«Применение методов арт-терапии в работе с обучающимися: диагностика и коррекция через невербальные методы (на примере АРТ Ассоциативно-рисуночного теста)»
материал

В работе рассматривается арт-терапия как эффективный психотерапевтический метод, основанный на творческом самовыражении, и подробно анализируется одна из её проективных методик — Ассоциативно-Рисуночный Тест (АРТ).

Основное внимание уделено применению этих инструментов в работе с обучающимися, в частности, в условиях, где присутствуют высокие психологические защиты и трудности вербализации. Раскрывается механизм работы арт-терапии, которая позволяет обойти рациональный контроль и получить доступ к неосознаваемым процессам: скрытой агрессии, травмам, нарушенной идентичности, чувствам тревоги и вины.

На примере детального анализа восьми позиций АРТ показано, как интерпретация рисунков и сопутствующих историй помогает диагностировать ключевые аспекты личности: систему отношений, поведение в группе и конфликте, особенности общения, восприятие действительности. Делается особый акцент на выявлении латентных психологических проблем, которые лежат в основе деструктивного поведения.

Делается вывод, что арт-терапия и АРТ являются незаменимыми инструментами для глубокой диагностики и последующей психокоррекции, предоставляя уникальную возможность для «бессловесного» диалога, проработки внутренних конфликтов и содействия процессу ресоциализации.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_2.odt44.13 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Цели и задачи методической разработки

Тема: «Применение методов арт-терапии в работе с обучающимися: диагностика и коррекция через невербальные методы (на примере АРТ Ассоциативно-рисуночного теста)».

Целевая аудитория: сотрудники психологической службы, педагоги-психологи.

  1. Цель: Повышение профессиональной компетентности сотрудников психологической службы СПО в области применения арт-терапевтических методов для диагностики и коррекции эмоционально-личностной и ценностно-мотивационной сфер обучающихся.

  2. Задачи:

1. Обучающие:

  • Познакомить участников с возможностями Ассоциативно-Рисуночного Теста (АРТ) для экспресс-диагностики актуального психоэмоционального состояния, выявления внутренних конфликтов и ресурсов личности.
  • Раскрыть потенциал проективной методики для диагностики системы ценностей и их согласованности с реальным поведением.

2. Практические:

  • Продемонстрировать на конкретных примерах алгоритм проведения и интерпретации результатов методики АРТ.
  • Отработать на модельных примерах навык анализа проективной информации: от рисунка к формулировке психологических выводов.

3. Развивающие и мотивационные:

  • Стимулировать интерес сотрудников к использованию невербальных и проективных методов как способа преодоления психологических защит.
  • Способствовать развитию профессионального мышления, направленного на поиск мишеней для последующей коррекционной работы на основе полученных диагностических данных.

Введение. Актуальность арт-терапии

Арт-терапия — это метод психотерапии, который использует творческие процессы, такие как рисование, живопись, скульптура и другие виды искусства, чтобы помочь людям выразить свои чувства и переживания. В переводе «как излечение с помощью творчества». Этот термин впервые стал употребляться в 40-е г. XX века, начиная с работ Адриана Хилла. В 1938 году английский художник Адриан Кит Грэм Хилл, находясь на лечении от туберкулеза в санатории, начал рисовать, чтобы справиться со скукой. Этот шаг стал неожиданным для его врачей — творческий процесс помог ему не только отвлечься, но и значительно ускорить восстановление.

Хилл стал арт-педагогом и начал работать с пациентами в госпиталях. Его опыт убедил многих в том, что творчество может оказывать глубокое воздействие на психическое и физическое здоровье. В 1942 году Хилл впервые использовал термин арт-терапия, а в 1945 году опубликовал свои идеи в художественной книге «Искусство против болезней».

В контексте работы с обучающимися, арт-терапия становится особенно важным инструментом, позволяющим не только облегчить эмоциональное напряжение, но и выявить скрытые процессы, которые могут быть недоступны в традиционных формах общения. Потому что этот метод обращается к невербальным зонам мозга, работает через образы и символы. В образовательных и медицинских учреждениях в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Так как это дает возможность раннего выявления развития эмоциональных и поведенческих нарушений и применения в отношении детей и подростков программ раннего вмешательства, а также повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. Кроме того, внедрение арт-терапии в образование способствовало бы развитию у учащихся различных психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной адаптации.

