Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Компьютерное моделирование"
учебно-методический материал по теме

Зорин Игорь Александрович

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Компьютерное моделирование».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия среднего профессионального образования

 «Зубово-Полянский педагогический колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

___________________ Т.М. Какаева

«___» _____________ 2014 г.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ВЧ ДПП.01 Компьютерное моделирование

основной профессиональной образовательной программы  

по специальности СПО

230115 Программирование в компьютерных системах

Зубова Поляна, 2015 г.

ОБСУЖДЕНО

на заседании предметной цикловой комиссии

Протокол № ____

От «____» _______________ 2015 г.

Председатель ПЦК __________ М.А. Оркина

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании Экспертного совета 

ГБОУ РМ СПО «Зубово-Полянский педагогический колледж»

Протокол № ____

От «____» _______________ 2015 г.

Зам. директора по НМР________ М.В. Дернова

Разработчик: Зорин Игорь Александрович

«___» ________________ 2015 г.


1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Компьютерное моделирование».

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме  дифференцированного зачета.

КОС разработаны в соответствии с:

основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах (базовый уровень);

программой учебной дисциплины «Компьютерное моделирование».

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знаний)

Основные показатели оценки результатов

У1. Постановка задачи динамического программирования

-Условия задачи динамического программирования.

- Создание алгоритма для решения задачи динамического программирования.

У2. Построение оптимальной последовательности операций

- Разработка модели оптимальной последовательности операций

У3. Компоненты и классификация моделей массового обслуживания

Знание компонентов, классификации моделей массового обслуживания

У4. Определение характеристик систем массового обслуживания

Определение системы массового обслуживания.

Характеристика систем массового обслуживания.

История развития систем массового обслуживания.

У5. Графическое отделение и аналитическое уточнение корней уравнения

Графическое отделение корней уравнения.

Аналитическое уточнение корней уравнения.

У6. Решение транспортной задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов

Метод северо-западного угла.

Метод потенциалов.

Алгоритм решения задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов

У7. Построение сетевой модели. Расчёт параметров сетевого графика

Сетевая модель.

Параметры сетевого графика.

У8. Решение задач динамического программирования.

Принцип и способы решения задач динамического моделирования.

З1. Расчёт показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания

-Программа расчёта показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания

З2. Решение задач дискретного программирования методом ветвей и границ

Постановка условий задачи.

Алгоритм решения задачи методом ветвей и границ

3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента

умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная

аттестация

У1. Постановка задачи динамического про-граммирования

практическая работа

Вопрос к зачету 1-3

У2. Построение оптимальной последователь-ности операций

практическая работа

Вопрос к зачету 4

У3. Компоненты и классификация моделей массового обслуживания

практическая работа

Вопрос к зачету 5-6

У4. Определение характеристик систем массового обслуживания

практическая работа

Вопрос к зачету 7-8

У5. Графическое отделение и аналитическое уточнение корней уравнения

практическая работа

Вопрос к зачету 9-10

У6. Решение транспортной задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов;

практическая работа

Вопрос к зачету 11-14

У7. Построение сетевой модели. Расчёт пара-метров сетевого графика

индивидуальный проект

Вопрос к зачету 15-17

У8. Решение задач динамического программи-рования.

практическая работа

Вопросы к зачёту

18-19

З1. Расчёт показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания

практическая работа

Вопросы к зачёту

20-21

З2. Решение задач дискретного программиро-вания методом ветвей и границ

устный ответ

Вопрос к зачёту

22

4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений

Содержание

учебного материала по программе УД

Тип контрольного задания

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

З1

З2

Раздел 1. Численное моделирование

Тема 1.1. Численные методы решения уравнений и систем уравнений

Практическая работа 6.1.1

Тема 1.2. Численные методы интегрирования

Практическая работа 6.1.3.

Тема 1.3. Численные методы решения дифференциальных уравнений бухгалтерии

Практическая работа 6.1.4.

Раздел 2. Методы и модели линейного программирования

Тема 2.1. Постановка задачи линейного программирования и методы её решения.

Практическая работа 6.1.7.

Практическая работа 6.1.9.

Раздел 3. Методы и модели теории игр

Тема 3.1. Методы и модели решения игровых задач.

Практическая работа 6.1.2.

Практическая работа 6.1.2

Устный ответ 6.1.5.

Раздел 5. Модели на графах

Тема 4.1. Задачи о максимальном потоке

Индивидуальный проект 6.1.8.

