Информационные технологии в организации образовательного процесса
статья по теме

Ким Зинаида Геннадьевна

Современное общество гордо носит название «Информационное общество». Как и каким образом это влияет на обучение!?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии в организации образовательного процесса.

Шахторина З.Г.

Современное общество гордо носит название «Информационное общество». Под информационным обществом будем понимать – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой  и реализацией информации.

На развитость информационного общества влияют следующие компоненты:

  • Наличие компьютера
  • Уровень развития компьютерных сетей
  • Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий

Человек обладающий информационной культурой должен соответствовать требованиям, выдвигаемым информационным обществом, а точнее: иметь представление об информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении, уметь использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера, уметь с достаточной скоростью вводить информацию и работать с ней, уметь создавать и редактировать документы, презентации, электронные таблицы, работать с информацией в базах данных, уметь использовать информационные ресурсы, соблюдать этические нормы и законы авторских прав.

С информационным обществом тесно связанно понятие «Информатизация общества», т.е. процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Рассмотренные выше процессы, могут быть достигнуты за счет образовательного процесса, так сказать «информатизации образования», путем внедрения информационных технологий в образование.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

Как преподавателю информатики и специальных дисциплин данного профиля мне уже сейчас сложно представить учебный процесс без применения компьютера. Данный факт можно объяснить следующими основными обстоятельствами:

Во-первых, компьютер дает обучающемуся возможность стать информационно грамотным человеком, без чего сегодня практически невозможно быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда. 

Во-вторых, активное использование компьютера при изучении любой учебной дисциплины делает его мощным средством индивидуализации учебного процесса и основным фактором существенного повышения его эффективности. 

В-третьих, присоединение компьютера к глобальным информационным компьютерным сетям открывает его пользователям путь к знаниям и опыту всего человечества, что в условиях глобализации служит важнейшим фактором успешности человека.

 В-четвертых, принципиально новые возможности для учебно-познавательной деятельности обучающегося создает даже простое использование так называемых электронных версий учебников, учебных пособий и текстов лекций, поскольку он может пользоваться ими в любое удобное для него время и самостоятельно дозировать изучаемый материал. 

В-пятых, именно применение компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе повлияли на появление и широкое развитие принципиально новой педагогической технологии и одновременно принципиально новой формы организации учебного процесса, примером которой является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Такое обучение открывает возможности предоставления качественных и разнообразных образовательных услуг в самых отдаленных районах страны и мира самыми различными субъектами обучения. С одной стороны, дистанционное обучение делает образование доступным широкому кругу желающих получить его, а с другой, способствует развитию экспорта образовательных услуг.

Еще одной новинкой «Интернет – обучения» является создание и использование веб-квеста. «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).

Применение компьютерных информационных технологий в учебном процессе открывает разноплановые возможности их использования, основные из которых схематически представлены на рисунке «Основные сферы применения информационных технологий в обучении»

Таким образом, информатизация общества, требует изменений содержания и технологий обучения, в первую очередь в системе профессионального образования. Быстрое старение и частое обновление знаний требуют непрерывного образования и самообразования специалиста в течение всей активной трудовой жизни. Существенно растет роль информационной культуры, способствующей высокой эффективности не только профессиональной деятельности специалиста, но и его самообразования. Этот подход будет содействовать формированию профессионализма и развитой творческой личности.

Для формирования информационной культуры будущих специалистов необходим серьезный цикл соответствующих дисциплин, предусматривает глубокое овладение ими современными информационными технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современный социальный заказ требует приспособить систему образования к рынку труда, создать условия для более осознанного профессионального выбора обучающихся. Создавая условия для подготовки грамотн...

Информационные технологии в управлении образовательной организации

Материал посвящен развитию применения информационных технологих в образовательных организациях....

Общие принципы организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

СРЕДСТВА ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ:Организация видеотрансляций, видеоконференций и других форм дистанционного общения посредством веб-ресурсов и онлайн-сервисовО ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ АУДИО-ВИДЕО...

Модуль 2. Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа)

Модуль 2. Возможности информационных технологий для организации современного образовательного процесса (4 часа) Понятие информационной технологии, ее свойства, классификация. Развитие современных...

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей технологии образовательных организаций основного образования

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПРОГРАММАПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе / Программа стажировки учителей т...

Использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Целью работы при использовании ИКТ в ООД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс информационных технологий....