Скрытые процессы в творчестве.

Арт-терапия помогает выявить скрытые процессы, которые могут быть неосознанными или подавленными. В этой ситуации арт-терапия становится незаменимым инструментом в работе с подростками, потому что это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами подростков. Арт терапия позволяет:

• Обойти психологические защиты. Через рисунок и метафору подросток выражает то, что не готов сказать словами.

• Снизить напряжение. Сам процесс творчества обладает релаксирующим эффектом.

• Диагностировать внутреннее состояние. Мы получаем «снимок» личности здесь и сейчас.

• Стимулировать личностную рефлексию. Увидев свою проблему со стороны, человек легче вступает в работу над ней.

Ассоциативно-Рисуночный Тест (АРТ)

АРТ — проективная тестовая методика, направленная на диагностику личности и ее системы отношений, разработанная во ВНИИ МВД Ю.Н. Кудряковым и В.П. Голубевым. Как указывают авторы, методика направлена, прежде всего, на выявление представлений человека о самом себе, актуальной агрессии, особенностей поведения личности в группе и общении (в том числе в конфликтной ситуации), определение специфики взаимоотношений с противоположным полом.

Стимульный материал к методике состоит из восьми нумерованных, согласно указаниям авторов методики, прямоугольников размером 6х8 см, в шести из которых вписан стимульный материал. В первом прямоугольнике (исходный стимульный материал — точка в правом верхнем углу) предлагается нарисовать все, что захочется; во втором прямоугольнике — нарисовать крокодила; в третьем (стимульный материал — прямоугольник) — нарисовать слона в прямоугольнике; в четвертом — поставить свою подпись; в пятом (стимульный материал — солнце в левом верхнем углу, луна — в правом верхнем углу) — нарисовать все, что угодно; в шестом (стимульный материал; в левом нижнем углу — берег, внизу вода, на берегу — дерево без листвы) — дорисовать по собственному усмотрению; в седьмом (стимульный материал — наклоненная фигура) — также нарисовать все, что угодно; в восьмом (стимульный материал — по две вертикальных и горизонтальных дуги, направленных друг к другу) — дорисовать. К каждому рисунку нужно придумать свою историю. (Кто изображен, где он живет, что любит и т.д.) Данная методика проста в применении, не требует художественных навыков и очень информативна.

В первом рисунке теста выявляются особенности ориентации человека в среде, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении. Основные варианты: 1. нарисовали что-то, никак не связанное с точкой - человек часто не замечает то, что его окружает, не учитывает в своем поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. 2. точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент или не несет центральной смысловой нагрузки - человек стремится учесть элементы среды, но не пропускает через себя. 3. точка как смысловой центр рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.) - человек в максимальной степени стремится учесть элементы среды, активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. 4. «замаскированная» точка (например, в массу снежинок, капель дождя, звезды и др) - человек стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение, для таких людей не бывает ненужной информации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

Во втором рисунке выявляется наличие у человека агрессивных тенденций. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией агрессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительности. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила. Тщательное вырисовывание крокодила, по сравнению с другими рисунками, так же свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение и их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности в поиске проявления агрессии со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявлена эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т.п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть открыто реализована. Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого, ленивого. Подобное встречается у людей, которые декларируют свое доброжелательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии.

