Защита опыта работы на областном конкурсе "Мастер года"
статья по теме

Соловьева Анна Сергеевна

Защита опыта работы на тему: «Использование информационных компьютерных технологий в образовательно-воспитательном процессе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_ob_opyte_publikatsiya.docx151.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Институт развития образования Сахалинской области

«Использование информационных компьютерных технологий

в образовательно-воспитательном процессе»

Автор опыта:Соловьева Анна Сергеевна

мастер производственного обучения

ГБПОУ  «Сахалинский политехнический центр № 5»

с. Горнозаводск, 2014


РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1. Сведения об авторе опыта:

Соловьева Анна Сергеевна, ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр № 5», мастер производственного обучения, педагогический стаж 11 лет, преподаваемые предметы: учебная практика и спец.дисциплины в группах по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», 2013г.,  КА № 53147, учитель технологии и предпринимательства по специальности «Технология и предпринимательство», контактный телефон - 89621216435.

2. Тема опыта:

«Использование информационных компьютерных технологий в образовательно-воспитательном процессе».

3. Условие возникновения, становления опыта:

Начиная работать в училище с обучающимися по профессии «Оператор ЭВМ», я не сомневалась в выборе подхода к обучению. Как можно учить навыкам владения информационными технологиями не используя эти технологии? Тем более, что это значительно облегчает процесс подачи нового материала, делает этот процесс увлекательным, наглядным, позволяет формировать профессиональные и творческие способности обучающихся. При этом в несколько раз сокращается время для подготовки уроков и увеличивается объем новой, интересной, полезной информации.

4. Цель и задачи опыта:

Цель: Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к профессиональному росту, профессиональной самореализации

Задачи:

  • Развитие профессиональных и общих компетенций в процессе учебно-воспитательной деятельности;
  • Применение информационных компьютерных технологий в процессе формирования профессиональных навыков.

Ожидаемый результат:

  • Приобретение и использование навыков ИКТ;
  • Личная организованность;
  • Работоспособность;
  • Самостоятельность;
  • Ответственность;
  • Умение работать в команде;
  • Творческое отношение к порученному делу;
  • Самообразование;
  • Самовоспитание;
  • Саморазвитие.

Необходимость использования ИКТ:

  • Позволяет сформировать компетенции, обеспечивающие профессиональную успешность каждого обучающегося.
  • Требование ФГОС (развитие  информационной и компьютерной компетенции обучающихся)

В таких условиях, особенное внимание уделяется выбору комплексно-методического обеспечения. В своей работе на протяжении ряда лет я использую учебники таких авторов, как Алексахин, Остроух, Киселев, Сапков, Свиридова.  Опыт  этих педагогов позволил мне понять, что ТСО необходимо использовать на всех этапах образовательно-воспитательного процесса.

5. Теоретическое обоснование опыта:

В последние пять-десять лет расширился ассортимент, методы и способы их применения. Накоплен опыт их организации и эффективного применения на всех ступенях непрерывного обучения на протяжении всей жизни человека.

Отечественные и зарубежные исследования убедительно доказывают: возможно и целесообразно использовать ИКТ для развития интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.).

Более того, в работах Е.И. Виштынецкого, А.О. Кривошеева, Е. С. Полат  рассматриваются психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения.

Разработка новых информационных технологий обучения, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и повышает мотивацию для их эффективного применения в профессиональной жизни

6. Ведущая педагогическая идея опыта:

Для успешности выпускников в профессиональной жизни необходим опыт использования информационных компьютерных технологий. Сегодня это не просто удобный навык – это элемент деловой культуры человека.


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

7. Технология опыта:

Обучающиеся в учебно-воспитательном процессе обязательно проходят как минимум три стадии становления: обучение; получение практического опыта и только в конце достигают определённого уровня мастерства.

Для достижения мастерства информационные компьютерные технологии сопровождают обучающегося на протяжении всех этих этапов и обеспечивают:

  • Уменьшение времени подачи материала.
  • Развитие творческого-образного мышления.
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала (подача материала аудиально и визуально).
  • Формирование системности и целостности в знаниях, умениях, навыках обучающихся в учебном процессе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ на уроках ОП и МДК

Так, где же используются эти технологии?

Во-первых, на уроках общепрофессионального и междисциплинарного курсов – для подачи нового материала в режиме урок - лекция, урок - обобщение, урок - защита проектов, интегрированный урок, бинарный урок, уроки с использованием электронных учебников и программ-тренажеров.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ на уроках УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Во вторых, на уроках учебной практики – невозможно себе представить урок учебной практики у обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» без использования ИКТ. Все равно что сапожник без сапог. Это происходит на протяжении всех этапов таких занятий – от целевой установки, актуализации, до объяснения и демонстрации трудовых приемов и способов действий на вводном инструктаже, затем во время индивидуального инструктирования во время целевых обходов на текущем инструктаже и наконец, на закреплении во время заключительного инструктажа.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, обучающиеся в процессе самостоятельной работы, могут находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.

Использование современных ИКТ технологий, являясь активным методом индивидуального обучения, помогает обучающемуся извлекать из поисковых систем сети Интернет и других источников нужную информацию. Разделять ее на обособленные блоки, распределять в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном самому обучающемуся режиме.

