Главные вкладки

    Урок 73
    план-конспект урока на тему

    Арутюнян Лилит Эдуардовна

    Организация поиска

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_73_organizaciya_poiska_dannyh.docx975.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 73

    Тема : Организация поиска данных

    Цель урока: научить учащихся операциям «фильтрация», «запрос» программы Microsoft Access; научить применять данные операции для решения прикладных задач.

    Задачи:

    1. Ввести понятие «фильтрация», «запрос»;
    2. обучить учащихся командам, с помощью которых осуществляется фильтрация и поиск данных;
    3. показать пример использования фильтрации и запросов в программе MS Access;
    4. показать пример использования фильтрации и запросов;
    5. развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
    6. формирование способности к коллективной работе для достижения совместных целей.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Добрый день. Эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы. Сегодня вы будете работать парами, и от вашей активности  и внимательности будет зависеть эффект вашей малой группы.

    2. Этап проверки домашнего задания.

    Ребята, что мы с вами проходим? Правильно базы данных. Давайте вспомним, что такое база данных, для этого проверим домашнее задание, а домашним заданием было создание базы данных 11 Б класса, состоящей из 2- таблиц, которые между собой связаны связью ОДИН-КО-МНОГИМ. Кто готов показать свою работу?

    3. Объяснение нового материала.

    1 этап.

    Сегодня мы проведем урок по изучению еще одной из возможностей программы MS Access, позволяющей автоматизировать работу с таблицами. 

    На экране слайд 2 презентации к уроку рис.1

    Учитель: Давайте подумаем, что можно назвать списком? Какой фрагмент текста или таблицы является, по вашему мнению, списком?

    Учитель: перед вами три фрагмента. Какой из них является списком?

    Уч-ся: ответы.

    Учитель: сформулируйте определение списка. СПИСОК – упорядоченный набор данных Из каких составляющих состоит список?

    Ответ: обычно список состоит строки заголовков (текст описания) и строк данных, которые могут быть разного типа.

    Учитель: давайте вспомним, как в БД называются ЗАГОЛОВОК таблицы и СТРОКИ ДАННЫХ.

     Ответ уч-ся: Заголовок – это поле, а строки – это записи.

    Учитель: Какие типы полей вы знаете?

    Уч-ся: ответы.

    Учитель: Итак, перед вами база данных туристической фирмы. Опишите основные поля таблицы.

    На экране слайд 3 презентации к уроку рис.2

    Уч-ся: ответы.

    Учитель: где находятся записи таблицы?

    Уч-ся: ответы. Под каждым заголовком начинается список, т.е основные записи таблицы.

    Учитель: Является ли каждый фрагмент списком? Да.

    Мы с вами научились создавать простейшие таблицы, вводить данные в таблицу. Но наша задача изучить как можно больше возможностей программы.

    Учитель: Существуют следующие операции, которые обычно выполняются над списками

    На экране слайд 4 презентации к уроку рис.3

    1. ввод данных, записей в таблицу;
    2. поиск данных в базе данных;
    3. сортировка записей.

    Учитель: Сегодня на уроке мы изучим одну из этих операций. Назвать эту операцию вам поможет следующий рисунок.

    На экране слайд 5 презентации к уроку рис.3

    Учитель: Правильно! Эта операция – фильтрация списка.

    Запишем тему урока: Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов.

    На экране слайд 6 презентации к уроку рис.4

    Учитель: как вы думаете, какова цель нашего урока?

    Постановка цели урока:

    целью нашего урока является практическое применение фильтрации данных и запросов для решения информационных задач.

    Учитель: Разберемся с термином «фильтрация». Для чего служат фильтры?

    Известно, например, что перед тем как вода из водохранилища попадает в водопровод, она проходит несколько этапов очистки.

    Что осуществляется на каждом этапе очистки?

    Ответ: Отбор определенной группы примесей.

    Учитель: таким образом, фильтрация позволит нам организовать «сито», через которое вы сможете «просеивать» таблицу данных.

    Учитель: Скажите, пожалуйста, с помощью каких знаков вы в математике находите ответ на вопрос, что больше или меньше? Так вот, условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

    Учитель: Но фильтры бывают простые и сложные. Простой фильтр содержит условие отбора записей только одного поля. Сложный фильтр содержит несколько условий для различных полей.

    Запишем данную информацию.

    Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.

    Чтобы понять каким образом отбирается нужная информация, рассмотрим конкретный пример.


    Задача №1.

    Дана база данных «Туристическая фирма». Отобрать все двухместные номера четырехзвездночного отеля, где стоимость номера от  200 долларов до 300,количество дней проживания – 10 дней.        

    Учитель: Кто самый смелый, и пойдет решать данную задачу?

    Давайте сформулируем алгоритм:

    1. Открыть существующую таблицу.
    2. Применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.
    3. В появившемся окне ввести условия поиска.
    4. Появилось окно с отобранной информацией.
    5. Введем условие, соответствующее заданию.
    6. Применить команду Фильтр / Применить фильтр.

    Чтобы отобразить все элементы таблицы, необходимо применить команду Фильтр – Удалить фильтр.

    Какие у вас вопросы по изложенному материалу? (Вопросы детей).