В третьем рисунке теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению установленных норм. Значение такой детали как уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза - интерпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы -признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у мужчин, - то свидетельствуют о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооценку. Поднятый хвост положительная оценка себя, своих действий в группе, опущенный вниз – недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе. Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминированию в группе. Незначительные размеры рисунка - отсутствие тенденции к доминированию, заниженная оценка своего социального статуса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие варианты он нарисован в анфас или сзади. Вид сбоку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его в анфас интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях, изображение сзади - пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов. Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается картина, фотография, литография и т. п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как нечто неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодействии они пассивны не стремятся к изменению своей социально-психологической позиции, при этом их поведение стереотипно, его составляют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются и у лиц, которых не принимает социальная группа или же они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из определенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями. Наиболее типично подобное поведение наблюдается у шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно для многих осужденных, плохо адаптированных к условиям содержания в исправительных учреждениях. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Также часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

Четвертая позиции теста предназначена для выявления особенностей общения. Люди придерживающиеся формализованного и регламентированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре прямоугольника. Если подпись расположена в верхней части прямоугольника, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный, а иногда и социально-психологический статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся социально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине прямоугольника. Наличие в подписи начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увеличение длины подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию имеет аналогичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания.

Графология подпись характер позволяет анализировать личность человека через его подпись. Вот несколько ключевых моментов, которые могут говорить о характере:

• Размер подписи: Большая подпись может указывать на уверенность и стремление быть заметным, а маленькая подпись может говорить о скрытности и осторожности.

• Направление подписи: Подпись, направленная вверх, может указывать на оптимизм, а вниз — на пессимизм.

• Читаемость: Чем больше в подписи читаемых букв, тем больше человек открыт к общению, а короткое написание может свидетельствовать о быстром восприятии информации.

• Хвостики и завитушки: Дополнительные элементы в подписи могут указывать на артистичность или стремление к выделению.

• Стиль письма: Стиль написания может говорить о логическом мышлении, работоспособности и закрытости характера.

В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция содержит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней отличается моделью субъективного отношения человека к неоднозначности жизненных ситуаций. Здесь возможны несколько основных вариантов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых полностью определяется полярными оценками (хорошее - плохое, доброе - злое, светлое - темное и т.д.), и в их рисунках также присутствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство. Они, например, как правило, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции, по принципу день-ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, стремятся однозначно определить ситуацию (хорошее - плохое), их не смущает имеющееся противоречие и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения. В этом рисунке встречаются варианты никак не связаны с исходным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них. Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций собственных потребностей и желаний находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера, происходят какие-либо события или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду на свидание»).

Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола. Исходный материал выражает собой как бы две противоположные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максимальную нестабильность (вода, море, река). Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а берег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Как исходный материал - дерево, растущее на берегу, направлено на выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотношений. Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твердую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движения судна.

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации. Наклоненная фигура символизирует неустойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты поведения. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивой ситуации агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру принимают за елку и рисуют человека, который её спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой и в социальной сферах, то в рисунках это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклоненных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фигуры. Например, они могут нарисовать подпорку или человека, поддерживающего фигуру, пририсовать корневую систему и т. д. Люди обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустойчивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклоненной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего сознания. О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свидетельствуют рисунки типа: «грибы под елкой» и т. д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к восприятию ситуации как неустойчивой или конфликтной для себя. Встречаются так же рисунки, когда стабилизация наклоненной фигуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед мороз несет ёлку») или несет ее в руках или иным способом. Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются парадоксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Например, наклоненная фигура превращается в елку и всячески украшается или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды. Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые получают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек разрешает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, психологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной неустойчивой ситуации для получения тех или иных эмоциональных или материальных выгод.

В восьмой позиции исходный тестовый материал стимулирует к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо охарактеризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах характера, привычках, склонностях и т. д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого. В этой позиции теста часто встречаются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие рисунки так же являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой и т.п. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделит своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж. Также большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции рисуют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, женственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы парадоксальным ни был рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рассматривать как представление о себе, причем не обязательно осознанное. Иногда имеют место случаи, когда выявляются проекции в рисунке только наиболее актуальную личную проблему, что выясняется в процессе беседы.

Важное дополнение: успешная интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков как единого целого. Информация, полученная по каждому из рисунков, должна быть объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику человека.

Работа с эмоциональным состоянием и ценностно-мотивационной сферой у обучающихся сопряжена с рядом трудностей: высокий уровень различных форм психологических защит, недоверие к словесным методам, сложности в вербализации переживаний и многое другое.

