Рабочая программа дисциплины Теория алгоритмов
рабочая программа по теме

Сырат Анай-Хаак Леонидовна

Программа учебной дисциплины ОП.08.Теория алгоритмов является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_teoriya_algoritmov_2_kurs.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Тыва «Тувинский политехнический техникум»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно -методической работе

_______________ Наважап Л.Б.

от «_____» _____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

 по учебной работе

_______________ Чадамба А.А.

от «_____» _____________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Теории алгоритмов

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

от «_____» _____________ 2015 г.

Председатель:

__________________ Сырат А.-Х.Л.

2015 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Организация-разработчик: ГБПОУ РТ «Тувинский политехнический техникум»

Разработчик:

Сырат Анай-Хаак Леонидовна, преподаватель математики и информатики ГБПОУ РТ «Тувинского политехнического техникума»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08. Теория алгоритмов

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОП.08.Теория алгоритмов является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;
  • определять сложность работы алгоритмов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные модели алгоритмов;
  • методы построения алгоритмов;
  • методы вычисления сложности работы алгоритмов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 60 часа;

самостоятельной работы студента 30 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

40

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

выполнение домашнего задания

выполнение индивидуального задания

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08. Теория алгоритмов

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в теорию алгоритмов

Тема 1.1. 

Интуитивное определение алгоритма.

Интуитивное (неформальное) понятие алгоритма. Необходимость в формализации понятия «алгоритм». Подходы к формализации понятия «алгоритм». Свойства неформального толкования понятия алгоритма: дискретность, понятность, определенность (детерминированность), результативность, массовость. Исполнитель. Система команд исполнителя. Среда исполнителя. Формы представления алгоритма: словесная, графическая, псевдокод. Алгоритмический язык. Требования к записи алгоритма на алгоритмическом языке. Основные базовые типы данных.

10

2

Практические занятия:

  1. Словесная форма представления алгоритма.
  2. Графическая форма представления алгоритма.
  3. Представление алгоритма на псевдокоде.

8

Самостоятельная работа обучающихся:  

  1. Правила оформления блок-схем алгоритма.

4

Раздел 2. Универсальные алгоритмические модели

Тема 2.1. Машина Тьюринга.

Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере машин Тьюринга. Понятие машины Тьюринга. Команды машины Тьюринга. Программа для машины Тьюринга. Примеры программ.

4

Практические занятия

  1. Составление программ для машины Тьюринга.

4

Самостоятельная работа обучающихся:  

  1. Принцип работы программы-эмулятора машины Тьюринга.

4

Тема 2.2. Машина Поста.

Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере машин Поста. Понятие машины Поста. Команды машины Поста. Программа для машины Поста. Примеры программ.

4

Практические занятия

  1. Составление программ для машины Поста.

2

Самостоятельная работа обучающихся:  

  1. Принцип работы программы-эмулятора машины Поста.

4

Тема 2.3. Нормальные алгоритмы Маркова.

Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере нормальных алгоритмов Маркова. Алфавит, буква, слово. Смежные слова. Понятие нормального алгоритма. Нормализуемый алгоритм. Способы композиции нормальных алгоритмов. Примеры нормальных алгоритмов.

4

Практические занятия

  1. Составление нормальных алгоритмов Маркова.

2

Самостоятельная работа обучающихся:  

  1. Принцип работы программы-эмулятора нормального алгоритма Маркова.

2

Тема 2.4. Основные алгоритмические конструкции.

Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл. Вспомогательный алгоритм.  Понятие спецификации программного продукта.

4

Практические занятия:

  1. Решение задач по составлению линейных алгоритмов.
  2. Решение задач по составлению разветвляющихся алгоритмов.
  3. Решение задач по составлению циклических алгоритмов.
  4. Решение задач по составлению циклических алгоритмов.

10

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление спецификации задачи  линейной структуры.
  2. Решение задач по составлению сложных условий.
  3. Составление спецификации задачи разветвляющейся структуры.
  4. Составление спецификаций алгоритмической структуры «Выбор».
  5. Составление спецификации задачи  циклической структуры.

10

Раздел 3. Методы построения алгоритмов

Тема 3.1. Типовые задачи поиска и сортировки данных.

