ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья

Горчакова Наталья Владимировна

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества.

Требования к организации духовно-нравственного воспитания школьников определены федеральным государственным стандартом общего образования второго поколения. В этом важном документе подчёркивается значимая роль духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: «Стандарт направлен на обеспечение… духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konfer.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Горчакова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества.

Требования к организации духовно-нравственного воспитания школьников определены федеральным государственным стандартом общего образования второго поколения. В этом важном документе подчёркивается значимая роль духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: «Стандарт направлен на обеспечение… духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся».

Многие исследователи предлагают разные варианты организации духовно-нравственного и религиозного образования. Как правило, здесь, происходит разграничение конфессиональных и светских форм.

В настоящее время выделяют следующие формы духовно-нравственного образования на основе религиозно-культурного компонента:

1. Конфессиональное обучение религии;

2. Научное религиоведение;

3.Религиозно-культурологическое образование;

4.Этноконфессиональное образование в составе этнокультурного образования;

5. «Образовательное религиозное образование» («религия как дар»).

В то же время при организации духовно-нравственного и религиозного образования в школе в той или иной форме необходимо руководствоваться фундаментальными принципами:

1. Принцип светскости образования;

2. Принцип развивающегося характера обучения;

3. Принцип культуросообразности;

4. Принцип единства социализации и индивидуализации;

5. Гуманитарное качество педагогического отношения.

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой понимают «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

   Задачи внеурочной деятельности:

- способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;

- формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;

- повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстниках, педагогов, родителей;

- расширять его представление об окружающем мире.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС - это «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная  на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному образованию опирается на следующие формы работы: беседы, кружки, факультативы, проекты, игры, коллективные творческие дела.

Обязательным условием формирования жизненных установок и базовых ценностей (так, в «Концепции духовно-нравственного и воспитания личности гражданина России» перечислены следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) является получение ребёнком опыта эмоционального и нравственного переживания, позитивного отношения к себе и окружающему миру, принятие взглядов и особенностей других людей.

        Из множества существующих программ я остановила свой выбор на программе А. В. Бородиной  «История религиозной культуры. Основы православной культуры». Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях. Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю на каждом году обучения. Цель курса – расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.

Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:

– изучение православной религиозной традиции; изучение истории христианства;

– изучение православной этики;

– ознакомление с православным календарём;

– ознакомление с особенностями церковного искусства;

– изучение устроения православного храма;

– воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

– формирование культуры общения;

– воспитание патриотизма;

– формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

– духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

– приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

– расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его - лексикой духовного и историко-культурологического значения;

– возрождение православных основ семьи;

– пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

– творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

– воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»

1. «Мы и наша культура» для 1 класса.

2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

Тематика таких занятий может быть разнообразной: «Ветхозаветные сюжеты», «Жития святых», «Евангельские притчи», «Православные праздники», «Мир внешний и мир внутренний».

Для тем проектов можно выбирать следующие: «Православный календарь», «Откуда азбука пошла», «Семья. Православная семья», «Рождество Христово». Результатами выполнения проектов могут стать: рисунки, презентации учащихся, выставка рождественских игрушек и открыток, а можно организовать и постановку спектакля.

Детям интересная и такая форма работы как виртуальное посещение музея. На занятии можно не только посетить Государственную Третьяковскую галерею, но и побывать в Государственном Эрмитаже. Это даёт возможность формировать у детей интерес к культуре, мотивацию к её изучению, воспитывает у учащихся эстетическое восприятие предметов и явлений культуры, уважение к прошлому народа, любовь к Родине, бережное отношение к произведениям искусства.

Предлагая определенную форму внеурочной деятельности, следует помнить, что на первый план должны быть вынесены задачи, характерные для духовно-нравственного воспитания и развития учащихся: обогащение и укрепление мотивационной базы нравственного поведения, развитие коммуникативных навыков и культуры диалога, духовное развитие школьника посредством активизации индивидуального восприятия окружающего мира.

 

Библиографический список

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

2. Кучурин В.В., Козырев Ф.И., Фирсова Н.В. Духовно-нравственное и религиозное образование в контексте новых образовательных стандартов: методическое пособие/В.В. Кучурин, Ф.Н. Козырев, Н.В. Фирсова; под общ. ред. В.В. Кучурина. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – 120с. (стр. 30-32)

3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс]//Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Доступ: http://mon.gov.ru/dok/akt/8498

4. Ф.Н. Козырев, Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб.: Апостольский город, 2005. – 636 с. (стр. 56)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ"

Организация внеурочной деятельности учащихся в МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ", с указанием содержания  данного вида деятельности в ОУ....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

Организация внеурочной деятельности учащихся Старооскольского городского округа посредством туристско-краеведческой деятельности

Статья об организации внеурочной  туристско-краеведческой  деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского туризма иэкскурсий...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Подвижные игры»

Образовательная программа организации внеурочной деятельности учащихся "Подвижные игры"...

Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"

Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...

Повышение мотивации к изучению татарского языка в учебной и внеурочной деятельности учащихся

Повышение мотивации к изучению татарского языка  в учебной и внеурочной деятельности учащихся...