Деловая игра "Проектирование автоматизированной информационной системы для организации оптовых поставок"
творческая работа учащихся на тему

Бельмесов Павел Иванович

Деловые игры в процессе обучения являются универсальной формой воспитательной работы. С одной стороны это имитационная модель ситуации, механизмов работы или бизнес процессов, с другой это средство для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл di.docx120.45 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Проектирование автоматизированной информационной системы для организации оптовых поставок»

Разработал: преподаватель специальных дисциплин Бельмесов Павел Иванович

2014г.


ВВЕДЕНИЕ

Для лучшего усвоения профессиональных компетенций, необходимо подкреплять полученные теоретические знания практикой, однако роль студента-практиканта всегда имеет некоторые ограничения. Это обусловлено тем, что при определенных ситуациях студентов не привлекают к решению задачи (например, при опасной ситуации, или ввиду конфиденциальности информации). Решением проблемы является игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Деловые игры в процессе обучения являются универсальной формой воспитательной работы. С одной стороны это имитационная модель ситуации, механизмов работы или бизнес процессов, с другой это средство  для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний, умений и навыков.

При применении технологии деловых игр в обучения, важным является соблюдение ряда принципов. Во-первых, разнообразие форм и содержания деловых игр, во-вторых, деловая игра должна быть ориентирована на работу студентов в группах. В-третьих, четко определенные цели и задачи игры, студенты должны знать к чему стремится, что бы одержать победу над конкурентами. При этом количество команд должно быть больше двух, это делается для того что бы избежать конфликтов «один на один».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Специальность «Информационные системы (по отраслям)» является одной из самых универсальных, специалисты по работе с информацией востребованы в различных сферах деятельности, следовательно, задачи с которыми столкнутся выпускники,  в своей профессиональной деятельности, так же разнообразны.

Данная деловая игра предназначена для развития профессионального потенциала студентов, актуализация ранее полученных теоретических и практических знаний и навыков, развить группоориентированные умения.

Задачи, стоящие перед командами ориентированы на групповое принятие решений, и распределение ролей между участниками команды, а этапы игры предполагают общий анализ и контроль за ходом работы.

Цель игры: создать план-проект по автоматизации работы оптовых поставок, для достижения цели каждой команде необходимо выполнить ряд задач, которые описаны в пункте «задачи участников команды».

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Студенты группы распределяется на команды по 4 человек, в произвольном порядке. На этапе распределения, куратор обязан препятствовать созданию команд фаворитов или аутсайдеров, это означает, что сильные студенты не должны находиться в одной команде, аналогично слабые студенты не должны образовывать группу аутсайдеров.

Таким образом, все студенты образуют команду проекта - временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение. Команда проекта состоит из команды управления, участников проекта, выполняющих работы в рамках проекта, - исполнителей проекта.

Каждая команда получает набор бэйджиков. В этот набор входят возможные роли участника проекта:

  1. Менеджер (руководитель) проекта. В его обязанности входит:
  1. Создает и актуализирует планы работ;
  2. Координирует работу команды проекта;
  3. Принимает решения по оперативным вопросам;
  4. Ставит задачи участникам команды проекта в соответствии с утвержденным планом;
  1. Бизнес-аналитик - специалист, использующий методы бизнес-анализа для аналитики потребностей деятельности организаций с целью определения проблем бизнеса и предложения их решения. Выяснение и структурирование проблем бизнеса. Его основные функции следующие:
  1. Анализ правил и ограничений, которые влияют на жизнедеятельность систем и БП;
  2. Проектирование и описание схем модели «TO-BE» бизнес-процессов;
  3. Ознакомление и разъяснение результатов проделанной работы руководству;
  1. Пользователь – представитель организации-заказчика, на которого ориентирована разрабатываемая АИС. Пользователь оценивает удобство и алгоритм работы, с учетом всех принципов и «тонкостей» выполняемых им задач на рабочем месте. В его задачи входит, тестировать и/или оценивать результаты работы проектной группы, предоставлять рекомендации по уличшению разрабатываемой системы в соответствии со спецификой своих должностных обязанностей.
  2. Менеджер информационных технологий, его задачей является выбор необходимых для проекта средств автоматизации с минимизацией затрат времени и ресурсов на их освоение, настройку и внедрение. В частности, он отвечает за автоматизацию таких областей, как управление сетевым оборудованием, серверами и корпоративными приложениями, хранение и безопасность данных, управление парком персональных компьютеров и службой поддержки.

Участников каждой команды можно классифицировать, в соответствии с ролями, которые они выбрали после группового совещания, так менеджера проекта и пользователя можно отнести к группе координаторов проектных работ, а ИТ-менеджер и бизнес-аналитик относятся к группе разработчиков.

После распределения участников по ролям, ведущий преподаватель объясняет правила и цели игры.