Последовательный поиск в неупорядоченном массиве: алгоритм последовательного поиска в неупорядоченном массиве, алгоритм поиска минимального и максимального элемента в неупорядоченном массиве. Алгоритм бинарного поиска в упорядоченном массиве. Алгоритм обменной сортировки методом «пузырька». Сортировка выбором. Сортировка вставками.

8

2-3

Практические  занятия

  1. Составление алгоритма поиска в неупорядоченном массиве.
  2. Составление алгоритма сортировки в неупорядоченном массиве.
  3. Некоторые методы решения типовых задач в одномерном массиве.
  4. Некоторые методы решения типовых задач в двумерном массиве.

8

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление спецификации задачи «Одномерные массивы».
  2. Составление спецификации задачи «Двумерные массивы».

4

Тема 3.2. Рекурсивные функции.

Рекурсия. Структура рекурсивных подпрограмм. Рекуррентные соотношения.

2

Практические занятия 

  1. Разработка рекурсивных алгоритмов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Эвристические методы.

4

Раздел 4. Оценка сложности задач и алгоритмов

Тема 4.1. Методы вычисления сложности алгоритмов.

Понятие сложности алгоритма. Временная сложность. Теоретическая сложность: линейная, квадратичная, кубическая.  Эффективность алгоритма: эффективный алгоритм поиска в неупорядоченном массиве максимального и минимального элементов одновременно.

4

2

Практические  занятия

  1. Решение задач на определение сложности алгоритма.
  2. Анализ алгоритмов поиска.
  3. Анализ алгоритмов сортировки.

6

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Оценка сложности алгоритмов поиска.
  2. Оценка сложности алгоритмов сортировки.

6

Всего:

120

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).

Технические средства обучения:

  • ноутбук (ПК), мультимедийный проектор, экран (телевизор)

Программные средства:

  • операционная система Windows XP;
  • программа-эмулятор машины Поста;
  • программа-эмулятор машины Тьюринга;
  • программа-эмулятор нормальных алгоритмов Маркова.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики.: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 328 с.
  2. Теория алгоритмов: учебник / Д.Ш. Матрос, Г.Б. Поднебесова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 202 с. : ил. – (Педагогическое образование).
  3. Тихомирова А.Н. Теория алгоритмов: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2008. – 176 с.
  4. Тихомирова А.Н. Практикум по теория алгоритмов: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2011. – 176 с.
  5. Голицына О.Л. Основы алгоритмизации и программирования. Издательство: М: ФОРУМ 2008 год.
  6. Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Дополнительные источники:

  1. Левитин А.В. Алгоритмы. Введение в разработку и анализ. М.: Издателький дом "Вильямс" 2008 год.
  2. Семакин И.Г. Основы программирования. М., 2008
  3. Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Ч. 3. Вычислимые функции. – 3-е изд., стереотип. М.: МЦНМО, 2008. – 192 с.
  4. Крупский В.Н., Плиско В.Е. Теория алгоритмов: учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
  5. Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. М.: Наука, 2007.
  6. Гашков С.Б., Чубариков В.Н. Аримфетика. Алгоритмы. Сложность вычислений. М.: Высшая школа, 2007.

Интернет–ресурсы:

  1. http://www.lessons-tva.info
  2. http://www.programmer-lib.ru
  3. http://www.kufas.ru
  4. http://kodny.narod.ru
  5. http://kpolyakov.spb.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;
  • определять сложность работы алгоритмов.

Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных заданий.

Знания: 

  • основные модели алгоритмов;
  • методы построения алгоритмов;
  • методы вычисления сложности работы алгоритмов.

Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Рабочая программа дисциплины Экономическая теория для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 168 часов, в том числе:...

Рабочая программа дисциплины "Теория алгоритмов"

Программа предназначена для  студентов СПО специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах...

Рабочая программа дисциплины ОП.06 Охрана труда по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) Тамбовского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Многоотраслевой колледж&r...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория алгоритмов"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии \специа...

Методические указания к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине "Теория алгоритмов"

Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ и подготовки к экзамену по дисциплине «операционные системы» (специальность «230115 ...

Рабочая программа дисциплины ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополните...

Рабочая программа дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 0...