Методическое обеспечение олимпиады профессионального мастерства – не набор документов, а действенный инструмент результативности…
методическая разработка на тему

Ватолина Анна Ленидовна

Методические рекомендации для организации и проведения первого этапа олимпиады профессионального мастерства...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Олимпиады профмастерства90 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: А.Л. Ватолина, мастер производственного обучения по профессии
«Оператор ЭВМ», ПУ №97, г.Красноуфимск

Методическое обеспечение олимпиады профессионального мастерства – не набор документов, а действенный инструмент результативности…

Современные экономические условия характеризуются ростом требований работодателей к квалификации и качеству подготовки рабочих и специалистов, ужесточением конкуренции на рынке труда, появлением новых профессий, изменением внешней среды, влияющей на состояние профессионального образования. В складывающихся условиях актуальным становится формирование принципиально новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, предприятиями, объединениями работодателей, профессиональными союзами, службами занятости и т.д., то есть системы социального партнерства в сфере профессионального образования.

Быстрые технологические изменения, развитие информационных технологий, меняющая организация труда требует от работников более широких умений и компетенций, чем раньше. В настоящее время растет востребованность умений, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Повышается роль коммуникативных и социальных умений, работать в команде, принимать решения. В этой связи профессиональное обучение приобретает особую значимость, как для отдельной личности, так и для работодателя и общества в целом. Требования работодателей к персоналу в различных секторах экономики Свердловской области охватывают широкий диапазон компетенций. В условиях многопрофильной экономики региона квалифицированный работник (специалист) должен сочетать в себе готовность к выполнению как профессиональных, так и социально-ориентированных функций, что позволит ему быть социально и профессионально успешным.

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников. Одной из форм повышения уровня профессионализма обучающихся в системе начального профессионального образования являются олимпиады профессионального мастерства, проводимые совместно с социальными партнерами.

Олимпиада профессионального мастерства проводится в рамках ежегодного Областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» в целях выявления уровня освоения обучающимися компетенций с учетом требований Р(О)К ГОС НПО и СПО Свердловской области.

Основная цель олимпиады – создание благоприятных условий для проявления и развития творческой инициативы обучающихся, реализации их профессиональных способностей и интересов; мотивация педагогов на интеллектуально-творческой и практической деятельности обучающихся. В процессе подготовки и проведения олимпиад профессионального мастерства у участников ликвидируются некоторые проблемы в знаниях, вырабатываются умения решать проблемные задачи.

Для качественного проведения олимпиады профессионального мастерства необходимо разработать методическое обеспечение. Его структура может быть следующей:

  • нормативное обеспечение (федеральные, региональные документы и документы образовательного учреждения, регламентирующие олимпиады профессионального мастерства);
  • информационное обеспечение (информационные стенды для учащихся и педагогов, рекомендации для подготовки учащихся);
  • аппаратное и программное обеспечение (требование к технической базе и программному обеспечению);
  • экспертное обеспечение (рейтинг-листы).

Нормативное обеспечение

Нормативное  обеспечение  по  проведению  олимпиады  профессионального  мастерства представлено рядом документов:

  • Положение об олимпиаде профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального профессионального образования в 2004-2010 гг.
  • Положение об олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Оператор ЭВМ» проектируется оргкомитетом совместно со старшим мастером, согласуется с методическим Советом и утверждается директором училища, доводится до сведения участников олимпиады не менее чем за 1 месяц до проведения олимпиады (I, II, III курсы)
  • Приказ о создании оргкомитета, который является основным координирующим органом по подготовке и проведению олимпиады.

Информационное обеспечение

Информационные стенды для учащихся, находящиеся в коридорах и в производственных мастерских, содержат следующую информацию:

  • Положение об олимпиаде профессионального мастерства.
  • Рекомендации учащимся и педагогам по подготовке и проведению олимпиады профессионального мастерства.
  • Конспект занятия.
  • График проведения олимпиад профессионального мастерства по курсам.
  • Фотовыставки участников олимпиады прошлых лет.

Аппаратное и программное обеспечение

Этап выполнения практической задачи предполагает использование компьютерного класса, оснащенного медиапроектором, ПК /CPU не ниже Celeron 1800MHz /128Mb RAM/HDD 4Gb/ и установленным программным обеспечением /MS Windows XP, Microsoft Office XP, графические пакеты Adobe Photoshop, Corel Draw/.

Для реализации своих идей учащиеся могут воспользоваться различными источниками информации, а так же заранее подготовленными материалами на электронных носителях.

Экспертное обеспечение

В Положении об олимпиаде профессионального мастерства представлен раздел «Критерии оценивания», согласно которому разрабатывается рейтинговый лист оценивания профессиональной компетентности участников олимпиады профессионального мастерства.

В ходе олимпиады, на всех этапах жюри оценивает качество представленных каждым участником материалов. Жюри олимпиады присутствует при выполнении практического задания участниками, оценивает деятельность претендентов и заносит результаты в рейтинг-лист. По итогам олимпиады мастером заполняется отчетный лист, который сдается в учебную часть для поощрения отмеченных учащихся.

