Информационные технологии в организации образовательного процесса
статья по теме
Современное общество гордо носит название «Информационное общество». Как и каким образом это влияет на обучение!?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tekhnologii_v_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в организации образовательного процесса.
Шахторина З.Г.
Современное общество гордо носит название «Информационное общество». Под информационным обществом будем понимать – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
На развитость информационного общества влияют следующие компоненты:
- Наличие компьютера
- Уровень развития компьютерных сетей
- Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий
Человек обладающий информационной культурой должен соответствовать требованиям, выдвигаемым информационным обществом, а точнее: иметь представление об информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении, уметь использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера, уметь с достаточной скоростью вводить информацию и работать с ней, уметь создавать и редактировать документы, презентации, электронные таблицы, работать с информацией в базах данных, уметь использовать информационные ресурсы, соблюдать этические нормы и законы авторских прав.
С информационным обществом тесно связанно понятие «Информатизация общества», т.е. процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Рассмотренные выше процессы, могут быть достигнуты за счет образовательного процесса, так сказать «информатизации образования», путем внедрения информационных технологий в образование.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
Как преподавателю информатики и специальных дисциплин данного профиля мне уже сейчас сложно представить учебный процесс без применения компьютера. Данный факт можно объяснить следующими основными обстоятельствами:
Во-первых, компьютер дает обучающемуся возможность стать информационно грамотным человеком, без чего сегодня практически невозможно быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда.
Во-вторых, активное использование компьютера при изучении любой учебной дисциплины делает его мощным средством индивидуализации учебного процесса и основным фактором существенного повышения его эффективности.
В-третьих, присоединение компьютера к глобальным информационным компьютерным сетям открывает его пользователям путь к знаниям и опыту всего человечества, что в условиях глобализации служит важнейшим фактором успешности человека.
В-четвертых, принципиально новые возможности для учебно-познавательной деятельности обучающегося создает даже простое использование так называемых электронных версий учебников, учебных пособий и текстов лекций, поскольку он может пользоваться ими в любое удобное для него время и самостоятельно дозировать изучаемый материал.
В-пятых, именно применение компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе повлияли на появление и широкое развитие принципиально новой педагогической технологии и одновременно принципиально новой формы организации учебного процесса, примером которой является дистанционное обучение.
Дистанционное обучение - взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Такое обучение открывает возможности предоставления качественных и разнообразных образовательных услуг в самых отдаленных районах страны и мира самыми различными субъектами обучения. С одной стороны, дистанционное обучение делает образование доступным широкому кругу желающих получить его, а с другой, способствует развитию экспорта образовательных услуг.
Еще одной новинкой «Интернет – обучения» является создание и использование веб-квеста. «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Применение компьютерных информационных технологий в учебном процессе открывает разноплановые возможности их использования, основные из которых схематически представлены на рисунке «Основные сферы применения информационных технологий в обучении»
Таким образом, информатизация общества, требует изменений содержания и технологий обучения, в первую очередь в системе профессионального образования. Быстрое старение и частое обновление знаний требуют непрерывного образования и самообразования специалиста в течение всей активной трудовой жизни. Существенно растет роль информационной культуры, способствующей высокой эффективности не только профессиональной деятельности специалиста, но и его самообразования. Этот подход будет содействовать формированию профессионализма и развитой творческой личности.
Для формирования информационной культуры будущих специалистов необходим серьезный цикл соответствующих дисциплин, предусматривает глубокое овладение ими современными информационными технологиями.