    Учитель: Применим  более сложный фильтр для решения информационной задачи.

    Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Нам пришла заявка от клиента. Послушайте, пожалуйста.

    На экране слайд 7 презентации к уроку

     Задача №2.

    Уважаемая туристическая фирма! «Миллион друзей «Вояж»!

    Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал:

    «Люблю…
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак,
    Блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей

    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
    Адмиралтейская игла».

    Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога.  Количество дней – 15. Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание – завтрак + ужин.

    Учитель: О какой стране идет речь, о каком городе?

    Учащиеся: Россия. Санкт-Петербург.

    Выходит учащийся к доске

    Учитель:

    Применим команду для фильтрации. Попытаемся ввести все известные нам запросы клиента. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно. Можно сказать, что условия в сложных фильтрах связаны между собой операцией логического умножения.

    Учитель: 

    Скажите, пожалуйста, нам удалось подсчитать стоимость путевки клиента?

    Учащиеся: Нет.

    Учитель:

    Значит, выходит, что на ответ клиента мы не ответим?  Давайте теперь попытаемся понять, что же такое фильтры?

    Вывод: получается, что ФИЛЬТРЫ привязаны к конкретной таблице и вычислить стоимость путевки у нас в данном случае не получится.

    Мы с вами рассмотрели вопрос фильтрации, и поняли, что фильтры привязаны к конкретной таблице. Таким образом, в базах данных должен присутствовать такой элемент для поиска, который позволял бы создавать самостоятельные объекты для реализации поиска и решения информационной задачи, или создавшейся проблемы. Таким объектом являются запросы. Давайте попытаемся посмотреть, каким же образом работают запросы и что такое запросы.

    На экране слайд 11 презентации к уроку


    Какова команда для организации запросов?

    Рассмотрим все тот же пример. (Работа учащихся у доски)

    1. Введем условия поиска.
    2. Запустим запрос.
    3. Стоимость путевки посчитана? Нет.

    Учитель: Скажите, у нас есть такое поле, которое позволяет подсчитывать стоимость тура? Нет. В запросах существует возможность построения дополнительного вычисляемого поля. Давайте попытаемся построить данное поле. Но у меня возникает вопрос, каким образом происходит подсчет стоимости путевки?

    Учащиеся: Стоимость номера в сутки * количество дней.

    Таким образом, нужно добавить дополнительное поле.

    Для этого следует использовать пикограмму для построения выражений.

    Учитель:

    Попытаемся построить вычисляемое поле. Для этого выведем на экран все поля таблицы, чтобы владеть всей информацией для клиента. Поставим курсор в пустое поле и нажмем пиктограмму.

    В появившемся окне напечатаем вручную выражение и щелкнем по кнопке ОК.

    Это выражение подставится в новое поле. ЗАПУСТИМ ДАННЫЙ ЗАПРОС.

    Вопросы учащихся.

    Если нет вопросов, давайте посмотрим, как вы поняли изложенный материал.

    Учитель: чем отличаются фильтры от запросов?

    Ученик: Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице, т.е. требуют открытия нужной таблицы.

    Вывод:

    Итоги 1-го этапа урока: с чем мы познакомились? мы познакомились с операциями поиска информации: фильтр, запросы. Как вы хорошо поняли изложенный материал, вам поможет вторая часть нашего урока.

    1.  Этап закрепления полученных знаний. Деловая игра.

    Проведем деловую игру.

    Деловая игра.

    Я – директор туристической компании, Вы – менеджеры туристической компании.

    Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Ваша задача: после получения конкретной заявки максимально стремительно и точно ее выполнить. От этого зависит ваш деловой успех. После получения заданий клиента, Вы должны найти нужную Вам информацию и вывести ее на экран. Время на выполнение данного этапа – не более 10 минут.

    К наилучшему результату приведет согласованная работа двух человек – менеджеров фирмы (работа в парах). В нашей игре нужно определить три лучшие пары, может быть и больше, которые выполнят задание четко и быстро.

    Выдается рабочее задание менеджерам с 1 по 8 вариант.

    1. Итоги урока.

    Все возвращаются за парты. Выбираем лучшую пару менеджеров. Выставляем оценки.

    Ответьте на вопрос: С какими операциями программы Microsoft Access мы сегодня познакомились?

    Ответ: Операция фильтрации, операция организации запросов.

    Вопрос: С помощью какой команды можно установить команду фильтра?
    (Записи / Фильтр / Изменить фильтр)

    Вопрос: Какая функция программы позволяет организовывать самостоятельные запросы?
    (Запросы)

    Вопрос: Какие предметы школьного курса помогли вам при выполнении заданий?
    (География, технология)

    Какова была цель сегодняшнего урока?

    Достигли ли мы с вами целей?

    Теперь подведем итоги деловой игры. (Награждение)

    1.  Домашнее задание

    На экране слайд 15 презентации к уроку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

    . Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

    Презентация к уроку "Урок будущему первокласснику"

    В данной презентации представлен материал к уроку обучения грамоте "Звук и буква О ".Материал подобран с целью познакомить детей с буквой и звуком "О"....

    Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

    КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

    Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

    Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

    Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

    Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...


     

    Комментарии

    Арутюнян Лилит Эдуардовна

    Организация поиска данных