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА

Каждая команда получает набор инструкционных карт (Приложение А), далее эти карты раздаются участникам команды в соответствии с, уже распределенными, проектными ролями.

Для проведения деловой игры необходимы следующие средства:

  1. Персональный компьютер или ноутбук (из расчета 3 штуки на команду);
  2. Программный продукт MS Office Visio 2007/2010/2013 Professional;
  3. Программный продукт MS Office Power Point 2007/2010/2013 Professional;
  4. Мультимедийный проектор;
  5. Бейджики;
  6. Лазерная указка.

УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ ИГРЫ

Существует предприятие-производитель, которое занимается выпуском продукцию. После производства вся продукция попадает на первичный склад предприятия. Далее следует оптово-розничная реализация, этим занимается фирма (партнер) оптовых поставок. Процесс реализации показан на диаграмме потоков данных (рисунок 1.).

Рисунок 1 - Диаграмма потоков данных. «Реализации продукции. Модель AS-IS.»

Процесс «Оптовая реализация продукции» является ключевым для фирмы оптовых поставок, сама же фирма является посредником между производителем и розничным продавцом. Все операции, происходящие между производителем и оптовым поставщиком, производят без средств автоматизации. Последовательность перемещения продукции показана на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схема движения продукции с первичного склада до конечного потребителя

На момент исследования ситуация следующая: заказ на поставку, с оптового склада на первичный, происходит в тот момент, когда продукция на оптовом складе либо отсутствует, либо заканчивается. Такое положение дел чревато дефицитом продукции и/или задержкой в поставках розничных продавцов. Эта ситуация является «узким местом» в системе поставок, которое необходимо устранить.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ

Для каждой команды участника определяется свой вариант производимой и поставляемой продукции, варианты представлены в таблице 1.

Таблица 1.Варианты задания

Вариант

Наименование

Атрибуты продукции

1

Энергосберегающая лампа

20W;

40W;

60W;

Цоколь 3 видов: E40, E27, E14.

2

Консервы

Зеленый горошек;

Кукуруза;

Томатная паста;

Емкостью по 100 и 200 грамм.

3

Калькулятор

Обычный;

Инженерный;

Питание: на солнечных батареях, на пальчиковых батарейках.

4

Карандаш

2Т, 2М, Т, М

Комплектация: с ластиком, без ластика.

5

Скоросшиватель

Материал: Пластик, картон;

Механизм: пружинный, стандартный;

Цвет: голубой, черный, белый, желтый.

6

Батарейка

Типоразмер: ААА (мизинчиковая), AA (пальчиковая), Крона

Класс: алкалиновые, солевые, аккумуляторы

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ И ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Ведущий преподаватель представляет членов жюри, объявляет команды и их участников

Продолжительность игры: 4 академических часа (план урока представлен в приложении Б).

Участники разных команд не должны советоваться или делится идеями.

Результатом подготовки команд является план проект и модель TO-BE системы оптовых поставок.

Каждая команда должна презентовать свой проект используя средства MS Office Power Point, презентация проекта должна содержать следующее:

  • модель TO-BE реализованная в одной из нотаций: IDEF0, IDEF3, DFD или UML;
  • диаграмма Ганта;
  • логическая и физическая модель данных выполненная в нотации IDEF1.X;

Участник команды, имеющий роль Менеджера проекта, обязан предоставить основные шаги принятия решений, ошибки, допущенные в ходе проектирования, конфликтные ситуации, возникшие в ходе обсуждения внутри команды и паспорт проекта.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ

После презентации проекта последней команды , жюри отводится время на совещание и подведение итого. Каждому члену жюри раздается аттестационный лист команд, в котором указаны показатели оценки презентаций и работы команд (Приложение В). Победителем объявляется команда, набравшая наибольшее количество баллов.


Приложение А

Инструкционная карта менеджера проекта

Роль в проекте (проектная роль) - определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между членами команды проекта. Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации (компании).

Менеджер проекта - проектная роль должностного лица, ответственного за управление проектом. Менеджер проекта непосредственно отвечает за достижение целей проекта.

Основные полномочия менеджера проекта в рамках деловой игры:

  1. сформулировать и задокументировать цель проекта;
  2. составление плана действий, формирование предложений по достижению цели, контроль за их выполнением;
  3. назначение задач команде проекта (отдельным ее членам) и контроль их выполнения;
  4. требование от команды проекта выполнения своих ролевых функций;
  5. заполнение паспорта проекта;
  6. документирование этапов достижения цели игры;
  7. составить план работ и представить его виде диаграммы Ганта, выполнив ее в MS Office Visio.