  1. 1. Механизмы психологической защиты

Это бессознательные стратегии, которые психика использует для снижения тревоги и внутреннего конфликта. В рисунках они проявляются следующим образом:

  • Вытеснение: Травматичные события, связанные с преступлением или следствием, могут полностью отсутствовать в рисунках. Учащийся рисует нейтральные, стереотипные образы (домик, дерево, пейзаж), будто "обходя" болезненные темы. Скрытый процесс: Подавленная вина, страх или агрессия, которые слишком сильны, чтобы быть осознанными.
  • Отрицание: Рисунки могут быть неестественно яркими, идеализированными, "сказочными". Например, учащийся рисует себя в образе могучего героя, а тюремную камеру — как уютную комнату. Скрытый процесс: Попытка психики отказаться от суровой реальности изоляции и своего статуса.
  • Проекция: Приписывание своих неприемлемых чувств и мыслей другим людям или объектам на рисунке. Например, на рисунке "Несуществующее животное" зверь может быть окружен множеством угрожающих фигур. Скрытый процесс: Собственная неосознаваемая агрессия и враждебность, которые человек воспринимает как исходящие от окружающего мира ("все здесь хотят мне зла").
  • Рационализация: Рисунки могут быть чрезмерно детализированными, геометрически правильными, "сухими". Человек делает акцент на объяснении, почему он нарисовал именно так, а не на эмоциях. Скрытый процесс: Подавление эмоций через интеллектуализацию, попытка найти логическое оправдание своей ситуации.
  1. 2. Неосознаваемая агрессия и враждебность

Агрессия — один из ключевых факторов в криминальной психологии, но она часто маскируется.

  • Символика: Острые углы, шипы, когти, зубы, оружие на рисунках животных или людей.
  • Динамика: Изображение взрывов, столкновений, разрушающихся объектов.
  • Давление на карандаш: Сильный, иногда рвущий бумагу нажим, особенно при изображении контуров или "опасных" элементов.
  • "Заборы" и "барьеры": Частое использование элементов, которые отделяют главный объект от окружающего мира. Скрытый процесс: Высокий уровень внутреннего напряжения, подавленный гнев, который может быть направлен как на других (охранников, сокамерников), так и на себя (аутоагрессия, риск суицида).
  1. 3. Тревога и чувство вины

Эти чувства могут быть настолько болезненны, что прячутся даже от самого носителя.

  • Неуверенность линий: Рисунок состоит из рваных, множественных, дрожащих линий, человек постоянно стирает и перерисовывает.
  • Изоляция объекта: Ключевая фигура рисуется маленькой, в углу листа, как бы "зависшей" в пустом пространстве.
  • Зачернения и затемнения: Особенно в области рта, глаз (символизирующих контакт и выражение) или груди (символизирующей чувства). Скрытый процесс: Глубокое чувство вины, которое человек не может или не хочет признать; страх наказания и осуждения; общая неуверенность в себе и своем будущем.
  1. 4. Нарушенная идентичность и самооценка

Лишение свободы сильно бьет по представлению человека о себе.

  • Дисгармония пропорций: На рисунке человека одна часть тела может быть сильно увеличена (символизируя компенсацию), а другая — уменьшена (символизируя вытесненную проблему). Например, огромные кулаки и маленькая голова.
  • Незавершенность: Фигура рисуется без рук, ног, черт лица. Скрытый процесс: Потеря контроля над своей жизнью (руки — инструмент действия), непонимание своего места в мире (голова), чувство собственной неполноценности и "ущербности".
  • Маска или робот: Изображение себя в виде не-человека. Скрытый процесс: Эмоциональное отчуждение, попытка спрятать свое истинное "Я" за защитной оболочкой, потеря эмпатии.
  1. 5. Потребность в безопасности и опоре

В условиях социальной изоляции базовая потребность в безопасности становится гипертрофированной:

  • Акцент на фундаменте и земле: Дом рисуется с очень массивным, подчеркнутым фундаментом. Дерево имеет огромные, уходящие глубоко в землю корни.
  • Изображение убежищ и укрытий: Пещеры, норы, бункеры. Скрытый процесс: Острая потребность в защите, стабильности и надежности, которых лишен осужденный. Это может быть также ностальгия по дому, семье.
  1. 6. Социальные отношения и иерархия

Скрытые установки по отношению к другим людям.

