны плата за учёбу в старших классах школы, вузах и техникумах. Несмотря на это, в послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетием образовании. Это решение осуществлялось постепенно, по мере подготовки необходимых условий. Не хватало школьных зданий и учителей. Многие дети не могли учиться семь лет по причине низкого уровня жизни в их семьях и слабых знаний. В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80% учащихся. Это было большое достижение. Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. В них получали школьное образование уже работающие молодые люди, не имевшие ранее возможности учиться. Однако семилетнее образование всё ещё оставалось недоступным для значительной части детей школьного возраста. Гораздо легче было получить его в городах, где строилось больше новых школ и был выше уровень жизни населения. Часть городских средних и семилетних школ в послевоенные годы работала по принципу раздельного обучения — существовали мужские и женские школы. Эта система, однако, всё чаще подвергалась критике. Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в четвёртой пятилетке (1946—1950) составил около 2 млн человек. Это было почти столько же, сколько подготовили советские вузы и техникумы за восемь предвоенных лет. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения, а около 10% — в здравоохранении. Это отражало прежде всего острую потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры, подготовленные для промышленности, строительства, транспорта и связи. Однако, несмотря на быстрый рост числа вузов и техникумов, специалистов высокой квалификации всё ещё не хватало.
Развитие науки.
Потребности социально-экономического развития страны и советского военного комплекса стимулировали заметный рост науки. Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Численность научных работников в 1950 г. превзошла довоенный уровень более чем на 60 %. Значительная их часть работала в вузах. Роль ведущего научного центра играла Академия наук СССР, президентами которой в послевоенный период были физик С. И. Вавилов и химик А. Н. Несмеянов. Вместе с тем всё большее значение приобретала отраслевая наука, непосредственно обслуживающая потребности отдельных министерств и ведомств. Особое внимание уделялось научно-исследовательским институтам, связанным с атомной энергетикой, ракетостроением, электроникой, радиотехникой. Испытание советского атомного оружия на Семипалатинском полигоне Быстрый рост научных кадров в определённой мере сказывался на их качестве. В 1950 г. в стране насчитывалось только 8 тыс. докторов наук и около 46 тыс. кандидатов наук, которые в целом составляли треть от общей численности научных работников. Вместе с тем наличие сравнительно небольшого количества учёных высшей квалификации позволяло щедро финансировать их работу. Многочисленные награды, премии, высокие зарплаты, преимущественное обеспечение жильём способствовали росту социального статуса советских научных работников. В СССР, как и во многих других странах, сложилась система приоритетного государственного финансирования наиболее важных научных направлений, прежде всего связанных с военными разработками. Благодаря этому быстро развивался советский ядерный проект, в котором работали такие известные учёные, как И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, Н. А. Доллежаль, A. Д. Сахаров. Благодаря усилиям научных институтов под руководством конструкторов С. П. Королёва, В. П. Глушко, B. Н. Челомея быстрыми темпами развивалось советское ракетостроение.
Вокруг этих и других крупнейших программ формировались большие коллективы учёных самых разных специальностей. Исследования химика Н. Н. Семёнова, физиков Л. Д. Ландау, П. А. Черенкова, И. Е. Тамма, И. М. Франка послужили основой для перспективных научных разработок, в будущем отмеченных Нобелевскими премиями. В 1951 г. была создана первая советская электронно-вычислительная машина. Вместе с тем тесная связь советской науки с военными программами, а также кампании усиления бдительности и секретности, которые активизировались в годы «холодной войны», оказывали отрицательное воздействие на развитие науки и научнотехнический прогресс. Нередко разработки одних учёных были недоступны другим, что приводило к дополнительной трате сил и ресурсов. Научные достижения, полученные в институтах, работавших на военный комплекс, в силу секретности слабо использовались в других отраслях экономики. Отрицательное воздействие на развитие науки оказывала жёсткая цензура, идеологический диктат, репрессии против отдельных учёных. В наибольшей степени от этого страдали гуманитарные науки, ограниченные узкими рамками официальной идеологии. Постоянному давлению подвергались историки. Были закрыты архивы. Работы по истории советского периода в основном повторяли положения официальных партийных документов. В 1947 г. по указанию руководства страны была проведена так называемая философская дискуссия, в ходе которой советские философы подверглись резкой критике. На сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук в 1948 г. при поддержке И. В. Сталина была разгромлена как научное направление советская генетика. В 1950 г. проводилась дискуссия по вопросам языкознания, центральным событием которой являлась публикация статьи И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Результатом этой кампании было преследование ряда лингвистов. Тогда же резкой критике подверглись советские физиологи. В 1951—1952 гг. под руководством Сталина проводилась дискуссия по вопросам политэкономии, которая способствовала дальнейшей идеологизации экономической науки. Как лженаука осуждалась в послевоенные годы кибернетика. Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?
Основные тенденции развития искусства.