Паспорт Проекта

Наименование проекта: _________________________________________________________

Цель проекта:

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

Основные задачи

Задача

Требуемый результат

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

Ограничения (границы проекта)

Цель данного проекта не распространяется на:

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

                                                                                                

Внесенные предложения по проекту

Кем

Содержание предложения

Принято

Отклонено


Инструкционная карта бизнес аналитика

На основе анализа модели AS-IS бизнес-аналитику необходимо выработать и предложить команде концепцию решение проблемы в виде модели TO-BE. Для построения модели «как должно быть» можно использовать ранее изученные методологии моделирования, которые подходят для описания работы системы. Построение диаграмм осуществляется в программе MS Office Visio. Количество диаграмм и уровни декомпозиции не лимитированы.

Предложенная модель TO-BE является окончательной, если все члены команды согласны с моделью, тогда и только тогда модель является утвержденной, однако для отчетной документации менеджер проекта обязан зафиксировать все прототипы модели и их количество.

Бизнес-аналитик обязан предоставить менеджеру проекта результат своей деятельности и объяснить концепцию всей команде, также он может выступить перед жюри с презентацией проекта вместе с менеджером.

Инструкционная карта пользователя

Из всей команды только пользователь обладает знаниями о работе фирмы оптовых поставок, так как занимает должность кладовщика. В его должностных инструкциях прописано следующее:

кладовщик должен вести номенклатуру товара, который находится на оптовом складе;

периодически составлять и отправлять заявки на отсутствующий или заканчивающийся на оптовом складе товар;

отслеживать и фиксировать приход и расход продукции;

периодически составлять отчетность прихода и расхода на складе.

Пользователь в команде является важным звеном, так как он обладает знаниями, которые помогут принимать решение с учетом потребностей персонала на оптовом складе, что повысит качество разрабатываемого проекта.

Инструкционная карта менеджера информационных технологий

Важность роли IT-менеджера заключается в том, что в его обязанности входит анализ принятых командой решений и подбор технических и программных средств реализации этих решений.

После того как утвердили модель TO-BE, IT-менеджер обязан найти оптимальные пути реализации принятых проектных решений. В качестве отчетной документации проделанной работы участник команды предоставляет логическую и/или физическую модель данных в нотации IDEF1.X. Предложенная модель данных является окончательной, если все члены команды согласны с моделью, тогда и только тогда модель является утвержденной, однако для отчетной документации менеджер проекта обязан зафиксировать все прототипы модели и их количество.


Приложение Б

План урока

элемента

занятия

Элементы занятия

Время,

минут

1

Организационная часть

Ведущий преподаватель:

Представляет членов жюри;

Объясняет правила и цели деловой игры

Жюри оценивает действия игроков на всех этапах игры

10

2

Подготовка к игре:

Ведущий преподаватель:

Раздача бейджиков;

Раздача инструкций;

Участники команд:

Распределяют проектные роли;

Знакомятся с инструкциями и условиями победы

20

3

Первичный этап деловой игры

Ведущий преподаватель:

Следит и контролирует ход игры;

Участники команд:

Распределяют задачи между участниками;

Составляют план достижения поставленной цели;

30

4

Основной этап игры:

Ведущий преподаватель:

Следит и контролирует ход игры;

Участники команд:

Следуют инструкциям;

Выполняют возложенные на них задачи;

Готовятся к защите проекта (презентация, речь защиты)

50

5

Заключительный этап

Ведущий преподаватель:

Представляет команды защищающие проекты;

Подводит итоги игры

Участники команд:

Представляют результаты работы, презентацию;

Жюри:

Оценивает результат работы команд;

Объявляет результаты игры

30


Приложение В

Критерии оценки команд

Критерий

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Команда 4

Команда 5

Команда 6

Члены команды полностью используют индивидуальные сильные стороны, знания и опыт

Все члены команды активно участвуют в общих совещаниях и дискуссиях

Каждый член команды ясно представляет, какой индивидуальный вклад команда ожидает от него

Члены команды уважают индивидуальные мнения каждого и открыто отстаивают свою позицию

Члены команды поддерживают инициативу, инновационное мышление и оригинальные идеи

Члены команды правильно реагируют на замечания других участников

Команда провела качественную презентацию

Команда не приходила к ошибочным выводам и решениям

Итого

Используйте следующую шкалу баллов:

0 - Критерий никогда не соответствует команде; 1 - редко соответствует; 2 – часто; 3 – обычно; 4 – всегда.

Команда набравшая наивысший бал объявляется победителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ специальность 35.02.03 технология деревообработки

1.Цель дисциплиныОвладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими компетенциями2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПроцесс изучени...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» для специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Устройство и функционирование информационной системы». Предназначены для студентов специальности средне...

«Автоматизированные информационные системы.»

Лекция по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" специальности Сестринское дело, 2 курс...

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА «УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

Методическое пособие является Руководством АБС «Управление кредитной организации», которая является конфигурацией для системы 1С:Предприятие и предназначено для учащихся, работающих с огра...

Организация оптовой торговли лекарственными средствами. Логистика в фармацевтических организациях.

Организация оптовой торговли лекарственными средствами. Логистика в фармацевтических организациях....