ЗАЩИТА ПЭР

В нашем образовательном учреждении защиту ПЭР в режиме демонстрации презентации мы внедрили в 2005 году и практикуем эту форму до сих пор. Многое сменилось за эти 9 лет – и офисные программы и операционные системы, и качество выпускных работ, но неизменным остается принцип подачи материала на аудиторию.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению определенного вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

Разработанный комплект контрольно-оценочных материалов по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» используется с применением ИКТ (это и решение тестовых заданий, и выполнение практической части КОМ)

ВНЕКЛАССНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Еще одним показателем успешности использования информационных технологий, считаю активное участие моих обучающихся в различных мероприятиях.

В нашем образовательном учреждении традиционным является проведение конкурса «Лучший по профессии». Презентации обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» всегда отличаются яркостью, лаконичностью, интересны в способе подачи материала.

Большую пользу в формировании самостоятельной активной жизненной позиции оказывает участие наших обучающихся в разработке классных часов патриотической направленности, антинаркотических десантах, в выпуске ежемесячной независимой студенческой газеты, работе органа ученического самоуправления, волонтерском движении. И только с помощью компьютерных технологий информация об этом широко освещается в нашем образовательном учреждении через выпуск информационных листовок, буклетов, проспектов, создание роликов.

Проектная деятельность вообще трудно представляется без использования компьютера. Фотографии, обработанные средствами графических редакторов привлекают всеобщее внимание к проблеме проектов. «Зеленый дозор», «Экологический десант», «Училище – цветущий сад» и многие другие говорят сами за себя.

Проекты районного уровня и победы в них стимулируют обучающихся и наглядно демонстрируют заинтересованность общественности в самодостаточных, эрудированных молодых людях. Подтверждением тому победы наших обучающихся в конкурсе «Я – глава района» с проектом «Открытие 3-D кинотеатра в Горнозаводске».

В областных конкурсах информационных технологий кому как не «Мастерам по обработке цифровой информации» принимать участие.

В позапрошлом году в конкурсе на тему «Обучающийся-2012» наша презентация взяла 2 место, прошлогодняя презентация на тему «Культура в современном мире» позволила нашей обучающейся получить ценный приз.

Конкурсы областного уровня «Селисах», «Свой голос», «Студенческая весна» не остаются без участия моих учеников. Однако и у себя в образовательном учреждении проведение различных викторин, семинаров, практикумов не обходится без их вклада.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Но самым приоритетным направлением в своей работе я считаю трудоустройство своих выпускников. После освоения первого модуля обучающиеся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» уходят на производственную практику на предприятия нашего района различных форм собственности – это и школы, и муниципальные предприятия, ИП, ООО. Введение отчетов по практике в виде презентации наглядно демонстрирует выполнение производственных работ. Обучающиеся, хорошо зарекомендовавшие себя во время практики имеют все шансы на трудоустройство после ежегодной ярмарки профессий «Шанс молодым», которую мы проводим совместно с представителями Центра занятости и предпринимателями нашего района.

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Я обеими руками за широкое внедрение информационных технологий в жизнь. Поэтому на протяжении ряда лет веду целенаправленную работу по обучению педагогов нашего образовательного учреждения компьютерной грамотности, поскольку для преподавателя, свободно владеющего компьютерной техникой и программным обеспечением, имеющего знания и умения в этой области, информационные и коммуникационные технологии становятся хорошим помощником в более эффективном проведении процесса обучения. Если педагоги учат лучше, то и ученики учатся лучше – этим и определяется эффективность любых технологий. Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями и дисциплинами не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.

Но в первую очередь  я педагог, который не просто дает студентам ряд необходимых умений и навыков, а приобщает их к информационной культуре, создает условия для повышения творческого потенциала и дает добрые советы, которые пригодятся в жизни.

Так кто же он, современный выпускник?

Он активен, предприимчив, прагматичен, талантлив, нацелен на самореализацию и проявление индивидуальности. Он мастер, который уже сегодня многое делает для своего будущего.

Это подтверждает анализ результатов моей работы.

Уважаемые коллеги, кому как не нам с вами знать, что как сказал  Хавьер Креус «Важнее всего не результат, а желание учиться. Всегда можно что-то улучшить.»

8. Длительность работы над опытом:

С 2005 года.

9. Диапазон опыта:

Тема педагогических чтений «Организация и методика теоретического и профессионального обучения», ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 5». Тема выступления: «Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе», 2013, участник педагогических чтений.


РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

10. Результативность опыта:

Безусловно, важным показателем сформированности общих компетенций является уровень обученности, качество знаний и средний балл обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». (Приложение 1.Данные по результативности опыта работы, Слайд 20).

Однако для получения более полной картины, в нашем образовательном учреждении проводится анкетирование работодателей, так как выявление ценностных ориентаций у обучающихся является важным показателем сформированности общих компетенций.