Ведущее место в советском искусстве в 1940-е гг. занимала тема войны. Ей были посвящены известные произведения советских писателей и поэтов: «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского. Как и в предыдущий период, популярными были произведения на историческую и производственную тематику. Развитие советского кинематографа, как художественного, так и документального, тормозилось из-за слабой материально-технической базы. Фильмов снимали немного.
В 1949 г. на экраны страны вышли 10 отечественных художественных фильмов, в 1952 г. — 17. Большинство художественных и документальных фильмов имело ярко выраженную идеологическую направленность. Многие картины того времени вызывают интерес и много лет спустя. Например, фильмы о войне «Подвиг разведчика» (режиссёр Б. В. Барнет), «Молодая гвардия» (режиссёр С. А. Герасимов), фильмы-сказки «Золушка» (режиссёры Н. Н. Кошеверова и М. Г. Шапиро, по сценарию Е. Л. Шварца), «Садко» (режиссёр А. Л. Птушко), комедия «Кубанские казаки» и музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской» (режиссёр И. А. Пырьев). Экранизировались спектакли крупнейших театров страны — Московского Художественного академического театра, Малого театра, Театра Советской армии, Киевского украинского драматического театра, Белорусского драматического театра. В 1952 г. вышли фильмы-спектакли «На дне» (по пьесе М. Горького), «Школа злословия» (по пьесе Р. Шеридана), «Учитель танцев» (по пьесе Лопе де Веги), «Горе от ума» (по комедии А. С. Грибоедова), «Волки и овцы» (по пьесе А. Н. Островского) и др. Эти работы, в которых снимались выдающиеся советские актёры, вошли в золотой фонд отечественной культуры. Классические пьесы представляли собой наиболее интересную часть репертуара советских театров. Вместе с тем ставились пьесы современных драматургов — К. М. Симонова, А. Е. Корнейчука, Б. А. Лавренёва. В концертных залах и оперных театрах наряду с классической музыкой исполнялись произведения советских композиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна. К 1950 г. (по количественным показателям) была восстановлена музейная сеть, действовавшая до войны. Однако для восстановления разрушенных нацистами крупнейших музейных комплексов под Ленинградом, в Новгороде, Пскове и т. д. требовались значительные материальные средства и время. Из-за недостатка средств закрывались районные краеведческие музеи. По политическим причинам в 1948 г. был ликвидирован Государственный музей нового западного искусства, в котором хранились богатейшие коллекции картин европейских художников, собранные до революции русскими меценатами. Цензура и идеологический контроль накладывали негативный отпечаток на развитие всего советского искусства. От писателей, режиссёров, художников требовалось создание произведений, воспевавших советский строй, партию, вождей или критиковавших западный империализм. В такой обстановке создавались политически востребованные, но посредственные с художественной точки зрения произведения. Многие представители отечественной культуры не могли в полной мере реализовать свои способности. Была отправлена на доработку вторая серия кинофильма «Иван Грозный» режиссёра С. М. Эйзенштейна. Критике подвергались композиторы Д. Д. Шостакович и С. С. Прокофьев, литераторы А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, А. П. Платонов и др.
Домашнее задания:
- Что способствовало нагнетанию в стране атмосферы страха.
- Охарактеризуйте политический режим советского общества середины XX в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по истории России 2 курс "СССР в 1945-1953 годы. Влияние последствий войны на советскую систему и общество."
Цель: выявить итоги и политические последствия Второй мировой войны. Активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, акт...
Лекция по Истории России 2 курс "СССР в 1945-1953 годах Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945-1953 годах"
Цель: повторить основные события экономического, политического, социального развития СССР, обобщить и систематизировать знания о развитии нашей страны в период с 1945 по 1953 г.г. Задачи: п...
Лекция по истории России 2 курс " Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Внешняя политика СССР конца 1960-х – первой половины 1980-х гг."
Цель: познакомить учащихся с особенностями политического развития СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в.;способствовать развитию аналитического мышления обучающихся, навыков составления ...
Лекция по истории России 2 курс "Россия во второй половине 1980-х начале 1990-х годов. Перестройка в СССР (1985-1991)"
Цель: формирование понимания сущности «перестройка» (понятие, причины, особенности, основные этапы и их содержание) и ее последствий для истории современной России.Задачи: обобщить и...
Лекция по истории России 2 курс "Постсоветское пространство 1990-е годы XX века. Современная Россия: 1991-2022 гг."
Цель: формирование у обучающихся устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и...
Лекция по истории России 2 курс "Постсоветское пространство 1990-е годы XX века. Современная Россия: 1991-2022 гг."
Цель: формирование у обучающихся устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и...
Лекция по истории России 2 курс "Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. Внутренняя политика России на Северном Кавказе."
Цель: оценить изменение геостратегического положения России после распада СССР на постсоветском пространстве.Задачи: сформировать умение «переносить» приобретённые и систематизированн...