  • Позиция "снизу" или "сверху": Рисуя себя по отношению к другим фигурам, человек может неосознанно поместить себя в позицию жертвы ("внизу") или доминирования ("сверху"). Скрытый процесс: Внутреннее принятие тюремной иерархии ("опущенный", "блатной"), страх перед другими или, наоборот, стремление к власти и контролю.

Важное предостережение: Ни один элемент в отрыве от целостной картины не является диагнозом. Интерпретация АРТ — это сложная работа квалифицированного психолога, который учитывает все факторы: содержание рисунка, его композицию, графические особенности, историю жизни осужденного и, что самое главное, его собственные комментарии к рисунку ("А что это здесь?", "Почему оно такое?").

Таким образом, ассоциативный рисуночный тест служит уникальным окном в бессознательное человека, позволяя выявить скрытые конфликты, страхи и потребности, которые невозможно обнаружить с помощью стандартных опросников и беседы. Это ключ к разработке эффективных программ психокоррекции и ресоциализации.

У осужденных за насильственные действия, чья психика часто защищена мощными барьерами (отрицание, вытеснение, рационализация), она является особенно эффективным инструментом вскрытия неосознаваемых процессов.

Вот как это происходит поэтапно и какие именно пласты психики она вскрывает:

1. Преодоление психологических защит и цензуры сознания

Проблема: Осужденные склонны давать социально ожидаемые ответы. Они контролируют свою речь, стараются казаться менее опасными или, наоборот, оправдывают свои действия. Словесные методы могут наталкиваться на эту "стену".

Как работает АРТ: Процесс рисования и последующие ассоциации к неопределенным образам обходят рациональный контроль. Человек не понимает, что именно "выдает" его рисунок. Он думает, что просто рисует черточки и кружки, а затем фантазирует. Это прямой путь в бессознательное, минуя цензуру сознания.

2. Вскрытие базовых конфликтов и травм.

Что вскрывается: Многие насильственные действия коренятся в непроработанных детских травмах, глубоких обидах, чувствах унижения и собственной неполноценности. Эти переживания часто вытеснены из сознания, но продолжают управлять поведением.

Как работает АРТ:

• Анализ содержания: В историях, которые учащийся сочиняет к своим рисункам, будут проскальзывать темы преследования, угрозы, несправедливости, измены, наказания.

• Пример: испытуемый рисует абстрактную фигуру и описывает ее как "капкан, который вот-вот захлопнется", или "существо, которое все боятся и поэтому хотят убить". Это может указывать на его собственное восприятие мира как крайне опасного места, где нужно атаковать первым.

• Анализ восприятия ролей: через истории видно, как человек бессознательно воспринимает себя и других. Часто он идентифицирует себя не с агрессором, а с жертвой. Его насилие, с точки зрения бессознательного, — это "превентивная самооборона" против враждебного мира.

3. Диагностика эмоциональной сферы и аффективного контроля

Что вскрывается:

• Подавленная ярость, гнев, страх. Эти эмоции могут быть запретными для осознания (например, "мужчина не должен бояться").

• Низкий порог фрустрации. Неспособность переносить дискомфорт.

• Склонность к импульсивным, неконтролируемым разрядам.

Как работает АРТ:

• Анализ графических показателей: сам рисунок (сильный нажим, рваные линии, острые углы, хаотичность) может быть индикатором высокого внутреннего напряжения, неконтролируемой агрессии.

• Анализ сюжета историй: события в историях часто развиваются по катастрофическому или взрывному сценарию. Персонажи не договариваются, а мгновенно переходят к разрушительным действиям ("и тогда он взорвался", "все разлетелось на куски"). Это прямое отражение внутреннего механизма разрядки аффекта.

4. Выявление нарушений в сфере идентичности и границ

Что вскрывается: у многих осужденных есть проблемы с личными границами (своими и чужими), размытая или негативная идентичность ("Я — плохой, так и буду им").