Тема 4.2. Транспортная задача

Практическая работа 6.1.10

Тема 4.3

Задача о кратчайшем пути

Практическая работа 6.1.11

Тема 4.4

Планирование работ и расчёт параметров сетевого графика

Практическая работа 6.1.12

Тема 4.5

Планирование работ и расчёт параметров сетевого графика

Практическая работа 6.1.13

Раздел 6. Модели динамических систем

Тема 6.1

Построение оптимальной последовательности операций

Практическая работа 6.1.14

Раздел 7. Системы массового обслуживания

Тема 7.1

Определение характеристик систем массового обслуживания

Практическая работа 6.1.15

Раздел 8. Дискретное моделирование

Тема 8.1

Метод ветвей и границ для решения задачи дискретного программирования

Практическая работа 6.1.16

5. Распределение  типов  и  количества  контрольных  заданий  по  элементам  знаний  и умений, контролируемых на промежуточной аттестации

Содержание

учебного материала по программе УД

Тип контрольного задания

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

З1

З2

Раздел 1. Численное моделирование.

Тема 1.1. Постановка задачи динамического программирования

Вопрос к зачету 1-3

Тема 2.1. Графическое отделение и аналитическое уточнение корней уравнения

Вопросы к зачёту 9-10

Раздел 5. Модели на графах

Тема 5.1 Решение транспортной задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов

Вопросы к зачёту 11-14

Тема 5.2. Построение сетевой модели. Расчёт параметров сетевого графика

Вопросы к зачёту 15-17

Раздел 6. Модели динамических систем

Тема 6.1. Построение оптимальной последовательности операций

Вопрос к зачету 4

Тема 6.2. Решение задач динамического программирования

Вопросы к зачёту 18-19

Раздел 7. Системы массового обслуживания

Тема 7.1 Компоненты и классификация моделей массового обслуживания

Вопрос к зачёту  5-6

Тема 7.2 Определение характеристик систем массового обслуживания

Вопрос к зачёту 7-8

Тема 7.3. Расчёт показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания

Вопросы к зачёту 20-21

Раздел 8. Дискретное моделирование

Тема 8.1 Решение задач дискретного программирования методом ветвей и границ

Вопрос к зачёту 22

6. Структура контрольных заданий

6.1. Задания текущего контроля

6.1.1. Практическая  работа

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1. Постановка задачи динамического программирования

-  Условия задачи динамического программирования.

- Создание алгоритма для решения задачи динамического программирования.

2 балла

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Задание.

Для двух предприятий выделено___единиц средств. Как распределить все средства в течение 4 лет, чтобы доход был наибольшим, если известно, что доход от  единиц средств, вложенных в первое предприятие, равен , а доход от единиц средств, вложенных во второе предприятие, равен  . Остаток средств к концу года составляет  для первого предприятия и   для второго предприятия. Задачу решить методом динамического программирования.

http://www.matburo.ru/Examples/mp_dp/img1-7.gif

Время на выполнение: 45 мин.

6.1.2. Практическая работа

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У2. Построение оптимальной последовательности операций.

 - Разработка модели оптимальной последовательности операций

 1 балл

З1. . Расчёт показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания

- Программа расчёта показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Задания.

1. Требуется сделать систему планирования для игрушечной железнодорожной станции. Система получает "сверху" заявки-требования на выполнение каких-то ж/д операций (например, принять поезд, отправить поезд) c дополнительными указаниями, среди которых: назначение (на какой путь, на какой перегон), приоритет (низкий, средний, высокий), требуемое время выполнения (например, отправить в 13-30). Каждая заявка-требование (например, принять поезд на 3-й путь) может быть разложена на некоторое число элементарных операций, которые могут быть разнесены во времени (задать маршрут от светофора H до стрелки 1, затем от светофора HM1 до 3-го пути) и могут иметь альтернативы (различные маршруты следования из одной точки в другую). Известно, что на станции одновременно могут выполнять несколько операций (поезда могут ездить параллельно по разным трассам маршрутов).