Подготовка и проведение олимпиады профессионального мастерства

Проведение олимпиад в нашем образовательном учреждении начиная с 2004 года стало традиционным. Их тематика соответствует общей теме года, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования. К примеру, в 2009-2010 учебном году олимпиада проходила в период празднования 65-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Олимпиада является поэтапным квалификационным испытанием при закреплении, оценивании знаний, умений и навыков учащихся I, II и III курса Красноуфимского профессионального училища №97 после прохождения соответствующих тем образовательных программ по предметам как общеобразовательного, так и профессионального циклов.

Олимпиада проходит в два тура: теоретический и практический.

Теоретический тур содержит вопросы профессионального цикла. Проводится в форме теста. Тест разработан в соответствии с темами пройденного материала и соответствует первому уровню усвоения (узнавание изученного ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с подсказкой). Тест выполнен средствами MS Power Point. Смена сладов происходит автоматически через 40 секунд. Каждый слайд содержит вопрос и предлагаемые варианты ответов, из которых учащимся нужно выбрать правильный и записать на листе бумаги. Жюри с помощью ключа выставляют количество баллов в рейтинг листы. За 1 правильный ответ – дается 1 балл.

Практический тур олимпиады содержит конкретную профессиональную задачу:

  • I курс – набор и редактирование текста;
  • II курс – создание газетной странички;
  • III курс – создание коллажа (буклета) и его публичная презентация.

При решении поставленной задачи обучающиеся раскрывают способность к продуктивной, самостоятельной деятельности. Выполнение практической работы соответствует второму (самостоятельное выполнение типовой деятельности) и третьему (создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности) уровню усвоения.

Этап подготовки к выполнению практического тура включает:

  • согласование тематики будущей практической работы с учетом практической значимости;
  • обоснование выбора программного продукта /MS Word, MS PowerPoint, Publisher, Adobe PhotoShop/;
  • отбор и анализ используемых материалов, помещенных на электронный носитель /текстовый документ, файлы графических форматов, сканированные документы и фотографии/.

Выполнение практического тура проходит в компьютерном классе, оснащенном соответствующей компьютерной техникой, с установленным программным обеспечением. На его выполнение отведено от 80 до 120 минут учебного времени.

Разработка комплексного методического обеспечения олимпиады профессионального мастерства снимает многие проблемы и позволяет:

  • координировать подготовку и проведение олимпиады профессионального мастерства;
  • качественно подготовить олимпиаду и участников;
  • оптимизировать труд учащихся и педагогов;
  • снизить функциональную нагрузку учащихся, педагогов.

Можно сделать следующие выводы и предложения:

  • олимпиады профессионального мастерства являются комплексным показателем деятельности образовательного учреждения;
  • методическое обеспечение олимпиады профессионального мастерства включает в себя разработанные нормативные и методические документы, инструментарий оценивания;
  • методическое обеспечение олимпиады профессионального мастерства должно корректироваться ежегодно оргкомитетом, методическими службами с привлечением социальных партнеров.

После проведения олимпиады профессионального мастерства проводится анализ по следующим направлениям:

  • удовлетворенность полученным результатом;
  • выявление проблем в результате прохождения олимпиады профессионального мастерства;
  • содержание изменений методического обеспечения олимпиады в контексте выявленных проблем на следующий учебный год.

Качественная разработка и постоянное совершенствование нормативной и методической документации является составной частью задачи создания комплексного методического обеспечения олимпиады. Важно, чтобы эта вся документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности олимпиады профессионального мастерства.

Литература

  1. Олимпиада профессионального мастерства: содержательный и организационно-деятельностный аспекты. Методические рекомендации ИРРО. Екатеринбург, 2001.
  2. Положение об олимпиаде профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального профессионального образования в 2008-2009 году. Екатеринбург. Министерство общего и профессионального образования, 2007.
  3. Файзуллина Г.З. Методика проведения конкурсов профессионального мастерства. Приложение № 5 к журналу. Издательский центр АПО. М., 2002.
  4. Щепотихин А.Ф. Методическая работа - важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов //Специалист. - 1999. - № 12. - С. 13.

Resource id #5096

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для проведения олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм (региональный этап)

Тестовые заданиядля проведения олимпиадыпрофессионального мастерства обучающихся по специальностямсреднего профессионального образованияукрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм(региональный этап)...

2.1. Результаты участия обучающихся в олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне О

2.1. Результаты участия обучающихся в  олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне ОУ....

Дополнительная общеобразовательная программа подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования укрупненная группа специальностей 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ

Дополнительная общеобразовательная программа  подготовки участников к участию  во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессиональног...

Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования. Региональный этап по УГС 38.00.00 "Экономика и управление"

Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования. Региональный этап по УГС 38.00.00 "Экономика и управление"...

Приказ № 312-о от 06.02.2020 г. об обеспечении организации и проведения региональной олимпиады профессионального мастерства

Приказ № 31/2-о от 06.02.2020 г. об обеспечении организации и проведения региональной олимпиады профессионального мастерства...