Информационные технологии в социальной сфере.
проект на тему

Акопян Эльза Владимировна

Возможности современных информационных технологий позволяют эффективно автоматизировать информационные процессы, связанные с профессией социального работника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информатика в социальной работе19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в социальной сфере.

В настоящее время вся деятельность человека не мыслима без использования компьютера, компьютер  оказался полезен во многих делах человека. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в социальную работу. В связи с этим возникла необходимость введения курса “Информационные технологии в социальной сфере” для студентов специальности «Социальная работа». Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «Информатика», «Прогнозирование и моделирование в социальной работе».

Социальная информатика - это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое социологическое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, философия, социология, психология.  Впервые термин “социальная информатика” был предложен А.В. Соколовым и А.И. Манкевичем в 1971 году. Один из основоположников социальной информатики академик А.Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества.

Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру:

1 уровень - теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе);

2 уровень - средний (социальный “срез” экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации). Этот уровень может быть назван социологией информатизации;

3 уровень - эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).

Социальная информатика должна играть методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической, правовой, психологической, социологической информатики и других.

Итак, в настоящее время в России социальная информатика открывается в разных сферах и активно участвует в деятельности людей .

Задачами учебного курса “Основы социальной информатики” являются:

1.Создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России;

 2.Формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию;

 3.Методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

Основные направления применения средств информатики в профессии социального работника:

 1.Поиск и отбор профессиональной информации (федеральные законы, постановление правительства, информация по заданной теме, формы документов) для собственных целей и по запросам клиентов.

2.Работа с автоматизированными компьютерными комплексами (электронное жилищно-коммунальное хозяйство  и т.д.).

3.Хранение профессиональной и нормативной информации.

4.Численные расчеты (бюджет семьи, отчеты по оказываемым услугам) и работа с программным калькулятором.

5.Представление (презентация, реклама) собственной работы

Специалист должен знать:

1.способы организации локальных и распределенных компьютерных сетей;

2.структуру корпоративных сетей; компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки персонала отрасли

 Поиск и отбор профессиональной информации может производиться с помощью поисковых систем в сети Интернет. Кроме того, в настоящее время внедряются сетевые комплексы: которые позволяют осуществлять доступ к важным видам информации через сеть интернет. Клиент может заполнить документы и электронные формы: запись на прием к специалисту социальной службы, медику, юристу, психологу и т.д. В силу возраста наши клиенты испытывают затруднения при общении с электронным оборудованием. Поэтому социальный работник может помочь им в этом сложном для них деле, а для этого он должен уметь сам использовать средства ИКТ.

В настоящее время для автоматизации работы предприятий социального обслуживания используются компьютерные комплексы, содержащие электронное оборудование для автоматизации документооборота практически на каждом рабочем месте. В состав такого комплекса входят компьютеры со специальным программным обеспечением, сканеры, принтеры и сетевое оборудование.

Для разнообразные компьютерные носители информации  долговременного хранения профессиональной информации, ее накопления и передачи используются разнообразные компьютерные носители информации. Это диски, flash-носители и многое другое современное оборудование. В настоящее время многие лечебные учреждения обрабатывают и выдают информацию в электронной форме. Пожилому человеку требуется помощь для того, чтобы он мог ориентироваться в данной информации.

Так же, существуют множество программ для работы с документами, такие как:

Текстовые редакторы.

Текстовые редакторы – это программы для работы с текстом. В них можно набирать, редактировать и форматировать текст. Примеры таких программ это: Microsoft Word, Блокнот, WordPad,. Самым популярным является Word, мы очень часто им пользуемся. [1.193]

Электронные таблицы.

Электронные таблицы позволяют выполнять вычисления, как простые так и очень сложные, анализировать иданные, составлять отчеты и.Лидером в данной сфере является программа Microsoft Excel.[1.235]

Базы данных.

Это программы для работы с базами данных. Примерами таких программ являются Microsoft Access .[1.280]

Пакеты мультимедийных презентаций позволяют подготовить интересные рекламные материалы – для представления отчетов по результатам собственной работы и новых видов социального обслуживания.

Следовательно, возможности современных информационных технологий позволяют эффективно автоматизировать информационные процессы, связанные с профессией социального работника.

Так же можно воспользоваться диаграммами для наглядного запоминающегося  изображения сопоставления данных (мы рассчитали по диаграмме и выясняли,сколько процентов занимают договора, заявления, доверенности.)

Итак, средства и методы информатики позволяют сделать работу социального работника более эффективной в том случае, когда необходимо произвести поиск и обработку профессиональной информации. Можно сделать вывод, что в настоящее время без компьютерных технологий теперь  нам не обойтись.

Литература

  1. Е.В. Михеева, О.И. Титова. Информатика : учебник для студентов сред. проф.образования-2-е издание, исправл.-М.: Издательский центр «Академия»,2010-352с.
  2. http://www.char.ru/312/18218.htm - социальная информатика
  3. http://5fan.ru/wievjob.php?id=30231 - задачи и структура информатики
  4. http://www.myshared.ru/slide/480534/ -основные направления

(к 9 слайду)

Спектр социальных проблем:

  1. недостаточная обеспеченность информационными материалами;
  2. отсутствие коммуникационных связей со специалистами других городов, регионов;
  3. скорость реагирования отделов по социальной защите населения;

В ближайшее время судьба каждого человека будет зависеть оттого, насколько он способен:

  • своевременно находить;
  • получать;
  • адекватно воспринимать;
  • продуктивно использовать новую информацию  

Так же когда мы будем проходить практику мы можем научить людей пожилого возроста специальным программам, по которым они смогут заполнять разные виды заявок. В дальнейшем будем использовать разные информационные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины " Информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности 040401 Социальная работа

        Рабочая программа учебной дисциплины  "Информационные технологии в профессиональной деятельности" является частью  основной...

Первый отборочный этап международной олимпиады в сфере информационных технологий "IT-планета 2013/2014"

Презентация "Разработка системы выгрузки данных из подразделений Московского авиационного техникума им. Н.Н. Годовикова"...

Первый отборочный этап международной олимпиады в сфере информационных технологий "IT-планета 2013/2014"

Презентация "Разработка системы выгрузки данных из подразделений Московского авиационного техникума им. Н.Н. Годовикова"...

Методика применения информационных технологий в образовательном учреждении СПО в процессе преподавания истории и социальных дисциплин

Доклад на заседании методического объединения, посвященный применению ИКТ в СПО на уроках истории и социальных дисциплин...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14. Информационные технологии в профессиональной деятельности программы подготовки специалистов (ППССЗ) базовой подготовки по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и наукиРЫ от 12 мая 2014г. №508....

Статья студентки Унжаковой Ирины по теме: "Правонарушения в сфере информационных технологий"

Аннотация: в данной статье рассмотрены причины, источники угроз и виды правонарушений в сфере информационных технологий. Приведены категории в зависимости от способа использования компьютера при совер...

Программа факультативного курса «Разработка творческих и исследовательских проектов в сфере Информационных технологий»

Программа факультатива разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и может применятьс...