2. Пусть филиал фирмы по ремонту радиоаппаратуры имеет п = 5 опытных мастеров. В среднем в течение рабочего дня от населения поступает в ремонт l = 10 радиоаппаратов. Общее число радиоаппаратов, находящихся в эксплуатации у населения, очень велико, и они независимо друг от друга в различное время выходят из строя. Поэтому есть все основания полагать, что поток заявок на ремонт аппаратуры является случайным, пуассоновским. В свою очередь каждый аппарат в зависимости от характера неисправности также требует различного случайного времени на ремонт. Время на проведение ремонта зависит во многом от серьезности полученного повреждения, квалификации мастера и множества других причин. Пусть статистика показала, что время ремонта подчиняется экспоненциальному закону; при этом в среднем в течение рабочего дня каждый из мастеров успевает отремонтировать m = 2,5 радиоаппарата. Требуется оценить работу филиала фирмы по ремонту радиоаппаратуры, рассчитав ряд основных характеристик данной СМО.

За единицу времени принимаем 1 рабочий день (7 часов).

Время на выполнение: 90 мин.

6.1.3. Практическая работа

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У3. Компоненты и классификация моделей массового обслуживания

Знание компонентов, классификации моделей массового обслуживания

 3 балла

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Задания.

  1. Привести примеры систем массового обслуживания.
  2. Назовите основные компоненты систем массового обслуживания
  3. Назовите классификацию систем массового обслуживания.

Время на выполнение: 30 мин.

6.1.4. Практическая работа

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У4. Определение характеристик систем массового обслуживания

Определение системы массового обслуживания.

Характеристика систем массового обслуживания.

История развития систем массового обслуживания.

 2 балла

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Задание.

  1. Назовите основные характеристики систем массового обслуживания.
  2. Расскажите принцип работы многоканальной системы массового обслуживания.
  3. Назовите основные характеристики систем массового обслуживания

Время на выполнение: 20 мин.

6.1.5. Устный ответ

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З2. Решение задач дискретного программирования методом ветвей и границ

Постановка условий задачи.

Алгоритм решения задачи методом ветвей и границ.

 3 балла

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Текст задания

  1. Расскажите основные приёмы решения задач дискретного программирования методом ветвей и границ.

Время на выполнение: 15 мин.

6.1.6. Практическая работа

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У5. Графическое отделение и аналитическое уточнение корней уравнения

Графическое отделение корней уравнения.

Аналитическое уточнение корней уравнения.

 3 балла

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Задание.

x-(3+sin 3,6x)-1Shok

1.Отделить всe корни данного уравнения f(x)=0 одним из методов: графическим, аналитическим или методом перебора.

2. Уточнить один из отделяемых корней методом иттерации c точностью ε=10-3.

3. Выполнить проверку c помощью Mathcad блоком Given-Find.

Время на выполнение: 30 мин.

6.1.7. Практическая работа

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У6. Решение транспортной задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов

Метод северо-западного угла.

Метод потенциалов.

Алгоритм решения задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов

 2 балла

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Задание

Имеется 4 склада содержащие некоторое количество единиц однотипной продукции (см.таблицу 1), имеется также 6 потребителей нуждающихся в определенном количестве данной продукции (см.таблицу 2). При перевозке одной единицы продукции со склада i потребителю j возникают издержки Pij. Величины издержек приведены в таблице 3. При перевозке K единиц продукции со склада i потребителю j суммарные затраты на перевозку составляют K*Pij.

Требуется найти такой план перевозок при котором общие затраты на перевозку всей продукции, по всем потребителям, будут минимальны.

Таблица 1

Склад №        Запас ед. продукции

1        14

2        7

3        22

4        17

Таблица 2

Потребитель №        Потребность в ед. продукции

1        7

2        12

3        3

4        11

5        8

6        20

Таблица 3

Издержки на перевозку единицы продукции со склада i потребителю j

Потребители

Склад №        1        2        3        4        5        6

1        1.1        2        2.05        1        3        0.5

2        3        2.15        4.8        3        11.07        2.2

3        0.8        1        0.75        2.12        0.1        2.8

4        0.7        0.3        1.1        3.7        1        0.2

Время на выполнение: 45 мин.

6.1.8. Индивидуальный проект

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У7. Построение сетевой модели. Расчёт параметров сетевого графика

Сетевая модель.

Параметры сетевого графика.

 1 балл

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Задание.

Руководство банка приняло решение о выпуске для своих клиентов нового вида банковского депозитного счета. Перед работниками отдела были поставлены задачи: выбрать идею данного депозитного счета, обосновать ее, оформить в виде проекта договора о банковском депозитном счете и представить руководству банка на рассмотрение и утверждение. Для привлечения клиентов банку необходимо провести рекламные мероприятия, оформить зал соответствующей информацией и провести семинар со своими работниками.

