Главные вкладки

    Кейс-технологии в образовательном пространстве
    статья по теме

    Данный метод позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания, развивает аналитические, творческие и коммуникативные навыки, что очень важно для формирования профессиональных качеств обучаемых

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ253.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кейс-технологии  в образовательном пространстве

    Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения,- знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием.

    Профессор Нойгауз

    Кейс представляет собой описание практической ситуации, содержащей некоторую проблему, требующую разрешения.

    Кейс-метод - это техника обучения, использующая описание

    реальных ситуаций.

    Есть много названий: Кейс-метод, CASE-STUDY, Кейс-стади.

    Название произошло от латинского термина «casus» - запутанный или необычный случай, проишествие.

    Немного истории...

    «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1908 году. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся на курсах обучения аспирантов по программе MBA . В России применять кейс метод в обучении стали в 70-х гг., сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее - на специальных курсах подготовки и переподготовки. Хотя наибольшее применение метод получил при преподавании экономических дисциплин и менеджмента, не стоит думать, что сфера его применения этим и ограничивается. В мировой практике кейсы все больше применяются и в медицине, политологии, юриспруденции и математике и т.д.

     


    Кейс – друг студента


    Преимущества кейса как метода обучения состоят:

    •  во-первых, позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей.
    • во-вторых, разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться более полезной в работе, нежели теоретические знания.
    • в-третьих, в процессе разбора кейсов развиваются аналитические и творческие навыки. Если кейс разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов.

    Метод CASE STUDY способствует развитию различных практических навыков. «Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения»

    Методика проведения занятия по кейс-методу:

    1. Студент знакомится с содержанием кейса самостоятельно(это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).
    2. Опрос по пониманию содержания кейса, но при этом не обсуждается со студентами.
    3. Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам. Группы не должны быть большими (4-6 человек), чтобы все принимали участие в обсуждении. Желательно комплектовать группы не по интересам, а по способностям (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой - много пассивных).
    4. Организуется обсуждение содержание кейса в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает кейс).
    5. В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.
    6. Презентация решений групп.
    7. Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподавателю придется задавать «провокационные» вопросы и он должен следить, чтобы было уважительное отношение друг к другу.
    8. Обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом.

    Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

    1. Аналитические навыки.
    Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

    2. Практические навыки.
    Решение кейса способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

    3. Творческие навыки. 
    Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки при решении  кейс-ситуаций.

    4. Коммуникативные навыки.
    Умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

    5. Социальные навыки.
    В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

    6. Самоанализ.
    Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

    Технология конструирования CASE STUDY.

    Выделяют следующие основные этапы создания CASEов:

    • определение целей,
    • критериальный подбор ситуации,
    • подбор необходимых источников информации,
    • подготовка первичного материала в CASE,
    • экспертиза,
    • подготовка методических материалов по его использованию 

    «1-ый этап. Определить цель создания CASE, например, обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать CASE по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы. Разработать вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные виды коммуникаций (совещания разного уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная газета, объявления, брифинги и пр.).

    2-ой этап. Идентифицировать соответствующую цель конкретную реальную ситуацию или фирму.

    3-ий этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для CASE. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.

    4-ый этап. Собрать информацию и данные для CASE, используя различные источники, включая контакты с фирмой.

    5-ый этап. Подготовить первичный вариант представления материала в CASE. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)

    6-ой этап. Получить разрешение на публикацию CASE, в том случае если информация содержит данные по конкретной фирме.

    7-ой этап. Обсудить CASE, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение CASE.

    8-ой этап. Подготовить методические рекомендации по использованию CASE. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации CASE, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения CASE.

    Отличительной особенностью метода CASE STUDY является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

    «Метод CASE STUDY иллюстрирует реальную жизнь… Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента: хороший CASE и определенная методика его использования в учебном процессе…CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

    Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время».

    Где найти «кейс», пригодный к использованию в учебном процессе?

    1. Можно купить готовый "кейс". На Западе покупка и продажа подготовленных в бизнес-школах "кейсов" - это целая отрасль. Один только Гарвард производит около 700 "кейсов" в год. Полный же список "кейсов", которые можно приобрести для использования в учебном процессе включает более 7.500 наименований.  Как правило, в каждом крупном западном вузе или бизнес-школе на это отведена отдельная статья в бюджете, причем значительная ее часть формируется из тех доходов, которые вуз получает от продажи своих учебников и пособий студентам.Стоят «кейсы» недорого, например, один экземпляр "кейса", разработанного в Гарварде стоит всего $20.
    2. Написать самому. Информацию для "кейса" можно получить двумя путями: провести специальное исследование, предусматривающее сбор финансовой и прочей информации непосредственно в компании, или поработать с открытыми источниками».

    Первый метод широко применяется западными бизнес-школами, а второй, так как денег на сбор информации для написания "кейсов" не выделяется, получил широкое распространение в России.