Анкета для работодателей

  1. Название предприятия

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Вид экономической деятельности предприятия /организации

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Работают ли на Вашем предприятии выпускники начального профессионального образования?
  2. Выпускники  каких  специальностей работают на Вашем предприятии?(перечислите, пожалуйста)

1____________________________________________

2____________________________________________

3____________________________________________

  1. Соответствует ли уровень знаний выпускников присвоенной квалификации?

_________________________________________________________________________

  1. Оцените, пожалуйста, уровень профессиональных знаний и личных качеств выпускников начального профессионального образования:

  1. Наличие прочных теоритических знаний и навыков в профессиональной области
  2. Способность мыслить аналитически и логически
  3. Организаторские способности
  4. Способность проявлять оригинальность и творческий подход
  5. Стремление к приобретению новых знаний и навыков
  6. Способность адаптироваться к изменениям, использование в работе современных технологий
  7. Ответственность при решении поставленных задач
  8. Настойчивость в достижении поставленной цели
  9. Умение работать в команде
  10. Знание современной литературы по специальности
  11. Навыки устной и письменной коммуникации
  12. Навыки работы с компьютером

  1. Ориентированы ли выпускники начального профессионального образования на выстраивание карьерной линии?

__________________________________________________________________________

  1. Нуждаются ли выпускники начального профессионального образования в дополнительном обучении?

_____________________________________________________________________________

  1. Есть ли на предприятии возможность для молодого специалиста в продолжении обучения?

_____________________________________________________________________________

  1. Испытает ли Ваше предприятие потребность в выпускниках начального образования?

Если “да”, то сколько и каких специальностей?

  1. _________________________________________
  2. _________________________________________
  3. _________________________________________
  4. _________________________________________

        Ф.И.О., заполнившего анкету___________________________________________

        _____________________________________________________________________

                Должность

        ____________________________________________________________________

        Контактный телефон, e-mail

        ____________________________________________________________________


Анкета для работодателей

  1. Назначение предприятия _________________________________________________
  2. Вид экономической деятельности предприятия/ организации:

_____________________________________________________________________________

  1. Работают ли на Вашем предприятии выпускники НПО?

____ Да

____ Нет

Если «да», то сколько? _______________________________________________________

  1. Выпускники, каких специальностей работают на Вашем предприятии?

        _____________________________________________________________________

        ____________________________________________________________________

  1. Соответствует ли уровень знаний выпускников присвоенной квалификации?

____Да        

____Нет

  1. Оцените, пожалуйста, уровень профессиональных знаний и личных качеств выпускников университета по пятибалльной шкале ( 1 – качество не развито; 2 – качество слабо развито; 3 – качество средне  развито; 4 – качество высоко развито; 5 – качество развито очень высоко).

Выбранный вариант обвести кружком.

1.Наличие прочных теоретических знаний и навыков в профессиональной области

1

2

3

4

5

2.Способность мыслить аналитически и логически

1

2

3

4

5

3.Организаторские способности

1

2

3

4

5

4.Способность проявлять оригинальность  и творческий подход

1

2

3

4

5

5.Стремление к приобретению новых знаний и навыков

1

2

3

4

5

6.Способность адаптироваться к изменениям, использование в работе современных технологий

1

2

3

4

5

7.Ответственность при решении поставленных задач

1

2

3

4

5

8.Настойчивость в достижении поставленной цели

1

2

3

4

5

9.Умение работать в команде

1

2

3

4

5

10.Знание современной литературы по специальности

1

2

3

4

5

11.Навыки устной и письменной коммуникации

1

2

3

4

5

12.Навыки работы с компьютером

1

2

3

4

5

  1. Ориентированы ли выпускники НПО на выстраивание карьерной линии?

____Да

____Нет

  1. Нуждаются ли выпускники НПО в дополнительном обучении?

____Да

____Нет

  1. Есть ли на предприятии возможность для молодого специалиста в продолжении обучения?

____Да        

____Нет        

Если «да», то сколько и каких специальностей? ____________________________________

_____________________________________________________________________________

Ф.И.О. заполнившего анкету___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Должность ___________________________________________________________________

Контактный телефон, e – mail____________________________________________________

Спасибо за работу!

Для нас важно Ваше мнение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в области духовно-патриотического воспитания будущих учителей в процессе внеурочной работы

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Из опыта работы по теме: "Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений работы студенческого совета колледжа"

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную  позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самосто...

Статья "Работа с документами на уроках истории на примере изучения Великой Российской революции 1917 года" - из опыта работы

В статье представлены приемы использования исторических документов при изучении Российской революции 1917 года, делается упор на необходимости и важности использования на уроках первоисточников....

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности

Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения  МДК.03.01 Планирование и организация работы  структурного по...

Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.

laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации выполнения и защиты курсовой работы по профессиональному модулю «Организация архивной и справочной работы по документам организации»

Методические рекомендации составлены в соответствии с утверждённым положением ГАПОУ ИКЭСТ, учебным планом по специальности  Документационное обеспечение управления и архивоведение, согласованны с...


 

Комментарии

Джуманова Ольга Анатольевна

Спасибо! Материал Ваш доступен, интересен и востребован в образовательно-воспитательном процессе.

Комлева Татьяна Владимировна

Очень интересно. Владение информационными технологиями - это очень важная компетенция современного преподавателя.