Руководство банка разработало план мероприятий, который включает в себя перечень работ по привлечению клиентов, продолжительность каждой работы по времени и перечень лиц, ответственных за исполнение определенной работы:

Код работы

Содержание работы

Продолжительность работы (дни)

Исполнитель

Начальное событие, i

Завершающее событие, j

1

Разработка плана мероприятий

Иванова И. И.

1

2

Поиск идеи депозитного вклада

30

Иванова И. И. Петров П .П.

1

3

Разработка системы критериев по выбору идеи

21

Иванов И. И.

2; 3

4

Выбор идеи

2

Иванов И. И. Петров П. П.

4

5

Технико-экономическое обоснование идеи

2

Петров П. П.

5

6

Составление проекта договора банка с вкладчиком по депозитному счету

5

Иванов И. И.

6

7

Представление проекта договора руководству банка, его рассмотрение и утверждение

7

Иванов И. И.

7

8

Заказ в типографию на изготовление бланка договора и его выполнение

20

Иванов И. И.

7

9

Заказ на рекламу в печати и его выполнение

14

Иванов И. И.

7

10

Заказ на изготовление стенда и его изготовление

7

Иванов И. И.

8

11

Получение типографского договора

1

Иванов И. И.

9; 10

12

Оформление зала к приему клиентов

2

Иванов И. И.

11; 12

13

Семинар с работниками банка

1

Иванов И. И.

13

14

Начало работы с клиентами

0

Время на выполнение: 45 мин.

6.1.9. Практическая работа

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У8. Решение задач динамического программирования

Принцип и способы решения задач динамического моделирования.

2 балла

За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.

За неправильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Задания

        1. В вашем распоряжении имеется какой-то запас средств (ресурсов) К, который должен быть распределен между m предприятиями        Каждое из предприятий     при вложении в него каких-то средств х приносит доход, зависящий от х, т. е. представляющий собой какую-то функцию        Все функции    известны. Спрашивается, как нужно распределить средства К между предприятиями, чтобы в сумме они дали максимальный доход?

        2. Владелец автомашины эксплуатирует ее в течение m лет. В начале каждого года он может принять одно из трех решений:

а) Продать машину и заменить ее новой;

б) Ремонтировать ее и продолжать эксплуатацию;

в) Продолжать эксплуатацию без ремонта.

Время выполнения: 45 мин

6.2. Задания промежуточной аттестации

6.2.1.  Вопросы к зачету

  1. Определение задачи динамического программирования.
  2. Методы постановки задачи динамического программирования
  3. Алгоритмы решения задачи динамического программирования
  4. Построение оптимальной последовательности операций.
  5. Компоненты моделей массового обслуживания.
  6. Классификация моделей массового обслуживания.
  7. Определение систем массового обслуживания.
  8. Характеристик систем массового обслуживания.
  9. Графическое отделение корней уравнения
  10. Аналитическое уточнение корней уравнения.
  11. Определение задачи транспортной задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов.
  12. Метод северо-западного угла.
  13. Методом потенциалов.
  14. Решение транспортной задачи методом северо-западного угла и методом потенциалов.
  15. Что такое сетевая модель?
  16. Построение сетевой модели.
  17. Расчёт параметров сетевого графика.
  18. Методы решения задач динамического программирования.
  19. Способы решения задач динамического программирования
  20. Эффективность простейших систем массового обслуживания
  21. Расчёт показателей эффективности для простейших систем массового обслуживания
  22. Решение задачи дискретного программирования методом ветвей и границ

7. Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

8. Перечень используемых материалов, оборудования и информационных источников

1 Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие.– М.:ИД «Форум»,2009.-231с

2 Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 368с

3Фомин Г.П.Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. –М.: Финансы и статистика , 2009. – 544с

        4 Лапчик М.П. и др. Элементы численных методов: учебник для студентов СПО. – М.: ИД «Академия», 2007 – 224с

Интернет-ресурсы

1 Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Форма доступа: http://window.edu.ru

2 Электронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа: http://fcior.edu.ru

3 Электронный ресурс «Федеральный портал «Российское образование». Форма доступа: http://www.edu.ru/

4 Электронный ресурс «Российский общеобразовательный портал». Форма доступа: http://www/scool.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Комплект контрольно-оценочных средств по МДК 02.01 Теоретические основы конструирования швейных изделий по ППССЗ 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (базовой подготовки)

Комплект контрольно-оценочных средств  МДК 02.01 Теоретические основы конструирования  швейных изделий разработан в соответствии с рабочей программой ППССЗ ПМ. 02 Конструирование швейных изд...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...