Как работает АРТ:

• Анализ структуры рисунка: Разрывы линий, несостыковки, полное отсутствие границ (аморфные образы) могут символизировать нарушение целостности собственного "Я".

• Анализ взаимодействия в историях: Персонажи в историях либо сливаются друг с другом (симбиоз), либо уничтожают друг друга (тотальное уничтожение). Нет здоровых дистантных, договорных отношений. Это отражает неосознаваемую модель контакта с миром: "либо я поглощу тебя, либо ты поглотишь/уничтожишь меня".

5. Доступ к символическому отыгрыванию агрессии

Что вскрывается: Рисунок и история становятся безопасным полем для отыгрывания агрессивных и деструктивных импульсов. Человек бессознательно проецирует свои подавленные желания на создаваемые образы.

Как работает АРТ:

• В истории он может описывать взрывы, убийства, разрушения, при этом оставаясь в рамках задания. Для специалиста это ценный материал, показывающий качество и направленность агрессии (холодная/страстная, направленная вовне/на себя, хаотичная/целенаправленная).

Методика Ассоциативного Рисуночного Теста не ставит диагноз сама по себе, но она блестяще вскрывает "сырую" почву бессознательного, на которой произрастает насильственное поведение. Она показывает не осознаваемые самим человеком:

• Глубинные конфликты и травмы.

• Способ обработки эмоций (особенно гнева и страха).

• Девиантные сценарии взаимодействия с миром.

• Символические представления о себе, жертве и акте насилия.

Это дает психологу точечные мишени для дальнейшей коррекционной работы, позволяя подойти к корню проблемы, а не просто бороться с ее симптомами в виде агрессивного поведения.

Вывод: Арт-терапия для обучающихся— это не про создание шедевров, а про изменение внутреннего мира. Она дает уникальный голос тем переживаниям, которые не имеют слов, и через творчество помогает человеку заново открыть в себе человеческое, проработать травму и найти здоровые способы существования как в условиях изоляции, так и после нее.

Используемая литература:

#1050;удряков Ю.Н., Голубев В.П. Ассоциативный рисуночный тест (АРТ): Методика проведения, обработки, анализа и интерпретации результатов. — М.: ВНИИ МВД России, 1994.

#1043;олубев В.П., Кудряков Ю.Н. Ассоциативный рисуночный тест (АРТ) Журнал прикладной психологии. — 1999. — № 3. — С. 40-52.

  1. Учебные и методические пособия

  1. Старшенбаум Г.В. Психодиагностика в психологическом консультировании. — М.: Когито-Центр, 2016. —В этой книге, как правило, есть раздел, посвященный проективным методам, включая АРТ, с примерами анализа.
  2. Ситковская О.Д., Кудряков И.Н. Психология уголовной ответственности. — М.: Норма, 1998. —В контексте судебно-психологической экспертизы может рассматриваться применение методик, включая АРТ.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. —В классических учебниках по психодиагностике часто упоминаются основные проективные методики, используемые в практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А21Практическая работа № 3 Тема: Расчет электрической цепи методом контурных токов. Цель работы: приобрести умения решения сложных цепей постоянного тока методом контурных токов.

Методика расчета цепи методом контурных токовВ методе контурных токов за неизвестные величины принимаются расчетные (контурные) токи, которые якобы протекают в каждом из независимых контур...

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Педагогическая коррекция песком - нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда.

Данный материал содержит авторские методические разработки по использованию песочной  терапии в работе учителя-логопеда....

Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс

Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...

Методические указания к выполнению практических работ по ОП. 02 Психология (раздел «Понятие девиантного поведения, классификация видов, профилактика, методы диагностики и коррекции»)

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей  программой учебной дисциплины  ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисцип...

Применение интерактивных методов в профилактической работе с обучающимися в образовательном пространстве

В последние годы наблюдаются непрерывные изменения в общественном сознании. Учебные заведения должны стать одними из основных институтов, где происходит формирование зрелой личности, самостоятельной, ...

ИЗО-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

ИЗО-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ...