методическая разработка открытого урока " Практический тур олимпиады профессионального мастерства по профессии 38.01.02. Продавец, контролер - кассир"
методическая разработка

Южакова Татьяна Ивановна

методическая разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка42.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Свердловской области

«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»

                                                                                                                         

                                                                                                                     Утверждаю:

                                                                                                                     Директор ГАПОУ СО

                                                                                                             «ТЛК им. Н.И. Кузнецова»

                                                                                                       ________________ С.И.Ляшок

                                                                                                      «____»_____________ 20__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по теме

«Практический тур олимпиады профессионального мастерства по профессии 38.01.02 Продавец, контролер - кассир»

Талица, 2025г

Согласовано                                Согласовано         

на заседании цикловой комиссии                                                     заместитель директора

протокол №__от ______________ г.         ____________Добышева О.В.

_____________/ ______________ /         «___» _____________          г.

 

Разработчик: Южакова Татьяна Ивановна, преподаватель, мастер п/о

        

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...4                                                                                                        

  1. Содержание занятия…………………………………………………..7

1.1. План открытого занятия…………………………………………….7

1.2. Практические задания……………………………………………….8

  1. Оценочные материалы……………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………..13

Библиографический список………………………………………………...14

        Введение

Методическая разработка практического тура олимпиады подготовлена для профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир».

Цель проведения олимпиады:

- повышение качества профессионального мастерства студентов;

- выявление талантливых студентов.

Задачи олимпиады:

- проверка навыков профессиональных компетенций, полученных в процессе теоретического и практического обучения,

- стимулирование творческого роста,

- повышение престижа получаемой профессии

Форма олимпиады - соревнование с выявлением победителя и призеров.

В ходе проведения олимпиады отрабатываются и отслеживаются приобретенные обучающимися профессиональные и общие компетенции:

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1

Продажа непродовольственных товаров

ПК 1.1.

Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

ПК 1.2.

Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 1.3.

Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 1.4.

Осуществлять контроль  сохранности товарно-материальных ценностей.

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 2

Продажа продовольственных товаров

ПК 2.1.

Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары

ПК 2.2.

Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 2.3.

Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4.

Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 2.5.

Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования

ПК 2.6.

Осуществлять контроль  сохранности товарно-материальных ценностей.

ПК 2.7.

Изучать спрос покупателей.

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД.3

Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

ПК 3.1.

Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2.

Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3.

Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4.

Оформлять документы по кассовым операциям

ПК 3.5.

Осуществлять      контроль    сохранности    товарно-материальных ценностей.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

  1. Содержание практического занятия

  1. План открытого занятия

Вступительное слово преподавателя.

Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, отметка в журнале.

Ознакомление с целью и задачами  занятия.

Предоставление слова старшему мастеру.

Ознакомление с критериями оценивания.

Выполнение практических заданий обучающимися.

Оценка комиссии обучающихся  (подсчет баллов)

Объявление победителей.

Подведение итогов мероприятия.

        

1.2.  Практические задания

Задание №1: Произвести приемку товара по сопроводительным документам.

Обучающимся предложены сопроводительные документы (накладная) и образцы товаров.  Нужно сопоставить фактическое наличие товара данным по накладной. Проверить наличие товара по количеству и проверить качество товара.

Обучающиеся  по мере готовности оглашают результат приемки товара.

Комиссия оценивает по бальной шкале. При недостаточности ответа. Задаются дополнительные вопросы:

  1. По каким инструкциям производят приемку товара.
  2. Что такое инструкция П 6.
  3.  Что такое инструкция П 7.
  4. Действия при расхождении при приемке товарно – материальных ценностей.
  5. Сроки приемки товара.

На выполнение задания отводится 10 минут.

Задание №2: Произвести взвешивание товара, определить его стоимость.

Обучающимся выдаются образцы весового товара, которые они взвешивают и исходя от цены  за килограмм, подсчитывают  стоимость  предложенных образцов весового товара.