    Основные проблемы, с которыми сталкиваются авторы кейсов в России:

    1) закрытость нашего бизнеса. Зачастую приходится изменять в "кейсе" конкретные данные, качественные показатели, цифры, взятые из финансовых документов компании, предоставившей о себе информацию. Однако общая тенденция сохраняется, демонстрируя положительную или отрицательную динамику развития предприятия или компании".  Несовершенен "кабинетный способ". Написанные с его использованием "кейсы", как правило, грешат дефицитом технологической, стратегической информации, отсутствием конкретных цифр, которые можно взять только в финансовой и бухгалтерской документации компании, - а она в России не попадает в открытые источники.

    2) денег на сбор информации для написания кейсов не выделяется

    3) специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, в России – единицы».

    Собственно, и писать "кейсы" у нас некому. В российских бизнес-школах в основном преподают теоретики - люди, имеющие отличную академическую подготовку, но совершенно не знакомые с реальной деловой средой. К тому же "кейсы" тоже надо уметь писать, это вам не сочинение в свободной форме. Специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, в России – единицы». "Кейсы", как правило, пишут опытные преподаватели или группы студентов (аспирантов) под их чутким руководством. Составление такого учебного материала требует кропотливой работы по сбору фактов и цифр. Судьба каждого проекта по написанию "кейса" во многом зависит от того, захочет ли компания раскрыть реальную информацию о своей деятельности. Многие авторы кейсов описывают реальные проблемы менеджмента компании, а потом договариваются с ее руководством о том, чтобы изменить цифры в соответствующей пропорции. Зачастую приходится менять и имена.  Впрочем, кое-что уже написано и даже издано. На II Московском конкурсе по разбору кейсов (case competition), одним из организаторов которого выступил как раз г-н Липсиц, участникам предложили для разбора случаи из российской бизнес-практики. А Национальный фонд подготовки кадров начал даже масштабный проект по созданию базы данных из российских кейсов. Изначально кейсы содержали только реальную информацию, но в российской практике в связи с ограниченным доступом к информации и дороговизной практических исследований часто используют и вымышленные ситуации.

    Кейс – друг работодателя.

    Кейсы применяются не только при обучении, но и как метод оценки кандидатов при приеме на работу. Допустим, наш выпускник проходит конкурс на должность в крупной компании и он может столкнуться с этим. Анализ кейсов используется в качестве одного из заданий при оценке кандидатов с помощью метода assessment center, считающегося наиболее эффективным и перспективным методом отбора персонала. Суть этого метода заключается в том, что группа участников проходит через разнообразные испытания, среди которых главная роль отводится решению кейсов и презентациям. За участниками ведутся наблюдения (часто их действия записываются на видео), а затем все действия участников внимательно анализируются и для каждого из них составляется заключение, содержащее оценку деловых и личностных качеств. Разбирая кейс при отборе на работу, надо помнить, что однозначно верного решения здесь не существует. Поэтому цель желающего поступить на работу не найти определенный ответ, а продемонстрировать работодателю свои аналитические способности. Давая подобное задание, работодатель, в первую очередь хочет узнать, как участники мыслят и как умеют применять теоретические знания на практике. Если кейс разбирается в группе, то здесь проверяются также Ваши коммуникативные навыки, умение эффективно работать в команде. Поэтому здесь важно не только выработать свой вариант действий, но и выслушать своих оппонентов, убедить их в своей правоте, а если потребуется, то скорректировать свой метод решения проблемы с учетом мнения оппонентов.

    В заключение

    Case Studies ни в коем случае не предполагают согласие или несогласие с тем, что было уже сделано в том или ином случае. Главное предложить свою версию, выслушать и учесть другие и совместными усилиями прийти к общему знаменателю. При этом следует иметь в виду, что наличие нескольких точек зрения или даже противоречия вовсе не означают того, что один прав, а другие нет. Это говорит лишь о том, что разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, по-разному смотрят и реагируют на одну и ту же ситуацию, в соответствии с различными личными восприятиями и оценочными суждениями. Эта разница и проявляется именно в процессе обсуждения, общей дискуссии. И понимания всего этого вполне достаточно для приобретения опыта. Ведь истинный профессионализм и заключается в уважительном отношении к мнениям других и способности отбросить собственные убеждения. Таким образом, многообразие точек зрения лишь оттачивает профессионализм.

    Статью подготовил: преподаватель спецдисциплин                                                             Чебоксарского электромеханического колледжа

    Мелешкина Евгения Владимировна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационные технологии в обучении химии. Кейс-технология.

    Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса, профессия "Автомеханик" с использованием кейс-технологии....

    Сборник Образовательное пространство - пространство развития

    В даннос сборнике содержатся написанные мною статьи за последние три года. Они все опубликованы в разных средствах массовой информации: Учительской газете, газете "Содружество", журналах "Молодой учен...

    Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

    Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...

    Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.

                   Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...

    Мастер-класс «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве образовательного учреждения»

    Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ...

    2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ Использование кейс-технологии для подготовки медицинских лабора

    Статья посвящена вопросам использования инновационных педагогических технологий в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа, а именно: использованию кейс-...

    «Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»

     В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...