При выполнении  задания обучающиеся, соблюдают технику безопасности при работе в весовым оборудованием.

Дополнительные вопросы:

  1. Классификация весового оборудования.
  2. Способы вычисления стоимости весового товара.

        На выполнение задания отводится 10 минут.

Задание № 3: Оформить подарочный набор на 8 марта, составить на него аннотацию.

дополнительные вопросы:

  1. Подарочная упаковка, классификация.
  2. Способы упаковки товара.

На выполнение задания отводится 15 минут.

Задание № 4: Обслужить покупателя на контрольно – кассовой технике.

        дополнительные вопросы:

  1. Техника безопасности при работе на ККМ.
  2. Порядок расчета с покупателем.
  3.  Определение подлинности купюр.
  4. Правила продажи товара.
  5. Правила обмена и возврата товара.
  6. Порядок проведения кассовых операций (X, Z отчеты, отмена покупки).

 На выполнение задания отводится 15 минут.

Задание № 5: Оформить товарно – денежный отчет по буфету ТЛК, за период с 16 января по 31 января 2025года. Вывести остаток на 1 февраля 2025года.

Предоставлены  приходные и расходные документы, бланк товарно – денежного отчета.

Дополнительные вопросы:

  1. Правила оформления документов.
  2. Как вычислить остаток товара на конец  отчетного периода.
  3. Кто ответственный за составление товарно - денежного отчета.

На выполнение задания отводится 10 минут.

Задание № 6: Решите проблемные ситуации.

За каждую решенную ситуацию обучающиеся зарабатывают дополнительные баллы.

На выполнение задания отводится 10 минут.

Проблемные ситуации:

  1. Покупатель случайно испортил товар в торговом зале, обязан ли он оплатить его?
  2. Каким образом можно разрешить конфликт с покупателем по вопросу правильности произведенного им расчета.
  3. Кассир выдал чек покупателю, на чеке не пропечатались реквизиты, действие продавца?
  4. Покупатель дал в уплату 500 рублей, продавец выдал сдачу за покупку  со 100 рублей. Каковы действия продавца на претензию покупателя?
  5. В конце рабочей смены в магазин прекратили доступ покупателей, в торговом зале находящихся покупателей продавец не успела обслужить и объявила, что магазин закрыт. Прав ли продавец?
  6. Покупатель обнаружила дефект при осмотре дома купленного им бельевого трикотажа, через 10 дней обратилась с просьбой вернуть стоимость за товар. Должен ли продавец оформить возврат стоимости товара?
  7. Покупатель приобрела в июне месяце зимнюю обувь, при наступлении сезона обнаружила скрытый дефект (отклеился верх обуви от подошвы). Покупатель попросил продавца вернуть стоимость обуви. Каковы действия продавца?
  8. Покупатель приобрел комплект мебели, продавец предложил за определенную плату доставку товара. Прав ли продавец?
  9. Покупатель вернул товар с дефектом в магазин, не предъявив кассового чека. Обязан ли продавец принять товар у покупателя?
  10. Покупатель, обнаружив дефект  в купленном ювелирном изделии из драгоценного металла, вернул в магазин с просьбой на другое изделие. Продавец отказался. Прав ли продавец?
  11. В каком случае, покупатель имеет вернуть купленное изделие из стекла (ваза). Обнаружив дефект (трещину). При осмотре дома?
  12. В магазине самообслуживания покупатель приобрел товар по цене, указанной на ценнике 350,00 рублей, в кассовом чеке цена на этот товар 450,00 руб. Действия продавца?
  13. Покупатель предложил в уплату купюру, которая имела надрывы, надписи, незначительные пятна краски. Продавец отказалась принять купюру уплату за покупку. Прав ли продавец?
  14. Покупатель, обратилась с просьбой продать ей из фабричного косметического набора одно из изделий (наименование),  продавец отказал в просьбе. Прав ли продавец?

Оценочный лист практических заданий   Профессия: «Продавец, контролёр- кассир»

Критерии

1

Приёмка товара: последовательность;

Сопоставление фактического наличия с данными по документам;

Завершение приемки

2

Взвешивание товара; определение стоимости

3

Оформить подарочный набор: оригинальность оформления;

Соответствие назначению;

Презентация (аннотация)

4

Обслужить покупателя на ККМ:

Встреча покупателя;

Выявление спроса;

Расчет покупки;

Завершение сделки

6.

Оформить товарно – денежный отчёт. ответить на вопросы по:  кто оформляет

сроки

Последовательность записей

Определение остатка на конец отчетного периода

7

Решение проблемных ситуаций

Итого:

Критерии оценивания:  0 баллов – признак компетенции отсутствует, 1 балл – признак компетенции проявлен частично, 2  балл – признак компетенции проявлен.

Сводный лист оценки компетенций

Ф.И.О.

        баллы        

        Эксперты

средиий

1

2

3

Заключение.

По окончанию выполнения всех практических заданий жюри подводит итоги. Обучающиеся  набравшие наибольшее количество баллов являются победителями. Оглашаются победители,  набравшие наибольшее количество баллов. 1.2.3. места. Вручаются грамоты победителям, остальным  обучающимся грамоты за участие.

Подводим общий итог практического тура олимпиады. Достигнута ли цель мероприятия.

Проведение практического тура олимпиады среди обучающихся способствовало:

  1. Выявлению наиболее одарённых и заинтересованных . Это позволяет поддерживать и развивать талантливых обучающихся. 
  2. Повышению качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена и дальнейшее совершенствование их профессиональной компетентности. 
  3. Проверки способности обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Также они развивают профессиональное мышление.
  4. Развитии конкурентной среды и повышение престижности специальностей. 
  5. Обмене передовым педагогическим опытом. 
  6. Повышению интереса к изучению профессиональных дисциплин. 

Кроме того, участие в олимпиадах повышает самооценку студентов, развивает коммуникабельность и творческие способности. 

Библиографический список

Печатные издания

  1. Романова Е.В., «Правила торговли». – Изд. «Дашков и К», 2022.
  2. Селянин А.В., Защита прав потребителя: Учебное пособие  - Изд. «ЮСТИЦ ИНФОРМ», 2023
  3. Косолапова Н.В., Оборудование предприятий торговли для продажи товаров:  Учеб. пособ. – М.:  Изд. центр «Академия», 2022.
  4. Косолапова Н.В., Оборудование предприятий торговли для хранения и подготовки к продаже:  Учеб. пособие – М.:  Изд. центр «Академия», 2022.
  5. Меликян О.М.,  Поведение потребителей: Учебное пособие –  Изд. «Дашков и К», 2022.
  6. Муравина И.В., Основы товароведения:  Изд. центр «Академия», 2022.
  7. Петрище Ф.А., Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. – Изд. «Дашков и К», 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.01 Русский язык для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на  внеаудиторную самостоятель...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе ОДБ.02 Литература для обучающихся профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на  внеаудиторную самостоятель...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ Профессия: 38.01.02 Продавец, контролер- кассир

Методические рекомендации по выполнению практических работ по экологическим основам природопользования содержат пояснительную записку, правила выполнения практических работ студентами, перечень практи...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих По профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» код и наименование специальности (профессии) базовой подготовки

Фонд оценочных средств (далее ФОС) Государственной итоговой аттестации (далее ГИА) предназначен для оценки умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций обучающихся, освоивщих  обра...

Методическая разработка предметной олимпиады по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

Конкурсы и состязания в различных областях профессиональной подготовки являются неотъемлемой частью внеучебной работы в процессе образования, средством активизации познавательной деятельности студенто...

Методическая разработка открытого урока по по МДК.08.01 по профессии 19.01.17 Повар, кондитер на тему: Приготовление белкового крема

Методическая разработка предназначена для проведения урока по профессии 19.01.17 Повар, кондитер по МДК.08.01 на тему Приготовление белкового крема...